Это место поклонения Единому Богу по-прежнему считалось доступным только богоизбранному народу Израиля; как сообщали Иосиф Флавий и Тацит, надписи на греческом и латинском языках предупреждали чужеземцев о запрете вступать на территорию храма. В последней четверти XIX века французский археолог Клермон Ганно открыл близ места, занимаемого в прошлом ветхозаветным храмом, камень с греческой надписью. Текст ее гласит: «никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует» (приводится по Библейскому словарю, изданному в Торонто в 1980 г., с. 483). Главные ворота храма были на восточной стороне; кроме того, трое ворот было на севере, трое на юге. Первая часть двора носила название двора женщин, откуда переходили во двор мужчин. Затем следовал третий – для священнослужителей. Он заключал в себе жертвенный алтарь и Святая Святых. Таков был храм во время правления Ирода и ко времени рождения Иисуса Христа. Ветхозаветный храм в евангельские времена Согласно древнему общехристианскому преданию, Богоотроковица Мария была введена в храм первосвященником. Многие церковные писатели свидетельствуют, что Пресвятая Дева после введения ее во храм оставалась до своего обручения в самом храме, где особая часть здания была предназначена для жительства женщинам и девам, посвятившим себя служению Богу, подобно Анне пророчице, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк 2:37 ). Впоследствии христиане назвали возведенную на этом месте церковь церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь старец Симеон принял от Пресвятой Девы Младенца Иисуса и возгласил: Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром ( Лк2:29 ). Здесь Учитель мира наставлял народ, толковал Священное Писание ; Он назвал этот храм домом Отца Своего; из двора этого храма Он изгнал торгующих ( Ин 2:13–22 ). Именно здесь Он похвалил усердие бедной вдовы ( Лк 21:1–4 ). Здесь совершилось то событие, о котором повествует евангелист Матфей: Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога Твоего ( Мф 4:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Собраться в дом Божий значит — собраться в Церковь как в Его Тело, где Бог Господа нашего Иисуса Христа поставил выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф 1:22–23). Господь, как в дом, собирает верных Ему, собирает в Самого Себя. Каждый верующий призывается Им, в Нём и в Него. Каждый, кто приготовит себя, как дом, очистив от забот века сего, чтобы стать для Него жилищем, чтобы Ему было, где главу приклонить, чтобы Он жил в каждом и каждый жил в Нём. Апостол Иоанн увидел святой город Иерусалим — скинию Бога с человеками — и свидетельствовал, что в городе, приготовленном как невеста Агнца, он не увидел храма: Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец (Откр 21:22). Церковь — собрание в дом Божий. Но в чём принципиальные особенности этого собрания, отличающие его от всех других собраний людей, собраний в “дом” человеческий? Где искать ответы? В Священном Писании? У Отцов Церкви? У духовника? В самом себе?.. 1. Если кто-то зашёл в храм, значит ли это, что он вошёл в Церковь? 2. Говорят: крещёному человеку, если он забыл надеть крестик, нельзя входить в храм. А если он не помнит о Христе — можно? 3. Когда мы, собирающиеся в Церковь, даже на мгновение забудем о Том, Кто призывает и собирает нас, собираемся ли мы в Церковь? Когда нам кажется, что мы “сами” собираемся, а не Господь собирает нас на Свою Трапезу в Своём Царствии? Сие творите в Мое воспоминание да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем… (Лк 22:19,30). 4. Может ли собираться в Церковь — “малое стадо” — тот, кто не слышит голоса Пастыря? Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною (Ин 10:27). 5. Собираемся ли мы в Церковь, не зная о том, что сама возможность собраться во Христе для нас есть спасительный дар Божий? Если нет благодарности к Призывающему нас как Свой народ под Свою благодать, в Своё тело? Так мы, многие, составляем одно тело во Христе (Рим 12:5), потому что мы члены тела Его (Еф 5:30). 6. Когда каждый из собравшихся в храме пришёл со “своим”, чтобы решить “свои проблемы”, а не все на одно и тоже — на Трапезу Господню, Божественную Евхаристию — Литургию, является ли это собрание Церковью?

