Показателем развития богословия и «книжной учености» является участие Беата Лиебанского и Этерия, еп. Осмы, в полемике против адопциан, учение которых защищал Толедский еп. Элипанд . Вероятно, именно борьба с ересью стала поводом для 3 посольств, к-рыми обменялись Альфонсо II и Карл Великий. Др. поводом для посольств, как полагают исследователи, могла быть церковная реформа, проводившаяся во Франкском королевстве. К Карлу Великому апеллировали и сторонники, и противники адопцианства в Испанской марке, где по повелению франк. короля было созвано неск. Соборов для решения возникших споров. После осуждения адопцианства карательные меры против еретиков также осуществлялись франк. правителями (так, напр., Уржельский еп. Феликс был арестован и умер в заточении). Поддержанное Папским престолом и франк. богословами выступление Беата Лиебанского и Этерия Осмийского против адопцианства мосарабских епископов свидетельствует не только о вероучительных расхождениях между прелатами севера и юга И., но и о стремлении астурийского духовенства установить прочные связи с христ. Европой. Об образованности испан. клириков свидетельствует Толкование на Апокалипсис, в котором Беат Лиебанский использовал труды многих церковных писателей II-VII вв. Существует мнение, что Беат Лиебанский представил эсхатологическое осмысление борьбы против мусульман - Мухаммад отождествлялся с Антихристом, гос-во Андалус было воплощением Вавилонской блудницы и т. д. Роскошно иллюстрированные рукописи сочинения Беата Лиебанского получили широкое распространение на севере И. О богатстве рукописных собраний Астурии, Галисии и Леона, не уступавших каролингским б-кам, свидетельствует путешествие Евлогия Кордовского по мон-рям Сев.-Вост. И. с целью сбора книг для мосарабов Кордовы (сер. IX в.). В завещании Леонского еп. Сихилы (927) перечислены как труды христ. авторов (блж. Августина, прп. Иоанна Кассиана Римлянина, прп. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста, св. Проспера Аквитанского, свт. Евхерия Лионского, свт.

