Часть I. I. Слава Сына Человеческого Ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем... Как торжественны, величественны эти вдохновенные слова!.. Но в них-же даны тема и основной тон и для всей прощальной Беседы. «Какое неподражаемое величие, замечает наш отечественный Святитель: в минуты самые горестные! Когда самый добродетельный мудрец сказал бы с горестью: я предан теперь; мне должно умереть! – Иисус восклицает: ныне прославися Сына Человеческий! Слушая Его утешения Ученикам, можно подумать, что завтра ожидает Его не крест, а престол, что на другой день предстоят мучения не Ему, а скорбным Ученикам»... 16 В рабском виде ( Флп. 2:7 ) обитая среди людей, Господь в течение всей земной жизни проявлял, однако, славу Свою в знамениях, чудесах и собственных свидетельствах о Себе. Так, уже после первого чуда в Кане Евангелист замечает: «се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей и яви славу Свою» (2:11). Без сомнения, и во всех прочих чудесах открывалась также слава Иисуса Христа, а с особой силою проявлялась она в таких чрезвычайных событиях Его жизни, как например: преображение Его на горе, когда избранные Ученики, по замечанию Евангелиста, «видеша славу Его» ( Лк. 9:32 ). Также и о болезни Лазаря Сам Господь говорил: «сия болезнь несть к смерти, но о славе Божии, да прославится Сын Божий ея ради» (11:4). Во всех этих случаях обнаруживавшаяся слава Иисуса Христа была славою Бога и Сына Божия, славою Единородного от Отца, исполнь благодати и истины (1:11), славою, юже имел Он у Отца, прежде мир не бысть (17:3), и что эта слава говорила именно о Божестве Его, – видно уже из того, что она приписывается Ему, как Его собственная, своя для Него, тогда как никто, кроме Бога, не может обнаруживать в знамениях и чудесах своей славы, и потому-то все провозвестники Откровения, кроме Господа, в чудесах своих являли не свою, а Божию славу, – славу Иеговы ( Исх. 16:7 ). Но Иисусу Христу, кроме вечной, Божественной славы, предлежала и иная слава, в отношении которой Евангелист говорил, что – «Иисус неу бе прославлен» (7:39), и о которой Сам Он молился Отцу: «Отче, прииде час, прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя» (17:1). Этою славою венчал Господа Отец по воскресении Его из мёртвых, посадив Его одесную Себе на небесных ( Еф. 1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

1 Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред. 2 От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред. 3 Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред. 4 1 Ин. 2:8; 2 Кор. 4:6; Откр. 22:16; Откр. 2:26—28. 5 В рукописи — „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред. 6 Деян. 7:55—60, 8:1—4, 9:1—28 7 С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17). 8 1 Фес. 5:23. 9 Пс. 7:10, 16:3, 138:23, 24; Лк. 2:35. 10 В духе верующих (Еф. 1:13, 14; 1 Ин. 5:10, 12; Гал. 4:6, 7; Рим. 8:16; Евр. 11:27; Гал. 3:1). 11 Еф.4:15—16. 12 Евр. 1:3; 2 Кор. 4:6; Ис. 6 13 Еф. 3:17; 2 Пет. 1:19; Еф. 4 14 1 Пет. 3:4; Еф. 4:22—24. 15 Еф. 3:8, 9, 1:8—10, 2:7, 21, 22, 4:13; Откр. 21:16; Ин. 3:16; Рим. 5:1—5. 16 Пс. 146:4. 17 Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17. 18 И Отец духов (Евр. 12:9). 19 Пс. 144:18; Мф. 15:8; Рим. 1:9; Флп. 3:3; Ин. 17:17, 19; Еф. 6:18; Ин. 14:6; 15:5. 20 Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры. 21 Тук (церковносл.) — жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. — символ изобилия. Прим. ред. 22 В рукописи — Иегова. «Иегова» — искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13—15; 6:2—3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения — «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта — Κριος ; Вульгата — Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Благодарность, благодарить Благодарность, благодарить: 1) в Библии глагол «благодарить» – одно из ключевых слов. Евр корень йдх означает «благодарить», «восхвалять», «превозносить». Греч. глагол