Превозношение, тщеславие и гордость с осуждением ближних были отличительными чертами фарисейского духа. В делах веры сей дух душепагубен. Посему-то и нужда была Спасителя предложить настоящее врачество. Он и предлагает его в притче о мытаре и фарисее. Рече же и ко другим уповающим собою, яко суть праведницы, и уничижающим прочих, притчу сию (–9). «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и унижали других, следующую притчу»: Человека два внидоста в церковь помолитися. «Два человека вошли в церковь помолиться». Обратите внимание на эти слова Господа Иисуса Христа. Какую это церковь именует Он? Храм Иерусалимский, единственную церковь на всем земном шаре в то время, посвященную имени истинного Бога. Сам Господь Бог свидетельствовал еще во дни Соломона царя, отвечая на молитву его: «Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня». А Соломон именно просил о том, чтобы Господь сделал храм местом молитв, прошений и воплей народа, чтобы «очи Господа отверсты были на храм сей день и ночь... При всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем, Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем, и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй». И Господь на прошение царя благоволил сказать: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар. гл. 8 и 9). Храм Соломонов был разрушен Вавилонским царем Навуходоносором. Но на месте его иудеи построили второй. И сей храм посвящен был имени Господа Вышнего и стал местом молитв для всего Израиля. Господь наш Иисус называл сей Иерусалимский храм домом Божиим, назначенным для молитв ( Мф.21:13 ; ср. Мк.11:17 ). Если же таковой храм, который был отобразом небесного и прообразом новозаветных, был наречен домом Божиим, местом общественного богослужения и молитв, то что же, братие, скажем о наших православных христианских храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

4. Храм Соломонов (3 Цар 5-8). При Давиде Ковчег Завета находился в особой скинии (шатре). Соломон, выполняя желание отца, приступил к сооружению Храма. Святилище строилось более семи лет. Поскольку израильтяне не владели мастерством, необходимым для сооружения подобных зданий, Соломон пригласил финикийских мастеров. Царь Хирам I прислал ему кедровое дерево и другие строительные материалы. Работа закончилась к 975 году до Р.Х. Как показали раскопки, по своей архитектуре Храм Соломонов был «типичным финикийским храмом» (Дж. Райт). Подобные храмы имели зал для служителей и святое святых, где обычно стояло изваяние божества. Но Храм Соломонов такого изображения иметь не мог, поскольку заповедь Декалога это запрещала. Храм непосредственно примыкал к царскому дворцу и был сравнительно невелик (ок. 30 х 10). Его строили из заранее заготовленных каменных блоков, а внутри обшивали деревом. Делился он на три части, что отразилось и в планировке христианских церквей: а) Притвор (евр. Улам) б) Святилище (евр. Хекал) в) Святое Святых (евр. Двир) Для язычников храмы были «домами» богов. Считалось, что они, покинув свои жилища, поселяются в этих домах и как бы оживотворяют свои изображения. Иногда идолов даже приковывали цепями, чтобы они не покинули дома, построенного для них людьми. Хотя израильтяне тоже называли Храм «Домом» (евр. Байт), Библия имеет совершенно иной взгляд на культовое здание. Соломон в 3 Цар 8,27 сл. говорит: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя; тем менее сей храм, который я построил имени Твоему… Да будут очи Твои отверсты на Храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там». Храм — не жилище Бога, а место явления Его Славы, Его священного имени. Слава есть, выражаясь на православно-богословском языке, «энергия» Божия, излияние Его сущности. Никто, кроме служителей, не дерзал входить в здание Храма. Народ молился и приносил жертвы перед его входом, во дворе. Схождение Славы в Храм означало продолжение Завета, осуществление близости Творца к человеку. Принося жертвы, ветхозаветная Церковь исповедовала веру в чудесное Присутствие, в Бога, Который по своему великому снисхождению пребывает со Своим народом. Но запрет переступать порог Храма означал, что страшная тайна Божества еще сокрыта от человека, что между ним и Небом воздвигнута преграда. Только тогда, когда Бог явится во плоти, эта преграда будет разрушена. «Наступает время, — скажет Господь Иисус самарянке, — когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но… будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин 4,21,23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Ведь обычай так поступать свойствен им, - и им, и Иисусу; из одного - двух примеров я попытаюсь сделать это для вас ясным, т.