…Если же и случится кому из употребляющих сей образ (мечтательной молитвы. — Еп. Варнава) не пострадать ни от какого из тех зол, о коих мы сказали, по причине сожительства с братиями [потому что им подвергаются особенно те, которые живут уединенно], то все же он всю свою жизнь проведет, не преуспев в духовной жизни» 24 . Примером этого прелестного делания являются: Католическая мистика Выше уже были указаны случаи ненормального духовного устроения католических святых 25 . Здесь я еще укажу на некоторые черты из жизни одного из самых знаменитых подвижников Запада, именно — Франциска Ассизского. В нем соединились вместе указанные крайности: необузданное тщеславие и самомнение, с одной стороны, и чудовищная мечтательность и воспаленное воображение — с другой. (Стоит оговорить здесь, что в действительности часто совмещаются оба вида прелести и разделяют их в аскетике так для удобства описания и для более легкого наблюдения за самим собой.) Итак, Франциск Ассизский начал свой подвиг со следующих гордых слов 26 : «Знаете ли, что будет день, когда весь мир преклонится передо мною?» Чем дальше, тем эти страсти (тщеславие и гордость) росли в нем все больше. Через пять приблизительно лет после вступления на стезю, которая должна была привести к его прославлению, 14 сентября 1224 года, на рассвете, находясь около своей кельи, Франциск так уже молится ко Христу: «…я прошу Тебя только о двух милостях… Первая — это, чтобы я… мог душою и телом пережить все те страдания, которые Ты испытал… И вторая милость… чтобы… я мог почувствовать всем существом моим ту неограниченную любовь, которою горел Ты, Сын Божий…» Если просьба вторгается в мир сказок, то было бы странно, если бы она не исполнилась. Ибо, как в сказках, так и в прелестном состоянии, все желания человека исполняются, ибо там и здесь заправилы одни — бесы, всегда охочие угодить страстям и мечтаниям человеческим. И мы видели уже 27 , что Франциск получил, как ему казалось, то, о чем он молился… Что касается деятельности его воображения, то в этом отношении Франциск превзошел всех своих предшественников: он мог свободно силою воображения, сосредоточенного на крестных страданиях Спасителя, разгонять свою кровь по соответствующим направлениям, то есть к местам язв Господних на руках, ногах и правой стороне груди; так что кровь наконец пробивалась наружу и образовывала шрамы, получившие названия «стигматов».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Богоматерь с Младенцем на троне между святыми Франциском Ассизским и Кларой Ассизской. Худож. Дж. да Фабриано. 1390–1395 гг. (Пинакотека Маласпина в Павии) Богоматерь с Младенцем на троне между святыми Франциском Ассизским и Кларой Ассизской. Худож. Дж. да Фабриано. 1390–1395 гг. (Пинакотека Маласпина в Павии) В конце жизни св. Франциск Ассизский, уже страдая тяжелой болезнью глаз, провел несколько дней в окрестностях Сан-Дамиано, где сочинил «Гимн Творения» (Cantico delle Creature), известный также как «Гимн Брата Солнца» (Cantico di Frate Sole), к-рый считается 1-м поэтическим произведением на итал. языке. Тогда же он составил гимн для К. А. и членов ее общины «Audite poverelle» (Слушайте, бедняжки); в нем говорится о простой и бедной жизни женщин при ц. Сан-Дамиано. О К. А. и ее общине достаточно быстро стало известно по всей Зап. Европе, в т. ч. благодаря францисканцам, активно занимавшимся миссионерской деятельностью. О К. А. узнала Агнесса Богемская, дочь чешского кор. Пржемысла I Отакара, которая хотела основать в Праге странноприимный дом и жен. монашескую обитель. Сохранились 4 письма К. А., написанные с перерывами в неск. лет. Первое письмо было составлено ок. 1235 г., когда Агнесса отвергла брачное предложение имп. Фридриха II, чтобы принести монашеские обеты. Святая восхваляет отказ Агнессы, говоря о том, что за это ей воздастся на небесах и она будет иметь честь называться «сестрой, женой и матерью Сына Всевышнего и блаженной Девы Марии». Во 2-м послании, написанном между 1235 и 1238 гг., затрагивается тема бедности в контексте новых попыток папы смягчить принцип строгой нищеты ордена. К. А. призывает Агнессу непоколебимо держаться бедности Христовой и следовать советам генерального министра ордена францисканцев Илии. В 3-м послании (ок. 1243 или, по др. данным, 1238) вновь рассматривается тема бедности как состояние душевного единения со Христом. В 4-м послании, написанном в 1253 г., возможно за неск. недель до смерти К. А., она прощается с Агнессой и доверительно называет ее «половиной моей души». В послании святая призывает к мистическому обручению со Христом посредством абсолютной бедности.