http://pravmir.ru/sobranie-v-tserkov/

А вот еще и в древности сказано у пророка Иеремии: «В те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня», он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. В то время назовут Иерусалим престолом Господа» ( Иер. 3:16–17 ). Можно различать три периода в истории храма Божия. Первый – ветхозаветный. Был видимый рукотворенный храм в Иерусалиме. Там обитал Бог с людьми и принимал их поклонение и жертвоприношения. Второй – новозаветный. Рукотворный храм заменен на нерукотворный. Иерусалим и его храм – это теперь Церковь , невидимое Тело Христово. Тщетно искать в «новозаветном Иерусалиме» былой храм, его там нет. Нет ковчега Завета, он на ум уже не приходит христианам. Ибо в это время сам Иерусалим- Церковь называют престолом Господа ( Иер. 3:17 ). Всюду, где невидимая Церковь Божия, всюду, где есть верные, совершается поклонение Богу и Агнцу, приносится бескровная жертва. Это значит, что настало время поклонения Богу в духе и истине, а храма уже не видно. Однако это не отменяет потребности христиан воздвигать Богу и видимые храмы – места особого присутствия Божия, места совершения богослужений. Христиане уже, в отличие от иудеев, могут повсюду строить храмы, а не в одном только определенном городе, и вообще везде совершать свои служения и священнодействия. Третий период начинается после Страшного суда и не имеет конца. Храма нет, ибо повсюду в небесном городе Иерусалиме место особого Божьего пребывания, место собрания верующих для поклонения Творцу и Спасителю. Сам Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. Хотя в дальнейшем и в этом городе мы увидим престол Божий (22,1) как место преимущественного Его пребывания. Так взор тайнозрителя останавливается после всех сокровищ города неба на его Царе, Боге и Вседержителе. Блаженно чистое сердце апостола, сподобившееся зреть Невидимого! Закланный за грехи мира на земле Агнец там Сам является храмом. Отец и Сын названы храмом. В ст. 22,1 мы увидим и третью ипостась Пресвятой Троицы – Святой Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Мы веруем в Духа Святаго Животворящего, в то, что Дух Святый Своей благодатью очищает грешное сердце от греха, подает нашему немощному, слабому сердцу крепость и силу в борьбе с грехами и для подражания Господу в Его терпении, чистоте, смирении и любви. Мы знаем апостольские слова: “Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы” ( 1Кор.3:16-17 ). Страшно, чтобы Господь Иисус Христос наказал нас Своим праведным гневом за то, что мы свое сердце, этот храм Животворящего Духа, делаем вместилищем многолетних страстей, годами не пробуждаемся от своего греховного сна, не хотим видеть своими духовными очами, как мы низко падаем в своих грехах; не жаждем спасать свою душу для вечности; не трудимся вырывать из нее греховные плевелы, освобождать себя от позорного плена своих страстей и украшать бессмертную душу красотой добродетельной жизни. Если мы так живем, ведь мы идем к вечной гибели! Верующий человек непрестанно трудится над тем, чтобы в его душе произрастали плоды Духа Святаго — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (см.: Гал.5:22-23 ). Мы веруем в Единую Святую Соборную Церковь Христову. Почитая ее как свою мать, мы должны хранить ее уставы, ее заветы. Святая Церковь учредила праздничные дни, в которые прославляет Господа Спасителя, Божию Матерь, святых угодников. Истинно верующий человек любит эти праздники, в которые отдыхает его душа. Присутствуя в храме в эти дни, он своим духом возносится из этого грешного мира в небесную высь, соприкасается с горним миром и припадает духом к ногам Спасителя и Божией Матери, прославляемых Святою Церковью в праздничные дни. Святая Церковь зовет нас приступать к Святой Чаше Христовой, напоминает нам слова нашего Господа: “…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную…” ( Ин.6:53-54 ). И истинно верующий христианин, покорный зову Церкви и велению своего сердца, подходит к Святой Чаше, чтобы в Святых Дарах получить залог вечной жизни и вечного пребывания с Господом Спасителем.