В другой ситуации, во время посещения Иерусалимского храма Спаситель также не дает восторжествовать злу. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.» ( Матф.21:12–13 ). Сделал это Иисус Христос потому, чтобы очистить храм от осквернения, так как торговцы Святое место – храм, превратили в место торговли, и в доме Божьем, где нужно молиться, активно, как на базаре, вели торговлю: меняли деньги, продавали скот и птицу. Очищая храм от кощунства евреев, Иисус сказал торговцам: «Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Так как торговцы, несмотря на настоятельные уговоры Иисуса, добровольно уходить из храма не хотели, то Спаситель, в качестве вынужденной меры, опрокинул их столы и скамьи, но не причинил никому телесного вреда. Как видим в этом случае Иисус Христос не дает восторжествовать злу в виде осквернения храма торговлей, но напугав упрямых и бессовестных торговцев тем, что после опрокидывания столов и скамеек могут последовать более решительные действия с Его стороны, Спаситель очищает храм от осквернения торговлей, при этом никому не причинив вреда, и победив зло добром, а не агрессией и враждой. Как видим из поступков Иисуса Христа, Спаситель не подчинялся злу, но противодействуя ему особым, неагрессивным способом, побеждал зло добром, не только словом, но и делом. Поэтому слова Спасителя «не противиться злому» нужно понимать не как призыв покорности злу, не как подчинение злу и примирение со злом, но как наилучшую, самую правильную и рациональную форму поведения человека во время встречи со злом. Если бы слова Иисуса Христа о непротивлении злу понимались как беспрекословное подчинение злодейству, то не было бы в Библии таких слов, ясно указывающих на то, что зло нужно побеждать. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:21 ). В Библии также говорится о том, что мудрый человек не приветствует зло и не подчиняется ему, а «мудрый боится и удаляется от зла» ( Притч.14:16 ). И поскольку Господь является воплощением Света, Разума и Добра, а противостоящий Богу символом тьмы, греха и зла, то человек, любящий Господа, ненавидит зло. «Любящие Господа, ненавидьте зло!» ( Пс.96:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Об одной иконе в аньерском храме Христа Спасителя Хочется сказать слово о Господе. Но как говорить? Слова человеческие недостаточны. Все выйдет не то, не так. Как говорить языком человеческим о Том, Кто выше всего человеческого? Но все же слово мое о Господе, о Господе в наши дни. Господь, вознесясь на небо, не оставил мир, не оставил род человеческий. Изо дня в день, из года в год Он с людьми, Он с каждым из нас. За каждым Он смотрит, за каждым следит, каждому протягивает руку помощи, если протягивается к Нему за помощью рука человеческая. И сколько милостей на роде человеческом и на каждом из нас от Господа. Часто только мы этого не видим, не чувствуем. Не оставил Господь людей. Он промеж нас ходит и зовет к правде, к любви. Но оставляет род человеческий Господа. Оставляет Его кровавыми войнами и междоусобицами, враждой, ненавистью, злобой, обманом, богоотступничеством и богоборчеством, разрушением святых храмов и всего святого в жизни. Но Господь еще среди людей, но не в царской одежде, не с обычным ликом. В простом запыленном хитоне, не имеющий где главу преклонить, со строгим, скорбным, исхудалым лицом Он идет и смотрит прямо в душу каждого человека, и во взгляде Его вопрос: «Ты со Мною или против Меня?» (см.: Лк. 11, 23 ). Он идет близко и зовет: Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр. 3, 20 ). «Ты со Мною или против Меня?» Этот вопрос ко всем, в душу каждого смотрят Его глаза. Господь вошел к нам, Он идет к нам и стучит. Примем ли мы Его, или обманем, или отступим от Него, не заметим? О, если бы нам ответить с апостолом Иоанном: гряди, Господи Иисусе! ( Откр. 22, 20 ). О, если бы нам пойти к Нему навстречу, принять благословение и последовать за Ним с верой и любовью. Гряди, Господи! Гряди скоро! «Господь Грядущий» – икона нашего времени, икона нашего храма, поставленного в память храма Христа Спасителя, в Москве разрушенного. Нищий Надо стараться отовсюду получать себе духовную пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Общая стоимость настоящего Храма Христа Спасителя, со включением расходов на покупку строений, бывших на этом месте, а равно и на содержание Комиссии по построению Храма, простирается до 15 миллионов рублей серебром 20 . Святой Пророк и Законодатель народа еврейского, Моисей, говорит во Второзаконии: «Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: что значат сии уставы постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш; то скажи сыну твоему: рабами были мы у Фараона в Египте, но Господь Бог вывел нас из Египта рукою крепкою и мышцею высокою, и явил Господь Бог знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над Фараоном и над всем домом его и над всем войском его, пред глазами нашими» ( Втор.6:20–22 ). Если спросит у тебя сын твой или внук твой (так можем мы применить к себе эти слова великого вождя народа Божия): что значит этот благолепный и величественный златоглавый Храм, красующийся на берегу древней столицы русской? то ты скажи сыну твоему и внуку твоему: Был некогда великий и ненасытный завоеватель, напоминавший собою древних завоевателей – разрушителей! Покорив себе почти всю Европу, он захотел наложить свое железное иго и на святую Русь. Но Бог на глазах всего света явил свои великие знамения, чудеса и казни над этим новым Фараоном и над войском его – и святая Русь не только сама избавилась от постыдного рабства, но избавила от рабства и тех, которые уже были рабами ненасытного честолюбца. Иди в этот Храм – живую летопись приснопамятной борьбы народа Русского с завоевателем Наполеоном, возблагодари Бога-Спасителя за Его великие милости к нашему отечеству и помолись за доблестных предков, чрез которых Бог явил спасение своему верному народу: имена этих незабвенных героев начертаны на стенах Храма – достойного и живого памятника приснопамятного 1812 года. 1 Граф Воронцов изъявлял желание содействовать изданию проекта Витберга в свете и переводу его на греческий язык. Известный мюнхенский инженер Бибекинг в своей «Истории архитектуры» писал о заложенном на Воробьевых горах храм как о величайшем произведении зодчества новейших времен по смелости и колоссальности идеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Так Спаситель положил начало чудесам Своим и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.    Свое первое чудо Иисус Христос совершает по ходатайству Своей Матери. Из этого мы можем видеть, что Ее молитвы за нас имеют великую силу.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Иоанна (Ин.2:1-12). Изгнание торгующих из храма    Приближался праздник Пасхи. Иисус Христос пришел на праздник в Иерусалим. Войдя в храм, Он увидел в Нем большой беспорядок: там продавали волов, овец и голубей, и сидели за столами меновщики денег. Мычание волов, блеяние овец, говор людей, споры о цене, звон монет — все это делало храм больше похожим на базар, чем на дом Божий.    Иисус Христос, сделав из веревок бич, выгнал из храма всех торговцев с их животными. Столы меновщиков опрокинул и деньги их рассыпал. И сказал продающим голубей: «возьмите это отсюда, и дом Отца Моего не делайте домом торговли». Никто не посмел ослушаться Иисуса.    Увидев это, начальники храма пришли в ярость. Они приступили к Спасителю и сказали: «каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?»    Иисус Христос ответил им: «разрушьте этот храм, и я в три дня воздвигну его». Под храмом Он разумел Свое тело и этими словами предсказал, что, когда Его убьют, Он воскреснет в третий день.    Но иудеи не поняли Его и сказали: «этот храм строился сорок шесть лет, как же Ты в три дня воздвигнешь его?»    Когда же потом воскрес Христос из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили словам Иисуса.    Во время пребывания Иисуса Христа в Иерусалиме, на празднике Пасхи, многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали в Него.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна (Ин.2:13-25). Беседа Иисуса Христа с Никодимом    Среди людей, пораженных чудесами Иисуса Христа и уверовавших в Него, был фарисей Никодим, один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу Христу ночью, тайно от всех, чтобы не узнали об этом фарисеи и начальники иудейские, невзлюбившие Иисуса Христа.    Никодим хотел узнать, действительно ли Иисус Христос есть ожидаемый Спаситель мира, и кого Он примет в Свое Царство: что нужно сделать человеку, чтобы войти в Его Царство. Он сказал Спасителю: «Равви (учитель)! мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога; потому что таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с Ним Бог».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Так Спаситель положил начало чудесам Своим и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его. Свое первое чудо Иисус Христос совершает по ходатайству Своей Матери. Из этого мы можем видеть, что Ее молитвы за нас имеют великую силу. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Иоанна, гл. 2, 1-12. Изгнание торгующих из храма Приближался праздник Пасхи. Иисус Христос пришел на праздник в Иерусалим. Войдя в храм, Он увидел в Нем большой беспорядок: там продавали волов, овец и голубей, и сидели за столами меновщики денег. Мычание волов, блеяние овец, говор людей, споры о цене, звон монет - все это делало храм больше похожим, на базар, чем на дом Божий. Иисус Христос, сделав из веревок бич, выгнал из храма всех торговцев с их животными. Столы меновщиков опрокинул и деньги их рассыпал. И сказал продающим голубей: " возьмите это отсюда, и дом Отца Моего не делайте домом торговли " . Никто не посмел ослушаться Иисуса. Увидев это, начальники храма пришли в ярость. Они приступили к Спасителю и сказали: " каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? " Иисус Христос ответил им: " разрушьте этот храм, и я в три дня воздвигну его " . Под храмом Он разумел Свое тело и этими словами предсказал, что, когда Его убьют, Он воскреснет в третий день. Но иудеи не поняли Его и сказали: " этот храм строился сорок шесть лет, как же Ты в три дня воздвигнешь его? " Когда же потом воскрес Христос из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили словам Иисуса. Во время пребывания Иисуса Христа в Иерусалиме, на празднике Пасхи, многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали в Него. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Иоанна, гл. 2, 13-25. Беседа Иисуса Христа с Никодимом Среди людей, пораженных чудесами Иисуса Христа и уверовавших в Него, был фарисей Никодим, один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу Христу ночью, тайно от всех, чтобы не узнали об этом фарисеи и начальники иудейские, невзлюбившие Иисуса Христа. Никодим хотел узнать, действительно ли Иисус Христос есть ожидаемый Спаситель мира, и кого Он примет в Свое Царство: что нужно сделать человеку, чтобы войти в Его Царство. Он сказал Спасителю: " Равви (учитель)! мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; потому что таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с Ним Бог " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Сектант: 3) Не нужно строить храмов, ибо Христос сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» ( Ин. 4:21 ). Объяснения православного: 3) Христос, изгнавший из храма нарушивших святость его (Мк. 11:16), сказавший о храме: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (ст. 17), не мог учить о ненужности для христиан храмов, иначе Он Сам Себе противоречил бы. Приводимые сектантами слова Писания лишь еще раз подтверждают то учение Христа, что в Новом Завете место богослужений не будет ограничиваться одним только храмом на горе Гаризине, как думали самаряне ( Ин. 4:20 ), или одним Иерусалимским храмом, как предписывал иудеям закон Моисеев ( Втор. 12:13–14 ), а будет время, предсказывал Спаситель, когда везде, по всему лицу земли, будут храмы у христиан для их общественных молитв. И слова Христа, обличающие непонимающих их сектантов, сбылись: теперь уже повсюду, где только славится имя Св. Троицы, где только живут христианские народы, существуют у них храмы, или дома молитвы; их нет только у неверующих во Христа да у сектантов, врагов Креста Христова. Сектант: 4) Не нужно храмов, ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» ( Деян. 7:48 , Иса. 66:1–2). «Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:24–25 ). Объяснения православного: 4) Иудеи обвиняли св. Стефана в том, что он говорил, «что Иисус Назарей разрушит место сие» ( Деян. 6:13–14 ), то есть храм Иерусалимский, о котором они думали, что он только и есть единственное место для молитв и поклонения Богу. Св. Стефан опровергает этот взгляд иудеев на храм и говорит им, что «Бог в нерукотворенных храмах живет», что Он не связан одним каким-нибудь определенным местом, что молиться Ему можно везде, ибо Он присутствует во всей вселенной, как об этом говорил еще и пророк Исаия. О ненужности же вообще храмов Св. Стефан, знавший, конечно, слова Христа: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов», не учил и не мог учить, а высказал ту мысль, которая заключается в словах Христа: «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу», то есть будете иметь храмы везде, везде будете молиться в Моем доме. Не мог Св. Стефан приводить указанное место из пророка Исаии против необходимости существования храма, ибо он, конечно, знал и такое место из пророка Иеремии: «Слава Господа наполнила весь храм. И