В школе встретил нас о. ректор ее, архим. Апостол. Христодул. средних лет, питомец этой же школы, выпуска 1881 года, а затем кандидат Киевской Академии, выпуска 1886 года. Пригласив к себе, он предложил нам обычное угощение на Востоке – глико и по чашке кофе. Во время этого угощения о. Апостол знакомил нас с организацией учебно-воспитательного дела в школе. По его словам, с нынешнего года Халкинская школа будет несколько преобразована; она получит новую программу, по которой преимущественное значение в деле преподавания отдано будет наукам богословским. К бывшим прежде семи классам по новой программе прибавляется восьмой, специально-богословский. Внутренняя жизнь школы устроена на началах религиозности и развития в учениках церковности. Многие из учеников состоят рясофорными монахами, а в последнем классе все воспитанники обязаны принимать монашество, в противном случае не получат диплома об окончании курса в училище, так как по уставу школы дипломы об окончании курса выдаются лишь имеющим священное или монашеское звание, а остальные получают тогда, когда примут то или иное посвящение. В составе преподавателей имеются лица светские и духовные, причем последние живут в здании училища, а первые, если желают, поселяются на вольных квартирах. Дисциплина в школе очень строгая. Каждый день начинается утреней в школьной церкви, на которой присутствует сам ректор и профессора школы; заканчивается день – вечерней. За ворота школы воспитанникам выходить не позволяется, купаться разрешается только с благословения ректора, и т. п. Рассказывал нам также о. ректор и о землетрясении, постигшем училище в 1894 г., очевидцем чего он был, находясь в это время в столовой вместе с учениками по обязанности инспектора. Затем в сопровождении любезного о. Апостола пошли мы осматривать училище. Здание двухэтажное. Везде чистота и опрятность, хотя и конец года, особенно на верхнем этаже. Здесь кроме квартиры ректора находится изящно отделанный актовый зал, в котором происходят годичные испытания в присутствии Вселенского патриарха, членов Синода и многих почетных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

По этой же причине при патриархе Иоакиме III в Халкинской богословской школе остался прежний устав, а внутреннее устройство регламентировалось прежними нормами. Лишь в 1883 году было сделано одно нововведение: курс обучения был назначен восьмилетний, вместо прежнего семилетнего. В восьмом классе преподавались исключительно богословские науки, воспитанники упражнялись в произнесении проповедей и в составлении сочинений на богословские темы, практически готовились к прохождению пастырского служения. В указанном году, вследствие изменения в курсе, не было и очередного выпуска воспитанников. Общий состав выпускных курсов по-прежнему был очень невелик. Так в 1879 г. окончили учение лишь восемь воспитанников, в 1880 – четыре, в 1881 – шесть, в следующем – девять, в 1884 – одиннадцать и т.д. 23 . Из других перемен в жизни школы нужно отметить двукратное в течение учебного года производство экзаменов. В начале учебного 1880–81 г. совет школы под председательством схоларха, архимандрита Германа Григория, сделал поставление, что для возбуждения соревнования среди воспитанников и для подъёма их школьных успехов необходимо устраивать экзамены два раза в год – зимой и летом и не только устные, но и письменные. Это постановление было одобрено ефорией и утверждено патриархом и синодом 24 . А затем школа, по обыкновению, очень нуждалась в материальных средствах. С 1 сентября 1878 г. до 31 августа 1879 г. на её содержание было израсходовано 397.950 гросиев (31.836 р.), а доход за всё это время составил 384.564 гросиев; значит, получился дефицит в 13.386 гросиев (1.070 р. 88 к.). Доход образовался из денежных взносов архиереев, священников, монастырей, из добровольных пожертвований и некоторых арендных статей. И за предыдущий 1877–78 учебный год расход (758.670 гр.) превысил доход (738.260 гр.) 25 . Дефицит обыкновенно зависел от неаккуратного поступления денежных взносов от епархиальных архиереев, на которых, вместе с патриархией, лежала преимущественная обязанность содержать единственную в патриархате богословскую школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Госсекретарь США Хиллари Клинтон в рамках состоявшейся накануне поездки в Стамбул посетила резиденцию Вселенского Патриарха на Фанаре. На встрече в частности обсуждалась дальнейшая судьба богословской школы на острове Халки. Госсекретарь США Хиллари Клинтон в рамках состоявшейся накануне поездки в Стамбул для участия в заседании контактной группы по Ливии посетила резиденцию Вселенского Патриарха на Фанаре. На ее встрече с Константинопольским Патриархом Варфоломеем присутствовал иерарх Вселенского патриархата архиепископ Американский Димитрий. Среди проблем Константинополя особо обсуждалась ситуация вокруг богословской школы на острове Халки. Школа была закрыта турецкими властями 40 лет назад. Клинтон высказалась за незамедлительное возобновление деятельности Халкинской семинарии. Патриарх Варфоломей отметил положительные подвижки в отношениях с правительством Эрдогана. Источник Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/xilari-klinton-vyskaza...

