Житие святого отца аввы Иоанна, кратко описанное Даниилом, монахом рапфским, мужем почтенным и добродетельным Какой, конечно – достойный быть известным, город принял его по рождении и воспитал до его подвижничества, – точно и достоверно сказать не могу; а какой ныне имеет обитателем и питает нетленною пищей сего всечудного мужа, – то мне не вовсе не известно. Ибо и он пребывает ныне в том граде, о котором утверждает доброгласный певец, взывая так: ихже житие на небесех есть ( Флп.3:20 ). Там насыщает он невещественное чувство тем, что никогда не пресыщает, и духовный ум, именно один ум, приятно услаждает неописуемою лепотою, прияв достойное воздаяние за подвиги и награду за не утомившие его труды, сподобившись тамошнего жребия и соделавшись одним из тех, с которыми всегда пребудет, и которых нога ста уже на правоте ( Пс.25:12 ). А как еще в вещественном теле сопребывал он там с невещественными, – о сем расскажу со всею ясностью. Сей блаженный, когда было ему шестнадцать лет видимого возраста, совершенством же ума уподоблялся он тысячелетнему, – как непорочную и добровольную жертву, предает себя великому Иерею, принесши тело на этой Синайской, а душу на небесной горе, вознамерившись, как думаю, в самой видимой местности приобрести для себя путеуказание к невидимому и величайшую пользу. И странническою жизнью, этою приставницею наших духовных отроковиц, 1 отсекши неблагообразную вольность, и восприяв на себя благолепное смиренномудрие, при самом вступлении в сию жизнь, с весьма прекрасною целью изгоняет он сего обманщика – самоугодие и самоуверенность, подклонив выю и вверившись превосходному наставнику, 2 в добром намерении, под его руководством безбедно прейти опасное море; и в такое приводит себя состояние, как будто бы душа его не имела ни своего разума, ни своей воли, но совершенно лишена была естественных ей свойств. А что всего удивительнее, – при обширной своей учености, эту необычайную и чуждую смирения кичливость человеческого любомудрия обучил он небесной простоте. Потом, по истечении девятнадцатого года, как бы ходатаем и заступником за себя предпослав к Небесному Царю своего пестуна, и молитвами сего великого ополчившись как оружием сильным на разорение твердем ( 2Кор.10:4 ), и сам исходит на поприще безмолвия. Избрав для своего подвига, в пяти поприщах от храма Господня, уединенное место, именовавшееся Фола, сорок лет проводит там в трудах, и возгорается божественною любовью, непрестанно распаляемый её огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Отделение пятое. О Боге совершителе судеб мира Бог Творец веков есть совершитель и преобразователь всего существующего случайно – говорит св. Григорий Богослов . Воля Божия о мире касается 1) судьбы каждого человека при смерти и по смерти, 2) всего рода человеческого и 3) всей вселенной при конце сего видимого мира. 1. О последней судьбе человека Последняя судьба человека на земле заключается в окончании земной жизни, в частном суде и последствиях сего суда. Бессмертие души человека Земная жизнь человека оканчивается разлучением или разрешением души от тела ( Флп.1:23 ); тело разрушается, но душа остается бессмертной, т. е. сохраняет свое отдельное существование с полным сознанием себя и со всеми способностями, силами и действиями, ей свойственными. Св. Дорофей говорит: «Ничего не забывает душа из того, что она соделала в сем мире, но все помнит по выходе из тела и при том еще лучше и яснее, как освободившаяся от всего земного» ( авва Дорофей . Душеполезные поучения, Поучение 12). Св. писание исполнено свидетельствами о бессмертии человека. О сем свидетельствует и вера всех людей, во всех странах, во все времена. Частный суд Душа по разделении от тела предстает пред Богом на суд, на котором испытываются все добрые или худые мысли, слова и дела во время жизни в теле и решается участь ее новой жизни. Сей суд называется частным, ибо совершается над каждой душой особо тотчас после ее исхода из тела. Св. Апостол Павел пишет: лежит человеком единою умерети, потом же суд. Вера, что для каждой души по исходе из тела назначается особый частный суд, была в ветхозаветной Церкви ( Сир.11:26 ). Она сохраняется и в новозаветной Церкви с самых первых времен ее. В православной Церкви учение о частном суде представляется под образом воздушных мытарств, которые душа, чрез многократные встречи с духами злобы проходит по разлучении с телом. Основание сего учения находят в словах: истяжут душу твою ( Лк.12:20 ). Сии посмертные мытарства суть только испытания души, ее добрых и худых дел, но не служат к очищению ее от худых дел и к прибавлению заслуг ее и потому нисколько не сходны с выдуманным Латинянами чистилищем. Состояние святых душ после частного суда

