32 Отнюдь не претендуя на сколько-нибудь полное и систематическое исследование роли архитектуры и иконографии как монументального способа выражения основ учения о Церкви на Руси до XVII века, я лишь попытаюсь наметить некоторые штрихи к такому исследованию. 38 Растительный орнамент на стенах снаружи и внутри храма не редкость в древних храмах. Например, в росписи Дмитриевского собора во Владимире видны целые вертограды с роскошными деревьями, цветами, плодами и птицами. 40 Убив Христа, иудеи ранее римлян разрушили тем самым и храм Иерусалимский в его мистической сути. Воскреснув в третий день от мертвых, Христос воздвигнул в Себе Самом истинный Новый храм – Церковь . (П. Флоренский. Указ. соч., с. 144–145). 41 На стенах этого собора изображены фантастические звери, которые играют или дерутся. Есть сцены и кровавые, которым давали различные объяснения (см.: Н.В.Покровский. Цит. соч., с.223–227). Конечно, на стены храма эти изображения попали не случайно. Достаточно вспомнить, что прп.Герасиму в пустыне служил лев, к прпп. Сергию и Серафиму приходили медведи и мирно кормились из рук святых. Эти факты говорят о должном отношении человека к животным. В Церкви человек становится святым, а через него, в мире с ним, и вся тварь преображается и возносится к Богу. «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим. 8:19–22 ). Следовательно, когда зверь раздирает зверя, то это происходит по вине греха человека. Человек поставлен над всем животным миром и ответствен за него пред Богом. Велика вина человека пред всем живым, но она искупается той бескровной Жертвой, которая приносится в храме Христом Спасителем о всех и за вся. Кровавые сцены на стенах собора указывают на единую Жертву, Которой все искупается. Этому искуплению радуются и звери. Вся композиция обронных украшений этого храма, возможно, есть иллюстрация к приведенному тексту Послания ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

В жизни христианина есть ряд незыблемых и конкретных принципов, о которых веками напоминает Церковь Христова: первые будут последними; суббота для человека, а не человек для субботы; кесарю кесарево, а божие Богу и проч. Это совершенно четкие критерии для решения многих текущих дилемм. Среди прочего, есть высказывания Христа, которые уместно вспомнить и в дискуссии, подобной нашей. Речь идет о словах про «золото» и «храм»: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?» (Мф. 23. 16-17). В этом предостережении речь идет о том, что неразумно, когда золото храма довлеет над самим храмом. Золото священно не само по себе, а именно из-за храма, которому оно служит. Это универсальный принцип для формирования шкалы ценностей. Что ценней для археолога: древность археологических слоев или скрытая в них амфора? Что ценней для реставратора иконы: сажа веков или образ, скрываемый под ней? Что ценней для нас: одна из языковых форм текста или доступность его смысла? Язык может быть до бесконечности красивым и древним. На нем могли говорить, писать и молиться самые великие люди. Но тем не менее, для Евангелия Христова язык – не больше чем язык! Его конструкции и формы освящаются церковным благословением настолько, насколько они служат главному церковному делу. Именно для этого и освящается язык, а не наоборот. Что же собой представляет это главное церковное дело? Для того чтобы это понять и не потеряться в «околоцерковности», нужно вспомнитьоб апостольской природе и вселенском призвании Церкви Христовой. И тогда становится очевидным, что греческие, болгарские, грузинские или славянские национальные традиции, фольклорные обычаи, языковые ценности и другие культурные наследия есть, безусловно, великие сокровища нации, духовная самоидентификация народа, порожденная его верой и историей. Однако при столь важном статусе эти локальные явления не есть незыблемые и вечные ценности для Вселенской Церкви. Вечной ценностью для Церкви является только бессмертная душа человека и сам Господь наш и Спаситель Иисус Христос, в Котором, по слову апостола, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания». Именно это понимание и легло в основу работы Комиссии по исправлению богослужебных книг. И нам, как прямым наследникам дореволюционной Церкви и свидетелям всех последующих событий, было бы разумнее сохранять и открыто демонстрировать эту трезвость, чем быть «more Catholic than the Pope», как говорит одна английская поговорка.

