I. Лицо, к которому Павел писал Тимофей, один из апостольских сверстников. Имя его означает: честь Божия, или почитающий Бога, или любезный Богу. Рожден от отца родом грека и матери иудеяныни, в Листре городке Иконии ( Деян.16:1,2 ); мать имел Евникию и бабку Лоиду, коих непорочная вера похваляется от Павла во 2 Послании к Тимофею ( 2Тим.1:5 ). С младых лет изучил Священные Писания ( 2Тим.3:15 ); от Павла, в Листре пребывающего ( Деян.14 ), к вере во Христа приведен ( 1Тим.1:2 ; 2Тим.3:11 ). Когда Павел его нашел достойным и узнал, что он совершенную от Церкви похвалу заслуживает, то заблагорассудил его избрать себе в спутника и служителя Евангелия; а как необрезание у иудеев в великой было ненависти, то, чтобы их привлечь ко Христу, Тимофея или своею рукою обрезал, или обрезать повелел, рассуждая о употреблении обрезания и о оставлении оного, по обстоятельству мест, времен и лиц ( Деян.16 :1с). После того Тимофей, млад будучи возрастом, но стар в вере и добродетели, Павлу сделался споспешником во благовестии Евангелия, как явствует из Деяний и надписей посланий, и разные по Евангелию и Церкви Иисуса Христа отправлял посольства ( 1Кор.4:17; 16:10 ; 1Фес.3:2 ). За веру, охоту, отвержение себя и тщание о спасении человеческом, особенно Павлу пред другими был любезен ( Флп.2:19–22 ); узы за Христа претерпел, и свободился от оных ( Евр.13:23 ). Наконец от Павла епископом поставлен в Церкви Ефесской 1Тим.1:3 . Он именуется от Павла присным чадом ( 1Тим.1:2 ; 2Тим.1:2 ), возлюбленным чадом, и верным о Господе ( 1Кор.4:17 ) братом и служителем Божиим, и споспешником во благовестии Христове ( 1Фес.3:2 ; Рим.16:21 ; 1Кор.16:10 ), и рабом Иисуса Христа ( Флп.1:1 ). II. Место и время писания Писано сие послание в Македонии, в городе Филиппах ( 1Тим.1:3 ), в 70-м году по Рождестве Христове, а в 17– м по вступлении в служение Тимофея. III. Случай Павел из Италии во Ефес возвратившись, нашел многие и великие погрешности; поскольку тут были льстецы, склоняющие к Моисееву закону, и люди любопытные, о пустых и негодных вопросах единственно между собою рассуждающие, презрев главное и к строению Божию, еже в вере, нужное учение ( 1Тим.1:3–10; 4:7; 6:3–5 ). Многие притом были, кои христианских должностей не исполняли, и жили бесчинно 1Тим.2:8–15; 3:11,12; 5:4 _ 16,20; 6:1,2,6–10,17–19. Также Александр и Именей от веры отступили, и других на свою сторону привлекать старались ( 1Тим.1:19,20 ). Нет сомнения, чтобы и сам Павел самолично постарался сие зло искоренить; но как сие требовало долгого времени, а Павел по обещанию поспешал в Македонию, то Тимофея оставил во Ефесе, дабы о всем том старался, о чем надобно стараться; и чтоб он сие сходственно и с важностью мог исполнить, то сим посланием, как некоторою грамотою апостольскою, его снабдил, которой тем наипаче ему был нужен, что много было там гордых, которое Тимофея презирали. ( 1Тим.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Ваше Святейшество! Обозревая мысленно пройденную жизнь, в своих воспоминаниях, в который уже раз, оказываюсь в древних молдавских обителях Жабка и Каприяны, где мне было определено нести пастырское служение. С одной стороны, мне открывались Божественные благодатные дары: дар природной жизни, живительного солнца, росы утренней и благодатного дождя, дар возрождения в Таинстве Крещения, дар почти ежедневного общения с Господом в Евхаристии, дар окружавшей меня атмосферы монашеской молитвы, благодаря которой Христос удостаивает нас именоваться уже не рабами, а друзьями Его. А с другой стороны, также чувствую ряд моих недостатков — робость, леность, косность. Я стал подобным израильскому народу, к которому Господь Бог имел особое благоволение, но и он от Него отрекся (Пс. 105). Если даже св. Апостол Петр до своего отречения имел потребность воскликнуть: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!» (Лк. 5:8), то что же сказать мне, когда уже после отречения апостола Господь все же настойчиво повторяет, что хочет видеть его пастырем овец Своих? И потому я, исполненный покаяния, смиренно взываю: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Дело в