2)Хотя и не все члены веры равное отношение к вечному спасению имеют, однако все туда клонятся, иные ближе, а другие отдаленнее к оному принадлежа. 3)Поколику члены веры содержат в себе сокровенные тайны Божии, то следует, что их никак человеку своим умом и собственными чувствами постигнуть не можно. Ибо иначе ежели бы советы и расположения предвечного Божия величества человеческое помышление постигало, то не было бы между Богом и человеком никакого различия. §7. Члены веры, в рассуждении надобности их человеку знать к достижению спасения душевного, не могут почесться за равные. Основания иного никтоже может положить паче лежащего, еже есть Иисус Христос . Аще ли кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие ( 1Кор. 3:11, 12 ), чего ради и делятся на 1) коренные (fundamentales) и 2) некоренные (non fundamentales). 1) Коренными членами веры называются те о Боге и Церкви истины, в которых крепкое удостоверение для прославления Бога человеку столь нужно, что без оного спастись невозможно ( Мк. 16:15, 16 ; Гал. 1:8 ). 2) Некоренные же суть такие, в которых есть место терпимости ( Рим. 14:1 ). Изнемогающего в вере приемлите не в сомнении помышлений ( Флп. 3:15, 16 ). Елицы убо совершенни, сие да мудрствуим, и еже аще ино что мыслите, и сие Бог вам открыет. Обаче в няже достигохом, тоже да мудрствуим. §8. Главнейшие догматы веры суть 1) о свойствах Божиих, 2) о тайне Троичной, 3) о создании мира, 4) о Промысле Божием, 5) о человеческом бедствии и милосердии Божием, 6) о Христе Спасителе человека, 7) о благодатных действиях Святаго Духа, 8) о завете Божием к роду человеческому, 9) о Церкви и предуставлении, 10) о таинствах, 11) о делах Божиих будущего века. Рассуждение 1. О свойствах Божиих §1. Свойства Божии суть или существенные, которые обще всем трем Лицам равно приличествуют, как то: независимость, вечность, неизменность, благость, всемогущество и проч. – и они суть некоторые внутренние доброты и силы Божии или Сам Бог по различности соотношений и действий Своих различно представляемый нами; или личные, из коих каждое единому токмо приписуется Лицу и коими едино Лице от Другого отличается, как то: Отчее нерождение, Сыновнее рождение и Духа Святаго исхождение. Здесь рассуждение не о личных, но о существенных свойствах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

В визант. период также формировалось представление о том, что К. был одним из последователей ап. Павла и апостолом от 70. В каталогах учеников Псевдо-Епифания (V-VI вв.), Псевдо-Дорофея (VII-VIII вв.) и Псевдо-Ипполита (VII-VIII вв.) К. назван епископом Диррахия (ныне Дуррес, Албания) (PG. 10. Col. 956; Schermann. 1907. S. 124, 141; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. P. 479), также сказано, что о «нем упоминал апостол» (вероятно, речь идет о Флп 4. 22 - Schermann. 1907. S. 141). Эта информация повторяется в ряде византийских Синаксарей под 30 июня (SynCP. Col. 787), но под 8 дек. К. именуется епископом Короны (PG. 117. Col. 197; SynCP. Col. 290), к-рую обычно отождествляют с г. Корона (ныне Корони) на Пелопоннесе (ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; Νικδημος. Συναξαριστς. 2003. Σ. 266). Высказывалось также предположение, что речь идет об искаженном названии Кирены (Киринеи) Ливийской ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2005. Σ. 89). Память К. вместе с апостолами Сосфеном , Аполлосом , Кифой , Тихиком , Епафродитом и Онисифором в визант. Синаксарях празднуется 8 дек. Под этой датой содержатся краткие сведения о К.: он и чествуемые вместе с ним апостолы «добро житие проживя, преподобнически пася и управляя врученными им Церквами и народом, претерпели множество искушений и мучений за Христа и были убиты идолопоклонниками» (SynCP. Col. 290). Иногда память этих апостолов помещалась под соседними датами: 7 или 9 дек. (ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; PG. 117. Col. 197). Также память К. вместе с апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой и Епафродитом отмечалась в ряде агиографических памятников 29 марта (Порфириева Минея. РНБ. Греч. 227, XIII в.; стишной Синаксарь. Paris. Coislin. 223, 1301 г.; греч. печатная Минея (Венеция, 1596); рус. стишной Пролог. РГБ. Троиц. 715, 1429 г.) или 30 марта (греч. печатная Минея (Венеция, 1596); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 162). В совр. календарях греч. Церквей память этих апостолов в последние дни марта отсутствует, а в календаре РПЦ их память утвердилась 30 марта.

