Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Рим.15:17-29 Ев.- Мф.12:46-13:3 Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь апостолов, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолам, глас 2 Твердыя и боговещанныя проповедатели,/верх апостолов Твоих, Господи,/приял еси в наслаждение благих Твоих и покой;/болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,//Едине сведый сердечная. Тропарь святителя Николая, глас 4 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,//спастися душам нашим. Кондак святителю Николаю, глас 3 В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./Сего ради освятился еси,//яко великий таинник Божия благодати. мученикам Проклу и Иларию Калиптским Кондак мученикам Проклу и Иларию Калиптским, глас 4 Яко денница звезда, возсия/мучеников Прокла и Илария честное страдание,/предозаряющи нас чудес светлостьми./Темже празднуем память вашу://Христа Бога молите, да спасет души наша. преподобному Михаилу Малеину Тропарь преподобному Михаилу Малеину, глас 8 Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно,/мятеж мира оставил еси, блаженне,/презрев плоти мудрования,/мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом,/и всем образ дав собою, глаголя://добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне. Ин тропарь преподобному Михаилу Малеину, глас 8 В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/приим бо крест, последовал еси Христу/и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/прилежати же о души, вещи безсмертней.//Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Михаиле, дух твой. Кондак преподобному Михаилу Малеину, глас 2

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Флп.3:1-8 Ев.- Лк.11:14-23 мчч.: Лит.: Ап.- Еф.4:7-13 Ев.- Мф.10:1,5-8 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь апостолов, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолам, глас 2 Твердыя и боговещанныя проповедатели,/верх апостолов Твоих, Господи,/приял еси в наслаждение благих Твоих и покой;/болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,//Едине сведый сердечная. Тропарь святителя Николая, глас 4 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,//спастися душам нашим. Кондак святителю Николаю, глас 3 В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./Сего ради освятился еси,//яко великий таинник Божия благодати. мученикам Маркиану и Мартирию Тропарь мученикам Маркиану и Мартирию, глас 1 Мученик двоица единонравная,/Маркиан с Мартирием славным, Ариево нечестие разрушиша/и Соприсносущна Сына Отцу и Духови веровати научиша,/Павлу повинующеся истинных повелений учителю,/темже мечем убиени, умроша;/и присно со Христом живуще,/о нас Того молят//спасти души наша. Ин тропарь мученикам Маркиану и Мартирию, глас 4 Мученицы Твои, Господи,/во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/имуще бо крепость Твою,/мучителей низложиша,/сокрушиша и демонов немощныя дерзости./Тех молитвами//спаси души наша. Кондак мученикам Маркиану и Мартирию, глас 4 Подвигшеся добре от младенства,/Маркиане с мудрым Мартирием,/отступника Ария низложисте,/невредно сохранше Православную веру,/Павлу последующе, мудрому учителю,/темже с ним обретосте живот,//яко Троицы поборницы изряднейшии. преподобному Мартирию, диакону Печерскому, в Дальних пещерах почивающему

