Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТДЕЛ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ Торжественный акт по случаю 70-летия Отдела внешний церковных связей Московского Патриархата. 19 мая 2016 г. Фото: hilarion.ru Торжественный акт по случаю 70-летия Отдела внешний церковных связей Московского Патриархата. 19 мая 2016 г. Фото: hilarion.ru (До авг. 2000 - Отдел внешних церковных сношений; ОВЦС) Московского Патриархата, учреждение Русской Православной Церкви, ведущее деятельность по осуществлению связей РПЦ с Поместными Православными Церквами, инославными Церквами и христ. объединениями, с нехрист. религ. общинами и межрелиг. орг-циями, межправительственными и общественными международными орг-циями; работе с соотечественниками за рубежом. В обязанности отдела входят также информирование Патриарха и Синода о событиях и мероприятиях, происходящих вне РПЦ и затрагивающих ее интересы, подготовка проектов общецерковных документов и решений, находящихся в компетенции ОВЦС. История После избрания патриарха Алексия I (Симанского) в 1945 г. РПЦ возобновила международную деятельность, к-рую возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Николай (Ярушевич) . Определением Синода от 4 апр. 1946 г. и согласно Уставу РПЦ был образован Отдел внешних церковных сношений - орган исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Синода РПЦ. В задачи отдела вошло производство дел и ведение переписки по управлению заграничными учреждениями РПЦ, связи с Поместными Православными Церквами, обработка иностранной корреспонденции, составление докладов по всем вопросам, затрагивающим указанные сферы деятельности. Председателем отдела был назначен митр. Николай (Ярушевич). Одним из первых сотрудников стал А. С. Буевский , принятый на должность делопроизводителя и архивариуса и трудившийся в ОВЦС на различных должностях до своей смерти 9 апр. 2009 г. Вначале штат ОВЦС состоял из председателя, 2 членов, секретаря, переводчицы, делопроизводителя и архивариуса, позже он увеличивался. Митр. Николай активно привлекал к внешней церковной деятельности видных иерархов, священнослужителей и мирян, среди которых были Ленинградский и Новгородский митр. Григорий (Чуков) , Минский и Белорусский митр. Питирим (Свиридов) , Херсонский и Одесский архиеп. Борис (Вик) , Львовский и Тернопольский архиеп. Фотий (Топиро) , Астраханский и Сталинградский еп. Сергий (Ларин; впосл. архиепископ), протопресв. Н. Колчицкий , прот. Матфей Стаднюк, Л. Н. Парийский и др. С 1959 по 2008 г. сотрудником ОВЦС был прот. Виталий Боровой . Под рук. митр. Николая деятельность ОВЦС развивалась в следующих направлениях: возвращение в юрисдикцию РПЦ зарубежных приходов и церковных структур рус. традиции, межхрист. отношения и борьба за мир и социальную справедливость.

http://pravenc.ru/text/Отдел внешних ...

Архиеп. Григорий, пытаясь поднять престиж ВВЦС, хотел привлечь на свою сторону одного из авторитетнейших иерархов РПЦ - Верейского архиеп. сщмч. Илариона (Троицкого) , находившегося в заточении на Соловках. Летом 1927 г. ОГПУ доставило архиеп. Илариона в Москву на встречу с архиеп. Григорием, к-рый просил его возглавить ВВЦС, но получил полный и решительный отказ. 15-19 нояб. 1927 г. в Москве, в Донском мон-ре, заседал т. н. предсоборный съезд епископов и мирян, созванный по инициативе ВВЦС. Это был последний григорианский съезд, где обсуждались церковно-адм. вопросы, гл. обр. о взаимоотношениях ВВЦС с др. церковными течениями и гос-вом. Съезд постановил вести борьбу с митр. Сергием как со скрытым обновленцем и с узурпатором церковной власти. Подобные постановления если и доходили до сведения правосл. верующих и духовенства, то не имели положительного отклика. Авторитет ВВЦС падал. Григорьевский епископат увеличивался теперь в основном за счет собственных хиротоний. На григорианском съезде в нояб. 1927 г. архиеп. Григорий был возведен в сан «митрополита Свердловского и Уральского», но в 1928 г. он удалился от руководства ВВЦС, сосредоточившись на делах Свердловской епархии. На посту председателя ВВЦС его сменил еп. Виссарион (Зорнин), добившийся титула «митрополита Воронежского». Виссарион возглавлял ВВЦС до 1933 г. В 1934 г. нек-рое время обязанности председателя исполнял Свердловский архиеп. Петр (Холмогорцев) . Видную роль среди григорьевцев играл Борис (Рукин), также получивший титул «митрополита». В 30-х гг. раскольники лишились поддержки советских властей и подверглись репрессиям. В целом по стране раскол существовал до сер. 40-х гг., к этому времени немногочисленные григорьевские общины присоединились к РПЦ. В 1943 и в последующие годы покаяние принесли 4 григорьевских «епископа». Мон. Фотий (Топиро) , архимандриты Гермоген (Кузьмин) и Иосиф (Вырыпаев), иером. Феодосий (Григорович) были приняты в общение с Церковью в том сане, в каком пребывали до отпадения в раскол, после этого Фотий (Топиро) был канонически правильно хиротонисан во епископа.