«Женск. пол» можно видеть здесь только на расстоянии пушечного выстрела. Если бы каким-либо волшебством перенести студентов какой-либо из наших академий в запертую ограду Халкинской школы, то никто в мире не уверил бы их, что они обретаются в так называемом «Училище Великой Церкви», а не в великой тюрьме. Но греки не мы, а мы не греки. У них, взирающих на Восток, многое не так, как у нас, устремляющих взоры более на Запад. Халкинская школа живет и управляется, руководствуясь определенным уставом, утвержденным высшей церковной властью в Константинополе. Первый ее устав появился в 1845 г., а второй, измененный, — в 1852 г. 179  Ныне же действующий устав ее есть новый устав. Можно найти значительную разницу между указанными уставами и новым. Второй из них действовал до 1867 г., когда при Константинопольском патриархе Григории VI был выработан и издан устав, сохраняющий свою силу до теперешнего времени. О втором, догригорьевском, уставе мы имеем немного сведений, и этими сведениями мы обязаны известному русскому изданию «Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского». Дело в том, что в конце 50–х гг. нашему великому святителю по какой-то остающейся невыясненной причине прежний догригорьевский устав Халкинской школы был отдан на рассмотрение. Весьма возможно, что Константинопольская патриархия, желая дать возможно лучшую постановку учебно–воспитательного дела в Халкинской школе, обратилась к нашему Св. Синоду, в ведомстве которого уже давно находилось множество специально–духовных школ, с предложением выразить свой голос по вопросу о порядках, существовавших в тогдашней Халкинской школе. Синод, как это часто случалось в то время, подобную задачу поручил Московскому святителю. Филарет, исполняя это поручение, двукратно рассматривал устав указанной школы и выразил о нем свое компетентное мнение. В общем, Московскому владыке устав мало нравился, хотя в то же время он находил, что частности этого устава заслуживают одобрения и даже подражания. Об уставе Халкинской школы Филарет говорил:  «Организация Халкинского богословского училища незавидна; управление училищем не очень достойно подражания; статьи об учении (науке) в уставе Халкинского училища скудны. Но в уставе, — прибавляет мудрый критик, — есть примечательные правила относительно благочестия, нравственности, благочиния, хозяйства».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

—50— Учебные книги у воспитанников должны быть свои: для домашнего чтения ученик не лишен права иметь свои же книги, но лишь такие, которые не расходятся с требованиями благовест, государственного устройства страны (Турции) и должной нравственности: употребление всяких других книг воспрещено (§ 98–100). – Стол ученики имеют от училища и получают ежедневно завтрак, обед и ужин. Трапеза совершается в полноте тишине и безмолвии. Только больные имеют право на отдельную от других пишу (§ 101–103). В мясоед стол (обед и ужин) состоит из двух сытных мясных блюд, а в постные дни из такого же числа рыбных. 1096 Вообще жизнь Халкинской школы, внешний строй ее воспитанников покоится на началах общежительного монастырского устройства, хотя на самом деле школа не служит подготовлением к монашеству. Монастырский строй жизни в особенности напоминает следующее обыкновение, утвердившееся в быте халкинских питомцев: являясь ко схоларху, воспитанники прежде чем начать свою речь с ним, делают метание (земной поклон) схоларху и целуют его руку. Тоже самое повторяют по окончании беседы. 1097 Монашескому строю изучаемой школы нимало не противоречит то обстоятельство, что питомцы этой школы кушают в установленное на то время мясную пищу, ибо на всем Востоке чту пищу разрешают себе и архимандриты, и епископы, и митрополиты и даже сами патриархи, и поступают так по вполне уважительной причине: все они, по их твердому убеждении, к сонму монахов не принадлежат. 