Если в эпоху Ветхого Завета преимущественно фиксируются непосредственные теофании, которые имеют спорадический характер, хотя Промысел Божий всегда непрерывен, то в Новом Завете события жизни Иисуса Христа протекают и в священном, и в человеческом времени, что обусловливалось Его Божественной и человеческой природой. Все время Ветхого Завета, вся его длительность, с одной стороны, сохраняет чисто физически-темпоральную протяженность, с другой стороны – на смену времени и истории Ветхого Завета приходят абсолютно иное акселерированное время и пропитанная каиросом, заданная Спасителем и Святым Духом 367 история Нового Завета. Приход на землю Иисуса Христа радикально меняет весь существующий порядок вещей и идей. Будучи присутствующим в историческом человеческом времени, Он берет в Свои руки всю миссию управления временем и историей и фиксирует в сознании верующих знание о том, что «исполнися время и приближися Царствие Божие» ( Мк. 1:15 ), о том, что «прииде кончина лета» ( Гал. 4:4 ). Это центральное и конституирующее событие Священной истории стало не только темпоральным, но и духовным ее разделением на две части: старую и новую, конечную и бесконечную, духовно регрессирующую и духовно прогрессирующую. Само время приобретает небывалые, иные модусы, меняются его событийная наполненность, функции, смысл, темп и последовательность. На смену эсхатологическому Дню Ягве приходит апокалипсический День Господний ( Ин. 2, 20 ; 2Пет. 3 , 10; 1Фес. 5:2 ), «день Божий» ( 2Пет. 3:12 ), «день» ( Мф. 24 , 36; 25, 13; Мк. 13 , 32); «день Христов» ( Флп. 1 , 10; 2, 16; 2Фес. 2:2 ), «день Господа» ( 1Кор. 1 , 8; 2 Кор. 1:14), «день Исуса Христа» ( Флп. 1:6 ), «день спасения» (Кор. 6:2), «день искупления» ( Еф. 4:30 ), «день суда» ( Мф. 10 , 15; 12, 36; 2Пет. 3 , 7; 1Ин. 4, 17 ; Рим. 2:16 ), «день Сына Человеческого» ( Лк. 17, 24:26 ), «первый день» ( Мф. 16, 2:9 ), «последний день» ( Ин. 6 , 40; 11:24), «день оный» ( Лк. 10 , 12; Ин. 14, 20 ; 2Фес. 1 , 10; 2Тим. 4, 8 ; Евр. 10 , 25), «великий день» ( Иуд. 1:6 ), «день гнева» ( Рим. 2, 5 ; Откр. 6:17 ), «день вечный» ( 2Пет. 3 , 18) то есть – «воскресенье», «Пасха», «восьмой день» «апокалипсис», «эпифания», «Парусия», «Второе Пришествие», «век будущий», и именно он актуализирует и фиксирует конечную точку и границу земной истории ( Откр. 1 , 10; 1 Кор. 11:26). 368 Значительное количество высказываний относительно этого дня свидетельствует о его генеральном сотериологическом и эсхатологическом значении в вероучении христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Пророки Моисей, Давид, Исаия, Иоиль (за 700 лет), Амос (за 700 лет) и Захария пророчествовали, что смерть Христа Спасителя будет сопровождаться чудесами ( Иоил.2:30–31 ; Ам.8:9 ). что разделят Его одежды и будут бросать о них жребий ( Пс.21:18 ), что ни одна из костей Его не будет повреждена ( Исх.12:46 ; Чис.9:12,46 ; Пс.33:20 ), Он будет прободен ( Зах.12:10 ), похоронен будет богатыми ( Ис.53:9 ), тело Его не подвергнется тлению ( Пс.15:10 ), что он воскреснет и вознесётся на небеса ( Пс.15:10,23:7–10,67:18,109:1 ; Ис.53:9 ). В св. книгах нового завета видим исполнение и этих пророчеств: чудеса по смерти – Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44–45 ; разделение одежд – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин.19:23,34 ; – о целости костей – Ин.19:33,36 ; – о прободении – Ин.19:34,37 ; погребение богатыми – Мф.27:57,60 ; Мк.15:43–46 ; Лк.23:50–53 ; Ин.19:38–42 ; нетление тела – Деян.2:25–31,13:35–37 ; воскресение и вознесение на небеса – Мф.16:6,28:6–7 ; Лк.24:6,34,51 ; Ин.20:14 ; Деян.1:9,2:24,32–35,13:30,37 ; Еф.4:8–10 . Пророки; Давид, Исаия, Иеремия, Иоиль, Захария, Даниил и Михей предсказали, что Христос по своём вознесении на небо сядет одесную Бога Отца ( Пс.109:1 ), что Он пошлёт своим ученикам Святого Духа ( Пс.67:18 ; Иоил.2:28–29 ), что Он будет первосвященником на небе и ходатаем за грешников ( Зах.6:13 ), будет краеугольным камнем в Церкви ( Пс.117:22 ; Ин.28:16 ) и её верховным пастырем ( Ис.34:23,40:11 ), светом и спасением народов ( Ис.11:10,42:1,6,49:6,55:4–5 ) и будет царствовать с правдою над всеми народами вечно, ( Чис.24:17 ; Пс.2:7–9,44:6–7,71:2–8 ; Ис.9:6,11:4,42:3 ; Иер.23:5,33:15 ; Дан.7:14 ; Мих.7:4 ). И эти пророчества о Христе Спасителе исполнились и исполняются доселе, как мы видим из книг св. Писания нового завета: седение одесную Бога Отца – Деян.2:34 ; Рим.8:33–34 ; Евр.1:3,10:12 ; посольство Св. Духа ученикам – Деян.2:1–4,16:18 ; первосвященство и ходатайство на небе – Рим.8:33–34 ; Евр.7:25 ; краеугольный камень Церкви – Мф.16:16–18,21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; INem.2:6–7 ; IKop.3:11 ; Еф.2:20 ; верховное пастырство в Церкви – Ин.10:11,14 ; Евр.13:20 ; 1Пет.2:25,5:4 ; свет и спасение народов – Мф.12:18,21 ; Мк.16:15–16 ; Лк.2:32,24:47 ; Ин.1:4–9,8:12,10:16,12:46 ; Деян.11:17–18,13:47 ; вечное с правдой царствование над всеми народами – Лк.1:32–33 ; Ин.5:30 ; Флп.2:9–11 ; Откр.19:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2–4 Павел неоднократно обращается к своим читателям, призывая их непрестанно молиться и ходатайствовать (ср.: Рим. 12:12 ; Еф. 6:18 ; Флп. 4:6 ) о других, в том числе за успех его важной работы по возвещению Евангелия ( Рим. 15:30–32 ; 2Кор. 1:11 ; Еф. 6:19 ; Флп. 1:19 ; 1Фес. 5:25 ). Несомненно, что он придавал большое значение взаимным молитвам, которые возносили друг за друга он и обращенные им христиане. Он уже говорил о своих постоянных молитвах за колоссян (1:9–14); теперь же в завершение послания он просит их регулярно молиться о нем. 2 Они должны «бодрствовать» в молитве. На их устах и в их сердцах должно постоянно звучать Маранафа («Наш Господь грядет»), когда они с надеждой ожидают пришествия Христа во славе (3:4). Их молитвы и прошения должны сопровождаться выражением благодарности Богу Отцу, Который совершает милосердие и искупление через Своего Сына во спасение их (ср.: 1:12–14). 3,4 Павел просит их молиться о том, чтобы он и его помощники (нам) смогли предстать перед престолом благодати, дабы Бог отверз дверь для вести евангельской (ср.: 1Кор. 16:9 ; 2Кор. 2:12 ), а потому и для вестника, освободив его из темницы. Как апостол язычников, Павел обладал привилегией знать тайну Божественного замысла, «открытую святым Его» (1:26; 2:2–3). Теперь он просит колоссян молиться живому Богу о том, чтобы ему (Павлу) удалось ясно и просто донести эту Божественную тайну до других. 5,6 Обращаясь к общим принципам христианского поведения, Павел призывает своих читателей проявлять мудрость и благоразумие в отношениях с нехристианами. Здесь под мудростью понимается знание воли Божьей (1:9) и умение жить благопристойно, «достойно Бога» (1:10), что реально и разумно. Они должны быть тактичными в обращении с другими, но твердыми в своих убеждениях, пользуясь временем, то есть всякой предоставившейся им возможностью для христианского свидетельства, действуя активно (букв. «покупая» имеющиеся возможности), потому что им должно осознавать, что времени у них мало. 6 Руководствуясь в своих отношениях с другими мудростью, они должны следить за своей речью, добиваясь того, чтобы слова их были и милосердными, и мудрыми, так же, как и сам он желает себе «возвещать», «как должно» (4).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Жизнь сердца слагается из положительных и отрицательных эмоций. Сердце печалится: великая для меня печаль ( λκη) и непрестанное мучение сердцу моему ( Рим.9:2 ). Скорби сообщают жизни неестественное состояние, что и воспринимается как боль, страдание ( Рим.2:9 ; 2Кор.2:4 ). Природа эмоций безразлична к нравственным отношениям: сопутствуют ли они добру или злу, в том и другом случае они одинаково воспринимаются как страдательное состояние. Однако значение их для жизни различается до противоположности в зависимости от того, являются ли они печалью по Богу или печалью мира сего ( 2Кор.7:10 ). В первом случае печаль спасительна, животворна, созидательная сила; во втором разрушительна. В первом случае задерживается неестественное в жизни