Вера без деяний – тело без души, Внимай сим глаголам и другим внуши! Откуда все распри во вражде и злобе? От страстей нечистых в членах и утробе. Ратуют собратья, мира не желают, Тяготеют к мщению, кровь проливают. Если кто отступника к истине наставит, – Спасет сего душу, Господа прославит; В Царство вечной жизни Бог таких введет». Вот скончал Иаков свой земной черед; В час, когда евреи его истязали, и Уста его Господу славу воссылали. Бог прославил праведника в горнем Царстве света – Помоги, апостол, и нам в этом. 2. Св. Игнатий, патриарх Цареградский . Сын царя Михаила Рангаве. Взошел на патриарший престол в 846 году, после святого Мефодия. Свержен с престола в 858 году и отправлен в ссылку. На его место был избран святой Фотий, первый секретарь царя. Но когда престол занял царь Василий Македонянин, он опять вернул Игнатия на патриаршество. И управлял святой Игнатий Церковью с великой ревностью и мудростью. Построил монастырь Святых Архангелов, в котором упокоился в Господе на 89-м году своей земной жизни. 3. Преп. Иаков Боровичский . Об этом святом известно лишь столько, сколько открыл он после своей смерти, явившись во сне благочестивым людям из селения Боровичи. Его святые мощи в 1540 году приплыли по реке Мсте и встали перед Боровичским порогом. От [сих] его [святых] мощей источилось множество чудес. Рассуждение От Бога – благодать, а от нас – труд. А посему пусть никто не думает, что святые Апостолы утверждались только на дарованной им от Бога благодати, и что им было легко, и что без труда совершали они свое великое дело в Не говорит ли апостол Павел: Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным ( 1Кор. 9:27 )? И в другом месте не свидетельствует ли он, что проводил жизнь в опасностях... в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе ( 2Кор. 11: 26. 27 )? Святой апостол Иаков питался только хлебом, и то не досыта, спал очень мало, проводя ночи в молитве. Так много молился он коленопреклоненно, что кожа на коленях у него отвердела и стала походить на кожу на коленях верблюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Во всей России до XV века не было, кажется, ни одного саккоса. В первый раз привез его из Греции Митрополит Киевский Фотий, и с тех пор он стал одеянием русских Митрополитов, а со времени учреждения Патриаршества усвоен был и Патриархам. Что же касается архиепископов и епископов, то они облачались в фелонь, и лишь некоторым из них, за особые заслуги, в XVII веке разрешалось носить саккос. Такое разрешение дано было Московским Собором 1664 года архиепископу Черниговскому Лазарю Барановичу. В 1669 году Александрийский Патриарх Паисий рекомендовал патриарху Московскому Иоакиму, с разрешения государя, предоставить право ношения саккоса всем архиепископам, но это предложение не было принято, и только со времен Петра Великого саккос стал у нас общей епископской одеждой. С тех пор облачение в саккос вошло в состав чинопоследования епископского посвящения. Что касается вручения епископского жезла, то его нет в древних русских чинопоследованиях, и явилось оно в новых, вероятно, в XVIII веке из чинопоследований греческих с тем различием, что в греческих оно помещено непосредственно после присяги, а у нас – в конце. То же с вероятностью нужно предположить и о мантии. Хотя о ней не говорят известные нам памятники – ни греческие, ни русские. Служение предстоятельства – священство    Священство существовало в апостольское время, как и во все последующие периоды, и занимало главное место среди прочих служений, а коль скоро оно существовало, то, согласно учению святых апостолов, существовала и соответствующая ему харизма. «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5). Не епископ, не собор епископов, не церковный народ, а Бог поставляет апостолов, пророков, учителей и пастырей для особого служения в Церкви, а потому поставление совершается в самой Церкви и с ее участием. В своей речи к ефесским пресвитерам святой апостол Павел сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Воистину, это