http://pravenc.ru/text/155434.html

С авг. 1942 по февр. 1943 г. Краснодарский край был оккупирован нем. войсками (см. Великая Отечественная война ). Оккупационные власти способствовали открытию церквей, богослужение возобновилось в 100 правосл. и в 92 обновленческих храмах. В это время помимо обновленческого «епископа» Владимира Иванова в Краснодаре находился правосл. еп. Никодим (Гонтаренко), бывш. насельник Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры , поставленный на Краснодарскую кафедру 31 авг. 1942 г. митр. Алексием (Громадским) , главой автономной Украинской Православной Церкви. Перед освобождением Краснодара Советской Армией еп. Никодим вернулся в Почаевскую лавру. 15 июля 1943 г. распоряжением Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего митр. Сергия (Страгородского) в Краснодарскую епархию был командирован прот. московской Николо-Кузнецкой ц. Александр Смирнов «для ознакомления с состоянием в ней церковных дел и для возможной организации там благочиннических советов и временного епархиального управления впредь до прибытия в Краснодар архиерея по назначению от Патриархии» ( Галкин. 2008. С. 97). Учитывая сильные позиции обновленчества в крае, митр. Сергий предписал прот. Александру: «[Священнослужителям], запятнавшим себя общением с неправославными, Вы предложите подать на мое имя заявления о желании быть в общении с нами и о раскаянии в совершенном грехе отступления от Церкви». Определением Свящ. Синода от 24 июля 1943 г. епископом Кубанским и Краснодарским был назначен Фотий (Топиро) . На следующий день состоялась его хиротония и еп. Фотий получил предписание уехать в Краснодар, прот. Александр Смирнов был командирован сопровождать нового епископа и «быть ему помощником по ознакомлении с состоянием епархии и по организации в ней епархиального управления» (Там же. С. 99). Еп. Фотий управлял Кубанско-Краснодарской епархией до 28 дек. 1944 г. Несмотря на назначение еп. Фотия, обновленчество в Краснодарском крае сохраняло свои позиции, Краснодарская епархия имела наибольшее число приходов и духовенства по сравнению с др.

