Литургийные антифоны.     Первый:    1. «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое».     Припев: «По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас».    2. «Приклонил ко мне ухо Свое и потому буду призывать Его во все дни мои».    3. «Объяли меня смертные болезни, адские муки постигли меня».    4. «Я встретил тесноту и скорбь, тогда призвал я имя Господне» (Пс. 114:1-4).     Второй:    1. «Я веровал и потому говорил — я сильно сокрушен».     Припев: «Спаси нас, Сын Божий, восседший на молодого осла, поющих Тебе: аллилуйя».    2. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне»?    3. «Чашу спасения прииму и имя Господне призову».    4. «Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его» (Пс. 115:1, 3-5).     Входное: «Благословен Идущий во имя Господне, благословляем вас из дома Господня, Бог — Господь и Он явился нам» (Пс. 117:26-27). СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ.    Перед утреней вокруг храма крестный ход с пением: «Воскресение Твое, Христос Спаситель, воспевают Ангелы на небесах. Удостой и нас на земле чистым сердцем прославлять Тебя» (трижды).     Утреня начинается в притворе храма. После возгласа: «Слава Святой и Единосущной…» поют тропарь, гл. 5: «Христос воскрес из мертвых, смертию победил смерть и находящимся в гробах даровал жизнь. " (трижды) и далее со стихами:    1. «Да воскреснет Бог и рассеются враги Его».    2. «Как исчезает дым, так да исчезнут они».    3. «Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведные да возвеселятся».    4. «Вот день, который сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» (Пс. 67:2-4, 117:24).     Слава и ныне.    После великой ектений поются ирмосы и тропари канона 4 гласа с припевами «Христос воскрес из мертвых». После каждой песни малая ектения и молитва.     Песнь 1: «Воскресения день, просветимся люди; Пасха, Господня Пасха, ибо от смерти к жизни и с земли на небо Христос Бог возвел нас, поющих победную песнь».     Тропари:    1. «Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, да услышим ясно от Него: «Радуйтесь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Живой водой Господь назвал веру в Его учение — в то, что Он пришёл спасти мир от власти диавола. Но самарянка не поняла Христа и стала удивляться, как Он может дать ей воды, если нет у Него кувшина? И Господь, расспросив её о семье, чудесным образом показал, что Он знает всю её жизнь. «О, Ты пророк!» — воскликнула тогда женщина. Скажи же мне, где и как нужно поклоняться Богу: на горе Гаризин или в Иерусалиме?» И что же, как вы думаете, ответил Спаситель на такие слова? Ведь Его земные родители были иудеям  . Но Господь сказал нечто необыкновенное, неслыханное, новое: «Поверь Мне, настанет время, когда истинно верующие будут поклоняться Богу не здесь и не там, но в духе и истине». Это, конечно, вовсе не значит, что теперь можно не ходить в храм, потому что «Бог в сердце», как у нас говорят. Наоборот, когда выйдешь из храма, то представь, как будто и не уходил никуда, — ведь Господь всегда смотрит на тебя любящими очами.  Он видит всё, что с тобой происходит, видит, что у тебя на душе. А ты старайся тоже помнить о Господе всегда: и в радости, и в горе, чаще разговаривай с ним, молись, благодари, проси помощи. Делай все добрые дела во имя Божие. Это и есть поклонение Богу в духе и истине. А не как ворчливые фарисеи: не туда в храме пошёл, не так поклонился, не так постился… Иисус Христос открыл Себя самарянке — сказал ей, что Он и есть Мессия — Спаситель мира. Тогда она побежала в город и стала рассказывать людям о Нём. Самаряне пришли ко Христу, слушали Его и уверовали. А самарянка много лет спустя стала святой мученицей Фотинией (Светланой). 26. Господь исцеляет расслабленного при Овчей купели Помните, на браке в Кане Галилейской Христос сказал Своей Матери, что ещё не пришло Его время творить чудеса? А теперь это время настало, и чудеса стали происходить только лишь стоило Спасителю сказать слово. Если бы мы с вами оказались в то времена в Иерусалиме и отошли бы немного в сторону от храма, то услышали бы стоны и вопли о помощи. Они доносились из купальни возле Овчих ворот (через них гнали скот для жертвоприношения в храме).

