М.И. Вострышев Хроника первосвятительского служения патриарха московского и всея России Тихона. Противостояние русской православной церкви и советского государства (1917 – 1925) 103 1917 год 4/17 ноября. Определение Священного Собора Российской Православной Церкви о высшем управлении Православной Российской Церкви: В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. Восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. Патриарх является первым между равными ему епископами. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору. 5/18 ноября. В храме Христа Спасителя жребием из трех кандидатов всероссийским патриархом избран митрополит Тихон (Беллавин). При благовестии ему патриаршества на Троицком подворье он произнес пророческие слова: «Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских, и предстоит умирание за них во вся дни». 7/20 ноября – 20 ноября/3 декабря. Патриарх Тихон отправился в Троице – Сергиеву лавру, где и пробыл до дня своего торжественного возведения на первосвятительский престол. 21 ноября/4 декабря. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Торжественное возведение на первосвятительский престол (интронизация) в Успенском соборе Московского Кремля патриарха Московского и всея России Тихона. 23 ноября/6 декабря. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 26 ноября/9 декабря. Служил литургию в Казанском соборе на Красной площади. 27 ноября/10 декабря. Служил литургию в Знаменском монастыре на Варварке. 2/15 декабря. Послал телеграмму великобританскому послу с просьбой передать королю Англии поздравления по случаю взятия английскими войсками Иерусалима. 3/16 декабря. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Московской духовной семинарии. В середине дня председательствовал на торжественном заседании Общества любителей духовного просвещения, где в числе других выступал по поводу 50 – летия со дня кончины московского митрополита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мефодий (Кульман), еп. Кампанский. Фотография. Кон. 60-х гг XX в. (Кульман Владимир Николаевич; 12.07.1902, С.-Петербург - 13.04.1974, Аньер-сюр-Сен, пригород Парижа), еп. Кампанский Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата . Род. в семье проф. Николая Карловича Кульмана (1871-1940), известного слависта и лит. критика. На духовное формирование Владимира оказал большое влияние его дядя свящ. Александр Карлович Кульман († 1937). Во время учебы в гимназии Владимир придерживался социалистических взглядов. Ужасы террора в г. Николаеве, куда семья бежала в 1918 г., изменили его отношение к революции. Осенью 1920 г. семья Кульманов покинула Россию. Более года Кульманы прожили в Варне (Болгария), где Владимир окончил гимназию. В 1922 г. семья переехала в Прагу (Чехословакия). В том же году Владимир поступил на историко-филологический фак-т пражского Карлова ун-та. В студенческие годы на него сильное влияние оказал Пражский еп. Сергий (Королёв) , которому Владимир прислуживал за богослужениями. Большое впечатление произвели на него посещения в студенческие годы Прикарпатской и Пряшевской Руси, где правосл. население столетиями сохраняло свою веру и национальное сознание в чужом окружении. В 1926 г. окончил ун-т со степенью доктора философии. Был сотрудником пражского Славянского ин-та, однако отказался от карьеры кабинетного ученого и решил отдать все силы служению Церкви. Еп. Сергий благословил его поступить в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже. Работал в Славянской б-ке. Стал одним из основателей братства имени прп. Сергия Радонежского, участвовал в издании «Сергиевских листков» . 14 дек. 1930 г. пострижен в Париже управляющим рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогием (Георгиевским ; с 1931 г. экзарх Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов) в монашество с именем в честь прп. Мефодия Пешношского, был рукоположен во диакона. В 1931 г. окончил Сергиевский ин-т с дипломом 1-й степени. Был рукоположен во иерея. Первое послушание М. проходил как духовный руководитель в молодежном летнем лагере, организованном Русским студенческим христианским движением на атлантическом побережье Франции. Там он служил в лагерном храме, проводил беседы, ежедневно читал краткие проповеди, которые по указанию начальства не должны были превышать 3 мин. Этот навык остался у него на всю жизнь: его проповеди отличались глубиной мысли и краткостью изложения. Духовником М. был свящ. Сергий Четвериков, который передал ему любовь к Оптиной пустыни и вместе с которым М. в 1939 г. ездил в Валаамский мон-рь в Финляндии. В 1932 г. М. стал настоятелем только что основанного в г. Аньер-сюр-Сен деп. О-де-Сен Франции храма Христа Спасителя (в память о разрушенном храме Христа Спасителя в Москве). В этом храме М. служил 42 года. В 1938 г. был возведен в сан игумена, в 1940 г.- архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2563118.html

