Среди московских шатровых колоколен 1680-х годов существовал почти полный аналог колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Это возведенная в 1689 году колокольня храма свт. Николая Явленного, что у Арбатских ворот (храм находился между улицей Арбат и Серебряным переулком). В самом деле, конструкция и декоративное решение обеих колоколен практически тождественны, за исключением нескольких незначительных деталей. Эти небольшие различия сделали декор колокольни храма свт. Николая Явленного несколько упрощенным по сравнению с колокольней церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Сходство облика позволяет предположить, что над обоими колокольнями работала одна строительная артель.  Храм свт. Николая Явленного, как и церковь Рождества Богородицы в Бутырках, был возведен на средства одного из стрелецких полков, а именно «Афанасьевского полка Чубарова». Именно поэтому более распространенным названием храма было «Святителя Николая Явленного, что за Арбатскими вороты, в Стрелецкой слободе». В XVII веке рядом с церковным двором находилась съезжая изба стрелецкого полка, а сам двор называли «монастырем церкви Николая Чудотворца Явленного» (здесь уместно будет отметить, что еще одним аналогом колокольни храма свт. Николая Явленного исследователи считают шатровую колокольню храма свт. Николая в Пыжах, которую тоже строили на средства стрельцов «Богданова полка Пыжова» около 1691 года). Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся к 1654 году и связаны с одним из вкладов царя Алексея Михайловича. Колокольня 1689 года была не первой, ее возвели после пожара, произошедшего в 1686 году, когда сам храм и храмовые постройки сильно пострадали. Высокая (около 14 саженей в высоту) шатровая колокольня находилась немного в стороне от храма. Она возвышалась в самом начале старинного Арбата и была видна издалека. Одним из свидетельств благоволения царской семьи был наиболее старинный колокол из подбора колокольни (весь подбор в конце XIX века состоял из семи колоколов). Как следует из надписи на нем, колокол отлили в 1630-е годы, а в 1638 году «Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович… и его Царица Великая Княгиня Евдокия Лукиановна и их государские дети…сей колокол велели дать к церкви Николы Чюдотворца Явленскаго, что за Арбатскими вороты, лета 7146 (1638) году». Надпись на колоколе была гравированной. Это позволяет предположить, что колокол был приобретен на Пушечном дворе специально для вклада в храм. Колокол 1638 года считался полиелейным, т.е. вторым по весу и отличался удивительно красивым звучанием. Звучание его было столь чистым, что стало предметом отдельного исследования о. Аристарха Израилева, определившего, что «тон этого колокола соответствует ноте соль».

