После приглашения оглашенным удалиться из храма произносятся две краткие ектении и поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. — Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды).    По-русски эта песнь читается так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!» Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе — таинственно изображая, или таинственно представляя из себя; животворящей — жизнь дающей; припевающе — воспевая; отложим — оставим; житейское попечение — заботу о житейском; яко да — чтобы; подымем — поднимем, прославим; дориносима — торжественно носимого, прославляемого («дори» — слово греческое и значит: копье, так что «дориносима» значит; копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить царей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, при чем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми — ангельскими чинами; аллилуиа — хвала Богу!    Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они теперь оставили всякую мысль о житейском, представляя себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на небе и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь — хвалу Богу. Пред Херувимской песнью открываются царские врата, и диакон совершает каждение, а священник в тайной молитве просит Господа очистить его душу и сердце от совести лукавой и силою Св. Духа удостоить его принести Богу приготовленные Дары; затем, священник с диаконом вполголоса трижды произносят Херувимскую песнь, и оба отходят к жертвеннику для перенесения честных Даров с жертвенника на престол. Диакон, имея на левом плече «воздух» (большой покров), несет на голове дискос, а священник в руках — св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

И ныне: От одра и сна воздвигл мя еси, Господи, ум мой просвети и сердце и устне мои отверзи, во еже пети Тя, Святая Троице: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Глас 3-й Троице Единосущная и Нераздельная, Единице Триипостасная и Соприсносущная, Тебе, яко Богу, ангельскую песнь вопием: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш: Слава: Отца Безначальна, Сына Собезначальна, Духа Соприсносущна — Божество Едино херувимски славословити дерзающе, глаголем: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас. Глас 4-й Умных Твоих слуг приносити смертнии песнь дерзающе, глаголем: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш: Слава: Яко чини ныне Ангельстии на небеси и стояния страхом человеческая на земли, победную песнь приносим Ти, Блаже: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: Безначальнаго Твоего Отца и Тебе, Христе Боже, и Пресвятаго Твоего Духа херувимски славословити дерзающе, глаголем: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас. Глас 5-й Пению время и молитве час, прилежно возопиим Единому Богу: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш: Слава: Образовати дерзающе умная Твоя воинства, Троице Безначальная, усты недостойными вопием: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: Иже в ложесна Девическая вместивыйся и недр Отеческих не разлучивыйся, со Ангелы и нас, Христе Боже, приими, вопиющих Ти: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас. Глас 6-й Предстояще со страхом Херувими, ужасающеся с трепетом Серафими, Трисвятую песнь приносят немолчным гласом. С нимиже и мы вопием, грешнии: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш: Слава: Безплотными усты, немолчными славословеньми шестокрильнии вопиют Ти Трисвятую песнь, Боже наш. И мы, иже на земли, недостойными усты хвалу Ти возсылаем: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Прочитав эту молитву, священник воздевает руки и читает следующую молитву: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». А дьякон, который в это время кончает каждение, подходит к священнику и добавляет: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Это так называемая Херувимская песнь, которую одновременно поет хор во все это время, вы сами знаете, что это одна из самых прекрасных частей литургии и одно из самых замечательных песнопений вообще в христианской службе. Херувимская песнь поется долго, чтобы священник успел в это время совершить все необходимые действия. Это песнопение не совсем как бы ясно для нас и требует специального разъяснения. Первая часть его более проста: «Иже Херувимы тайно образующе…» — то есть, преобразуя Херувимов и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, мы всякое ныне житейское отложим попечение. Мы сейчас тайно преобразуем Херувимов и, поклоняясь Святой Троице и припевающе Трисвятую песнь, отложим попечение житейское. Последующие слова: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» — несколько более сложны. Существуют разные толкования на эти слова. Самое трудное слово — это «дориносима». Что это значит? Есть такое толкование, что это образ, взятый из древней Византии, когда победившего полководца воины поднимали на щит, а этот щит несли на копьях. Иначе говоря, на копья как бы втыкали щит, сажали на него своего императора или полководца, поднимали очень высоко и так торжественно несли его в свой город. Полководец восседал высоко на особом как бы престоле. Слово «дориносима» будто бы изображает такое шествие торжественное. Но есть и другие толкования. Здесь можно думать, что это слово означает: «невидимо присутствующими здесь ангельскими чинами» Господь носим между нами. Такое толкование возможно. Для того чтобы вполне уразуметь, что здесь имеется в виду, нужно вернуться к древним временам, вспомнить, как раньше, в древности, совершалась литургия верных. Но прежде чем рассказать об этом, я расскажу вам, как сейчас совершается этот чин, хотя вы, конечно, в основном его представляете.