благости Твоей. Ты хочешь, чтобы я Тебе служил, и я буду служить, Ты мне только помоги. Цель моей жизни, Господи, — Святая Твоя Церковь, что на земле воинствующая, что на Небе — торжествующая. И я приду туда, я приду к Тебе, Господи, сквозь земные невзгоды и жизненные трудности, потому что у Тебя — свет, с Тобой, Господи, хорошо. (Мф. 17:4) Прими меня, Господи, и прости, иного бо милующего я не знаю». И с особым почтением и благодарностью в сердце склоняю голову перед митрополитом Кишиневским и всея Молдовы Владимиром, благоволением которого особенно дорожу и чью помощь и поддержку в делах своих постоянно ощущаю. Нет также слов, чтобы выразить то трепетное чувство, до края наполняющее сердце мое, при мысли, что сонм русских святителей определил мне войти в круг апостольский, поверил в искренность моей любви к Богу и Его Святой Церкви, не усомнился в том, что и я с радостью (Флп. 1:29) изъявлю готовность, по примеру Пастыреначальника Христа и вместе с Ним, «душу свою положить за овцы» (Ин. 10:11). Но прошу Вас, святители Церкви и земли Российской, умолите Господа Бога обо мне, да даст Он мне немощь Богоприемную, Любовь и Ум Христовы (Флп. 2:5 и 1Кор. 2:16), смирение Господне и верность до конца в совершенном послушании Ему Единому. Верю, что по молитвам Святейшего Патриарха и родной Церкви не оставит меня Господь, сподобит служить Ему, умерев себе, и даст мне изо дня в день убывать, чтобы Ему расти, покоряя Себе все силы естества моего, пока не овладеет мою всем, без остатка.

http://patriarchia.ru/db/text/210862.htm...

1Кор.2:9 . Наконец в отделе о «христианском нравоучении» Апостола, автор дает в общем психологически верное и тонкое наблюдение, что «всю сумму христианских чувств благоговения, преданности и любви к Богу он обозначает ветхозаветным термином «страх Божий»; термина «любовь» в отношении к Богу он почти не применяет. Если он говорит о Христе: «Егоже любите, не видевши» ( 1Пет.1:8 ), то имеет в виду Христа, как Богочеловека, Которого читатели послания не видели. Но о любви к Богу он ни разу не говорит» (стр. 348). Но в дальнейшем и более частном раскрытии это утверждение должно встретиться с тем явлением, что и во всей книге Деяний ни разу не встречаются ни γπη, пи γαπν, и только однажды γαπητς о Варнаве и Павле. ( Деян.15:25 ). Также и дальнейшее утверждение автора: «сообразно с таким определением отношения к Богу, Ап. Петр в ряду добродетелей особенное значение придает повиновению и «послушанию» встречает серьезное ограничение в постоянных призывах Апост. Павлом своих читателей —375— к «страху Божию» и повиновению во всех Его законных отношениях ( Рим.1:5, 6:16–17, 13:1,5 ; 2Кор.5:11, 7:1, 10:5–6 ; Еф.5:21–24,33, 6:1–5 ; Кол.3:18–22 ; Флп.2:12 ; Флм.21 ; Евр.4:1, 11:8, 12:9 ; 1Тим.5:20 ; Тит.2:5,9, 3:1 ; Иак.4:7 ; Иуд.23 ). Последнее замечание, что «Ап. Петр, как человек открытого, прямого характера, не знавший различия между словом и делом, видимо, особенно гнушался пороком лицемерия, и потому в назиданиях своих он постоянно повторяет о каждой добродетели, что она должна быть «нелицемерною» и, говоря о Боге, в речах и посланиях часто напоминает, что «сердцеведец Бог» несть «лицеприимец», что он знает сердца людей и судит «нелицемерно коемуждо по делом его» (ст. 349). – весьма ослабляется в виду Гал.2:11–14 ; Рим.2:11 ; Ефес.6:9 ; Кол.3:25 ; Иак.2:1,9 ; Рим.8:27 ; 2Кор.4:5 ср. еще Рим.12:9 ; 2Кор.6:6, 8:8 ; 1Тим.1:5 ; 2Тим.1:5 ; Иак.3:17 др. Сделанные замечания дают оценку и заключению автора (стр. 349): «Итак мы видим между речами Ап. Петра в Деяниях и посланиями удивительное совпадение в основных пунктах и духе учения...