http://pravenc.ru/text/674995.html

12, 14–21) , — говорит апостол Павел . Личная духовная жизнь в христианском понимании органически связана с жизнью соборного человечества и мира . Но можно ли в обычном , не церковном , обществе если не воплотить , то хотя бы приблизиться к идеалу соборности ? Над этим размышляли наши русские религиозные философы . Семён Франк , Николай Бердяев , Алексей Хомяков , Пётр Лавров писали об этом в своих статьях , пытаясь найти этому понятию новый адекватный термин . Франк называл такую соборность солидарностью , а Бердяев — коммюнотарностью , или общинностью . « Человеческая жизнь во всех её областях … есть необходимое и имманентное выражение глубочайшего онтологического всеединства , лежащего в основе человеческого бытия », — утверждал Франк . Он выделял три формы соборности : соборность в брачно - семейных отношениях , соборность в религиозной жизни и соборность в жизни определённого множества людей , объединённых общностью судьбы . В этой , третьей , соборности заключается важная для общественной жизни роль прошлого и культурно - исторических традиций . А практическим выражением соборности является служение : служение ближнему , служение Богу , служение обществу и служение самого общества единым целям , а также ответственности не только за себя , но и за свой народ и свою страну в целом . И с этой точки зрения , невозможно отделить заботу о личном спасении от участия в деле духовного преображения всего мира , к которому призвано соборное христианство в его земном историческом пути . Вот такая соборность и может являться идеалом , к которому должно стремиться общество , а служение — это идеал отношений членов этого общества . В основе служения всегда лежит любовь . Господь дал нам заповедь — « любите друг друга ». Любовь всё скрепляет и соединяет в единое тело . Но любви надо учиться , любовь надо воспитывать . Когда наше общество дорастёт до этого понимания , изменится всё : от отношения к тебе в ближайшем магазине и отношений соседей по лестничной клетке до отношения политиков к принятию различных законов , регулирующих нашу жизнь . Когда - то идее соборности учила обычная русская притча : отец брал в руки веник и показывал сыну , как легко сломать каждый прутик по отдельности , но как трудно переломить их все разом . Сейчас мы должны осознать эту идею любви и милосердия , идею общности и служения , и всюду пропагандировать её , внедряя в нашу жизнь . По большому счёту не нужно выдумывать какие - то новые национальные идеи , как предлагают сейчас некоторые публицисты , — все идеи уже есть . Национальная идея — это вера людей в Божий промысел относительно их страны и следование этому промыслу .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Антонина – Г. Устимов и его музей – Визит к Иерусалимскому консулу Д. И. Бухарову – Базар в Яффе Простившись с Александрией, мы двинулись далее к берегам Св. Земли. Следующая остановка была в Порт-Саиде, куда «Лазарев» прибыл в 4 ч. утра 7 июня. В 8 часов мы вчетвером переехали на лодке, нанятой за франк, на берег и принялись осматривать город, делая в то же время необходимые покупки. Порт-Саид стоит на песчаном берегу, лишенном пресной воды, которую жителям приходится покупать за деньги. Улицы расположены прямолинейно. Население города – в большинстве итальянцы и греки-колонисты, также арабы; турок мало. Православные греки имеют здесь две церкви. Положение города близ Суэцкого канала дает ему весьма важное значение, и развило в нем значительную торговлю. На память о Порт-Саиде мы купили на рынке следующие вещи: шелковый индийский веер с рисунками за 1 франк, пять кистей красных кораллов – также за франк, и несколько недурных альбомов с видами Александрии, Иерусалима, всего света и Суэцкого канала, которые здесь весьма дешевы. Вдоволь находившись по улицам Порт-Саида, мы вернулись на пароход. Снова застучала машина, завертелся винт, вздымая клокочущие волны, и «Лазарев» опять стал рассекать носом воды Средиземного моря. Но этот переезд был уже последним: на другой же день, 8 числа, рано утром, словно выплыла из глубины моря полоска земли. Это была уже цель нашего путешествия, священная Палестина, трижды святое место земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Привет тебе, Земля обетованная! Несмотря на раннюю пору (было около 5 часов утра), пассажиры «Лазарева» все были уже на ногах и, наскучив 10-дневным плаванием, торопились собирать свои пожитки. Всем хотелось поскорее перебраться на берег, в Яффу, город по местоположению красивый и по древней исторической судьбе достопамятный, как место, откуда пророк Иона задумал отправиться на корабле в противную Божию велению сторону, и как место пребывания Апостола Петра и воскрешения Тавифы. Подошедши ближе к берегу, пароход наш остановился и в урочный час стал ожидать вице-консула.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Галликанские Contestationes встречаются в романо-франк. Сакраментариях Геласия VIII в. (т. н. Gelasiana Mixta; см. ст. Геласия Сакраментарий ). Бенедикционалы Галликанские епископские благословения после «Отче наш» и перед Причащением для разных праздников помимо Сакраментариев (Missale Gothicum, Желлонский Сакраментарий, «Фрагмент Андерсона» и др.) встречаются также в особых литургических книгах - Бенедикционалах. Сборники благословений принято делить на группы по территориальному признаку. Германские собрания наиболее полно представлены в рукописи IX в. из Фрайзинга (Münch. Bayer. Staatsbibl. clm. 6430), к-рая содержит 2 группы благословений - A (24 формуляра) и В (161 формуляр). Собрание A представлено также в рукописях IX-X вв. (Freiburg i. Br. Universitätsbibl. 363 и Münch. Bayer. Staatsbibl. clm. 29163 (6211)). Собрание B менее древнее и содержит следы рим. влияния. Отдельное собрание, не относящееся к этим группам, представлено рукописью из Аугсбурга кон. IX в. (Camb. Fitzwilliam Museum. 27). Британские собрания благословений, более поздние по времени, входят в состав Понтификала Эгберта Йоркского, Бенедикционала св. Этельвольда, «Миссала Леофрика». Помимо Г. о. такие благословения характерны для испано-мосарабского обряда. Ordines Romani Хотя памятники этого типа, описывающие преимущественно обрядовую сторону богослужения, отражают прежде всего литургическую практику Рима, после 700 г. они получили распространение и на территориях к северу от Альп. В частности, Собрание B отражает смешанный романо-франк. тип богослужения - адаптацию папского богослужения к реалиям приходских и монастырских церквей во франк. землях (Veron. Bibl. Cap. 92, нач. IX в.; Sankt-Gall. Stiftsbibl. 349, кон. VIII в.; см.: Andrieu. Ordines. Vol. 1. P. 330-333, 367-372, 491-492; Vol. 3. P. 3-21). К наиболее характерным относятся Ordo XIIIb с галликанскими чтениями для ночной службы; Ordo XLI с чином освящения церкви; Ordo XV, в к-ром фигурируют праздник апостолов Иакова и Иоанна (27 дек.) и чтение Апокалипсиса, но отсутствует Семидесятница (неделя, подготовительная к Великому посту, в Риме). Лекционарии

http://pravenc.ru/text/Галликанский ...

