Рубрики Коллекции Храм царевича Димитрия в Угличе 3 мин., 13.04.2021 Поделиться В Угличе много церквей, но среди них особо выделяется храм царевича Димитрия на Крови, который находится на территории Угличского кремля. Это не только красивое архитектурное сооружение — в 2017 году британская газета Daily Telegraph включила церковь в число 23 самых прекрасных церквей мира, — но и место, которое рассказывает об убийстве младшего сына Ивана Грозного в XVI веке. Каменную церковь «на крови» царевича Димитрия построили спустя век после его гибели — в 1692 году на месте прежней деревянной шатровой церкви, поставленной в 1630 году по указу царя Михаила Федоровича, первого из рода Романовых. Шатровая колокольня — особенность русской храмовой архитектуры. Она появилась на Руси b XV–XVI bekax. B XVII веке Патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, но шатровые колокольни строили еще долго. Храм построен в форме корабля. Это архитектурый тип, в котором все части храма расположены в одну линию. Красный цвет стен — символ крови убиенного царевича. Отправиться в путешествие Кто такой царевич Димитрий? Дмитрий, царевич убиенный. Фрагмент картины М. Нестерова, 1899 Димитрий Иоаннович (1582 — 1591) — сын царя Ивана Грозного и Марии Нагой. Погиб в возрасте восьми лет. По официальной версии, у царевича случился припадок эпилепсии («падучего недуга»). Во время игры с ножом Димитрий упал на него и истек кровью. Есть и другая версия, которой придерживаются большинство современных исследователей: царевича убили, чтобы в будущем он не смог претендовать на царский престол. Предполагаемых виновников толпа забила на месте. После разбирательства причастных к самовольной расправе сослали в Сибирь. Царевича Димитрия канонизировали в 1606 году как благоверного. Его мощи находятся в Архангельском соборе Московского Кремля. Памятник царевичу Димитрию Памятник царевичу Димитрию находится возле палат Угличского кремля. Автор — игумен Рафаил, в миру — известный художник-авангардист Сергей Симаков. В 1980-е годы они с супругой поселились под Угличем. Вскоре Сергей стал священником, а после смерти супруги принял монашеский постриг. Образ царевича священник взял с картины Михаила Нестерова «Дмитрий, царевич убиенный». Ссыльный колокол

http://foma.ru/hram-carevicha-dimitrija-...

26 мая 1903 года епископ Угличский Сергий (Воскресенский) рукоположил Константина Павловича во диакона ко храму Рождественского женского монастыря в городе Ростове, 3 октября диакон Константин был назначен учителем пения в Рождественской женской школе, 24 сентября 1905 года он был удостоен благодарности за усерд­ные и успешные труды на педагогическом поприще. В 1906 году у него родилась дочь и вскоре скончалась его супруга. 13 июня 1908 года епископ Угличский Евсевий (Гроздов) рукоположил диакона Константина во священника к Пошехонскому Преображенскому Севастианову женскому монастырю. 12 февраля 1911 года архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) назначил отца Константина настоятелем Никольской церкви в селе Марково Ростовского уезда и в том же году — законоучителем Марковского двухклассного училища. 13 декабря 1913 года отец Константин направил прошение ректору Московской духовной академии епископу Волоколамскому Феодору (Поздеевскому), в котором написал, что если допустят его «в высший храм науки», то он, исполненный великой радос­ти, одновременно со слушанием академичес­ких лекций будет держать экзамены на звание студента семинарии, то есть обязуется сдать экзамены за весь семинарский курс. Отец Константин сдал все необходимые экзамены и в 1915 году поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию. В том же году он поступил в Московский археологический институт, который окончил в 1917 году, успешно защитив диссертацию на тему «Святой Димитрий Ростовский и его проповеди», и 17 августа был удостоен звания ученого архивиста. Окончив институт, он подал прошение ректору академии, написав, что до сего времени он был вольнослушателем академии, обучаясь одновременно в археологическом институте, но теперь, окончив институт с серебряной медалью, просит зачислить его в число студентов первого курса академии. Прошение было удовлетворено, и отец Константин был зачислен в академию. Вскоре он был назначен экономом Московской духовной академии. Окончив Московскую духовную академию в 1919 году, отец Константин был определен сначала в состав клира церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве, а затем ее настоятелем. Он прослужил здесь до своего ареста 15 апреля 1932 года, когда в Москве в рамках борьбы с Русской Православной Церковью с целью ее уничтожения было одновременно арестовано более пятидесяти священнослужителей и мирян.

http://foma.ru/znakomyh-u-menja-nikogo-n...