http://pravenc.ru/text/1684279.html

Поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых ты, счастливец мира сего, проводящий жизнь свою в покое и довольстве, коими благословил тебя Господь. В счастии люди часто забываются. В покое и предаются лености и беспечности о делах благочестия, в почестях и постоянных успехах в своих делах и предприятиях впадают в гордость и самомнение, в богатстве – поддаются суетности, корыстолюбию, немилосерднию к бедным, забывают о горнем и духовном и всею душею привязываются к земному и вещественному. Память о воскресшем Господе самое надежное предостережение от всего этого. Ибо взирая на воскресшего Господа, ты постоянно будешь слышать наставление апостольское: аще воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол.3:1–2 ); будешь поучаться не привязываться душею ни к чему земному и временному, но возбуждать и питать в сердце своем жажду и любовь к духовному и вечному, к чему человек и создан, а тем паче воссоздан во Христе Иисусе; будешь также поучаться всеми земными благами так пользоваться, чтобы во всем славился единый давший их Господь, и все они служили не запятием к соединению с воскресшим Господом, а, напротив, содействием к сему, как таланты, данные каждому против силы его, для благого и полезного не нам одним, а и ближним нашим делания, которое бы заслужило нам от Домовладыки не укор и осуждение, как ленивому рабу, но одобрение и награду: добре, рабе благий и верный... вниди в радость Господа твоего ( Мф.25:21 ). Поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых, ты, несчастливец, который не видишь себе ни в чем успеха и радости, стонешь под игом нищеты, или терпишь клевету, гонение, вообще испытываешь уничиженную и скорбную на земле долю, и – в сей памяти найдешь себе истинную отраду и наилучшее утешение. Ибо узришь и Самого Господа Иисуса Христа не путем счастия и благополучия земного, но, как говорит Апостол, за приятие смерти, славою и смертию венчанна ( Евр.2:9 ), и превознесенна от Бога и получившего имя, еже паче всякого имени за то, что Он смирил Себе, зрак раба приим, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя ( Флп.2:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Следовательно, вы можете слушать нас не только без страха, но и с удовольствием. Христос говорит о тех, которые не питали Его: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46). Не говори мне, где же справедливость, если мучение не будет иметь конца? Когда Бог делает что-либо, повинуйся Его определениям и не подчиняй их умствованиям человеческим. Притом, разве это не справедливо, если человек, получивший сначала тысячи благ, а потом сделавший достойное наказания, не умудрившийся ни от угроз, ни от благодеяний, подвергается наказанию? Если ты требуешь справедливости, то по закону правды нам следовало еще в начале тотчас же погибнуть; но Бог и тогда действовал не по одному закону правды, но действием Его человеколюбия было то, чему мы подверглись. Бог обещал тебе блага больше рая; еще не дал их, чтобы ты не обленился во время подвигов, но и не ослабевал в трудах своих. Адам, совершив один грех, навлек на себя смерть, а мы каждый день совершаем тысячи грехов. Если же он, совершив один грех, навлек на себя столько зла и ввел смерть в мир, то чему не подвергнемся мы, постоянно живущие во грехах, хотя и ожидающие Неба вместо рая? Если получивший меньшее осужден, и ничто не могло оправдать его, то тем более мы, призванные к высшему и согрешающие больше его, подвергнемся нестерпимым мучениям, которые будут вечны 3. РАЗЛИЧНЫЕ СТЕПЕНИ МУЧЕНИЙ Св. Ефрем Сирин Различны мучения, как слышали вы в Евангелии. Посему тьма внешняя (Мф. 8, 12) в особой стране; геенна огненная (Мф. 5, 22) - иное место; скрежет зубов (Мф. 13, 42) - иное; червь неусыпающий (Мк. 9, 48) - также иное; одно место - огненное озеро (Апок. 19, 20), а другое - тартар; огонь неугасимый (Мк. 9, 48) - одно, преисподняя (Флп. 2, 10) - другое. На эти-то мучения распределены будут несчастные, каждый в меру прегрешений своих. Как различны грехи, так различны и мучения! Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе - убийца, иначе - вор и иначе - пьяница. Осквернившие себя ересями услышат: да возмется нечестивый, да не видит славы Господа! (Ис. 26, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1357...

