кн. Андрею Боголюбскому, к-рый построил в 1158-1160 гг. во Владимире храм для Владимирской иконы Божией Матери, принесенной им из Вышгорода. Как и он, вел. кн. Василий поставил в новый храм Гостунскую икону свт. Николая Чудотворца, украсил ее «златом и камением драгим и бисером». О почитании вел. кн. Василием Иоанновичем Гостунской иконы до конца его жизни свидетельствует «Повесть о смерти великого князя Василия III» (сер. XVI в.), где упоминается о принесении к смертному одру государя в 1533 г. наряду с Владимирской иконой Божией Матери образа Николы Гостунского, т. е. 2 храмовых почитаемых икон - из кафедрального Успенского собора и ктиторской церкви самого вел. князя (ПЛДР. 1985. Вып. 7: Сер. XVI в. С. 39). Вел. кн. Василий III поставляет икону свт. Николая Чудотворца (Гостунского) в Николо-Гостунский храм. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 669) Вел. кн. Василий III поставляет икону свт. Николая Чудотворца (Гостунского) в Николо-Гостунский храм. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 669) Почитание Гостунской иконы продолжалось и при сыне вел. кн. Василия III - царе Иоанне Грозном. Храм пользовался известностью, его настоятель был в сане протоиерея, в храм делали вклады представители русской знати (Акты московских монастырей и соборов 1509-1609 гг. из архивов Успенского собора и Богоявленского мон-ря/Сост.: Т. Н. Алексинская, В. Д. Назаров. М., 1984. Вып. 1. 12. С. 92). Из летописных текстов известен «протопоп Николской Амос» - один из свидетелей чуда от Гостунской иконы, случившегося во время проведения в Москве церковного Собора 1553 г. Согласно Никоновской летописи, на этом церковном Соборе «у митрополита истязались с Перфиром о чюдотворцех, еже глаголют святаго Николу проста мужа». Некто Перфир (Порфирий) усомнился не в рус. святых, «новых чудотворцах», как это можно было бы ожидать после Соборов 1547 и 1549 гг., а в возможности почитания одного из самых прославленных вселенских святых - свт.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

В монастыре 26 насельниц: 1 схимонахиня, 9 монахинь, 10 инокинь, 6 послушниц. Настоятельница монастыря - игумения ОЛИМПИАДА (Рожновская). Духовник - схиигумен ИЛИЙ (Духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни). Храмы [ править править код ] Храм в честь иконы Божией Матери Тихвинской Храм в честь Воскресенье Словущее Часовня Елисаветы Феодоровны Святыни [ править править код ] Главная святыня обители - чудотворная Балыкинская икона Божией Матери. Икона Введения во храм Богородицы из г.Карачева (XVII в.) (не сохранилась) Список чудотворной иконы Божией Матери — подарен в 1712 г. архиепископом Иоанном (Максимовичем) , впоследствии митрополитом Тобольским и всея Сибири (прославлен в лике святых). Частичка Древа Животворящего Креста Господня в изножии Распятия в Тихвинском храме Иконы с частицами святых мощей в Тихвинском храме: святитель Николай чудотворец благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские святитель Иоасаф Белгородский великомученик и целитель Пантелеимон В храме Воскресения Словущего напольный киот с иконой собора Оптинских старцев с частицами их мощей В других иконах монастырских храмов помещены частицы мощей святых: свт. Иоанна Златоустого свт. Игнатия (Брянчанинова) свт. Луки Крымского прп. Серафима Саровского прпп. мцц. в. кн. Елисаветы и ин. Варвары прп. Феодора Санаксарского прпп. Жен Дивеевских мцц. Суворовских блгв. кн. Олега Брянского мч. цар. Димитрия Угличского прп. Феодосия Кавказского прп. Кукши Одесского прпп. Оптинских старцев свт. Иоанна Тобольского прп. исповедника Сергия (Сребрянского) Вифлеемских младенцев прп. Иова Почаевского Кроме того, многие частицы мощей помещены в ковчегах-мощевиках: апостола Андрея Первозванного равноап. Феклы прав. Симеона Верхотурского прп. бл. Илии прп. Аркадия Дорогобужского сщисп. Романа (Медведь) мощи преподобномучеников из Лавры прп. Феодосия мощи из костницы монастыря прп. Герасима Иорданского Вифлеемских младенцев прав. Ионы Одесского (Атаманского) св. Василия Блаженного, Московского прп. Гавриила Афонского

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_Орл...

