—149— мых 207 . Я говорил, что юридическая сторона ясна и изъятие бесспорно, что каноны как-будто бы и говорят против изъятия евхаристических предметов, но вековая церковная практика перед таким общественным событием не допускает возможности приостановки. В той церкви, где я состою священником, при изъятии церковных ценностей ничего абсолютно не произошло. Единственная риза чтимой иконы была оставлена за соответствующий эквивалент металлом. Подтвердить мое участие в упомянутых выше мною процессах мог бы бывший Управделами Совнаркома Бонч-Бруевич, о вызове которого я ходатайствовал в моем заявлении. Прошу у Трибунала, если будет какое-либо сомнение в моей виновности (! невиновности), истолковать (что ?) в мою пользу меня (!) как обвиняемого (!), если же данные дела настолько убедительны, то я по примеру (приговору ?) гос. обвинителя прошу у высокого Трибунала о снисхождении и милосердии. Тяжело умирать, но и тяжело жить бревном (?), будучи оторванным от любимого дела. Будьте великодушны и милосердны» [с. с. 61–63, 953–954]. Наглые и произвольные обвинения Вышинского нашли отповедь в речах подсудимых Щепкина (б. министра Внутренних дел) и Перцева, входивших в окружение Хотовицкого. Первый из них, в частности, сказал: «Из речи гос. обвинителя я почувствовал, что сужусь не за настоящие (якобы) преступные дела, которые мне инкриминируются, а за мое политическое прошлое. Обвинитель представил целый ряд таких фактов, по которым он меня не спрашивал во время следствия... То Временное Правительство, в коем я участвовал, было создано вовсе не банкирами, (а) при непосредственном участии большевиков... Прокурор указывал на какие-то смычки зарубежной контрреволюции, но доказательства смычек нет, и никогда их быть не может...» Второй прямо заявил: «...я считаю за честь сидеть между такими людьми, как Щепкин и Хотовицкий... Я удивляюсь, на каком фундаменте —150— государственный обвинитель строит мою связь с заграницей...». Наконец, этот судебный фарс 13 декабря был закончен и были вынесены приговоры. Наиболее суровые, в 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества и поражением в гражданских правах на 5 лет, получили прот. А.Хотовицкий, прот. С.В.Успенский, игуменья Побединская и некоторые лица, с ними связанные, по статьям 62 и 119 УК.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вышло в свет 24-томное переиздание одной из важнейших богослужебных книг Православной Церкви — служебной Минеи 7 июля 2011 г. 21:15 Издательство Московской Патриархии выпустило в свет 24-томное переиздание одной из важнейших богослужебных книг Православной Церкви — служебной Минеи, содержащей службы церковным праздникам и православным святым на каждый день года. Это издание готовилось в Русской Церкви к 1000-летию Крещения Руси, которое торжественно отмечалось в 1988 году. Двадцать четыре тома миней вышли в период с 1978 по 1987 гг. при председателе Издательского Отдела Московской Патриархии митрополите Питириме (Нечаеве) . Текст миней набран гражданским шрифтом и переиздается репринтом, кроме сентябрьского тома и новых приложений, которые выполнены компьютерным набором. Первое переиздание миней было осуществлено в 2002-м году, второе — в 2008-м. Таким образом, настоящее издание 2011 года является уже 4-м выпуском знаменитого корпуса так называемых «зеленых» миней. При каждом переиздании в соответствующие тома добавляются новые утвержденные Священноначалием службы. В переиздания 2002-го и 2008-го годов вошли службы прославленным святым XIX и XX веков: Царственным страстотерпцам, Собору новомучеников и исповедников Российских, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, святителям Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову, святителям Макарию, митрополиту Московскому, Иову, первому Патриарху Московскому и всея Руси , Тихону, Патриарху Московскому и всея России , святителю Филарету Московскому, преподобным Амвросию Оптинскому, Силуану Афонскому, Андрею Рублеву, родителям преподобного Сергия Радонежского преподобным Кириллу и Марии, благоверному князю Димитрию Донскому, блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской, службы Собору эстонских святых, а также тропари и кондаки некоторым другим новопрославленным святым. В очередное переиздание 2011 года включены новые службы, составленные Синодальной богослужебной комиссией и утвержденные Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Это службы Собору отцев Оптинских и преподобным Иулиании и Евпраксии Московским. Также в соответствующие тома были добавлены тропарь и кондак священномученику протоиерею Иоанну Царскосельскому (Кочурову) и тропарь и кондак священномученику протопресвитеру Александру Хотовицкому, утвержденные еще Архиерейским Собором 1994 года, но по техническим причинам не попавшие в переиздания 2002-го и 2008-го годов. На корешке и крышке переплета каждого тома, а также на титуле теперь проставлен диапазон дней, службы которых входят в соответствующий том. Это позволит быстро находить на полке том с необходимой службой. Также во всех томах исправлены опечатки и ошибки, обнаруженные в процессе пользования книгами. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1556630.ht...