http://pravenc.ru/text/1841249.html

Франциску хотя бы прислушались, а для этой цели вполне законно так расположить факты, чтобы знакомое шло перед незнакомым, понятное перед непонятным. Было бы слишком хорошо, если бы в моем поверхностном очерке нашлась строка-другая, побуждающая читать о святом Франциске; те же, кто станет о нем читать, скоро обнаружат, что сверхъестественное в его жизни столь же естественно, как и все прочее. Однако я хотел, чтобы очерк этот касался лишь человеческих его свойств, ибо говорю я только о том, к чему он призывал всех людей, в том числе скептиков. Потому я и выбрал второй путь — решил показать сначала, что всякий, кроме врожденных дураков, увидит во св. Франциске Ассизском реальное, историческое лицо; а уж потом поведать вкратце о сверхъестественной силе, ему присущей. Остается прибавить несколько слов, чтобы любой человек, любых взглядов, сумел отличить суть и смысл жития от вымыслов или слухов. О св. Франциске Ассизском ходит столько легенд и сказаний, и почти все они вошли в столько прекраснейших сборников, что мне пришлось ограничить себя, идти по одной тропе, разъясняя, и только вставлять то там, то тут какую-нибудь историю, как картинку к разъяснениям. В особенности относится это к легендам о чудесах. Если мы примем все, что написано, мы не без изумления подумаем, что сверхъестественных событий в жизни святого было больше, чем естественных. Католической традиции, столь часто совпадающей со здравым смыслом, противоречит мысль о том, что именно так бывает в человеческой жизни. Даже если считать эти истории сверхъестественными или чудесными, мы ощутим, что они разные не потому, что мы видели много чудес, а потому, что много читали. Некоторые из них похожи на сказка не столько по содержанию, сколько по форме. Вероятно, это и есть сказки, которые крестьяне рассказывали детям у огня, не излагая учение, которое можно принять или оспорить, а просто соскальзывая на проторенную дорогу сказочного сюжета. Другие больше похожи на свидетельство, и надо решать, ложь это или правда; но всякому, знающему человеческую природу, очень трудно поверить, что это ложь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1977...