эвхаристео связан с важным библ. понятием харис, «милость», «благодать» (ср. хара, «радость»); 2) Б. в Библии – это ответ, который человек должен дать на деяния Бога: на сотворение мира и людей, обеспечение дарами для тела и души ( Мф. 14:19 ). Человек должен равным образом отвечать Б. и на Господнюю доброту, которая проявляется прежде всего в ⇒ милосердии к грешнику ( Пс. 105 и др.), внимающему молитве ( Пс. 41:6 ) и зову «из глубины» ( Пс. 129:1 ), обновляющемся каждое утро ( Плач. 3:23 ), и на Господень гнев и суд, поскольку они способствуют покаянию ( Ис. 12:1 ). Чем больше человек размышляет над тем, как Бог управляет его жизнью, тем больше он приходит в изумление от мудрых предначертаний Господа, Который думает о нас, Который в Своей заботе благословляет нас ( Пс. 113:20 ). От размышления приходят к Б. ( Пс. 76:6.14 ). Христианин также размышляет о путях, которыми Бог ведет других людей, поэтому к просьбам за них присоединяется Б. ( 2Кор. 1:11 ; Еф. 1:16 ; Флп. 1:3 ); 3) чувство Б. – это настроение сердца, возникающее из Б. за конкретные дела. Оно приводит человека еще ближе к Господу и открывает ему дверь к тайнам небесного мира ( Пс. 49:23 ); 4) укоренив-шаяся в сердце Б. может проявляться в различных формах: насколько многообразны дары и дарования человека, настолько же разнообразны и формы, в которых проявляет себя Б., так что человек участвует в ней всем своим существом: телом, душой и духом (ср. у М.Ринкарта: «Теперь да возблагодарит каждый Господа сердцем, устами и руками!» – Сборник дух. гимнов Евангелич. церкви Германии, гимн 228). Б. проявляется в послушном следовании за Господом ( Ин. 14:15 ). Поэтому ⇒ благодарственная жертва – это не нечто особенное, а само собой разумеющееся ( Лк. 17:10 ). Ср. Исх. 20:2 : Израиль должен соблюдать заповеди, поскольку к этому его обязывает Б. Богу. Вступит. фраза к Десяти заповедям звучит так: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Ни одно деяние Господа не должно оставаться без слова, без благодарного ответа, без жертвы уст ( Пс. 50:17 ; Пс. 62:4 ; Ос. 14:3 ), без благодарственной молитвы! Дело и слово Б. – это выступление на стороне того, к кому относится Б. Тем самым тот, кто благодарит, отделяет себя от тех, которые не позволяют призвать себя к Б. ( Пс. 17:50 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 6. Об обязанностях Христианина в состоянии церковном Разделение членов Церкви Члены Христовой Церкви, от самого начала ее, разделялись на два разряда – на клир и мирян, или на пастырей и пасомых. Обязанности пастырей Назначение пастырей чрезвычайно важно. Великий Пастыреначальник Иисус Христос, обещавший пребывать в Церкви своей до скончания века, избирает их видимыми орудиями невидимого своего промышления о ней. Чтобы, сколько возможно, соответствовать столь великому назначению, для сего пастыри должны всегда помнить, что им вверены для руководства к вечной жизни души, приобретенные дорогой ценой пречистой крови Господа и Бога ( Деян.20:28 ), и потому не только должны быть внимательными ко всем словам и поступкам своим и наблюдать во всем крайнюю осторожность, но и стараться словом и делом, учением и жизнью споспешествовать Христианскому просвещению и духовному совершенству ближних своих, вверенных попечению их, – должны: 1)  Как в храме Божием, так и во всяком месте, при каждом удобном случае наставлять их в истинах спасения, преподавать им чистое Евангельское учение, крайне остерегаясь того, чтобы не примешать к нему человеческих лжемудрований, а для сего должны сами прилежно поучаться в Слове Божием и стараться проникать в истинный дух его, руководствуясь писаниями Отцов Церкви, ведущими к правильному уразумению его, и постоянно обращаясь к Тому, кто утаивает истинную премудрость от премудрых и разумных века сего и открывает ее младенцам. 