человека, силою чего восстанавливается норма жизни; во втором задерживается естественное течение жизни, и она болезненно изменяется, разрушается. В том и другом случае оправдываются слова Спасителя: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф.6:21 ), так как печаль по Богу есть тоска любви, не находящей Любимого, Который есть Бог: а печаль мира сего есть выражение любви к миру, не удовлетворенной его благами, но все же алчущей их ненасытимым желанием. Печаль может быть пассивной, когда страдающий как бы поглощается скорбью ( Рим.9:2 ), и активной, когда она служит выражением сострадательной любви: «от великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам» ( 2Кор. 2:4 ). Скорбное сердце ищет сочувствия, утешения и находит его в любви ближних ( Еф.6:22 ). Оно ищет умиротворения и находит его в Божьей любви ( Кол.3:15 ). Любовь ищет удовлетворения, страдает, требует поддержки. Она же обнимает утешая. К положительным эмоциям относятся: радость, сорадование, вера, надежда, любовь ( Флп.1:25 ; Рим.12:12 ; Флп.2:1617 ; Фм. 6 ст.). Радость сопутствует вере, надежде и любви, как выражение той истины, что жизнь течет вполне нормально. Но этого нельзя сказать о всякой радости. Алкоголик радуется каждому глотку вина. Раб страсти радуется возможности удовлетворить ее. Радость может быть пристрастной, не естественной и потому разрушительной для жизни. Вот почему радующиеся должны быть как бы не радующимися ( 1Кор.7:30 ), т. е. ограничиться радостью бесстрастной жизни. В этом случае она будет радостью возрастающей жизни, радостью о св. Духе ( Рим.14:17 ). Радуется любовь, веруя в надежде ( 1Кор.8:67 ). Мы видели, что она же и страдает, будучи неудовлетворенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

А именно, один есть Родитель, а другой Рожденный, один не от Сына, а другой от Отца, один Глава другого, почему Он и называется Главою Христа (см. 1 Кор 11:3), хотя и Сам Христос есть Начало (Ин 8:25) но не Отца; один - Образ другого (Кол 1:15), хотя и ни в чем не различный и полностью и неразличимо равный Все это более подробно обсуждается теми, кто не так кратко, как мы, хочет изложить исповедание всей христианской веры. Итак, насколько один есть Сын, Он получил от Отца то, чтобы быть, а другой этого не получил от Сына. И поскольку Он (Сын) по неизреченному милосердию в результате временного Домостроительства воспринял человека, то есть изменчивую тварь, долженствующую изменяться к лучшему, в Святых Писаниях можно найти много сказанного о Нем такого, что подталкивало к ошибке нечестивые умы еретиков, которые желали сперва учить, а лишь потом учиться. [На основании этого] они полагали, что Он не равен Отцу и не одной и той же с Ним сущности (ejusdem substantiae) Вот несколько примеров таких выражений: Ибо Отец Мой более Меня (Ин 14:28); Глава жене муж, глава мужу Христос, а глава Христу Бог (1 Кор 11:3) Тогда Он Сам подчинится Покорившему все Ему (см. 1 Кор 15:28); Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:17) и тому подобное. На самом деле все это написано вовсе не для того, чтобы указывать на неравенство природы или сущности, чтобы, в свою очередь, не оказались ложными другие выражения, например: Я и Отец - одно (Ин 10:30); Видевший Меня видел Отца (Ин 14:9); Слово было Бог (Ин 1:1, ведь Само Оно не начало быть, поскольку все чрез Него начало быть - Ин 1:3); Он ... не почитал хищением быть равным Богу (Флп 2:6) и тому подобное. Все это написано отчасти вследствие служения воспринятого Им человека, согласно сказанному; Уничижил Себя Самого (Флп 2:7), но не поскольку изменилась сама Божественная Премудрость, ибо Она совершенно неизменна, а поскольку Он таким смиренным образом захотел явиться людям. Итак, все эти выражения, которые ложно перетолковывают еретики, написаны отчасти вследствие данного служения, а отчасти вследствие того, что Сын обязан Отцу тем, что Он есть, в том числе тем, что Он равен Самому Отцу; а Отец никому не обязан тем, что Он есть

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/27/f...

