Так, например, бывший профессор халкинской богословской школы В. Георгиадис напечатал по рукописям этой библиотеки несколько вновь открытых отрывков толкования на книгу пророка Даниила римского епископа Ипполита в константинопольском церковном журнале «κκλησιαστικ λϑεια» 1885 г. (τομ. α´, σελ. 10–24, 49–60) и отдельной брошюрой в Афинах в 1882 г. два слова афинских митрополитов: «Μιχαλ κομιντου κα Γεωργου Βορτζου μητροπολιτν ϑηνν λγοι Αϑην. 1882». Греческий учёный, доктор эллинской мифологии Московского университета А. Попандопуло-Керамес в 1886 г. в XLII томе немецкого журнала «Rheinisch. Museum für Philologie» издал в свет шесть новых писем императора Юлиана отступника, открытых им библиотеке коммерческой школы. Статья эта озаглавливается так «Neue Briefe von Iulianus Apostata». В το же библиотеке коммерческого училища собрано довольно много экземпляров греческих рукописных миней, которые поступили сюда от кутлумушского афонского учёного монаха Варфоломея, занимавшегося исправлением богослужебных греческих миней и в частности их синаксарей. Эти исправленные минеи напечатаны и приняты в богослужебную практику в мирских греческих церквях, но на Афоне они осуждены и считаются даже «еретическими». Известны в литературе и другие, впрочем, немногочисленные учёные издания, сделанные по рукописям этой библиотеке, например, неким Дорофеев Евелпидом и другими. 16 Настоящий рукописный сборник весьма важен по своему материалу, который обнимает историю византийского государства и церкви в её интереснейшую и ещё мало обследованную эпоху. Вот состав этого сборника: 1) Τυπικ διταξις το ν Ραιδεστ τ πλει πτωχοτροφεου κα μοναστηρου το πανοικτιρμονος πικεκλημνου το ταλειτου, 6585 τ. (напечатан у Сафы Μεσιων βιβλ. τ. α´), 2) Τυπικν τς ν Κωνσταντινουπλει βασιλικς μονς το Παντοκρτορος 6645, 3) πμνημα περ τς π Θεσσαλονκης, δι προστξεως το βασλεως; Μιχαλ το Κομνηνου, γενομνης εσελεσεως το τν ιρν σκποντος σορν παλαιγβνος προκαλλμματος χοντος κα τν εκνα το γου Δημητρου κα καταϑσεως ν τ ατ μον το Παντοκρτορος.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

587 Такой призыв, нужно думать, не остался напрасным. Говоря о протестантских университетах, мы сделали и такие указания, который свидетельствуют, что не одни Гpeku-мipяhe могли учиться здесь, но что и духовные греческие лица, а также и готовящиеся к духовному сану также могли быть в тех же высших учебных заведениях западной Европы, и действительно бывали в них; но, разумеется, такие случаи встречались редко. Мы окончили предпринятую нами задачу обозреть те общеобразовательные учреждения Константинопольского патриархата (начиная от времени падения Константинополя, в 1453 г.), который служили или могли служить пользам духовного просвещения, приготовляя будущих пастырей церкви к исполнению их обязанностей. При этом слегка коснулись и некоторых заграничных школ греческих —397— и негреческих, в которых, хотя изредка, могли учиться люди, посвящавшие себя потом пастырскому долгу в Константинопольском патриархате. Нашею целью при ознакомлении со всеми вышеуказанными школами было показать – где и какое получали образование пастыри Константинопольского патриархата вплоть до того времени, когда в этом патриархате начали появляться специально-духовные школы (а это встречаем лишь около половины XIX-ro века: в это время открылась, наприм., Халкинская духовная школа). Из тех фактов, которые нами в обилии представлены выше для уяснения этого вопроса, открывается, что школ в рассматриваемом патриархате было мало, что образование давалось в них невысокого качества, почему, естественно, и духовенство великой церкви не стояло на высоте своего призвания, во все века до самого того времени, когда здесь возникают специально-духовные школы. Что это действительно было так, видно из нижеследующих свидетельств. В XVI-м веке, хотя в школах Константинопольского патриархата и в большом ходу были книги богослужебные, в роде часослова, октоиха, но от этого мало получалось пользы, потому что «только очень немногие между священниками и монахами разумели написанное в этих книгах, а не разумели они написанного вследствие отсутствия изучения в школах старо-греческого языка, на котором указанные книги были изложены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