Янгон, 30 ноября. 29 ноября Папа Франциск встретился в Янгоне с верховным советом буддийских монахов «Сангха» во главе с Бхаддантой Кумарабхивамсой. Встреча прошла в центре «Каба Айе», где расположена одноименная пагода; на ней присутствовал министр религиозных дел и культуры Тура У Анг Коу, передает Радио Ватикана . Эта встреча, подчеркнул Папа Франциск, обращаясь к буддистам, является «важным поводом для того, чтобы обновить и укрепить узы дружбы и уважения между буддистами и католиками, а также чтобы утвердить наше обязательство в пользу мира, уважения достоинства человека и справедливости для каждого мужчины и для каждой женщины». Защищая эти ценности, «мы помогаем буддистам, католикам и всем людям бороться за большую гармонию в их общинах», - отметил Епископ Рима. На основе соответствующих религиозных традиций, добавил Папа, «мы знаем, что существует путь, ведущий вперед, путь, ведущий к исцелению, к пониманию и уважению друг друга, и этот путь основан на сострадании и любви». «Я выражаю почтение всем, кто здесь, в Мьянме, живет согласно религиозным традициям буддизма, - сказал далее Папа Франциск. – Через учение Будды и усердное свидетельство многочисленных монахов и монахинь народ этой земли научился ценностям терпения, терпимости и уважения к жизни, равно как и духовности, внимательной и глубоко уважительной к нашей естественной среде». «В наши дни перед нами стоит великая задача: помочь людям открыться к трансцендентному, - продолжил понтифик. – Ели мы призваны быть едиными, к чему мы и стремимся, то нам необходимо преодолеть все формы непонимания, нетерпимости, предубеждения и ненависти. Как же это сделать? Слова Будды предлагают каждому из нас путеводитель: «Да победит он гнев отсутствием гнева, недоброе - добрым, да победит он скупость щедростью, правдой – лжеца» (Дхаммапада 17, 223). Похожие чувства выражает молитва, приписываемая святому Франциску Ассизскому: «Господи, сделай меня орудием Твоего мира. Там, где ненависть, дай мне сеять любовь; там, где обида — прощение…  Там, где тьма — свет; и там, где печаль — радость». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Пристальный взгляд камеры устремился и в сторону ветхозаветных событий, запечатлевая судьбы царей и пророков: Моисея, Давида, Соломона. Вспомним «Десять заповедей» (The Ten Commandments, 1923) Сесиля де Милля. Но кроме библейских персонажей живое внимание творцов новых мифов привлекали еще несколько фигур. Ингрид Бергман в фильме «Жанна д’Арк», режиссер Виктор Флеминг, 1948 год Безусловное лидерство в этом ряду принадлежит Орлеанской деве – Жанне д’Арк, национальной героине Франции, причисленной к лику святых Римско-Католической Церкви. Первый фильм, целиком и полностью посвященный ей, был создан ровно на рубеже веков. Премьера одноименной десятиминутной исторической картины Жоржа Мельеса состоялась в США в 1900 году. В фильме «Жанна д’Арк», снятом режиссером Виктором Флемингом в 1948 году, сыграла Ингрид Бергман, о двух других интересных ролях которой я рассказывала вам несколькими неделями ранее. К образу девы-воительницы обращались и уже хорошо знакомые нам Роберто Росселлини и Робер Брессон («Процесс Жанны д’Арк», Procès de Jeanne d’Arc , 1962). Примечательно, что в картине «Жанна д’Арк на костре» (Giovanna d’Arco al rogo, 1954) Росселлини главную роль снова исполнила Ингрид Бергман. Из последних известных отечественному зрителю масштабных проектов упоминания достоин фильм «Посланница: история Жанны д’Арк» (The Messenger: The Story of Joan of Arc, 1999) Люка Бессона с Милой Йовович в главной роли. В рейтинге экранизаций особенно ярко проявился принцип «победитель получает все». Количество фильмов, посвященных Орлеанской деве, ушло далеко за 30, в то время как о святом Франциске Ассизском , занимающем почетное второе место, снято немногим более  10. Кадр из фильма «Франциск шут Божий», режиссер Роберто Росселлини, 1950 год Зато все те же интересные и известные имена.  Роберто Росселлини – «Франциск, шут Божий» (Francesco, giullare di Dio, 1950). Франко Дзеффирелли – «Брат Солнце, сестра Луна» (Fratello sole, sorella luna, 1972), ну, и «Франциск» (Francesco, 1989) Лилианы Кавани, который многие, наверное, смотрели, поскольку там снимался Микки Рурк. Отметим, что Кавани дважды обращалась к истории святого, сняв еще в 1966 году фильм «Франциск Ассизский» (Francesco d’Assisi).

http://pravmir.ru/svyatost-na-ekrane/

Новости Папа Франциск подарил аппараты ИВЛ для борьбы с пандемией в Колумбии 20.04.2021 16:41 Рим, 20 апреля. Папа Франциск подарил специальное медицинское оборудование для борьбы с пандемией коронавируса в Колумбии. По последним данным, в этой латиноамериканской стране зарегистрировано 2 667 136 случаев заражения COVID-19, пандемия унесла 68 748 человеческих жизней, сообщает Vatican News . Епископская конференция Колумбии сообщила, что из Ватикана прибыли четыре аппарата искусственной вентиляции лёгких со всем необходимым оборудованием, большое количество медицинских масок-респираторов с высокой степенью защиты, а также 200 защитных очков для медперсонала.  Через апостольскую нунциатуру Колумбии помощь от понтифика была доставлена в область, наиболее подверженную заражению коронавирусом, для ухода за нуждающимися в медицинской помощи. Благодаря военно-воздушным силам Колумбийской Республики и национальной Военной капеллании материалы были переданы специальным рейсом епископу Кибдо монсеньору Хуану Карлосу Баррето, который в свою очередь передал их местным больницам имени Святого Франциска Ассизского и Святого Иакова, которые обслуживают департамент Чоко. В сообщении колумбийского епископата отмечается, что этим жестом близости и милосердия Папа Франциск хочет проявить близость к больным и помочь страдающим от пандемии. Ранее Папа уже неоднократно помогал жителям Колумбии, в частности, высылая для тяжелобольных с COVID-19 аппараты искусственной вентиляции лёгких. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