Вот Никео-Царьградский Символ и – Слово Божие: Верую во единого Бога Отца ( Ин.14:1; 17:3 ; Иак.2:19 ; Евр.11:6 ; Рим.3:30 ; 1Кор.8:6 ; Гал.3:20 ; Еф.4:6 ; 1Тим.2:5 и др.), Вседержителя ( 2Кор.6:18 ; Откр.1:8; 4:8; 11:17; 15:3; 16:7,14; 19:6; 21:22 ), Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым ( Мф.19:4 ; Мк.10:6 ; Рим.1:25 ; Еф.3:4 ; Кол.1:16 ). И во Единого Господа Иисуса Христа ( 1Кор.8:6 ; Ин.13:13–14 ; 1Кор.12:3 ; Флп.2:11 ). Сына Божия ( Мф.3:17 ; Мк.1:11 ; Лк.3:22 ; Ин.5:37 ; Мф.17:5 ; Мк.9:7 ; 2Пет. 1:17 ; Мф.16:16,20; 14:33 ; Ин.6:69 ; ; 2Ин.1:3,9 ; Откр.1:13; 2:18 ; Рим.1:3–4,9; 5:10; 8:3,29,32 ; 1Кор.1:9; 15:28 ; 2Кор.1:19 ; Гал.1:16; 2:20; 4:4,6 ; Еф.4:13 ; 1Сол.1:10 ; Евр.1:2,5; 4:14; 6:6; 10:29 и др.). Единородного ( Ин.3:16 ; 1Ин.4:9 ; Гал.4:4 ), Иже от Отца рожденного прежде всех век ( 1Ин.5:1 ; Евр.1:5; 5:5 ). Света от Света ( Ин.8:12; 9:5 ; 1Ин.1:5 ). Бога истинна от Бога истинна ( Ин.3:33 ; 1Ин.5:20 ; Рим.3:4 ; 1Сол.1:9 ; Евр.9:14 ), рожденна, не сотворенна ( Евр.5:5; 1:5 ; 1Ин.5:1 ), единосущна Отцу ( Ин.14:11; 17:10; 10:30,36,38 ). Имже вся быша ( Ин.1:3 ; Кол.1:16 ; Еф.3:9 ; Евр.1:2 ). Нас ради человек и нашего ради спасения ( Ин.3:16–17 ; Мф.26:28 ; Лк.22:19–20 ; Мк.14:24 ; 1Kop.11:24; Мф.20:28 ; Мк.10:45 ; Ин.11:51–52; 10:16 ; 1Kop.8:11; 15:3; Рим.5:18 ; 1Тим.2:5; 4:10 ; Тит.2:11 ; 1Сол.5:9 ; 2Сол.2:13 ; Евр.1:14; 2:10 ; 1Пет.2:2 ), сшедшего с небес ( Ин.3:13; 6:62 ; Мф.26:64 ; Ин.16:27–28 ; Еф.4:10 ) и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася ( Мф.1:18,20 ; Лк.1:35 ; Ин.1:14 ). Распятого же за ны при Πонтийстем Пилате и страдавша и погребенна ( Мф.27:26,60 ; Мк.15:15,45–46 ; Лк.23:24–25,52–53 ; Ин.19:16,42 ; 1Kop.1:23; 2:2,8; Гал.3:1 ; Откр.11:8 и др. 1Пет.2:21,23; 3:18; 4:1 ; 2Κор.1:5; Евр.9:26 ; 1Тим.6:13 ; 1Kop.15:4). И воскресшего в третий день по писанием (1Kop.15:3–4). И возшедшего на небеса ( Мк.16:19 ; Лк.24:51 ; Деян.1:9 ; Ин.3:13; 6:62 ; Мф.26:64 ; Еф.4:10 ; 1Пет.3:22 ), и седяща одесную Отца ( Мк.16:19 ; Мф.26:64 ; 1Пет.3:22 ; Кол.3:1 ; Евр.1:3,13; 8:1; 10:12, 12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

286 Ср.: 1 Кор. 1:21. 287 Ср.: 1 Кор. 1:25. 288 Ср.: 1 Кор. 2:14. 289 Ср.: Лк. 8:18; 19:26; Мк. 4:25; Мф. 13:12; 25:29. 290 Букв.: «горшечнику». 291 Вставка Кройманна. 292 Интерполяция, по мнению Кройманна. 293 Вставка Кройманна. 294 Ср.: Быт. 1:14. 295 Интерполяция, по мнению Кройманна. 296 Т. е. наш мир. 297 Т. е. Царствие Небесное. 298 См.: Пс. 45(44): 2. 299 Ср.: Tert. Adv. Marc., 1,2,1. 300 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Привил хорошее дерево на плохое». 301 См.: Быт. 1:3—4 и сл. 302 Ср.: Быт. 1:27. 303 См.: Быт. 1:26. 304 Ср.: Быт. 2:7. 305 Ср.: Быт. 2:19. 306 Ср.: Быт. 2:8. 307 См.: Быт. 2:18. 308 О сопоставлении Евы и Марии см. также: lust. Dial., 100,5; Iren. V, 19,1; Tert. De cam., 17, 5—6. 309 См.: Быт. 2:17. 