Кулемесово. Церковь Василия Великого на Едке. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Едковская Васильевская церковь. Современное местоположение: южнее д. Кулемесово, Кубенское с/п, Вологодский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Церковь Василия Великого на Едке упоминалась в окладной книге 1618 года. Едковская Васильевская церковь, 1722 (1721?) года. Согласно описанию, составленному в 1851 г., построена во время Елизаветы Петровны и епископа Вологодского и Белозерского Пимена, а освящена в 1747 г. (возможно, это дата освящения верхней Троицкой церкви). Каменная, двухэтажная, пятиглавая. Престолы в честь: свт. Василия Великого, архиепископа Кесарийского - главный, Святой Троицы, свт. Николая Мирликийского (освящён 26 ноября 1867 г.). 16 мая 1876 г. освящён возобновлённый храм во имя Св. Духа (?). Высота храма составляла 17 саж., ширина - 21 саж. Колокольня каменная, трехъярусная, построена в 1813 г., высотой 21 саж. Местоположение: на 1691 год - Кубенская волость Вологодского уезда. Описание Васильевской Етковской церкви 1851 года Описание церквей, составленное Благочинным Вологодского уезда Крестовоздвиженской Закубенской церкви священником Димитрием Е…(?-неразборчиво) с сотрудниками. 1851 г. 6-я Васильевская Етковская, ныне существующая, каменная, двухэтажная, трехпрестольная, с каменною в одном корпусе колокольнею и оградою, пятиглавая, покрыта вся железом. От губернского города Вологды в 21 версте, на северо-западном берегу реки Етки и на восточной стороне Белозерской дороги. Построена во время царствования Елизаветы Петровны и Преосвященного Епископствования на Вологде и Белозерске Пимена, а освящена 1747 года. В холодном храме престол во имя Живоначальной Троицы, а в теплом – по правую руку во имя Василия Великого, а по левую – Николая Чудотворца. О первоначальном ея в приходе существовании неизвестно. По устному преданию – существует она якобы прежде жития на земле преподобного Иосифа, основателя Заоникиевской Владимирской пустыни. Это основывают на том, будто бы сей Преподобный выходил из дремучего Оникиевского лесу на день Сошествия Св. Духа на Апостолов, как на ...(?-неразборчиво) праздник, к Васильевской церкви к обедне. С того времени будто бы к сей церкви установлено из Заоникиевской пустыни крестное хождение, которое и ныне совершается и Етковские Священноцерковнослужители как бы платя долг ходят в Заоникиевскую пустыню каждогодно с иконами в 23-е число месяца Июня на праздник Владимирския Божия Матери.

http://sobory.ru/article/?object=13103

Моржегоры. Храмовый комплекс церквей Иоакима и Анны и Василия Великого Моржегорского прихода. /// Объект утрачен Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1700 и 1757. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская область, Виноградовский район, д. Моржегоры. Координаты: 63.051454, 42.163027 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Моржегорский приход. Виноградовский район, Архангельская область. Приход располагался на левом берегу Северной Двины, в 154 верстах от Холмогор. В его составе было 19 деревень, жителей в которых к 1 января 1894 г. насчитывалось: 735 человек мужского пола и 789 - женского (в 1888 г. - 700 мужского пола и 771 женского). Приход существовал уже в XVI веке, как видно из грамоты Новгородского митрополита Макария от 15 апреля 1621 г., данной священнику церкви Иоакима и Анны Моржегорской волости Ивану Ермолину в ответ на челобитную крестьян Михаила Окулова, Климентия Тимофеева и других, каковой грамотой разрешалось вместо прежнего ветхого храма во имя Иоакима и Анны построить новый во имя тех же святых с придельным храмом в честь прор. Илии. По просьбе приходского священника Иакова Гурьева бревенчатые стены этого храма разрешено было отесать, по грамоте архиепископа Афанасия от 1688 г., между прочим писавшего, чтобы плотники при этом были однобрачные, чтобы щепа была сожжена в чистом месте, а пепел высыпан в воду. Церковь сгорела 8 марта 1700 г., как видно из грамоты архиепископа Афанасия на имя священника Василия от 23 марта 1700 г. Вместо сгоревшей была построена новая церковь во имя тех же святых Богоотец Иоакима и Анны и прор. Илии. Освящена 16 октября 1726 г. Второй приходской храм - во имя свт. Василия Великого, устроен в 1700 году по благословляющей грамоте архиепископа Афанасия от 23 марта того же года. Первый в приходе Васильевский храм к 1639 г. обветшал настолько, что в нём невозможно было служить. Новгородским митрополитом Аффонием 10 апреля 1640 г. была дана грамота в ответ на челобитную церковного прикащика Онашки Прокопьева и крестьян Моржегорской волости, в которой разрешалось ветхий храм разобрать и вместо него устроить новый.