превеликое чудо, как Создатель терпит вас, хулителей Бога Творца! Как небо не мечет гром и молнии, чтобы испепелить вас?! Как солнце светит и не ослепляет ваши глаза?! Как ветер не отравляет вас ядовитыми испарениями?! Как море не поглощает вас?! Как земля не разверзается, чтобы поглотить вас?! Как звери не нападают на вас, чтобы растерзать и уничтожить?! Но судя по всему, Бог, Который хулится в ваших речах, Сам запрещает Своим творениям трогать вас, надеясь, что вы раскаетесь. Богохульников предают смерти даже язычники. Так, царь Навуходоносор издал закон, запрещающий хулить Бога В-четвертых, законы всех язычников, почитавших идолов, предписывали убивать хулителей истуканов и богов. Об этом мы читаем в Священном Писании, что поклонники Вилу осудили на смерть пророка Даниила, который похулил их бога: «умрет Даниил, потому что произнес хулу на Вила» ( Дан.14:9 ). Если кто хулил эллинских лжебогов, тот достоин смерти. Тогда насколько же больше достойны смерти ненавистники истинного Бога всяческих? И Бог повелевает умерщвлять того, кто просто назовет Его неизреченное имя (то есть Иегова), как пишет премудрый Фотий (163-е послание к Амфилохию). В книге Левит говорится: «Называющий имя Господне смертью да умрет» ( Лев.24:16 ) 102 . Тем более достойны смерти Его хулители. Так, медведи разорвали сорок два маленьких ребенка за то, что те ругали и насмехались над пророком Елисеем: «малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: «Иди, плешивый!»... И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» ( 4Цар.2:23 ). В таком случае почему не достойны тысячи смертей те, кто явно хулит и ругает не просто пророка, а Бога, всех пророков и святых? Стоит ли мне добавлять к сказанному еще что-то, к стыду христиан-богохульников? Закон, повелевающий убивать хулителей истинного Бога, а их имущество раздавать бедным, издал не пророк, не апостол, не православный царь, а нечестивый идолопоклонник и языческий царь, – кто бы вы подумали? Не удивляйтесь: Навуходоносор: «И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать» ( Дан.3:96 ). Как же так? Неверный Навуходоносор повелевает, да не хулится Бог, а Его верные и избранные христиане произносят на Него хулу? Какой позор! Какой ужасный стыд! Как бесы наказывают богохульников

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вот что присуще прирожденной, благолепной и жизнеполезной словесной мудрости, а то были свойства услаждающей неразумное ощущение и любящей скорее извращения и нововведения, и к пользе нисколько не стремящейся, а растекающейся в рукоплесканиях, лести и долгой болтовне. Посему величию Павловой мысли даже близко не пристало подражать тому, кому ты только что не поклоняешься, видя в нем вершину силы красноречия, у которого « δς » [а он сказал] и «ν δγ» [а я сказал] 57 , за что его где-то ославил и один из приверженцев его учения. А я бы с полным основанием добавил и " πεπνθει γ » [претерпел я], и «δει γ» [знал я], и «κηκει γ» [слышал я] – не знаю, как можно самому не почувствовать сильное отвращение, рассказывая о нем, который, жеманничая в словесных нововведениях, дошел до такой изнеженности, что уже не хотел оставить глаголам обозначение лиц, но насильственно придавал их формам перепутанный и неразличимый вид 58 . Я уже не говорю сейчас о скорее претерпевшем душой, чем произнесшем «глазной тук» 59 , и более жалким образом возлюбившего, чем выболтавшего «верные упования плоти» и «устойчивые состояния» 60 , и распутничающего во многих разговорах и злых помрачениях. Я бы не стал считать, будто дивный Павел подражал кому-либо из них, или кому-то еще такому же, в речах, – как и в делах, и в богопочитании. Но и забавы Горгия, которые суть почти то же самое, что прыжки и выкрутасы плясунов на сцене, недостойны излагать глубину и серьезность Павловых мыслей. Но для него мерилом был язык тех речей, которые могли достойно выразить смысл столь великих вещей, ни в чем ни искажая, ни позоря их. «О, бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим. 11:33 ) и «Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?» ( Рим. 11:34–35 ). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал. 3:13 ). Вот за эту премудрость, благодаря которой он изрек такое, отчетливыми и твердыми выражениями передавая смысл и неся всем общую пользу, я боготворю учителя вселенной, и желал бы, если это не будет дерзостью, боготворить его по достоинству.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Вот что присуще прирожденной, благолепной и жизнеполезной словесной мудрости, а то были свойства услаждающей неразумное ощущение и любящей скорее извращения и нововведения, и к пользе нисколько не стремящейся, а растекающейся в рукоплесканиях, лести и долгой болтовне. Посему величию Павловой мысли даже близко не пристало подражать тому, кому ты только что не поклоняешься, видя в нем вершину силы красноречия, у которого Г d’j [а он сказал] и Гп d’gu [а я сказал] 44 , за что его где-то ославил и один из приверженцев его учения. А я бы с полным основанием добавил и pepnqei gu [претерпел я], и dei gu [знал я], и khkei gu [слышал я] — не знаю, как можно самому не почувствовать сильное отвращение, рассказывая о нем, который, жеманничая в словесных нововведениях, дошел до такой изнеженности, что уже не хотел оставить глаголам обозначение лиц, но насильственно придавал их формам перепутанный и неразличимый вид 45 . Я уже не говорю сейчас о скорее претерпевшем душой, чем произнесшем “глазной тук” 46 ,  и более жалким образом возлюбившего, чем выболтавшего “вер­ные упования плоти” и “устойчивые состояния” 47 , и распутничающего во многих разговорах и злых помрачениях. Я бы не стал считать, будто дивный Павел подражал кому-либо из них, или кому-то еще такому же, в речах, — как и в делах, и в богопочитании. Но и забавы Георгия, которые суть почти то же самое, что прыжки и выкрутасы плясунов на сцене, недостойны излагать глубину и серьезность Павловых мыслей. Но для него мерилом был язык тех речей, которые могли достойно выразить смысл столь великих вещей, ни в чем ни искажая, ни позоря их. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11:33) и Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? (Рим 11:34–35). Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал 3:13). Вот за эту премудрость, благодаря которой он изрек такое, отчетливыми и твердыми выражениями передавая смысл и неся всем общую пользу, я боготворю учителя вселенной, и желал бы, если это не будет дерзостью, боготворить его по достоинству.

http://pravmir.ru/amfilohii/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РИТУАЛЬНАЯ ЧИСТОТА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ритуальная чистота В Ветхом Завете некоторые предметы и действия считались источником греховной скверны. Они назывались ритуально нечистыми. А всё, что не было источником греховной скверны, считалось ритуально чистым. Если человек соприкоснётся с чём-то ритульно нечистым, он оскверняется и сам становится ритуально нечистым. Он должен очиститься, чтобы снова стать ритуально чистым. Для очищения необходимо было, как правило, омовение, иногда жертвоприношение . Нечистыми считались языческие идолы , некоторые виды животных, которые запрещалось употреблять в пищу, человеческие трупы и многое другое. Женщина, родившая мальчика, считалась нечистой в течение 40 дней, а девочку - в течении 80 дней ( Лев 12 ). Те, кто совершил половой акт, также нечисты и должны совершить омовение для очищения. В Новом Завете ветхозаветные предписания ритуальной чистоты (в частности такое понятие как нечистые животные) отменены: " ...ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... Потому что [входящее] не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. ...Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека " ( Мк. 7, 14 -23) " Для чистых всё чисто, а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть " ( Тит. 1:15 ) Святые отцы о нечистых животных Свт. Фотий Константинопольский : Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств.

