Итак, из этих рассуждений мы выводим заключение о полной неосновательности мнение баптистов, что существует какое-то различие между современною и Апостольскою Церковью, и что способ обращения к христианам Апостолов не применим теперь к членам Церкви, большинство которых крещено во младенчестве. Мы теперь рассмотрели, более или менее подробно все послание ап. Павла к церквам, или христианским общинам. Каждое из этих посланий представляет собою свидетельство о широком распространении благодати Нового Завета, при посредстве Церкви. В каждом человеке Апостол предполагает обильно излиянные дары Св. Духа. Содержащиеся в посланиях наставления могут, во всей полноте своей, прилагаться к христианам настоящего времени, при одном только условии, что все они возрождены Крещением, как об этом учит вселенская Церковь и, следовательно, все они являются ответственными за полученную благодать. И, на самом деле, это учение о всеобщем распространении благодати, и вытекающая из него ответственность всех христиан, не только подразумевается, но ясно подтверждается многими местами Св. Писания. Мы позволим себе, рискуя быть обвиненными в повторении, привести некоторые из них; «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте, скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». «Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». Пусть читатель припомнит, что это послание обращается ко «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» ( Рим.12:3, 5 ). «Разве вы не знаете что вы храм Божий?» «Храм Божий свят, а этот храм – вы». «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа, которого вы имеете от Бога?» ( 1Кор.3:16, 17, 6:15, 19 ). «Каждый имеет свое дарование от Бога» (7:7). «Каждому дается проявление Духа на пользу» (12:7). «Все мы одним Духом крестились в одно Тело». «И вы Тело Христово, а порознь члены» (27). «Мы же как споспешники (Его), умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами». «Вы храм Бога живого» ( 2Кор. 6: 1, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Иудеи обыкновенно ходили в храм на молитву три раза в день: поутру часу в девятом, в полдень часов в двенадцать и вечером часу в третьем (Исход.29:38.39; Дан.6:10 ). Апостолы, Петр и Иоанн, шли в ветхозаветный храм для молитвы, исполняя обычное правило ветхозаветного благочестия: но в христианской Церкви показанные три времени издревле получили новое значение, соответствующее событиям новозаветной Церкви, а именно девятый час напоминает о смерти Иисуса Христа, умершего в этот час; шестой о распятии Господа па кресте, и третий о сошествии Св. Духа на Апостолов 15 . Пример апостолов, Петра и Иоанна, показывает, как важно общественное Богослужение. Исполненные Святого Духа, они без сомнения могли приносить Богу благоприятную молитву и дома; однакож идут в храм, показывая особенное уважение к общественной молитве, так как молитва в храме служит к прославленью Бога пред многими, и многих утверждает в прославлении Бога, силою духовного взаимного вспомоществования одних другим. И некий муж хром от чрева матери своея сый носим бываше: .его же полагаху по вся дни пред дверми церковными рекомыми красными, просити милостыни от входящих в церковь . Приступая к повествованью о чуде, Апостол показывает прежде обстоятельства того человека, над которым совершено чудо, чтобы чрез то показать, как несомненно и очевидно было для всех совершенное Апостолами чудо. Повествователь говорит: «И был человек хромой от чрева матери его». Это показывает, что недуг был неизлечимый. «Которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых красными, просить милостыни у входящих в храм». Отселе видно, что хромота человека была так велика, что не мог он ходить, а его носили другие. Видно и то, что этот больной, с тяжким его недугом, был известен весьма многим; потому, что его носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых красными, для испрошения милостыни. Врата храма названы красными потому, что они роскошно были украшены Коринфскою медью, по цене равнявшеюся золоту. Этими вратами проходило множество народа в храм, как по вниманью к красоте врат, так и потому, что около них продавались жертвенные предметы, как то: вино, соль, мука, масло, голуби и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Много