http://sobory.ru/article/?object=38651

30 апр. 2005 г. Нью-Йоркская епархия была упразднена, ее территория вошла в состав Вашингтонской, митрополит всей Америки стал называться Вашингтонским и Нью-Йоркским. 1 июля 2009 г. епархия была восстановлена, правящим архиереем стал Предстоятель ПЦА митр. Иона (Паффхаузен). С 8 мая 2010 г. епархию возглавляет еп. Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Михаил (Дахулич). Епархия имеет 3 благочиния (г. Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк и шт. Нью-Джерси) и насчитывает 60 приходов. Большая часть приходов отправляет богослужения по юлианскому календарю (4 служат по григорианскому), в 15 из них периодически используют в богослужении церковнослав. язык, один приход - грузиноязычный. В г. Нью-Йорк расположены 2 кафедральных собора епархии: Преображения Господня в Бруклине и Покрова Пресв. Богородицы, а также 10 церквей: Христа Спасителя, Св. Троицы в Бруклине, в Ист-Медоу и в Йонкерсе, Казанской иконы Божией Матери в Си-Клиффе, ап. Андрея Первозванного в Дикс-Хилсе, свт. Иоанна Златоуста в Вудсайде, ап. Иоанна Богослова в Шерли, св. Марии Магдалины, свт. Николая в Уайтстоне; 3 миссии: Минской иконы Божией Матери и св. Нины в Бруклине, прп. Сергия Радонежского; 2 часовни: святых Космы и Дамиана (св. Иринея) на о-ве Статен, св. Афанасия в Бронксвилле. В шт. Нью-Йорк действуют 12 церквей: Христа Спасителя в Болстон-Лейке, Успения Пресв. Богородицы в Бингемтоне, Св. Троицы в Элмайра-Хайтсе, апостолов Петра и Павла в Буффало, в Ист-Херкимере, в Эндикотте, в Сиракьюсе, свт. Василия Великого в Уотервлите, вмч. Георгия в Буффало, св. Иоанна Предтечи в Рочестере, свт. Николая в Оберне и в Кохосе; 3 миссии: св. апостолов в Лансинге, св. Олимпии в Потстдаме, свт. Иннокентия (Вениаминова), просветителя Аляски, в Онеонте и часовня ап. Андрея Первозванного в Кливленде. В шт. Нью-Джерси расположены 23 церкви: Благовещения Пресв. Богородицы в Брике, Введения во храм Пресв. Богородицы в Клифтоне, Христа Спасителя в Парамусе, Св. Креста в Медфорде, Преображения Господня в Перл-Ривере, Пресв. Богородицы в Мейс-Лендинге, св.

http://pravenc.ru/text/2578007.html

Ч.1. М., 1992, л.31). 504 Св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 35//Творения. ч. 4. М., 1862, сс. 92. 505 Свт. Григорий Великий Двоеслов. Беседа 22,7//Избранные творения. М., 1999, С. 196. 506 “Евхаристия есть плоть Спасителя нашего, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил” (св. Игнатий Богоносец. Смирн. 7). Значит, евхаристия – причастие не просто плоти Христа, но причастие воскресшей Плоти, причастие тому телу, что уже преодолело смерть. 507 Свт. Григорий Великий Двоеслов. Беседа 26,1//Избранные творения. М., 1999, С. 232. 508 св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 11, гл.11.//Творения. ч. 15. Сергиев Посад, 1912, сс. 105-106. 509 См. об этом в главе «Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?» 510 Это слово свт. Василия Великого сохранено Григорием Богословом (св.Григорий Богослов. Слово 43.//Творения т.1., СПб., б.г. с.633). 511 А. де Сент-Экзюпери. Цитадель//Согласие. 1993, с. 119. 512 Баптистское вероисповедание 1689 года: 32 статьи христианской веры и практики. Лондон, Б.г. С. 64-65. 513 Лютер М. К советникам всех городов земли немецкой. О том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы.//Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1992, с.С. 165. 514 Пояснение этого см. в главе «Почему вне Церкви нет спасения?» из моей книги «Если Бог есть любовь» (2-е изд., испр. и доп. М.: Благовест, 1998). 515 Лютер М. К советникам всех городов земли немецкой. О том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы//Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения, 1520-1526 гг. Харьков, 1992. С. 160. 516 Джатака 96. О чаше, полной масла//Будда. Истории о перерождениях. М., 1991, с. 64. 517 свт. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на неё настроиться. – М., 1914. с.121. 518 “Когда вещь долго лежит под лучами солнца, она сильно нагревается: так будет и с вами. Держа себя под лучами памяти Божьей и под чувствами в отношении к Нему, вы будете все более и более нагреваться неземною теплотою, а потом и совсем станете горячая, и не горячая только, но и горящая» (свт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