2)  Предохранять их от лжеучителей, искоренять вкравшиеся заблуждения и суеверие и для большего успеха стараться сколько можно сближаться с ними и кротким любвеобильным обращением, неукоризненной жизнью и бескорыстием приобретать их расположение и доверенность, которая имеет большую силу и власть над сердцами других и без которой самые сильные и основательные убеждения немного принесут пользы. 3)  Иметь отеческое смотрение за их поведением, замечать их погрешности и проступки, вразумлять и исправлять их духом кротости, внушать им уважение и покорность к родителям и начальствующим, почтение к старшим, прекращать ссоры и водворять между ними согласие и мир, располагать их ко взаимному вспомоществованию друг другу в различных нуждах и обстоятельствах, и вообще наклонять и убеждать их к благочестивой жизни, к исполнению всего того, что истинно, честно, справедливо, чисто, любезно, достославно, что составляет добродитель и похвалу ( Флп.4:8 ) и силу своих наставлений и увещаний подкреплять собственным своим примером, своей Христианской жизнью, быть не просто указателями пути к вечной жизни, но и вождями на нем, памятуя наставление Спасителя: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф.5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

О Внутреннем Богопочтении Понятие о внутреннем Богопочтении Почтение как вообще происходит из сознания совершенств, так и почтение к Богу имеет основанием своим Божественные совершенства, в которых Бог явил и являет себя человеку и внутренне и в образе и подобии своем, и внешне-естественном и благодатном мире, и которые составляют внутренние основания обязанностей человека к Богу, суть истина и Божественный ум, правота и святость в воле, а бесконечная Благость во всех намерениях и действий Божественных. Посему сии самые Божественные совершенства и составляют основание – почтение – к Богу. – Итак, внутреннее Богопочтение есть такое благочестивое расположение духа и сердца в Христианине, по которому он будучи весь проникнут чувством Божества и познавая Бога, как высочайшую святость и совершенство, стремясь к Нему как к Высочайшему благу и блаженству, Единого Бога имеет первым началом; побуждением и последним концом всех своих мыслей, чувствований и желаний сердца. – Свойства внутреннего Богопочтения Из понятия о внутреннем Богопочтении открывается во 1х свойства 2х виды оного. поскольку основание, предмет и цель внутреннего Богопочтения, есть Бог , как Высочайшая Истина, Святость и Блаженство; то внутреннее Богопочтение должно быть в свойствах своих разумное, чистейшее, высочайшее. – Бог есть существенная истина ( Пс. 33:6 ), коего все дела: и все заповеди и закон и все пути суть истины; есть высочайшая премудрость, коего все сокровища премудрости и разума суть сокровенны ( Кол. 2:3 ) и от коего исходит всякий разум и смысл ( Ис. 10:16 ) ( Притч. 8:12 ), есть чистейший свет, в котором нет ни малейшей тени ( 1Ин. 1:5 ). По сему Богопочтение Христианина должно быть разумным в основании ( Рим. 12:2 ), в образе совершения ( Рим. 12:1, 4 ) ( 1Сол. 5:20 ), – и в цели ( Флп. 4:9 ), так чтобы Христианин кланяясь Богу в духе и истине ( Ин. 4:24 ), ведал Богоугодное воле Божией ( Еф. 5:18 ), приходя во свете истинного благоразумия, мог с совершенною уверенностью сказать, что он знает Бога, которому покланяется и в которого верует ( 2Тим. 1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Псалом 124 Пс.124:1 . Песнь степеней. Надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме советует Пророк странникам, идущим во отечество, чтоб они всю надежду свою возлагали на Бога, Который, понеже есть всесилен и премилостив, никогда надеющихся на Него не посрамляет. В начале псалма полагает Пророк общее и всем известное обетование, которое дважды повторяет для большаго в истине удостоверения. Ибо говорит, что все надеющиеся на Господа будут непоколебимы и безопасны; какая бы буря напастей не постигла их, подобно горе Сиону, которая стоит неподвижна не токмо яко гора, но и яко Богу посвященная и любезная. К