я слышал кого-то говорящего мне из храма, а этот муж стоял подле меня и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» ( Иез. 43:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В предсмертном своем благословении собравшимся вокруг его одра сыновьям, возвещая о судьбах своих потомков, Иаков сказал о родоначальнике колена, сыне своем Иуде: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт. 49:10 ). Приход Примирителя душ, Спасителя должен был произойти еще в то время, когда потомки Иуды представляли собой один народ, одно государство, когда ими управлял царь и они имели свое законодательство («жезл»). Пророк Малахия присоединяет к этому и другой признак Мессии, знамение времени: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» ( Мал. 5:1 ). Указывается, что Спаситель придет в Свой Храм прежде его разрушения. Малахия был последним пророком. Его книгой закончился канон, комплект книг Ветхого Завета. После Малахии не было у Израиля пророков. Длинный ряд их окончился, и последние слова Ветхого Завета, после напоминания о хранении Моисеева Закона, возвестили, что последним пророком будет уже предтеча Мессии ( Мал. 4:4–6 ). Им стал Иоанн Креститель. Ясны были предсказания пророка Аггея о пришествии Мессии до разрушения храма: «и придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф» ( Агг. 2:7 ). Сказано было о величии второго Храма по сравнению с первым ( Агг. 2:9 ) и о благословении всему человечеству в Лице Того, Кто был надеждою Израиля. Видение Даниила Спаситель должен был явиться, согласно пророчеству, во времена иудейских царей, перед разрушением Храма. Пред ним должен был, как предсказал Малахия, прийти последний пророк. Время пришествия Христа в Библии точно определено в Книге Даниила. Пророчество Даниила говорит, что царство Мессии начнется в период четвертой монархии, то есть Римской империи, указывая точно, сколько лет остается до Его пришествия: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» ( Дан. 9:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Чудо проклятия бесплодной смоковницы было предсказанием Иисуса Христа о грядущей трагической гибели Израиля при разрушении Иерусалима и храма римлянами в 69–70 годах. Засохшая смоковница стала символом, пророчеством и притчей о духовно бесплодном еврейском народе, не принявшем своего Мессии. Ученики не могли не понять тайного смысла этого чуда, поскольку слышали из уст Спасителя притчу о бесплодной смоковнице. Тогда Господь говорил им о смоковнице, уже третий год не приносящей плодов, и о садовнике, который умолял хозяина не рубить дерево. « Господин, — просил садовник хозяина, — оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее » (Лк.13:6–9). Конец той притчи оставлял надежду, что смоковница, благодаря усилиям садовника, начнет приносить плоды. Проклятие смоковницы в начале Страстной седмицы действием завершает эту притчу. Бесплодная засохшая смоковница является символом еврейского народа, имевшего вид благочестия, но отвергнувшего Спасителя и Его проповедь о Царстве Божием. В богослужении Великого Понедельника и Великого Вторника неплодной смоковницей называется всякий грешник, не приносящий плодов покаяния и доброй жизни во Христе, и потому достойный наказания. Изгнание торгующих из храма (Мф.21:12–17; Мк.11:15–19) Господь с учениками вошел в Иерусалим и направился к храму. Во дворе храма шла шумная предпраздничная торговля животными для жертвоприношений, множество торговцев обменивали деньги паломникам и старались заключить выгодные сделки. Возмущенный тем, что иудеи неблагоговейно относятся к храму и, забыв, что это дом молитвы, превратили его в место наживы и нечестного обогащения вертепом разбойников, Христос, как и в начале Своего служения (Ин.2:13–25), выгнал из храма продающих и покупающих, а столы меновщиков опрокинул со словами: « Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников » (Мк.11:17). Когда храм был очищен, слепые и хромые обступили Господа, и Господь исцелял их, Народ прославлял Его, первосвященники же и старейшины, видя чудеса Христа, негодовали, но не решались арестовать Его при народе, боясь беспорядков.