http://pravenc.ru/text/189631.html

Независимо от этого, я клянусь перед Богом, Евангелием и Пресвятой Богородицей, что я настоящий священник и хочу служить Господу Богу и Церкви» (ГА Николаевской обл. Ф. Р-2704. Оп. 1. Д. 4. Л. 35-36). В румын. зоне оккупации Николаевщины имели место конфликты канонического духовенства с представителями УАПЦ. 11 июля 1942 г. прот. Кондрат Мощенко писал субпротоиерею Голтского у. Евтихию Рудному об организации священниками Михаилом Климентиевым и Петром Величко приходов УАПЦ в селах Секретарка, Ольвиополь (ныне в черте Первомайска) и др. Чиновники миссии направляли дела «липковцев» на рассмотрение Синода Румынской Церкви. Н. И. Михайлуца, А. П. Тригуб 1944-1991 гг. Церковь во имя Всех святых в Николаеве. 1807–1808 гг. Литография. 2-я пол. XIX в. Церковь во имя Всех святых в Николаеве. 1807–1808 гг. Литография. 2-я пол. XIX в. После освобождения территории Херсонско-Одесской епархии от оккупации Синод РПЦ 26 дек. 1944 г. принял решение о ее разделении на Одесско-Кировоградскую и Херсонско-Николаевскую епархии. В последнюю был назначен еп. Фотий (Топиро), переведенный в следующем году в Орёл. 29 апр. 1945 г. во епископа Херсонского и Николаевского был хиротонисан архим. Михаил (Рубинский), кафедра и ЕУ находились в Николаеве. На 1 июля 1945 г. в Николаевской обл. были зарегистрированы 63 священника, 5 диаконов и 34 псаломщика. 26 дек. 1946 г. Херсонско-Николаевская епархия была упразднена, вместо нее образована Кировоградская и Чигиринская епархия (с янв. 1948 по окт. 1949, с 17 марта 1950 по 20 июня 1992 Кировоградская и Николаевская епархия), включившая приходы в Николаевской обл. К кон. 1945 г. в Николаевской обл. насчитывалось 77 общин, 18 из них не имели священников. Действовали церкви и молитвенные дома в селах и городах: Арбузинка, Константиновка, Семёновка (Арбузинский р-н), Баштанка, Новопавловка, Новоалександровка, Бармашово (ныне Белозерка Витовского р-на), Явкино (Баштанский р-н), Березнеговатое, Калуга, Висунск, Новосевастополь, Аюбокировка (Березнеговатский р-н), Братское, Макеево, Сергеевка (Братский р-н), Варваровка, Петрово-солониха, Нечаянное, Ст.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

После освобождения Одессы, в 1945 г., управляющий епархией еп. Сергий (Ларин) обратился к патриарху Алексию I (Симанскому) с ходатайством об открытии в городе духовного учебного заведения. 18 апр. того же года Синод благословил организовать в помещении подворья пастырско-богословские курсы, торжественное открытие к-рых состоялось 15 июля 1945 г. Курсы располагались на 2-м этаже фасадного здания и занимали 14 комнат (актовый зал, аудитория, б-ка, читальня, кабинет ректора, комната преподавателей, комнаты воспитателей и спальни для слушателей). В 1946 г. курсы были обращены в Одесскую ДС, а монашеская община переведена в помещения одесского Илиинского подворья (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 25. Л. 231). В 1946-1947 гг. наместником подворья, которое в документах того времени называли Пантелеимоновым или Илиинским Пантелеимоновым мон-рем, упомянут иером. Владимир (Балык). В янв. 1948 г. по требованию уполномоченного по делам РПЦ П. А. Благова архиеп. Одесский Фотий (Топиро) закрыл Пантелеимонову обитель, размещавшуюся в стенах Илиинского подворья, а также запретил клирикам подворья служить в часовне на Октябрьском рынке (ГА Одесской обл. Ф. Р-2000. Оп. 3. Д. 170). По решению Одесского исполкома от 4 мая 1961 г. помещения подворья передали в распоряжение Приморского исполкома для обустройства детской стоматологической клиники и детского комбината. В том же году семинария была переведена в одесский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. В 1961-1991 гг. на территории подворья располагались планетарий, завод «Эталон», военная часть, учебный корпус политехнического ин-та и проч. учреждения. 25 февр. 1981 г. Одесский исполком утвердил решение о признании здания подворья памятником архитектуры и градостроительства. 22 дек. 1991 г. исполнительный комитет Одесского областного совета передал подворье в бессрочное пользование Одесской и Измаильской епархии. В том же году в Пантелеимоновом храме была совершена Божественная литургия. В 1991-1992 гг. здесь служили настоятель прот. Аристид Руссу и иеродиак. Евлогий (Гутченко; впосл. митрополит Сумской и Ахтырский). По решению Синода УПЦ от 2 авг. 1995 г. при храме был учрежден мужской мон-рь, 15 авг. 1995 г. состоялся первый монашеский постриг. 11 марта 1996 г. по указу митр. Одесского Агафангела (Саввина) наместником О. П. м. был назначен игум. Аркадий (Таранов). 8 дек. того же года митр. Агафангел освятил главный престол монастырского храма вмч. Пантелеимона и передал обители частицу мощей ее небесного покровителя со Св. Горы. Правый придел соборного храма освящен в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», левый - во имя прп. Сергия Радонежского. В нижнем храме приделы освящены в честь иконы Божией Матери «Державная» и во имя вмч. Димитрия Солунского. Среди др. святынь О. П. м.- распятие и 2 ковчега с частицами мощей святых, иконы прп. Алексия Карпатского, Оптинских старцев, Киево-Печерских преподобных отцов с частицами мощей, образ Божией Матери «Достойно есть».