есть родов безбожия, но худший из них – так именуемая «разумная», или, точнее, рассудочная вера. Худший, ибо кроме непризнания объекта веры («вещей невидимых») она к тому же являет в себе лицемерие, признавая Бога, чтобы отвергнуть самое существо Его, – «невидимость», то есть сверхрассудочность. «Что есть «разумная вера»?» – спрашиваю себя. Отвечаю: «Разумная вера» есть гнусность и смрад пред Богом». Церковь же говорит устами Тертуллиана : Credo quia absurdum (верю, потому что абсурдно). Сверхразумно – поэтому верю, ибо не могу понять. Но так открыл Бог, посему – верю, Господи! Господи Иисусе, «мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя во время подобно на Твое славословие, яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым Духом во веки. Аминь» (молитва святого Антиоха)». Так Иоанн описал внешний вид города, его строение (ст. 11–14), размеры (ст. 15–17) и материал, из которого состоял (ст. 18–21). Теперь он переходит к кульминационному моменту, к тому, с чего собственно и начинал: к светилу и храму города, к Его Царю и Богу (ст. 22–23). Потом в ст. 24–27 будут описаны обитатели города. Откр.21:22 Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. Иоанн, воспитанный в иудейском законе, долго живший в Иерусалиме, привыкший видеть сердцем, средоточием и красотой города величественный храм, часто молившийся там ( Деян. 3:1 ), естественно пытался увидеть и в Новом Иерусалиме его храм. Иерусалим без храма мог представляться апостолу лишь как тело без души, как дом без жильцов. Но тщетны были бы все попытки увидеть в городе неба храм. И тайнозритель не пытается этого сделать. Думающим увидеть там храм, он просто говорит: храма же я не видел в нем . Так в чем же дело? Почему нет храма в граде Божием? Почему не видят его там твои духовные очи? Но помнит апостол сказанные некогда слова Спасителя самарянке: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» ( Ин. 4:21,23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Не сразу может быть понятно, почему это событие стало так торжественно праздноваться Церковью. Ведь о нем ничего не говорится в Евангелии. Только Церковное Предание хранит память о том, как трехлетнюю девочку Марию родители привели в Иерусалимский Храм, чтобы отныне она жила и воспитывалась под его кровом, о том, как встретил девочку первосвященник Захария и ввел Ее, по наитию Свыше, во Святая Святых. Событие настолько невероятное, что многие считают его невозможным. А Православная Церковь не только помнит об этом, но считает одним из величайших событий истории спасения человечества от рабства греху и смерти. Давным-давно, за много столетий до этого, великий предок Девы Марии, прославленный царь Давид писал так: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26. ст. 4). А ведь слова эти произнесены человеком, который получил в своей жизни все возможные блага. И вот все это: и богатство, и слава, и победы на войне, и женская любовь, и власть над страной, и прочее – все это для Давида ничто по сравнению со счастьем «пребывать… в доме Господнем, посещать храм Его». Вся наша жизнь – череда встреч. Встречи с людьми, природой, книгой, искусством и пр. питают и формируют нашу душу. Каждая встреча что-то созидает, как-то украшает нас или же, напротив – разрушает и опустошает. Но есть Встреча Встреч и есть место, специально созданное для такой Встречи. И хотя далеко не только в храме можем мы встретиться с Богом, и хотя Бог пребывает везде и всюду, и вся Вселенная мала, чтобы быть Его домом, тем не менее храм – место, построенное СПЕЦИАЛЬНО для этой встречи, это дом, созданный для молитвы и только для молитвы. Стена Плача в Иерусалиме Неслучайно так разгневался Господь, когда увидел торгующих в храме. «Дом Мой домом молитвы наречется …а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11:17), – обличал Он торговцев, изгоняя их из церкви. Многие века Храм в Иерусалиме, как мы уже сказали, был главным местом встречи человека с Тем, Кого призван человек возлюбить «всем сердцем…». Но ведь когда два существа любят друг друга, стремятся друг к другу, то им мало встретиться, мало приблизиться, мало просто общаться – им необходимо совершенно соединиться друг с другом, стать единым целым.

http://pravmir.ru/vvedenie-istoriya-o-te...

