Архитектурная композиция пятишатровая крестовая система с применением в боковых нефах и алтаре полуциркульных сводов и купола в световом барабане. В двухэтажном притворе под двухскатной крышей размещена звонница. Храм строила фирма ЗАО «ЛУКОЙЛ Нефтегазстрой». 5 октября 1998 г. Владыка освятил крест на месте строительства храма святого благоверного князя Александра Невского. Проект храма святого благоверного князя Александра Невского ООО «Алекс» гл. архитектор г. Урай Фильченко Людмила Васильевна. 2000 г. Сентябрь. По приглашению администрации, в связи с праздничными мероприятиями, посвященными 35-летию Урая, город посетил Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Божественная литургия, встреча с руководителями города. 2000 г. Декабрь. Состоялось освящение и поднятие колоколов на звонницу храма Рождества Пресвятой Богородицы. 2001 г. 4 января. Закончено строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы. Крестный ход от временного здания храма к новому. Первое богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Праздник Рождества Христова. Храм сдан в эксплуатацию 7 января 2000 года. 27 сентября 2001 года. Крестный ход от храма Рождества Богородицы к храму святого Благоверного князя Александра Невского и воздвижение креста на купол храма ( на улице проливной дождь со снегом, сильный ветер). 10 сентября 2002 года. Город посетил Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. 11 сентября 2002 года. Им был освящен храм святого благоверного князя Александра Невского. Сентябрь 2003 года. Восстановлен иконостас храма Рождества Пресвятой Богородицы. Средства на изготовление иконостаса пожертвовала нефтяная компания ЗАО «Турсунт»- директор Басараб Василий Владимирович. Март 2004 года. Храму Рождества Пресвятой Богородицы торжественно вручен подарок — икона Божией Матери «Знамение». Икона подарена храму Президентом нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Алекперовым Вагитом Юсуфовичем. 9 октября 2005 года. Молебен и начало строительства Воскресной школы при храме Рождества Пресвятой Богородицы. Заказчик МУ «УКС» г. Урай, строительство ведет ООО «Алекс». Проект Воскресной школы исполнен центром «Арххрам» Московской Патриархии, гл. архитектор Кеслер М.Ю., корректировкой Управлении архитектуры г. Урая.

http://sobory.ru/article/?object=16526

После пожара в Богоявленском монастыре, в 1612 г. село было заложено, но затем выкуплено и возвращено монастырю патриархом Филаретом. В 1619 г. царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но через четыре года, в 1623 г., село снова возвращается Богоявленскому монастырю, и вскоре переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при этом владельце здесь строится около 1627 г. новая деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая). Через одиннадцать лет по духовному завещанию владельца на помин души село Вельяминово вновь возвращается к Богоявленскому монастырю. В 1653 г. село Вельяминово приглянулось Святейшему Патриарху Никону, который выменивает его у Богоявленского монастыря на два других своих села в Московском уезде. Так Вельяминово становится подмосковной вотчиной владыки — патриарха и получает новое название - Владыкино. В Патриарших приказных книгах, сохранившихся до наших дней, упоминается, что Святейшие патриархи Никон, Иоаким, Адриан многократно слушали Божественную литургию в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с патриархом Адрианом также слушал Божественную литургию в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. К 1596 г. относится первое письменное упоминание о деревянном храме святителя Николая в селе Вельяминове, на левом берегу реки Лихоборки. В 1653 г. село перешло во владение патриарха. Патриарх Никон переименовал его во Владыкино и освятил 9 апреля 1654 г. в нем второй храм в честь Иверской иконы Божией Матери. К 1682 г. относится первое письменное упоминание о храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Находился он на том же высоком левом берегу Лихоборки, что и храм святителя Николая. В 1701 г. он еще оставался деревянным. С упразднением патриаршества в 1722 г. император Петр I подарил Владыкино Феофану Прокоповичу. Двор его находился рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Каменный храм был построен в конце XVIII века. Иконы в него были принесены из упраздненной церкви села Никольского.