...Если же и случится кому из употребляющих сей образ (мечтательной молитвы. – Еп. Варнава) не пострадать ни от какого из тех зол, о коих мы сказали, по причине сожительства с братиями [потому что им подвергаются особенно те, которые живут уединенно], то все же он всю свою жизнь проведет, не преуспев в духовной жизни» 816 Примером этого прелестного делания являются: • Католическая мистика Выше уже были указаны случаи ненормального духовного устроения католических святых 817 Здесь я еще укажу на некоторые черты из жизни одного из самых знаменитых подвижников Запада, именно – Франциска Ассизского. В нем соединились вместе указанные крайности: необузданное тщеславие и самомнение, с одной стороны, и чудовищная мечтательность и воспаленное воображение – с другой. (Стоит оговорить здесь, что в действительности часто совмещаются оба вида прелести и разделяют их в аскетике так для удобства описания и для более легкого наблюдения за самим собой.) Итак, Франциск Ассизский начал свой подвиг со следующих гордых слов 818 «Знаете ли, что будет день, когда весь мир преклонится передо мною?» Чем дальше, тем эти страсти (тщеславие и гордость) росли в нем все больше. Через пять приблизительно лет после вступления на стезю, которая должна была привести к его прославлению, 14 сентября 1224 года, на рассвете, находясь около своей кельи, Франциск так уже молится ко Христу: «...я прошу Тебя только о двух милостях... Первая – это, чтобы я... мог душою и телом пережить все те страдания, которые Ты испытал... И вторая милость... чтобы... я мог почувствовать всем существом моим ту неограниченную любовь, которою горел Ты, Сын Божий...» Если просьба вторгается в мир сказок, то было бы странно, если бы она не исполнилась. Ибо, как в сказках, так и в прелестном состоянии, все желания человека исполняются, ибо там и здесь заправилы одни – бесы, всегда охочие угодить страстям и мечтаниям человеческим. И мы видели уже 819 что Франциск получил, как ему казалось, то, о чем он молился... Что касается деятельности его воображения, то в этом отношении Франциск превзошел всех своих предшественников: он мог свободно силою воображения, сосредоточенного на крестных страданиях Спасителя, разгонять свою кровь по соответствующим направлениям, то есть к местам язв Господних на руках, ногах и правой стороне груди; так что кровь наконец пробивалась наружу и образовывала шрамы, получившие названия «стигматов».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«Жертвенник свое тело сотвори, в нем же жряше жертву хваления, Аароновы жертвы богоподобнейше и честнейше».  Подражание крестному пути и делает подвиг юродства «сверхзаконным», в представлении агиографов — труднейшим и славнейшим, венчающим лествицу христианского подвижничества: «…выше естества нашего подвизася». В чем средневековое богословие видело духовный и нравственный смысл «вышеестественной любви» к кресту? Не вдаваясь в историко–богословские тонкости, попробуем раскрыть этот смысл с помощью наглядного примера, который отыскивается в источнике несколько неожиданном, но тем не менее не случайном — в «Радости совершенной» из «Цветочков Франциска Ассизского».  Не случаен этот источник потому, что Франциск Ассизский, как согласно отмечали разные авторы, — чуть ли не единственный подвижник римско–католического мира, в котором есть нечто от православного юродства. Однажды зимою Франциск, идя с братом Львом из Перуджи к св. Марии Ангельской и сильно страдая от стужи, так поучал         88   своего спутника: «Брат Лев, дай бог, брат Лев, чтобы меньшие братья… подавали великий пример святости и доброе назидание; однако запиши и отметь хорошенько, что не в этом совершенная радость… Брат Лев, пусть бы меньший брат возвращал зрение слепым, исцелял расслабленных, изгонял бесов, возвращал слух глухим, силу ходить — хромым, дар речи — немым, и даже большее сумел бы делать — воскрешать умершего четыре дня тому назад;  запиши, что не в этом совершенная радость… Если бы меньший брат познал все языки, и все науки, и все писания, так что мог бы пророчествовать и раскрывать не только грядущее, но даже тайны совести и души; запиши, что не в этом совершенная радость… Брат Лев, пусть научился бы меньший брат так хорошо проповедовать, что обратил бы… всех неверных; запиши, что не в этом совершенная радость». И когда брат Лев в изумлении спросил, в чем же вожделенная «совершенная радость», Франциск так ответил " ему: «Когда мы придем и постучимся в ворота обители… придет рассерженный привратник и скажет: „Кто вы такие? " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