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

После того, как народ приветствовал Христа криками: Осанна Сыну Давидову ( Мф.21:9 ), что означало Его веру в Мессианство, никто не решился препятствовать Ему очистить храм от того, что явно не соответствовало его величию и назначению. Первосвященники тоже не смогли ничего предпринять, хотя этого Ему не простили. Спаситель показал всем, Кто хозяин в храме: Дом Мой домом молитвы наречется ( Мк.11:17 ). Считая себя хозяевами храма, первосвященники старались изо всего извлечь себе доход. А этот Иисус из Назарета посягнул на самое для них дорогое – прибыль от использования храмовых помещений. Им ясно, что надо торопиться как можно скорее убить этого Учителя из Назарета. А как же нам понимать то, что в православных храмах стоят кружки для пожертвований, во время богослужения проходят с тарелками (подносами) для сбора денег? За просфорки и поминальные записочки верующие дают деньги в церковную кассу. А как к этому относится Христос? Как Спаситель оценивает пожертвования на храм? Евангелист Марк сообщает, что Иисус Христос наблюдал, как люди совершают свои пожертвования в храме и давал Свою оценку их жертвоприношений: И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое ( Мк.12:41-44 ). Именно человек, отдавший все, что имел, на содержание Божиего храма, был высоко оценен Господом и поставлен всем в пример. Православные храмы существуют на пожертвования верующих. А жертва за свечи, просфоры, поминальные записочки, духовные книги и иконы – это не торговля предметами быта, а жертва Богу, у Которого мы сами постоянно просим милостей. Конечно, бывает, что духовно невоцерковленные люди собирают пожервования в церковных лавках и не соответствуют своему служению. Известно, что упадок нравственности и духовной культуры является следствием упадка веры в народе и отхода от церковной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему Сам Иисус нигде и никогда прямо не говорит, что он Бог? А если Он — Бог, как Он одновременно может быть человеком? 3 мин., 23.06.2021 Современного читателя Библии часто подводит незнание особенностей ветхозаветной иудейской культуры и библейского контекста. Евреи избегали говорить о Боге прямо, опасаясь нарушить заповедь «не поминай имя Господа, Бога твоего, напрасно». В речи на Бога часто указывали косвенно — «Благословенный», «Господь», «Небо», «Великий Царь», «Судия». На этом языке, понятном его современникам и соплеменникам, Иисус постоянно и настойчиво утверждает Свою Божественность, говорит о том, что Он — Бог . Иисус указывает на Себя как на Царя, Судию (напр. Мф 25:34), Того, Кто посылает Пророков (напр. Мф 23:34), Того, о Ком в ветхозаветных пророчествах говорится как о Боге и т. д. В рамках Библии это не может означать ничего, кроме предельно ясного отождествления говорящего с Богом. Есть и другие высказывания, которые не могут быть истолкованы иначе как свидетельство Христа о Своем Божественном достоинстве. Он говорит о прощении грехов (Кто Он, что грехи прощает?), называет Себя Господином субботы (хозяин субботы — только Бог, суббота — Его день), свидетельствует о Своей безгрешности (Ин 8). Очень характерным является евангельский эпизод, когда Иисус изгоняет торговцев из Иерусалимского храма. Опрокинув столы менял и выгнав из храма продавцов животных и птиц, Он четко произносит: дóма Отца Моего не делайте домом торговли (Ин 2:16). О том же, что Сын и Отец имеют одну божественную природу ( Я и Отец — одно (Ин 10:30) Иисус говорил неоднократно. Одно из самых ярких упоминаний об этом содержится в молитве Спасителя в Гефсиманском саду накануне крестных страданий: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе (Ин 17:21) — свидетельствует Он. Окружающие отлично понимали слова Иисуса. Не случайно иудеи на вопрос Спасителя, за что они хотят побить Его камнями, ответили Ему: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом (Ин 10:33).

http://foma.ru/pochemu-sam-iisus-nigde-i...