е., что когда скажет что-нибудь Христос, и иначе Он это скажет, а иначе понимают иудеи, - евангелист исправляет. Чтобы тебе понять это ясно, выслушай самого Иоанна, объясняющего это самое. Когда Он вошёл в храм Божий и, сделав бич, изгнал меновщиков, говоря: " … возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли " (Ин. 2:16), - книжники и фарисеи, подойдя, говорили: " … каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь] [власть] так поступать " ? Что же Он? " … разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его " - говоря так о Своём собственном теле. Но они этого не поняли, и что говорят? " … Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его " (ст. 18 - 20)? - разумея храм иудейский, сделанный из камней, потому что он был устроен в течение сорока шести годов, по возвращении из Вавилона, когда строители затруднялись иноземными кознями, и, по прошествии многого времени, этот храм был окончен. Итак, когда Иисус говорил о Своём собственном теле, объ­являя о Своём кресте и воскресении, - а это именно значит: " … разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его " , - они же предпола­гали о храме иудейском, почему и говорили: " … Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его " ? - видишь ли, как евангелист не обошёл этого, но прибавил поправку, говоря: " А Он говорил о храме тела Своего " (ст. 21). И не сказал Он: разрушьте это тело, но – " храм " , чтобы показать Бога, обитающего (в нём), - разрушьте церковь, много лучшую иудейской. Тот (храм) имел закон, а этот Законо­дателя; тот - букву убивающую, а этот - дух животворящий; тот -  жезл Ааронов, а этот - жезл Иессеев. 3. В другом опять месте, по совершены Им чуда над хлебами, отплыв с ними (учениками), Он переправился на (другой) берег, и говорил ученикам: " … смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской " ( Мат. 16:6). Они же, услышав о закваске, предполагали о хлебах; а Он говорил не о хлебах, но об учении фарисеев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тогда можно сказать, что нет там Христа: «Его нет здесь». Было время, когда Господь наш сделал из веревок бич и изгнал всех продающих и покупающих в церкви. Что, если бы и ныне Он видимо пришел в Свой святой храм с тем бичом? Не изгнал ли бы Он всех вон, тех, которые разговаривают, сквернословят, думают о скверном и не внимают чтению и пению? Но, о Господи, уже прошло то время, когда Ты изгонял бесчинствующих из святого Твоего храма. Ныне настало наше окаянное время. Ныне уже мы изгоняем Тебя, а храм Твой превращаем в вертеп разбойников. Теперь можно иногда сказать о храме Господнем: нет здесь Бога, был, да ушел прочь: Он воскрес, Его нет здесь. «Всевышний не в рукотворенных храмах живет», – говорит святой Стефан ( Деян. 7:48 ). Где же тогда нерукотворенный храм Всевышнего? Каждый человек, одухотворенный, вразумленный и просвещенный святым Крещением – вот храм Божий, как об этом свидетельствует и апостол: «Храм Божий свят, а этот храм – вы» ( 1Кор. 3:17 ). И еще: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» ( 1Кор. 6:19 ). Если же каждый праведный человек – это храм Божий, то значит в каждом человеке можно искать Христа, обитающего после Воскресения (1). Святой Давид, прося у Бога спасения душе своей, как бы вместо предисловия к своей молитве совершил воспоминание своего усердия к дому Божию, говоря: «Господи! я возлюбил благолепие дома Твоего и место вселения славы Твоей». Потом же говорит, как бы ища некоего долга от Бога: «Не погуби с нечестивыми душу мою и с кровожадными жизнь мою» ( Пс. 25:8–9 ). «Поскольку, – говорит он, – я возлюбил благолепие дома Твоего, то и Ты, Господи, не погуби души моей, но спаси» (1). Мужи не хотят постоять в церкви и одного часа со страхом Божиим, с благоговением и вниманием, а если и стоят, то стоят, как бесчувственные истуканы. Имеют уши, а читаемого и поющегося не слушают (см. Пс. 113:14 ), и слушая не внимают. Имеют ум, а не помышляют о Божественном, о суете мирской только думают. Только телом стоят в храме Божием, а ум их мыслит или о жене и детях, или о яствах, поварами приготовляемых, или о бочках в погребе, или о сундуках в кладовой и о деньгах, или о товарах, отпущенных в какой-либо город и находящихся в дороге, или об имениях, отправленных в чужую страну на кораблях и ладьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Возражая против православных постов, сектанты стараются доказать, что в Св. Писании пост означает только полное воздержание от пищи, а не от известных только родовъ ее. Но доводы их прямо опровергаются словами прор. Даниила: «в эти дни я, Даниил, был в сетовании три седьмины дней; вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в уста мои» ( Дан. 10:2–2 ). 