http://sobory.ru/article/?object=03620

Преемник митрополита Киприана, митрополит Фотий, основал в Сенеге и Гуслице, как можно предполагать, несколько храмов и монастырей (один из которых Гуслицкий). Именно с именем святителя Фотия историки связывают появление храма Рождества Пресвятой Богородицы у речки Рудни. Эти события вошли в русскую историю – они отражены как в летописях, так и в трудах наших известных историков – «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Рудне первоначально была построена, как значится в клировых ведомостях, в 1572 году 8 сентября, в день престольного праздника, тщанием прихожан. В 1710 году она была описана так: «рубленая клетцки, об одной главе, а на главе крест железный, позолоченный сусальным золотом. Внутри царские врата, сень и столбцы столярные, золоченые, по правую сторону царских врат образы: Всемилостивого Спаса, венец с сиянием и гривенка серебряные, чеканные, золочены, Рождества Пресвятой Богородицы, венец с короною гладкие и с перьями, в привесе крест серебряный, другой венец с короною и с гривенкою золоченые, Образ Николая Чудотворца в житии, св. вмч. Параскевы Пятницы и св. пророка Илии. По другую сторону царских врат образы: Рождества Пресвятой Богородицы, оклад серебряный, риза литая чеканная, венец серебряный, убрус у ризы низан жемчугом, в привесе шесть крестов, образ Богородицы Казанской, образ св. мчч. Флора и Лавра, писаны красками». Недалеко от храмов на Рудне с древних времен находится святой источник Казанской иконы Божией Матери. Вода источника обладает целебной силой и до сих пор почитается и в среде старообрядцев разных согласий. По преданию, здесь в 17 веке было явление Казанской иконы. Ныне эта икона находится в храме Рождества Богородицы и почитается чудотворной. Каждый год 21 июля совершается освящение воды на источнике, служится Литургия в храме, после которой икона обносится крестным ходом вокруг храма. В первой половине XVIII века рядом с этой церковью стояла церковь свт. Николая Чудотворца. До сих пор среди особо почитаемых святынь находится образ свт. Николая Чудотворца. В 1781–1782 годах оба храма были построены заново, зимняя церковь была освящена в честь Рождества Христова а летняя церковь, как и прежде, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Одновременно была построена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=21206

Рассказав об этом знамении патриарху Иову, священник испросил его позволения перенести храм на место, указанное иконой. Патриарх благословил намерения Григория, и вскоре церковь была перенесена. В 1640 году при храме, разграбленном от нашествия литовцев и поляков, поселился благочестивый старец Илларион. К отшельнику стали приходить люди, прося принять их под его руководство. Вскоре вокруг храма общими усилиями благочестивых пришельцев возникла обитель. Больше всех среди подвижников над устройством монастыря потрудился инок Лукиан, в честь которого пустынь и получила свое название. Святынями обители была древняя (XVI в.) явленная и дивно троекратно обретенная икона Рождества Пресвятой Богородицы и мощи св. Лукиана. При монастыре содержалась гостиница для паломников, кирпичный и изразцовый заводы, церковно-приходская школа. История Лукиановой пустыни начинается с события, которое произошло в 1594 году. В селе Игнатьеве, недалеко от Александровой слободы, был построен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы по велению царя Феодора Иоанновича и по благословению Святейшего Патриарха Иова. Однажды священник этой церкви отец Георгий, войдя в неё перед началом богослужения, не обнаружил храмовой иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Несмотря на усиленные поиски, икону найти не удалось. Однако через несколько дней один из местных жителей в ближайшем лесу обнаружил пропавшую икону. «И абие явися ему то дражайшее сокровище – святая Богоматере икона. Оле чудесе, стояща о себе, на воздусе…» Когда возвещено было об этом священнику и прихожанам, они поспешили к узанному месту, и воочию все увидели то, о чем поведал им человек, первым увидвеший чудо Божие. «Они же падше пред образом Пресвятые Богородицы со слезами молящееся на мног час». А затем икона с благоговением и страхом была взята, завёрнута в фелонь и отнесена обратно в храм. Через некоторое время всё повторилось вновь: необъяснимое исчезновение иконы из храма, появление её в том же пустынном месте и стояние «на воздусе». Икона во второй раз была возвращена в храм и вскоре снова явилась на пустынном месте. Тогда, посоветовавшись с прихожанами, отец Григорий обратился к святителю Иову, Патриарху Московскому с просьбой благословить перенесение деревянного храма из села Игнатьева на место чудесного явления иконы Пресвятой Богородицы. Благословение Святейшего Патриарха было дано, и храм и икона были перемещены на новое место. Во времена нашествия поляков церковь была разграблена и долго находилась в запустении. Крыша на ней прогнила и обвалилась, многие иконы «облиняли», только чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы да запрестольный образ Пресвятой Богородицы Смоленской Одигитрии сохранились неповреждёнными. В середине XVII столетия на этом месте преподобным Лукианом была основана монашеская обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы, впоследствии названная Лукиановой Пустынью.