Рубрики Коллекции Углич сокровенный 3 мин., 01.09.2013 Поделиться 19 июня (2004 г. - прим. ред.) исполнилось 500 лет со дня кончины величайшего святого ярославской земли, основателя Покровского монастыря — преподобного Паисия Угличского. Он жил в XV веке, и для своего времени он значил не меньше, чем Серафим Саровский для нас — людей XX и XXI века. Для того чтобы познакомить читателя с родным городом преподобного Паисия — древним Угличем — фотокорреспондент и художник “Фомы” побывали там незадолго до торжеств. На колокольне Воскресенского монастыря Город Углич, ныне сравнительно небольшой, тем не менее, занимает особое место в русской истории. Углич прославлен и древностью (есть мнение, что он был основан еще в 937 году), и средоточением святынь и святости, и драматическими событиями, повлиявшими на судьбы всей великой России. Авторитет преподобного Паисия для России конца XV века сравним с влиянием другого великого российского святого века XIV — преподобного Сергия Радонежского. Победивший в междоусобной борьбе за власть великий князь Московский Иоанн III заточил своего родного брата Угличского князя Андрея в темницу, а его сыновей сослал в Вологодский Прилуцкий монастырь. Однако, по личному разрешению Иоанна III преподобный Паисий смог беспрепятственно посещать князей в заключении. Под духовным руководством Паисия старший из сыновей князя Андрея принял монашество с именем Игнатий и впоследствии был прославлен Церковью в лике святых. История Углича немыслима без имени святого благоверного царевича Димитрия — сына царя Иоанна Грозного. Царевич погиб при загадочных обстоятельствах, возможно, его убили. Сейчас, когда события предсказанной преподобным Паисием Смуты остались достоянием прошлого, традиционно каждый год в день памяти святого царевича в Угличе отмечается не только особенным праздничным церковным богослужением, но и городским детским праздником. Фактически, день этот превратился в своеобразный День детей. Часто Средневековье, а особенно русское, представляют темным временем, когда Русь была “непросвещенной”, “темной”, провинциальной и самозамкнутой. Между тем русские люди того времени сами много путешествовали и не теряли связей с остальным миром. Один из примеров тому можно обнаружить и в житии преподобного Паисия, другом и духовным братом которого был преподобный Кассиан Грек. Кассиан был образованнейшим человеком своего времени, родственником византийских императоров Комнинов. И он пришел из далекой Греции на Угличскую землю, чтобы найти здесь свой единственный и прекрасный путь к Богу. Церковь Рождества Иоанна Предтечи

http://foma.ru/uglich-sokrovennyij.html

Рубрики Коллекции " Мы ничего не забыли " : в Годеново освящен памятник семье Николая II 2 мин., 12.06.2018 Поделиться 11 июня в Годеново был открыт памятник расстрелянной семье последнего российского самодержца. Он стоит всего в нескольких десятках метрах от скульптурного изображения преподобного Серафима Саровского. Как известно, император Николай был единственным человеком, настоявшим на канонизации одного из самых любимых русских святых – против нее выступил весь Священный Синод. «Слишком много чудес», – говорилось в заключении комиссии.  Теперь два памятника смотрят друг на друга через площадь у ворот храма, где хранится  чудотворный Крест Господень. «Мы все помним и ничего не забыли. Мы знаем, что причиной благодеяний или скорбей, посылаемых Господом, всегда является сам народ. Великий русский философ Иван Ильин говорил, что Россия являет в себе нонсенс содружества святости и экономического развития., и что нам простили бы оптинских старцев, но не простят успеха. Так и вышло», – сказал на открытии памятника епископ Переславский и Угличский Феодор. Одна из самых известных российских святынь, Годеновский чудотворный Крест , представляет собой резное расписанное изображение Иисуса Христа в человеческий рост. На верхнем перекрестье есть греческие слова  «ставру икон», что означает «образ Креста». Найден он был найден на глухом болоте недалеко от Ростова, говорилось, что явилась святыня  «от греческой стороны». Тридцать лет спустя после долгой турецкой осады пал Константинополь. Годеновский крест Каждый день в Годеново приезжают десятки автобусов с паломниками, а копии креста разошлись по всему православному миру – в частности, их доставили в охваченные гражданскими конфликтами восток Украины и Сирийскую республику. «Крест – это не только хранитель всей Вселенной и красота церковная, а то духовное звено, которое примиряет человека с Богом. Он соединяет вокруг себя все, а его копии расходятся по всему миру как знамение единства и жертвенной любви», – продолжил владыка. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/myi-nichego-ne-zabyili-v-...