669 9) О святых храмах. Храмом Божиим называется особое здание или помещение, предназначенное для общественного богослужения и молитвы ( Мф. 21:12,18 ; Мк. 11:17 ; Лк. 19:46 ; Деян. 16:13,16 ). В обыкновенной речи и даже слове Божием ( 1Кор. 11:18,22; 14:35 ) храм часто называется церковью, так как в нем собирается общество христиан, которое есть церковь Христова; но, очевидно, такое название усвояется ему не в собственном, а в переносном смысле, и, в сущности, храм и церковь не должны смешиваться ( 1Кор. 11:18,22; 14:34, 35 ). В храме Господь являет «Свое особенное присутствие, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими» (Прав. Катих.), Свою особенную милость к молящимся ( Деян. 22:17,18 ; 3Цар. 8:11 ) и как бы Сам живет там ( Мф. 23:21 ; 3Цар. 9:3 ), почему в слове Божием храм называется Его «домом» ( Агг. 1:9 ; Иер. 12:7 ; Мк. 11:17 ; Пс. 121:1 ), Его «жилищем» ( Лев. 26:11 ; Ис. 131:3–5, 13–14; 77: 58–61 ; 2Пар. 29:6 ; Иез. 37:26–27 ), Его «престолом» ( Иез. 43:5–7 ), местом «святым» ( Пс. 78:1 ; Исх. 30:1–29 ), освящающим другие предметы ( Мф. 23:16–17 ) и требующим от верующих благоговейного почитания и поклоненния ( Пс. 133:2 ; 3Цар. 8:38 ). Строить храмы повелел людям Сам Бог . Так, Он сказал Моисею: «скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все (сделайте), как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» ( Исх. 25:1 – 9 ; 1Пар. 22:19 ). Давиду также сказал: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это на сердце у тебя. Однако не ты построишь храм, а сын твой, который произойдет из чресл твоих, – он построит храм имени Моему» ( 2Пар. 6:8–9 ); и «отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его... Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумит меня на все дела постройки храма» ( 1Пар. 28:11,19 ; ср. 3Цар. 8:13; 9:8 ). Когда храм Соломонов был разрушен, то Господь через прор. Аггея повелел евреям строить новый храм, говоря: «взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь» ( Агг. 1: 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Всевышний не в рукотворенных храмах живет», – говорит святой Стефан ( Деян. 7, 48 ). Где же тогда нерукотворенный храм Вышнего? Каждый человек, одухотворенный, вразумленный и просвещенный Святым Крещением, – вот храм Божий, как об этом свидетельствует и апостол: «Храм Божий свят; а этот храм – вы ( 1Кор. 3, 17 ); и еще: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» ( 1Кор. 6, 19 ). Если же каждый праведный человек есть храм Божий, то, значит, в каждом человеке можно искать Христа, обитающего после Воскресения, и тогда можно будет сказать: «Он здесь», но и это под сомнением и не доподлинно известно. Много есть просвещенных Крещением и правоверных, но мало тех, в которых обитал бы Христос, как в истинном Своем храме. Ведь и вор крещен, и разбойник, и прелюбодей; ведь каждый злодей просвещен верой. Но не ищи в них Христа: «Его нет здесь». Разве давно когда-либо был; разве только, когда вор еще был младенцем. Когда же он пришел в возраст и стал воровать, тотчас отошел от него Христос: «Его нет здесь. Он воскрес». Иной с виду и кажется добродетельным, но Бог знает, что в тайниках его, ибо в одном месте апостол говорит: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» ( Еф. 5, 12 ). Не скоро найдется Христос и в этих людях: «Его нет здесь». ...Нелегко найти драгоценный жемчуг в глубине моря, золото и серебро в земных недрах; так же трудно найти Христа в людях, в которых бы Он мог обитать, ибо, по словам Давида: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» ( Пс. 13, 3 ). «Его нет здесь». Слова псалма: «Господь во храме святом Своем» в старопечатной Псалтири, а также и в Киевской читаются так: «Господь в церкви святой Своей», и это гораздо правильнее, ибо иное есть храм и иное – Церковь . Храм построен руками, имеет каменные или деревянные стены, он утвержден и стоит на одном месте... Церковь же не руками сотворена; не имеет она и стен каменных, ибо Церковью считается собрание верующих, находящихся не на одном каком-либо месте, но по всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Само устройство Церкви восходит к небесным реальностям. Ведь Дух Святой, создавший Церковь , научил ее всему ( Ин. 14, 26 ), а значит, и главному – как правильно служить Богу и поклоняться Ему. Апостол Петр между тем говорит, что Дух послан с Небес ( 1Петр. 1, 12 ), а значит, и наше богослужение должно иметь небесное происхождение. Еще в Ветхом Завете Бог повелел Моисею создать Ему переносной храм – скинию, причем пророк должен был точно следовать небесным образцам: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» ( Исх. 25, 8–9 ). Хотя тогда и служили лишь «образу и тени небесного» ( Евр. 8, 5 ), но для того, чтобы Бог принял моления людей, все равно было необходимо устроить все не по земным, а по небесным законам. Затем, следуя этому же образцу, был создан Храм Соломона ( 3Цар. 6–8 ), и Дух Божий освятил его. Когда Христос пришел «с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения» ( Евр. 9, 11 ), тогда и созданная Им Церковь создала себе храмы по небесному образцу. Первообраз наших храмов видели великие пророки Исаия, Иезекииль и апостол Иоанн ( Ис. 6, 1–10 ; Иез. 40–43 ; Откр. 4, 1–6; 11, 1 ). Отцы Церкви ( Андрей Кесарийский , Мефодий Патарский , Максим Исповедник и другие) утверждали, что это Небесное святилище, Небесная Церковь праведников, по образу которой создается Церковь земная. Поэтому храм символизирует Вселенскую Церковь , мир Божий и даже отдельного человека ( 1Кор. 6, 19 ). Внешний вид храма бывает разным. Это и базилика – символ корабля спасения, нового Ноева ковчега; и обычный в России крестово-купольный храм, показывающий, что мы поднимаемся на Небо орудием Креста; и круг – знак вечности. Храм увенчивается Животворящим Древом Креста – трофеем Христовой победы. Место собрания Церкви украшено крестом во исполнение слов пророка Исаии: «И будет в тот день: к корню Иессееву (Христу), который станет, как знамя для народов, обратятся язычники – и покой Его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку свою... И поднимет знамя язычникам» ( Ис. 11, 10–12 ). Предвидел это и премудрый царь Соломон, когда говорил про Православную Церковь , что она «грозна, как полки со знаменами» ( Песн. 6, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Возблагодарим же Господа, благодеющего нам, подвигшего добрых русских людей на жертвы для создания храма сего и освятившего его ныне благодатию Всесвятого Духа Святого! Вкусивши ныне, яко благ Господь ( 1Пет.2:3 ), помогший вам воздвигнуть сей величественный каменный храм, и сами вы, братья, по слову святого апостола Петра, как живые камни, устрояйте из себя храм духовен (2, 5), т. е. созидайте из себя церковную общину, столь же твердую и прочную, как и сей храм ваш. До сих пор, пока у вас не было настоящего храма, пока было лишь временное помещение для него, и другим казалось, и вам думалось иногда, что, быть может, и все дело Православной Церкви здесь лишь временное. Ныне с устроением постоянного храма опасения эти рассеиваются. Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ), и се Аз с вами есмь до скончания века. Аминь ( Мф.28:20 ). Верим и уповаем, что эти обетования Христовы касаются и нашего дела здесь, и посему приступайте ко храму сему без опасения, с дерзновением, соберитесь возле него, составьте одну дружную семью, союзом веры и любви связуеми. Вы знаете, что у нас в России храм и приход тесно связаны между собою. Пусть будет так и у вас. Любите свой храм и чаще посещайте его. Русские люди издавна слывут за набожных и за любителей святых Божиих церквей: храмами стоит и красуется святая Русь. К сожалению, иные русские, попав за границу, по малодушию стыдятся сохранять здесь добрые обычаи своей родной веры и отречением от оных думают снискать себе уважение иностранцев. Горькое и печальное заблуждение: отступников никто не уважает! Не говоря уже о том, что Господь наш изрек о таковых: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк.8:38 ). Вы же не тако: в православной вере стойте, родные предания держите и храм Божий любите. Объединяясь около храма, вы и из самих себя созидайте храм духовен (см. 1Пет.2:5 ), чтобы самих себя, свою душу, свою жизнь посвящать на служение Богу. Не забывайте, что как храм ваш, так и вся ваша церковная община имеет миссионерское значение; вы род избранный, люди, взятые в удел, дабы возвещать окружающим вас инославным чудный свет Православия (см. 1Пет.