Результат её совещаний можно выразить в такой форме. Школа, сравнительно с прошлым её состоянием, ныне в образовательном отношении, бесспорно, является более совершенной, а в некоторых других отношениях она, как легко заметить, менее удовлетворительна; оценивая же безотносительно к прежнему состоянию, комиссия признаёт, что школа мало отвечает ожиданиям церкви и народа и недостаточно приспособлена к осуществлению своего великого назначения. Взвесив все данные и отвергнув полумеры в преобразовании школы, предложенные некоторыми членами школьной корпорации, епитропия указала патриарху и синоду на следующие её недостатки. – 1. Халкинская богословская школа заключает в себе две школы – священническую и собственно богословскую, обе несовершенные, соединённые, однако, в одну с самого основания, в силу неустранимой необходимости (недостаток материальных и образовательных средств). – 2. Устав школы назначает ученикам недостаточный для изучения целого круга наук семилетний курс, поэтому оканчивающее учение выходят с неудовлетворительным запасом знаний, которые быстро и забывают. – 3. С другой стороны, курс школьных наук недостаточен и для полного и цельного богословского образования и не только не требует изъятия некоторых предметов школьной программы, как можно было бы допустить в зависимости от семилетнего курса и решительной невозможности для учеников изучить их в такой короткий срок, но, напротив, требует добавления и увеличения школьных предметов, которые более удовлетворительно изучаются даже в хорошо организованных гимназиях. – 4. Однако, всякое предложение об уменьшении или увеличении лет обучения в школе, а равно об изъятии или прибавлении наук является нелёгким для осуществления и не соответствует ни остальным потребностям школы, в современном её состоянии, ни количеству обучающихся в ней воспитанников. – 5. И возраст, определяемый уставом для желающих поступить в школу, довольно высок и не соответствует качеству и количеству наук, а всякое изменение этого пункта устава способно лишь затруднить правильное осуществление задач школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Уволенный из школы преподаватель не может вторично быть принят. Число учеников опять определяется в 60 человек, но в зависимости от материальных средств школы может быть увеличено. Каждый из епархиальных архиереев имеет право иметь в школе только одного воспитанника под своим покровительством, второго же может представить лишь тогда, когда другие архиереи не рекомендуют своих стипендиатов и в школе имеются вакансии. Ученики поступают в возрасте от 18 до 22 лет, а лица с полным гимназическим образованием и в возрасте до 25 лет. Поступающее в школу должны хорошо знать теоретически и практически греческий язык, арифметику, географию, священную историю и катехизис. По-прежнему устав оттеняет требование о поручительстве за воспитанников со стороны архиереев в том, что они будут в точности соблюдать устав школы и, достигнув канонического возраста, посвятят себя служению церкви в священном сане. Поручительство давалось письменно в такой редакции: «Даю за поступающего для обучения в Халкинскую богословскую школу поручительство в том, что он в точности будет исполнять все возлагаемые на него уставом обязанности, и обещаю уплатить произведённый на него расход, в случае увольнения его за какой либо проступок, а равно и в том случае, если он, изменив первоначальное своё намерение, пожелает оставить школу до окончания курса, или не будет рукоположен в иеродиакона, когда достигнет канонического возраста, согласно требованию действующего школьного устава» 7 . Устав и дополняет, что архиереи должны представлять денежный залог в кассу школы за своих питомцев, который и остаётся здесь до тех пор, пока совет школы не получит известие, что стипендиат того или другого архиерея рукоположен в священный сан. Устав ввёл и более определённые программы преподавания, наметив известное число уроков по каждому предмету. Воспитанники седьмого класса учатся лишь до конца февраля, а потом готовятся к экзамену на степень дидаскала богословия, в пределах всей богословской программы школы. В каждый воскресный день в храме школы ректором и профессорами ведутся по очереди религиозно-нравственной беседы в присутствии всех учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