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме того, Воскресение было источником постоянной силы для верующих ( Флп.3:10 ; Рим.8:11 ) и причиной, по которой они всецело посвящали себя Богу ( 1Кор.15:58 ). Верующие будут воскрешены, как Иисус ( 1Ин.3:2 ; Флп.3:21 ), и Его Воскресение служит залогом реальности небес ( 1Пет.1:3–5 ). И, как мы уже видели на примере Павла, в Книге Деяний также утверждается, что никто не может быть апостолом, если не был свидетелем этого события ( Деян.1:21–22 ). Дополнительным аргументом в пользу Воскресения и особенно важным указанием на его центральную роль, которым обычно пренебрегают участники «Семинара по Иисусу», служит присутствие ранних вероисповедальных формул в Книге Деяний, в текстах проповедей. Однако есть убедительные доводы в пользу того, что проповеди (особенно Петра) содержат достоверные пересказы ранних упоминаний о смерти и Воскресении Иисуса, в том числе о Его явлениях. Додд также утверждает, что эти исповедания, возможно, относятся к тому же раннему периоду, что и вероисповедание Павла в 1Кор.15:3 и далее 303 . 4. Факты Воскресения В-четвертых, нам по-прежнему предстоит рассмотреть сами данные. Кроссан признает, что мы располагаем свидетельством Павла о его личном переживании, и это свидетельство очень раннее 304 . Далее он пишет, что были, возможно, «трансы и видения», и выделяет переживание Павла как главный пример 305 . Хотя здесь недостаточно места, чтобы привести аргументы в пользу историчности этих событий или того факта, что их причиной был воскресший Иисус 306 , мы просто отметим, что Кроссан, судя по всему, не отвергает реальность этих переживаний и не выступает в поддержку материалистической гипотезы. Эти переживания требуют соответствующего объяснения. И, как мы отмечали, недостаточно объяснять их просто как указания на иерархию в ранней церкви. 5. Другие религиозные явления В-пятых, хотя Кроссан не отрицает переживания учеников, он преуменьшает их уникальность, утверждая, что «трансы и видения» присущи «всем религиям» 307 . Подобное сравнение вызывает удивление, так как выше Кроссан отмечает, что евангельские повествования о явлениях Иисуса не являются «полученными в трансе откровениями». По его словам, они «не несут признаков подобных явлений» 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Брянцев всюду вводит в область исследования собственное и при том глубокое, основательное размышление и рассуждение, при чем обнаруживает замечательную по силе и зрелости суждения критическую способность (напр. стр. 142 и дал. – разбор мнения проф. Ф.И. Успенского об Иоанне Итале; стр. 174 и дал. – разбор суждений Анны Комнин и Акомината о том же И. Итале, и др.), а по местам высказывает даже и особые, не безынтересные для ученой любознательности, взгляды (как напр. стр. 278 о культурном влиянии востока на запад). Особенно много труда положено автором и много им сделано в научном отношении для выяснения довольно темной в истории личности Иоанна Итала, о котором в литературе и мало в общем имеется сведений и имеющиеся сведения являются довольно сбивчивыми. Ясность представления автором предмета исследования имела своим прямым последствием и ясность изложения, а потому труд его читается легко, что также составляет приятную и похвальную сторону в нём. Принимая во внимание всё это, мы признаем труд г. Брянцева, даже и при теперешней незаконченности его, заслуживающим не только степени кандидата богословия, но и особенной похвалы. 2 . О сочинении студента Димитрия Розанова: «О древнегреческих общественных играх в виду 1Кор.9:24 – —194— 27; Флп.2:16; 3:12–14 ; 1Тим.4:8; 6:11–12 ; 2Тим.4:7–8 и др.». Сочинение г. Розанова после краткого введения (стран. 1–8), раскрывающего значение предмета исследования, распадается на две главные части, из которых первая (стр. 8–140) сообщает сведения о древнегреческих общественных играх, а вторая (141–235) занимается рассмотрением и объяснением имеющих то или другое отношение к тем играм мест из посланий св. апостола Павла, указанных в заглавии сочинения, и других, близких к ним, каковы: Еф.6:11–17 ; 1Сол.5:8 ; Кол.1:10 и иных. В заключении указывается различие жизни истинно-христианской и языческой и неудовлетворительность последней по сравнению с первой. В первой части сочинитель сперва излагает «общие замечания об играх» (стр. 8–32); за тем указывает место совершения главнейших, Олимпийских, игр (32–48), время происхождения и постепенное развитие их (48–54); говорит о том, в каком порядке они совершались и в чём состояли происходившие на них состязания (54–82), повествует о других также весьма известных в древней Греции