171 Святитель ехал на обычной фермерской телеге по очень плохой дороге. Неожиданно в упряжке что-то оборвалось, и лошади понесли. Началась бешеная скачка по ухабам, рытвинам, рвам. Владыку выбросило на землю, при этом одна нога попала под колесо. Резким движением он успел выдернуть ее из сапога, как раз в тот момент, когда колесо наехало на сапог. Но сильно пострадала другая нога, на которую упал святитель, произошло растяжение связок, принесших немало боли и страданий владыке. Даже в таком состоянии святитель намеревался продолжить путь, только теперь надо было идти уже пешком. В это время подъехал фермерский воз, который и доставил владыку к месту назначения. Многочисленные ушибы и вывернутая нога еще долго напоминали святителю о посещении Канады, но он с «обычным благодушием переносил страдания» и с улыбкой вспоминал «прелести канадских дорог» 19. С. 403]. 172 «Конечно, Владыка мог бы переезжать и не в общих вагонах, а в купе, где есть всевозможные удобства, а главное — простор, чистота и отсутствие назойливых глаз. Но ведь — сколько бы приходов должно было тогда прекратить свое существование, лишась, — вследствие перерасхода миссийных сумм, — спасительной поддержки. Нет, уж лучше самому сократиться и потерпеть, лишь бы только эти приходы продолжали существовать, так давно решил Владыка» С. 456]. 173 Александр Александрович Хотовицкий родился 11 февраля 1872 (1870) в г. Кременец Волынской губернии, в семье протоиерея, ректора Волынской духовной семинарии, которую и окончил. В 1895 г. окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Еще в Академии юноша подал прошение о зачислении его на службу в Алеутскую миссию и его назначили вторым псаломщиком в Св.-Никольский приход в Нью-Йорке. 23 февраля 1896 г. он был рукоположен епископом Алеутским Николаем (Зиоровым) во диакона, а через день, 25 февраля, — в сан пресвитера. Став настоятелем Св.-Никольского прихода, он взял на себя подвижнический труд по строительству нового храма. Трудами и заботами о.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

221 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского. С. 48–50. 222 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского. С. 51. 223 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского...//АПВ, 1900, т. IV, 4, с. 72–73. 224 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского... С. 74. 225 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского... С. 75. 226 В книге Рафаила Мельникова сказано: «В сроках спуска на сей раз газеты не обманулись, но особых церемоний не было. Правда, молебен служил приглашенный Э. Н. Щенсновичем православный архиепископ Алеутский и Северо-Американский. Присутствовали члены комиссии, матросы из команды и приглашенные Крампом посол России в Вашингтоне граф А.П. Кассини, а также бывший военно-морской атташе генерал-майор Д.Ф. Мертваго...» (Мельников P.M. Крейсер «Варяг». 2-е изд. Л.: Судостроение, 1983. С. 58). Однако епископ Алеутский и Аляскинский Тихон не присутствовал при спуске крейсера на воду; молебен тогда был отслужен священниками Александром Хотовицким и Илией Зотиковым в присутствии членов Российского посольства и массы почетных гостей. 228 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского... С. 75–77. 229 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского... С. 77. 230 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского... С. 78. 232 Письмо преосвящ. Алеутского экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 24 января (ст. ст.) 1900 г. (Письма святителя Тихона. С. 56.) 233 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского... С. 80–81. 234 На ободке архиерейской трости было выгравировано: «Владыке Тихону сербы в Америке. 1900» (Недзелъницкий И.Я. Из Северной Америки//ПЦВ, 1900, 13, с. 549).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Комментарий к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества " и ст. 21 ФЗ " О свободе совести и о религиозных объединениях " » Игуменья Ксения (Чернега) Источник: Патриархия.ru Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) относительно внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта 369263-8 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона " О приватизации государственного и муниципального имущества " и статью 21 Федерального закона " О свободе совести и о религиозных объединениях " ».      Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Гавриловым, В.А. Даванковым, А.Ю. Кузнецовой, Л.Э. Слуцким и П.