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Паримии из 1-го соборного послания святого Апостола Петра, читаемая на вечернях во дни памяти Апостолов Петра и Павла, Филиппа, Матфея, Андрея Первозванного и Варфаломея. Самая значительная по размеру паримия из 1-го послания Петрова заключает в себе 1-ю главу этого послания (1–25) и начало 2-й (1–6). В сей паремии Апостол, после приветсвия верующим, благославляет Бога за благодать возрождения и спасения во Христе Иисусе (1–12), затем предлагает им увещание вести свято, любить друг друга (13–25) и преуспевать в духовной жизни (2:1–6). Гл. 1, стт.1, 2. Петр, Апостол Иисуса Христа, избранным пришельцем разсеяния Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крови Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. Свое послание Апостол начинает благожелательным приветствием. Какого же блага Апостол желает тем лицам, для которых предназначено послание? Он желает им «да умножится в них благодать и мир». Под благодатью разумеется сила Божия, служащая к нашему просвещению, к очищению, к освящению и спасению. Под миром разумеется свышний мир, или духовная радость, присущая причастникам благодати. Благодать и мир усвояются через веру. Желать верующим умножения благодати и мира значит желать, чтобы они, при помощи благодати Божией, более и более преуспевали в жизни духовной, более и более просвещались и освящались и чтобы вследствие сего живее ощущали духовную радость. Верующих, к которым Апостол обращается этими благожеланиями, он называет пришельцами разсеяния. Это название применяемо было обыкновенно к израильтянам, обитавшим вне отечества в чужих странах, где они были разсеяны в пленение Ассирийское и Вавилонское ( Иак. 1:1 . Ин. 7:35 ). Но Апостол пишет послание к верующим не из одних иудеев, но также из язычников, как ясно видно из указания в самом послании (2:10; 4:3). Посему наименование пришельцев разсеяния употреблено здесь не в собственном, а в переносном смысле: все верующие во Христа, где бы ни жили, на родине ли, или в чужих краях, должны взирать на земную жизнь, как на время странствования к небесному отечеству; должны исповедовать:«не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» ( Евр. 13:14 ); должны помнить, что настоящее «жительство их на небесах» ( Флп. 3:20 ), и сим памятованием удерживать себя от пристрастия к месту временного своего пребывания и к земным благам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

преподобный Иоанн Лествичник Содержание Предисловие книги сей, именуемой Скрижали духовные...    Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, запинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе. Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого — отречение от земного, а конец — Бог любви.    Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению. А кто не достиг сей меры возраста, тот еще младенец, и по точному свидетельству сердца окажется несовершенным. Мы признали за нужное прежде всего поместить в этой книге житие (преподобного) премудрого отца, чтобы читатели, взирая на его подвиги, удобнее поверили его учению. Краткое описание жития аввы Иоанна, игумена святой горы Сина...    Составленное монахом Раифским Даниилом, мужем честным и добродетельным.    Не могу сказать с достоверной точностью, в каком достопамятном граде родился и воспитывался сей великий муж до исшествия своего на подвиг брани; а какой град ныне покоит и нетленною пищею питает сего дивного, это мне известно. Он пребывает ныне в том граде, о котором говорит велегласный Павел, взывая: «наше житие на небесех есть» (Флп.3:20); невещественным чувством насыщается он блага, которым невозможно насытиться, и наслаждается невидимою добротою, духовно утешается духовным, получив воздаяния, достойные подвигов, и почесть за труды, не трудно понесенные — тамошнее наследие; и навсегда соединившись с теми, которых «нога ста на правоте» (Пс.25:12). Но как сей вещественный достиг невещественных сил и совокупился с ними, это я постараюсь изъяснить по возможности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3269...