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Саратовский Лонгин Чувства верующих людей – не абстракция Источник:  Православие и современность Кощунство в храме Христа Спасителя: как получилось, что оно стало причиной разделения для верующих людей, надо ли отвечать на подобные вызовы, как защищать свои святыни? На вопросы портала " Православие и современность " отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. – Владыка, уже несколько недель прошло с того дня, как в храме Христа Спасителя была совершена кощунственная акция, однако ее обсуждение в прессе, в интернете не стихает. Нет ли у Вас ощущения, что в случае с так называемым " панк-молебном " Церковь столкнулись с новой реальностью: интернет-провокацией, раздутой до размеров информационной войны? – Первое, что бы я хотел сказать – я категорически не принимаю, когда всей Церкви, мне лично навязывают язык, на котором я не хочу разговаривать. Получается, что любой человек, сделавший какую-то гадость, может назвать это " панк- " – а дальше чем угодно: перформансом, акцией, " молебном " ... Мне очень жаль, что и в нашей среде, в том числе в церковных СМИ, появилось это выражение. Как можно слово " молебен " , хотя бы даже в кавычках, приложить к той мерзости, которая была совершена в храме? Нам навязывают этот язык с абсолютно понятными целями, но наша беда в том, что мы начинаем им пользоваться. Вообще вопрос языка – очень важный. Я хорошо помню, как в начале 1990-х годов с помощью таких же манипуляций со словом формировалось отношение к так называемому Белому дому в Москве. Его расстрелу в 1993 г. предшествовала массированная артподготовка в соответствующих средствах массовой информации, и тогда в газете " Московский комсомолец " , словосочетание " Белый дом " превратилось в " биде " . Такое вот сокращение просто низводило до уровня фарса действия тех людей, которые там в то время находились. Понятно, что мы не можем никак воздействовать на тех людей, блоггеров, журналистов, которые сознательно издеваются над Церковью. Это их дело. Но когда мы сами, люди, называющие себя членами Церкви, употребляем такие вот словосочетания, это очень плохо. Это говорит, по меньшей мере, о нашей дезориентированности.

http://religare.ru/2_93378.html

поиск:   разделы   рассылка Слово протоиерея Димитрия Смирнова перед отпеванием Святейшего Патриарха Алексия II в Храме Христа Спасителя Нынче завершаются эти особенные святые дни в жизни русского Православия, всего нашего народа. Это не может не иметь своего отражения и на всем мире, потому что мы погребаем великого человека, великого сына нашего народа, замечательный и святой плод, который взрастила Церковь. Господь нам заповедал судить о древе по его плодам, и, когда перед мысленным нашим взором проходит жизнь нашего Первосвятителя, мы видим, что плоды этой жизни прекрасны и обильны. Свои церковные послушания он начал еще в детстве, читая в храме Апостол и часы и прислуживая в алтаре. И, пройдя все церковные послушания, промыслом Божиим он был вознесен на Патриарший престол. За годы Патриаршества благодаря своей молитве, своему мудрому руководству, своему необыкновенному терпению и мужеству, своей особенной прозорливости он провел церковный корабль через такие бури, что было очевидно, что благодать Божия и Святая Троица непосредственно участвуют в жизни нашего Патриарха. В то время, когда сатане удается всех расколоть, благодаря огромным трудам, и молитвенным, и церковно-политическим, ему удалось совместно с Предстоятелем Русской Зарубежной Церкви объединить две ветви русского Православия. Это величайшее событие эпохи Патриаршества святителя Алексия II. Тем самым Православие явило свою силу и возможность преодолевать " рознь века сего " . Та любовь Христова, которой обладал наш Святейший, растопила в себе все средостения, которые возникли за годы разделения, и это разъединение было преодолено. Он один благодаря обаянию собственной личности, огромной теплоты, которая исходила из его сердца и глаз, сумел церковную жизнь привести на такую высоту, что количество храмов умножилось почти до тридцати тысяч и продолжает умножаться до сих пор, а количество монастырей из двадцати превзошло восемьсот. Эта цифра столь фантастична, что в нее даже трудно поверить, но это так. В чем же удивление? А в том, что воспитанные в государственном атеизме люди, молодые юноши и девушки, в великом множестве возжелали духовной жизни.

