Анафора (в переводе с греческого «возношение»), или евхаристический канон — это время богослужения, когда приготовленные в сосудах хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. Именно в анафоре содержатся установительные слова Иисуса Христа, произнесенные Им на Тайной вечере и вокруг которых выстроилась вся Литургия: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26-28 ). Однако нельзя выделить анафору как нечто самодостаточное, ведь преложение хлеба и вина в Тело и Кровь совершается ради того, чтобы человек мог соединиться с Богом. Поэтому вторым центром Литургии верных мы обозначим время причащения. Ход Литургии верных являет всех собравшихся в храме как идеальную христианскую общину — члены единого тела Иисуса Христа, в Котором мы и совершаем это богослужение. Соучаствуя в жизни Христа, соучаствуя в Его жертве, мы не просто по-человечески усыновляемся Богу, но становимся частью Его единородного Сына, а значит, и всецелыми причастниками полноты Божественной жизни. Херувимская песнь, которая исполняется во время перенесения хлеба и вина с жертвенника на престол, предлагает нам уподобиться ангелам в воспевании хвалы Творцу и отложить все земные заботы. Призыв возлюбить друг друга, потому что мы исповедуем Единого Бога, подводит нас к так называемому «целованию мира». Сегодня на большинстве приходов его совершают только священники в алтаре, однако древняя практика предполагает, что и прихожане видимым образом покажут свое братское отношение к тому, кто стоит рядом, в этом акте, после которого мы подтверждаем единое исповедание Бога совместным пением Символа веры. Наконец, наступает время самой сосредоточенной молитвы — время анафоры. Структурно она состоит из нескольких частей: вступление, воспоминание, призывание и ходатайство. То есть сначала мы благодарим Бога за все мыслимые и еще не понятые нами благодеяния, которые Он оказал нам в течение жизни (вступление); затем мы вспоминаем исторические события жизни Иисуса Христа, тогда же произносятся и установительные слова (воспоминание); после этого мы призываем Святой Дух на хлеб и вино, чтобы Бог соделал их Телом и Кровью Иисуса Христа (призывание); и в завершение молимся об умерших и живых членах Церкви (ходатайство).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

В свое время, давая совет желающим вступить в брак, Иоанн Златоуст сказал: “Рожденное дитя при взгляде на родителей, тотчас узнает их, еще не умея говорить”. Вот так великий вселенский святитель немножко приоткрыл завесу тайны, которую только в последние десятилетия открывает наука. Мы-то об этом не знаем, а ребенок знает. Если бы он умел говорить, то многое бы чего нам рассказал из того, что он успел подглядеть, подслушать (если так можно образно выразиться), когда он находился внутриутробно, в то время как был закрыт от всех, но все были открыты для него. Можно предполагать, что младенец уже знает ту обстановку, в которой живут его родители, что, наверное, он даже привыкает к каким-то определенным запахам, которые находятся в том или ином помещении. А знание о том, что дитя реагирует на то или иное состояние матери, особенно душевное и духовное, мы находим в самой святой из всех книг — в Евангелии. Давайте вспомним, как повествует евангелист Лука о той встрече, которая произошла между Пресвятой Девой Богородицей и Елизаветой: “Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захариин и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем” ( Лк.1:39-45 ). Вот удивительное выражение: “взыграл младенец радостно во чреве моем”. А что нам известно о таком величайшем светильнике Земли Русской как Сергий Радонежский? Вот что описано в книге “Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца”. Когда преподобный был еще в утробе, мать стояла в церкви. Началась литургия. Пропели Трисвятое, и вот незадолго до чтения Святого Евангелия вдруг среди общей тишины и благоговейного молчания младенец вскрикнул, так что многие, которые находились рядом с нею, обратили внимание. Когда начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул еще раз, причем так громко, что голос его был слышен во всей церкви. И, наконец, когда священник возгласил “Вонмем! Святая — святым!”, младенец вскрикнул в третий раз. Смущенная, мать едва не упала от страха. Она начала плакать. Как прореагировали окружающие? Они слышали детский крик, но не видели самого младенца. Они были поражены. Вот так повествует нам Господь через святых о сокровенном состоянии внутриутробного развития ребенка и о духовном влиянии родителей на этом этапе.