Аббат Вала и его помощник Пасхазий Радберт, напротив, поддержали Григория IV и даже вручили папе некие сочинения его предшественников, в к-рых обосновывалось учение о власти (auctoritas et potestas) ап. Петра: понтифик имел право «судить всех и не быть никем судимым», предпринимать любые действия ради мира Церкви и укрепления христ. веры (Ibid. S. 84). В послании папы Григория IV франк. епископам (833), предположительно написанном архиеп. Агобардом Лионским, утверждалось, что понтифик обладает властью над душами людей, к-рая превосходит власть императора (maius esse regimen animarum, quod est pontificale, quam imperiale, quod est temporale - Agobardus Lugdunensis. Ep. 17//MGH. Epp. T. 5. P. 228). Противники Людовика Благочестивого подчеркивали значение папы Римского как главы Вселенской Церкви, к-рый вправе призвать императора к порядку и напомнить ему об обязанностях христ. государя. Стремление укрепить позиции церковной иерархии во главе с папой Римским, освободить Церковь от вмешательства мирян и произвола светской власти проявилось в создании Лжеисидоровых декреталий, а также, по мнению Фрида, «Постановления Константина». Основной темой этого сочинения Фрид считал идею высшей духовной власти, унаследованной понтификом от ап. Петра и превосходившей светскую власть императора. Франк. авторы представляли папу Римского обладателем верховной юрисдикции по делам, связанным с «незыблемостью христианской веры» (fidei Christianorum stabilitas) и со справедливым устройством христ. общества (ср. послание папы Григория IV «епископам Галлии, Европы, Германии и всех провинций» о прощении Альдрика, еп. Ле-Манского - MGH. Epp. T. 5. P. 72-81). При обосновании своих церковно-политических убеждений франк. авторы нередко прибегали к фальсификации источников. Возможно, сочинения неких древних понтификов, подаренные Валой и Пасхазием Радбертом папе Григорию IV, были подложными декреталиями, впоследствии включенными в «Лжеисидорово собрание». После кончины Пасхазия Радберта мон. Ратрамн из Корби обвинил его в подделке творений св.