Стих 26 Когда, по истечении первых семи седмин, пройдут ещё шестьдесят две седмины (7+62=69), «потребится помазание (греч. χρσμα [хрисма]), и суд же не будет в нем»; в РБ «предан будет смерти Христос (евр. Машиах – Помазанник), и не будет». Слав. «потребится помазание» имеет то же значение, что и рус. «предан будет смерти Христос». Слав. «суд же не будет в нем»=рус. «и не будет», слова «суд» нет. Смысл обоих выражений тот, что Христос будет предан смерти безвинно и без справедливого суда, и уже не будет принадлежать еврейскому народу, как первоначально (ср. Мф.15:24; 10:5–6 ), а будет принадлежать всем народам (ср. Мф.8:11–12 ; Лк.13:30 ; Кол.3:11 ). Следствием этого будет то, что «град же и святое» (рус. святилище=храм) будут разрушены «со старейшиною грядущим» (РБ «народом вождя, который придёт»), и это разрушение будет сопровождаться неописуемыми бедствиями, о которых говорится во второй половине стиха. Здесь содержится пророчество о судьбе Иерусалима и храма, исполнившееся в 70 г. по Р.Х. Это событие хронологически не входит в период 70-ти седмин, но является следствием указанных в них событий. Стих 27 Последняя, семидесятая седмина назначена для заключения завета со многими и для отмены ветхозаветного богослужения в середине этой седмины, вследствие чего иерусалимский храм потеряет своё прежнее значение и запустеет. «И утвердит завет мнозем седмина едина (рус. и утвердит завет для многих одна седмина): в пол же седмины отимется жертва и возлияние (рус. а в половине седмины прекратится жертва и приношение), и во святилищи мерзость запустения будет (рус. и на крыле/святилища/будет мерзость запустения), и даже до скончания времене скончание дастся на опустение», т.е. окончание этому запустению положено будет к концу времени, в последние времена мира (в МТ и РБ конец стиха другой: «и окончательная предопределённая гибель постигнет опустошителя»). В середине последней седмины, через 3 1/2 года после крещения, кровью Христа Спасителя утверждён Новый Завет ( Мф.26:28 ; Мк.14:24 ) «для многих», т.е. для уверовавших, а не для всех. Вместе с установлением таинства Евхаристии отменены ветхозаветные «жертвы и приношения», составлявшие сущность ветхозаветного богослужения. Видимым свидетельством отмены ветхозаветного богослужения и храма явилось раздрание завесы, отделявшей Святое святых от святилища, в момент крестной смерти Искупителя; недоступное Святое святых потеряло своё значение и таким образом исполнились слова Спасителя, сказанные не уверовавшим в Него иудеям: «се оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Удивительным образом это событие, которое никто не видел, в котором усомнились даже самые ближайшие ученики Спасителя (мы слышали в Евангелии от Матфея, когда Он призвал их на гору, и одни поклонились Ему, а иные усомнились), стало основой веры миллионов людей по всему миру. И эта вера продолжает расширяться, продолжает вдохновлять миллионы людей на жизнь на этой земле и открывать им путь в Царство Небесное. Всякий раз, когда в пасхальные дни мы собираемся в храме, и когда мы выходим за стены храма крестным ходом, и когда звучит древнее пасхальное приветствие: «Христос воскресе!», тысячеголосый хор людей, собравшихся в храм или вокруг храма, отвечает: «Воистину воскресе!», потому что действительно в этом событии теперь никто не сомневается. Все мы и каждый из нас на своем собственном опыте познали силу Воскресшего Христа, и силу той веры, которую Он нам дал. Мы уверовали и познали, что Господь Иисус Христос есть воистину Сын Божий, что Он открывает нам врата Царства Небесного, и это Царство Небесное не где-то далеко, а как Он Сам сказал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Мы ощущаем это Царство Небесное внутри нас, когда приходим в храм Божий в день Святой Пасхи, в воскресный день и в любой другой день, чтобы насладиться близостью Божией, принять участие в Божественной литургии и причаститься Святых Христовых Таин. Мы слышали сегодня слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Действительно, Бог невидим. И именно потому, что Он невидим, многие люди вообще сомневаются в Его существовании, а другие говорят: «Да, конечно, наверное, существует какая-то добрая сила на небесах, но в нашей жизни она не участвует. Мы строим свою жизнь самостоятельно». Господь Иисус Христос открыл людям лик невидимого Бога, и мы созерцаем Самого Бога через человеческий лик Господа Спасителя.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