О. Толстым, инициирован Правовым управлением Московской Патриархии. На юридическом форуме, состоявшемся 11-13 мая 2023 года в Санкт-Петербурге, глава Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) обратила внимание участников форума на то, что п. 2 ст. 3 Закона 327-ФЗ предусматривает норму, согласно которой публичное «имущество религиозного назначения отчуждается из государственной или муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций». Кроме того, согласно п. 4 ст. 7 Закона 327-ФЗ в период рассмотрения заявления религиозной организации о передаче объектов религиозного назначения, их включение в перечни имущества, не подлежащего отчуждению из публичной собственности, не допускаются. Фактически, данные нормы, в совокупности, устанавливают ограниченную оборотоспособность публичного имущества религиозного назначения. Закон 327-ФЗ закрепляет, с одной стороны, исключительное право религиозных организаций на получение в собственность такого имущества, и, с другой стороны, запрещает изымать это имущество из оборота, признавать его исключительной государственной собственностью. Существование этих норм напрямую обусловлено требованием исторической справедливости, ведь принудительное изъятие имущества религиозного назначения у его законного владельца — исторический факт. Достаточно вспомнить хотя бы о двух судебных процессах в Москве, возбужденных против священнослужителей и мирян, которые обвинялись в призывах к «массовому противодействию» по постановлению ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Первый судебный процесс, названный по количеству обвиняемых «процесс 54-х», проходил с 26 апреля по 5 мая 1922 г. в здании Политехнического музея. Он завершился вынесением 11 смертных приговоров. Второй процесс (известный также как «дело Хотовицкого») проходил с 27 ноября по 13 декабря 1922 г. Суду Ревтрибунала были преданы 32 клирика и 86 мирян, получивших приговоры от десяти лет до одного года лишения свободы.

http://pravoslavie.ru/154109.html

Вернувшись в Россию, Н. М. Максимович-Амбодик организовал преподавание бабичьего дела на высоком для своего времени уровне: приобрел акушерский инструментарий, лекции сопровождал демонстрациями на фантоме и у кровати рожениц, фантом женского таза с деревянным ребенком, а также прямые и изогнутые стальные щипцы («клещи») с деревянными рукоятками, серебряный катетер и прочие инструменты были изготовлены по его собственным моделям и рисункам. Он впервые начал преподавание акушерства на русском языке и одним из первых в России он применил акушерские щипцы Его капитальный труд «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» явился первым оригинальным российским руководством по акушерству и педиатрии. 11. Основоположник научной педиатрии в России Степан Фомич Хотовицкий (1796—1885) родился в семье священника православного прихода села Красилов Староконстантиновского уезда Волынской губернии. Окончил Волынскую духовную семинарию, как один из наиболее отличившихся семинаристов, получил право поступления в Медико-хирургическую академию. Став ординарным профессором кафедры акушерства, женских и детских болезней, он первым начал читать (с 1836 г.) отдельный курс детских болезней из 36 лекций. В 1847 г. издал его в расширенном виде под названием «Педиятрика». Это было первое в России оригинальное руководство по педиатрии, в котором детский организм изучался с учетом его анатомо-физиологических особенностей, качественно изменяющихся в процессе развития. 12. Один из первых русских физиологов-экспериментаторов в стране, автор первого российского учебника «Физиология», создатель маски для эфирного наркоза Алексей Матвеевич Филомафитский (1807—1849) был сыном священника Ярославской губернии. Первое высшее образование получил в Ярославской духовной семинарии и после этого поступил в Харьковский университет, где перешел на медицинский факультет, затем в университет в Дерпте. Был одним из первых пропагандистов экспериментального метода в российской физиологии и медицине. Вместе с Н. И. Пироговым разработал метод внутривенного наркоза; используя технику вивисекции, изучал вопросы физиологии дыхания, пищеварения, переливания крови («Трактат о переливании крови», 1848); создал аппараты для переливания крови, маску для эфирного наркоза и другие физиологические приборы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Для объединения и умиротворения церковной жизни члены епархиального управления предлагали на основании имеющихся данных следующую компромиссную резолюцию: «Вследствие постановления Волынского епархиального съезда православного духовенства и мирян от 29–31 декабря 1924 года (протокол 5) о признании Всеукраинского Священного Синода высшим церковно-административным органом управления на Украине, Волынское епархиальное управление, как избранное этим съездом, не сможет отменить постановления