IV . Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. Окт. 31. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 29 октября за 6205: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 30 сентября сего года за 370, с ходатайством об освобождении от обязанностей редактора журнала «Богословский Вестник» ординарного профессора Московской Духовной Академии Василия Соколова, согласно его о том прошению, и о назначении на его место экстраординарного профессора той же Академии Анатолия Спасского. Приказали: Во внимание к настоящему ходатайству Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: уволить ординарного профессора Московской Духовной Академии Василия Соколова от обязанностей редактора журнала «Богословский Вестник», по прошению, а на его место редактором сего журнала назначить экстраординарного профессора той же Академии Анатолия Спасского; о чем и предоставить г. Синодальному Обер-Прокурору уведомить Министра Внутренних Дел, на каковой предмет передать —279— в Канцелярию Обер-Прокурора выписку из сего определения, а Вашему Преосвященству послать указ». Определили: 1) Принять к сведению. 2) Поручить экстраординарному профессору Анатолию Спасскому принять от бывшего редактора академического журнала «Богословский Вестник» ординарного профессора Василия Соколова редакционные приходо-расходные книги, документы и денежные суммы, какие могли находиться у него, согласно п. 3. «Правили отчетности по изданию Богословского Вестника», на руках. V . а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. Нояб. 2. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 30 октября за 6242: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение по ходатайству бывшего Патриарха Иерусалимского Никодима о принятии ученика V-ro класса Халкинской богословской школы греческого уроженца Саввы Тсолакиса в одну из духовных академий, с назначением стипендии из Синодальных сумм.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если же опираться не на силу Имени, самого в себе , помимо наших настроений, а на наши «должное благоговение и веру», то придётся впасть в чистейший субъективизм; да и как решить, когда благоговение сделается достаточно , чтобы мы имели право молиться. Если ждать «должного» благоговения и быть сколько-нибудь должного мнения о ничтожности своей и греховности своей, то едва ли кто-нибудь когда-нибудь решился бы обратиться к Богу. Но всякая молитва, всякое обращение к Богу должны предполагать: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небесного Бога Отца и глаголати: «Отче наш...». Без этого сознания, что мы лишь дерзаем сметь призывать Имя, – всякая молитва есть богохульство. Еп. Никон, кажется, думает, что можно безнаказанно трепать по семинарской риторике священные тексты и священные имена, и что это – «только так». Недаром семинаристы говорят комплименты барышням словами «Песни Песней», насмешничают и ругаются пророками и псалмами, скабрезничают священными песнопениями. Никон  – чистейшее отродье семинарщины, возводящее дурные семинарские привычки и грехи в догмат , и, выражаясь по-марбуржски, ориентирующий свои догматические построения на до сих пор не оставленных им замашках духовной школы. Способ рассуждений его таков: так как мы все треплем Имя и в проповедях, и всюду, без «должного благоговения» и без веры, то, следовательно , это не плохо. И, значит, это Имя, раз оно позволяет себя трепать, есть само по себе ничто, – звук пустой...] Но противопоставление звуков Богу имеет смысл только в устах позитивиста, каков Никон и для коего не может быть ничего в мире, что «не от мира». Да, не от «звуков», но в том-то и дело, что в Имени нет ни «звуков», ни «представления», как нет во Святых Дарах хлеба и вина и как нет в Слове Божием языка. Раз произошло соединение горнего с дольним , то уже нельзя противополагать одно другому реально, а можно лишь в отвлечении. Что бы сказал Еп. Никон, если бы я выразился подобно ему: «Не от Святых Даров идёт благодать, а от Самого Бога» или: «Не от Человека Иисуса идёт благодать, а от Сына Божия, Сущего на Небесех...»! Так и тут.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