11:12 ). Понятно, как это исполнилось в Новом Завете. В Ветхом Завете содержатся пророчества о том, что на Христа будут лжесвидетельствовать. В 34м псалме Давида: «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня» ( Пс. 34:11 ). На Господа одно из лжесвидетельств было о том, что Господь собирается разорить Храм. Формально это как бы напоминало истину, это описано при эпизоде первой Пасхи общественного служения у Иоанна Богослова. Христа Спасителя спрашивают после описания изгнания торгующих из храма: «Каким знамением Ты докажешь нам, что имеешь власть так поступать?» Это таинственное описание из 2й главы Евангелия Иоанна Богослова, которое с трудом согласуется с синоптическим описанием, и произошло уже после Входа Господня в Иерусалим уже на Страстной, за неделю до Крестной смерти. О том, как можно понимать изгнание торгующих из храма в самом начале четвертого Евангелия, речь будет позднее. В данный момент нам интересно то, как исковеркали Его слова. И вот Христос им отвечал: «Разрушьте Храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Он не говорил: «Я разрушу этот Храм, и в 3 дня воздвигну его», как на него лжесвидетельствовали. Он говорил о храме Тела Своего, которое Он действительно воздвиг тридневно, как писано. О безгласии перед обвинителями говорится у прор. Исаии: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис. 53:7 ). Эти слова теперь читаются при совершении Проскомидии перед Божественной Литургией при приготовлении Святого Агнца, когда Его надрезают. Формально это место не цитируется в Четвероевангелии, но фактически все Евангелисты отмечают безгласие Христа, отмечают, что Христос Спаситель молчал, молчал Он на одре у Пилата, молчал на суде у Ирода, понимая, что все для вопрошающих уже заранее решено и нечего отвечать. О поругании и оплевании Господа говорит тот же ветхозаветный евангелист Исаия в 50й главе.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

В своих устных выступлениях 39 В. Ирзабеков развивал эту мысль дальше, отмечая, что в таком случае первым юродивым был Сам Христос. Здесь следует иметь в виду самое первое, чрезвычайно важное, значение слова «юродивый», о котором пишет иером. Алексий (Кузнецов) и которое в славянском толковании дается как «отребие мира»: юродивый – это отверженный миром, обществом. Таким образом, «слово «юродивый», употребляемое Св. Церковью как эпитет некоторых подвижников, имеет чрезвычайный смысл; Церковь этим названием выражает их отделенность от общества и избранность Богом, оттеняет свойство их благочестия, состоящее в отвержении их миром, в презрении их обществом, смотревшим на них не как на своих членов, а как на каких-то выродков, отщепенцев» 40 . Возвращаясь к словам Господа «Я не от сего мира», можно проследить сходство в образе жизни, а также во многих типичных поступках юродивых Христа ради, с одной стороны, и Господа в Его земной жизни – с другой. Так, юродивые Христа ради отказывались от всех земных благ (не имели постоянного пристанища, круглый год ходили босиком, в рубище). Господь Иисус Христос в Своей земной жизни после выхода на общественное служение (а если вспомнить рождение в Вифлеемской пещере, то можно сказать, что уже с момента Своего рождения) не имел постоянного места жительства: «...лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф. 8.20 ). Часто юродивые вращались в среде порочных членов общества, среди людей погибших в общественном мнении, чтобы исправить их и спасти. Господь бывал часто порицаем со стороны фарисеев за то, что Он заходил в домы грешников, ел и пил с блудницами и пьяницами: «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам...» ( Мф. 11.19 ). Юродивые обличали сильных мира сего, не боялись с их стороны гонений и побоев. Господь обличал книжников и фарисеев, например: «Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства...» ( Лк. 11.39 и далее до 52); изгонял торгующих их храма: «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Ин. 2.13–16 ); предсказывал разрушение Иерусалима, дошел до самой Крестной смерти. Таким образом, в земной жизни Спасителя мы найдём те поступки, тот образ мыслей, который в дальнейшем будет свойствен христианским подвижникам, возложившим на свои плечи труднейший подвиг – подвиг юродства Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В чем же причина того, что, как первый так и второй храм были разрушены в один и тот же день? Неужели это случайное совпадение? Евреи, верующие в то, что Бог управляет жизнью избранного народа, не могут согласиться с простой случайностью в столь важном деле. Совпадение числа разрушения храмов говорит об одинаковости или однородности внутренних причин, приведших к этим разрушениям, а именно: грехи еврейского народа, навлекшие оба разрушения, были одинаково