Особенно в том случае, если человек по натуре благодарный. Можно радоваться и тому, что в конце жизни кого-то Господь привел в храм твоими молитвами и стараниями. У меня есть такой опыт. И мне казалось, что этот человек совершил подвиг. Наверняка, и радость Неба передается в таком случае тебе. Так что я бы один совет дал не тем, кто не ходит в храм, а тем, кто считает его своим домом: докажите, что вы по-настоящему любите своих ближних. Не спешите обличать других в неисполнении 4-й заповеди; пытайтесь сами оправдывать других, а себя заставляйте усерднее молиться за них, тем самым переносить их немощи. Всему этому учит нас Евангелие и апостольские послания. Но этим советом я не хотел бы утвердить в самоуспокоении и самооправдании принявших обеты Крещения, но их не исполняющих. Им бы я напомнил, что в вечности останется только любовь, всё остальное упразднится. И только любовь к Богу соединит нас с Ним навсегда. Рассмотрите беспристрастно свою любовь к Нему и Его к вам. Любящий Бога не задает себе вопрос, сколько нужно ходить в храм. Разве ожидание встречи для любящих друг друга – это не томительное испытание? Что же можно сказать об отношениях двух сторон, если для одной из них свидание с другой – это необходимость, усилие воли или нечто подобное? Один святой сказал, что тот, кто не встретит Бога здесь, на земле, не встретит уже никогда Его. Не может Бог Сам Себе противоречить, отменяя то, что когда-то уже передал нам в заповедях. Если бы Он не объединял всех верующих в Него через Свою Церковь, то не пришел бы на землю подобным нам Человеком, не претерпел бы страшные страдания на Кресте, не предстал бы пред Своими учениками Воскресшим. Не было бы Тайной вечери, Которую Он заповедал творить в Свое воспоминание. И не сказал бы слов, которые свидетельствуют, есть ли на самом деле Бог в нашей душе (ведь так многие «богоносцы» любят оправдывать свое не хождение в храм): «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53).

http://pravoslavie.ru/68526.html

Предание говорит нам о том, что обет отдать Дочь на воспитание в Иерусалимский храм был дан супругами еще до Ее рождения, а может быть, и до зачатия. И здесь мы видим не только волю родителей, праведных Богоотец Иоакима и Анны, но и Промысел Божий: Дева должна была возрастать там, где наилучшим образом будет происходить Ее приуготовление к подвигу, к Материнству - в земном доме Небесного Владыки. Ведь Иерусалимский храм - это был единственный на свете храм Единого Бога. Нигде в мире больше такого храма не было. Он возвышался как скала в языческом море. И Мария, будущая Мать Спасителя, пребывала там, чтобы исполнить Промысел Божий о рождении в мир Спасителя. Она открыла Богу те врата в род человеческий, в которые никто, кроме Бога, не войдет: Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены - эти слова из книги пророка Иезекииля (44, 2) читаются в храме в праздник Введения. Таким образом, здесь соединяется ветхое и новое; то, что израильский народ уже знал о своем Боге (материализация этого знания - Иерусалимский храм), и то, что этому народу предстояло - воплощение Бога, рождение Спасителя. Событие Введения - это звено, соединяющее Ветхий Завет с Новым. - И ведь это можно назвать Ее обручением, верно? «Предобручилася еси Духом таинственно, обрученна Богу и Отцу», - так поет Церковь в этот день. Митрополит Вениамин (Федченков) напоминает об обычае, существовавшем не только на Востоке, но и на Руси - избранная в невесты девочка оставляла дом своих родителей и переходила жить в дом жениха, где воспитывалась и приготовлялась к браку, сохраняемая при том до свадьбы в чистоте. - Да, параллель с этим обычаем неслучайна. Иконы Введения говорят нам о том, что это было очень торжественное шествие - с зажженными свечами, песнями; Марию сопровождали юные девушки; все это напоминает свадьбу, вхождение невесты в дом жениха. Заметьте, в Священном Писании союз Бога с Его избранным народом часто изображается как брачный союз: народ при этом уподобляется деве, невесте, ждущей своего Жениха, Господина: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима, се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий (Зах. 9, 9). Это очень понятный образ верности в союзе любви. И вот, на земле рождается Та, Которую мы в молитвах наших называем Богоневестой. И совершается Ее обручение: «...