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Хор (на каждое прошение): «Господи, помилуй». Диакон: «Заступи, спаси…» . Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Премудрость» (сразу уходит в алтарь). Священник (возглас): «Яко да под державою Твоею ...». Хор: «Аминь» (протяжно). §6.2.1. Великий вход Хор поет первую половину Херувимской песни «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение» 317 . Диакон входит южной дверью в алтарь и, поклонившись горнему месту и священнику, отворяет царские врата. Взяв кадило и получив благословение на каждение, диакон, читая про себя 50-й псалом, кадит престол с четырех сторон, жертвенник, алтарь, затем царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас; входит в алтарь, кадит священника и молящихся в алтаре; опять выходит на амвон и кадит лики и народ, святые врата, местные иконы, входит в алтарь, кадит престол с западной стороны, священника, поклоняется, становится справа от священника, держа кадило в левой руке. Священник во время каждения читает тайно молитву Херувимской песни «Никтоже достоин…». По окончании чтения священником молитвы оба священнослужителя благоговейно поклоняются три раза с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» , затем трижды вполголоса читают Херувимскую песнь, причем священник говорит первую часть молитвы ( «Иже Херувимы тайно образующе...» ), а диакон ее завершает ( «Яко да Царя всех подымем…» ) 318 . Во время чтения Херувимской песни священник воздевает руки вверх, а диакон держит орарь в поднятой руке, так же, как и при чтении ектений. После каждого прочтения молитвы священник и диакон, делая крестное знамение, благоговейно поклоняются пред престолом. Затем священник целует антиминс и престол, а диакон – престол, и отходят к жертвеннику: священник – непосредственно налево, а диакон чрез горнее место. Подойдя к жертвеннику, иерей берет кадило у диакона и кадит предложение, молясь про себя: «Боже, очисти мя грешнаго» (трижды). Покадив предложение, он отдает кадило диакону. Диакон принимает кадило и держит его за кольцо пальцем правой руки, затем обращается к священнику со словами «Возми, владыко» . Священник снимает воздýх со словами «Возмите руки ваша во Святая и благословите Господа» и полагает его на левое плечо диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Богородицы, ставшей Невестой неневестной и т.д.). Оксюмороны суть способы описания необъяснимой ситуации или даже надмирной онтологической реальности. В литургии верующие, уподобляясь служению ангельскому Богу, т.е., отложив всякое попечение и воспевая херувимскую песнь (Свят, свят, свят), мистически (тайно), но реально являют собой икону (образ) невидимого сонма ангелов. В этом смысле богословский антиномический оксюморон " О вы, херувимов тайно образ являющие... " в переводе херувимской по-русски более чем уместен. ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ В ИЗЛОЖЕНИИ АРХИЕПИСКОПА ИОНАФАНА (ЕЛЕЦКИХ) ПО-ЦЕРКОВНОРУССКИ С ГЛАГОЛОМ " ПРИИМЕМ " (попробуйте спеть) 1. Мы все, херувимов тайно (мистически=таинственно, духовно) образующе и животворящей Троице трисвятую песнь (с ними) воспевающе, всякое ныне житейское отложим (да отринем) попечение, яко да (ибо мы) Царя всех приимем с ангельскими, невидимо (со)копьеносными (копИеносными) чинми. Аллилуя. 2. Мы все образ херувимов тайно (таинственно, неизъяснимо) являюще и животворящей Троице трисвятую песнь (с ними) воспевающе, всякое ныне житейское отложим (да отринем) попечение, яко да (ибо мы) Царя всех приимем с ангельскими, невидимо (со)копьеносными (копИеносными) чинми. Аллилуя. 3. Мы все образ херувимов тайно являюще и животворящей Троице трисвятую песнь (с ними) воспевающе, всякое ныне житейское отложим (да отринем) попечение, дабы нам принять Царя всех (или: Царя всего с ангельскими, невидимо (со)копьеносными (копИеносными) чинми. Аллилуя. 4. Мы все, херувимов тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь (с ними) воспевающе, всякое ныне житейское отложим (да отринем) попечение, яко да (ибо мы) Царя всех приимем с ангельскими, незримыми и копьеносными (копИеносными) чинми. Аллилуя. 5. О вы, херувимов тайно образ являющие и животворящей Троице трисвятую песнь (с ними) воспевающие, всякое ныне житейское отложим (да отринем) попечение, яко да (ибо днесь) Царя всех приимем со копьеносным (копИеносным) воинством всех ангелов незримых. Аллилуя.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/22/...