http://sobory.ru/article/?object=00571

Сельцо Казаново в 1646-58 гг. принадлежало боярину Михаилу Михайловичу Салтыкову. Здесь была построена вновь церковь деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1656 г. написано: «прибыла в 1656 году вновь церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине боярина Михаила Салтыкова села Казанова, дани 9 денег, десятильничих гривна». Боярин Михаил Михайлович и кравчий Петр Михайлович Салтыковы купленную свою вотчину село Казаново с пустошими в 1658 г. променяли св. патриарху Никону в новый Иерусалимский Воскресенский монастырь. Церковь с 1678 по 1740 гг. писалась под Рузской десятиной «в вотчине Воскресенского монастыря». В переписных книгах 1678 г. значится «Воскресенского монастыря вотчина село Казаново, а в селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы». Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 1, Рузская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. В 2010 году в Волоколамском районе Московской области началось возрождение храма Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково (бывшее Казаново) в Волоколамском районе Московской области был построен в 1816-1824 годах. В 1839 году в семье диакона Феодора Касицына, служившего в этом храме, родился сын Дмитрий, будущий протоиерей Димитрий Касицын. О.Димитрий служил в Москве в храме святителя Николая в Толмачах, был главным редактором журнала " Душеполезное чтение " . Именно о.Димитрий отпевал П.М.Третьякова, создателя Третьяковской галереи. В 1921-1931 годах в Шитьково служил насельник Троице-Сергиевой лавры Филадельф (Мишин), будущий архимандрит. В 1931 году о.Филадельф был арестован и сослан сначала в Казахстан, а затем в Жданов (Мариуполь). О.Филадельфу посвящена глава в книге архимандрита Тихона (Агрикова) " У Троицы окрыленные " . В 30-е годы ХХ века храм был закрыт. Во время войны храм пострадал от обстрела фашистской артиллерии.

http://sobory.ru/article/?object=09752

Царские врата с сенью. Евангелисты написаны красками. Над царскими вратами деисус с праздниками и Пророками. Справа от царских врат:  образ Похвалы Пресвятой Богородицы, написанный на золоте, украшенный серебром резным золоченым и жемчугом; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии написанный на золоте; образ Пресвятой Богородицы межвратный. Слева от царских врат: образ Пречистой Богородицы; образ Прокопия Устюжского в молении украшенный серебром золоченым; образ Пресвятой Богородицы. Над церковными дверьми деисус. Справа от двери образ Ангела хранителя, образ Вседержателя, образ Василия Великого и блаженного Василия Московского в молении. Слева от двери образ Николая Чудотворца. Придел во имя Алексия митрополита Московского. В алтаре на престоле Евангелие с серебряными золочеными распятием и Евангелистами, крест обложенный серебром золоченым. За престолом образ Пречистой Богородицы Одигитрии. Над жертвенником образ Иоанна Предтечи. Царские врата с сенью. Евангелисты написаны красками. Над царскими вратами деисус с праздниками и Пророками. В приделе Алексия Московского находились: образ Алексия митрополита Московского украшенный серебром резным золоченым; образ Пресвятой Богородицы Знамение в молении; образ Алексия митрополита Московского и Прокопия Устюжского; образ Пресвятой Богородицы межвратный. В 1682 году открыта Великоустюжская епархия. Второй Устюжский архиерей – архиепископ Александр, заступивший на Великоустюжскую кафедру в сентябре 1685 года, в 1690 году начинает строительство Архиерейского двора. С южной стороны церкви Похвалы Пресвятой Богородицы (параллельно Успенского собора) начинается строительство двухэтажного архиерейского дома. Над церковью Похвалы Богородицы строится крестовая церковь во имя Рождества Христова, о чем свидетельствовал антиминс, хранившийся в Прокопьевском храме. После так называемого Ивановского пожара 24 июля 1715 года верхняя крестовая церковь Рождества Христова и нижняя Похвалы Богородицы с приделом Алексия митрополита Московского выгорели.