http://bogoslov.ru/article/2016975

Величайшим доказательством Божественности Иисуса Христа служат Его предсказания о судьбе Храма Иерусалимского и народа израильского, о чем повествует Евангелист Матфей в 24-й главе. Случай, подавший повод Иисусу Христу предсказать о судьбе храма, был таков: находясь в последний раз в храме, где обличал фарисеев и книжников в лицемерии, что они, украшая гробницы пророков, теперь сами готовятся пролить кровь Его. Беседа эта была столь поучительна, что сильно подействовала на учеников. Они восхищаясь величием храма, указали на него; Господь, смотря на храм, сказал им: Видите ли все это? истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, все будет разрушено ( Мф. 24:2 ). И когда ученики спросили Его, когда это будет, Христос сказал: что предвестниками сему будут: голод, мор, землетрясение, многие лжепророки восстанут и прельстят многих 93 ( Мф. 24:11 , Мк. 13:6 ); ученики Его будут поведены к правителям и царям, но Евангелие царствия будет проповедано по всей вселенной. Было предсказано, что Иерусалим будет обложен неприятельскими войсками, окружен валом, горе со всех сторон! Иудеи будут избиваемы мечем, и обратившиеся в бегство будут уведены рабами во все народы; камня не останется на камне ни в храме, ни в городе. Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. Так точно и случилось. Историк Иосиф Флавий, описывая Иудейскую войну и ужасы происходившие в Иерусалиме, видит в этом кару Божию. Я кратко упомяну об этом для того, чтобы убедить Израиля в той истине, что Иисус Христос – Сын Божий, и что за отвержение Его, они отвержены Богом. Спаситель, как мы выше сказали, за 40 лет возвещал, что храм будет разрушен, и что все в иудействе кончится. Кто открыл Ему это? Мог ли обыкновенный человек с такою ясностью предвещать будущее? Нет! Это мог только сказать Тот, Кто обладал даром Божественного предвидения – Иисус Христос. Он возвещал людям будущее и все, что Ему открывал Отец Небесный; так сказал Господь иудеям: Я творю волю Отца Моего Небесного, пославшего Меня, да уразумеете и веруете, яко во Мне Отец и Аз в Нем ( Ин. 10:37, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Вершины великолепия и славы Иерусалим достиг при Ироде великом, во время земной жизни Христа Спасителя. «Едва только на Моавитских горах показывалась заря, и потом из-за Масличной горы восходило солнце, заставляя утренний туман улетучиваться и исчезать в глубокой долине близ Мертвого моря, Иерусалим оживал, в нем закипала жизнь и дневная деятельность. Золотые крыши и мраморные стены храма блестели ослепительным блеском; царский пруд за Тиропеоном казался наполненным расплавленным серебром; пальмы, кипарисы, смоковницы в царских садах тихо качались от мягкого ветерка» 38 . Величественные здания храма (на горе Мориа), великолепные дворцы и постройки богатого Сиона вызывали у иудеев восторг, у римлян – удивление. Иерусалим был для каждого иудея какой-то очарованной страной. «Посмотри, какие камни и какие здания» – говорили ученики своему Учителю, когда Он выходил из храма ( Лук. 13, 1 ). Но Божественный взор видел уже, еще сокрытое от человеческих взоров Его учеников, грядущее, которое скоро и пришло (13, 2 и др.). «Когда серебряные трубы священников будили народ для молитвы, или мелодичная музыка левитов раздавалась над городом, или дым от жертв нависал, будучи как-бы новой шехиной, над храмом, против зеленой горы Елеонской, возвышавшейся за храмом; или когда в каждой улице, на дворе и крыше дома устраивались шалаши в праздник кущей, а ночью огни от храмовой иллюминации бросали длинные фантастические тени над городом; или когда в пасху десятки тысяч евреев всходили на гору с своими пасхальными агнцами, и сотни тысяч садились праздновать пасхальную вечерю, то было почти трудно верить, чтобы язычество было так близко от Иерусалима, что римляне по праву, а скоро и фактически сделались властителями страны» 39 ... Когда Господь Спаситель сходил с учениками с горы Елеонской и взглянул на раскинувшийся пред Ним город, то заплакал о нем и сказал: «о если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но сие сокрыто ныне от глаз твоих, ибо приидут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лук. 19, 41–44 ). В этих словах и в этих Божественных слезах – вся многовековая судьба Иерусалима. Много бурь и гроз пронеслось над Иерусалимом и теперь снова тяжелые грозовые тучи клубятся там, на далеком горизонте святого града. «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Впоследствии, когда