http://pravenc.ru/text/2578191.html

Хотешов Камень-Каширского р-на на Пасху в 1942). При Ильинском соборе в Камне-Каширском по благословению архиеп. Антония в 1941 г. были открыты краткосрочные курсы по подготовке священников и псаломщиков, большая часть выпускников к-рых в послевоенный период была репрессирована. Вскоре архиеп. Антоний отказался от поддержки Поликарпа и по приглашению Волынского архиеп. Алексия (Громадского) 18 авг. 1941 г. принял участие в совещании правосл. епископов Украины в Почаевской лавре , на к-ром было решено сохранять связь с Московским Патриархатом и передать временное исполнение обязанностей экзарха архиеп. Алексию (Громадскому). На 2-м Почаевском Соборе 25 нояб. 1941 г. архиеп. Антоний был утвержден полусамостоятельным архиепископом Камень-Каширским, викарием Волынско-Кременецкой епархии. В это время архиерей продолжал диалог с иерархами УАПЦ, окончательно он порвал связи с автокефалистами в нач. 1942 г., за что Пинский собор УАПЦ 10 февр. 1942 г. объявил о лишении его архиерейского сана и исключении из УАПЦ, хотя фактически Антоний к ней не принадлежал. 8 авг. 1942 г. архиеп. Антоний был переведен на Херсонскую и Николаевскую кафедру, к-рую он занимал до марта 1944 г. 7 июля 1943 г. он участвовал в Ковельском Соборе автономной УПЦ, на к-ром выдвинул свою кандидатуру на пост первоиерарха, ссылаясь на свое старшинство по хиротонии, но не был утвержден нем. властями. В 1944 г. непродолжительное время архиеп. Антоний находился в Румынии, затем служил в рус. храме во имя св. апостолов Петра и Павла в Карлсбаде (Карлови-Вари). 19 окт. 1945 г. находившийся в то время в Карлсбаде представитель патриарха Московского и всея Руси Алексия I Херсонский еп. Фотий (Топиро) назначил архиеп. Антония временно исполняющим обязанности настоятеля храма. По некоторым данным, в 1945-1946 гг. архиеп. Антоний обращался в Московскую Патриархию с просьбами о восстановлении его на кафедре в Ковеле или в Камне-Каширском, но в этих прошениях было отказано, и владыка служил в епархиях центральной части России. Архиеп. Антоний был арестован в дек. 1951 г. в Туле, скончался в 1954 г. Арх.: ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 6. Д. 459. Ист.: Розпоряджения, укази//Церква i hapiд. Кременець, 1937. 6. С. 228; Mapmupoлoriя украïнських церков. Торонто; Балтимор, 1988. Т. 1. С. 678. Лит.: Василий (Костюк), иеродиак. История Полесской епархии (1922-1944 гг.). Брест, 1999; Bapфoлoмiй (Ващук), Miлeцьkuй Св.-Миколаïвський монастир. Pibhe, 2003.