http://sobory.ru/article/?object=60689

Хилендар, сербский славянский, 80 человек, эпитропы; Дохиар, греческий, 50 человек, эпитропы; Ксиропотам, греческий, 75 человек, эпитропы; Симоно-Петра, греческий, 60 человек; лавра св. Афанасия, греческий, 150 человек, эпитропы; Филофей, греческий, 45 человек, эпитропы; Ивер, греческий, 150 человек, эпитропы; Всего около 2995 человек. В старом Нагорном Русике, принадлежащем Пантелеймонову монастырю, подвизалось 60 монахов. Вторую группу монашества составляют скиты общие – из собрания келлий и калив. Эти скиты находятся на земле больших монастырей. Всего в скитах насчитывалось около 1865 иноков. К третьей группе монашества на Афоне относятся келлии (маленькие монастыри). Управляются они старцами монастыря. На Афоне было около шестисот келлий, из них 66 заселяли русские монахи. Вот список русский келлий: На земле Хилендарского монастыря: свт. Иоанна Златоустог о, ап. Иоанна Богослова, св. Иоанна Предтечи, Благовещенский, Трех святителей, сщмч. Игнатия Богоносца , Святой Троицы (1-й), Святой Троицы (2-й), свт. Николая Чудотворца, Рождества св. Иоанна Предтечи. На земле Иверского монастыря: свт. Иоанна Златоустог о, прпп. Петра и Онуфрия, Положения Пояса Богородицы, Святой Троицы, свт. Николая Чудотворца, ап. Иоанна Богослова. На земле монастыря Ставроникита: Покрова Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Богородицы, св. Иоанна Предтечи, Трех святителей, ап. Андрея Первозванного, мч. Климента, Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенский, Архистратига Михаила. На земле монастыря Филофей: св. Георгия, Вознесения, Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Иверской иконы Богоматери. На земле монастыря Котоломуш: вмц. Варвары, свт. Николая Чудотворца, вмчч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На земле лавры св. Афанасия: св. Артема, св. Георгия (Кераши), ап. Иоанна Богослова (1-й), ап. Иоанна Богослова (2-й), св. Иоанна Предтечи, Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, прп. Макария, вмч. Георгия, св. Иннокентия, Рождества Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Александровске. 1899 г. Проект архит. И. Г. Иванова по рис. В. М. Васнецова. Фотография. 1899 г. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Александровске. 1899 г. Проект архит. И. Г. Иванова по рис. В. М. Васнецова. Фотография. 1899 г. В 1899 г. в новом уездном центре края Александровске был возведен в русском стиле пятиглавый храм во имя свт. Николая Чудотворца. Проект разработал архангельский архит. И. Г. Иванов по рис. В. М. Васнецова (см. ст. Васнецовы ). Деятельное участие в сооружении храма и обустройстве его внутреннего убранства принимали С. И. Мамонтов, акад. А. А. Киселёв, архангельский губернатор А. П. Энгельгардт и др. Закладка храма во имя свт. Николая Чудотворца и основание г. Романова-на-Мурмане 21 сент. 1916 г. Фотография. 1916 г. Закладка храма во имя свт. Николая Чудотворца и основание г. Романова-на-Мурмане 21 сент. 1916 г. Фотография. 1916 г. В нач. XX в. среди всех слоев населения, включая духовенство, распространились революционные и реформаторские идеи. Этому процессу способствовала ссылка на территорию края «неблагонадежных». Продолжали появляться новые приходы: с 1899 по 1917 г. открыто 7, из них 2 должны были играть роль адм. центров благочиния; в 1899 г. открыт приход в Александровске, в 1916 г.- приход в Романове-на-Мурмане. К 1917 г. в составе 1-го благочиния было 11 приходов (Александровский, Кольский, Кильдинский, Териберский, Печенгский, Пазрецкий, Ловозерский, Нотозерский, Гавриловский, Рындский, Китовский), в к-рых действовали 23 церквей и 17 часовен. Во 2-м благочинии было 12 приходов (Умбский, Варзужский, Кузоменский, Тетринский, Чапомский, Понойский, Чаваньгский, Оленицкий, Кашкаранский, Ковдский, Кандалакшский, Княжегубский), к к-рым относились 30 церквей и 11 часовен. Однако Ковдский, Кандалакшский и Княжегубский приходы, хотя и располагались на территории Кольского п-ова, относились не ко 2-му, Александровскому благочинию Архангельской епархии, а к 3-му, Кемскому, и числились в Кемском у.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

1525, упразднен после 1918); Арсениев Комельский мон-рь (в Грязовецком у., муж., основан ок. 1530, с 1904 жен., упразднен после 1918); Арсениева пуст. (на р. Масляне в Вологодском у., муж., основана ок. 1530, упразднена в 1764, впосл. возобновлена как приписная к вологодскому Свято-Духову мон-рю); во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (на оз. Катромском в Кадниковском у., муж., основан до 1532, упразднен в 1764); Коряжемский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Сольвычегодском у., муж., основан в 1535, упразднен в 1863); Сойгинская в честь Преображения Господня пуст. (в Сольвычегодском у., муж., основана ок. 1540, упразднена в 1791); Стефанов Озерский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Грязовецком у., жен., основан в 1528-1530 как муж., упразднен в 1764, возобновлен в 1860 как жен., упразднен в 1924); Черниговский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь (близ Сольвычегодска, муж., основан до 1546, упразднен до 1764); в честь Преображения Господня пуст. (на оз. Глубоком в Кадниковском у., муж., основана в сер. XVI в., упразднена до 1764); Нифонтов Телеговский во имя Св. Троицы мон-рь (в Забелинской вол. Великоустюжского у., муж., основан в 1553, упразднен в 1764); Суморин в честь Преображения Господня мон-рь (в Тотемском у., муж., основан в 1554, упразднен в 1918); Христофорова в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» пуст. (на р. Коряжемке в Сольвычегодском у., муж., основана ок. 1555, упразднена в 1764); в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь (в г. Сольвычегодске, муж., основан ок. 1565, упразднен после 1918); Кобылкин во имя св. Илии Пророка мон-рь (в Вологде, муж., основан до 1568, упразднен в 1764); Агапитов Маркушевский мон-рь (в Тотемском у., муж., основан в 1576, упразднен в 1764); во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (при впадении р. УстьСтрелицы в р. Сухону в Тотемском у., муж., основан до 1586, упразднен до 1764); Прилуцкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Приводинской вол. Великоустюжского у., муж., основан до 1587, разорен в нач. XVII в., возобновлен в 1614, упразднен после 1918);