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Храм как образ космоса и человека Строительство Святой Софии способствовало и развитию представления о храме как образе космоса, где купол изображает небесный свод, а всё пространство символизирует населяемую вселенную – мир видимый и невидимый. Связь между храмом и космосом коренится в восприятии космоса как единого литургического организма – восприятии, характерном уже для Ветхого Завета 250 . В псалмах космос представлен как пространство, заполненное живыми и неживыми существами, которые – каждое по-своему – возносят хвалу Создателю: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь ( Пс.18:2 ). Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес… Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые ( Пс.148:1–4; 7–10 ). Хвалите Господа с небес. Икона. Нач. XVI в. (Эрмитаж, СанктПетербург) Храм мыслится как место встречи неба и земли, ангелов и людей, которые вместе участвуют в богослужении, прославляя Господа, Создателя неба и земли; место, объединяющее в молитве и предстоянии Богу всех людей – как присутствующих за богослужением, так и отсутствующих, как живых, так и усопших. Структура храма, разделенного на несколько частей, символизирует иерархическую структуру мироздания, единство мира духовного и мира физического. Об этом говорит преподобный Максим Исповедник : Святая Церковь Божия есть образ и изображение целого мира, состоящего из сущностей видимых и невидимых… Ведь если рассматривать церковь с точки зрения зодчества, то она, являясь единым зданием, допускает различие в силу особого назначения своих частей и делится на место, предназначенное только для иереев и служителей, которое называется у нас алтарем, и место, доступное для всех верующих, именуемое у нас храмом. Но, с другой стороны, она остается единой по ипостаси… Еще церковь показывает, что есть каждая часть для самой себя, когда существует взаимосвязь обеих частей. Ибо храм есть алтарь в возможности, поскольку он освящается, когда священнодействие восходит к своей высшей точке. И, наоборот, алтарь есть храм, действительно обладая им, как началом своего тайнодействия. Церковь же и в алтаре, и в храме пребывает единой и той же самой… Святая Церковь Божия есть также символ и одного чувственного мира самого по себе. Ибо божественный алтарь в ней подобен небу, а благолепие храма – земле 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

б) Приняв младенца от матери на свои руки, служитель Церкви начертывает им пред вратами храма Крест Святый, как спасительное орудие, отверзшее врата рая, и возглашает: «воцерковляется раб Божий – во имя Отца и Сына и Святого Духа...» в) Потом вводит его во храм глаголя: «Внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему». Таким образом, – действием воцерковления прежде всего отверзается человеку вход во святый храм, место особенного таинственного присутствия Бога Триипостасного, где по преимуществу возвещается слово Божие, совершаются Таинства и общественные молитвы. Но тут же вводится новопросвещенный христианин и в таинственный «дом Божий, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), «которой основание – Сам Христос, стены – закон Божий, столпы – апостолы, евангелисты, учители, покров – Дух Святый» (Слова св. Димитрия Ростовского 7 ). Для верующих нет другого дома, говорит св. Киприан 8 «кроме единой Церкви. О сем-то доме, о сей-то обители единомыслия предвозвестил Дух Святый в псалме: «Бог одиноких вводит в дом» ( Пс. 67:7 ), – в дом Божий, в Церковь Христову». Здесь же, при введении в храм видимый, вселяется новый член Церкви и в храм духовный, которого живые камни верующие ( 1Пет.2:5 ), «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Ефес.2:20–22 ). г) И вот – входит затем иерей Божий с воцерковляемым младенцем на средину храма, снова восклицает: «Воцерковляется раб Божий»... и присовокупляет: «Посреде церкве воспоет Тя!» Эти слова псалмопевца придают здесь особенное, высокое значение совершаемому при них священнодействию, – не только сами по себе, но и потому, что они прилагаются к тому Первородному, Которого Сам Бог Отец ввел некогда во вселенную то есть – к Самому Иисусу Христу: «Святяй бо, – говорит апостол, – ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя» ( Евр.2:11–12 )... Этим действием воцерковления новорожденный поставляется среди сонма избранных Божиих, сынов новоблагодатного Царствия, наследников Богу, сонаследников Христу, – поставляется среди их как среди братий присных по вере, для того чтобы вместе с ними и с ополчающимися окрест их ( Пс.33:8 ) ликами бесплотных певцов, славил и воспевал он Господа и Бога, дондеже есть ( Пс.145:2 ), – дотоле, пока эти временные славословия, или «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах» ( 1Кор.6:20 ), не заменятся (по выражению св. Григория Богослова ), как «предначинательный гимн, будущим», вечным, небесными, «хвалебными песнопениями!