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Для разрешения этих недоумении и для правильного уразумения слов святого Стефана вспомним, что речь его, как выше сказано, клонилась к обличению иудеев. Они, увидев чудесное облако, которое осенило храм во время освящения его, услышав обетование, по которому Бог сердце Свое положил во храме, подумали, что Иерусалимский храм сделался не только твердым и постоянным на предопределенное время, но и непременным навеки селением Божиим. Что и город Иерусалим, и народ иудейский, имея у себя святой храм, по этому самому также святы, неприкосновенны, не подвержены оставлению Богом. Эти неосновательные и грубые, но прикрытые набожностью мысли сделались у иудеев пищей нечестия и беззакония. Бог живет у нас в храме, – говорили они, – и не заботились о том, что нет Бога пред очами их. Надеясь на святое место, «народ грешный», по выражению пророка Исаии, «народ обремененный беззакониями» ( Ис. 1, 4 ), бесстрашно прилагал грехи ко грехам. Когда им угрожали, что умножившиеся грехи погубят их, они либо не внимали этому, либо гневались на это, прельщая себя надеждой, что святое место спасет их. Святые мужи иудейской церкви давно усмотрели это заблуждение своего народа и неоднократно с ревностью обличали его. Тот Исаия, которого и приводил во свидетельство святой Стефан, опровергая дерзкую надежду беззаконников на святой храм, говорит от лица Самого Бога: «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» ( Ис. 66, 1 ). И вместо ложной надежды на одну видимую и чуждую святыню, внушая истинное упование на благодать Божию, в послушании приемлемую человеком и делающую его самого храмом Божиим, пророк присоединяет также от лица Божия: «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( 66, 2 ). Так и через Иеремию говорит Бог: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» ( Иер. 7, 4 ) – они не помогут вам. В таком духе обличения сказал и святой Стефан, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян. 7, 48 ), то есть не заключается вездесущее Божие существо в храмах, хотя в них присутствует благодать. Не привязано благодатное присутствие Божие к храмам, хотя им даровано; не в том, собственно, живет благодать, что есть рукотворенное во храмах, но, будучи сама духовна, проходит она сквозь рукотворенное и сокровенно ищет оживить собою также духовное, то есть внутреннего человека. Если человек жесток, невнимателен, нечувствителен, упорен против Святого Духа, то и в открытом рукотворенном храме для него заперто благодатное жилище Божие; рукотворенная церковь не освящает и не спасает того, кто, со своей стороны, не подвизается, чтобы сделать себя живой церковью Живого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

И дивен, и свят, и великолепен был первый храм Господень в Иерусалиме, и Ковчег Завета, данный Богом людям через Моисея, был в нем. Храм Божий во все времена — это всегда вечность, в нем живет и пребывает все, что было от начала, от сотворения мира, и что еще будет до самого второго и славного пришествия Господня. В Храме Божием все и всегда живо — и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни таин, которых бы не знал Храм Божий — Святая Церковь. Фото: tatmitropolia.ru Отступление от Бога — вот причина всех бед Но почему же живущие не знают этих тайн, почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к ним, почему зрячих и слышащих так мало? Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней — Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета — Пресвятой Богоотроковицы — и явлением в нем Спасителя и Бога — Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему  «Новый Израиль » — Великая Россия, — в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте — многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри? Ответ на все наши горькие «почему?» опять же надо искать нам в Храме и в Святом Писании, которое хранит Храм. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями. Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался и ликовал святыней. Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего… И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: « за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом ?» И скажут: « за то, что они оставили Господа Бога своего… и приняли других богов, и поклонились им, и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие » (3 Цар. 9:6—9).

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-hram-bogor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010