310 Слова: «Благость равным образом дала и обоснование для соблюдения этого закона: В тот день, в который вы будете есть, смертью умрете. Весьма доброжелательно показала результат, к которому приведет нарушение, дабы незнание об опасности не способствовало пренебрежению послушанием», по мнению Кройманна, принадлежат ко второму изданию. Слова же «Далее, если сначала появилась причина для установления закона, то за ней последовала причина для его соблюдения, чтобы за нарушение назначалось наказание; впрочем, ранее Сказавший о нем не желал, чтобы оно воспоследовало» хорошо согласуются со словами в: Tert. Adv. Marc., II, 4, 5. 311 Еще один намек на то, что Маркион происходит из того же города, что и «собачий философ» Диоген. 312 Ср.: Откр. 22:15; ср.: Мф. 7:6, Флп. 3:2. 313 Ср.: Ин. 10:25,38; 14:11; ср.: Ин. 5:36. 314 Некоторые еретики, например, Гермоген, против которого Тертуллиан написал одно сочинение, считали, что материя, источник зла, вечна и Бог из нее творит мир. 315 Конъектура Кройманна. В рукописи: «посредством которого (предвидения)». 316 Вставка Кройманна. 317 Конъектура Кройманна. В рукописи: «свободой и возможностью». 318 Ср.: Втор. 30:15. 319 Ср.: «Какими заблуждениями одержимы люди, которые жаждут распространить за море свое право владения, считают себя счастливее всех, если займут военной силой множество провинций, присоединив новые к старым, — и не знают, в чем состоит безграничная богоравная власть! Повелевать собою — вот право величайшего из повелителей (ignari quod sit illud ingens parque dis regnum: imperare sibi maximum imperium est)» (Sen. Epist., 113, 30).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

За что же еще стать нам достойными блаженств, какие соблюдаются для нас под условием веры в невидимое, если верим только тому, что очевидно для рассудка? " Как бы продолжая мысль святого Василия Великого, блаженный Августин говорит: " Ценность веры и состоит в том, что она верует не видевши. Ибо что великого в том, если люди веруют тому, что видят, по мысли самого Господа, который, изобличая ученика, говорит: яко видев Мя, веровал еси; блажени не видевшии, веровавше " Вера есть дело не логических доказательств, но доверия к Господу, как величайшему источнику всех истин веры Сущность всех истин веры погружена в невидимое Тем, кто обусловливает веру доказательствами разума, святой Кассиан говорит: " Ты требуешь доказазательства тому, что сказано Богом? Я не дам тебе его. Бог сказал это; Бог изрек это; для меня Его слово и есть самое высшее доказательство. Отложим доказательства в сторону, уклоняясь от споров; чтобы веровать, для меня достаточно только знать Того, кто говорит. Вера не позволяет мне сомневаться в сказанном, не позволяет судить его. Зачем исследовать, каким образом истинно то, что Бог сказал, если не нужно сомневаться в истинности того, что сказано Богом " Разум должен относиться к божественным истинам веры с благочестивым благоговением, потому что Бог и все Божие несравнимо превосходит наш разум Поэтому основное правило для разума человеческого при обращении с вечными догматическими истинами: не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии, коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры Примечания 1. In Coloss. hom. 5,3. 