http://drevo-info.ru/articles/7398.html

Гал. 1:18 . «Потом спустя три года (т. е. от обращения ко Христу, а не от возвращения в Дамаск) ходил я в Иерусалим видеться с Петром» – только видеться или познакомиться с знаменитым Апостолом, а не учиться у него. «… и пробыл у него дней пятнадцать» – в каковой срок очевидно нельзя бы изучить основательно христианскую догматику, если бы и захотел Св. Павел. Гал. 1:19 . «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня». Значит, не только по кратковременности пребывания Павлова в Иерусалиме, но и по тогдашнему отсутствию 12-ти верховных Апостолов, не было и самой возможности для Павла что-нибудь заимствовать от них из вероучения христианского. Святой же Иаков не принадлежал к лику верховных Апостолов, но и с ним только виделся Св. Павел, а ничему не учился у него в эти пятнадцать дней. Гал. 1:20 . «А в том, что пишу вам», т. е. что не иначе, а так именно, как он рассказал, шли события после его обращения «пред Богом не лгу». В словах апостольских встречаем мы новое подтверждение законности клятвы в потребных случаях. Святой же Златоуст обращает еще внимание и на смирение Апостола; ибо он, как бы стоя на судище и готовясь подвергнуться истязанию, так заботиться о защищении себя, ибо имел многих противоборцев. Гал. 1:21 . «После сего отошел я в страны Сирии и Киликии», т. е. прямо двинулся на родину, миновав Иудею и Палестину. Сие говорит Апостол, дабы видно было, что и случайно не имел он встречи с Апостолами, ходившими тогда с проповедью по странам Палестинским, и, следовательно, не мог от них научиться христианскому вероучению. Гал. 1:22–24 . «Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они … и прославляли за меня Бога». Цель сих слов Апостола все одна и та же: «у Петра я не учился, а только видел его, – как бы так говорил Апостол, – у Иакова не учился, и его только видел, не учился и ни у кого другого низшего их, не так знатного лица. Возможно ли было мне учиться у тех, кои даже лица моего не видали?» (Фотий у Экумения).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Говоря это, мы отнюдь не имеем в виду разностей, касающихся устава священных чинопоследований и песнопений или священных одежд и т. п., каковые разности, имевшие место и в древности, нисколько не вредят существу и единству веры; но мы имеем в виду те существенные разности, которые касаются богопреданных догматов веры и богоустановленного канонического строя церковного управления. “Если отступления не касаются веры, говорит святитель Фотий, или какогонибудь общего соборного определения; например, когда одни держатся таких порядков и обычаев, другие – иных, то, правильно рассуждая, должно признать, что и те, которые хранят известный обычай, не делают ничего несправедливого, и те, которые не имеют его, не погрешают.” (Посл. Св. Фотия 3, § 6). 6 . Ради священной цели единения восточная православная кафолическая Христова Церковь готова единодушно принять, если бы что оказалось ею поврежденным или оставленным из того, что до IX века согласно исповедывалось церквами Востока и Запада; и если, на основаны учения божественных отцов и богособранных Вселенских Соборов, западные докажут нам, что до IX века Римская церковь , – тогда еще православная, – читала Символ Веры с прибавкой, или употребляла обливание вместо погружения, учила о непорочном зачатии Приснодевы, о светской власти, непогрешимости и главенств римского епископа, – мы ничего тогда сказать не имеем. Если же, наоборот, с ясностью доказывается, как и сами любящие истину из латинян признают, что восточная и православная кафолическая Христова Церковь содержит те самые древле–преданные догматы, которые тогда исповедывались одинаково и на Востоке и на Западе, и что западная церковь извратила эти догматы разными нововведениями, тогда и для младенцев станет ясным, что самый естественный путь к единению есть возвращение римской церкви к древним догматам и древнему устройству церковного управления. Ибо вера отнюдь не изменяется временем или обстоятельствами, но остается всегда и везде одною и тою же: Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде звания вашего; Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас ( Ефес. 4:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Говоря это, мы отнюдь не имеем в виду