1098 В уставе Халкинского училища находим регламентации относительно духовника, служащих при училище священниках 1099 , надзирателях, экономе, но статьи эти не пред- —51— ставляют особенного интереса. Любопытно отметить с следующее: прежним Халкинским уставом требовалось, чтобы заведовали хозяйством школы казначей и эконом. Митрополит Филарет, рассматривая этот устав, написал: «на что казначей и эконом, а не один?». 1100 И вот казначей исчезает из штата Халкинской школы. Видно, что составители нового устава не пропустили мимо ушей даже мимолетных замечаний нашего проницательного святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По ознакомлении с церемониалом выпускного акта Халкинской школы, считаем уместным сообщить некоторым, доступные нам, статистические данные о количестве воспитанников, оканчивающих курс в этой школе за время ее существования. В 1806 году дипломы, выданные воспитанникам, кончившим курс и имеющим посвящение, носили 107–110. 1111 Отсюда видно, что начиная с 1848 года 1112 выдано было таких дипломов в среднем выводе по 6-ти в год. Общее число учеников, учив- —57— щихся в Халкинской школе от ее основания до 1878 года насчитывалось до 350 человек. 1113 Из отчета Халкинской школы за 1886 год видно, что от основания ее до сейчас указанного года дипломов в ней удостоено 271 человек, из которых 33 лицам они не были выданы на руки, так как эти 33 воспитанника не приняли посвящения. 1114 Таким образом, к этому времени в среднем выводе была предназначена выдача дипломов 7-ми воспитанникам в год, значительное большинство которых и получило таковые дипломы. В 1886 г. учеников в школе было 80, окончило курс 8-ро и получило диплом 6; в 1888 году кончило курс 10 воспитанников, из числа их 6-м вручены дипломы: в 1889 г. кончило курс 8 воспитанников из них 6-ро получили диплом на руки; в 1892 году удостоено дипломов 11 воспитанников, а выдано 7 (по обычаю, – лицам имевшим священ. сан ко дню выпускного акта). 1115 Из этого неполного статистического обзора, во всяком случае с достаточною ясностью открывается, что число учащихся и оканчивающих курс в Халкинском училище не может удовлетворять нуждам Константинопольской церкви в образованных священнослужителях. В девяностых годах XIX-ro века Халкинское училище претерпело две катастрофы, из которых одна была особенно тяжела – разумеем землетрясение, случившееся в Константинополе и на Мраморном море в 1894 года и разрушившее здания этой школы. 1116 И это случилось в то —58— время, когда училище только что закончило свое благоустройство: в 1892 году школа была расширена чрез пристройку, заключавшую в себе парадный ход, актовый зал, зал правления и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Общую картину Ризариевской школы рисует нами вышеупомянутый Афинский митрополит Герман в докладе парламенту, в 1892 году. Герман заявлял: «щедрый и поистине царский дар церкви и нации, принесенный братьями Ризариями, не был оценен, какие следует, теми, от кого зависело исполнение воли жертвователей, и потому не вполне достигнутою осталась цель приснопамятных Ризариев, чтобы в их школе получали образование лишь те из детей Греков, которые намерены облечься в священническое одеяние. Такая неудача в достижении их заветной цели происходит от того, что с одной стороны люди, поставленные на страже точного исполнения завещания Ризариев или, вовсе пренебрегают им, или же иногда делают распоряжения противоположные указанному в завещании и уставе (училища); —71— а с другой стороны приготовляющиеся к принятию священного сана, иногда и до окончания учения, не обращают на это внимания, а по окончании курса немедленно бросают священное одеяние (очевидно, заметим мы, воспитанники Ризариевской школы, подобно ученикам Халкинского училища, носят подрясники и полуряски) и надевают светское и выбирают другой род жизни, следуя примеру прежних, старших по курсу учения, сотоварищей». 