http://pravenc.ru/text/1470107.html

27 июля 1945 года делегация Чешской Православной Церкви была принята президентом Чехословацкой республики Эдвардом Бенешем. Во время этой встречи обсуждалось современное состояние Православной Церкви в Чехословакии, проблема ее юрисдикции и возможность получения ею в ближайшем будущем автокефалии. Глава делегации протоиерей Червин отметил, что в скором времени ожидается приход в республику волынских чехов, которые увеличат процент православного населения республики. Было также отмечено, что православные словаки после перехода Закарпатской области в состав Советского Союза остались без епископской кафедры, которая находится в Мукачево. Исходя из этого, протоиерей Червин считал необходимым открыть в ближайшее время на территории Чехословакии три епархии: Чешскую, Моравскую и Словацкую, и тем самым создать канонические основания для получения автокефалии. В ответ президент сказал, что вопрос церковной юрисдикции не является политическим, и Церковь может сама решить его как считает нужным, но в то же время он отметил, что была бы желательной «опора о великую Восточную Русскую Церковь». При этом главной задачей Чешского Православия он все-таки считал скорейшее получение полной церковной самостоятельности. Таким образом, мы видим, что идея скорейшего получения автокефалии зародилась в самой Чехословакии. И в этом вопросе стремления духовенства совпадали с желаниями руководства республики. С 10 по 23 октября 1945 года архиепископ Орловский и Брянский Фотий (Топиро) по благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I совершил поездку в Австрию и Чехословакию. После посещения Вены он прибыл в Прагу утром 15 октября. Главной целью его визита было воссоединение с Московской Патриархией русских эмигрантских приходов. В аэропорту архиепископа Фотия встретил епископ Сергий, уполномоченные Чешкой Православной Церкви, представители чехословацкого военного командования и члены советского посольства. На следующий день владыка Фотий провел переговоры с представителями чешского духовенства о. Честмиром Крачмаром, о. Ростиславом Хофманом и о. Иржи Новаком. Главным вопросом обсуждения стала проблема юрисдикции. 21 октября в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия состоялась Божественная литургия, которую совершили вместе архиепископ Фотий и епископ Сергий в сослужении чешского духовенства. Таким образом, епископ Сергий вместе с управлявшимися им приходами вернулся в юрисдикцию Московской Патриархии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Европе был назначен Виленский и Литовский архиеп. Фотий (Топиро) . Однако из-за отказа во въездной визе со стороны франц. властей архиеп. Фотий не мог посещать Париж, и западноевроп. приходы оказались по существу без архиерейского окормления и руководства. Постановлением Свящ. Синода был учрежден временный Экзарший совет во главе с настоятелем Трехсвятительского подворья в Париже архим. Николаем (Ерёминым) , на который возлагалось управление делами Экзархата при отсутствии во Франции экзарха. 26 окт. 1951 г. временно исполняющим обязанности экзарха в Зап. Европе был назначен архиеп. Берлинский и Германский Борис (Вик) , также не имевший возможности посещать Францию. В связи с необходимостью в архиерейском окормлении западноевроп. приходов в нач. 50-х гг. обсуждалась возможность рукоположения во епископа и назначения экзархом настоятеля западноправосл. Вознесенского прихода архим. Дионисия (Шамбо) . Но его рукоположение не состоялось из-за принадлежности архимандрита к зап. обряду и незнания им рус. языка. 17 дек. 1953 г. назначенный экзаршим викарием Николай (Ерёмин) был хиротонисан во епископа Клишийского, а 11 нояб. 1954 г. возведен в сан архиепископа и назначен экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе с местопребыванием в Париже. В состав Западноевропейского Экзархата были включены приходы в Германии (с авг. 1957 в Среднеевропейском Экзархате РПЦ). 30 нояб. 1957 г. состоялась хиротония во епископа Сергиевского назначенного экзаршим викарием настоятеля Успенской ц. в Лондоне архим. Антония (Блума) . 14 июня 1959 г. был хиротонисан во епископа Волоколамского Василий (Кривошеин) , назначенный ранее 2-м экзаршим викарием. 21 июля 1960 г. он стал архиепископом Брюссельским и Бельгийским, в связи с чем Брюссельская и Бельгийская епархия вошла в состав Западноевропейского Экзархата. 5 янв. 1960 г. экзарх Николай (Ерёмин) был возведен в митрополиты с титулом Корсунского. Т. о. была образована Корсунская епархия , объединившая приходы во Франции. В 1960-1968 гг. в ее составе существовало Мёдонское викариатство во главе со 2-м экзаршим викарием еп.