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-11-...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 свт.: Лит.: Ап.- Евр.13:17-21 Ев.- Лк.6:17-23 рядовое: Лит.: Ап.- Рим.12:1-3 Ев.- Мф.10:37-11:1 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская, глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем,/грешнии и смиреннии, и припадем,/в покаянии зовуще из глубины души:/Владычице, помози, на ны милосердовавши,/потщися, погибаем от множества прегрешений,/не отврати Твоя рабы тщи,//Тя бо и едину надежду имамы. Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская, глас 6 Предстательство христиан непостыдное,/ходатайство ко Творцу непреложное,/не презри грешных молений гласы,/но предвари, яко Благая, на помощь нас,/верно зовущих Ти:/ускори на молитву и потщися на умоление,//предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская, глас 6 Не имамы иныя помощи,/не имамы иныя надежды,/разве Тебе, Владычице,/Ты нам помози,/на Тебе надеемся/и Тобою хвалимся,/Твои бо есмы раби,//да не постыдимся. Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-08-...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Павлу (Григорьеву), епископу Колыванскому 8 января 2016 г. 14:46 8 января 2016 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Павла (Григорьева) во епископа Колыванского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Павла на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Павел! Сегодня совершилось то, что предопределено было волей Премудрого Владыки мира и запечатлено решением Священноначалия, что даровало тебе благодать Животворящего Духа Утешителя и возвело тебя в новое высокое звание, что соделало тебя преемником апостолов, первых учеников Господа Иисуса, и сопричислило к сонму архиереев, ныне здравствующих хранителей Священного Предания, — совершилась твоя епископская хиротония. По завершении ее выслушай же мое напутствие, произносимое по древней церковной традиции не только в назидание новопоставленному архиерею, но и в помощь и в содействие на его новом поприще. Сердцеведец всех избрал тебя принять жребий сего служения (Деян. 1:24-25) и стать архипастырем овец словесных на сибирских землях, где ты некогда ступил на стезю иноческого делания и сподобился принять ангельский образ. Посему тебе должны быть понятны нужды и чаяния клира и паствы Новосибирской епархии. Пребывай же в согласии с Высокопреосвященнейшим Тихоном, митрополитом Новосибирским, участвовавшим в твоей хиротонии, памятуй, что ты призван быть его неленостным помощником и вносить вклад в общее дело Святой Церкви, неся людям благую весть о Воскресении Христовом. С открытым сердцем прими и усвой важное предостережение, которое апостол Павел направил жителям Филипп: ничего не делай по любопрению или по тщеславию (Флп. 2:3), ибо высота твоего нового положения основана не на зависимости некоторых вопросов епархиальной жизни от твоих желаний или почтительном отношении к тебе клира и паствы. Высокое архипастырское служение зиждется на неустанной работе по развитию епархии, ответственности пред Богом за духовенство и мирян, за устроение полнокровной литургической жизни. «Аксиос!» — провозгласили днесь сонм епископов и собравшийся в этом дивном храме народ, свидетельствуя о твоем достоинстве нести отныне архипастырский жезл. Запомни же эти восклицания и всякий раз, принимая важное решение, совершая дело и даже произнося слова, задумайся: сохраняется ли для тебя значение этот возгласа, соответствуют ли твои поступки этому древнему призыву и древнему свидетельству «Аксиос» ? Епископское достоинство — это не абсолютное бессрочное благо. Это хрупкий дар, который тебе надлежит бережно блюсти и возгревать ревностной самоотверженной работой, дабы не уподобиться закопавшему талант в землю (Мф. 25:18).

http://patriarchia.ru/db/text/4329014.ht...

Крестопоклонная неделя (диакон Андрей КУРАЕВ) 14.01.2013 23:55:27 Протодиакон Андрей Кураев У кого-то сейчас – школьные каникулы. У православных же – третья неделя Великого Поста. Крестопоклонная. Две недели поста уже позади. Те, кто постились за компанию, уже отсеялись и вернулись к своим сосискам. У оставшихся «на посту» есть повод поставить себе хорошую оценку: «несмь яко же прочии человецы». И тут перед нашим чувством глубокого удовлетворения от нашей же собственной праведности вдруг ставится - Крест. Перед памятью о крестной боли аннигилируется память о тех неудобствах, которые несем мы на своем постной пути. Крест – это стоп-сигнал, препятствие. Прежде всего это знак того, что твой собственный путь в избранном направлении (спасение, самосовершенствование, очищение) безнадежен. Ведь на Кресте – Тот, Кого в Средиземье называют Илуватаром, в Нарнии – Асланом, в греческом тексте Символа веры – Поэтом. То есть - Творец. Если такая помощь посылается из такого источника, значит, мое восхождение было иллюзорно, а вокруг меня не без моих усилий конструировался мир катастрофы. Христианство – жесткая религия. Крест – это главный поступок того Бога, в которого верят христиане. И в этом Его поступке одновременно и немыслимая помощь нам и немыслимо жестокий диагноз нам же. Если помощь оказывается  в таком ошеломительном объеме, то она называется уже не помощью, а спасением. Спасают же там, где угроза умножилась на бессилие. Христианство, возвеличив человека («ты не пыль, «нас ради человек и нашего ради спасения»  Бог сам стал таким как ты») одновременно его и унижает («забудь о самосовершенствовании и самоспасении, ты, сотериологический неумёха). Успехи йогов, жрецов и толкователей отодвинуты в сторону. Никакой ритуально-социальный «закон никого не довел до совершенства», говорит первым христианам некогда очень продвинутый «толкователь» («книжник»). Засмотревшись на Крест, этот Павел все свои былые заслуги, успехи и  преимущества теперь расценивает как «дерьмо» (Флп. 3,8). У подножия Креста лежит большая куча, составленная из олимпийских медалей, генеральских погон, докторских дипломов и черных поясов. Человеческие знаки отличия и преимущества вдруг переживаются как слишком маленькие. Они подарили несколько дней радости и триумфа, но так и не смогли заполнить собою боль и бездну души. Так Крест разрушает мирки.

http://radonezh.ru/analytics/krestopoklo...