http://sobory.ru/article/?object=06413

Памятная книжка Костромской губернии.., 1862 г., с. 305; Беляев, 1863, с. 161-162; Краткие статистические сведения..., с. 171; Демидов. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 529-534 Храм Рождества Пресвятой Богородицы Храм построен в 1808 году иждивением крестьянской вдовы Анны Дмитриевны Ледневой. Храм каменный и существует в таком виде, как был первоначально устроен. В 1848 году храм украшен живописью, и стены его покрыты бирюзовым колером с уборкой. В 1873 году вокруг храма была устроена каменная ограда с чугунными решетками. Ограда начиналась от торговых рядов и доходила до крыльца. По обе стороны храма в ограде были ворота, ограда заканчивалась на уровне линии позднего притвора. С северной стороны храма находилась каменная палатка. Наружный вид храма овальный, одноэтажный, с одной главой, покрытие глав - чешуйчатое железное. Храм покрыт листовым железом, первоначально покрашен зеленой краской, купол и крест на нем покрыты белым железом. Приделов в храме три: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы; за правым клиросом иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»; за левым - свт. Николая Чудотворца. Приделы устроены в 1853 году на пожертвования разных лиц и освящены в том же году преосвященным Леонидом, епископом Костромским и Галичским (с 25 февраля 1850 г. по 19 августа 1853 г.). В «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии», составленное протоиреем Иоанном Беляевым в 1863 году, дано следующее описание престолов: «Престолы в честь: Божией Матери, празднования Ея рождества, Святителя Николая и всех Святых». В «Историко - статистическом описании села Писцово 1901 г.», составленном И.Ф. Токмаковым говорится: «Приделов в храме три: 1) главный средний в честь Рождества Пресв. Богордицы (празднов. 8 сентября); второй за правым клиросом в честь Знамения иконы Пресв. Богородицы (празднов. 8 сентября, 27 ноября и 1-ю пятн. по Св. Троице); Св. Николая Чудотв. (праздн. 9 мая и 6 декабря)». В «Кратких статистических сведениях о приходских церквах 1911 г.» престолы названы: «В Богородицерождественской ц. - а) главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, б) правый в честь иконы Знамения Богородицы, в) левый во имя святителя Николая Мирликийского». Средний алтарь полукруглый, отделен от храма аркой и иконостасом. Престол в нем деревянный, на четырех столпах, верхняя доска кипарисная. Средний алтарь украшен живописью с уборкою в 1852 году на сумму разных жертвователей. Главный иконостас в храме гладкий, трехъярусный с двумя рядами колонн, с порезкою, вызолочен червонным золотом без покраски на полимент. Иконостасы в приделах двухъярусные, гладкие, с четырьмя колоннами и резьбой; оба вызолочены червонным золотом без покраски на полимент и оба одинакового вида.