еп. Романский Макарий II . В составе святительского чина в сцене «Поклонение Св. Жертве» среди первых предстоящих, согласно традиции, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова изображен ап. Иаков, брат Господень, которому приписывается составление древнейшего чинопоследования литургии, что является единичным случаем в истории молдав. монументальной живописи. В регистре подчеркивается и идея кафоличности правосл. Церкви; вслед за ап. Иаковом, свт. Иоанном Златоустом и свт. Кириллом Александрийским представлены 3 К-польских патриарха: свт. Иоанн V (III) Милостивый, Митрофан I и Никифор I, а напротив них, на юж. стене,- 3 Римских папы до разделения Церквей: свт. Сильвестр I, свт. Григорий I Великий (Двоеслов) и исп. Мартин I. В куполе нефа изображения не сохранились. На малых парусах вместо традиц. образов евангелистов помещены композиции «Спас на убрусе», «Престол уготованный», серафимы. Евангелисты перемещены на большие паруса. На тимпанах косых арок - двунадесятые праздники: «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне» и «Крещение Господне». На 2-ступенчатой триумфальной арке представлены пророки в медальонах и «Вознесение Господне», на противоположной, зап. арке (с юга на север) - «Гостеприимство Авраама», «Благовещение св. Анне», «Рождество Пресв. Богородицы» и «Уверение ап. Фомы» . В конхах боковых апсид помещены композиции «Пятидесятница» (юг) и «Распятие Господне» (север), большой тимпан зап. стены занимает сцена «Успение Пресв. Богородицы». Срединный регистр стен традиционно посвящен Страстному и Воскресенскому циклам, опоясывающим храм в виде фриза. Основным циклом декора усыпальницы является почти полный Минологий (неск. дней пропущено), в дальнейшем он будет занимать большую часть пространства нартекса и притвора. Специфической чертой Минология добровэцкой церкви являются обширные надписи, предваряющие начало, середину и окончание года. Для обозначения месяцев использованы знаки зодиака. Знаменательна также торжественная сцена «Царский Деисус», расположенная над входом в неф.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

