Святой апостол Марк 40–65 Святой Анания 65–87 Абилий 87–98 Кердон 98–107 Прим или Ефрем 107–119 Иуст 119–130 Евмений 130–143 Маркиан или Mapk II 143–153 Келадион 153–167 Агриппин 167–­179 Иулиан 179–189 Димитрий 189–231 Ираклий 231–246 Дионисий 246–265 Максим 265–282 Феона 282–300 Петр 300–311 Ахилл 311–312 Александр 312–326 Афанасий 326–373 Пист, арианин Григорий, арианин 341–349 Григорий, арианин 355–361 Петр II 373–380 Лукий, арианин 373–378 Тимофей I 380–385 Феофил 385–412 Кирилл I 413–444 Диоскор I 444–451 Протерий 451–456 (опущен коптами) Тимофей II Элур 457–460 Тимофей III 460–482 Тимофей Элур (повторно) (475–479) Петр III Монг (479–480) Тимофей III (повторно) 480–482 Иоанн I 482–482 Петр III Монг (повторно) 482–490 Афанасий II 490–497 Иоанн II Хемула 497–507 Иоанн III Никиотис 507–517 Диоскор II 517–520 Тимофей IV 520–536 Феодосий (в Константинополе) 537–567 Гайна 537–539 Павел 539–541 Зоил 541–551 + Аполлинарий (правосл.) 551–568 Петр IV 577–577 Дамиан 577–604 Анастасий 604–616 Андроник 616–622 Вениамин 622–662 Агафон 662–677 Иоанн IV 677–686 Исаак 686–689 Симон 689–703 Александр II 703–726 Косма 726–727 Феодор 727–738 Михаил I 744–766 Мина 767–775 Иоанн V 776–799 Марк 799–819 Иаков 819–837 Симон II 837–837 Иосиф 837–850 Михаил II 850–851 Косма II 851–859 Шенуда I 859–880 Михаил III 880–907 Гавриил 913–923 Косма III 923–934 Макарий 934–954 Феофаний 954–958 Мина II 964–976 Ефрем 976–981 Филофей 981–1005 Захария 1005–1032 Шенуда II 1032–1047 Христодул 1047–1077 Кирилл II 1078–1092 Михаил IV 1092–1102 Макарий 1103–1123 Гавриил ибн Тарик 1131–1146 Михаил V (9 мес.) 1146–1146 Иоанн VI 1146–1164 Mapk III Бен Зора 1164–1189 Иоанн VII Бен Абугалев 1189–1216 Кирилл III Лаклаха 1235–1243 Афанасий III Калила 1251–1262 Гавриил III 1262–1271 Иоанн VIII Абу-Саид-Сокарий 1271–1293 Феодосий Франк 1293–1300 Иоанн IX Куфис 1300–1320 Иоанн X 1321–1326 Вениамин II 1327–1339 Петр V 1339–1348 Mapk IV из Келиуба 1349–1363 Иоанн XI 1365–1370 Гавриил IV 1370–1376 Матфей 1376–1401 Гавриил V 1401–1418

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

773 Письмо архимандрита Феофана (Говорова) к архиепископу Олонецкому и Петрозаводскому Аркадию (Федорову)//АРПМА. Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 41. Док. 4011. Л. 297 об; Письмо архимандрита Феофана (Говорова) к архиепископу Олонецкому и Петрозаводскому Аркадию (Федорову)//Христианское чтение. 1894. Ч. 2. С. 106–107. 775 Письмо архимандрита Феофана (Говорова) к архимандриту Антонину (Капустину) //АРДМ. Ф. 4. Оп. 4. Л. 1об. Причины этого неведения заключались не только в субъективном отсутствии у будущего святителя интереса к мирской суете: «Думаю, что и здесь, как везде, дела человеческие – все человеческие», – продолжал он в том же письме (АРДМ. Ф. 4. Оп. 4. Л. 1об.). Но была и объективная изолированность русских подданных, о чем свидетельствовал архимандрит Феофан в письме архиепископу Херсонскому Иннокентию (Борисову) : «Мы попали в Константинополь в такое время, когда хорошо знакомиться со своими стенами» (Феофан (Говоров) Из неопубликованного. М., 2001. С. 184; АР П МА. Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 41. Док. 4011. Л. 239.). Последняя была результатом военного поражения России, которое обманул о надежды находившихся под гнётом Османской империи православных народов на защиту могучей державы. 777 Акакий (Заклинский) впоследствии епископ Енисейский и Красноярский, богослов, духовный писатель. 778 Вексель русской посольской церкви в Константинополе//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 2. Д. 420. Л. 253 – 253 об. 779 Не ранее 18 октября, т.к. архимандрит Феофан увёз с собой письмо русскому посланнику в Константинополе из МИД, датированное этим числом АВПРИ. Ф.180. Оп. 517. Ч. 2. Д. 420. Л. 79–79 об. 780 Письмо архимандрита Феофана (Говорова) к Бурачкам от 5 января 1857 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 262. Л. 40–41. 783 Письмо архимандрита Феофана (Говорова) к Бурачкам от 5 января 1857 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 262. Л. 41. 785 Письмо А. П. Бутенева к Е. П. Ковалевскому от 11 февраля 1857 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 2. Д. 326. Л. 92 об. 787 Письмо архимандрита Феофана (Говорова) к Бурачкам от 5 января 1857 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 262. Л. 40–41.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