http://sobory.ru/article/?object=01500

5/18 декабря. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 6/19 декабря. День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца («Никола Зимний»). Служил литургию в храме Христа Спасителя. 8/21 декабря. Церковным Собором утверждено «Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России». 10/23 декабря. Служил литургию в храме Воскресения Христова в Сокольниках. 17/30 декабря. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Голутвине и вечерню в храме Василия Блаженного на Красной площади (собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву). 18/31 декабря. Послание патриарха Тихона о вступлении на Патриарший престол Православной Российской Церкви. («В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили на древнее место патриаршее».) 24 декабря/6 января. Рождественский сочельник. Служил всенощную в храме Христа Спасителя. 25 декабря/7 января. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 26 декабря/8 января. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 27 декабря/9 января. Служил литургию в храме Адриана и Наталии на 1 – й Мещанской улице. 29 декабря/11 января. Патриаршее послание грузинским иерархам по поводу автокефалии Грузинской Церкви. 31 декабря/13 января. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 1918 год 1/14 января. Служил молебен в канун Нового года в храме Христа Спасителя и произнес проповедь «Новогоднее слово». («Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, – и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том, что преходит, прилежати же о душе, вещи бессмертней, совсем забываем».) Служил литургию в Успенском соборе Кремля. 3/16 января. Председательствовал в большом зале Епархиального дома на открытии Пастырского союза. 5/18 января. Крещенский сочельник. Освящал воды в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1768-79 гг. по желанию и на средства помещика И. Н. Тютчева вместо старой деревянной церкви. Новое здание сооружалось с двумя алтарями: главный - во имя Рождества Пресвятой Богородицы и тёплым придельным - во имя Ильи Пророка. Построенная заказчиком действительным статским советником и почётным опекуном Московского воспитательного дома Иваном Никифоровичем Тютчевым, церковь отражала вкус этого человека. Кстати, его портрет (кисти знаменитого художника-портретиста Фёдора Рокотова) находится в Третьяковской галерее. Картина написана в 1768 году, когда и было положено начало строительству церкви. В Кабаличах родились дети и внуки основателя церкви. Самым знаменитым из них стал декабрист Алексей Иванович Тютчев. 21 июля 1862 года выгорело всё село Кабаличи, пострадал от пожара и сельский храм. В конце XIX - начале ХХ столетия он был капитально отремонтирован и заново освящён 27 мая 1901 года. В 1929 году храм закрыли для службы по инспирированной " просьбе населения " . В дальнейшем использовался для хозяйственных нужд. Над алтарём умудрились водрузить водонапорный бак, а в 1960-х, в пяти метрах от храма построили клубное здание, как будто не нашли другого места. Качество современного строительства уж очень наглядно дисгармонировало с архитектурой храма, не в пользу аляповатого клуба. Высказывались мнения о сносе старинного храма, но церковное здание всё же уцелело. В 1994 году воссоздан приход. Возрождение храма началось с июня 2002 года. Первое богослужение было совершено 26 декабря 2004 года в помещении Дома культуры, в котором администрация Глинищевского сельсовета выделила комнату для совершения богослужений. В 2010 году началась реставрация церкви. Первая Божественная литургия была совершена в день престольного праздника - Рождества Пресвятой Богородицы. В 2013 году при храме начала работать воскресная школа. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы прослеживается традиционная классическая схема " кораблём " .

http://sobory.ru/article/?object=05019

В Богородице-Рождественской церкви особо почиталась икона Богоматери «Скоропослущницы». В 1910 году по благословению епископа Тобольского и Сибирского Евсевия было открыто приходское братство во имя иконы «Скоропослушницы». Многие поколения березян, прихожан храма Рождества Пресвятой Богородицы, все самое важное в своей жизни связывали с церковью: рождение (крещение), свадьба (венчание), смерть (отпевание). Но в 1927 году церковь была закрыта, повержены кресты, разрушены купола и колокольня, на долгие годы смолкли ее колокола. Последний священник Александр Александрович Тоболкин арестован 3 сентября 1937 г., осужден УНКВД, и расстрелян в г. Тюмени 21 ноября 1937 г. (Реабилитирован 22 июня 1989 г.) Но здание храма сохранилось: сначала там была пекарня, потом располагалась Березовская АТС (автоматическая телефонная станция). И только лишь через шестьдесят с лишним лет, в апреле 1991 года в Березове была вновь зарегистрирована православная церковная община, которая добилась передачи ей обезображенного храма. В 1999 году в Березовском храме Рождества Пресвятой Богородицы начал пастырское служение священник, иерей Сергий Белоцерковский, выпускник Тобольской духовной семинарии, и в храме регулярно совершаются Богослужения, таинства крещения, венчания и др. Но прошло еще долгих пять лет, прежде чем поднялись белые стены церкви, засияли над ней купола. Теперь храм Рождества Пресвятой Богородицы стоит, как встарь, высокий, белый, с золотыми куполами, с ангелом на колокольне, ажурными крестами устремленный в небо. В воскресные дни храм заполняется православными, не только березянами, но и приезжими из сел и деревень. Особенно отрадно видеть, что все больше и больше детей в храме, которых приводят и приносят родители на Святое причастие. Скорее всего, эти детки воскресят традиции наших благочестивых предков. При храме действует Воскресная школа, которую посещают дети прихожан. Движение Сибирь Молодая Православная ведет просветительскую работу — дети оформляют стенды, посещают Дом престарелых, выполняют послушания в храме. В Доме-интернате ведутся уроки Основы православной культуры. Учащиеся выступают с праздничными концертами на Рождество Христово, Пасху, участвуют в Крестных ходах по поселку. Совершаются паломнические поездки по святым местам г. Екатеринбурга, Верхотурья, Тобольска, в Уфимскую епархию к чудотворной иконе Табынской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=11031

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010