http://religare.ru/2_60917.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Интервью на радио «Радонеж» по поводу обращения «деятелей культуры» в защиту участниц «панк-молебна» 09.04.2013 Рубрика: Общество Метки: панк-молебен — Отец Александр, известно какое возмущение вызвало среди православных, и не только, обращение «деятелей культуры» в защиту арестованных кощунниц. Как Вы считаете, эти «скверные плясавицы» действительно психически больные люди, которые по своему неразумию совершили хулиганство, к чему в общем и клонят «деятели культуры»? Если это действительно так, то предупреждение в начале обращения, что «подписавшиеся не все одинаково оценивают их поступок», может в какой-то степени служить некоторым из них оправданием. Вы согласны? Или за этим событием стоит нечто большее? — Всегда важно видеть всю картину. Все определяет контекст. Литераторы и художники должны это как никто понимать. Ибо известно, что мысль, вырванная из контекста, ведет себя как рыба, вырванная из воды. В последние годы мы становимся свидетелями новых нападок на Православие со стороны сил, которые опасаются возрастания его нравственного авторитета как фундамента Российской государственности. Та мерзость, которая была показана нам недавно в храме Христа Спасителя, — далеко не случайное явление, как это пытаются представить «деятели культуры», подписавшие письмо в защиту кощунниц. Напомним им наиболее яркие примеры последнего времени: демонстрация по НТВ фильма «Последнее искушение Христа» (1997 год), разрубание православных икон в Центральном выставочном зале в Манеже (1998 год), публичное пародийное распятие напротив храма Христа Спасителя (2000 год), выставка «Осторожно религия» (январь 2003 года), кощунственный балет «Благовещение» в Государственном академическом Малом театре (август 2003 года), выставка «Запретное искусство» (2007 год). Не вызывает сомнения, что последнее преступление, как и все предыдущие, было хорошо срежиссировано и оплачено. Невозможно не видеть, что эти провокации происходят после небывалого в истории человечества гонения на Церковь, которое запечатлелось осквернением святынь, массовыми расстрелами епископов, священников, простых верующих. Это произошло после торжественной канонизации сонма новых мучеников и исповедников Российских в только что восстановленном храме Христа Спасителя. Многие обращают внимание и на то, что этим бесовским пляскам предшествовало ничем рационально не объяснимое бесовское осмеяние в либеральных СМИ веры миллиона людей, пришедших поклониться Поясу Пресвятой Богородицы в кафедральный собор столицы.

http://moral.ru/интервью-на-радио-радоне...