сему присовокупляет, как бы объясняя предыдущия слова, и говорит: не подвижится в век живый во Иерусалиме. А как не всем живущим в земном Иерусалиме могут приличествовать слова сии: не подвижится в век, – понеже и сам Иерусалим не мог стоять вечно, для того с святым Златоустом должно разуметь, что здесь говорится о жителе горняго Иерусалима, каков, например, был тот, который сказал: наше житие на небесех есть ( Флп. 3:20 ). Пс.124:2 . Горы окрест его, и Господь окрест людий своих, отныне и до века. Доказывает вышереченныя слова, что гора Сион непоколебима, понеже окружена другими горами, но гораздо непоколебимее люди надеющиися на Господа. Ибо Сион имеет горы окрест себя, но надеющиися на Господа имеют самого Господа всемогущаго окрест себя. Горы окружающия Сион, могут упасть и сравниться с землею, но Господь окрест людей Своих пребудет от ныне и до века. Итак, все надеющиися на Господа долженствуют благонадежны быть, ибо Господь защищает их от всякаго зла; а хотя иногда временно и страждут, но и сие обращается им во благо; и ежели Бог отъемлет у них богатство, или здравие, или что-нибудь другое, то дарует им нечто лучшее, а именно: терпение и утешение с наградою вечныя славы. Пс.124:3 . Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих. Объясняет вышереченныя слова, каким образом Господь защищает людей, уповающих на помощь Его, и говорит, что ежели когда и попускает Он по праведным судьбам Своим господствовать нечестивым над праведными (ибо жезл означает господство или власть), то попускает не надолго, дабы благочестивые не потеряли надежды, и не начали сами творить дел беззаконных.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Соединение в Лице Сына Божьего двух природ (сущностей, естеств): Божеской и человеческой ( Ин.1:14 ). Сын Божий, не переставая быть Богом, восприняв в Свою Вечную Божественную Ипостась человеческое естество, стал Совершенным Человеком. В силу этого обстоятельства все люди, без исключения, были возведены в генетическое родство Богу (по человеческому естеству). Этим путём — путём полного, самоотверженного послушания Богу (вплоть до смерти и смерти Крестной ( Флп.2:8 )) — до Христа не смог пройти ни один человек. Богу же было угодно, чтобы диавол, победивший и пленивший человека через обман, был побежден самим Человеком. Спаситель осуществил этот Божественный замысел, как Представитель человечества. На протяжении всего Своего земного служения Господь Иисус Христос являл миру пример безупречного образцового поведения (мышления, произволения, делания и т. п.), научая людей, как нужно организовывать благочестивую, богоугодную жизнь. Сын Божий преподал апостолам полноту знаний, необходимых для стяжания спасения, вечного блаженства с Богом и Его святыми ( Ин.15:15 ). Это знания (или, что то же, учение) были подтверждены рядом исполнившихся пророчеств, а также чудесами, среди которых особенно выделяется главное — Воскресение ( 1Кор.15:13-17 ). Освобождение от клятвы ( Гал.3:10-13 ), тяготевшей над человеком со времени грехопадения Адама; примирение человека с Богом Клятву нельзя понимать в грубо юридическом значении (как оплату, хотя вопрос о цене нашего спасения не лишен оснований, ведь мы и действительно спасены ценой жизни Христа, ценой Его Драгоценной Крови ( 1Пет.1:18-19 )). Закон «согрешишь — смертью умрешь» был отменен Богом не спонтанно, но после осуществления ряда необходимых условий, подготовленных действием Его Вышнего Промысла. Эти условия открыли для человека возможность освобождения от греха, единения с Господом и наследования Царства Славы. Сокрушение державы диавола сказалось в том, что он утратил ту степень господства над человеком, какую имел до совершения Искупления ( Откр.20:2 ). После победы Христа над диаволом и образованием Апостольской Церкви человек имеет все благодатные средства для эффективной, результативной духовной борьбы с силами зла.

http://azbyka.ru/shemy/aspekty-spasenija...