Соломон построил храм Иегове на горе Мориа, Господь говорит ему, молившемуся при освящении храма: «Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во все дни» ( 3Цар.9:3 ). Что касается до Нового Завета, то сам Иисус Христос именовал Иерусалимский храм домом Отца Своего Небесного, ревновал о блюдении должного благоговения и почтения к сей святыне ( Ин.2:16–17 ; Мф.21:12–13 ), и Своим присутствием во время общественных молений утверждал истину о святости сего места, как места особенного присутствия Божия, являемого людям. При вознесении на небо, собрав учеников своих, Иисус Христос повелел им не отлучаться из Иерусалима и ждать сошествия на них Святого Духа ( Деян.1:4–5 ); и в книге деяний Апостольских говорится об учениках и первых последователях Христовых, что они «пришедши взошли в горницу, где и пребывали» ( Деян.1;13 ), где прияли и исполнились все Духа Святаго» ( Деян.2:4 ). Эта горница, передает Святое есть та «горница большая, устланная», которую, как первый христианский храм, освятил Иисус Христос установлением Святого Таинства Причащения ( Лк.22;11 ; Мк.14:14–15 ), и в которой, по вознесении Иисуса Христа до сошествия Св. Духа, верующие «все единодушно пребывали в молитве и молении» ( Деян.1:14 ) – При исцелении слепорожденного, помазавши ему глаза брением из плюновения, Иисус Христос, для проявления сего великого чуда, посылает слепого умыться еще в купальне Силоамской, который источник, как выходивший из священной горы Мориа, как бы от самого храма идущий, считался у евреев священным и имел символическое значение ( Ин.9:6–7 ; Исх.8:6 и д.): «он пошел, говорится о слепорожденном в Евангелии, умылся, и пришел зрячим» ( Ин.9:7 ). Конечно, уврачевала слепого от рождения и в купальне Силоамской одна и та же чудодейственная сила Божия, которая в других случаях проявлялась в одном Божественном слове Спасителя: но здесь призваны в видимое посредство этой Божественной силы брение из плюновения и еще священная вода Силоама.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Деян.3:1. Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый    Как мы уже это видели, для первых христиан, не исключая и самих Апостолов, храм Иерусалимский продолжал оставаться святым местом, куда они по-прежнему в определенные для того часы собирались на молитву. Ко времени Христа Спасителя и Апостолов окончательно были установлены в храме троекратные общественные молитвы, которые были приурочены к часам третьему, шестому и девятому, что соответствовало нашим 9-ти часам утра, полудню и 3-м часам дня. Первый и последний совпадали с узаконенным утренним и вечерним жертвоприношением. Следы этой троекратной молитвы встречаются в иудейской истории давно: пророк Даниил в Вавилонском плену ежедневно трижды преклонял колена (Дан. 6:10); в одном из псалмов Давидовых указывается на молитву вечером, утром и в полдень (Пс. 54:18). Деян.3:2. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.    Хромому этому было уже лет более сорока (Деян 4:22), почему чудо это особенно поразительно. Господь исцелил однажды слепого от рождения, святой Петр исцеляет хромого от рождения, чем сбывается обетование Господа, что верующий в Него сотворит такие же дела, какие Он Сам творил (Ин. 14:12).    Хромой сидел при дверях храма, называвшихся — «Красными». Это название, нигде больше не встречающееся, объясняется особенной красотой или великолепием этих ворот храма сравнительно с другими. Вероятно, это были главные восточные ворота, ведшие во двор язычников, которые и Флавий описывает, как самые красивые. По общераспространенному во все времена обычаю этот хромой просил милостыню у входящих в храм на молитву. Когда Апостолы Петр и Иоанн проходили перед ним, он и к ним обратился с обычной своей просьбой. Деян.3:4. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас    Примечательно это взаимное напряжение взглядов между хромым и Апостолами: это было как бы взаимное приготовление к чуду. Апостолы всматривались в убогого полным Христовой любви и сострадания взглядом и привлечением на себя взгляда хромого хотели узнать, насколько он духовно восприимчив, а вместе с тем хотели заставить его внутренне сосредоточиться, возбудить в нем веру и надежду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» (2 Мак. 2:4-7).    Так, по особому Промыслу Божию, во втором храме, построенном за 515 лет до Рождества Христова, величайшей святыни ветхозаветной религии – Ковчега Завета уже не было. На его место был положен камень от первого храма, на который первосвященник в день очищения ставил кадильницу с фимиамом.    