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   Искуситель видит, чем отражает Этот Необыкновенный Человек его искушения и также прибегнул к слову Божию: он поставил Его на крышу храма (это была громадная высота), и говорит: «если Ты Сын Божий, с бросься вниз, потому что написано: Ангелам Своим заповесть о Тебе и на руках возьмут Тя (на руках Тебя понесут) чтобы ты не преткн ул ся о камень ногою Твоею» (Мф.4:6). Лжец — лжецом и остается: он весь текст Священного Писания не мог привести, как он есть, — там сказано: «ангелам Своим заповесть о тебе, сохранити тебя во всех путех твоих » (Пс.90:11) — на всех путях твоих. Господь Иисус Христос пришел не для того, чтобы прыгать с крыши храма. Это не Его путь. Но сатана об этом умышленно умалчивает, а просто предлагает Ему совершить это необыкновенное чудо — опуститься, таким образом, с крыши храма на землю, чтобы сразу все Его увидели, что Он необыкновенный человек и чтобы покорил бы этим чудом человеческие умы и сердца. Не нужно было бы никакого трудного пути, никакого подвига, для которого Он пришел, а просто покажи им такое чудо и они уверуют. Господь на это ответил: «также написано: не искушай Господа Бога Своего» (Мф.4:7), т.е. как объясняют святые отцы: не требуй от Бога чуда без нужды! Также поступил верный служитель Иисуса Христа преподобный Пахомий Великий, когда какие-то неправоверующие пришли к нему и сказали его келейнику: «Передайте вашему отцу, что если он на наших глазах совершит чудо: перейдет реку, как по суху, или остановит ее, тогда мы уверуем». Но Пахомий послал им такой ответ: «Имейте в виду, что Пахомий не просит у Бога чудес, а просит прощения грехов и наставлений — вот о чем его забота, а также есть и написано: не искушай Господа Бога Твоего, т.е. без нужды от Него чуда не требуй!» Вот ответ на искушение!    Враг видит, что первые два искушения отразил Тот, Кого он искушает. Тогда он уже по-другому подходит к Нему и не говорит: «если Ты Сын Божий» , просто говорит, показав Ему все царства мира, всю славу их -все это будет Твое, всю эту славу мира и царства дам Тебе, если Ты, падши, поклонишься мне (Мф.4:9). Известен ответ Спасителя: «отойди от Меня, сатана! Написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему Одному служи» (Мф.4:10)! Заметьте, как влияние Спасителя и тут проявляется: Он не сказал ему прямо: Я Тот, Кому должны поклоняться и ты и все мои твари, — нет! Но Он говорит, что так написано, что Господу Богу нужно кланяться, и никому иному. Это было сказано с такой силой духовною, что сатана не посмел Его больше искушать и отошел от Него.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ветхозаветную Церковь заменила основанная Господом Спасителем Церковь, Христос говорил, что Он пришел не нарушить «закон» Моисеев, но «исполнить» его, дополнить и окончить его ( Мф. 5:17 ). Во время пребывания Своего на земле, Христос Спаситель никогда не говорил, что храм не нужно почитать, как никогда не говорил и того, что священные изображения херувимов в храме (в Соломоновом храме и ковчеге завета) суть идолы и что их нужно выбросить из храма. Наоборот, известно, что Господь Иисус Христос, приходя в Иерусалим, проявлял большое уважение к храму ( Иоан. 2:14–17 ). Войдя торжественно в Иерусалим, Христос пошел в храм и там «осмотрел все». Осмотревши все, Он совсем не давал повеления выбросить из храма изображения херувимов, эти ветхозаветные иконы, но только, застав «продающих и покупающих в храме», изгнал их, вместе с меновщиками денег из храма, сказавши при этом: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк. 11:11,15–17 ). Из евангелия мы знаем, как враждебно относились ко Христу книжники и фарисеи, как они при всяком случае укоряли и обвиняли Его; однако из Св. Писания не видно, чтобы еврейские учители и книжники обвиняли Иисуса Христа в неуважении к храму Иерусалимскому и тем священным изображениям, которые находились в нем. Св. апостолы также нигде и никогда не учили нас не почитать изображений истинного Бога, в тех формах, в каких Он являлся людям, или вообще, какие напоминают о Нем, как и не учили они не почитать и изображений св. ангелов и угодников Божиих. По примеру, данному нам Спасителем ( 1Пет. 2:21 ), св. апостолы посещали храм Иерусалимский и поклонялись в нем ( Лук. 24:53 ; Деян. 2:46, 3:1, 5:12, 22:17–19, 24:11 ). Произнося свою знаменитую проповедь в Афинском Ареопаге, апостол Павел говорил между прочим: «Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян. 17:23 ). И апостол хвалил афинян-язычников за то, что они почитали истинного Господа Бога, проявляя Ему свое почитание чрез видимый предмет – жертвенник. Показывая на этот жертвенник, апостол Павел говорит: «Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Разумеется, апостол истинным Богом называл не жертвенник, но только чрез него (жертвенник) свидетельствовал об истинном Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010