В сороковой день после Своего Воскресения, после неоднократного явления Своим ученикам и последователям и наставлений им, Иисус Христос расстался с ними, благословляя их. Он разлучился с ними вблизи Вифании, на Елеонской горе, где было место глубочайшего Его уничижения ( Лк. 24:50 ; Деян. 1:12 ). Не вдруг, не внезапно Он стал невидим для них, как это бывало прежде ( Лк. 24:31 ); но преображенное Его тело, свободное от законов тяготения, пред изумленными взорами учеников стало постепенно удаляться от них и возноситься на небо, пока, наконец, светлое облако, как бы некая триумфальная колесница, взяло Его из вида их и на крыльях света принесло в небесное Святое святых. Небесные силы, прославившие Его рождение, без сомнения, сопровождали Его ( Пс. 46:1–6 ) при торжественном Его вшествии в мир славы. Так начало и конец Его пребывания на земле должны были соответствовать друг другу; это было единственно приличное завершение земной Его истории, награда за Его уничижение, возвращение в Его отечество, необходимое вступление в царство, где нет греха и смерти, наконец, условие Его благодатных отношений к миру, Им искупленному. Он, по выражению апостола, взошел превыше всех небес, дабы наполнить все ( Еф. 4:10 ). Как солнце, когда оно стоит высоко на небе, действует гораздо сильнее и обширнее, чем когда оно находится близко к горизонту, так и солнце мира духов. Видимое отшествие Его к Отцу было печатью к Его словам: «Я изшел от Отца и пришел в мир» ( Ин. 16:28; 13:3 ). Но вместе с тем здесь заключалось Подтверждение истины, что есть небесный отечественный град, отечественный дом со многими обителями ( Ин. 14:2 ), что с неба нужно испрашивать силы благодати и благословения, и что Он с неба будет устроять Свое Царство на земле. Это чудесное событие засвидетельствовано не только евангелистами Марком и Лукою ( Мк. 16:19 ; Лк. 24:51 ; Деян. 1:9 ), но и словами апостола Петра: «Взошедши на небо, Он Пребывает одесную Бога» ( 1Пет. 4:22 ; ср. Деян. 2:33–34 ) и Многими местами в посланиях апостола Павла ( Еф. 4:8–10 ; 1Тим. 3:16 ; Рим. 10:6 ; ср. Евр. 1:1 ); это есть и в Евангелии от Иоанна (3:13; 6:62; 8:21; 20:17), хотя и нет о нем исторического повествования; предполагается Вознесение и заключение Евангелия от Матфея (28:20). Как некогда Аарон поднял свои руки и благословил народ, так Христос вознесся, благословляя Своих учеников. Этим Он явил в Себе истинного Первосвященника, о Котором говорится, что Он всегда жив и ходатайствует за людей ( Евр. 7:25 ). Своим Вознесением Он открыл бывший доселе для всех заключенным, вследствие людских грехов, вход в небесное святилище ( Еф. 2:6 ; Ин. 16:7 ), соединил новою связью небо с землею и даровал возможность богатого и обильнейшего излияния Святого Духа ( Ин. 16:7 ). Христианская жизнь должна быть постоянным восхождением и вознесением к небу; мы должны ежедневно искать как духовного воскресения со Христом, таки духовного вознесения ( Кол. 3:1 ; Флп. 3:20 ; Рим. 8:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Рассуждение семнадцатое. О Ное Ное человек праведен, совершен сый в роде своем, Богу угоди Ное ( Быт.6:9 ). § I Ной, верный правды проповедник ( 2Пет.2:5 ) – значит покой, как назнаменал его Ламех у Моисея: сей упокоит нас ( Быт.5:29 ). Но истинный утешитель наш есть Иисус, истинный утешитель Дух Святый ( Ин.15:26 ). § II Ковчег Ноев был прообразом Церкви: 1). В рассуждении приятия в себя всякого рода животных. Они означают языки и народы, из коих собрана Церковь . 2) В рассуждении колебания с одного боку на другой: так благочестивые члены Церкви от похотей и худых мыслей колеблются. 3) В рассуждении правительства самого Бога: так Бог Церковь Свою управляет, и отверзает ей пути чрез слово Своё.4) В рассуждении нападения ветров и дождя: так Церковь угнетается от мучителей, еретиков и лживых братьев, кои прообразованы чрез трёх коней: ибо рыжий конь означает мучителей, бледный – еретиков, а чёрный –развращённых и ложных братий ( Откр.6 ). 5) В рассуждении возвышения по водам: так Церковь водами гонений возносится и к Богу приближается. 