В ведении братства находятся начальные школы для детей и взрослых. Братство имеет в виду основать даже богословскую школу для приготовления клириков, но пока не имеется для этого необходимых средств. Кроме того, оно занято вопросом о материальном обеспечении смирнского духовенства. Силлог содержит на свой счёт несколько иерокириксов, которые занимаются проповедью слова Божия в храмах не только Смирны, но и других городов и сел Малой Азии. Вообще, религиозно-нравственная деятельность этого силлога давно уже не ограничивается одной смирнской епархией, но простирается и на соседние церковные области; силлог является центральным учреждением в ряду малоазийских религиозно-просветительных обществ и постепенно сосредоточивает у себя главные просветительные силы малоазийских греческих кинотов. Аналогичные с обществом «Εσβεια» задачи преследует и «Малоазийский силлог – Μικρασιατικς σλλογος», основанный в 1891 году и имеющий своё центральное управление в Афинах. В течение XIX века греки константинопольского патриархата ознаменовали себя и примечательными трудами на поприще научно-литературном, в частности в области богословия. Церковные писатели этого времени выходили преимущественно из среды греческого духовенства, которое было передовым, в области просвещения, деятелем греческого народа, преимущественным носителем и выразителем его стремлений и любви к знанию. Лишь благодаря духовенству, наука сохранилась у греков в продолжительную эпоху турецкого рабства, а в половине XIX века несколько оживилась и расцвела. С учреждением Халкинской богословской школы и других священнических училищ, в среду греческого духовенства, преимущественно высшего, проникла живая научная струя, благотворно отразившаяся на личном самосознании греческого духовенства и побудившая его распространять свет знания и в окружающей среде. С половины XIX века мы уже не встречаем в среде греческого высшего духовенства того поразительного невежества, какое было, например в 1821 г., когда из 180 архиереев только 10 были надлежаще образованы, 80 или 40 имели среднее образование, а остальные прошли лишь низшую школу и были сведущи только в элементарных богословских познаниях (Диомидис-Кириякос, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Составители нового устава действовали, имея такого проницательного помощника, как приснопамятный Филарет. Сделаем перечень остальных правил, нашедших себе место в главе устава «Об учениках». Здесь перечисляются обстоятельства, при которых ученики подлежат исключению, при этом замечается, что если какойнибудь ученик захочет покинуть школу раньше окончания курса или откажется принять священный сан по достижении канонического возраста, то поручитель подобного ученика обязан вознаградить школу за убытки через внесение 15 турецких лир за каждый год пребывания его в школе. Впрочем, в правилах сказано, что если ученик, отказавшийся облечься в священный сан, потом сделает это, поручитель получает обратно из школьного казначейства внесенный им штраф. Нужно сказать, что в некоторых случаях поручитель освобождается от возмещения убытков при выходе ученика из школы ранее окончания курса; это допускается, если ученик заболел хронической болезнью или оказался неспособным к учению в течение первого же училищного курса (§§ 42—44). Если мы не ошибаемся, поручители в действительности редко платят за тех учеников, которые не желают принять сана; это заключение основывается на том наблюдении, что ученики часто даже заканчивают курс, оставаясь в мирском звании.    Быть может, не лишним будет для более ясного представления школьной организации перечислить науки, преподаваемые в Халкинском училище. Круг богословских наук составляют следующие: церковная история, герменевтика и толкование Св. Писания, догматическое и нравственное богословие, патрология и библейская археология, пастырское богословие, гомилетика, катехитика, литургика и церковное право, богословские упражнения (в чем состоят эти упражнения, скажем ниже). К общеобразовательным наукам отнесены в уставе изучаемой школы: св. история, катехизис, антропология (точнее, физиология), психология, логика, ифика и история философии, греческий и латинский языки и их филология, риторика и сочинения, геометрия, арифметика, алгебра, математическая география, история, хронология (?), славянский (читай: русский) и болгарский языки; а также турецкий и французский языки, церковная музыка (пение) теоретически и практически (§ 45).