велики. Постараемся понять суть этих грехов. До разрушения первого храма Навуходоносором, ветхозаветные пророки в течение более ста лет предупреждали свой народ, что если он не прекратит поклоняться идолам, Господь наведет на него опустошителя, который разрушит его города и храм, часть народа перебьет, а оставшихся уведет в плен в Вавилон. Евреи не поверили этим предсказаниям, продолжали чтить идолов, и с ними случилось по предсказанному. В чем же состоял грех евреев до разрушения второго храма? Это не был грех идолопоклонства. Евреи не только гнушались языческими идолами, но и отличались ревностным исполнением предписаний их обрядового закона. Тем не менее, не только храм и город Иерусалим были разрушены, но и количество жертв войны, и все последующие события, оказались во много раз более трагичными чем те, которые испытали евреи при нашествии Навуходоносора. Сравним хотя бы тот факт, что Вавилонское пленение продолжалось только 70 лет, а рассеяние евреев после полководца Тита длилось около двух тысяч лет. Фактически только после Второй Мировой войны евреи получили возможность воссоздать свое государство. При Навуходоносоре погибли десятки тысяч евреев, а при Тите и в ближайшие после него годы – миллионы. Чем же был тяжелее грех евреев времен Тита в сравнении с грехом идолопоклонства их предков? Ответ на этот вопрос можно найти в книге Второзаконие, в которой Моисей записал следующие слова Иеговы по поводу пришествия Мессии: «Я воздвигну вам Пророка, из среды их братьев, такого как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему. А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим Именем, с того Я взыщу» ( Втор. 18:18–19 ). Вот в чем заключался новый тяжкий грех еврейского народа: отвержение посланного Богом Мессии! Причем евреи не только отвергли своего Спасителя, но надругались и распяли Его. Как не стараются современные богословы облегчить вину евреев в деле распятия Христа, факты – весьма очевидны. Понтийский Пилат и римские воины только исполнили волю еврейских первосвященников, старцев и народной толпы. После же воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, виновные в Его распятии не покаялись в своем преступлении. Только малая часть еврейского народа уверовала во Христа. Большинство же евреев остались глухими к евангельской проповеди , а некоторые из них даже ожесточенно преследовали и убивали апостолов и христиан. Вот этот грех противления Богу переполнил чашу долготерпения Божия, и храм был разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании храмов Божиих О храмах вообще Мк.13:1–2 . «И когда выходил Он (Иисус Христос) из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». Объясн. Это пророчество относилось до храма евреев, не уверовавших во Христа, и исполнилось в 70 году по Рождестве Христове. Храмы же христианские есть и будут во вселенной домами молитвы у всех народов: Мк.11:17 ; Мал.1:11 ; Деян.15:16–17 , и до второго пришествия Христа: 2Фес.2:4 . Деян.3:1 . «Пётр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый». Объясн. Храмом для христиан первого времени служил Иерусалимский древний храм; пока он не был разрушен, в него стекались христиане, как в место особенного присутствия Божия: Мф.21:13 ; когда христианство распространилось по другим городам и селениям, стали устраиваться особые места для священных собраний, или церкви: Деян.11:26 , следовательно, кто отрицает необходимость храмов, тот отрицает и слова Спасителя, сказавшего: «домом молитвы наречётся для всех народов»: Мк.11:17 . Деян.16:13:16 . «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, севши, разговаривали с собравшимися там женщинами. Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая чрез прорицание доставляла большой доход господам своим». Объясн. Но этот молитвенный дом принадлежал не верующим во Христа филиппским иудеям, просветить которых было видение апостолу Павлу: ст.9–10; неверующим иудеям подобны и те, кто собирается в своих незаконных собраниях: Откр.3:9 , а не в домах молитвы: Мк.11:17 , 1Тим.2:8 . «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Объясн. Слова «на всяком месте» не должно понимать в смысле отрицания храмов: Мк.11:17 . Эти слова как бы дополняют и объясняют другую заповедь апостола: непрестанно молитесь: 1Фес.5:17 . Христианин не мог бы непрестанно молиться, если бы молился только в храме. Слова «воздевая чистые руки» ясно предписывают телесное богопочитание: 1Кор.6:20 . Утверждающие, что молиться Богу должно только духом, забывают пример, данный Самим Господом и апостолами: Лк.22:41 ; Деян.20:36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010