Ибо Ты, Христе, Приносящий (Дары) и (Дар) Приносимый, Принимающий и раздающий (Дары) 121 , и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцом, и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков 122 ! Аминь. Херувимская песнь (по-церковнорусски) Версия 1 Мы (все), образ херувимов в Тайне сей 123 являюще И животворящей Троице трисвятую песнь 124 с ними воспевающе, Всякое ныне житейское (да) отложим попечение, Ибо днесь (грядущего) Царя всех приимем С ангельскими, незримыми (невидимыми) И «копьеносными» (копьекрылыми) чинми. Аллилуя. Версия 2 Мы (все), образ херувимов в Тайне сей являюще И животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, Всякое ныне житейское (да) отложим попечение, Дабы днесь при(н)ять Царя всего Мира, Ибо к нам грядет (идёт) невидимо На копьекрылых ангелах. Аллилуя. Версия 3 Мы (все), образ херувимов в Тайне сей являюще И животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, Всякое ныне житейское (да) отложим попечение, Дабы нам грядущего при(н)ять Царя Мира На копьекрылых воинствах Всех ангелов незримых. Аллилуя. Версия 4 Мы (все), образ херувимов в Тайне сей являюще И животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, Всякое ныне житейское (да) отложим попечение, Яко да (грядущаго) Царя всех приимем, Ибо к нам грядет (идёт) невидимо На копьекрылых ангелах. Аллилуя. Версия 5 Мы (все), образ херувимов в Тайне сей являюще И животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, Всякое ныне житейское (да) отложим попечение, Да мы Копьеносного 125 Царя всех приимем, Ибо к нам грядет (идёт) невидимо Во (в) сонме ангельских чинов (воинств). Аллилуя. Авторский перевод херувимской с глаголом «сопроводить» Версия 1 Мы (все), образ херувимов в Тайне сей являюще И животворящей Троице трисвятую песнь с ними воспевающе, Всякое ныне житейское (да) отложим попечение, Да сопроводить нам Царя всего Мира С ангельскими, незримыми, И «копьеносными» (копьекрылыми) чинми. Аллилуя. Версия 2 Мы (все), образ херувимов в Тайне сей являюще

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рукоположение во пресвитера совершается после Херувимской песни. При перенесении святых Даров с жертвенника на престол архиерей во время пения Херувимской песни полагает воздух на хиротонисуемого на рамо (в практике на голову). На великом входе ставленник выходит на средину храма перед диаконами с кадильницами и стоит перед солеею между ними. Ставленник, отдав воздух одному из диаконов, остается на своем месте, священники и диаконы входят в алтарь. По окончании Херувимской песни приводят посвящаемого к царским вратам протодиакон и диакон, «имуща его между собою». Они полагают свои руки на выю и, наклоняя его низко, возглашают: «Повели, повелите, повели, преосвященнейший владыко», вводят в алтарь. Ставленник поклоняется (земной поклон) архиерею, который сидит на кафедре, поставленной у левой стороны престола, и осеняет ставленника рукою крестовидно. В алтаре вокруг престола обводит рукополагаемого один из архимандритов или старших пресвитеров. При троекратном обхождении престола рукополагаемый целует углы престола, благоговейно осеняя себя крестным знамением и произнося: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (такова практика во многих епархиях). После каждого обхода ставленник целует руку епископа, омофор и палицу его (после первого раза целует край омофора и руку архиерея, после второго – целует крест на палице и руку архиерея). При первом обхождении вокруг престола поется песнь: «Святии мученицы...». При втором обхождении поется песнь: «Слава Тебе, Христе Боже...», при третьем – «Исаие, ликуй...». После обхождения престола рукополагаемый совершает два поясных, третий земной поклон святому престолу, произнося: «Боже, умилостивися мне грешному», преклоняет оба колена у нижнего столпа правой стороны престола, полагает руки на престол крестовидно, преложив и чело между руками. Епископ встает с кресла, возлагает на главу посвящаемого конец омофора – благословляет трижды, возлагает руку на главу рукополагаемого, произнося совершительные слова таинства: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, пророчествует благоговейнейшаго диакона (имя рек) во пресвитера: помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Утренний самогласен (см. Евангельская стихира) по-гречески обозначается словом ωθινν, т.