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Сделаем перечень остальных правил, нашедших себе место в главе устава: «о учениках». Здесь перечисляются обстоятельства, при которых ученики подлежать исключению, при этом замечается, что если какой-нибудь ученик захочет покинуть школу раньше окончания курса, или откажется принять священный сан по достижении канонического возраста, то поручитель подобного ученика обязан вознаградить школу за убытки чрез внесение 15-ти турецких лир за каждый год пребывания его в школе. Впрочем, в правилах сказано, что буде ученик, отказавшийся посвятиться в священный сан, потом, сделает это, поручитель получает обратно из школьного казначейства внесенный им штраф. Нужно сказать, что в некоторых случаях поручитель освобождается от возмещения убытков при выходе ученика из школы ранее —40— окончания курса; это допускается, если ученик заболел прилипчивою болезнью, или оказался неспособным к учению в течение первого же училищного курса (§ 42–44). Если мы не ошибаемся, поручители в действительности редко платятся за тех учеников, которые не желают принять сана; это заключение основывается на том наблюдении что ученики часто даже заканчивают курс, оставаясь в мipckoм звании. Быть может, не лишним будет для более ясного представления школьной организации перечислить науки, преподаваемые в Халкинском училище. Круг наук богословских составляют следующая: церковная история, герминевтика и толкование св. Писания, догматическое и нравственное богословие, патрология и еврейская археология, пастырское богословие, гомилетика, катехитика, литургика и церковное право, богословские упражнения (в чем состоят эти упражнения, скажем ниже). К общеобразовательным наукам отнесены в уставе изучаемой школы: св. история, катехизис, антропология (точнее: физиология), психология, логика, ифика и история философии, греческий и латинский языки и их филология, риторика и сочинения, геометрия, арифметика, алгебра, математическая география, история, хронология (?), славянский (читай: русский) и болгарский языки; а также языки турецкий и французской, церковная музыка (пение) теоретически и практически (§ 45).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Да и по существу своему только такой именно порядок целесообразен даже для теперешнего времени. Только при такой школе духовной, в которой учатся сознательные юноши с самостоятельным решением, потом просить посвящения в священный сан, только в такой школе и возможно действительно, а не во исполнение лишь устава, воспитывать будущих пастырей, руководить их в деле подготовки к пастырству, устраивать для них и такую школьную обстановку, которая содействует сложению серьезного, молитвенного, пастырского настроения. В такой школе и должно, и можно завести вполне церковный, строгий образ жизни и порядок, соответствующий будущему высокому пастырскому служению, которое, прежде всего, есть молитва по образу Великого Пастыреначальника, «Иже во днех плоти Своея, моления же и молитвы к Могущему спасти Его от смерти, с воплем крепким и со слезами принес, и услышан был от благоговеинства» (Евр.5:7). Самая строгая монастырская жизнь, какая, напр., заведена в греческой халкинской богословской школе, — и она не будет ни страшна, ни бессмысленна. Всякий поступающий в духовную школу такого типа уже заранее будет знать, что идет на серьезное дело и потому должен определить себя на подвиг, на сознательный и последовательный труд, прежде всего над самим собой, над своей теплохладностью. Кто не выдержит сего, тот сам уйдет из школы, и увольнять его за небрежность и неблагоповедение не придется. Тогда не будет того в сущности безразличия, каким можно охарактеризовать в духовном отношении теперешних случайных кандидатов священства из духовной школы. А между тем, от этого именно и вся беда в приходской жизни: можно сказать, что, по крайней мере, в деревне нередко паства много выше духовно, чем ее молодой пастырь, и она уже потом всем своим бытом постепенно одухотворяет своего пастыря. Плодом сего и является то омирщение христианства, которое теперь можно наблюдать, ибо аскетического отношения к христианской жизни пастырь и сам не усвоял прежде, а если и сделался богомольным, то уже на самом деле: сама жизнь его научила этому. А о том, что рост сектантства и руг. брожений объясняется именно сим обстоятельством, об этом и говорить нечего: об этом свидетельствует первое же слово сектанта, — почему он отделился от церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2870...