1141 Статистические данные, относящиеся к изучаемой нами школе и обнимающая 1844–1877 годы ее существования (34 года), однако показывают, что избегаюсь священства не все воспитанники Ризариевской семинарии, а собственно (хотя это-то особенно и странно) так называемые пансионеры, т.е. казеннокоштные. Всего пансионеров в этой школе в 1844–77 годах было 389 человек, да кроме того экстернов (т.е. своекоштных, приходящих) около 200. Из турецких провинций было 35 человек. Священниками из 389 человек сделались только 38 человек (по одному на год бытия школы). Но вот это интересно, почти все 200 экстернов приняли священный сан. 1142 Такое различие экстернов от пансионеров, как нам кажется, объясняется тем, что экстерны посылаются в школу откуда-нибудь из далеких провинций и содержатся в ней с непременным условием впоследствии принять священство; а пансионеры берусь на себя, по-видимому, лишь нравственное обязательство посвятить себя на служение церкви 1143 и не исполняют этого обязательства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Духовного сословия в широком смысле этого слова, как понимаем его мы, русские, на Православном Востоке – нет. Все степени церковной иерархии доступны каждому без различия звания и общественного положения. До позднейшего времени не было на Востоке и специальных школ, вроде, например, нынешней богословской Халкинской школы в Константинополе и Ризарьевской семинарии в Афинах, в которых специально подготовлялись бы молодые люди к прохождению служения на высших и низших степенях священства. Контингент воспитанников этих школ составляют большей частью дети светских лиц, материально обеспеченных, воспитанники и родственники епархиальных архиереев, послушники, или докимы, состоятельных игуменов, епитропов и тому подобных, влиятельных в афонских монастырях лиц, которые делают определенный ежегодный взнос за своих питомцев в школу. Такой состав учащихся в богословских школах на Востоке ни в каком случае не дает нам права говорить, что в них обучаются монашествующие лица. Докимы, или послушники, и так называемые рясофоры из числа учеников не суть монахи, тем более таковым именем не могут называться питомцы школы, явившиеся прямо из мира, хотя те и другие, по уставу школ, в костюме и образе жизни ничем не отличаются друг от друга. Костюм воспитанников однообразный и состоит из подрясника или полукафтанья и короткой полуряски. На голове они носят невысокую камилавку, под которую подбирают свои длинные волосы. Режим школы, внешний порядок жизни воспитанников богословских школ построен на началах общежительного монастырского устройства, хотя большинство воспитанников вышло не из монастырей и к монашеству себя не предназначает. А результаты такого воспитания получаются следующие. Часть воспитанников, и можно сказать – большая, сейчас же по окончании курса богословской науки снимает с себя ряски и камилавки, стрижет волосы и поступает в Афинский университет на все факультеты, кроме богословского... Воспитанники монастырей возвращаются в свои обители и занимают в них должности дидаскалов и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Что касается монастырей епархиальных или приходских, то они имеются в каждой епархии, но о них в исторической литературе, греческой и иной, содержатся весьма скудные сведения. Многие из них известны только по именам, а другие и совсем неизвестны, о многих сообщается, что они находятся в крайне бедном состоянии, имеют или одного только игумена, или ещё 2–3 монахов, а иные существуют, сравнительно, благополучно и даже процветают. Внутренняя их жизнь устроена по образцу монастырей ставропигиальных. В виду скудости точных сведений о