http://pravenc.ru/text/182575.html

Во время Великой Отечественной войны, с 1941 по 1944 г., территория оккупированной Одесской обл. находилась в составе губернаторства Транснистрия. Не позднее нояб. 1941 г. храм подворья стал кафедральным Илиинским собором Одессы, его удалось восстановить в краткие сроки силами Румынской православной миссии. Глава миссии, Буковинский митр. Виссарион (Пую), в февр. 1943 г. направил письмо на имя настоятеля афонского Илиинского скита с предложением прислать в Одессу монахов и принять в ведение подворье. Первым настоятелем храма подворья стал прот. Мисаил Кирика, в 1944 г. репрессированный. Следующим настоятелем являлся прот. Виктор Чемена, к-рый также преследовался властями. С 1946 г. при подворье, переданном Церкви и являвшемся фактически филиалом одесской Пантелеимоновой обители, проживали иноки. С авг. 1946 г. нек-рое время казначеем подворья служил буд. патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). В нояб. 1946 г. по указу еп. Одесского и Херсонского Сергия (Ларина) братия Пантелеимоновой обители была переведена в здание Илиинского подворья, т. к. в помещениях Пантелеимонова подворья предполагалось обустроить Одесскую ДС (ЦГАВОВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 24. Л. 231). В кон. 1946 - нач. 1947 г. еп. Сергий попытался зарегистрировать наряду с Пантелеимоновым также отдельный Илиинский монастырь, однако областной уполномоченный Совета по делам РПЦ П. А. Благов ответил отказом. В итоге переехавшая в стены Илиинского подворья обитель продолжала нек-рое время именоваться Пантелеимоновой. Чтобы облегчить процедуру регистрации, по инициативе еп. Сергия кафедра правящего архиерея Одесской епархии 25 нояб. 1946 г. перенесена из Илиинского собора в отреставрированный Успенский собор. При этом уполномоченный так и не позволил зарегистрировать Илиинскую общину. В нач. 1948 г. новый управляющий епархией еп. Фотий (Топиро) упразднил монашескую общину при Илиинском подворье, передав его помещения в ведение Одесского епархиального уч-ща (Там же. Д. 55. Л. 75). Все 11 насельников были переведены в одесский Успенский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2578193.html

– Заставлять «кувыркаться» маститых протоиереев пред всем народом, разве это дело? Откуда Вы взяли подобный прием? Никакие ссылки на Патриарха Тихона, благословившего такой чин присоединения покаявшихся еретиков, Святителю не помогли. В кафедре ему демонстративно отказали и отправили в Тамбов «знакомиться с современным положением Церкви». В январе 1945 года епископа Мануила срочно вызвали в Москву на Собор, но из-за снежных заносов к выборам и интронизации Патриарха он опоздал. После этого он долгое время безуспешно обивал пороги Патриархии. «Однажды, – вспоминал Владыка, – я пришел на Чистый, и, к моему удивлению, неожиданно встретил Его Святейшество Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Тот удивился моему приходу и, обращаясь ко мне, с презрением сказал: «Вы все еще здесь болтаетесь?» «А что же мне делать? – ответил я. – Три месяца как я обиваю ваши пороги и не могу получить назначения ни на одну из свободных кафедр, в то время как «свои люди» свободно посещают и ютятся около Вас и получают назначения на епархии». «Кто это свои люди?» – вспылил Патриарх. «Фотий (Топиро), – ответил я, – шесть раз бывший обновленцем и трижды григорианцем, и теперь получивший Орловскую кафедру. Таким можно обивать пороги Патриархии беспрепятственно, а мне, как видите, с большими препятствиями. Вы, Ваше Святейшество, – продолжал я, – даже не поинтересовались моим материальным положением, на что я живу и в каком положении нахожусь: ведь я сейчас на правах самого последнего нищего. А Вы еще смеете говорить мне, что я болтаюсь здесь». «Завтра же получите назначение!» – отрывисто ответил Патриарх и быстро удалился в свои покои. На следующий день, обнадеженный обещанием Святейшего, я... пришел снова на Чистый, 5. Было как-то пусто в залах заседания. Раздевшись, я похаживал по комнатам и ожидал окончания заседания сессии Синода. Долго пришлось мне ждать. Наконец дверь одной из комнат распахнулась, и ко мне вышел протопресвитер Н. Колчицкий. «О, рад Вас видеть, Ваше Преосвященство, – целуя мою руку, воскликнул протопресвитер. – Вы назначены на Чкаловскую кафедру. Согласны ли Вы туда поехать? – лукаво спросил он. «А почему же мне отказываться от назначения? – ответил я. – Ведь это славный город Чкалов (б. Оренбург), где провели свои годы в изгнании знаменитые писатели Русской земли, как Достоевский и другие. Я согласен!» «Право сказать, Владыко, Патриарх и я были уверены в том, что Вы непременно откажетесь», – с каким-то недоумением глядя на меня, сказал о. Николай. «Укажите мне хотя бы один факт в моей жизни, когда бы я позволил себе отказаться от назначения, – решительно ответил я. – Хотя я и плохой монах, но все же я – монах, и отказываться от предлагаемой мне кафедры я не имею права даже в том случае, если она и считается самой последней кафедрой».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010