е. «утренний». Иногда в богослужебных книгах печаталось оно без перевода так: «еотинос» (Служебник московский, 1651, 1658 г. и др.). Херувимская песнь. На литургии песнопение «Иже херувимы» именуется Херувимскою песнею. Начинаясь словами «Иже херувимы», она оканчивается ангельскою песней «Аллилуиа». Херувимская молитва. Во время пения на литургии Херувимской песни иерей тайно читает молитву «Никто же достоин», которая и носит название Херувимской молитвы. На литургии Преждеосвященных Даров, при пении «Ныне силы небесныя», молитва Херувимская не глаголется. Хвалитные стихиры (см. Стихиры на «хвалите»). Храма канон, стихира. Именуются храмовыми канон, стихиры и другие песнопения тому святому или празднику, во имя которых устроен храм. Храмовые главы (см. Главы храмовые). Честнейшая когда стихословится. Девятая песнь Священного Писания «Величит душа моя Господа» поется с припевом: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим». Все это песнопение обозначается словом «Честнейшая». «Честнейшая» поется на утрени перед 9 песней, после 8 песни канона и катавасии, в Типиконе (в 20 главе) указано, в какие вообще дни поется «Честнейшая» и в какие не поется, в те дни, в которые Уставом назначено петь на утрени после 8 песни особые припевы, не положено петь «Честнейшую» (см. Припевы). Четырепеснец, четверопеснец, есть неполный канон, состоящий из четырех песен, именно – из 6, 7, 8 и 9-й песен. Он поется по субботам при пении Триодей (см. Трипеснец). Чин. Слово «чин» при переводе его с греческого языка (τξις) означает порядок (см. 1Кор. 14:40 ; Лк. 1:8 ). В этом смысле слово «чин» и принимается в богослужебных книгах, относящихся к общественному богослужению, например: «кадит по чину», «идут к Евангелию по чину» (Типикон, гл. 2), «чин вечерни» (Типикон, гл. 1 и 2). в последнем случае слово «чин» означает то же, что и «устав», а именно: указание на порядок молитвословий при богослужении. Слово «чин» заменяется иногда словом «устав». Иногда в богослужебных книгах, относящихся к общественному богослужению, под «чином» разумеется не только указание на порядок молитвословий при богослужении, а и само изложение их.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

4. Мы все, херувимов тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь (с ними) воспевающе, всякое ныне житейское отложим (да отринем) попечение, яко да (ибо мы) Царя всех приимем с ангельскими, незримыми и копьеносными (копИеносными) чинми. Аллилуя. 5. Мы все, херувимов тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь (с ними) воспевающе, всякое ныне житейское отложим (да отринем) попечение, яко да (ибо мы) Царя всех приимем со копьеносным (копИеносным) воинством всех ангелов незримых. Аллилуя. ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЯ ПО-ЦЕРКОВНОРУССКИ С ГЛАГОЛОМ " СОПРОВОДИТЬ " 1. Мы все, херувимов тайно (таинственно, духовно) образующе и животворящей Троице трисвятую песнь (с ними) воспевающе, всякое ныне житейское отложим (да отринем) попечение, да сопроводить нам Царя всех (или: Царя всего с ангельскими, невидимо (со)копьеносными (копИеносными) чинми. Аллилуя. 2. Мы все образ херувимов тайно являюще и животворящей Троице трисвятую песнь (с ними) воспевающе, всякое ныне житейское отложим (да отринем) попечение, да сопроводить нам Царя всех (или: Царя всего с ангельскими, невидимо (со)копьеносными (копИеносными) чинми. Аллилуя. 