во храм бо славно входит обручена Христу всех Царю» - это тоже из песнопений праздника.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников (Ис. 56, 7). Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников (Ис. 56, 7). Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Об изгнании Иисусом меновщиков повествует и Иоанн но он говорит об этом в начале Евангелие напротив, сей (Марк) — к концу. Поэтому надобно думать, что это (последнее) изгнание было второе, что и служит к большему осуждению иудеев, так как они не обратились, несмотря на то, что Господь неоднократно так поступал с ними. Храм называет Он «вертепом разбойников» по причине корыстолюбия меновщиков. Ибо разбойнический род предан грабительству. А как и продавцы в храме торговали жертвенными животными ради корысти, то и названы разбойниками. «Меновщики» занимались разменом денег. Обличителем их Господь представляет и пророка Исаию, который говорит: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Ис. 56, 7). Будем же молиться, чтобы и нам не быть изгнанным из церкви! Ибо многие ходят и в нашу церковь для того, чтобы продавать доброе и покупать худое. Есть и такие, которые, устрояя и правя дела церковные, имеют столы полные денег: они все делают из корысти. Испровергаются также и седалища продающих голубей, то есть престолы архиереев, продающих духовные дары, ибо голубь есть образ Духа Святаго. Да извергнет Господь такого святителя от святительства, ибо проклят тот, кто рукополагает за деньги. Равным образом продает голубя своего и тот, кто продает диаволу благодать и чистоту, полученную в крещении. За то он и изгоняется вон из Церкви.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Протестанты утверждают, что первые христиане не нуждались в храмах, а «молились, преломляя по домам хлеб»... ( Деян.2:6 ). Протестанты приводят здесь только вторую половину стиха. Процитируем его полностью: «и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб; принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян.2:46 ). Отсюда явствует, что молились христиане в храме, но Таинство Причащения совершать там они не могли: им бы не позволили неверовавшие во Христа иудеи, поэтому преломляли хлеб, т.е. причащались они по домам. Когда начались гонения от иудеев, христианам приходилось выбирать для молитв и Богослужения особые места. Сначала это были комнаты верхнего этажа частных домов – «горницы». В такой горнице Господь установил Таинство Причащения, когда на Тайной вечере претворил хлеб и вино в Тело и Кровь Свою. Эти горницы апостолы строго различали от обыкновенных жилищ, придавая им значение дома Божия: «слышу, что когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» ( 1Кор.11:18–22 ). «Жены ваши в церквах да молчат... Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома и мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор.14:34–35 ). «Это – заповеди Господни», – прибавляет апостол ( 1Кор. 14,37 ). Сам Господь, следовательно, заповедал различать храм и обычный дом. Господь, напоминая иудеям слова пророка Исаии, сказал: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк.11:17 ). Мог ли Он так сказать об обыкновенном доме, где живут люди? Разумеется нет. Он говорил о Доме Божием, о храме, и не только ветхозаветном; христиане начали строить свои храмы сразу после того, как прекратились гонения. Такие храмы существуют ныне и будут существовать до скончания века. Протестанты считают, что, предсказав разрушение Иерусалимского храма, Христос вообще отверг храм: «Видишь сии великие здания; Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» ( Мк.13:2 ). Храм в Иерусалиме был разрушен потому, что народ иудейский «не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:44 ), то есть не принял Спасителя и распял Его. Но это не значит, что Богом отвергнуты вообще все храмы, что они должны быть разрушены и новые не должны создаваться. Христос повторил слова пророка: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов». Храм же Иерусалимский был домом молитвы только для народа еврейского. Божии храмы будут у христиан до кончины мира, до того времени, когда «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ). Апостол имеет в виду здесь не «духовный» храм, а рукотворенный – в греческом тексте употреблено слово, которое в Священном Писании всегда означает здание