13 Письмо митрополита Антония (Рафальского) к Иерусалимскому Патриарху Кириллу II//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. 1847 г. Д. 19. Ч. 1. Л. 56об. 15 Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к С. О. Бурачку от 19 ноября 1847г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 262. Л. 10 об. 17 Перевод иеромонахом Феофаном (Говоровым) послания патриарха Хрисанфа//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 114. Л. 20. 20 Письмо русского посланника в Константинополе В.П. Титова к генеральному консулу России в Сирии и Палестине К.М. Базили от 22 января 1847 г.//АВПРИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 9. Л. 96–103 об. 22 Отчёт Миссии о водворении в Архангельский монастырь в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3606. Л. 9–10об.; Донесение архимандрита Порфирия (Успенского) от 4 сентября 1848 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед хр. 326. Л. 121–123 об.; План Архангельского монастыря в Иерусалиме, где помещалась Миссия//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 553 об.554. 32 Автограф русского перевода предисловия и первых 12 Слов под заглавием «Пандекта инока Антиоха».//БРПМА. Ф. свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 21. Док. 33136. Л. 45–66. 33 Отчёт об учёных занятиях Русской духовной Миссии в Иерусалиме за первую половину 1848 г.//АВПРИ, Ф. 180. Оп. 517. Ч. I. Ед. хр. 3606. Л. 5–5 об.; То же//РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Ед. хр. 28809-б. Л. 136, 137–137 об. 39 Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к А.Н. Муравьеву//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 1. 45 Отчёт об учёных занятиях Русской духовной миссии в Иерусалиме за 1849 г//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 244об. 245, 340; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского) . Т. Ι.СПб., 1910. С. 481–488. 46 Выписка из отношения русского посланника в Константинополе В.П. Титова, направленное государственному канцлеру К.В. Нессельроде., от 6 февраля 1850 г.//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. Д. 26. Л. 1. 47 Дело о награждении иеромонаха Феофана золотым наперсным крестом//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. Д. 26. 2–10. 48 Черновик письма русского посланника в Константинополе В.П. Титова к архимандриту Порфирию (Успенскому) об отправке золотого наперсного крестя для иеромонаха Феофана (Говорова)//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3609. Л. 26–26 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Итак, главные признаки совсем не подходит к Анастасию, а прочее также нестрого, как и к Константину. Так как глав А 18–24 в D нет, то нет и упоминаний о смерти Константина V, которые мы в них нашли; следовательно, D может быть написано до 775 года. Это «может быть» обращается в «наверное» записью Paris. 1115 (Medic. Reg. 2951), то есть, рукописью редакции С, сообщаемой у Монфокона полностью 238 , у Лекиена в латинском изложении. Из нее мы узнаем, что Paris. 1115 списан неким Львом Киннамом при императоре Михаиле Палеологе и сыне его Андронике Комнине, в ,ςψκδ» (6784) году, с оригинала, писанного в ,ςσξζ» (6267) году, так что де от года написания оригинала до года написания копии прошло 517 лет. Последняя цифра получена Киннамом, конечно, путем простого вычитания 6784–6267, и только тем и ценна, что подкрепляет цифру 6267; что Лев ошибся в цифре того года, когда сам писал, и предполагать странно. 