Разделы портала «Азбука веры» 13 Фев 2024 Фреска, написанная между 1285 и 1290 гг., отреставрирована благодаря спонсорской помощи фирмы Ferrari АССИЗИ. Фреска знаменитого средневекового итальянского мастера Чимабуэ в Нижней базилике святого Франциска Ассизского в Ассизи была восстановлена с богатой детализацией и сияющим блеском благодаря финансированию в размере 300 000 евро от производителя роскошных автомобилей Ferrari, сообщает Тне Hismory blog. Богоматерь «Maestà» («Маэста» или «Величие»), также известная как «Мадонна с Младенцем, ангелами и святым Франциском», пережила землетрясение 1997 года, опустошившее Ассизи, вызвавшее обрушение крыши соседней Верхней базилики и унесшее жизни четырех человек. Расположенная в северном трансепте, справа от главного алтаря церкви, картина «Величие» была написана Чимабуэ между 1285 и 1290 годами. Это одна из его самых известных работ, поскольку она содержит один из старейших портретов святого Франциска. Франциск умер в 1226 году. Самое старое известное его изображение, фреска в бенедиктинском аббатстве Субиако, было создано всего через два года после его смерти. Но это абстрактное изображение в плоском, формальном византийском стиле, а не попытка запечатлеть внешний вид знаменитого подвижника. Чимабуэ создал настоящий портрет святого Франциска, предположительно на основе описаний, данных ему людьми, знавшими Франциска лично. Так что это самое старое из сохранившихся реалистических изображений. Фреска также известна своим новаторским использованием перспективы, важным переходным моментом между иератическим византийским стилем и натурализмом, который процветал в эпоху Возрождения. Картина «Величие» изображает Деву Марию на троне, держащую на коленях Младенца Христа. Трон окружен четырьмя ангелами. Справа — святой Франциск, несущий в руках стигматы. Мария, Младенец Христос и ангелы — идеализированные изображения, безмятежно красивые в совершенной симметрии. Франциск худощав, у него торчат уши (одно из них опухло от свинки), а в глазах с тяжелыми веками скорее выражение заботы, чем возвышенное спокойствие небесного лица.

http://azbyka.ru/news/vosstanovlena-v-pe...

1. Св. Франциск как воплощение принципа религиозного гуманизма Францисканская духовность, подчеркивающая единство веры, искусства, любви и жертвы, стала еще одним стимулом как религиозного возрождения, так и творческого взлета искусства того времени. Литература этого периода столь явно отмечена францисканским влиянием, что исследователи даже говорят о «русском францисканстве» Серебряного века. 245 Поэтическое и эстетико-философское увлечение св. Франциском было характерно тогда только для русского Серебряного века и не находило себе в то время параллелей в Европе. Бердяев, признававший себя большим почитателем св. Франциска, свидетельствовал о почти полном забвении святого в его собственном городе Ассизе, поразившем Бердяева во время его паломничества к францисканской святыне. 246 «Fioretti» св. Франциска были дважды переведены на русский; поэты и писатели Серебряного века посвящали свои книги и стихи св. Франциску, находя в нем источник художественного вдохновения и совершенное воплощение религиозного гуманизма. Св. Франциск открыл мир божественных символов в матрице материальной реальности, как в природе, так и в человеческой жизни, оплодотворив искусство на несколько веков вперед. Парадоксально, но почитание св. Франциска в художественных кругах было введено в обиход русскими ницшеанцами. Дмитрий Мережковский, ключевая фигура Серебряного века, отдает дань как Ницшевской «верности земле», так и фигуре ассизского «бедняка Божия». Розенталь называет Мережковского «самым ярким примером катализующего воздействия Ницше на русскую мысль». 247 Мережковский положил начало русской литературной традиции прославления св. Франциска своей балладой «Франциск Ассизский», написанной в 1891 году. 248 В балладе жизнь и вера Франциска отражают совершенное единство духа и плоти, достигнутое в Богочеловеке Иисусе Христе. Мистике природы, так явно присутствующей в житии святого, умевшего находить и славить Бога во всем Его творении, становится причастен и автор: Везде я чувствую, везде Тебя, Господь, – в ночной тиши,

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/soz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010