епархиального съезда о признании Всеукраинского Священного Синода высшим церковно-административным органом управления на Украине, а должно работать, согласно постановления епархиального съезда. Но ввиду заявления временно управляющего Волынской епархией председателя епархиального управления Епископа Максима о том, что он не согласен с постановлением епархиального съезда относительно Синода, и при таких условиях не может председательствовать в епархиальном управлении, и как управляющий епархией будет управлять единолично той частью епархии, которая будет к нему обращаться – епархиальное управление должно или ликвидировать себя, на что оно не имеет права, или работать без управляющего епархией Епископа, что будет не канонично. Принимая же во внимание разъяснение Патриарха Тихона о том, что Харьковский Синод, как образовавшийся самочинно, без благословения Патриарха, вопреки определения Всеукраинского и Всероссийского Церковных Соборов 1918 г. о высшем церковном управлении на Украине [отд. 1 п. а) положения о сем управлении], не каноничен, – епархиальное управление, в целях умиротворения и объединения всей епархии в одно управление, считает нужным воздержаться от сношений с Синодом до более детального выяснения вопроса относительно каноничности организаций Всеукраинского Синода и о его ориентации, до этого же времени продолжать работу епархиального управления, как было прежде до съезда. В случае же получения от Синода каких-либо бумаг, поступать так – бумаги информационного характера принимать к сведению, и в потребных случаях сообщать духовенству епархии как информацию; бумаги же требующие получения с мест сведений, могущих быть полезными епархии (как, например, последняя бумага о возможности восстановления монастырей для помещения там разошедшихся по всей епархии монахов), передавать для исполнения избранному епархиальным съездом уполномоченному Священного Синода священнику Александру Хотовицкому, которого считать неуполномоченным Священного Синода, а уполномоченным епархиального Синода или Волынской епархии для сношений с Харьковским Синодом и гражданскими учреждениями; бумаги же касающиеся канонических и догматических вопросов, а также внутреннего уклада церковной жизни оставлять без исполнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Все это было прекрасно, как доказательство нравственной силы духовенства и доверия к нему со стороны общества государства и несомненно полезно для успеха того или другого дела. Нам не так давно довелось знать одного почтенного сельского пастыря, который, отправляя без упущения священнодействия требы в приходе, состоявшем более чем из тысячи душ, произнося если не каждое воскресенье, то каждый праздник поучения в церкви, хоть не всегда им самим составленные, в тоже время сам вел свое небольшое хозяйство по новейшим системам полеводства и по предписаниям агрономической науки, пользуясь позднейшими приспособлениями сельскохозяйственной техники и сельскохозяйственными машинами, подаренными ему при окончании курса в земледельческом училище, получая вдвое более обильный урожай, чем какой имели с своих полей крестьяне, занимался рационально пчеловодством, был единственным учителем в сельской школе, устроенной от министерства государственных имуществ, наконец, выслушав в семинарии курс медицины, запасшись известным старинным «наставлением» Степана Хотовицкого (выдававшимся прежде семинаристам при окончании курса вместе с царскою патриаршею грамотами об учреждении Св. Синода), а также известным лечебником князя Парфения Энгалычева, объявил нещадную войну знахарству и современному простонародному кудесничеству, так что во всем приходе никто не мог заболеть без того, чтобы не сделалось о том известным почтенному пастырю, в скромной «зале» которого в ряду мебели, одно из первых мест занимал огромный шкаф с медикаментами и аппаратами.  Но, как легко понять, подобные случаи были слишком исключительны. Оказалось, что нельзя в одно время двум господам работать; все эти сельско-хозяйственные и медицинские сведения или оставались без приложения или отвлекали духовенство от прямых обязанностей его служения и парализовали успех его специальных занятий. Последовала реформа духовно-учебных заведений, устранившая из семинарского курса медицину, сельское хозяйство, естественную историю. Так сказался впервые в жизни нашего духовенства политико-экономический закон разделения труда специализации общественно-служебный профессий! Дальнейший шаг в применении этого закона состоял в том, что новый устав о народных училищах, который, не устраняя духовенство от народных школ и от преподавания в них по мере желания и возможности, что было бы крайне невыгодно для дела народного образования, отменяет обязательные отношения духовенства к школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Он впервые начал преподавание акушерства на русском языке и одним из первых в России он применил акушерские щипцы Его капитальный труд «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» явился первым оригинальным российским руководством по акушерству и педиатрии. 