http://pravenc.ru/text/2057118.html

Пг., 1915. Ч.126. Эта работа имеет фундаментальное значение как для ее автора, так и в целом для развития философии всеединства, к которой должен быть отнесен С.Л.Франк . Она, а затем «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию» (Пг., 1917) и «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» (Париж, 1939) составляют трилогию, в которой представлены логико-гносеологические и религиозно-онтологические основания его мировоззрения. «Предмет знания» получил развернутые отзывы со стороны многих из ведущих философов русского Ренессанса: Н.А.Бердяева (Два типа миросозерцания//Вопросы философии и психологии. 1916. Т.134. С.302–315), С.Н.Булгакова (Новый опыт преодоления гносеологизма//Богословский вестник. 1916. Т.1. С.136–154), С.И.Гессена (Новый опыт интуитивной философии//Северные записки. 1916. 4, 5. С.222–237), И.И.Лапшина (Мистический рационализм проф. Франка//Мысль. 1922. 3. С.140–152), Н.О.Лосского (Вопросы философии и психологии. 1916. Кн.132–133. С.155–178; Русская мысль. 1915. 12. С.5–7), Т. Райкова (Вестник Европы. 1916. Т.3, кн.6. С.355–357). Защита С.Л.Франком магистерской диссертации состоялась 15 мая 1916 г. В обсуждении приняли участие А.И.Введенский , Н.О.Лосский, И.И.Лапшин и П.Б.Струве. 107 Санкт-Петербургские Высшие женские курсы открылись 20 сентября 1878 г. Их учредителем и директором был профессор К.Н.Бестужев-Рюмин, почему они и получили именование Бестужевских. Высокое качество преподавания обеспечивалось привлечением к работе лучших русских ученых, среди которых были Д.И.Менделеев, А.Д.Градовский, В. С.Соловьев , А.И.Введенский и др. С 1913 г. свидетельства об окончании курсов были приравнены к университетскому диплому. В 1918 г. они были преобразованы в III Петроградский университет и в 1919 г. включены в состав Петроградского университета. С.Л.Франк вел занятия на курсах поделились слушательницы в сборнике «Наша дань – Бестужевсим курсам» (Париж, 1971; особенно см.статью А.М.Кононовой-Милославской на стр.68–72). Раевские женские крусы – частные Высшие женские историко-литературные и юридические курсы, иногда называемые по фамилии его директора Николая Павловича Раева (1856–?).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Все эти построения о. С. Булгакова являются все же лишь номинально сходными с основами христианской метафизики — и как раз потому, что идея творения является на самом деле мнимым понятием у о. С. Булгакова. Помимо того, что совершенно немыслимо противопоставление Св. Троицы к Ее «сущности» в Боге (ибо классическое различение в Абсолюте «сущности» и Личного (Троичного) начала не допускает никакой свободы в отношении Троицы к Ее же сущности, никакой «акции»), само понятие творения у о. С. Булгакова является чисто словесным, ибо как же Св. Троица может «погружать» свою сущность в «поток времени», раз время — логически — не предшествует акту творения, а возникает вместе с ним? Тот же цикл идей неоплатонического отожествления или единосущия Бога и мира находим мы и у последнего представителя русского неоплатонизма — у С. Л. Франка. Но Франк исходит не из идеи тожественности Абсолюта и мира, а из идей Николая Кузанского. Он уже не принимает различия Бога и мира, которое все же существенно и для учения о «становящемся Абсолютном» у Вл. Соловьева, и для построений Флоренского и Булгакова. Для Франка бесконечное (абсолютное) бытие есть основа и всего конечного; в книге своей «Непостижимое» Франк указывает, что видимый мир с его множеством внешних форм в своих корнях есть все та же Первореальность. Иерархический строй бытия (что признает Франк, различая чувственную сферу от сферы идеальной, но за ними стоит всюду «металогическое единство» в бытии) не отодвигает и не ослабляет внутреннего тожества различных слоев бытия. 13. Таковы судьбы идеи творения у русских мыслителей в их метафизических построениях. Нельзя, конечно, отрицать наличности серьезных, диалектически трудно преодолеваемых мотивов этих построений, но надо со всей решительностью сказать, что они никак не соединимы с христианской метафизикой, которая вся проникнута онтологическим дуализмом. Само разложение идеи творения у Аквината и в неотомизме, в неоплатонических построениях западной и русской философии, конечно, не случайно — здесь мы имеем дело с проблематикой, заключающейся в теме «Бог и мир» или «Абсолют и мир».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Вюрцбурга англосакс св. Бурхард , его преемник франк Мегингауд, братья из Уэссекса - первый еп. Эрфурта и Айхштетта св. Виллибальд и основатель мон-ря Хайденхайм св. Виннебальд , аббатиса мон-ря Таубербишофсхайм св. Леоба , ее родственница аббатиса мон-рей Китцинген и Оксенфурт Текла, отшельник Суало, аббат из Утрехта франк Григорий, первый еп. Мюнстера в Вестфалии фриз св. Лиутгер . Позднее франк. кор. Карл Великий возложил на св. Лиутгера миссию проповеди христианства саксам, к-рую святой осуществил, опираясь на общину регулярных каноников, основанную им в Мюнстере. Мон-ри Айхштетт (ок. 745) и Хайденхайм были созданы как центры просвещения местного населения и подготовки клириков для служения в новых еп-ствах, напр., предполагалось, что аббатство Фульда (744) станет центром подготовки миссионеров для проповеди христианства в землях саксов и славян. При св. Бонифации в Баварии были основаны еп-ства Фрайзинг, Регенсбург, Зальцбург, Пассау. Церковь пользовалась широкой поддержкой местных властителей, к-рые видели в союзе с ней новый способ укрепления и усиления своей власти. Майордомы, а затем и короли из династии Каролингов дарили и продавали земли новообразованным мон-рям. Благочестие монахов новых аббатств, возникших на территории Г., породило стремление к монашеской жизни даже у нек-рых представителей новой королевской династии: Карломан, дядя Карла Великого, удалился в мон-рь на горе Соракт в Риме, а затем в мон-рь Монте-Кассино , передав земельные владения в Фульде в собственность Фульдскому мон-рю. Пипин Короткий покровительствовал этому аббатству, к-рому позднее Карл Великий даровал значительные привилегии (774). Однако попытки королевской власти вмешиваться в процесс оформления церковного права и частичная, создавшая прецедент секуляризация земель Церкви при Карле Мартелле повлияли на взаимоотношения Церкви и королевской власти. Тем не менее Церкви, к-рая больше нуждалась в покровительстве не королевской власти, а местных князей, обладавших реальной силой на местах, удалось добиться значительных привилегий: подсудности духовенства исключительно церковной власти (privilegium fori), налоговых иммунитетов и освобождения от повинностей зависимых от нее людей, позднее - от военной службы. Примерно в это время мон-ри стали получать папские привилегии (в т. ч. независимость от власти местных епископов). Но главным источником могущества и независимости Церкви в Г. оставались защищенные от посягательства светских господ и королевской власти огромные земельные владения. Представители знати стремились к получению церковных должностей, в результате чего в Г. сложилась разветвленная церковная иерархия, представленная выходцами из местной знати. Вместе с тем широко использовался институт частной церкви - крупные магнаты, стремясь гарантировать личное и семейное благополучие, основывали в своих владениях церкви и мон-ри, сохраняя над ними власть как верховные сюзерены. Церковь со своей стороны участвовала в политических акциях Каролингов.