Принятие нового послушника и его усвоение в любви монастырским братством Скачать epub pdf Доклад на съезде Мегарской и Саламинской митрополии, монастырь Святой Параскевы Мазиу, август 1998 Вхождение нового кандидата в монахи в монастырское братство несёт великую духовную радость. И это потому, что «кто обуреваемь и притекаяй ко пристанищу сему не спасется, или кто болезнуя и припадая ко врачевству сему не исцелеет?» 1 Ещё один брат во Христе «притекает» (прибегает) от солёного и бурного житейского моря, где терпят кораблекрушение многие, в безоблачное «пристанище» (гавань) монастырского братства. Ещё один член Святой Церкви, тела Христова, припадает к «врачевству» (лечебнице) священной обители, чтобы «исцелеть» (вылечиться) от своих страстей, прежде познав их, и так творение Божие, созданное по Его образу, вновь обрело бы свою древнюю красоту. Ещё один брат положит руку свою на плуг (ср. Лк.9:62 ), чтобы вспахать своё сердце, очистить его от сорняков и камней страстей и сделать его землёй плодоносной, на которую упадёт семя Слова Божия и принесёт тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный плод ( Мк.4:20 ). Согласно свт. Василию Великому , приходящий монашествовать слышит глас Господень: Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас ( Мф. 11, 28 ). «Итак, вознамерившийся повиноваться Христу и поспешающий к нищетолюбивой и неразвлечённой жизни истинно достоин удивления и ублажения». Это потому, что он свергнет с себя бремя многостяжания, передав имение нуждающимся, и через исповедание помыслов отринет всё множество грехов. Так он обретёт покой, последуя крестоносной жизни монахов 2 . Когда какой-либо брат вступает в монастырь, в утробе братства, которое есть и утроба Церкви, начинает вынашиваться новый монах. Плодоношение не всегда проходит легко и безболезненно. Отвержение мирского мудрования и постепенное монашеское образование, которое есть глубинное сообразование со Христом (ср. Флп.3:10 ), часто бывает болезненным. Заброшенное поле очищается с трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Путь архиерейский Скачать epub pdf Слово при наречении во епископа (20.12.1919) Во имя Отца и Сына и Св. Духа! Христос, оставил нам образ да последуем стопам Сего. Сего ради да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Архиерея Великого, прошедшего небеса. ( INem.2:21 ; Евр.12:2 , Евр.4:14 ) Святители Божий, Ангелы церквей Христовых, Бога Триипостасного, «неисповедимою благостью и богатым промыслом» (6 свят, молит, на веч.), святейшего и чадолюбивейшего отца нашего Патриарха изволением, Богомудрых святителей Богомудрым советом аз, недостойный, призываюсь ныне к служению архиерейскому, призываюсь «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп.3:14 ). В предпразднество Рождества по плоти, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа предпразднествую архиерейство свое, в день памяти священномученика Игнатия Богоносца готовлюсь стать носителем великой благодати архиерейской. В сей священный для меня час и достопамятный день, о чем скажу и о чем возглаголю? С чего начну слово мое? С чего? Дабы не услышать из уст Божественной Истины того же упрека, который обращен был к девяти, «не десять ли очистишася, да девять где?» Како не возвратишася воздати славу Богу», но дабы уподобиться тому, который «видев, яко исцеле, возвратися, славя Бога и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая» ( Лк.17:15–18 ), и я с ним возвращуся назад, мысленным взором взираю на путь, мною уже пройденный. Взираю... и видя чудно благодеящую мне на сем пути десницу Божию, такожде «славя Бога, падаю ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая». Славою и хвалою слово мое предначинаю «от избытка сердца» ( Мф.12:34 ), аще восклицаю гласом евангельским и глаголом пророческим: «исповедаю тися, Господи, Отче небес и земли, яко Ты влек меня и я увлечен. Ты сильнее меня и превозмог... И был в сердце моем как бы огонь горящий, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его и не мог ( Мф.11:25 ; Иерем.7:9). Ты влек меня, Господи, к служению Тебе и гласом хлада тонка, тихим веянием ветра «благодати Твоея», влек и бурею земною, вихрем крепким ( 3Цар.19:11–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Разделы портала «Азбука веры» Воскресение мёртвых (греч. ανστασης — анастасис, «восстановление» или «восстание») – восстановление физических тел людей в новом состоянии при втором пришествии Иисуса Христа . Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока ( 1Кор.15:52 ). Прологом воскресения мертвых является воскресение Нового Адама – Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем последующим воскресением Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям. Гюстав Доре. Видение Долины Сухие кости. 1866 г. ( Иез.37:1-14 ) В тоже время искупительное дело Богочеловека не отменило человеческой  свободы . Человек добровольно принимает или отвергает подвиг Богочеловека, добровольно следует путем веры , покаяния и очищения от страстей , или продолжает развивать свои страсти, вступая во вражду с Богом . Принимая подвиг Богочеловека, христианин призывается в чем-то повторить Его жизнь – соумереть со Христом, добровольно распять свои страсти и похоти в этом мире, преобразиться исполнением евангельских заповедей. Для подвизающегося христианина воскресение окажется «воскресением жизни» – такой человек на суд не приходит, ибо перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24-29; 8:51 ). Что же касается отвергнувшего Бога человека, то для него также наступит воскресение, но как «воскресение осуждения» ( Ин.5:29 ). Таким образом, в воскресение мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами. Однако грешники будут отчуждены от Бога отсутствием собственной решительной воли к добру. Бог действительно будет во всех, «но только в святых Он будет пребывать “милостиво”, а в нечестивых – “немилостиво”», – говорит св. Максим Исповедник . Бог Своей Силой воскресит мертвых нетленными, а тело воскресшего будет нетленно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии. По словам св. апостола Павла: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело  наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» ( Флп.3:20-21 ).

http://azbyka.ru/voskresenie-mertvyh

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко 2009 (часть третья) 9 мая 2009 «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи усопшему рабу Твоему ( имя ) и сотвори ему вечную память…» Всем, наверное, ясно, что молимся мы не о памяти в человеческих сердцах. Что такое человеческая память? Пройдет сто-двести, в лучшем случае – тысяча, лет, и человек забудется. Причем в памяти человеческой дольше живут злодеи, тираны, нежели герои, подвижники. Словами «сотвори ему вечную память» мы молимся, чтобы Господь вечно помнил этого человека. Но вот что подумалось, когда перечитывал сегодня притчу о богаче и Лазаре: имя Лазарь – единственное имя, встречающееся в притчах Христовых. Имя богача исчезло, от него в вечности осталась тень – призрачная, безымянная тень эгоиста и сластолюбца. А страдалец заслужил своему имени бессмертие. Поистине – вечную память у Бога. Разве это уже не урок нам, что имена праведников сохранятся в вечности? Не об этом ли говорил и Спаситель: «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» ( Лк. 10, 20 ). Про то же говорил ап. Павел, отмечавший, что у любящих Христа и служащих Ему «имена – в книге жизни» ( Флп. 4, 3 ), то есть в вечном хранилище Божией памяти. Имя наше – не пустой звук, не кличка. Имя человека, «отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не …абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы» (протопресв. Александр Шмеман). С этим именем пойдем в мир иной, предстанем перед Богом. Останется оно, имя наше, в вечности, но не вечности суетной памяти людской, а вечности памяти Божией? Сегодня после Литургии молились о павших во время войны. И обо всех, кто провел в нашем городе страшные 900 дней блокады. Как священнику мне много приходится слышать страшных рассказов, воспоминаний о блокаде. Невозможно поверить, но кто-то в городе не только не голодал, но чувствовал себя прекрасно. Дмитрий Толстой, живший в блокаду в десяти минутах ходьбы от нашего дома, вспоминает:

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 10: гл. 2 (Ин.15:20–16:1)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 2. 5. С. 385–400 (2-я пагин.) —385— нас отлучит от любви Христовой? Скорбь, или притеснение, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим.8:35 ). Пишет и другим, что «то же самое говорить мне не леностно, вам же твердо» ( Флп.3:1 ). Но и Галатам еще: «детки мои, коих опять я рождаю, доколе вообразится Христос в вас» ( Гал.4:19 ). Слышишь, как не леностно повторяет одно и то же слово, как скоро оно не было принято в первый раз и вначале, и снова, говорит прекрасно, рождает некоторых, пока в них не воссияет образ Христа. Но, конечно, Слово есть творец этого, преобразующее слушателей посредством веры к боголюбию и в образ Христа. Ин.15:21 . Но сия вся сотворят с вами за имя Мое, яко не ведят Пославшаго Мя. 623 Не другой, утверждает, будет предлог у решившихся нечествовать против святых апостолов, как только Его имя, ибо оно будет поставлено в вину чтителям Бога и послужит причиною вражды к ним со стороны не ведающих Его. А как очевидно для всех, что никто не потерпит ничего ради Бога безвозмездно, ибо славный венец предстоит за это: то и поощряет опять к смелости и возбуждает мужественное настроение, надеждою на награду отгоняя тяжесть ожидаемых страданий. Таким образом, и самые бедствия представил прибылью и целью молитвы, – и что было в состоянии, может быть, устрашить кого-либо даже одним только ожиданием его наступления, это освобождает от вся- —386— кого страха и убеждает учеников даже с радостью принимать это. Так, вызванные некогда на нечестивое судилище Ииудеев и подвергшись ударам по телу ради Христа, они вышли «от лица синедриона радуясь», по написанному, «что удостоились за имя Господне подвергнуться бесчестию» ( Деян.5:41 ). Также и нам самим ясно повелевает страдать за это и отнюдь не сокрушаться, если бы и приключилось что-либо весьма тяжкое ради Христа. «Никто из вас да не страждет, сказано, как убийца или вор или злодей; если же как христианин, да не стыдится, но да славит Бога за имя сие» ( 1Пет.4:15–16 ). Следовательно, приятно страдать за Христа и сладка опасность, когда причиною своего нашествия имеет любовь к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово 18. Сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово 1. Человек Божий ( Нав. 14:6 ), верный раб ( Числ. 12:7 ), строитель таин Божиих ( 1Кор. 4:1 ), муж желаний ( Дан. 10:11 ), и притом духовных! Так именует Писание преуспевших и высоких по жизни, ставших выше видимого. Но назову тебя еще богом фараону ( Исх. 7:1 ), всей египетской и сопротивной силы, столпом и утверждением ( 1Тим. 3:15 ) Церкви, Господней волею ( Ис. 62:4 ), светилом в мире, содержащим слово жизни ( Флп. 2:15–16 ), опорой веры, обителью Духа. И могу ли перечислить все наименования, какие дала тебе добродетель, с каждым своим видом принося и усвояя новое имя? 2. Скажи, однако же, откуда приходишь и что твое делание ( Ион. 1:8 )? Что намерен ты совершить для нас? Ибо знаю, что все предприемлешь ты с Богом, по Божию внушению и для блага сретающих тебя. Зачем приходишь? Нас ли посетить? Найти ли пастыря? Или обозреть паству? Мы почти не существуем, а большей частью бытия с ним 116 переселились отселе, тяготимся местом озлобления ( Пс. 43:20 ), особенно ныне, когда сведущий кормчий, или светильник нашей жизни, свыше указывавший нам спасение, чтобы, взирая на него, направляли мы путь свой, сей пастырь со всеми доблестями, со всей пастырской опытностью, какую приобретал долгим временем, оставил нас, исполненный дней благоразумия и, если можно сказать словами Соломона, увенчанный старостью хвалы ( Притч. 16:31 ). Паства в недоумении и смущении. И видишь, какого уныния, какой печали она исполнена, потому что не упокоевается уже на месте злачне, не воспитывается на воде покойне ( Пс. 22:2 ), но ищет стремнин, пустынь и пропастей, где может рассеяться и погибнуть; не надеется получить когда-либо другого разумного пастыря и, вполне уверенная, что не получит равного почившему, желала бы, по крайней мере, иметь хотя и худшего, но не многим. 3. Поелику же, как сказал я, три причины и каждая в равной мере делает присутствие твое необходимым, то есть мы, пастырь и паства, то всем подай приличное по живущему в тебе духу служения и устрой слово на суде ( Пс. 111:5 ), чтобы мы еще более дивились твоей мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010