6784 год по византийской эре соответствует нашему 1275/6; 517 лет раньше был 758/9 год; в этом году, по расчету Киннама, написан был его оригинал. Но Монфокон свидетельствует, что и в С говорится о смерти патриарха Константина, и, следовательно, что-то неладно. Он ставит такую дилемму: или С добавлено Киннамом из другой рукописи, или Киннамом искажена цифра оригинала – читать должно ,ςτξζ», а не ,ςσξζ», и оригинал Киннама писан в 859 году. Но Киннам, очевидно, обратил особенное внимание на эту цифру, раз он производил над ней вычисления, и едва ли она ошибочна. Зато нет никакой нужды, и даже есть решительные препятствия усваивать себе вычисленную Киннамом цифру 517. Он, разумеется, предполагал, что его оригинал датирован по той же эре, которой он сам следовал; но в VIII веке эта эра была распространена весьма еще мало, и все вероятно за то, что этот, оригинал был датирован александрийской эрой, которой следует Феофан. А это приводит нас к дате 6267 – 5492/3=774/5 по Р. X.; в этом году написан был оригинал Киннама, и, следовательно, уже существовала ред. С. А так как С моложе D, то D, или первоначальное послание Иоанна иерусалимского, написано между 767 и с 773 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Василий Куртикий, Куртикий, Иоаннаки 73, 167, 198, 204, 209, 227, 239, 450, 470, 526, 531, 590 Василий Месопотамит 546 Василий Псилл 342 Васильевский В. 48, 528, 529, 531, 532, 536, 537, 540, 541, 553, 555, 558 Василько Ростиславович, князь 541 Вебециот 203 Вельф IV, герцог Баварский 83, 459 Верлиндер К. 535 Вермандуа граф, тесть Гуго Вермандуа 562 Вероит 354 Виберт, Клемент III, антипапа 503 Вильгельм, брат Роберта Гвискара 599 Вильгельм, заговорщик 165 Вильгельм, сын Ивона 505 Вильгельм Апулийский 20, 29, 444, 457–460, 489–495, 498– 500, 504–509, 517–520, 546 Вильгельм Ганд 372 Вильгельм Грантмесниль 305, 575 Вильгельм Иордан 311, 583, 607, 608 Вильгельм Карпентарий (Гийом Шарпантье), Илья (?), Церпентирий (?) 563 Вильгельм Кларет 358, 601 Вильгельм Маскавел, Маскавел 76–78, 454 Вильгельм Тирский 559, 571, 574, 575, 577, 582, 596, 606 Вильманс Р. 457, 490 Витрувий 599 Виттек де Жонг С. 532 Владимирская Н. 554 Владислав, король венгерский 589 Влахернит 25, 265, 552 Вольф Т. 501 Вотаниат, см. Никифор III Вотаниат Вотаниат, жених внучки Анны Далассины 99, 467 Вотаниаты 472 Врана, см. Алексей Врана Врана, см. Иоанн Врана Врана, см. Николай Врана Врануси Е. 499 Враны 12, 494 Вриеннии 447 Вриенний, см. Иоанн Вриенний Вриенний, см. Никифор Вриенний Вриенний, см. Никифор Вриенний Старший Вриенний, отец Никифора Вриенния Старшего 268 Вукан 23, 30, 221, 240, 241, 251– 253, 263, 328, 538, 548, 549,551 Вурц, топарх Каппадокии и Хомы 133 Вурц, см. Варда Вурц Вурц, отец Варды Вурца 407, 408, 486 Вурц, см. Михаил Вурц Вурцы 27, 486, 617 Вутумит, см. Мануил Вутумит Вутумиты 524 Гавра 545 Гавра, см. Григорий Гавра Гавра, см. Константин Гавра Гавра, см. Феодор Гавра Гаврадис 545 Гази 414, 618 Гази III, даншмендский эмир 618 Гаита, Сигельгаита, Сишельгаита 80, 85, 151, 184, 185, 454, 460, 497, 498, 517, 518 Галаваца 246 Ганнибал 58, 442, 443 Гвемар V, князь салернский 454 Гвидо, сын Роберта Гвискара 182, 184, 349–351, 353, 361, 362, 517, 518, 600, 601 Гвидо Бьяндрате 581 Гвискар, см. Роберт Гвискар