И.П. Ювачев XXVII. В Иерусалимском храме Ночное пребывание у Гроба Господня. – Страстная пятница у католиков. – Запущенность храма. – «Мерзость на святом месте». – Литургия на Гробе Спасителя. – В трапезной у греческих монахов. – Иерусалимские геронтиссы. – Шествие в Гефсиманию. – Вымогательство греков. – Пещера Гроба Божией Матери.– Единение христиан под кровом Богоматери. Прибытие галилейского каравана в Иерусалим по времени вполне отвечало древним путешествиям евреев из Галилеи в Иудею на праздник Пасхи. Мы опередили православное воспоминание прихода Самого Христа в Иерусалим 22 всего лишь на два дня. В пятницу, 31-го марта, т. е. накануне Лазарева воскресения, вновь прибывших паломников греки пригласили на ночное бодрствование в храме Гроба Господня, с тем, чтобы на утро проводить их в Гефсиманию, к месту погребения Божией Матери и на Елеонскую гору. Часы дня у Гроба Господня строго распределены между разными христианскими исповеданиями. Ровно в полночь начинают здесь свою литургию греки, затем армяне, после них католики и т. д. А так как храм Воскресения турки держат всю ночь на запоре, то желающие прослушать здесь литургию греков должны приходить в храм накануне с вечера и ночевать в нем до утра. Давно желая провести ночь у Святого Гроба, я с радостью принял предложение греков и вместе с другими паломниками часов в пять пополудни отправился в храм Воскресения. В том году Пасха у католиков праздновалась на неделю раньше, чем у православных, и в эту пятницу у них происходило торжественное воспоминание снятия со креста Спасителя. В присутствии европейских консулов и массы паломников Иерусалимское католическое духовенство в полном составе совершило грандиозный крестный ход в стенах храма. Перенесение изображения снятого с креста Господа, помазание миром на известном камне у входных дверей, положение во гроб – все это было представлено очень наглядно и эффектно. Один из молодых каноников сказал блестящую речь у камня миропомазания. На этот раз, вероятно, за особую плату турки сделали исключение и, по окончании богослужения католиков, выпустили их среди ночи из храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 17. Сретение Господне. О встрече с Господом (Лк. 2:22–40) «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» ( Лк. 2:29 ). Через 40 дней после Рождества Христова святая Церковь празднует Сретение Господне. Это потому, благочестивые слушатели; что в сороковой день после рождения Христа Спасителя Пречистая Приснодева принесла Его из Вифлеема в Иерусалимский храм, чтобы «представить, как первенца пред Господом» и совершить для Себя Самой обряд очищения. Еврейский народ считался богоизбранным, и должен был своих первенцев мужского пола посвящать на служение при скинии, а потом при храме. Когда же было избрано колено левино (левиты) на постоянное служение при храме ( Чис. 8:11 ), то за своих первенцев каждая семья приносила выкуп (5 сиклей, или 4 рубля). Еврейская женщина по рождению младенца считалась нечистой и в течение семи дней, а затем ещё 33 дня не могла являться в храм, после чего приносила голубицу (голубя) и очистительную жертву за грех, и другую голубицу (или овцу) – в жертву всесожжения. Так было, и на 40-й день после рождения Богомладенца. Вместе с праведным Иосифом Богоматерь принесла Его в храм. Здесь встретил их старец Симеон. В Евангелии сказано о нём, что он был праведен и благочестив. По толкованию святителя Дмитрия Ростовского , у евреев праведным считался человек, выполняющий правду Божию о людях, т. е. любящий их и служащий им. Благочестивым назывался человек, соблюдающий истину о Боге, т. е. любящий Его и служащий Ему. Таким образом, праведный и благочестивый выполнил весь ветхозаветный закон, – закон и пророки, когда любил Бога и человека и служил им. Таковым и был старец Симеон. В Евангелии ещё сказано, что Дух Святой был на нём. В Ветхом Завете Святой Дух почивал обычно на пророках, которые обличали еврейский народ за пороки и отступления от Бога и пророчествовали о грядущем пришествии в мир Мессии, как Избавителя и Спасителя народа от духовной гибели. Об этом же и пророчествовал старец Симеон и теперь, когда встретился лицом к лицу с младенцем Христом в Иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Архив Пн В Храме Христа Спасителя состоялась презентация Собрания трудов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 14 марта 2014 г. 19:17 14 марта 2014 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась презентация выпускаемого  Издательством Московской Патриархии  Собрания трудов Его Святейшества. Открывая мероприятие, главный редактор Издательства Московской Патриархии  протоиерей Владимир Силовьев  поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с годовщиной архиерейской хиротонии, отмечаемой сегодня, и представил первые три книги собрания. Говоря о  недавно изданном  третьем томе, протоиерей Владимир Силовьев отметил, что он наиболее объемный. По словам отца Владимира, собрание трудов Святейшего Патриарха необычно по построению. Оно распределено на ряд тематических серий, которые постоянно пополняются новыми материалами. Формируется архив, который систематизируют, редактируют, технически оформляют и издают сотрудники Издательства Московской Патриархии. «Получается собрание, которое состоит из многих серий, — пояснил главный редактор Издательства. — Эти серии называются по-разному, и они окончательно не сформированы: " Слово Предстоятеля Церкви " , " Слово пастыря " , " Богословие " , " Официальные документы " ... Сейчас логика этого построения, может быть, не очень видна, но со временем серии будут наполняться высоким содержанием. Поэтому, Ваше Святейшество, мы хотим прежде всего, чтобы эти серии умножались, а чтобы они умножались, мы желаем Вам здоровья и многая лета». Затем к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл: «Благодарю Вас, отец Владимир, за Ваши добрые слова и за работу, которую провело Издательство Московской Патриархии. Я хотел бы сказать о том, что сегодняшний день для меня в личном плане особенный — 38 лет назад я стал архиереем, и так уж совпало, что по церковному календарю это первый день весны, 1 марта; а для истории нашей культуры это день, когда Иваном Федоровым была издана первая книга, и сегодня мы празднуем 450-летие издания первой печатной книги России.