http://pravenc.ru/text/155162.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕБЯЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Лебяжская Черноморская Екатерино-Николаевская пуст.) (Ейской и Тимашевской епархии), находится в пос. Лебяжий Остров Брюховецкого р-на Краснодарского края. 1794-1918 гг. Основан в 1794 г. как общежительная Черноморская Екатерино-Лебяжская Николаевская пуст. 24 апр. 1794 г. руководство Черноморского казачьего войска отправило еп. Феодосийскому и Мариупольскому Иову (Потёмкину) письмо для предоставления в Синод, в к-ром просило поддержать их намерение устроить небольшую пустынь «на войсковой земле ради престарелых и раненых и изувеченных сего войска старшин и казаков». Уже 24 июля 1794 г. именным указом имп. Екатерина II разрешила казакам «в избранном ими месте устроить монашескую пустынь» по подобию «состоящей на своем содержании» Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ( Дмитренко. 1898. Т. 2. С. 774). Новую обитель решили построить на 2 небольших полуостровках Лебяжьего лимана, куда впадали реки Бейсуг и Бейсужек. Лебяжский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Литография. Нач. XX в. Лебяжский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Литография. Нач. XX в. 7 авг. 1794 г. Синод, отправляя указ императрицы, предписал еп. Феодосийскому Иову (Потёмкину) возвести в Л. м. храм с колокольней, трапезную, кельи на 30 монашествующих и 10 «больничных». Первым настоятелем казачья рада избрала иером. Феофана, бывш. начальника Самарского Пустынного во имя свт. Николая Чудотворца монастыря Екатеринославской епархии. 24 нояб. 1795 г. он был возведен в сан архимандрита и в нач. 1796 г. вместе с самарскими иером. Иосифом и иеродиак. Галактионом прибыл в обитель. Вскоре в Л. м. поселились и 20 послушников, направленных из Черноморского казачьего войска. 17 сент. 1798 г. войсковой атаман Т. Т. Котляревский обратился в Синод с ходатайством о разрешении принимать постриг престарелым и находящимся при смерти послушникам-казакам. В др. ходатайстве атаман просил передать Л. м. ризницу и б-ку упраздненного Межигорского в честь Преображения Господня (свт. Николая Чудотворца) мон-ря, поскольку новая обитель нуждалась в церковной утвари и богослужебных книгах. Обе просьбы были удовлетворены. В 1801 г., когда архим. Феофан «по старости» вернулся в Самарско-Николаевскую пуст., настоятелем Л. м. был назначен, но не признан войсковым начальством архим. Дионисий (Деляграммати). С 1802 г. Л. м. возглавлял бывш. игумен Клопского Михайловского во имя Св. Троицы монастыря архим. Товия (Трубачевский), выходец из казачьей семьи, при котором в обители началось каменное строительство.