Сюда-то, объятый духом Божиим, первосвященник Захария ввел Богоотроковицу Марию, именуемую Церковью одушевленным Божиим Кивотом, в котором хранились не каменные скрижали Завета, но имел почить Сам Начальник и Совершитель веры и Архиерей Нового Завета Господь Иисус Христос. Введением в ветхозаветный храм Храма сущего и во Святое святых одушевленного Божиего Кивота заканчивался Ветхий Завет с его богослужением и жертвами, и свидетельствовалось о приближении Завета Нового и о пришествии священника по чину Мелхиседека, Архиерея будущих благ, Иисуса Христа.    Теме завершения Ветхого Завета и прекращения ветхозаветного богослужения и жертв уделено значительное место в службе празднику Введение во храм. Прежде всего она раскрывается в ветхозаветных и апостольских чтениях, положенных по Уставу на этот день. В первой паримии празднику повествуется об устройстве Моисеем скинии и Ковчега Завета и их освящении. Вторая посвящена освящению Соломонова храма и внесению в его Святое святых Ковчега Завета. Центральное место по своему значению в обеих паримиях занимает образ Ковчега Завета и изображение его внесения во Святая святых. Эти ветхозаветные чтения соответствуют смыслу и значению праздника, так как мы видим в них прообраз великого события, которое празднуется в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Но наибольшее значение имеет третья паримия – пророчество пророка Иезекииля о новом храме, содержащее прямое указание на рождение Спасителя от Девы. Мысль о том, что всё ветхозаветное богослужение было только сенью и образом будущих благ, с еще большей полнотой раскрывается в Апостоле, читаемом на литургии (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Но с другой стороны, описывая эти беспримерные в истории бедствия иудеев пред разрушением Иерусалима, нельзя не вспомнить скорбных и пророческих слов любвеобильного Спасителя, когда, смотря с Елеонской горы на Иерусалим, Он заплакал о несчастном городе и воскликнул: «О если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но сие сокрыто от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе; и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:42–44 ). Эти дни праведного суда Божия постигли иудеев во время осады Иерусалима... Желая избегнуть напрасного кровопролития, Тит потребовал от осажденных сдачи Иерусалима. Но так как эти требования Тита иудеями не были выполнены, – римляне приступили к штурму храма. Ворота во двор храма немедленно были разрушены и сожжены; самое святилище Тит хотел пощадить – так оно было прекрасно! – но в суматохе сражения 9-го ава (август) какой-то римский солдат бросил в храм зажженное полено. Во что бы то ни стало, Тит приказал потушить огонь. Воины сначала послушались его приказания, но потом в пылу сражения они совершенно о нем забыли, – и величественное здание храма рухнуло, будучи со всех сторон охвачено пламенем. Сопротивлявшимся так долго и так упорно иудеям пощады не было никакой. Погибали все, кто попадал только в руки римских солдат; не обращали внимания ни на пол, ни на возраст, ни на состояние. Наконец, взят был и верхний город, тщетно защищаемый Симоном Гиориным и Иоанном Гискалою (8-го элула=сентябрь), а вместе с ним во власть римлян перешел и весь город. Иерусалиму суждено было сравняться с землей. Иудеи, не имевшие возможности убежать или не доставшиеся в жертву меча и голода, были проданы в рабство или отосланы на рудокопные работы, или же предназначены для римских гладиаторских боев, а красивейшие и сильнейшие из них были выбраны для триумфа Тита. Немногие не взятые еще римлянами палестинские укрепления пали в начале 73 года. Таков был конец Иудейского царства! Страна была превращена войной большей частью в пустыню; народонаселения осталась только десятая доля 54 . Тем не менее, иудеи, хотя и чрезмерно ослабленные, все-таки не считали совершенно погибшим своего дела. И если жители Палестины были не в состоянии тотчас снова начать сопротивления римлянам, зато во времена Траяна (115–117 гг.) иудейские жители Киринеи и Египта также восстали поголовно против римского владычества; примеру их немедленно последовали иудеи, жившие на острове Кипре и в Месопотамии. Только после многих кровопролитных сражений римлянам удалось подавить это восстание; совершенное же спокойствие среди иудеев было восстановлено лишь при Адриане (в 117).