храма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Так и мы обыкновенно говорим: в огне сохраняются – о таких вещах, которые не сгорают и не вдруг обращаются в пепел. Потому, слыша об огне, не думай, что сожигаемые обратятся в ничто. Не удивляйся и тому, что апостол называет такое мучение спасением; он нередко о предметах неприятных употребляет хорошие выражения, а о предметах приятных – нехорошие. Например, слово плен обозначает дурной предмет; но Павел употребляет его по хорошему, говоря: " пленяем всякое помышление в послушание Христу " (2Кор.10:5). Также, говоря о худом, употребляет хорошее выражение в следующих словах: " грех царствовал " (Рим.5:21); между тем слово царствование скорее хорошо звучит. Так и здесь, сказав: спасется, он выражает не что иное, как продолжение наказания, и как бы так говорит: сам же будет мучиться непрестанно. Далее говорит: " разве не знаете, что вы храм Божий? " . Сказав прежде о разделявших Церковь, он теперь касается кровосмесника, намекая, хотя неясно и неопределенно, на его развратную жизнь и показывая великость его греха из дарованной ему благодати. Также и других вразумляет тем самым, что они уже получили. Таким образом он направляет к одной цели и будущее и настоящее, и прискорбное и приятное; будущее: " ибо день покажет, потому что в огне открывается " ; настоящее: " разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог " . Видишь ли, какова сила речи? Впрочем доколе не открыто лицо (обличаемого), дотоле обличение не так тяжко, потому что все разделяют страх укоризны. Того покарает Бог, т.е. предаст погибели. Здесь апостол не проклинает, а предсказывает. Храм бо Божий, говорит, свят есть, и присовокупляет: а этот храм – вы. Никто не обольщай самого себя. И это (относится) к нему, так как он считал себя чем-то важным и хвалился мудростью. А чтобы не поразить его слишком много, апостол, приведши его в страх и трепет, опять предлагает общее обличение и говорит: " если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым " (ст.18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Так сделал Хирам десять подставок. Все они были одинаково отлиты, одного размера и одной формы. Еще он сделал десять медных чанов – по одному чану для каждой из десяти подставок. Вместимость каждого чана – сорок батов, диаметр – четыре локтя. Пять подставок Хирам поместил справа от входа в Храм и пять – слева от входа. Море поместил справа от входа в Храм, возле юго-восточного угла. Еще Хирам сделал котлы, лопатки и чаши для кропления кровью. Так завершил он все работы, которые выполнял для царя Соломона в Храме Господа Завершив все работы по строительству Храма Господа, царь Соломон перенес туда дары, которые его отец Давид посвятил Господу – серебро и золото и прочую утварь – и поместил их в сокровищницу Храма Господа. 8:22–23, 27, 29 Соломон в присутствии всей общины Израиля стал перед жертвенником Господа, простер руки к небу и сказал: «Господи, Боже Израилев! Нет Бога, равного Тебе, ни на небе вверху, ни на земле внизу! Ты соблюдаешь договор с рабами Твоими, и хранишь верность тем, кто служит Тебе всем сердцем. Поистине, Богу ли жить на земле?! Небеса и небеса небес не могут вместить Тебя – тем более этот дом, мною построенный. Да будут очи Твои взирать на этот Храм и ночью, и днем – на это место, о котором сказал Ты: «Там пребудет имя Мое»; и услышь всякую молитву, с которой раб Твой сюда обратится». Из Евангелия от Марка 4 13:1–2 И когда Он выходил из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель, посмотри, какие камни и какие здания! И Иисус сказал ему: видишь эти великие здания? Не останется здесь камня на камне, который бы не был опрокинут. Из откровения Иоанна 21:9–10, 22 И пришел один из семи ангелов… И он перенёс меня в Духе на гору великую и высокую, и показал мне город святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога… И храма я не увидел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель – храм Его, и Агнец. Раздел 2. Писания отцов церкви о храме Святитель Софроний Иерусалимский. Слово о Божественном священнодействии 5 2 . Так как нам предлежит говорить о том, что совершается в божественных службах, то наперед необходимо сказать, что такое церковь и с каким знаменованием устрояется полукружие, сопрестолие, свод и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010