В отличие от Вас, о. Андрей, я человек неученый, не богослов, не имею ни одного высшего светского образования. В отличие от тех иноков, которые получили качественное духовное образование и готовили себя к принятию высших церковных степеней, я воспитывался в монастыре и духовное свое направление получил читая творения Св. Отцов Восточной Православной Церкви. Особенное чувство благодарности я испытываю к свт. Игнатию (Брянчанинову), с книгами которого не расстаюсь с того благословенного дня, когда впервые взял в руки его «Аскетические опыты». Было мне тогда 18 лет. Некогда один из подвижников сказал: «Если ты встретишь высказывание свт. Василия Великого, и у тебя не будет бумаги, чтобы записать его, запиши на своей одежде». Приведенное высказывание отражает значение творений свт. Василия Великого для духовной жизни христиан первых веков. На мой взгляд, не меньшее значение для духовной жизни современных христиан, как монашествующих, так и мирян, имеют творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Не могу не привести в защиту свт. Игнатия историю, которую мне поведала одна инокиня в личной беседе. Хотя, скорее всего, Вы, о. Андрей, в Вашем стиле сочтете все это бабьими сказками. Вот ее рассказ: «Уже в пожилом возрасте я пришла к вере, стала ходить в храм. Однажды мне попалась книжечка " Беседа прп. Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни " . Там говорилось,что нужно подвизаться в совершении тех добродетелей, которые приносят благодать Святого Духа: если более благодати Божией дает молитва и бдение, то нужно бдеть и молиться, если много дает Духа Божия пост, надо поститься, если милостыня - творить милостыню. Я задумалась о том, какое же мое дело, что нужно делать, чтобы спастись? Стала молиться, чтобы Господь вразумил. Является мысль: нужно читать книги, написанные святыми людьми. Тогда я снова стала молиться, чтобы Господь открыл, какие именно книги нужно читать. Незадолго до этого одна из знакомых дала мне почитать книгу писем святителя Игнатия Брянчанинова. И вот появляется желание прочитать именно эту книгу. Я взяла ее и читала всю ночь: настолько оказалось близко душе все, что было там написано. Это было накануне воскресного дня, и, собираясь пойти на раннюю Литургию, в 5 часов утра я решила немного отдохнуть. Чтобы не проспать, не легла, а задремала в кресле. И тут, не знаю, во сне или наяву, я увидела следующее:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Тула: Типография И.Д. Фортунатова, 1897. Епифаний Кипрский , свт. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег//Его же. Творения. М.: Типография М.Н. Лаврова и Ко, 1882. Ч. 5. Ефрем Сирин , прп. Песнопения на Рождество Христово//Его же. Творения. М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого , 2014. Т. 5. Ефрем Сирин , прп. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия//Его же. Творения. М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого , 2014. Т. 6. Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры //Его же. Источник истины. М.: Индрик, 2002. Иоанн Златоуст , свт. Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу//Его же. Полное собрание сочинений. М.: Эксмо, 2017. Т. 2. Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Собеседования египетских подвижников//Его же. Писания. СТСЛ, 1993. Ириней Лионский , св. Против ересей//Его же. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди . СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. Кирилл Александрийский , свт. Толкование на Евангелие от Иоанна: В 2-х тт. М.: Сибирская благозвонница, 2011. Т. 1. Климент Римский , сщмч. Первое послание к коринфянам//Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет РПЦ, 2008. Максим Исповедник , прп. О различных трудных местах у святых Дионисия и Григория, к Иоанну//Святые отцы и учители Церкви. Антология. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2021. Т. 3. Николай Кавасила , св. Слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии//Его же. Христос. Церковь . Богородица. М.: Храм св. мученицы Татианы при МГУ, 2007. Николай Сербский , свт. Наука чудес. М.: Паломник, 2011. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М.: Издательский Совет РПЦ, 2006. Святоотеческое понимание Шестоднева. Святые отцы о творении мира [Электронный ресурс]//URL: обращения: 23.12.2022). Сильвестр (Малеванский) , архим. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Наряду с широко развернувшимся строительством одним из значимых событий первой четверти XVI века явилась роспись храмовой иконы Тихвинской Божией Матери с акафистом в 24 клеймах — небольших прямоугольниках на иконе, иллюстрирующих житие Пресвятой Богородицы. Эта икона была встроена в один из верхних ярусов древнего иконостаса. Ныне же находится в Псковском музее-заповеднике. О судьбе других почитаемых икон храма – Казанской Божией Матери, свт. Василия Великого, свт. Николая Чудотворца с житием (древне византийской иконописи), иконе XVII века Распятии — ничего неизвестно. В начале XVI века (1533 г.) для храма к празднику Рождества Пресвятой Богородицы были отлиты и первые колокола — 20-ти и 15-ти пудовые по заказу старост города, воеводы и соседей церкви. Место нахождения древних колоколов, как впрочем, и тех, которые их заменили в 1920 (40-ка, 20-ти и 12-ти пудовые), так же неизвестно. В отличие от XVI века — эпохальной вехи расцвета и приобретений в истории церкви свт. Василия Великого, XVII и XIX века являются периодом лишений и лихолетий. С ними пришли попытки к разрушению храма, потеря древней утвари и, наконец, его закрытие. Первоначально храм, ввиду малочисленности прихода, был приписан к церкви Николы со Усохи, а с 1875 года выкуплен настоятелем Крыпецкого монастыря и является его подворьем до закрытия обители. Раз в год из монастыря приходил крестный ход, все остальное время церковь пустовала. С 1921 года службы здесь и вовсе прекратились по распоряжению советской власти. Долгое время этот Божий Дом безмолвствовал, использовался в качестве хранилища документов. И лишь спустя 82 года богослужения в церкви Василия Великого (на Горке) были возобновлены. Такой поистине великий подарок был сделан псковичам городской властью к 1100-летнему юбилею со дня первого упоминания Пскова в летописях. Следуя псковским летописям, Бог помиловал церковь в 1562 г. от пожара «доколе не виданного» в Пскове. В XVIII и VIX вв. она не была превращена в развалины, когда пришла в такую ветхость, что «по неудобности к исправлению и безобразному виду» была назначена на слом.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Васили...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010