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Они и получают разрешение томящей их мучительной двойственности в этом именно положительном направлении, положительность и определенность которого еще более усиливается словами: Я и Отец одно. Но это производить на них действие отнюдь не успокаивающе. Они не просто недовольны полученным ответом; они недовольны им до озлобления, берутся за камни, до озлобления, которое на время должны были подавить; но оно так сильно, что снова вызывает в них соответственное злое действие. Все это было бы решительно непонятно, если бы мы не обратились к той догадке, что данное в ответе Спасителя есть положительное только до тех пор, пока вопрос мы понимали в буквальном смысле; а на самом деле смысл его был иной, при котором ответ Спасителя, будучи положительным, на затаенный вопрос Иудеев отвечал отрицательно, как для желающего умереть больного «да» доктора было бы отрицательным ответом. Наконец, за то же самое говорит и все содержание беседы, начиная с времени, которое было выбрано для нее. Это был праздник Обновления. Праздник этот был установлен в память освобождения Иудою Маккавеем Иерусалимского храма от осквернения его Антиохом Епифаном; праздник был, таким образом, национальный и праздновался с особенною торжественностью: выставлялись на дверях храма щиты и венки, храм и дома были освещены. Теперь Иисус Христос приходить в Иерусалим, но в самый храм не входить, следовательно, как будто не разделяет общественной радости. Он прогуливается по портику, устроенному из камней, оставшихся от храма Соломонова. Здесь Евангелист Иоанн Богослов делает прибавку, что дело было зимою, но эта прибавка значит не то, что читатели Евангелия были язычники и Апостол предупреждает их вопрос о времени праздника, как толкуют это место 171 . Прибавка показывает, почему Христос находился в портике: была зима и холод мог заставить Его зайти сюда, но Он все-таки не вошел в храм. Что касается до самого ответа Спасителя, то кроме указания, что прежде уже был даваем многократно, Спаситель объявляет, что между Ним и Иудеями нет и не может быть никакого соглашения, так как они не могут прилепиться к тому идеалу, который Он проповедует.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Открытое письмо протоиерею Всеволоду Чаплину Я уверен, дорогой батюшка, что, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в этот понедельник, Вы просто неловко выразились. Ведь вряд ли Вы не понимаете, что существует большая разница между золоченым куполом храма, который символизирует наше усердие о доме Божием, и тем, во что в своей повседневной жизни одеты и на чем ездят служители этого дома. 13 апреля, 2011 Я уверен, дорогой батюшка, что, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в этот понедельник, Вы просто неловко выразились. Ведь вряд ли Вы не понимаете, что существует большая разница между золоченым куполом храма, который символизирует наше усердие о доме Божием, и тем, во что в своей повседневной жизни одеты и на чем ездят служители этого дома. Контекст Москва. 12 апреля. ИНТЕРФАКС — Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что священнослужители имеют право носить дорогие вещи, поскольку эти вещи отражают общественный престиж Церкви. «Люди как правило несут самое дорогое в храмы, священнику, люди совершенно естественно хотят, чтобы их иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти, чтобы храмы выглядели лучше, чем резиденции светских властителей, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными», — сказал отец Всеволод в понедельник вечером, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве. По его наблюдениям, в роскоши духовенство, как правило, упрекают люди, для которых и присутствие в центре города храма Христа Спасителя, и присутствие в центре Кремля позолоченных соборов — это что-то противоестественное. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Председателю отдела по взаимодействию Церкви и общества Протоиерею Всеволоду Чаплину Дорогой отец Всеволод! Давно зная Вас лично, я не допускаю мысли, что Вы действительно искренне считаете, будто Господь Иисус Христос позволил помазать себя драгоценным миром, потому что хотел бы – цитирую Ваши слова – «выглядеть достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего». Не мне, мирянину, недополучившему богословское образование, напоминать Вам, выпускнику Академии, Евангельское чтение минувшего воскресного дня : «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.»

http://pravmir.ru/otkrytoe-pismo-protoie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010