После этого небольшого отступления докончим изложение сведений о выпускных экзаменах. По окончании экзаменов схоларх и наставники богословских наук, нарочито собравшись, посредством закрытого голосования (δι μυστηκς ψηφοφορας) производят оценку каждого из оканчивающих курс учеников, принимая при этом во внимание успехи, оказанные ими на прежних годичных испытаниях по богословским наукам. Отметки успехов и при этом случае остаются те же, какие встречаем и на первых курсах: «отлично», «хорошо», «порядочно». Ученики, получившие отметку: «отлично» и «хорошо», удостаиваются диплома, с печатью школы, подписанного схолархом и утвержденного патриархом. А имеющие отметку: «порядочно» обязываются явиться на экзамен в эту же школу в будущем году в обычное время. Воспитанники, еще не приявшие свящ. сана, хотя и присужденные получить диплом, получают таковой по посвящении. Если же воспитанник, не удостоенный диплома, не пожелает подвергнуться вторично экзамену, то он оставляет школу без всякого аттестата, причем поручитель его несет известным уже нам последствия (§ 79–81). Если воспитанник, получивший при окончании курса лишь отметку «порядочно», и во второй раз потерпит неудачу, если же притом он уже носит священный сан, то он увольняется без обычного взыскания с поручителя и получает от школы аттестат, удостоверяющий его благоповедение и то, что он слушал уроки в школе: аттестат этот имеет подпись схоларха и утверждается патриархом. Если же таковой неудачник не получил еще посвящения, то пору- —47— читель его обязан понести не раз уже упомянутые последствия, впредь до хиротонии этого питомца школы. Лица, получающие диплом, провозглашаются «дидаскалами православного христианского богословия» (§ 81:83). Эта степень в переводе на язык наших ученых степеней значит: «магистр богословия». В прежнем же уставе те же, удостаивавшиеся получить диплом, именовались даже «дидакторами богословия», т.е. докторами богословия. 1092 Но не следует слишком обольщаться этими громкими титулами: в практике же усвояется учено-богословской степени, даруемой Халкинской школой, не больше значения, чем известной нашей степени: студент духовной семинарии 1093 , что конечно вполне справедливо, так как вся ученость питомца рассматриваемой школы исчерпывается представлением в совет школы письменного сочинения объемом в печатный лист (о чем уже было упомянуто).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1882 году для священнической школы был построен новый дом в Константинополе, близ Влахернской агиасмы. Средства на постройку были даны различными греческими филантропами 78 . 3 ноября состоялось освящение нового здания, совершенное патриархом Иоакимом III при участии митрополитов-членов синода. На торжестве схоларх К. Иконому прочёл речь, в которой ещё раз выяснил необходимость учреждения в Константинопольском патриархате священнических школ, – причём сослался на аналогичные учебные заведения в России, Греции, Румынии, Сербии и Болгарии, – и принёс патриарху Иоакиму благодарность за устройство для школы своего здания, где учебные занятия должны пойти более успешно. В этом году в школе было уже четыре класса, в которых обучались 80 воспитанников 79 . Но школа опять нуждалась в средствах и должна была обращаться к общественной благотворительности 80 . Центральная священническая школа в Константинополе существовала до конца патриаршества Иоакима III, а также при патриархах Иоакиме IV (1884–1886 г.) и Дионисии V (1886–1891 г.). В 1887 году она получила новый устав, составленный ефорией школы из митрополитов: Велеградского Дорофея, Халдийского Гервасия и Дриинупольского Клима. В основу этого устава ефория положила канонизм школы от 1875 г., а также имела в виду канонизм Халкинской богословской школы и другие аналогичные уставы. Патриарх Дионисий и синод поручили составленный ефорией устав пересмотреть особой комиссии из митрополитов Дерконского Каллиника, Родосского Германа, Митилинского Константина и Велеградского Дорофея. В сентябре «Устав патриаршей центральной священнической школы в Константинополе» был утверждён патриархом и синодом и введён в действие в таком виде. Патриаршая центральная священническая школа в Константинополе, восстановленная в 1879 году, имеет задачей надлежащее образование и воспитание низшего клира. Школа, находясь в непосредственной зависимости от вселенского патриарха и его священного синода, состоит под наблюдением трёхчленной ефории из архиереев – членов синода и управляется одним заведующим (διευθυντς). Школа содержится – на взносы в пять гросиев (40 коп.) от всех священников Константинопольской архиепископии и епархий вселенского престола, на годовые взносы от ставропигиальных монастырей, на взносы за содержание некоторых учеников, на пожертвования, собираемые в Константинополе посредством обнесения кружек в храмах во время богослужений, и на пожертвования от благочестивых и любящих просвещение соотечественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