Не кажется ли Вам, что в христианстве нередко можно видеть некоторое высокомерие по отношению к науке и культуре, даже презрение к земной жизни и жизни тела? Кажется, и Священное Писание (особенно апостол Павел), и многие святые отцы не скрывают этого. Столько в мipe тьмы и страданий, и разве культура и знание не являются светом и утешением в нём? И.В.Дроздов, г.Сергиев Посад Разумеется, у христиан нет ни превозношения, ни презрения к науке и культуре. Но всё существующее должно быть поставлено на своё место всеразрушающей смертью и абсолютной победой над ней Воскресением Христовым. « Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа», — говорит апостол (Флп.3,7—8). В греческом тексте вместо слова «сор» — «экскременты». Без Христа ничто не свято: знания, культуры, ценности — только сор, навоз, только то, что бросается псам (таково второе значение слова, переведённого как «сор»). В самом деле, приобрести Христа — всё приобрести с Ним и в Нём. Смысл жизни — «познать Его, и силу Воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых». Пусть эта всепревосходящая ценность познания Христа будет у нас. Ради этого мы собираемся в Церкви, чтобы утвердиться в истинном общении с Богом и друг с другом. Наша цель, свидетельствуют все святые, — не в том, чтобы знать всё о Христе, но чтобы знать Христа, лично знать Его. Это и означает «познать силу Его Воскресения». Потому что для нас Воскресение — не просто победа, одержанная в прошлом, в далёкой истории, какой бы ослепительной она ни была. И это не то, что относится только ко Христу, как бы ни было это важно для Него. И не только к Божией Матери в Её светоносном Успении. Это великая сила, которая действует в жизни каждого христианина. Каждый из нас знает, о чём идёт речь. Мы не в состоянии описать это чудо, совершившееся в жизни миллионов и миллиардов людей.

http://pravoslavie.ru/37713.html

О нашем спасении — диалог с сектантом Протестанты утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати. А есть ли у самого человека заслуга в деле его спасения? 13 сентября, 2012 Протестанты утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати. А есть ли у самого человека заслуга в деле его спасения? Предлагаем вниманию читателей главу из книги архимандрита Клеопы (Илие) «Путеводитель по православной Священник: Протестанты, а заодно с ними и неопротестанты, то есть наши сектанты (ибо и их учения возникли в лоне протестантизма), утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати (от «благодати оправдания», по Кальвину, или от «благодати веры», по Лютеру), посредством которой ему «усваиваются», или «вменяются», заслуги Спасителя нашего Иисуса Христа. Ту же мысль выражают они, когда говорят, что спасение достигается одной лишь верой, приходящей по благодати Божией, и что у самого человека никакой заслуги в деле его спасения нет. Наша же Православная Церковь учит, что в деле спасения участвуют две стороны: Бог и человек, причем со стороны Божественной дается благодать, а со стороны человеческой прилагаются вера и добрые дела. Благодать дается от Бога, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3:23–24; ср. 5:15–17), и Бог же производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13). Благодатью вы спасены через веру , – пишет апостол ефесянам, – и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8–9). Та же истина вытекает из слов Спасителя: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). Итак, благодать Божия для нас то же, что для ветви сок, идущий к ней от лозы. Но со стороны человеческой нужна вера, вдохновляемая любовью к Богу, или действующая любовью (Гал. 5:6), без которой спасение не приходит. Веру, знающую о Боге, но лишенную добрых дел, имеют и бесы, ибо и они веруют и трепещут (Иак. 2:19).

http://pravmir.ru/o-nashem-spasenii-dial...

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию и отпевание клирика в Стефано-Махрищском монастыре 11 февраля 2022 г. 14:14 10 февраля 2022 года, в день памяти преподобного Ефрема Сирина, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы  митрополит Каширский Феогност совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре . По окончании богослужения владыка Феогност возглавил чин отпевания новопреставленного клирика обители игумена Порфирия (Клименко), почившего 8 февраля. В прощальном богослужении приняли участие настоятель Успенского храма г. Сергиев Посад игумен Иоанн (Самойлов), клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке г. Москвы игумен Филарет (Тамбовский), благочинный Александровского церковного округа Александровской епархии  протоиерей Олег Михайлов, клирик Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры иерей Михаил Боданов, клирик Балашихинской епархии  иерей Александр Минкин, а также восемь священников — клириков Стефано-Махрищской обители. В храме молились многочисленные верующие, собравшиеся на погребение игумена Порфирия. В своем слове о почившем митрополит Феогност отметил, что отец Порфирий всегда оставался лаврским монахом, несущим послушание в обители друга преподобного Сергия, и обратил внимание на чувство мирной радости, которая была ощутима при прощании с новопреставленным. Архиерей подчеркнул, что отец Порфирий почил так, как всегда желал, — пребывая в храме почти до последнего дня жизни, и призвал всех не скорбеть чрезмерно о потере, помня о том, что «наше же жительство — на небесах» (Флп. 3:20). Игумен Порфирий (в миру Петр Матвеевич Клименко) родился в г. Славянске-на-Кубани Краснодарского края 12 июля 1951 г., в день святых апостолов Петра и Павла, и был назван Петром в честь первоверховного апостола. Большое влияние на его духовную жизнь оказали мать и тетя — глубоко верующие христианки, окончившие свои дни в монашеском постриге. Они были духовными чадами иеросхимонаха Сампсона (Сиверса), к которому привели и юного Петра. Дальнейшая жизнь будущего отца Порфирия проходила под руководством этого подвижника. Мать отца Порфирия (монахиня Магдалина) впоследствии переселилась в г. Александров, где помогала отцу Порфирию в его служении, и была похоронена в Стефано-Махрищской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/5900112.ht...