11. Основоположник научной педиатрии в России Степан Фомич Хотовицкий (1796—1885) родился в семье священника православного прихода села Красилов Староконстантиновского уезда Волынской губернии Окончил Волынскую духовную семинарию, как один из наиболее отличившихся семинаристов, получил право поступления в Медико-хирургическую академию. Став ординарным профессором кафедры акушерства, женских и детских болезней, он первым начал читать (с 1836 г.) отдельный курс детских болезней из 36 лекций. В 1847 г. издал его в расширенном виде под названием «Педиятрика». Это было первое в России оригинальное руководство по педиатрии, в котором детский организм изучался с учетом его анатомо-физиологических особенностей, качественно изменяющихся в процессе развития. 12. Один из первых русских физиологов-экспериментаторов в стране, автор первого российского учебника «Физиология», создатель маски для эфирного наркоза Алексей Матвеевич Филомафитский (1807—1849) был сыном священника Ярославской губернии Первое высшее образование получил в Ярославской духовной семинарии и после этого поступил в Харьковский университет, где перешел на медицинский факультет, затем в университет в Дерпте. Алексей Филомафитский Был одним из первых пропагандистов экспериментального метода в российской физиологии и медицине. Вместе с Н. И. Пироговым разработал метод внутривенного наркоза; используя технику вивисекции, изучал вопросы физиологии дыхания, пищеварения, переливания крови («Трактат о переливании крови», 1848); создал аппараты для переливания крови, маску для эфирного наркоза и другие физиологические приборы. 13. Создателем генетики был монах из Австрии Грегор Мендель Эксперименты, благодаря которым были открыты законы генетики, он проводил в маленьком приходском саду. 14. Иван Петрович Павлов – первый российский Нобелевский лауреат (1904 год, премия за за исследование функций главных пищеварительных желез), фактически заново создал современную физиологию пищеварения

http://foma.ru/20-faktov-iz-istorii-medi...

Из числа членов Совета отсутствовали: сверхштатный заслуженный ординарный профессор Н.А. Заозерский ; ординарный профессор А.А. Спасский; экстраординарные —75— профессора – С.И. Соболевский, И.В. Попов , Н.Г. Городенский , Μ.Μ. Богословский и А.П. Орлов. Слушали: I. Доклад секретаря Совета Н.Д. Всехсвятского: «Честь имею представить Совету Академии табели баллов по устным и письменным ответам, а также и по поведению, полученных за истекший 1909–1910 учебный год студентами первых трех курсов Академии». По рассмотрении табелей оказалось, что: 1) Из 61 студентов I курса, а) студенты Берников Сергей, Есипов Иван и Протопопов Валентин не держали устных испытаний, не представили никаких письменных работ за I курс (за исключением Протопопова, представившего одно семестровое сочинение по древней гражданской истории) и просят Совет Академии об оставлении их, по болезни, в том же курсе на второй год; б) студент Семенов Андрей, принятый в состав курса по определению Совета от 11 ноября 1909 года, не представил семестрового сочинения по метафизике и ходатайствует о разрешении исполнить эту обязанность после летних каникул; в) студент Ельчанинов Александр, окончивший университетский курс по историко-филологическому факультету, согласно указу Святейшего Синода от 5 мая 1910 года за 6177 обязан сдать устные испытания по специальному предмету, одному из древних и одному из новых языков, хотя отметки по ним и имеются в его университетском дипломе. – г) Поведение сорока восьми студентов означено баллом 5, девяти – баллом 5– и двух – баллом 4+ (студенты Берников и Есипов провели учебный год вне Академии и балла по поведению не имеют). 2) Из 71 студентов II курса не держали, по болезни, устных испытаний: иеромонах Серафим (Иованович), сербский уроженец (по психологии); Телятьев Валериан (по психологии) и Хотовицкий Александр (по патристике, истории философии и психологии). Всеми поименованными студентами представлены в Совет Академии прошения, с —76— приложением медицинских свидетельств, о разрешении им сдать означенные испытания после летних каникул. – Поведение сорока семи студентов означено баллом 5. шестнадцати – баллом 5–, шести –баллом 4+ и двух – баллом 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010