6) В рассуждении положения между небом и землёю: так Церковь возвышается на небо, говоря: наше житие на небесех есть ( Флп.3:20 ). – Возведох очи мои в горы ( Пс.120:1 ). [Снеси: ( 1Пет.3:20–21 )] Ибо „ Церковь есть, по Августину, священный Божий ковчег, – ковчег завета» 18 . 7) В рассуждении ковчега сего дверей, которые суть рана в боку Христовом. § III Ковчег есть прообраз крещения, которое есть залог доброй совести с Богом нашим. Ной со своим семейством в милости был у Бога ( Быт.6:8 ); ибо: α) Богу истинною прилепился верою: верою – говорит Павел, – ответ приим Ное ( Евр.11:7 ) и проч. ß) повиновение Божиим повелениям утвердил, и засвидетельствовал непорочностью жития своего. § IV Голубица не обретши покоя ногама своима, возвратися к нему в ковчег ( Быт.8:9 ). Что означает сия голибица? Она означает благочестивую душу, которая нигде покоя сердцу своему не обретает, кроме ковчега благоутробия Божия. Научись, христианине! отсюда покаянию и обращению; ежели ты по причине грехов твоих отдалён от ковчега милосердия Божия, и как бы уже над пропастью адовых вод летаешь – не медли, возвратись к сему чадолюбивому Отцу, возвратись истинным покаянием, и сердечным сокрушением. Он ждёт тебя и простирает руку милосердия к приятию тебя в объятия Свои: и простер руку свою, прият ю и внесе ю к себе в ковчег ( Быт.8:9 ). Научись, христианине! отсюда убегать нечистот мирских; не будь хищным и нечистым оным вороном, коего человеческие и скотские трупы привлекли к себе так, что он уже и не возвратился в ковчег: будь цел яко голубь. Научись отсюда, христианине! желанию небесного отечества, да не остановят тебя утехи мира сего, и да не воспрепятствуют парить в горняя. Пари убо, – пари голубиными крылами, постигай в небесное отечество, и утехами оного вечно наслаждайся.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

1 Под двоедушием подразумевается совмещение веры в Иисуса Христа и его учения, с одной стороны, и стремление к мирским благам — с другой. 2 Святые — здесь: все истинно верующие. 3 То есть снова закрылись 4 Возможно, Герма был разорен из-за расточительности своих домашних (предположительно, он занимался торговлей). 5 «Книга жизни», согласно представлениям христиан, — список праведников, которым даровано вечное блаженство. Упомянута в Послании апостола Павла к Филиппийцам (Флп.4:3); Павел говорит о людях, благовествовавших вместе с ним, имена которых записаны в «Книге жизни». В Откровении Иоанна (Ин.20:15) сказано, что во время Страшного суда тот, чье имя не внесено в «Книгу жизни», будет брошен в огненное озеро. 6 Кумы — город в Италии; по римским преданиям, там некогда жила сивилла (пророчица) Кумская, чьи предсказания имели широкое хождение в Риме. 7 Возможно, дети Гермы отреклись от принадлежности к христианам (обычно римские власти в качестве подтверждения отречения требовали поклониться статуе императора и хулить Христа) и даже донесли на родителей. 8 Речь идет, по-видимому, о том, что души верующих переселяются в рай при помощи ангелов. 9 Эти имена, по всей вероятности, были знакомы читателям «Пастыря»; возможно, Климент — один из руководителей римской христианской общины конца I — начала II вв. С его именем связаны два послания христианам Коринфа. Кто такая Гранта — неизвестно. Во времена Гермы женщины могли стать дьяконисами, может быть, дьяконисой была и Гранта. 10 Имеются в виду преследования христиан при императоре Нероне, который обвинил их в поджоге Рима во время грандиозного пожара 64 г. Христиан подвергали изощренным пыткам и казням. 11 То есть ко дню Второго Пришествия Христа и Страшного суда. 12 То есть через крещение. 13 Во II в. среди христиан усилились сомнения в реальности скорого наступления Страшного суда (ср. Второе послание апостола Петра в Новом завете: «...явятся наглые ругатели... говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор как стали умирать отцы, от начала творения все остается также». — 2Пет.3:3—4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2848...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010