В 1857 г. Константинопольский патриарх Кирилл VII утвердил третий устав Халкинской школы. Мотив замены одного устава другим так объясняется в изданной по этому поводу патриаршей и синодальной грамоте. Хотя священное учреждение, сказано здесь, с успехом распространяет через своих иеродидаскалов спасительное знание благочестия, но постепенное его развитие вызвало потребность в новой регламентации вновь определившихся форм его деятельности, в интересах большей устойчивости учреждения, продуктивности и целесообразности. Однако, и в уставе 1857 г. остались без перемен основные положения прежних канонизмов о задаче школы и отношения её к центральной духовной власти, о ректоре и профессорах, об учениках и их жизни и т.п. Ведётся лишь дополнительная речь о казначее ефории, указывается число преподавателей по разным предметам обучения (два преподавателя богословия, один философии, три греческого языка, литературы и гражданской истории, один латинского языка, один славянского, один турецкого, один французского языка, один математики, географии, хронологии и опытной физики, один – церковного пения), добавляется, что преподаватели получают жалованье и за каникулярное время, а прослужившие десять лет имеют право на попечительство об их судьбе со стороны великой церкви, сделано изменение в распределении предметов по классам, некоторые программы расширены, а другие (например, по славянскому языку) сокращены, наконец, вновь составлены такие параграфы относительно духовника и двух священников (ефимерии) школы. Тот и другие назначаются ефорией с ведома и разрешения патриарха; духовник, если не живёт в школе, обязан являться сюда по каждому приглашению схоларха; ефимерии живут в школе и совершают в местном храме все богослужения, при участии схоларха, как проистаменà (настоятеля), и иеродиаконов-учеников; за каждой литургией на проскомидии они обязаны поминать записанные в диптихах имена основателей, жертвователей, благотворителей и профессоров священной богословской школы, живых и умерших, равно и скончавшихся её питомцев. Остальные главы и параграфы устава 1857 г. тождественны с текстом канонизмов 1853 и 1814 годов 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Питомцы Халкинской школы, как показывает её история, служили церкви преимущественно в высших иерархических степенях. Лишь немногие оставались в положении ефимериев, проистаменов, духовников, учителей и т.п. Значит, нужда в приготовлении низшего клира не вполне устранялась деятельностью этой единственной школы, при 80 (в настоящее время) епархиях в патриархате. Патриархи и архиереи, идя на встречу назревшей потребности, должны были создать иной тип духовных школ, с целью приготовления низших клириков. Ответом на этот запрос жизни служили школы священнические (ερατικα σχολα). До издания Общих канонизмов устройство священнических школ было делом личного почина и усердия каждого епархиального архиерея. Не имея кандидатов священства с достаточным образованием, некоторые архиереи открывали при своих кафедрах необходимые школы, причём сами изыскивали средства для их содержания, приглашали учителей, наблюдали за ходом обучения, посвящали в клир окончивших учение. Эти школы были учреждениями случайными, их существование зависело от временных причин, а закрытие нередко следовало весьма скоро после открытия. Для примера можно указать на священническую школу на Фанаре в Константинополе, открытую в начале 1839 г. вселенским патриархом Григорием VI для приготовления низших клириков в приходы Константинопольской церкви. Школа существовала около двух лет и в конце 1840 г. была закрыта по недостатку средств. Когда составлялись Общие канонизмы, то представители церкви – патриарх Кирилл VII и архиерей, участвовавшие в редактировании этого церковного регламента, не могли не внести в него руководящих указаний относительно приготовления низшего клира, так как Халкинская и некоторые духовные школы при митрополичьих кафедрах, по общему сознанию, были не в состоянии удовлетворить нуждам церкви в просвещённом клире. В канонизмах по этому вопросу сделано такое предписание. «Более видные из епархий должны содержать и одну духовную школу, на средства христиан епархиотов, под наблюдением архиерея и почётных христиан, – в которой будут обучаться стремящиеся к священнослужению и, в частности, дети священников и те священники и иеродиаконы, которые ещё имеют в этом нужду; а те из обучающихся в подобных школах, которые имеют способности, желают достигнуть большего и получить высшее образование, должны посылаться местным архиереем в Константинопольскую духовную школу», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Второй период существования Константинопольской священнической школы падает на время вселенского патриарха Иоакима III, который ещё до занятия патриаршего престола признавал необходимым учредить, наряду с Халкинской богословской школой, и школу священническую. В 1879 г. Иоаким Ш осуществил проект особой комиссии, которая, по