Рубрики Коллекции Телеканал «Спас» побывал в просветительском круизе 5 мин., 15.08.2019 Поделиться В июле круизный оператор «Мостурфлот» и телеканал «Спас» провели совместный проект – духовно-просветительский круиз по Волге. 12 июля, в День памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, команда телеканала «Спас» вместе с участниками тура отправились в тематическое путешествие по древнерусским городам «Золотого кольца». После знакомства с экипажем теплохода «Сергей Есенин» и приветственных слов генерального директора «Спаса» Бориса Корчевникова, мы прошли учебную тревогу – обязательное правило для каждого путешествующего по воде. Первый день круиза был полон впечатлений, хоть и провели его в пути, не выходя на сушу. Теплый прием и новые знакомства, мы услышали историю великой стройки – канала Москва-Волга, воочию увидели, как работают шлюзы. И, конечно, мы не могли забыть о «виновниках» памятной даты. Об апостолах Петре и Павле в духе просветительской программы «Завет» рассказали протоиерей Игорь Фомин и телеведущая Вероника Иващенко.    Впереди нас ждали пленительные волжские пейзажи и гостеприимство Углича, Ярославля, Ростова, Плёса, Костромы, Мышкина и Твери. О нашем путешествии по древнерусским городам и их святыням мы сняли специальный репортаж. А вот лишь несколько фотоотрывков о местах, воспоминания о которых навсегда остались в наших сердцах. Та самая Церковь царевича Димитрия на Крови, построенная в 1692 году на месте страшной гибели царевича Димитрия Угличского, младшего сына Ивана Грозного. Сегодня это музей на территории Угличского кремля. В храме сохранились росписи XVIII века, рассказывающие о смерти царевича, а также о расправе толпы над убийцами. Один из главных экспонатов – ссыльный набатный колокол. Он и возвестил в 1591 году жителей Углича о гибели наследника престола, за что был «казнён» отсечением языка и отправлен в ссылку в Тобольск. Обратно колокол вернули только через триста лет. В Богоявленском женском монастыре в центре Углича, где была пострижена в монахини Мария Фёдоровна Нагая (мать царевича Дмитрия) – на сороковой день после смерти своего сына, восстановительные работы идут более десяти лет. Основанный в конце XIV века, когда-то крупнейший в митрополии, монастырь пережил многое во времена войн и революций. На стенах Церкви Феодоровской иконы Богоматери до сих пор видны отверстия от пуль – следы надругательства большевиков. В этом же храме в 2003 году произошло чудо -  на одной из стен стали проявляться фрески. Сегодня на территории обители реставрируются старые и даже возводятся новые церкви и часовни. 

http://foma.ru/telekanal-spas-pobyval-v-...

Сразу после гибели царевича в него стали бить, призывая людей к расправе над предполагаемыми убийцами. За это власти с колоколом поступили как с живым — лишили креста, срезали язык, высекли и отправили в ссылку в Тобольск. Тобольский воевода записал его в своей книге так: «первоссыльный неодушевленный из Углича». Колокол повесили на торговой площади, где он отбивал часы. Триста лет находился колокол в тобольской ссылке. После приказа императора Александра III в 1892 году колокол вернули в Углич. Сейчас он находится внутри храма. Уникальные фрески на западной стене Внутри над центральным входом в храм сохранились росписи XVIII века. На них изображены смерть царевича Димитрия и расправа над убийцами. Росписи рассказывают «угличскую» версию гибели царевича. Дорога: Город Углич находится в Ярославской области. Сюда проще всего попасть по железной дороге: с Белорусского вокзала Москвы до станции Углич ехать примерно пять часов. С учетом пробок — это один из наиболее быстрых и удобных вариантов для путешествия в этом направлении из столицы. Углич — тупиковая станция Октябрьской железной дороги, которую открыли в 1937 году. Возле здания станции стоит необычный памятник — это паровоз Э 727-57. Сегодня ветки Савёлово — Калязин и Калязин — Углич входят в состав Савёловского направления Октябрьской железной дороги. По ним идет движение пригородных и товарных поездов. Савёловское направление Московской железной дороги — это участок в 128 км от Савёловского вокзала в Москве до станции Савёлово (город Кимры). До станции Дмитров участок в двумя путями, дальше — с одним. Ветка Калязин — Углич — это живописная железная дорога, которая проходит вдоль реки Волги и соединяет такие населенные пункты, как Калязин, Белый Городок, Кимры и Углич. Отправиться в путешествие Фотографии Владимира Ештокина Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/hram-carevicha-dimitrija-...

  Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Исповедница Ираида (Тихова) . 1896–07.08.1967 . На фото: Ираида Тихова, учительница сельской школы (1920-е годы) и заключенная Ярославской тюрьмы (1943 год); Разрушенная церковь Рождества Христова в Угличе. Неподалеку от Углича в селе Архангельском в Бору Ираида в течение пятнадцати лет работала учительницей. Фото 1940 года; Ираида Осиповна после возвращения из ссылки в родном селе Котово Ярославской области//Фома. - – август 2017. – С.44-47. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Исповедница Ираида родилась в 1896 году в селе Котово Ярославской губернии в крестьянской семье Осипа Ивановича и Анны Александровны Тиховых. С детства мечтала стать учительницей. Окончив три класса сельской школы, стала усиленно заниматься самообразованием. Пыталась сдать экзамены на учительницу, для чего ходила или в город Мышкин, или в Ростов за восемьдесят пять километров пешком. Но знаний по некоторым предметам не хватило. В 1918 году в Угличе открылись годичные педагогические курсы при Угличской педагогической семинарии, на которые принимались люди, имеющие начальное образование. Из двадцати семи обучавшихся на курсах только трое сдали все двадцать шесть экзаменов, и среди них Ираида. По окончании курсов ее направили в школу в селе Архангельском в Бору. С той поры вела (сохранившийся до наших дней) дневник,        которому поверяла свои переживания, описывая события, свидетельницей          которых была. В этой школе она проработала пятнадцать лет. Была для детей         и учительницей, и христианской наставницей, и другом, и доброй няней. В        1934 году Ираида Осиповна была арестована за то, что хранила в школьных          шкафах богослужебные книги, спасая их от уничтожения. Через месяц была         освобождена и переехала жить в родное село Котово, став псаломщицей и        членом «двадцатки» (в те годы управляющий орган прихода) в Успенском          храме. 5 ноября 1943 года вновь была арестована за то, что приютила в своем      доме епископа.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-172-...

Рубрики Коллекции Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на праздник Сретения Господня Сретение — это праздник встречи Бога с человеком. В тайне совершилось пришествие на землю Христа Спасителя. 15.02.2024 Нагорная проповедь: как соблюдать все заповеди сразу? «Должен ли я попытаться жить по заповедям блаженства и Нагорной проповеди Христа, хотя это кажется малореальным?» На письмо читателя журнала «Фома» отвечает епископ Феоктист (Игумнов) – епископ Переславский и Угличский, сопредседатель комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Сирийской Ортодоксальной Церковью. Подпишитесь на плейлист проекта: «Тет-а-тет» — видеопроект журнала «Фома». Тут мы остро и интересно… 06.06.2023 «Будем же жить в этом свете и тянуться к нему»,  — эту проповедь святитель Лука сказал на Пасху 6 мая 1945 года Святой апостол Петр сказал: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому (1 Пет. 1: 3). Тяжко и скорбно было апостолам, когда закатилось Солнце их, когда страшной смертью на Кресте умер их Учитель, всем сердцем ими любимый, Тот, Кого они исповедовали… 06.05.2023 Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2022 году Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова. В эту светлую ночь радуется всё творение, ведь приближается и приходит… 06.01.2022 «Я пришел рассказать о Боге в техучилище. Угрожающего вида парень направился в мою сторону» — история пристыженного священника Ради этого краткого разговора, только лишь ради него, уже стоило стать священником, служить и проповедовать. 14.09.2020 5 рождественских посланий патриархов XX века