разностей, касающихся устава священных чинопоследований и песнопений или священных одежд и т. п., каковые разности, имевшие место и в древности, нисколько не вредят существу и единству веры; но мы имеем в виду те существенные разности, которые касаются богопреданных догматов веры и богоустановленного канонического строя церковного управления. «Если отступления не касаются веры – говорит святитель Фотий, – или какого-нибудь общего соборного определения; например, когда одни держатся таких порядков и обычаев, другие – иных, то, правильно рассуждая, должно признать, что и те, которые хранят известный обычай, не делают ничего несправедливого, и те, которые не имеют его, не погрешают» (Посл. Св. Фотия 3, §6). 6 . Ради священной цели единения восточная православная кафолическая Христова Церковь готова единодушно принять, если бы что оказалось ей поврежденным или оставленным из того, что до 9 в. согласно исповедовалось Церквами Востока и Запада; и если, на основании учения Божественных Отцов и богособранных Вселенских Соборов, западные докажут нам, что до 9 в. Римская Церковь , – тогда еще православная, – читала Символ веры с прибавкой, или употребляла обливание вместо погружения, учила о непорочном зачатии Приснодевы, о светской власти, непогрешимости и главенстве римского епископа, мы ничего тогда сказать не имеем. Если же, наоборот, с ясностью доказывается, как и сами любящие истину из латинян признают, что восточная и православная кафолическая Христова Церковь содержит те самые древле преданные догматы, которые тогда исповедывались одинаково и на Востоке, и на Западе, и что западная церковь извратила эти догматы разными нововведениями, тогда и для младенцев станет ясным, что самый естественный путь к единению есть возвращение римской церкви к древним догматам и древнему устройству церковного управления. Ибо вера отнюдь не изменяется временем или обстоятельствами, но остается всегда и везде одною и тою же: Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде звания вашего; Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф. 4:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Говоря это, мы отнюдь не имеем в виду разностей, касающихся устава священных чинопоследований и песнопений или священных одежд и т. п., каковые разности, имевшие место и в древности, нисколько не вредят существу и единству веры; но мы имеем в виду те существенные разности, которые касаются богопреданных догматов веры и богоустановленного канонического строя церковного управления. «Если отступления не касаются веры, говорит святитель Фотий, или какого-нибудь общего соборного определения; например, когда одни держатся таких порядков и обычаев, другие – иных, то, правильно рассуждая, должно признать, что и те, которые хранят известный обычай, не делают ничего несправедливого, и те, которые не имеют его, не погрешают». (Посл. Св. Фотия 3, § 6). 6 . Ради священной цели единения восточная православная кафолическая Христова Церковь готова единодушно принять, если бы что оказалось ею поврежденным или оставленным из того, что до IX века согласно исповедывалось церквами Востока и Запада; и если, на основании учения божественных отцов и богособранных Вселенских Соборов, западные докажут нам, что до IX века Римская церковь , – тогда еще православная, – читала Символ Веры с прибавкой, или употребляла обливание вместо погружения, учила о непорочном зачатии Приснодевы, о светской власти, непогрешимости и главенств римского епископа, – мы ничего тогда сказать не имеем. Если же, наоборот, с ясностью доказывается, как и сами любящие истину из латинян признают, что восточная и православная кафолическая Христова Церковь содержит те самые древле-преданные догматы, которые тогда исповедывались одинаково и на Востоке и на Западе, и что западная церковь извратила эти догматы разными нововведениями, тогда и для младенцев станет ясным, что самый естественный путь к единению есть возвращение римской церкви к древним догматам и древнему устройству церковного управления. Ибо вера отнюдь не изменяется временем или обстоятельствами, но остается всегда и везде одною и тою же: Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде звания вашего; Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас ( Ефес. 4:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010