http://pravenc.ru/text/164803.html

богословы стремились доказать, что иконопочитание в том виде, в каком оно было подтверждено участниками VII Вселенского Собора, является идолопоклонством. Они одобрили умеренную иконоборческую политику визант. имп. Михаила II Травла (820-829), но, несмотря на поддержку со стороны имп. Людовика Благочестивого, не смогли склонить на свою сторону папу Евгения II (824-827). Другим предметом разногласий между Папским престолом и сторонниками религ. политики Каролингов стало добавление к Символу веры Filioque , к-рое было отвергнуто византийцами. Уже в VIII в. Символ веры с Filioque использовался в ряде североитал. еп-ств, затем на Соборе в Чивидале (796 или 797) он был утвержден Аквилейским патриархом Павлином II , а к кон. VIII в. получил признание франк. духовенства. Как указывал Павлин Аквилейский, введение Filioque было обусловлено необходимостью борьбы с адопцианством, которое проникло в державу франков из Испании. Одобрив в целом эту позицию, папа Лев III (795-816) вслед за Адрианом I не рекомендовал вводить Filioque в Символ веры. Подобные расхождения не привели к конфликту между Папским престолом и Каролингами, поскольку папы были заинтересованы в поддержке франк. правителей, к-рые могли гарантировать стабильность положения в И. и способствовали укреплению авторитета Римской кафедры. В свою очередь франк. императоры нуждались в идеологической поддержке со стороны папы и не пытались навязывать ему свои решения, как это делали визант. императоры. Карл Великий и Людовик Благочестивый воздерживались от прямого вмешательства в конфликты между папой и рим. аристократией, обеспечивая папу вооруженной поддержкой лишь при крайней необходимости. В связи с избранием папы Льва III было принято постановление о недопустимости участия мирян в избрании нового папы. Право голоса на выборах понтифика было закреплено за рим. клириками (кардиналами), пресвитерами и диаконами рим. церквей (титулов) и субурбикарными епископами. Рим. аристократия негативно отреагировала на попытку духовенства отстранить мирян от влияния на церковные дела.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Обеденный перерыв. Комментарий Фриче: — Да, теперь он пытается выдать себя за того, кто и мухи не обидит; я поражен, что его адвокат позволяет ему вести себя подобным образом. Впрочем, у этого доктора Кауфмана и так положение не из легких. Шахт демонстрировал нетерпение: — Им нужно задать ему всего один вопрос: «Вы были начальником или же нет?» Какой смысл ходить вокруг да около, выясняя, какой приказ подписывал именно он, а какой — его заместитель за него? В его обязанность входило знать обо всем, что происходило. Чуть позже Фриче отбросил в сторону все эвфемизмы. — Он лжет, — заявил он. Я заметил Шахту, что Кальтенбруннер, видимо, тоже мстит попасть в «лояльные немцы». — Не тревожьтесь об этом. Мне еще предстоит кое-что сказать по поводу пресловутой верности, вот только дойдет очередь до меня, — настойчиво произнес Шахт. Шпеер кивнул: — Да. Можете быть уверены, эта сторона скамьи подсудимых еще свое слово скажет. Перед началом послеобеденного заседания Франк с улыбкой сообщил мне: — Знаете, мне кажется, что я — единственный виновный на этой скамье. А все остальные — ни в чем не повинны. Розенберг возмущался тем, что обвинение чинит ему препятствия, когда он пытается отстоять свою философию. Он всего лишь стремится доказать, что пальма первенства в разработке отдельных положений нацистской идеологии принадлежит не ему, а кое-кому из французских философов. Я напомнил ему, что процесс не должен превращаться в дискуссию но вопросам истории философии или антисемитизма за последнее столетие, на что Розенберг ответил: — Да, да, конечно, в таком случае это превратится в бездоказательное инквизиторство! — При чем здесь инквизиция? — не понял я. — Вам же предоставлены все мыслимые возможности защищать себя. Франк, стиснув зубы, сверлил Розенберга взглядом. — Под инквизицией он имеет в виду римско-католическую церковь, не так ли, Розенберг? — спросил Франк, обращаясь к Розенбергу. Тот демонстративно смотрел в сторону. И тут же ссора угасла, не успев начаться. До самого начала послеобеденного заседания оба сидели, замкнувшись в ледяном молчании, не глядя друг на друга.

http://azbyka.ru/fiction/njurnbergskij-d...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010