4. Терпение в страданиях Терпение есть такая сила и крепость в христианине, по которой он в твердом и непоколебимом уповании на Бога все бедствия и злоключения жизни как приемлет, так и переносит с благоразумием и неослабным мужеством спокойствием духа. Побуждения к терпению для христианина При всегдашней готовности ко всем переменам и превратностям бренной жизни, побуждением для христианина к перенесению превратностей жизни служат: 1.) Уверенность, что все с ним случающееся случается по премудрым и благим советам, хотя часто непостижимым и недоведомым, но всегда досточтимым и благодетельным: О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове его, и неизслдовани путие его ( Рим. 11:33 ); 2.) Что скорби, посылаемые от Бога, служат свидетельством отеческой любви Божией ибо Господь кого любит, того наказует; биет всякого сына, о котором благоволит: Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын, егоже не наказует отец? Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодйчищи есте, а не сынове ( Евр. 12:7–8 ), а благодушное несение оных служит свидетельством сыновней любви к Богу ( Евр. 12:6–7, 9 ), истинного последования Христу: иже не носит креста своего и вслд мене грядет, не может мой быти ученик ( Лк. 14:27 ), и участия в страданиях его: тмже и страждущии по воли Божией, яко врну зиждителю да предадят душы своя во благотворении ( 1Пет. 4:19 ) ( Евр. 13:13 ); 3.) Божественный пример Иисуса Христа все совершившего, и совершившегося страданиями ( Евр. 2:10 ), аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию, и совершився бысть всм послушающым его виновен спасения вчного ( Евр. 5:8–9 ), на Которого взирать как на подвигоположника: терпнием да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника вры и совершителя Иисуса, иже вмсто предлежащия ему радости претерп крест, о срамот нерадив, одесную же престола Божия сде ( Евр. 12:1–2 ), и примеру Которого последовать ( 1Пет. 2:21 ) ( Флп. 2:5 ) есть главнейшая обязанность христианина ( Мф. 11:28 ), и иже не приимет креста своего и вслд мене грядет, нсть мене достоин ( Мф. 10:38 ) ( Мф. 16:24 ). Утешения в страданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Никогда не делайте преждевременных выводов о том, что совершается в семье, а проявите терпение и мудрость, такт, чуткость и понимание другого. Это терпение приносит великие, великие плоды! И бывает, что вот-вот — семья сокрушилась, что вот — семья уже разрушилась… нет! Мудрость и терпение друг друга все могут преодолеть. Потому что нет большей силы, чем любовь взаимная, она не прекращается, любовь не перестает (см. 1 Кор 13:8). Вот верьте в эту любовь, которая вас соединила. Пусть она возгорается в ваших сердцах с каждым днем вашей жизни! Да благословит вас Господь милостью, любовью Своей, дарует вам силы и крепость. Помните, что сила Божия в немощах наших совершается (ср. 2 Кор 12:9), в наших человеческих немощах. Возложите все упование на Господа — и вот это упование принесет великие плоды. Вы почувствуете, что все возможно вам преодолеть в укрепляющем вас Господе Иисусе Христе (ср. Флп 4:13). Вы призвали Его сегодня быть с вами, сегодня благословить ваш брак. И Он пришел — и благословил, и вы почувствовали праздник и радость начала этого пути. Дай Бог, чтобы эта радость, это чувство благодарности Господу всегда сопровождали вас и далее. Храните взаимную человеческую любовь, которая вас соединила, и Господь дарует вам счастье до конца дней вашей жизни. Храни вас Господь. Читайте также: Штрихи к Таинству Венчания Венчание меняет жизнь, но для венчания надо измениться   Многая лета! История на «красная горку» Венчание. Часть 4. Свидетели и тайное венчание. Венчание. Часть 3. Брак и ЗАГС Венчание. Часть 2. Кому нельзя венчаться? Венчание. Часть 1. Почему брак – таинство Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 января, 2018 6 декабря, 2017 16 сентября, 2019 12 ноября, 2018 8 июля, 2018 10 июня, 2018 20 апреля, 2018 26 января, 2018 18 января, 2018 13 января, 2018 6 декабря, 2017 16 сентября, 2019 12 ноября, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами.