приходских монастырях вселенского патриархата, нельзя не пожалеть о том, что до сего времени в греческой печати не опубликованы результаты исследований о них, начало коим положено официальным предписанием патриарха Анфима VII, состоявшимся в 1896 году 33 . Лишь монастыри некоторых епархий обстоятельно описаны частными лицами. Для примера укажем интересующимся на книгу Левидиса 34 . Богословская школа на острове Халки Глава V. Школы и народное просвещение в константинопольской церкви в XIX веке Оживление народного просвещения в константинопольской церкви в начале XIX века и причины этого явления. – Труды патриарха Григория V и других вселенских патриархов на пользу народного просвещения. – Деятельность на этом поприще патриарха Григория VI. – Учреждение в 1836 году центральной церковной и духовной эпитропии. – Состояние народного просвещения в середине века. – Отношение к просвещению народа со стороны патриарха Иоакима III. – Современное состояние греческих школ.Школы богословские: Халкинское училище, Кесарийская семинария, школы – Патмосская, Афонская и другие. – Светские средние школы.Школы низшие. – Устав кинпотских школ 1897 года. – Учительские съезды. – Просветительные силлоги. – Отношение духовенства к образованию и участие его в учено-литературной деятельности. – Наиболее известные греческие церковные писатели XIX века. – Заключение. После завоевания Константинополя турками, народное образование у греков, находившееся в византийскую эпоху на весьма высокой степени развития, пришло в совершенный упадок.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

На заседании Американского Сената, которое состоялось 5 мая того же года, была принята резолюция, которая гласила: «Конгресс находит, что – (1) Вселенский Патриархат является духовным центром для более чем 250.000.000 православных христиан во всем мире (sic!), включая приблизительно 5.000.000 в Соединенных Штатах; (4) открытие Халкинской школы богословия – единственного учебного заведения православного христианского руководства (sic!) в Турции – способствовало бы долгосрочной жизнеспособности Вселенского Патриархата. (b) СУЖДЕНИЕ КОНГРЕССА – Суждение Конгресса заключается в том, что Соединенные Штаты должны – (1) продолжать поддерживать неполитическую, религиозную миссию Вселенского Патриархата; (3) использовать свое влияние для поддержки открытия Халкинской патриаршей школы богословия Вселенского Патриархата». Несмотря на предпринимавшиеся руководством США действия, Халкинская школа так и не была открыта. Турецкие власти, правда, были готовы пойти на уступки Патриарху. Этому, безусловно, способствовало в том числе воздействие их заокеанского партнера по НАТО. Тем не менее, они выдвигали Патриарху встречные требования, на выполнение которых он не мог пойти. В частности, Анкара выдвигала требование открыть исламский университет в восточной Фракии на территории Греции, где компактно проживает мусульманское население. Такому предложению воспротивилось правительство Греции. Другим вариантом, предложенным турецким руководством, было подчинение Халкинской школы Стамбульскому университету. В таком случае, однако, Патриарх имел бы мало реальной власти в школе. Все эти варианты оказались неприемлемы. В данное время вопрос, судя по всему, зашел в тупик. Вновь он поставлен Патриархом в ходе нынешнего визита. Какой ответ и какие предложения получены от Белого Дома на этот раз – пока неизвестно. Кроме того, как показал предыдущий опыт, положительное отношение США и даже определенное воздействие на Турцию еще не является залогом решения проблемы Халкинской школы.  Богословская школа на острове Халки на протяжении более столетия, с середины XIX века и до 1971 г., была главным богословско-образовательным центром Константинопольской Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010