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы стяжать смирение, нужно «возжелать его всей душой» (ср. с. 328), зная, что, хотя в своей наивысшей форме оно познается только по благодати Духа Святого и является наивысшим даром Божьим, его «возможно привлечь к себе» (с. 328). Преподобный Силуан хорошо осознает этот парадокс: «И как могу я просить того, чего не знаю?» (с. 352). И разрешает его так: «Немного понятия все мы имеем, и Дух Святой всякую душу движет искать Бога» (с. 328). Еще одно фундаментальное условие научиться у Бога подлинному смирению – познать смирение Христово Духом Святым – смиряться самому (см. с. 324–326, 356, 458–460, 501, 517), то есть принижать себя (см. с. 517–518). По этой причине «всю жизнь святые смиряли себя и боролись с гордостью. И я смиряю себя день и ночь...» (с. 304; ср. с. 459–460). Человек смиряется и получает от Бога благодать подлинного смирения, считая себя худшим из всех людей (это – общее положение в учении всех святых отцов 451 ): «... мы должны считать себя хуже всех, и тогда Господь даст тебе, даст и нам познать Христово смирение Духом Святым» (с. 305; ср. с. 463). По этой причине «смирение Христово в меньших обитает», ибо «они рады, что они меньше» (с. 326). Кроме того, человек смиряется, укоряя себя самого (см. с. 463), считая себя недостойным небесных благ и полагая себя осужденным на адские мучения (см. с. 464, 517–518). Христос Сам учит Силуана стяжать смирение радикальным методом, давая ему заповедь: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» (с. 324, 453; ср. с. 357, 433) 452 . Понятно, что в свете вышесказанного «память смертная» является бесценной помощью в том, чтобы стать смиренным (см. с. 330–331). Испытания, которые человек встречает в жизни, могут тоже оказать помощь, так как они побуждают людей, чтобы они «познали немощь свою» (с. 331). На более элементарном уровне смирение можно стяжать, избегая людских похвал и уходя от тщеславных помыслов, а также осознав губительные последствия гордыни (см. с. 326–327). Смирение прежде всего должно быть испрошено у Бога в молитве (см. с. 326, 460–461). «О, как надо просить Господа, чтобы Он дал душе смиренного Духа Святого» (с. 328). И отсюда – молитва: «Господи, сподоби нас дара Твоего святого смирения» (с. 327). Но нужно еще просить молитв у братии (см. с. 329) и прибегать к заступничеству святых (см. с. 326, 329).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

15 нояб. 516 г. папа Гормизд отправил ответное послание И., в к-ром выразил поддержку твердости взглядов И. и эпирского епископата (Coll. Avel. N 118. P. 524-526; Hormisda. Ep. 7//PL. 63. Col. 388-389). В послании от 19 нояб. Гормизд заявил, что у него нет подозрений относительно приверженности православию И., однако в послании подчиненных ему епископов «не все относящееся к церковным установлениям прослеживается явно выраженным». Поэтому он посылает в Эпир особое исповедание веры, под к-рым должны подписаться все подчиненные И. епископы, чтобы полностью подтвердить свое единомыслие с Римом (Coll. Avel. N 121. P. 532-533; Hormisda. Ep. 9//PL. 63. Col. 392-393). В тот же день папа написал ответ участникам Эпирского Собора, поддержал их возвращение на путь истинной веры, но потребовал от них дополнительно заявить об осуждении лидеров монофизитства поименно (как это сделал И.). Папа отправил им также исповедание веры, к-рое следовало подписать (Coll. Avel. N 120. P. 529-532; Hormisda. Ep. 8//PL. 63. Col. 391-392). В Эпир с письмами к И. и др. епископам был направлен диак. Пуллион, успешно справившийся с миссией. 15 февр. 517 г. в послании к архиеп. Авиту Вьеннскому папа сообщал об успехах в Эпире следующее: «Митрополит Эпира, то есть епископ Никополя, со своим собором отделившись от нечестивцев... вернулся к апостольскому общению» (Coll. Avel. N 121, 136, 137. P. 538, 559, 562-564; Hormisda. Ep. 10, 51//PL. 63. Col. 394, 396, 460). Однако положение И. в Иллирике было непрочным. В несохранившихся посланиях к папе (зима-весна 517) он жаловался на давление со стороны визант. властей, особенно митр. Дорофея Фессалоникийского; И. просил папу заступиться за него перед имп. Анастасием. В послании от 3 марта 517 г. папа сообщал И. о своих планах добиваться от «милостивейшего императора» восстановления всеобщего мира в Церкви ( Hormisda. Ep. 20//PL. 63. Col. 406-407). Формальной причиной преследований И. в Византии и признания его возведения в сан незаконным было то, что после избрания И.