Преподобный Петр Патрикий Память 31 июня/14 июля Святой Петр родился во времена регентства императрицы Ирины (797–802), матери Константина VI, и происходил из знатной семьи: его отец, по имени Константин, был патрикием и командовал императорской армией. С раннего детства Петр усердно учился и, подобно трудолюбивой пчеле, собирал в душе лучшее из того, что находил в философии и литературе. Вступив в брак, он унаследовал сан патрикия и получил почетный титул доместика схол – командующего дворцовой гвардией императора. Позже император Никифор I назначил его доместиком варангов – командиром элитных войск и взял с собой в военный поход против болгар. Во время кровопролитной битвы с ханом Крумом, в которой пал император (811), святой был захвачен в плен и вместе с 50 другими представителями знати отведен в тюрьму на пытки. Ночью ему явился Иоанн Богослов, освободил от уз и перенес в византийские пределы. После произошедшего чуда Петр принял решение отказаться от преходящих благ земного царства, почитая их суетой (ср.: Флп. 3: 8). Он удалился на гору Олимп в Вифинии, где принял святой ангельский образ. Подвизался он с учениками преподобного Иоанникия Великого (память 4 ноября), со смирением и стойкостью провел 34 года в стяжании святых добродетелей. По смерти святого Иоанникия (846) он возвратился в Константинополь и поселился при Евандрийской церкви, которую сам основал за Золотым Рогом, дабы продолжить подвижническую жизнь. Там преподобный жил в крохотной келье, сооруженной собственноручно. Святой Петр носил власяницу, под которой на голое тело была надета сплетенная из соломы сорочка. Он ходил босым в любую погоду, истощая тело постом, бдениями и всяческими лишениями, приближавшими его к бестелесным ангелам. Подвижник отошел ко Господу 1 июля 854 года, его похоронили в той соломенной рубахе, которую он носил при жизни. Сразу после смерти преподобного его мощи стали исцелять тех, кто с верой поклонялся им. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/54843.html

Протоиерей Всеволод Чаплин рассказал участникам XII Петербургского экономического форума о православном социальном идеале 9 июня 2008 г. 11:47 8 июня 2008 года в рамках XII Петербургского международного экономического форума состоялся круглый стол на тему «Что такое Россия? Разговор на неэкономическом языке». В его работе приняли участие политологи, журналисты, деятели культуры. Среди выступавших был и протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. «В России, — сказал отец Всеволод, — на протяжении веков сформировался идеал единства народного тела, единства власти и народа, единства народа с Православной Церковью, равно как и с другими традиционными религиозными общинами. Этот идеал — не коммунистический и даже не этноправославный (то есть восходящий к византийскому и восточнославянскому наследию). Он прямо вытекает из Нового Завета. «Будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2. 2.), «единство духа в союзе мира» (Еф. 4. 3), «все у них было общее» (Деян. 4. 32), «мы многие одно тело» (1. Кор. 10. 17) — это именно оттуда». «По учению Православной Церкви, Господь Иисус Христос пришел, дабы «собрати расточенная», то есть соединить разделенных людей во вселенскую общину веры. Православный общественный идеал — это народ-экклесия, единый соборный организм, образно описанный апостолом Павлом. Вот почему наша Церковь так настойчиво проповедует мир и единство поверх политических, национальных, социальных различий. Поликонфессиональность, многопартийность, разделение властей, конкуренция, управляемые конфликты — то, чем так гордится доминирующая в мире политическая система, — для православного христианина суть лишь признаки греховного разделения народа и человечества, симптомы духовного нездоровья», — подчеркнул отец Всеволод. Он пояснил также, что представления о важности единства и о пагубности разделений — это лишь один из элементов православного взгляда на жизнь общества. Этот взгляд, во многом сформировавший русский образ жизни и русскую политику, включает в себя и приоритет духовного над материальным, и идею самопожертвования ради блага ближних, и призыв к самоограничению и умеренности, и учение о вере, Отечестве, святынях как наиболее важных ценностях общества.

http://patriarchia.ru/db/text/418779.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010