http://azbyka.ru/zdorovie/esli-vash-rebe...

Вино должно быть виноградное. Такое именно вино употребил Спаситель при установлении таинства Причащения, как это видно из следующих слов, сказанных Им ученикам по предложении Пречистой Крови Своей под видом вина: «сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего». Такое же вино употребляли и святые апостолы, и вся православная христианская Церковь . При совершении таинства оно соединяется с водою, ибо все сие священнодействие расположено по образу страдания Христова, а во время страдания Его, из прободенного ребра Его текла кровь и вода. Притом же священное Предание свидетельствует, что Иисус Христос при установлении таинства преложил в кровь Свою вино, растворенное водою. Литургия оглашенных называется так потому, что при ней дозволялось присутствовать, кроме крещенных и допускаемых до причащения, и оглашенным, то есть готовящимся к крещению, а равно кающимся, не допускаемым до причащения и даже еретикам. Как в первой части литургии приготовляется вещество для таинства причащения, так в этой второй части ее приготовляются верующие к таинству причащения. Начинается она благословением или прославлением Царства Пресвятой Троицы и состоит из молитв, песнопений, чтения книг апостольских и Евангелия. Концом ее служит повеление оглашенным выйти из церкви. Третью и самую важную часть Литургии составляет литургия верных, в которой совершается самое таинство Причащения. Оно называется так потому, что одни верные, то есть принявшие крещение, имеют право быть при этом Богослужении. Во время этой части литургии поется Херувимская песнь и бывает великий вход, но самым важным действием в это время служат: во-первых, произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении таинства: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое; пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета», во-вторых, призывание Святого Духа, и в-третьих, благословения даров, то есть принесенного хлеба и вина. Действие это важно потому именно, что во время него хлеб и вино действием всемогущего Божия прелагаются или пресуществляются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Всё это могло произойти только Силой, непостижимой для нас Божественной, жертвенной любви, расположившей Сына Божия к самоограничению, к оставлению на Небе Славы Божией, к самоуничижению и истощанию. И действительно, по свидетельству апостола Павла, Сын Божий, воплощаясь, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеком... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:7–8 ). Это уничижение, смирение и послушание любви Божией заявило о себе уже при самом Рождении Спасителя. Об этом образно так говорит девятая песнь рождественского канона: «Таинство странное (необычное) вижу и преславное: небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог». Как и когда произошло рождение Спасителя и все связанные с ним таинственные события? Евангелист Лука точно указывает время и место этих событий. В дни кесаря Августа, в правление Квириния была перепись по всей земле... И пошёл Иосиф с Марией из Назарета в Вифлеем ( Лк. 2:1–4 ). И здесь наступило время родить Ей ( Лк. 2:6 ). Свободного места в городской гостинице не оказалось, и святое семейство расположилось за чертой города в пещере (вертепе), где Богоматерь и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила в ясли ( Лк. 2:7 ). Так действительно небо превратилось для Сына Божия в вертеп, престол небесный заменился Девой Марией, овечьи ясли стали вместилищем Невместимого Христа Бога. Когда всё произошло, была тёмная ночь. На небе мерцали звезды. Кругом было тихо. Всё живое дремало. Не дремали лишь пастухи, стерегущие стада свои невдалеке от Вифлеема. И вдруг всё здесь изменилось, пришло в движение, открывая новые явления в Рождественскую ночь. Помимо звёзд с неба воссиял ангел, вместо ночной тьмы Слава Господня озарила пастухов, вместо тишины раздался ангельский глас, вместо страха пришла радость. Обо всём этом так повествует евангелист: и предстал пастухам ангел Господень, и слава Господня осияла их, и убоялись страхом великим. И сказал им ангел: «Не бойтесь, Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк. 2:9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Господи, Господь наш, как чудно имя Твоё по всей земле./Ибо превознеслось великолепие Твоё превыше небес!/Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу./Ради врагов Твоих, чтобы уничтожить врага и мстителя./Ты наказал народы, – и погиб нечестивый./Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла./От Господа это было, и дивно в очах наших./Господь на Сионе велик и высок над всеми народами./Там сокрушил Он силы луков./Услышал и возвеселился Сион, и дочери Иудеи возрадовались./Да возвестят на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме./Ибо Бог спасет Сион, и обстроятся города Иудейские./Тебе подобает, Боже, песнь на Сионе, и Тебе воздадут обет в Иерусалиме./Благословен Грядущий во имя Господне, Бог – Господь, и Он явился нам!/Устройте праздник среди толпящихся до рогов жертвенника!/Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим./Будет царствовать Господь вовек, Бог Твой, Сион, в род и род./Хвала Ему пребывает во век века. Слава, и ныне: Аллилуия (3). Пс 8:2А; 8:2Б; 8:3А; 8:3Б; 9:6А; 117:22; 117:23; 98:2; 75:4А; 96:8А; 101:22; 68:36А; 64:2; 117:26А, 27А; 117:27Б; 115:10; 145:10; 110:10В И по полиелеи седален, глас 8. Подобен: Повеленное: На престоле херувимсте,/и на жребяти возсед нас ради,/и к страсти вольней достиг, днесь слышит детей возглашающих,/осанна, народов вопиющих:/Сыне Давидов, ускори спасти,/ихже создал еси, благословенне Иисусе:/на сие бо пришел еси,/да разумеем славу Твою. После полиелея седален, глас 8 На престоле Херувимском Сидящий,/и на осленке Воссевший ради нас,/и приблизившийся к добровольному страданию,/в сей день слышит детей, возглашающих “Осанна!”,/толпы взывающие: “Сын Давидов,/поспеши спасти Тобою созданных, благословенный Иисусе!/Ибо Ты для того пришел,/чтобы мы познали славу Твою!” Слава, и ныне, паки тойже. И чтение творим о празднице, Слово кир Андреа Критскаго. Слава, и ныне: повторяем то же. Таже, степенна, первый антифон 4го гласа. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Прокимен, глас 4: Прокимен, глас 4 Из уст младенец и ссущих/совершил еси хвалу. Стих: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Иисус Христос как Первообраз всех ветхозаветных жертв в Своем земном служении, в Своем крестном жертвоприношении совершеннейшим образом осуществил все означенные виды преобразовательных жертв. Сим служением Богу Отцу Иисус Христос прославил Его так, как мог прославить только Единородный Сын Божий — Богочеловек. Ибо Он исполнил Божии определения о Себе во всей полноте: возвестил имя Божие людям учением и чудесами, открыл им Его волю, в точности соблюл Его закон, и Своими страданиями и крестной смертью закончил и заключил Ветхий Завет. Через эту жертву исходатайствовал Он у Бога мир и благоволение всему роду человеческому и стал вечным Первосвященником, «Ходатаем к Отцу» и «умилостивлением за грехи всего мира» (1 Ин. 2,1-2). Бескровная жертва, или Евхаристия, установлена Господом для воспоминания о Нем (Лк. 22, 19), о Его страданиях, смерти и всех благодеяниях. Сия жертва тоже имеет свойства, подобные тем, какие имел первообраз ее — жертва крестная. Совершая бескровное жертвоприношение, Церковь Христова приносит Богу как верховному Владыке всего мира истинное поклонение и хваление, благодарение, прошение и умилостивление. Спаситель учил: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Чего бы ни попросили у Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 15, 16). Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 4—5). Внимая словам Господа, Святая Церковь все свои служения возносит к Богу через посредство Иисуса Христа как единого Ходатая пред Богом за людей (1 Тим. 2, 5) и, следуя преданию и примеру святых апостолов и мужей апостольских, приносит Богу бескровную жертву как жертву преданности, хваления, благодарения, прошения и у мило стивления. Вам, братия, часто присутствующим при совершении святой Литургии, не нужно подробно раскрывать эту истину, ибо вы сами видите это и участвуете в действиях этого таинственного жертвоприношения, когда мысли и сердца всех предстоящих в храме соединяются для прославления Царя всех Бога в песни херувимской или потом, когда, исповедуя величие Триипостасного Бога, воспевает Ему Церковь: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу». И затем — песнь победную: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». И далее, в то время как в алтаре совершается великое Таинство бескровного жертвоприношения, когда священнодействующий всех призывает к участию в таинственном жертвоприношении, возглашая: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся»,— от всей Церкви воспевается: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим ти ся, Боже наш».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