3. Мы все, херувимов тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь (с ними) воспевающе, всякое ныне житейское отложим (да отринем) попечение, да сопроводить нам Царя всех (или: Царя всего с ангельскими, незримыми и копьеносными ( копИеносными) чинми. Аллилуя 4. Мы все, херувимов тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь (с ними) воспевающе, всякое ныне житейское отложим (да отринем) попечение, да сопроводить нам Царя всех (или: Царя всего со копьеносным (копИеносным) воинством всех ангелов незримых. Аллилуя. ХЕРУВИМСЬКА МОВОЮ З " ПРИЙНЯТИ " (спробуйте 1. Ми образуючи трисвяту(ю) (з ними) (геть щоби нам Царя прийняти з ангельскими, невидимо чиньми. Алилуя. 2. Ми, що образ невимовно, незбагненно) трисвяту(ю) (з ними) забудьмо хвилювання, щоби нам Царя прийняти з ангельскими, невидимо чиньми. Алилуя. 3. Ми образуючи трисвяту(ю) (з ними) (геть (хвилювання), щоби нам Царя прийняти з ангельськими, незримими списоносними чиньми.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/22/...

Прочитайте и переведите херувимскую песнь. Иже (который, которые) Херувимы тайно образующе и животворящей Тройце трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да (чтобы) Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа. Мы, таинственно представляя Херувимов и воспевая трисвятую песнь Животворящей Троице, оставим теперь все житейские заботы, чтобы нам поднять Царя всех, Которого невидимо с торжеством носят ангельские чины. Аллилуиа. Почему эта песнь называется Херувимскою? Песнь эта называется Херувимскою, потому что вся она состоит собственно в одном херувимском слове «Аллилуиа». Слово «Аллилуиа» называется Херувимскою песнию, потому что в откровении св. Евангел. Иоанн Богослов слышал, что ее поют Господу на небе Херувимы. ( Откр.19:6 ). Какое содержание всех прочих слов Херувимской песни? Прочие слова ее научают, как мы должны присутствовать при совершении входа с Дарами во время пения ее и затем во время совершения самой литургии. Как присутствовать при совершении входа с Дарами и затем во время самой литургии научает нас Херувимская песнь? Во время литургии мы воспеваем Св. Троицу, подобно как воспевают Ее на небе ангелы, и таким образом как бы изображаем собою ангелов. Посему и должны в это время уподобляться св. ангелам, т, е. подобно им, не иметь в это время никаких житейских мыслей и забот. Этому научают нас начальные слова Херувимской песни: Иже Херувимы.... попечение . Во время литургии мы воздаем честь и славу преимущественно Спасителю, умершему на кресте для нашего спасения. Если мы во время литургии, отложив всякое житейское попечение, углубимся в молитву и размышление о Спасителе, то это будет самым лучшим для Него почтением и прославлением: ибо так чтят и славят Его ангелы. Этому научают нас последние слова Херувимской песни: Яко да Царя... чинми. Уясните поболее слова: Яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми. Что значит слово дориносима? Дориносима значит «носимаго на копьях». Слово дориносима составлено из двух слов: греческаго дори, что значит «копье», и русского «носить». Это выражение заимствовано от обыкновения древних римских воинов – при возглашении нового императора, поднимать и носить его на щите копьями. Когда говорится о Иисусе Христе, что Его дориносят ангелы , то это значит, что Ему служат ангелы. Когда говорится о Иисусе Христе, что мы Его поднимем , то это значит, что мы Ему воздадим честь и славу. Во время великого входа, в образе Даров, Его поднимают и переносят с жертвенника на престол – на дискосе (блюде) на голове диакон несет агнец, и народ в это время наклоняет головы, как бы в знак участия в сем несении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010