2. ср. 1Кор.1:18,23; Деян.17:18.32. 3. Мф.16:24; ср. Мк.8:34; Лк.14:26-27; Ин.12:24-26. 4. ср. Кол.3:3-8; Рим.6:6.10-13; Гал.2:19; 6:14. 5. Мф.16:25. 6. Мк.8:35; Лк.9:24; ср. 17:33. 7. Ин.12:25. 8. Ин.12:24-25. 9. ср. Еф.3:18-19. 10. ср. Флп.3:7-8. 11. 2Кор.10:5. 12. ср. Еф.3:6. 13. 1Кор.2:16. 14. Ин.6:69; ср. Еф.4:13; 1:17. 15. Еф.3:10. 16. 1Кор.13:12. 17. Рим.11:33. 18. 1Кор.13:13. 19. ср. 1Кор.13:8; ср. св. Ириней, Contra haer. II,28,3. 20. Ин.7:17. 21. In Joan. lib.IV, c.4; P.gr. t.73, col.628 b 629. 22. In Joan. tract. 40, n.9; ch. De lib. arbitr. lib.I, c.2, n.4. 23. In Phil. hom. 11,2. 24. Климент Алекс., Strom. II,4. 25. Adv. Marcion. I,2. 26. Contra Eunom., lib.II, n.24. 27. In Joan. tract.79, n.1. Ср. св. Григорий Нисский: На вере в Господа " как на основании мы полагаем начала жизни нашей и ежедневными упражнениями в добре делаем для себя законом чистые мысли и действия " (De perfect. christ. form). 28. ср. Рим.10:17. 29. Евр.11:1; Рим.8:24; 2Кор.4:18; 1Пет.1:8. 30. De incarnat., lib.IV, c.6. Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2088 Ср.: Ис. 57:2 (по Септуагинте). 2089 Ср.: Лк. 24:4. 2090 Ср.: Мф. 18:16; Втор. 17:6; Числ. 35:30. 2091 Ср.:Лк. 24:9. 2092 Интерполяция. 2093 См.: Ис. 27:11 (по Септуагинте). 2094 Ср.: Л к. 24:13—19. 2095 См.: Лк. 24:21. 2096 См.: Лк. 24:25. 2097 Слова из Лк. 24:25, искаженные Маркионом. 2098 Конъектура Кройманна. В рукописи текст малопонятен. Согласно изданию 1521 г.: «сказав это, Он доказывает Свою принадлежность иному богу, но Тому же Самому Богу. Ведь это же самое». 2099 См.: Лк. 24:6—7. 2100 См.: Лк. 24:38—39. 2101 Т. е. как позднейшую вставку. 2102 Перестановка Кройманна. В рукописи: «Потому он настаивает на том, чтобы было сказано так, словно слова «дух костей не имеет, как видите у Меня» относятся к духу». 2103 Ср.: Лк. 24:40. 2104 См.: Лк. 24:39. 2105 Ср.: Лк. 24:41—43. 2106 Ср.: Лк. 24:47. 2107 Ср.: Пс. 19 18:5. 2108 Ср.: Лк. 6:13—16. 2109 Ср.: Деян. 9:15; Рим. 1:1. 2110 Исправление Кройманна. В рукописи: «знает». 2111 Чтение, предлагаемое Кройманном. По другому: «чтобы ты мог с уверенностью предлагать его , дабы не доказывать, что он принадлежит Тому, Кто предоставил все свидетельства его апостольства». 2112 Ср.: Гал. 1:1. 2113 См.: Лк. 21:8. 2114 Конъектура Кройманна. В рукописи: «как». 2115 Ср.: Рим. 11:1; Флп. 3:5. 2116 Ср.: 2 Тим. 1:11. 2117 Ср.: 1 Цар. 19:9—10,15—20; 20:31; 23:15 и в др. местах. 2118 Ср.: 1 Цар. 24:3—20; 26:2—25. 2119 Ср.: 1 Цар. 9:15—21. 2120 Ср.: Лк. 1:27. 2121 Ср.: Деян. 9:1—9. 2122 Ср.: Гал. 1:1. 2123 Другой возможный перевод: «поскольку от апостола не мог быть сокрыт тот, кто уже был открыт Христом». 