и сопровождавшихся таковыми же состязаниями играх: Пифийских (83–100), Немейских (100–112) и Истмийских (113–134); наконец сообщает краткие сведения и о второстепенных или малых греческих играх, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5:9), и хотя, увлеченные представителями Церкви, апостолами, хотят вместе с ними идти на проповедь, но, как свидетельствует ап. Павел, «некоторые по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа» (Флп. 1:14–15), во всяком же случае, с опасливостью и с незнанием, куда приведет их такое искание Господа (Песн. 5:17). Далее, в следующем явлении, мы увидим, что чувство зависти к свободе и славе Церкви из язычников более и более развивается в верующих из Иудеев и отторгает их от единения в любви с этою Церковью. Замечание в объяснение таинственного смысла второго явления во втором действии. — В предыдущем явлении мы видели изображение того исторического момента состояния Церкви, когда она явилась в ночи языческого богоневедения с проповедью о Возлюбленном Христе и терпела кровавые гонения от неверующих; в настоящем же отделе Церковь под образом Возлюбленной, занимающейся хозяйством в своем саду (Песн. 6:10) является в историческом моменте преимущественно внутреннего религиозно-умственного и нравственного своего устроения. Но здесь она встречает задерживающее препятствие к свободному раскрытию духа евангельской свободы и любви, во-первых, со стороны рабского духа иудейской формалистики в исполнении закона, что изображается неодобрительными и ропотными пересудами относительно поведения Возлюбленной от дщерей Иерусалимских, и, во-вторых, со стороны языческого легкомыслия и нравственной распущенности, прикрытых блеском мудрования об истинных достоинствах развития Церкви, что представлено под образом роскошествующих «знатных народа моего», т. е. Возлюбленной, и в их льстиво-коварной речи к ней (Песн. 6:11–7:9). Во внутренней борьбе с этими ( особенно с языческим), враждебными развитию истинной христианской жизни направлениями, Церковь остается непоколебимою и неуклонно посвящает свои силы на служение Богу и спасение немощных (Песн. 7:9–10), и, во свидетельство своего мудрого и плодоносного попечения об устроении жизни верующих, представляет пред возлюбленным Господом ветхие и новые плоды, т. е. древние проявления и формы жизни, одухотворенные новым учением Христовым (Песн. 7:13; ср. Мф. 13:52). Этими усилиями Церкви в борьбе с враждебными ее духу направлениями достигается теснейшее и блаженнейшее единение верующих со Христом, как своим Женихом — братом (ср. Притч. 4:6, 8; 7:4–5) и Учителем (— « тамо мя научиши» ср. Мф. 23:8, 10 и Ис. 54:13), и их упокоение под нежно-материнским покровом благодати Божией, как любящей матери всех прибегающих к ней (Песн. 8:1–2; ср. Ис. 49:15; 66:13 и Тит. 2:11–13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

О Господе) ν Кυρ. Для Господа, по воле Господа, перед Господом. Достойно ... звания) как требует святость того, к чему вы призваны ( Еф.4:4 ), достойно учения, даров благодати, Царствия Христова. Еф.4:2 . Объясняются свойства, достойные звания ( 1Пет.3:8–9 ; Флп.1:27 ; Кол.3:12 и д.). Со сяким ... терпяще) со всецелым, постоянным. Тогда терпение дело совершенно иметь ( Иак.1:4 ), и мир прочен ( Еф.4:3 ). Смиренномудрием) противное этому высокомудрие ( Рим.11:20 ). Смирять себя в мыслях и сердце «это основание всякой добродетели» (Златоуст). Кротостию) смирять себя перед другими в словах и поступках. С долготерпением) μετ μαχροθυμας с великодушием, для которого все оскорбления малы, ничтожны. Любовию − которой все прочие добродетели, суть плоды и свойства ( 1Кор.13:4 и д.). Еф.4:3 . Тщащеся) Нужно особенно тщание: единство духа, глава всего. Единение духа) как в Церкви Иерусалимской ( Деян.3:46, 4:32 ). Этому противны распри и разделения ( Еф.4:14 ; 1Кор.1:10–12 ). В союзе мира) или посредством союза, скрепляющего мир, т. е. любви ( Кол.3:14–15 ), или в мире, как во всеобщем союзе, все соединяющем. Вне мира не духовное, а плотское ( 1Кор.3:3 ). Б.) Побуждения сохранять мир и единение духа. а) Единство Церкви и Бога ( Еф.4:4–6 ). Мы должны