http://foma.ru/tag/propoved

Архиерейская служба в Спасо-Преображенском соборе Угличского кремля в этот раз необычна: здесь поют целых четыре хора. Среди них детский ансамбль из Грузии, молдавский хор духовной музыки «Рапсодия» и хор «Роман Сладкопевец» из Сербской республики. 12.06.2018 " Мы ничего не забыли " : в Годеново освящен памятник семье Николая II Памятник расстрелянной семье последнего российского самодержца поставили всего в нескольких десятках метрах от скульптурного изображения преподобного Серафима Саровского. 12.06.2018 Ещё доплывём: в озерном городе возродили традицию уникального крестного хода «Крестный ход по водной глади» на лодках и плотах был одним из самых торжественных в Ярославской епархии и ежегодно собирал десятки тысяч верующих. Сейчас эту традицию решили возродить. 02.06.2018 «А летом мы – к нему в гости»: как москвичи стоят в очереди к святителю Луке «Мне написали в  WhatsApp…», «я услышал по радио и прибежал…»,  «я не верю в Бога, знаете, но мама сказала, что Лука поможет…» – всю свою жизнь будущий святитель был чуток к чужим бедам. 13.05.2018 Остров друга Христа: 5 святынь Кипра В каждом городе Кипра есть пляж Афродиты. Везде, куда бы вы не поехали на Кипре, вас будут убеждать, что греческая богиня любви вышла на берег из пены морской именно в их поселении — так ревностно здесь относятся к античной мифологии. Это при том, что большинство киприотов православные, и к христианству здесь относятся не менее ревностно: в каждой деревеньке обязательно стоит как минимум один храм, а все жители по воскресеньям дружно идут на литургию. О том, куда пойти русскому паломнику на одном из самых популярных курортов Средиземноморья — в материале корреспондентов Фомы. 11.05.2018 13.04.2018 Вербная пасха для Лизы: как старый рецепт помогает спасти ребенка Благотворительный мастер-класс по приготовлению самой вкусной в мире пасхи провели дочка и вдова одного из известных московских священников. Фото и рецепт в нашем материале. 02.04.2018 Загрузить ещё © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024

http://foma.ru/authors/miheev-aleksej

925 По словам патр. Никифора. Сндетский митрополит Фома, современник иконоборческого волнения, самолично видел одну еретическую книгу, в которой имя Епифания над спорным письмом было писано по выскобленному месту, и можно было еще различить, что сначала тут стояло имя Епифанида. Митр. Фома открыто засвидетельствовал об этом пред собором епископов, вполне поверивших ему и тем изобличивших настоящего виновника. Из этого трактата п. Никифора (Contra Epiphanidem) мы узнаем, что под именем Епифания вращалось тогда несколько сочинений подобного рода и, весьма вероятно, подложных. Одно из них было известно под таким заглавием: «Из слова св. Епифания против тех, которые по языческому обычаю пишут иконы Христа, Богородицы, мучеников и даже ангелов и пророков»; другое – под именем: «Письмо к Феодосию». Слова патр. Никифора в защиту иконопочитания в переводе проф. И.Д. Андреева изданы Моск. Дух. Академией в 65 томе «Творений святых отцов». 927 В этом же смысле имели значение для истории искусства и многие секты, вынужденные вследствие преследований и политических условий оставить места своего первоначального поселения и эмигрировать в другие страны. Это между прочим следует заметит о павликианах и богомилах. Секта павликиан образовалась около половины VII века в пределах Месопотамии и Армении. Константин Копроним выселил часть павликиан во Фракию для защиты северной границы империи от нападений врагов. Иоанн Цимисхий также переселил значительную колонию павликиан из Халибских гор в долины Генуса. Здесь во Фракии, Македонии и в придунайских странах павликиане стали в близкие отношения к славянам, а затем, под именем кафаров и альбигойцев, заняли Далмацию и горную Францию. В связи с этим передвижением павликиан не излишне упомянуть и о переселении армян к северным и западным берегам Черного моря, в Крым и к устьям Дуная и далее в Польщу, после разрушения турками-сельджуками их главного города Ани в 1064 году. Не этим ли путем эмиграции распространялось между прочим влияние византийского и отчасти армянского искусства на церковную архитектуру Сербии, Валахии и других придунайских стран? (См. сообщение проф. Головацкого в Труд. 1-го археол. съезда о дерев. церквах в Галичине).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010