http://pravmir.ru/slovo-na-venchanii/

Например, Павел говорит, что с помощью Святого Духа, будучи водимы им, мы способны умерщвлять плотские дела ( Рим.8:12–14 ), что христианская жизнь начинается и продолжается благодаря Святому Духу ( Гал.3:1–5 ), и поэтому мы должны поступать «по Духу» ( Гал.5:16 ). В дополнение к этому Петр прилагает длинный перечень качеств, необходимых для формирования христианского характера у верующих ( 2Пет.1:5–9 ), говоря: «…от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет.1:3 ), а сия Божественная сила и есть Святой Дух. Нет сомнения в том, что действия человека играют свою роль в процессе уподобления Христу, но было бы большим заблуждением говорить, что христиане способны освящаться самостоятельно. Напротив, роль Святого Духа в нашем освящении столь же ключевая, как и его роль в нашем обращении ко Христу. Кроме того, если говорить об освящении, то отношение между действием Святого Духа и нашим собственным, настолько же таинственное, как и отношение Божественных и человеческих действий в вопросе нашего обращения в веру Павел намекает на эту таинственность в Флп.2:12–13 , говоря: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Конечно, не так много протестантов склонны представлять освящение исключительным усилием человека, однако есть и другая, более утонченная проблема, к которой может привести разграничение между оправданием и освящением. Оно может стать причиной пренебрежительного отношения или умаления прямой связи между святостью, или праведностью верующего человека, которую он приобретает посредством освящения, и личностью Христа. К сожалению, как раз это и свойственно протестантам. Мы помним, что оправдание – это следствие союза со Христом. Причина, по которой Бог вменяет нам праведность, заключается в том, что мы соединены с праведным Христом. Его праведность переходит к нам на том основании, что мы пребываем в нем. При этом оправдание включает в себя то же самое, что и освящение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Но ты красив видом, крепок силою, увенчан диадемой? Впрочем не достиг в меру царя Давида, который смиренномудренно говорил о себе: аз же есмь червь, а не человек (Пс.21:7). Но ты имеешь ведение, и мудрость, и воздержание? Впрочем не пришел в меру трех отроков и Пророка Даниила, из которых один говорил: Тебе, Господи, правда: нам же стыдение лица, якоже день сей (Дан.9:7); другие же говорили: душею сокрушенною, и духом смиренным, да прияты будем (Дан.3:39). И если праведники показывали в себе столько смирения, то сколько смиренными должно быть нам грешникам! Ибо превозноситься и думать о себе много есть плотское мудрование. И по слову Апостола: аще во плоти живете, имате умрети: аще же духом деяния плотская умерщвляете, живи будете (Рим.8:13). И невозможно преодолеть страстей не преуспев в сей добродетели. Не слыхал разве, что претерпел за благочестие блаженный Павел? Ибо в послании к Коринфянам пишет он: в трудех множае, в ранах преболе: от Иудей пятькраты четыредесять разве единых приях: трищи палицами биен бых, единою каменми наметан бых, трикраты корабль опровержеся со мною: нощь и день во глубине сотворих: в путных шествиях множицею: беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии: в труде и подвизе, во бдениях множицею, во алчбе и жажди, в пощениих многащи, в зиме и наготе и т.д. (2Кор.11:23-27). Можем ли мы и отважиться на это? И смотри, какова его добродетель: - после стольких опасностей и после стольких заслуг смиренномудренно говорил он: братие, аз себе не у помышляю достигша (Флп.3:13)! Так говорил Павел, чтоб удалить от себя превозношение, зная, какой гнев навлекает оно на своих любителей. Что такое высокоумие? Превозноситься значит то же почти, что укорять Бога собственными своими заслугами. Так и в человеческом быту, если, кто даст ближнему дар, но начнет над ним превозноситься, то милости его обратятся в ничто, и истребит он приязнь в ближнем. Почему таковой человек гнусен. Поэтому и Господь, пекущийся о жизни нашей, желая сделать нас далекими от сей пагубной страсти, учит, сказав: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы (Лк.17:10). А если не творим повеленного, то не в праве называться даже и неключимыми рабами; потому что велик Господь наш, велики и прочны дары Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/752/...