http://pravenc.ru/text/469430.html

490 Деян. 1:4—8. 491 Ср. Пс. 25:9. 492 I/53 (237)=B82 (580). 493 I/53 (236)=B82 (579—580). 494 II/18,6. 495 II/18,8–9. 496 II/18,10—11. 497 I/48 (213)=B74 (516—517). 498 Исх. 20:21. Подробнее о терминологии «мрака» у Исаака Сирина см. в главе VII нашей работы (раздел «Изумление»). 499 I/48 (213—214)=B74 (517—518). В греч. и рус. переводах текст сильно сокращен. 500 I/89 (420)=B50 (346). 501 I/38 (160—161)=B62 (431—432). 502 II/37,1—2. 503 I/48 (213)=B74 (516). 504 I/89 (421)=B50 (346). 505 Мф. 18:3. 506 Ср. Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея–Евангелиста 58,2—3. 507 Пс. 114:5. 508 I/49 (214—215)=B77 (525). 509 Ср. 2 Кор. 12:9. 510 I/61 (333)=B8 (104—105). Ср. Пс. 50:19. 511 Ср. Мф. 19:26. 512 II/27, 1—3. 513 I/48 (212—213)=B74 (515—526). 514 I/56 (282)=B4 (47). 515 Главы о знании I,85. 516 I/48 (206—207)=B74 (508). 517 I/56 (277)=B4 (41). 518 I/57 (294)=B5 (63—64). 519 Ср. 3 Цар. 10:11. 520 I/57 (303—304)=B5 (76—77). 521 I/57 (306)=B5 (79). 522 I/23 (111—112)=B41 (307—308). 523 I/58 (310)=B6 (85—86). 524 Эта ремарка свидетельствует о том, что Исаак начинал свой монашеский путь не у себя на родине. 525 I/11 (50)=B18 (142—143). 526 527 (201)=B73 (502). 528 I/71 (366)=B30 (213). Текст в квадратных скобках отсутствует в восточно–сирийской редакции. 529 (205)=B74 (507). 530 (201)=B73 (502). 531 I/83 (399)=B43 (317). Ср. Мф. 11:28. 532 533 II/10,19. 534 (397)=B43 (315). 535 I/84 (401)=B44 (319). 536 Ср. Григорий Богослов. Слово 39,17. 537 Т. е. кающиеся. 538 Т. е. мученики. 539 Главы о знании I,53. 540 I/51 (228)=B79 (542). 541 I/41 (175)=B65 (463—464). 542 I/89 (419)=B50 (344). 543 Ср. Пс.50:19. 544 545 II/40,13—14. 546 II/40,15—17. 547 Св. Григорий Нисский. Похвальное Слово Ефрему Сирину (авторство Григория оспаривается). 548 I/58 (309)=B6 (83—84). 549 I/22 (98)=B35 (251—252). 550 I/21 (92—93)=B35 (244—245). 551 Букв. «поставил ногу свою». 552 I/65 (343—344)=B14 (125—127). 553 Букв. «умащающие». 554 Букв. «умащают». 555 Притч.15:13. 556 I/21 (93—94)=B35 (245—246). 557 Ср. Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

356 Г. Дуцци был российским вице-консулом на Родосе с 1850-х годов до 22 апреля 1870 г. (АВПРИ. Ф. 159. Формулярные списки чиновников МИДа России. Оп. 464. Д. 1272). 357 Соколовский Е. Открытие и возобновление древней базилики Св. Николая в Мирах Ликийских. СПб., 1861 (Журнал путей сообщения и публичных зданий. Т. 34. Кн. 4. Отд. III (история и археология архитектуры). С. 47–72). 358 Καλατζς Хр., μητρ. Μρων. Τα Μυρβολα Μρα. Η ιστορα των Μρων απο τον 19° αινα ως το 1922. Αθνα, 2002. Σ. 196. 361 Лисовой H. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в. М., 2006. С. 273–275; Герд Л. А. Константинополь и Петербург. С. 360–368. 365 Г. П. Беглери – В. Η. Хитрово. 6 ноября 1893 г.//Россия и православный Восток. Константинопольский Патриархат в конце XIX века. С. 271. 366 Сведения о Александро-Николаевской часовне подробно изложены в «Записке по Мирликийскому делу» (АВПРИ. Ф. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. Д. 7683). Документация часовни хранится в архивном фонде Палестинского общества (АВПРИ. Ф. 337/2 (РИППО). Оп. 873/13 (1877–1918 гг. ). 