2124 Искаженного Маркионом Евангелия от Луки, о котором шла речь в IV книге. 2125 Ср.: 2 Кор. 5:17; Ис. 65:17. 2126 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Христос же время этого разделения». 2127 См.: Лк. 16:16. 2128 Ср.: 2Кор. 5:17; Ис. 43:18. 2129 См.: Гал. 1:6. 2130 Quod aliud Euangelium omnino non esset. Ср.: Гал. 1:7: quod (греч. о, «которое») non est aliud. 2131 Ср.: Гал. 1:7. 2132 См.: Гал. 1:8. 2133 Интерполяция, по мнению Кройманна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

21–46 (Б 2 ) Бог открывает Свои пути. 21–30 Ключевые слова: (21, 25) по правде моей… по правде моей – обрамляют первую строфу этого раздела. Эта мысль затем обобщается (26) (с милостивым… милостиво… с искренним… искренно) и конкретизируется (светильник мой… тьму мою, 29) во второй строфе. Другими словами, эти строки учат нас видеть нравственную чистоту нашего Господа и наставляют идти путем благословений, совершая дела, угодные в очах Божьих. Это отнюдь не призыв к спасению по делам, потому что Давид уже принадлежит Господу, но получение благословения через послушание, которое должно быть свойственно искупленным. 21 Выражение воздал мне означает всецело, полностью удовлетворил мои нужды, полностью вознаградил меня. 22–24 Такое воздаяние нельзя получить без последовательного и твердого стремления к святости через совершение (хранил… непорочен) или несовершение (не был… не отступал… не согрешить) определенных поступков. «Остерегался, чтобы не согрешить» – речь идет о конкретной ситуации, в которой грех уготовил для Давида свои сети. 26 С искренним, точнее «непорочным» или совершенным. 28 Угнетенных – речь о тех из народа Божьего, кого унижают надменные и гордые. 29,30 Господь вселяет постоянную уверенность в каждого (светильник), в корне изменяет обстоятельства жизни (тьма… светильник), осуществляет Свой контроль над людьми (войско) и обстоятельствами (стену). В ст. 31–46 раскрывается другая сторона истины о Боге. Все действия Его не только праведны (21–30), но и целенаправленны: непорочен путь Его (31) и нас Он стремится наставить на верный путь (33). В псалме таким образом раскрывается поочередно и то, что совершает Сам Господь (31–32; 36, 40, 44), и то, что делает Давид, которого Господь наделил силой (33–35, 37–39, 41–43). Иначе говоря, для обретения совершенства, к которому призывает нас Господь, нам необходимо жить, ориентируясь на ту работу, которую Он совершает ради нас (ср.: Флп. 2:12–13 ). Это и есть объяснение выражения чисто слово Господа, которое открывает этот раздел (31). Так Господь изъявляет Свою волю, к послушанию которой мы и призваны. Содержание стихов 38–46 выходит за рамки сюжета, связанного с Саулом, поскольку в них отсутствуют такие эпизоды, как преследование Давидом своих врагов, битва с врагами и т. д. Вероятнее всего, здесь имеется в виду неизбежность этих свершений в будущем, уже после вступления Давида на престол и избавления от Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010