его поручению, занималась вопросом о реформе школ, и восстановил священническую школу, причём поместил её в наёмном здании возле богословской школы на острове Халки. Ещё 5 мая 1879 г. патриарх Иоаким обратился с посланием к Фанариоферсальскому митрополиту Константию и сообщил ему; что священный синод и народный совет, признавая нужду в образованном клире, решили открыть на Халки центральную священническую школу, а для её содержания постановили продать некоторые монастырские земли на Принцевых островах и образовали с этой целью комиссию, в состав которой вошёл и митрополит Константий; извещая его об этом, патриарх предлагал Константию произвести вместе с остальными членами епитропии намеченное отчуждение земель, положить деньги в солидный банк и составить смету на постройку и содержание будущей священнической школы 64 . А затем, известный греческий филантроп Стефан Зафиропул, желая оказать церкви своё содействие в открытии необходимого учреждения, пожертвовал на нужды священнической школы тысячу турецких лир; за это патриарх и синод пожаловали ему титул «великого благодетеля – μγας εεργτης – центральной священнической школы» 65 . Располагая указанными средствами, патриархия в августе 1879 г. объявила о предстоящем приёме воспитанников в новую священническую школу, которую постановлено временно поместить в здании близ богословской школы на Халки. В этом извещении было сказано, что школа имеет своей задачей давать образование приходскому клиру, причём лучшие из окончивших здесь курс будут поступать и в богословскую школу; школа будет состоять из восьми классов, в каждом из которых штат назначен в двадцать человек; в первый год будет открыт только один класс, в который воспитанники будут приниматься из Константинопольской епархии. Воспитанники будут получать здесь бесплатное содержание и обучение. Вновь поступающие должны быть в возрасте от 10 до 13 лет, иметь элементарные познания в чтении, письме, грамматике и арифметике, обязаны представить удостоверение от своих приходов и учителей относительно своих способностей и поведения и сдать вступительный экзамен в патриархии. Из вновь поступающих предпочтение отдаётся детям священников, иеропсалтов и учителей. Так как школа имеет ограниченные материальные средства, то желающие оказать ей содействие могут содержать на свой счёт одного или несколько воспитанников, с платою в три лиры ежемесячно, а равно снабжать школу книгами, платьем и другими вещами 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

– 2. Заведующая школой ефория должна со всею внимательностью относиться к обязанностям, налагаемым на неё действующим канонизмом. – 3. Необходимо улучшить содержание воспитанников, особенно во время постов. – 4. Следует улучшить гигиенические условия жизни воспитанников и тщательно следить за чистотой помещений школы, двора и окрестностей. – 5. Во всех важных случаях схоларх должен совместно с советом преподавателей обсуждать положение дел и изыскивать меры для устранения каких-либо затруднений и тормозов в жизни школы. – 6. Наконец, один раз в месяц следует устраивать общее собрание всех преподавателей под председательством схоларха для обсуждения школьных дел, с целью усовершенствования и улучшения школы, в пределах данных условий и применительно к существующему уставу; постановления собрания записываются в протоколы, которые и представляются патриарху и синоду на утверждение, а потом приводятся схолархом в исполнение. В такой редакции был составлен доклад о преобразовании Халкинской богословской школы, представленный 18 июля 1873 года патриарху Анфиму VI и священному синоду специальной епитропией 19 . Итак, Халкинская богословская школа нуждалась в коренной реформе. Необходимо было выделить из неё школу священническую для приготовления низшего клира, а специально-богословской школе придать характер высшей духовной школы или академии, с целью доставлять высшее богословское образование будущим служителям церкви, преимущественно в звании иерархов, и с целью оживить научно-богословские интересы среди греческого народа. Тогда как священническая школа имела в виду приготовлять духовенство белое, школа богословская должна была принимать в состав своих питомцев лишь тех дидаскалов школ священнических, которые склонны к жизни безбрачной и монашеской и намерены пожертвовать личными интересами в пользу церкви и богословской науки. Если в школе священнической режим должен был отличаться строго церковным духом, то в школе богословской дисциплина получала уже оттенок монастырский и сообщала целому учреждению и всему внутреннему строю характер иноческий и аскетический.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