370 Καλατζς Хр., μητρ. Μρων. Τα Μυρβολα Μρα. Σ. 198. План открытия русского дипломатического представительства в Мирах, конечно, был связан с необходимостью иметь на месте надежного покровителя русской собственности. Подобные проекты существовали и в отношении Св. Афонской Горы, где возрастающее число русских монахов требовало контроля со стороны русского правительственного чиновника, который бы одновременно стоял на страже их интересов. 374 М. П. Степанов – Н. Ф. Гейдену. 1908 г. АВПРИ. Ф. посольство в Константинополе. Оп. 517/2. Д. 7683. Л. 27–32 об. 375 Дмитриевский А. А. Граф Η. П. Игнатьев как церковно-политический деятель на православном Востоке (по неизданным письмам его к начальнику Русской Духовной миссии в Иерусалиме о. архим. Антонину Капустину) . СПб., 1909. С. 36. 377 Н. В. Чарыков – А. А. Ширинскому-Шихматову. 10 ноября 1910 г. АВПРИ. Ф. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. Д. 7683.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он сообщал, что в 1950 г. всех православных в Финляндии было 80 тысяч, из них русского происхождения 18 тысяч, против воссоединения было 50 тысяч, относящихся безразлично 20 тысяч, допускающих воссоединение, но не проявляющих никакой активности 8 тысяч, и горячо желающих воссоединения - 2 тысячи человек. Клир Финляндской епархии насчитывал 80 членов. Открыто протестующих против воссоединения было 50 человек, равнодушных 20 и открыто говоривших о необходимости воссоединения около 10 человек. Ко дню открытия Собора были получены телеграммы от Константинопольского Патриарха Афинагора (Спиру) и лютеранского епископа Сормунена. Собор постановил ответить Патриарху телеграммой и послать приветственную телеграмму Финляндскому президенту Паасикиви. На Соборе 1950 г. вопрос о каноническом положении Финляндской Православной Архиепископии решили отложить до следующего Собора, ибо, как писал Д.Н. Фристед, «побоялись нашего категорического предупреждения, что если вопрос в отношении к Церкви Русской решится отрицательно, то придется тогда поднять вопрос о неправомочности представителей Собора, имея в виду их подтасованный состав. Приходится только удивляться макиавеллевской практике обоих иерархов Финляндской Архиепископии; для них, видимо, каноническая правда не имеет никакого значения...» [lxiii] . Свящ. А. Рюттюляйнен и П. Контканен на Соборе были выбраны в новый состав Церковного управления. Позиция епископа Александра в плане воссоединения за пять лет, как можно видеть, претерпела изменение. Архиепископ Герман действовал так, как будто монастыри и не переходили под омофор Московского Патриарха. Он присылал настоятелю и наместнику обители приглашения на Собор 1950 г. и на собрание финляндского духовенства в феврале 1951 г. для обсуждения «вопросов наших (т.е. ФПЦ - Л.А.) монастырей». Игумен Иероним писал митрополиту: «почтительно доношу Вашему Высокопреосвященству, что, согласно указания Вашего от 8 мая 1950 г. за 1213-28, никто из членов Валаамского братства не присутствовал на неканоничном Соборе Финляндской Церкви, происходившем 10 августа 1950 г; точно так же на этом основании и теперь никто из Валаамского братства не будет присутствовать на вышеупомянутом собрании финского духовенства 13-14 февраля текущего года [lxiv] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010