http://pravenc.ru/text/2463219.html

монашеской общиной под рук. иером. Моисея. Был воздвигнут новый просторный храм во имя сщмч. Игнатия Богоносца, а старый переосвящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Расположенная к северо-востоку от К. келлия свт. Николая Чудотворца (Белозёрка), по преданию, была подарена протом свт. Савве Сербскому, к-рый любил в ней уединяться. Восстановлена пострижеником Кириллова Белозерского монастыря иеросхим. Антонием, учеником Хаджи-Георгия, который приобрел ее в 1882 г. Под ц. свт. Николая Чудотворца расположен храм Покрова Пресв. Богородицы. Здесь подвизался старец Тихон (Голенков ; 1884-1968). В 1967-1979 гг. в келлии размещалось братство старца Иосифа Исихаста , ныне - иконописное братство (ок. 12 насельников) во главе с игум. Арсением. По своим размерам келлия сопоставима с небольшими афонскими мон-рями. Братство рус. келлии св. Иоанна Предтечи, расположенной рядом с келлией Барберас, возглавлял иером. Иннокентий. Келлия Успения Пресв. Богородицы (Моливоклисья) Келлия Успения Пресв. Богородицы (Моливоклисья) Внутри К. Хиландару принадлежат келлии: вмч. Георгия Победоносца (рядом с Протатом, с зап. стороны) с храмом 1785 г., которая до 60-х гг. XVI в. была самостоятельным монастырем, в 1831-1870 гг. здесь действовала мастерская граверов по меди мон. Хаджи-Панкратия из Мадита и его ученика иером. Даниила; ап. Фомы (рядом), построенная в кон. XIX в. духовником Серафимом, в к-рой в нач. ХХ в. иером. Стефаном была открыта фотомастерская, а после второй мировой войны размещался конак, ныне пустует; свт. Николая Чудотворца (Врахниоти, το Βραχνιτη), отреставрирована в нач. ХХ в.; Рождества Пресв. Богородицы (Фласка, το Θλασκ), от к-рой осталась переданная келлии Врахниоти церковь с фресками и иконами, выполненными ок. 1526 г. анонимным художником, расписавшим парекклисион св. Иоанна Предтечи над нартексом храма Протата; свт. Николая Чудотворца (Барберас, Μπαρμπερς, ранее Кохлиара, το Κοχλιαρ, или Хухлий, τ Χουχλον, на северо-восток от скита ап. Андрея Первозванного, рядом с Патерицей), существовавшая в 1316 г. и служившая конаком Дохиара до обмена на хиландарскую келлию Всех святых; св. Архангелов, где жил старец Аверкий Карейский († 1943); и также несохранившиеся келлии Успения Пресв. Богородицы около Протата и вмч. Димитрия Солунского (между келлией Врахниоти и представительством Зографа) с фресками, куда после пожара 1924 г. был переведен конак из келлии свт. Николая Чудотворца, а после второй мировой войны из-за разрушения этой келлии (сохр. остатки визант. башни) - в келлию ап. Фомы.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Аксиньино. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Аксиньино (Никольское)и храм во имя свт. Николая Чудотворца упоминаются в исторических источниках с XV века. В то время село принадлежало московским митрополитам. В селе " Никольское, что на песку " в 1619г. встречали после польско-литовского плена митрополита Филарета. В Смуту Никольский храм сгорел и воссановлен в 1629г. В конце XVII века храм являлся подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. По преданию, здесь останавливался царь Алексей Михайлович, часто посещавший обитель. С XVIII века Никольский храм числился приходским. В 1870-е гг. на месте деревянного возвели ныне существующий каменный храм сдвумя приделами - Троицким и Покровским. Росписи стен выполнены в начале XX в. При храме была женская приходская школа, а также часовня и кладбище. В 1937г. храм свт.Николая закрыли, настоятелей, служивших с 1931г. протоиереев Георгия Колоколова и Василия Лихарева расстреляли, они оба прославлены как священномученники. После войны здание использовали как склад. В 1990г. верующие села Аксиньино и дачного поселка Николина Гора образовали православную общину. В настоящее время храм восстановлен, установлены три иконостаса работы палехских мастеров, на наружной стене алтаря мозаичное изображение свт.Николая выполнил А. Карнаухов. В 2000г. храм был освящен. Звенигородские окрестности всегда вызывали восхищение своей красотой. Историк и писатель Н.М.Карамзин, возвращаясь из Саввино-Сторожевского монастыря, писал: «Нигде не видел я такого богатства растений; цветы, травы и деревья исполнены какой-то особой силы и свежести...; дорога оттуда до Москвы самая приятная для глаз, гориста, но какие виды». Неподалеку от старинного русского города Звенигорода дорога на Москву проходит через село Аксиньино. Среди его домов, на высоком и обрывистом берегу реки Москвы, возвышается каменная церковь во имя святителя Николая Мирликийского. Храм построен в 1865-1874 годах в традициях русского храмового зодчества XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=07366

Свердлова им., посёлок. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм Свт. Николая Чудотворца Мир Ликийских в пос. им. Свердлова (Овцыно). Храм был устроен в главном здании бывшей усадьбы Пирогова, построенном в 1882 году по проекту арх. Покровского и переданном епархии в 1994 году. Главный алтарь – во имя Свт. Николая Чудотворца Мир Ликийских, освящен священническим чином 28 ноября 1999 г. (престольные праздники: 22 мая, 19 декабря); боковой придел – во имя Прп. Сергия Радонежского, освящен священническим чином 28 ноября 1999 г. (престольные праздники: 8 октября, 18 июля).   http://www.vsevreg.ru/info/relig) , http://st-nikolas.spb.ru/) Храм святого Николая Чудотворца на Неве в посёлке имени Свердлова возник не так давно. Идея его создания принадлежит первому настоятелю и строителю этого храма - отцу Дмитрию Амбарцумову. Отец Дмитрий часто посещал этот район в советские годы и всё переживал, что в таком большом посёлке, где проживает много людей, много старых и немощных пенсионеров - нет церкви. И тогда родилась идея - создать в этом посёлке храм в честь святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских. Место для постройки будущей церкви было выбрано не случайно. На берегу Невы в посёлке имени Свердлова, в микрорайоне номер 1 находилось принадлежащее кирпичному заводу здание клуба, в прошлом усадебный дом барона К.П. Ренненкампфа, построенный в 1882 году. До наших дней дошло имя автора усадьбы - выдающегося русского архитектора Владимира Александровича Покровского (среди его работ - Феодоровский Государев собор в Царском Селе, храм святого Алексея на поле Битвы народов в Лейпциге). Стараниями отца Дмитрия и многочисленных помощников с Божьей помощью понемногу здание перестраивалось и было преобразовано в храм. Главный алтарь был освящён 19 декабря 1998 года во имя Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских. Помимо основного пространства церкви дополнительно был устроен правый придел в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=02223