Имеется у Господа сил и колесница ангельская. Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его. И воссел на херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. 564 Херувимскую колесницу, на которой восседает Господь, творящий волю Свою, видел в своем видении и пророк Иезекииль 565 . Одухотворенные колеса этой Божественный колесницы – офанимы, особый ангельский чин небесной иерархии. Духи небесного мира и ветры земного – колесницы Гос­подни спасительные; кони, на которых восходит Ягве в ярости Своей. Пророк Аввакум, созерцая таинственное и страшное видение, видя, как восточным ветром в стороны разводится море перед израильтянами, зрит священную Меркабу (Колесницу) Ягве: ...Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные. «И пал огонь с неба, и пламенем охватило все деревья кругом. И запели деревья хвалебную песнь: Хвалите Господа от лица земли, исполины морские и бездны все, огонь и град, снег и туман, буря, творящая волю Его, горы, холмы, дерева плодоносные и кедры все. Аллилуйя! 566 И голос ангельский зазвучал из пламени: – Воистину, таково, таково строение Колесницы (Меркабы)» Хаггада, трактат Хагига 567 Шекина – Шатер таинственного Божественного Присутствия. Меркаба-Колесница Его вечного ускользновения и восхождения на небо. Однако, незримо восседающий на херувимах, ездящий на офанимах, летающий на крыльях ветра, творит волю Свою в мире сем, и ярость Его настигает всякую неправду. Разве на реки воспылал, Ягве, гнев Твой? разве на реки негодование Твое... Эти слова песни пророка Аввакума, конечно же, приводят нас вместе с израильтянами, возглавляемыми Иисусом Навином, к берегам реки Иор­дан. От цели сорокалетнего странствования израильтян отделяла вышед­шая из берегов во время жатвы пшеницы река Иордан. И разгневался Бог. На реку? Внешне, как бы, да. Но то был гнев Ягве на идолопоклонство и нечестие хананеев. Должна была расступиться река, мешающая передвигать­ся народу Божию, и должны были исчезнуть хананейские племена, несшие на себе проклятие их праотца Ханаана.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда совершается святая Проскомидия, мы берем просфору, из которой вырезается Агнец Божий, и говорим три раза: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь», как велел Сам Господь: «сие творите в мое воспоминание» 350 . Поэтому и мы говорим «в воспоминание». И одновременно крестим просфору святым копием. Когда священник извлекает Агнца из просфоры, которая является символом Богородицы, происходит символическое Рождение Господа нашего Иисуса Христа из утробы Пресвятой Богоматери. Тогда, как разрезая хлеб, чтобы извлечь Агнца из просфоры, мы символически изображаем Крестную Жертвы Господа, а священник в то же время произносит пророческие слова пророка Исайи: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит?» 351 Эти действия символизируют уход Господа из этого мира и Его пути к Своему Отцу через Вознесение. Копием разрезается хлеб, чтобы отделить Агнца от остальной просфоры и, отделенный, он посвящается Богу, став Телом Христовым. Кроме того, Господь отделяется от человеческой природы, «вземлется от земли жизнь Его…», и ведется, как овца на заклание на Кресте. (Тогда Агнец полагается на святой дискос.) В этот момент Вифлеемская пещера становится Голгофой. Затем священник вырезает крестообразно с нижней стороны Агнца, говоря: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира…» и «Распеншуся Ти, Христе, погибе мучительство…». После священник прободает копьем правую часть Агнца, говоря: «Един от воин копием ребра Ему прободе и абие изыде кровь и вода…» 352 Все это напоминает о страстях, распятии и смерти Господа. Поэтому, когда мы покрываем Святые Дары священными покровами, они превращаются в саван и чистые пелены погребения Господа Иисуса Христа. А Предложение символизирует Крестную Жертву и Голгофу. При словах Херувимской песни «яко да Царя всех подымем» священник или сосвященники, если служат двое или трое священников, превращаются в Никодима и Иосифа Аримафейского, которые сняли с креста и похоронили пресвятое и непорочное Тело Иисуса. Народ же олицетворяет жен-мироносиц и евангелиста Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Преждеосвященной Литургии : Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя. Господи, к Тебе взываю: услышь меня, внемли голосу моления моего, когда я взываю к Тебе. Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных ( Пс. 140, 1–4 ). Вместо херувимской песни Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот входит Царь Славы; вот Жертва, таинственно совершенная, сопровождается Ангельскими чинами. С верою и любовию приступим к ней, чтобы сделаться участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Причастный стих: Вкусите и увидите, как благ Господь. Аллилуйя ( Пс. 33; 9 ). При первом явлении Святых Даров: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих ( Пс. 33, 2 ). Вкусите от Хлеба небесного и из Чаши жизни и увидите, как благ Господь. Аллилуйя. На великом повечерии великий канон святого Андрея Критского . Перед каждым тропарем канона припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Песнь 1 Ирмос: Помощник и покровитель явился мне ко спасению; Он мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. Тропари С юности я нарушил заповеди Твои, Спаситель; всю жизнь провел в страстях, беспечности и нерадении. Поэтому взываю к Тебе, Спаситель, хотя при конце спаси меня. Поверженного вред вратами Твоими, Спаситель, хотя в старости не низринь меня в ад, как невоздержного, но прежде конца даруй мне оставление прегрешений, как Человеколюбец. Расточив богатство мое в распутстве, Спаситель, я чужд плодов благочестия, но, чувствуя голод, взываю: «Отец Милосердный, поспеши, и умилосердись надо мною». По мыслям моим я тот человек, который попался разбойникам: теперь я весь изранен ими, покрыт язвами, но, Ты, Сам Христос Спаситель, приди и исцели меня. Священник, заметив меня, прошел мимо, и левит, видя меня в беде, обнаженного, презрел; но Ты, воссиявший от Марии Иисусе, приди и умилосердись надо мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних! Это – песнь, которою евреи издревле встречали царей и других знаменитых мужей, посылаемых Богом для избавления народа от бедствий. Этою же песнею прилично встречать и нам Господа, невидимо сходящего в храм, чтобы принести Себя на престоле в жертву за спасение людей, и мы потому поем ее пред совершением Таинства. Вместе с тем славим Его, как Господа Благодетеля и херувимскою песнею: Свят... Свящ…: Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Певцы: Аминь. Свящ,..: Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Певцы: Аминь. Примите, идите: это тело Мое, которое за вас раздробляется, в отпущение грехов. Аминь. Пейте из ней все: это Моя кровь нового завета, которая проливается за вас и за многих в отпущение грехов. Аминь. Это – слова, которые произнес И. Христос при совершении Таинства в первый раз. Аминь возглашают певцы от лица всего народа, подтверждая его веру в Таинство. Свящ.: Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся. От Твоих Твое принося Тебе, за всех и за все. Твое, т. е. Твои дары, хлеб и вино. От Твоих, т. е. от Твоих верующих людей. За всех и за все, т. е. за грехи всех людей и за все благодеяния к людям. Певцы: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш. Тебя славословим, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш. Слова сии составляют продолжение молитвы, читаемой в это время тайно священником. В молитве, сказав, что при совершении таинства нами воспоминаются спасительные страдания Господа И. Христа при распятии, погребение, воскресение из мертвых, вознесение на небо и славное и страшное второе пришествие, священник возглашает: Твоя... за вся, и певцы поют: Тебе... наш, и тем выражают, что совершается таинство, заповеданное Господом, и совершается для благодарения Его и для очищения человеческих грехов. По время пения: Тебе поем, священник молится о ниспослании Св. Духа и благословляет дары, и после сего хлеб невидимо и непостижимо прелагается в тело Христово, а вино в кровь Христову. И время совершения Таинства или освящения Даров – самое важное время литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010