хранить единство духа, ибо един Дух действует в Церкви, един Господь наш, законоположник, един Бог Отец всем управляет. «Самое главнейшее есть общее всем: крещение, спасение верой, иметь Отцом Бога, быть причастным того же Духа» (Златоуст) ( Еф.4:4–6 ). Дух ( Еф.4:4 ), Господь ( Еф.4:5 ), Отец ( Еф.4:6 ). Сии три едино суть ( 1Ин.5:7 ). Еф.4:4 . Тело) Церковь ( Еф.1:23 ). «Во всей вселенной верные и сущие, и бывшие, и будущие» (Златоуст). Дух) Дух Святой, все оживляющий и устрояющий ( 1Кор.12:13 ). Во единем уповании) Еф.1:23 . Мы члены одного тела. Одной силой одушевляемся, и к одной цели стремимся. Будем ли не согласны? Еф.4:5 . Один у нас Господь, Искупитель и Царь: мы сограждане. Одна вера (религия): мы под одним законом благодати. Одно крещение: одинаковую благодать мы получили ( Кол.2:11–12 ). Будем ли враждовать или друг другу завидовать?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

По словам Апостола, это – «человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемого Бога или чтилища» ( 2Фес.2:3–4 ). Но возвратимся к идее кенозиса. Крайним проявлением последнего была крестная смерть Христа. Тот, Кто не почитал для Себя хищением быть равным Богу, не только воплотился и вочеловечился, но, по словам Апостола, «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» ( Флп. 2:8 ). Если ум человеческий не в состоянии постигнуть тайну Боговоплощения, то тем более непостижимым кажется ему факт Богораспятия. Неудивительно поэтому, что проповедь о Христе распятом была для иудеев соблазном, а для эллинов безумием ( 1Кор.1:23 ). Божией Силою и Божией Премудростью распятый Христос сделался только для призванных в Церковь , для верующих ( 1Кор.1:24 ); но и для них даже эта Премудрость, по словам ап. Павла, – в тайне (ν μυστηρ) сокровенна ( 1Кор.2:7 ). Господь, Царь славы – на кресте! ( 1Кор.2:8 ) – это поистине нечто недомыслимое и таинственное. Справедливо поэтому проповедь о кресте Христовом, как и о Боговоплощении, Апостол назвал таинством Божьим – τ μυστριον το Θεο ( 1Кор.2:1 ) 21 . Такой же смысл, можно думать, имеет выражение ап. Павла τ μυστριον το εαγγελου в Еф.6:19 и параллельное ему τ μυστριον το Χριστο в Кол.4:3 . В том и другом месте Апостол просит христиан молиться о нем, дабы ему с дерзновением дано было возвещать тайну благовествования или тайну Христову. А так как он ничего не хотел знать и ничем хвалиться, кроме креста Христова ( 1Кор.2:2 ; Гал.6:14 ), то в обоих этих случаях, несомненно, и разумел главным образом проповедь о Христе распятом. Крест Христов примирил человека с Богом и с миром невидимым, возвел его на высоту обожения и славы. Здесь мы снова встречаемся с тайной, которую ап. Павел старался хотя отчасти раскрыть в посланиях к Ефесянам и Колоссянам. В Еф.1:9 он пишет, что Бог открыл нам «тайну воли Своея» (τ μυστριον το θελματος ατο), которая, как можно судить по связи речи Апостола (особенно по стиху 5, 10 и 11), состояла в том, чтобы усыновить человека и сделать его наследником царствия и, таким образом, все небесное и земное воссоединить под одною Главою – Христом. Толкуя это место, Златоуст говорит, что сильным сердечным желанием Бога было «как-нибудь сказать нам тайну (воли Своей). Какую же? – Ту, что Он желает человека посадить горе». «Такая тайна, замечает св. Отец, в самом деле исполнена всякой мудрости и разума» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

2:14 Павел вновь обращается к книге Бытие, на этот раз к истории грехопадения ( Быт. 3,1–6 ). Его аргументация может показаться предвзятой, так как и Адам, и Ева оба согрешили. Но аргумент Павла, что именно Ева была «обманута» змеем, реакция на то, что лжеучителям в Ефесе удалось привлечь на свою сторону, прежде всего, некоторых женщин (5,11–15; 2Тим. 3,6.7 ). В других же посланиях Павел безоговорочно возлагает ответственность за грехопадение на Адама ( Рим. 5,12–19 ; 1Кор. 15,21.22 ). 