Польза и необходимость изложения деятельного учения веры в определенном порядке особенно открываются 1–е из особенной силы и действенности на сердце нравственных истин, в правильном порядке изложенных. Начала христианской нравственности, при взаимной связи и отношении, получая большую определенность, ясность и твердость ( 2Пет.1:6–8 ) получают большую силу обязательности на сознание и действие на волю. 2–е Из облегчения способов к преспеянию в духовной жизни. Правильный и по всем отношениям к жизни приспособленный образ изложения деятельных истин, помогает естественной слабости в преодолении внутреннего растления, умудряет христианина во спасение свое и других и научает его благоразумно избегать препятствий и тещи к предназначенному совершенству ( Флп.3:13–14 ). 3–е Особенная польза от изучения Деятельного Богословия происходит для уготовляющихся быть учителями церкви, которые без ясного и основательного познания начал христианской деятельности ни учить, ни руководить других на пути спасения должным образом немогут ( 1Тим.4:13–16 ), ( 2Тим.2:2 ), ( Тит.1:9 ). Примечание. поскольку же деятельное Богословие, как наука имеет целию в правильном порядке начал и последствий с надлежащею полнотою и определенностию изложить христианскую деятельность; отселе оно полнотою изложения отличается от начального Катихизического учения о христианских обязанностях, а порядком изложения отличается от свободного изложения христианских наставлений, употребляющегося в церковных поучениях и других благочестивых сочинениях. Предмет, внутреннее свойство и дух деятельного Богословия Дабы соответствавать своему наименованию, Деятельное учение должно иметь предметом своим не то только, что бы в правильном порядке, полно и ясно изложить деятельные истины, но особенно то, чтобы сии истины были живы и действенны, и могли располагать человека к перемене чувственной жизни на духовную ( 1Ин.2:4 ). Но как только оживляет Дух ( Ин.6:63 ) и слово Божие само по себе живое и действенное при сем только Духе, подобно мечу обоюду острому имеет силу действовать на человека и производить премену в расположениях его ( Евр.4:12 ), то сим духом должно быть одушевлено и деятельное учение. На сей конец при изложении в надлежащем порядке деятельных истин слова Божия, Деятельное учение все сии истины должно возводить к тому господствующему духу, к той действенной силе слова Божия, которая как новое начало, как новое семя жизни необходимо должна быть в падшем человеке насаждена, возрасти и раскрыться в плодах духовной деятельности. –

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Точно так же Поликарп в послании к Филиппийцам внушает пресвитерам удаляться от сребролюбия (6 гл.), беречься любостяжания (11) и прямо говорит, что проступок пресвитера Валента заключался в любостяжании. То и другое предполагает, что пресвитеры управляли финансами общины. Послание Иакова ( Иак.5:14–15 ) усвояет пресвитерам литургические функции. В послании Климента Римского пресвитеры являются совершителями евхаристии (44). Наконец, тем и другим одновременно приписываются учительские обязанности ( 1Тим.3:2 ; 1Тим.5:17 ). 8) В сирском переводе Нового Завета (Пешито) слово πσоπоς обычно переводится выражением kaschische, значащим пресвитер ( 1Тим.3:2 ; Тит.1:7 ; Флп.1:1 ). Здесь таким образом мы имеем древнейшее свидетельство (II в.) о тождестве терминов епископ и пресвитер. 9) Таков был вообще взгляд древней церкви, как это можно видеть из ясного свидетельства бл. Иеронима (Comment. in Tit. 1, 5 ). Все эти факты, говорят, не оставляют никакого сомнения в том, что в апостольское время термины епископ и пресвитер безразлично употреблялись для обозначения одних и тех же лиц, одной и той же церковной должности. Все епископы были пресвитерами, и все пресвитеры – епископами. Разница между обоими терминами исключительно филологическая и формальная, а не в содержании понятий. В то время как термин πσоπоς обозначает самую должность или функцию предстоятеля, слово πεσβτεος было его почетным титулом. При этом первое обозначение употреблялось сначала по преимуществу у христиан из язычников, второе у христиан из иудеев, будучи прямым заимствованием из иудейской терминологии. Таковы аргументы, приводимые в пользу отождествления терминов епископ и пресвитер. Как мы уже отчасти видели, ни один из этих аргументов не имеет безусловной силы. Самое большее, в чем они могут действительно убеждать, это то, что функции пресвитеров и епископов сродны, что оба понятия в значительной части своего содержания совпадают, что некоторые лица могли быть и действительно были и епископами, и пресвитерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010