В первое время я не поверил, что эта копия – архим. Максимом Симео в тексте значительно им поновлена ( " Αναναωσις της ερας κολουθας), хотя он откровенно и заявлял об этом. Понимая громадное научное значение во многих отношениях этого Типика, я усиленно старался среди лежавших в беспорядке рукописей Саввинской библиотеки отыскать древний оригинал его, но все мои поиски оказались тщетными безрезультатными. Мне не хотелось бы брать на свою душу греха и говорить с уверенностью, что Афанасий Иванович припрятал эту ценную рукопись для себя, но не могу скрывать, что эта мысль приходила мне в голову неоднократно и факты как бы давали основание для нее. Афанасий Иванович усиленно старался отвлечь мое внимание в сторону, называя имена лиц из святогробского духовенства, которые якобы интересовались этой замечательной рукописью и по его предположению могли взять ее для пользования из библиотеки. В числе таковых лиц назывались имена ныне здравствующего Александрийского Патриарха Фотия (Пероглу), находившегося в то время в ссылке на Синае, и бывшего ректора Крестной Богословской школы, великого архидиакона Сионской Церкви Фотия Великого, в то время бывшего профессором Халкинскои Богословской школы. По всем этим указаниям мною лично были наведены справки, и все они не дали никакого положительного результата. Подлинная рукопись находилась в Иерусалиме и оказалась не только описанной в Ιεροσολυμιτικ βιβλιοθκη Τ γ Σ 248 (снимок см. на стр. 98–99), но с частью копии с нее Афанасий Иванович явился даже в Россию. Он дополнил ее уже потом при помощи Иорданского архиепископа Епифания, когда узнал, что я этот памятник издаю в свет в Казани и уже успел привлечь к нему внимание ученых археологов и палестиноведов. Афанасий Иванович поторопился напечатать Типикон по древнейшей рукописи во втором томе своих «Αναλεκτα», издаваемых на средства Императорского Православного Палестинского Общества. Издание по подлинной рукописи Святогробского Типикона 1122 г. в свое время вызвало оживленный обмен мнений между мною и покойным литургистом профессором Новороссийского университета Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1861 г. журнал «Христианское чтение» напечатал путевой очерк «С Востока». 106 Его автор, архимандрит Антонин (Капустин) , в эти годы служил настоятелем русской посольской церкви в Константинополе. «Христианское население Константинополя извещено было, что с 1 числа июля начнётся экзамен в Халкинском Богословском училище, – писал архимандрит Антонин. – Желая воспользоваться благоприятным случаем видеть в совокупности стольких иерархов греческих и вместе с тем взглянуть на училище в самое занимательное для него время, решился и я, вослед многим другим, отправиться на издавна славящийся в качестве патриаршего убежища остров». Далее следовали открывшаяся с моря панорама Константинополя и азиатского берега, живописные картины самого острова, лесной дороги к зданию богословской школы, яркие портреты греческих иерархов, прибывших на выпускные экзамены, описание устройства школы, её учебных программ, подробный анализ греческого богослужения, пения, церковных облачений в сравнении с принятыми в России. Читатель получил возможность настолько близко и глубоко познакомиться с Халкинским училищем, что публикация в «Христианском чтении», без преувеличения, смогла успешно заменить личное присутствие на праздничной церемонии. В 1864 г. «Херсонские епархиальные ведомости» поместили на своих страницах статью протоиерея Серафима Серафимова «Несколько слов о преподавании славянского языка в богословском Халкийском училище в Константинополе». 107 Как профессор греческого языка Херсонской духовной семинарии автор знал все слабые и сильные стороны учебного процесса и смог объективно оценить возможности и перспективы преподавания славянского языка в богословском училище на Халки. Этот аналитический обзор был в русле внимания Русской Православной Церкви к состоянию дел в греческом богословском училище на острове Халки. То отношение, которое поддерживалось и всемерно укреплялось святителем Феофаном, поднимало в право славном мире авторитет Халкинской школы как уникального духовного училища, остававшегося на протяжении всей своей истории важнейшим центром по подготовке клира Константинопольского патриархата в Турции. Приложения Архимандрит Антонин (Капустин) с Востока

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010