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюся в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( Лев. 26:12 ). «Вы храм Бога живого». Верующих в Иисуса Христа Апостол называет храмом Божиим: потому что они посвящаются на служение Богу, и в них обитает Бог, как Апостол писал в первом послании к Коринфянам: не веете ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор. 3:16 ). «Храм Бога живого». Истинного Бога Апостол называет Богом живым, показывая существенное свойство истинного Бога, как самосущей или независимой, безначальной, вечной жизни, в отличие от мнимых мертвых или безжизненных богов языческих, или идолов, которые вымышлены слепотствующим разумом человеческим. Вемы, говорит Апостол, яко идол ничтоже есть в мире. «Мы знаем, что идол в мире ничто» ( 1Кор. 8:4 ). «Как сказал Бог – вселюся в них, и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом». Это неоднократно говорил Бог к избранному израильскому народу ( Лев.26:12 ; Иезек. 37:23. 27). Избранный народ израильский пользовался особенным благоволением Божиим. Бог извел его из Египта, и чрез то освободил его от рабства египетского; Бог дал ему чрез Моисея свой закон; Бог, среди избранного народа, устроил скинию или походный храм, в котором благоволил являть особенное свое присутствие чрезвычайными откровениями. Так эти и многие другие дела божеского попечения об избранном народе изображали особенное присутствие Бога среди своего народа. А народ израильский, со всеми Божескими, к нему благодеяниями служил образом нового избранного народа, который образовал Иисус Христос, – народа христианского; или, иначе сказать, – ветхозаветная Церковь , с своим храмом и со всеми действиями его Богослужения, предизображала Церковь новозаветную, то есть общество верующих в Иисуса Христа, – и многоразличные обрядовые действия ветхозаветного Богослужения были сению или образами будущих благ ( Евр.10:1 ), дарованных новозаветной Церкви. Поэтому Апостол сказанное Богом народу израильскому относит к новому народу, к верующим в Иисуса Христа: на них исполняются в большей полноте те Божеские обетования, которые над израильтянами исполнились только отчасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Но перестанем объяснять слова Стефана. Довольно сказать: чему он учил, тому же его и наш божественный и единственный Наставник учит в следующих словах: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» ( Ин. 4, 23 ). Что же скажем на это? Скажем ли с некоторыми: зачем же нам рукотворная церковь ? Не довольно ли знать одну нерукотворную церковь в сердце? Остережемся. Это значило бы метаться из одной крайности в другую; это значило бы на место грубой плотской жестокости поставить гордое духовное упорство. Сам Основатель духовной Церкви – Христос и Его апостолы не посещали ли рукотворного храма? Не рукотворные ли виды хлеба и вина дал Он для совершения божественного и боготворного Таинства Тела и Крови Его? Не будьте так грубы, чтобы останавливаться на одном рукотворном, но и не будьте так горды, чтобы пренебрегать рукотворным, через которое Бог творит чудеса благодати. Филарет, митрополит Московский ( 114, 234–235 ). Святой Стефан говорит: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян. 7, 48 ). «Где же построите вы дом для Меня, – говорит Господь, – и где место покоя Моего?» ( Ис. 56, 1 ). Только нерукотворный храм сердца вмещает Бога, как сказал Господь: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14, 23 ). Как это совершается – непостижимо для вас; но оно так есть, ибо очевидно бывает, что тогда Бог «производит в вас и хотение и действие» ( Флп. 2, 13 ). Не рассуждай, а только отдай Господу свое сердце, и Он Сам устроит из него Себе храм, но отдай безраздельно. Если будут части не отданные, то из него нельзя будет устроить цельного храма, ибо одно будет гнило, другое разбито, – и выйдет, если только выйдет, храм с дырами, или без крыши, или без дверей. А в таком жить нельзя – Господа в нем и не будет. Только будет казаться, что это храм, а на самом деле какое-то нагромождение. Святитель Феофан Затворник ( 114, 236 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Есть одна святая Церковь , созидаемая святостью живущих на земле святых, хотя бы их было два или три человека. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:20 ). Всякое наше святое действие и святое воздыхание созидают святую Церковь . Всякое наше зло выкидывает нас с корабля Церкви, причем при этом мы часто увлекаем за собой и других. Об этом и слова Тихона Задонского : «Все грешники вне Церкви святой находятся, хотя и в храм ходят, и молятся, и Таин причащаются». Следовательно, я могу стоять на молитве в храме, но в своем озлоблении на озлобленную на меня старушку и я, и она будем в этом своем состоянии вне стен единой, святой и апостольской Церкви. Есть церковь с маленькой буквы рядом или внутри Церкви с большой. Это неизбежная форма исторического пути Церкви и какое-то промыслительное определение Божие. Очень хорошо сказано об этом в Откровении во 2-й и 3-й главах, а также в 11-й: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» ( Откр. 11:1–2 ). Внешний двор храма – это и есть «вторая», не святая, иногда очень темная и страшная церковь , – церковь тех, кто, по слову святителя Тихона Задонского , «хуже идолопоклонников», церковь соблазняющая и отводящая от истинной Церкви, окружающая (или вкрапленная, как плевелы в пшенице на поле) святую и вечную Церковь Невидимого града. Вот в эту святую и единственную Церковь мы и должны верить, только в нее и верить, и верить так же, как в Бога, ибо можно сказать: незрима ее святость, но так же реальна, как святость Божия. За все время существования Церкви не было, кажется, найдено ни одного достаточно правильного определения ее, сверх тех трех, которые мы получили от апостолов: Церковь есть «Тело Божие», «полнота Наполняющего все во всем» и «столп и утверждение истины» ( 1Кор. 12:27 ; Еф. 1:23 ; 1Тим. 3:15 ). Очевидно, не нужно было больше и искать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/m...

Меркулов. Ни епископа мы тогда не имели, ни власти его над собою не чувствовали. Миссионер. В обществе вашего австрийского согласия всегда ли существовали семь таинств? Чтобы быть последовательными и не отказываться от слов, прежде сказанных вами, вы должны дать ответ отрицательный, т. е., что не было у вас ни Церкви Христовой, ни таинств. Меркулов. Таинства у нас тогда были. Миссионер. Как же они могли быть без Церкви Христовой? Таинства без Церкви Христовой быть не могут. Сами же вы признали это. Меркулов. И Церковь Христова в течение 180 лет была. Ее не было видно. Когда набегает густое облако и закрывает от глаз наших солнце, и мы перестаем видеть его, значит ли это явление, что солнце пропало, и что его нет? Прошло облако, и явилось солнце. Прошли 180 лет гонений, и воссияла Церковь Христова. Миссионер. Солнце, скрываясь за облако, существует со всеми свойствами, которыми наделил его Творец, – со светом и теплотою. Церковь ваша в продолжение 180 лет совсем померкла, потеряла и свет истины, и теплоту Христовой благодати. Чтобы она светила и согревала, нужно было вновь сообщить ей свет и теплоту. Кто же в силах это сделать, кроме Творца Церкви, Иисуса Христа? Во всяком случае не простой же человек, митрополит Амвросий. Меркулов. Чтобы понять в чем дело, нужно брать Церковь в более обширном значении, а не в том, в каком рассматриваете вы. Миссионер. Какая же это у вас имеется в виду Церковь в более обширном значении? Значит, вы хотите говорить о какой-то другой Церкви, а не о той, о которой мы начали с вами беседу? Меркулов. Совершенно верно. Миссионер. Значит, у вас Церковь Христова не одна. Меркулов. Да, не одна, и понятие о ней неодинаковое. Самая меньшая церковь – это каждый христианин сам в себе. Разве не знаете, что вы храм Божий? ( 2Кор.3:16 ); вы храм Бога живаго ( 2Кор.6:16 ), по слову апостола. Далее, в обширнейшем смысле Церковь обнимает собою все времена: прошедшие, настоящие и будущие, все племена и народы, первородных, на небесах написанных, изначала умерших, ныне живущих и грядущих во Христа верующих. Вы приступили, – пишет апостол, – к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах ( Евр.12:22–23 ). Вот Церковь Божия, к которой мы приступили, и в которой спасается православный христианин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010