Пасха " 2021 в разрушенных храмах Фотогалерея Сегодня, в день отдания Пасхи, мы публикуем фотоотчет об объявленной незадолго до праздника Светлого Христова Воскресения акции «Споем Пасху в каждом заброшенном храме!» . Вместе с синодальным миссионерским отделом, комиссией по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете города Москвы и проектом «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» мы призвали православных христиан помолиться в разрушенных церквях и часовнях, спеть хотя бы мирским чином часы Пасхи и тем самым вернуть им то предназначение, ради которого они строились. На наш призыв откликнулись верующие из 27 областей России, которые посетили 160 храмов, часовен и молитвенных домов. Участники 65 пасхальных молитвословий прислали фото- и видеоматериалы. Полная карта охваченных в 2021 году святынь доступна на сайте «Общего дела»: http://obsheedelo.ru/upload/map2021XB.html . vk fb tw ok @ g+ lj Храм свт. Николая Чудотворца, г. Архангельск, район Соломбала, Кемский посёлок Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храм свт. Николая Чудотворца, г. Архангельск, район Соломбала, Кемский посёлок Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храм свт. Николая Чудотворца, г. Архангельск, район Соломбала, Кемский посёлок Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храм свт. Николая Чудотворца, г. Архангельск, район Соломбала, Кемский посёлок Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храм мчч. Кирика и Иулитты, Большая Канзапельда (Давыдовская) Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храм мчч. Кирика и Иулитты, Большая Канзапельда (Давыдовская) Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храмовый комплекс. Церкви вмч. Георгия Победоносца и Илии Пророка, Большой Бор Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храмовый комплекс. Церкви вмч. Георгия Победоносца и Илии Пророка, Большой Бор Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj Храмовый комплекс. Церкви вмч. Георгия Победоносца и Илии Пророка, Большой Бор Архангельская митрополия vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/139795.html

Французы ограбили церковь и монастырь в 1798 году; теперь, однакож, снова сокровищницы их полнеют, и богатеет сам город, производящий торговлю одними четками, серебряными сердечками, коронками из цветов и другими вещами для приношения знаменитой Лореттской Мадонне» (Анненков П. В. Парижские письма. С. 26). 48. Цит. по: Порфирий (Успенский) епископ. Святыни земли Италийской. (Из путевых записок 1854 года). М., 1996. С. 130-131. 49. См. подробнее: там же. С.129-130 (примечания). 50. Цит. по: Житие и чудеса св. Николая Чудотворца... С. 113. 51. Следует заметить, что частицы мощей свт. Николая сохранялись в XIX в. в Благовещенском соборе Московского кремля, в церкви Трех Святителей, бывшем Сетунском соборе, что под Ивановской колокольней. См.: Путешествие иркутянина в Бар-град... С. 25; современный справочник-путеводитель «Святыни земель московских» (М., 2002. С. 102) называет местами сохранения частиц мощей свт. Николая храм Всех святых на Кулишках, храм Михаила Архангела в Тропареве и храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище. В Санкт-Петербурге частица мощей свт. Николая сохраняется по сей день в Никольском соборе, куда она была передана императрицей Александрой Федоровной, супругой Николая I в1847 г., после ее путешествия по Южной Италии. См.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908. С. 99. Между тем митрополит Евгений (Болховитинов), описывая реликвии Киевского Софийского собора, уже не называет мощей свт. Николая. См.: Евгений (Болховитинов), митрополит Киевский. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825. С. 47-48. Не упоминается о них и в «Описании Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 годах. Киев, 1854. С. 62-63. Все это заставило Д. Г. Хрусталева заключить: «Удивляет, что никаких мощей (даже частицы) Николая Чудотворца уже в XVIII в. в России не было» и предположить, что «реликвии, доставленные Феодором, были утрачены еще в древности» (Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010