http://patriarchia.ru/db/text/3606928.ht...

В Храме Христа Спасителя в Москве состоялся первый Большой круг российского казачества 16 февраля 2018 г. 21:05 15 февраля 2018 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся первый Большой круг российского казачества. Началу мероприятия предшествовала Божественная литургия, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Святейшеству в этот день сослужили, в частности, священники войсковых казачьих обществ (ВКО), а также руководители епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством. Проповедь перед причастием произнес иерей Тимофей Чайкин, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством , духовник МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первого казачьего университета) и Союза казаков-воинов России и Зарубежья. По завершении Литургии за труды во славу Русской Православной Церкви и духовное возрождения казачества Святейший Патриарх вручил юбилейную медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, председателю Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества А.Д. Беглову. После небольшого перерыва в Зале церковных соборов начался Большой круг российского казачества. Организатором первого Большого круга казачества стали Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Федеральное агентство по делам национальностей, Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством при поддержке Правительства Москвы. В Большом круге приняли участие более 1,5 тысяч человек из 80 регионов Российской Федерации: атаманы и представители ВКО, общественных объединений казаков, Казачьей партии Российской Федерации, молодежных казачьих организаций, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства Москвы, иных органов государственной власти, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, а также клирики Русской Православной Церкви, окормляющие казачьи общества, руководители и сотрудники епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, казачьи духовники, сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

http://patriarchia.ru/db/text/5148409.ht...

В Храме Христа Спасителя прошел I Московский миссионерский съезд 17 декабря 2013 г. 21:16 16-17 декабря 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столице России состоялся I Московский миссионерский съезд. 16 декабря съезд открылся в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя под председательством главы Синодального миссионерского отдела митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна . В открытии приняли участие руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям , управляющий Северо-Западным и Северным викариатствами Московской епархии архиепископ Егорьевский Марк , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев , декан Миссионерского факультета ПСТГУ протоиерей Николай Соколов, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько), председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин). Заседание открылось докладом архиепископа Марка. В своем выступлении он отметил текущие проблемы и задачи миссионерской работы в столице, в том числе разработку мер по практическому исполнению общецерковных нормативных и рекомендательных документов, как то «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» , «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» , «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви» . Владыка Марк отметил необходимость создания в Московской епархии координационного миссионерского центра: «Каждый миссионер сегодня фактически предоставлен сам себе. В такой ситуации под предлогом миссии нередко совершаются неоправданные эксперименты, без церковного утверждения вводятся экспериментальные миссионерские программы или инициативы, не укорененные в Священном Предании Церкви, совершаются действия или публичные высказывания, которые вызывают соблазны в церковной и светской среде». Он призвал миссионеров «взять за правило смиренно советоваться о своих инициативах с людьми, поставленными Церковью ответственными за миссионерское служение».

http://patriarchia.ru/db/text/3445806.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010