2 спасется. Вероятно, это не означает буквально: «будет спасена». Павел использует слово, означающее «избавление от греха», и тем самым противопоставляет впадению в грех через обман (ст. 14) спасение от этого греха. через чадородие. Интерпретация этих слов «через рождение Младенца» (Иисуса) при всей ее привлекательности в теологическом аспекте крайне сомнительна. Павел явно еще раз обращается к книге Бытие, на этот раз к словам Бога о деторождении, сказанным Еве после грехопадения ( Быт. 3,16 ). если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. Эта формула показывает, что Павел не считает деторождение достаточным условием спасения, потому что это противоречило бы доктрине об оправдании верою. Скорее, смысл этих слов в том, что тем женщинам в Ефесе, которые поддались обману лжеучителей, следует вспомнить о своем предназначении и особенно позаботиться о своем внутреннем духовном состоянии (1,5.19; 2,8–10). Глава 3 3:1–13 Павел обращается к теме руководства в церкви. 3 Верно слово. См. ком. к 1,15. епископства. Словом «епископ» обозначается служитель, которому доверено общее руководство церковью (ст. 5; Флп. 1,1 ). Это слово употребляется наравне со словами «пресвитер», «блюститель» ( Деян. 20,17.28 ; Тит. 1,5–7 ). 3 непорочен. Обобщающая характеристика качеств, необходимых епископу. Слово это не означает «без греха», каковому условию никто не мог бы соответствовать. Важнейшее значение Павел придает тому, чтобы епископы имели хорошую репутацию среди нехристианского окружения (ст. 7). О качествах, необходимых епископам, см. Тит. 1,6–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

(Гл. III). Пост св. Четыредесятницы установлен св. Апостолами по следующим причинам: 1) для того, чтобы мы подражали 40-дневному посту Спасителя ( Ин.13:15 ; 1Пет.2:21 ; Еф.5:1 ; 1Кор.11:1 ); 2) для общего и всенародного покаяния во грехах; 3) для очищения и нравственного приготовления к достойному сретению праздника св. Пасхи; 4) для оправдания в жизни христиан пророчества Христова, что ученики Его будут поститься во дни удаления от них Жениха ( Лк.5:35 ), или во время воспоминания о Его страданиях и смерти и 5) для посвящения Богу десятой части нашего лета, по рассуждению св. отцев церкви (882 а –883 б ). Кроме поста, св. Четыредесятницы православная церковь содержит три годичных поста: перед праздниками – свв. Апостолов Петра и Павла, успения Божией Матери и рождества Христова. Не без основания установлено св. церковию это четверичное число постов в году. 1) В Ветхом Завете Евреи соблюдали четыре поста в разные месяцы года ( Зах.8:19 ). Если они постились четырехкратно в год, то тем более должны это делать христиане, имеющие более совершенный закон и призванные к более высоким добродетелям. Правда, мы свободны от подражания Иудеям ( Гал.4:31 ); но эта свобода касается религиозных обрядов, а не молитв, постов и других Ветхозаветных учреждений, имеющих отношение к покаянию и благочестию жизни. 2) Четверичное число постов соответствует четырем временам года. Поэтому в каждом из них мы благодарим Бога за прожитую часть года и испрашиваем Его помощи и благословения на благополучное течение будущего времени. 3) Кроме этих общих оснований каждый из постов имеет свои особенные. Так, пост св. Четыредесятницы установлен церковию по вышеизложенным причинам. Пост после праздника св. Пятидесятницы (или Петров) – для того, чтобы мы выражали как благодарность Богу за ниспослание нам Духа Святого – Утешителя, так и скорбь о видимом, телесном удалении из мира Христа в день вознесения. Кроме того, этим постом мы воздаем почитание и благодарность св. Апостолам, просветителям вселенной. Пост в августе месяце (или Спасов) учрежден церковию с целию приготовить нас к достойной встрече праздников преображения Господня и успения Божией Матери. Чрез пост мы должны очищаться и исправляться душею и тем соответствовать преображению Господа и иметь надежду на будущее славное преображение наше ( Флп.3:21 ). Августовским постом мы подражаем также и Божией Матери, которая, если все дни своей жизни проводила в посте, то особенно перед своею блаженною кончиною. Пост пред рождеством Христовым установлен церковию для приготовления нас к достойной встрече как родившегося ради нас Господа, так и будущего нашего Судии и Мздовоздаятеля (883 а –886 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010