– 10. Наконец, по мнению комиссии, всякое существенное преобразование Халкинской школы соединено с большими затруднениями и может поколебать её в самом основании, реформы же несущественные бессильны улучшить её состояние и исправить недостатки, препятствующие правильной и успешной деятельности школы. Соответственно указанному назначению священнической школы, епитропия предложила такие руководящие основания для её устройства и деятельности. Школа должна состоять из восьми классов, со штатом учащихся не менее 160 и не более 200 человек. Ученики поступают в священническую школу из окончивших начальные училища в столице и пригородах, а равно в остальных епархиях вселенского патриархата, причём выбор производится из наиболее способных в науках и отличающихся добрым поведением. Учителя этих школ рекомендуют их своим архиереям, а эти последние представляют о них рекомендации вселенскому патриарху и ефории школы. От воспитанников требуется, чтобы они были совершенно здоровы и не имели никакого физического недостатка, находились в возрасте не старше 14 лет и не моложе 12, дабы можно было их воспитать в духе будущего назначения и деятельности. В том случае, если число желающих поступить в школу превысит установленную норму, то при одинаковом достоинстве поступающих предпочтение следует отдавать детям священников, иеропсалтов и учителей. От поступающих в возрасте 12-ти лет требуется уменье хорошо читать и писать, знать грамматику и четыре действия арифметики; от старших по возрасту следует требовать и повышенных знаний. Можно принимать воспитанников и в старшие классы (до седьмого), если они по своим познаниям удовлетворяют школьной программе. Все воспитанники живут в школе и бесплатно пользуются учением, пищей, одеждой и всем другим, необходимым для обучения. Спальные помещения и комнаты для занятий назначаются группе воспитанников, соответственно их возрасту. Воспитанники выходят на прогулку под наблюдением особых надзирателей, в определённые часы занимаются играми или гимнастикой и т.п. Священническая школа должна иметь особую программу, применительно к основной своей задаче. Кроме предметов общеобразовательного значения, эта школа заключает в своём курсе такие науки, которые совершенно необходимы для священников и составляют различные отрасли богословия; особенное внимание обращается и на греческий язык, а затем в школе изучаются языки – турецкий, французский и латинский. В двух последних классах воспитанники занимаются составлением проповедей, которые и произносят в храме или классах, в присутствии преподавателей, а также пишут сочинения на богословские темы и ведут по поводу их беседы или коллоквиумы с товарищами и преподавателями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Жалованье им назначается школьной ефорией. Секретарь школы, он же и библиотекарь, назначается, по представлению ефории, патриархом и синодом из клириков, окончивших учение в Халкинской школе, живёт и получает содержание от школы и находится в непосредственном распоряжении схоларха. Он ведёт всё школьное делопроизводство, присутствует без права голоса на собраниях преподавателей, заведует библиотекой и читальней. На нём же лежит обязанность наблюдать за ежедневным поступлением в кладовую съестных припасов и выдачей их, причём он ведёт точную запись прихода и расхода и представляет её схоларху. Все ученики живут в интернате и получают в школе содержание. Их число колеблется между 70 и 80. Их приём в школу производится посредством экзаменов, которые продолжаются от 22 до 27 августа; явившиеся после означенного срока в школу не принимаются. Поступающие в школу ученики должны быть в возрасте не моложе 17 и не старше 19 лет, за исключением учившихся и окончивших курс в гимназиях, которые могут приниматься и в возрасте до 22 лет. Являющееся для поступления в школу воспитанники должны представить ефории удостоверение от местного епископа относительно своего поведения. Каждый из учеников школы имеет своим поручителем одного из архиереев вселенского престола, который и даёт своё письменное поручительство в том, что его клиент в точности будет исполнять все налагаемые на воспитанников уставом обязанности и, по достижении канонического возраста, посвятит себя на служение церкви в священном сане, в противном же случае его поручитель обязан будет вознаградить школу материально за всё время пребывания здесь его стипендиата. Редакция поручительства сохранена прежняя, с одним только существенным добавлением относительно обязательности священного сана для всякого дидаскала богословия. Каждый вновь поступающей воспитанник, представив поручительство от архиерея, подвергается после этого медицинскому осмотру со стороны школьного врача, который и посылает через схоларха ефории своё заключение о состоянии его здоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010