Флп.4:12 .  Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Ап. Павел, по принципу, не хотел ни от какой церкви получать деньги на свое содержание. Он сам работал, чтобы остаться вполне независимым ( 1Сол.2:7 ; 1Кор 10:15–27 ; 2Кор 11:7, 12:13 ). Теперь филиппийцы прислали ему с Епафродитом пособие, и Апостол, вопреки своему принципу, принял это пособие, не желая огорчить филиппийцев отказом. Но желая сохранить свою независимость, он говорит, что возрадовался этому пособию «в Господе», т. е. не личной эгоистичной радостью, а истинно христианской. Возрадовался он прежде всего за самих благотворителей филиппийцев, потому что увидел из их поступка, что их обстоятельства изменились к лучшему. Из 2 Кор ( 2Кор.8:2 и сл.) мы знаем, что Македонские церкви, и в том числе, конечно, Филиппийская, находились прежде в довольно жалком внешнем состоянии и кроме того терпели преследования от врагов христианства. Теперь, очевидно, они настолько оправились, что могут послать Апостолу вспоможение, которое они хотели бы послать и раньше, но не имели к тому возможности. Но пусть они не понимают его благодарности в том смысле, что он давно уже ожидал от них пособия. Нет, он умеет довольствоваться и тем, что имеет под рукою, и недостатки его не тяготят, не лишают душевного спокойствия. В этом умении жить и в лишениях он видит особое действие укрепляющего его Иисуса Христа. Флп.4:13 .  Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Флп.4:14 .  Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Флп.4:15 .  Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; Флп.4:16 .  вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Дар филиппийцев все-таки очень ценен для Апостола, как доказательство их сочувственного отношения к его страданиям в узах. При этом Апостол считает благовременным напомнить филиппийцам, что они стояли к Апостолу в особо дружеских отношениях с тех самых пор, как Евангелие начало распространяться из Македонии по всему греческому миру. Для них он и раньше сделал исключение из своего основного правила, именно принял от них пособие при выходе из Македонии и потом еще несколько раз в бытность свою в Солуни ( «Подаяние« – это посылка пособия, «принятие» – принятие филиппийцами духовных благ чрез Апостола Павла).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ио. – Ин. – Евангелие от Иоанна. Дн. – Деян. – Книга Деяний Апостольских. Ик. – Иак. – Послание Иакова. 1 Пт. – 1Пет – 1-е Послание Петра. 2 Пт. – 2Пет. – 2-е Послание Петра. 1 Ио. – 1Ин. – 1-е Послание Иоанна. 2 Ио. – 2Ин. – 2-е Послание Иоанна. 3 Ио. – 3Ин. – 3-е Послание Иоанна. Ид. – Иуд. – Послание Иуды. Рм. – Рим. – Послание Ап. Павла к Римлянам. 1 Кр. – 1Кор. – 1-е Послание Коринфянам. 2 Кр. – 2Кор. – 2-е Послание Коринфянам. Гл. – Гал. – Послание Галатам. Еф. – Еф. – Послание Ефесянам. Фл. – Флп. – Послание Филиппийцам. Кл. – Кол. – Послание Колоссянам. 1 Сл. – 1Сол. – 1-е Послание Солунянам. 2 Сл. – 2Сол. – 2-е Послание Солунянам. 1 Тм. – 1Тим. – 1-е Послание Тимофею. 2 Тм. – 2Тим. – 2-е Послание Тимофею. Тт. – Тит. – Послание Титу. Фм. – Флм. – Послание Филимону. Ев. – Евр. – Послание Евреям. Ап. – Откр. – Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). 3. Указания на писания св. Отцов, учителей и писателей церковных Афан. В. – Афанасий Великий , Архиепископ Александрийский (373). Цитируются творения его по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 4 части, 1854–1863. Вас. В. – Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской (379). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 7 частей, 1843–1848 гг. Григ. Б. – Григорий Богослов , Архиепископ Константинопольский (391). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 6 частей, 1843–1848 гг. Злат. – Иоанн Златоуст , Архиепископ Константинопольский (407). Цитируются его знаменитые беседы на Евангелие от Матфея по русскому переводу, 3 части, Москва, 1839 г., и на Евангелие от Иоанна, в русском переводе при С.-Петербургской Дух. Академии; 2 части, 1854–1855 гг. Феофил. – Феофилакт, архиепископ Болгарский (около 1107 года). Цитируется его толкование на четырех Евангелистов, или так называемый «Благовестник», по изданию в русском переводе, Казань: часть 1-я 1855 г.; часть 2-я 1857 г.; часть Евф. Зиг. – Евфимий Зигабен , Константинопольский монах XII в. Цитируется его толкование на Четвероевангелие, составленное на основании древнеотеческих толкований, впрочем, самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Глава 4). Сообщение благодати Бог истинно желает спасения всем людям ( Лк.9:57, 19:10 ; 1Тим.2:4 ), всем сообщает благодать Свою не по долгу какому-либо, не по необходимости, не по заслугам, не за какие-либо добрые дела, не по какому-либо праву твари, но свободно и единственно по Своей милости ради заслуг Иисуса Христа. Темже ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога... егоже хощет, милует: а егоже хощет, ожесточает ( Рим.9:16, 18, 11:6–7 ). Единому коемуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова ( Еф.4:7 ; сл. 1Кор.12:11 ). Бог дарует благодать праведным, достаточную для исполнения заповедей Его. Нет ни одной заповеди, которой бы праведный не мог исполнить, и нет ни одного искушения, которого бы не мог победить при помощи благодати Божией. Верен Бог иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести ( 1Кор.10:13 ). Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе ( Флп.4:13 ). Благодать даруется не только праведным, но вообще всем верующим для исполнения заповедей Божиих, даже тяжким и закоренелым грешникам, которые много лет жили в грехах, для обращения их к Богу. Уповаем на Бога жива, иже есть Спаситель всем человекам, паче же верным ( 1Тим.4:10 ; Ин.3:16 ; 2Пет.3:9 ; Иез.33:11–12 ). Ветхий и новый завет исполнены увещаний и угроз Божиих грешникам. Но к чему бы сии увещания и угрозы, если бы Бог не дал грешникам сил, необходимых для обращения? Иудеи, жившие под законом, имели благодать достаточную для исполнения заповедей Божиих. Во многих местах Господь Иисус Христос напоминает иудеям об обязанности их исполнять законы и заповеди Божии, данные чрез Моисея и пророков: следовательно, они могли исполнять их. Так Он с упреками, полными любви, обращается к иудеям: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланныя к тебе, коль краты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте ( Мф.23:37 ; сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Деятельное учение веры имеет целию то, что бы во 1–х, в людях, преданных плотской и чувственной жизни возбудить желание духовной жизни, еда како даст им Бог покаяние в разум истины ( 2Тим.2:25 ). 2., начавших духовную жизнь утвердить в решимости преуспевать и усовершаться в духовной жизни: и о сем молюся, да любовь ваша еще паче и паче избыточествует в разуме и во всяцем чувствии, во еже искушати вам лучшая, да будете чисти и непреткновенни в день Христов ( Флп.1:9–10 ). 3., как тем так и другим облегчить способы ко достижению возможного для них в настоящей жизни духовного совершенства: дондеже достигнем вси в соединение вры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в мру возраста исполнения Христова: 14 да не бываем ктому младенцы ......15. ( Еф.4:13–14 ). 4., всех же вообще и совершенных и несовершенных и усовершаемых научить – соответственно званию Божию и духовным дарованиям, остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям но по воли Божией ( 1Пет.4:2 ), дабы таким образом все и каждый в своей мере и степени достигали того блаженного единения с Богом, о коем Спаситель молил некогда Бога Отца: да вс едино будут: как Ты, Отче, во мн, и Я в Теб, так и они да будут в нас едино: Я в них, и Ты во мн, да будут совершени во едино ( Ин.17:21, 23 ), Образ изложения деятельных истин Хотя главная цель деятельного Богословия (не смотря на различное изображение оной в Писании, ( 1Кор.6:17 ), ( 1Сол.4:7 ), ( 1Тим. 4:8 ), ( Мф.3:3, 12 )), в духе своем есть одна ( 1Тим. 1:5 ) сл. ( Евр. 12:14 ), именно возведения человека к Богоподобию; равно и путь к достижению цели есть один, именно: путь Христов ( Откр.9:23–24 ) или путь совлечения ветхого человека ( Кол. 3:5 ), ( Рим.13:14 ), впрочем, по различному образу шествия путем сим, каковый опытно показали христианские подвижники/из коих одни достигали духовного совершенства внешними трудами, а другие внутренним сокровенным путем очищения/. Учители духовной жизни, особенно различая сии два вида христианской жизни, как главнейшие, самое деятельное Богословие разделяют на два главные вида,– на Богословие подвижническое и таинственное, где по свойству того и другого образа действия, и деятельные истины излагают приспособительно или к образу жизни подвижнической, или созерцательной и таинственной, судя по употреблению сего слова в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Флп.4:17 .  Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Флп.4:18 .  Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Флп.4:19 .  Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. Флп.4:20 .  Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь Опять Апостол повторяет, что его радует не сам дар, а то, что этот дар есть «плод« их христианского настроения, так как, в самом деле, важно не то, что он получил даяние – он не искал его, – а то, что сами филиппийцы будут иметь от этого поступка своего большую для себя «пользу», и уже имеют ее… Потом как бы желая предупредить и отклонить присылку новых даров, он уверяет читателей в том, что у него нет ни в чем нужды, а даже есть излишек. Затем поступку филиппийцев он опять дает необычайно высокую оценку, сравнивая его с благоугодной Богу жертвою. Пусть поэтому Сам Бог вознаградит их и удовольствует их потребности не только телесные, но и духовные ( «всякую нужду вашу»). Благодарность свою Апостол заключает прославлением Бога. Флп.4:21 .  Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия. Здесь содержится приветствие и от самого Апостола и от других римских христиан и заключение – благословение читателям. Читатели послания должны передать привет от Апостола каждому члену Филиппийской Церкви в отдельности ( «всякого святого»), так как в послании Апостол неоднократно обращался к отдельным членам Филиппийской церкви ( Флп.1:1, 2:7, 8, 25, 2:17, 26 ). «Братья» – это те, кого Апостол имел в виду в Флп.2:21 . Если он там упрекал их, то во всяком случае не порывал с ними общения и охотно передает от них поклон читателям послания: они остаются для него все же «братьями», хотя и не соглашались, очевидно, в некоторых пунктах с Апостолом Павлом. Флп.4:22 .  Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома. «Наипаче из кесарева дома,» т. е. из императорского двора. Это были, вероятно, разные придворные чиновники, принадлежавшие к классу рабов или отпущенников. Так как гор. Филиппы был колонией римской ( Деян 16:12 и сл.), населенной следовательно в большей части римскими ветеранами, то это приветствие должно было иметь для читателей послания особое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О, ликование, дарованное нам превыше [всякой меры] разумения! О, блаженство, превосходящее надежду! О, дары Божии, побеждающие желание! О, милости, не отступающие перед всякой мерой прошения! О, независтливый Податель, обладающий щедростью необычайной! О, даяния, достойные не приемлющего, но Дающего! О, дивный обмен! О, Дающий силу и Приемлющий немощь! О, Являющий человека безначальным, в то время как Безначальный через телесное рождение начинается! Ведь если человек обожается через вочеловечение Бога и Один и Тот же является Богом и человеком, то, следовательно, Он, будучи человеком, является безначальным по Своему Божеству, и, будучи Богом, начинается по Своему человечеству. (4)В древности на Синае дым, мрак, буря и наводящий трепет огонь покрывали вершину горы (ср. Исх 19:16 и сл.) , проповедуя неприступность Законодателя, лишь то показывая смутно, что есть заднее Его (Исх 33:23) и открывая Величайшего Художника из Его собственных творений, ныне же все исполнено света и блеска. Сам Законодатель, Художник и Господь пришел из лона Отчего, не оставив Своего пребывания или жительства в лоне Отчем, снисшел к рабам, облекшись в образ раба (ср. Флп 2:7) и став человеком по природе и по виду, так что невместимый для людей Бог, открывающий через Себя и в Себе сияние Божественной природы, стал вместим. Уже прежде Бог поставил человека в общение со Своей благодатью, когда вдунул во вновь создаваемого из земли дыхание жизни, уделил ему господство [над остальной тварью], почтил его Своим образом и подобием, оставил обитателем Едема и сожителем ангелов. Но поскольку мы тиной страстей помрачили и изгладили подобие образа Божия, то Он, сострадая нам, удостоил нас второго общения, надежнейшего и удивительнейшего по сравнению с первым. Ведь Сам Он, оставаясь в превосходстве Своего Божества, принимает в Себя низшее, с тем, чтобы в Себе обожить человечество, смешивает с образом Первообраз и в сегодняшний день являет в этом образе Свою красоту. И сияет лицо Его, как солнце — ведь оно ипостасно соединено со светом невещественным и потому соделалось солнцем правды (ср. Мал 4:2) , — а одежды становятся белыми, как свет (см. Мф 17:2) , — ведь они прославились как облачение, а не в соединении, вследствие [некоторого внешнего] отношения, а не в ипостасном союзе. Облако светлое осенило (Мф 17:5) , изображая собою сияние Духа. Ибо, как сказал божественный Апостол, море является образом воды, а облако — Духа (ср. 1 Кор 10:1). Все исполнено света и ярчайшего сияния для способных воспринять свет и не осквернивших душу нечистотою совести.

http://pravmir.ru/slovo-na-preobrazhenie...

е. Бог как Отец христиан – по-греч. слово Бог – θες поставлено с членом – ) им это раскроет. Нужно пока держаться только того, чего уже достигли, не отступать назад. Флп.3:17 .  Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Флп.3:18 .  Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Флп.3:19 .  Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. Апостол здесь начинает говорить против нравственной распущенности. Он сам и его друзья должны иметь значение образцов для филиппийских христиан, и в таком случае читатели сумеют защититься от влияния людей безнравственных, которых, к сожалению, немало между ними. Жизнь таких христиан стоит в прямой противоположности тому, чему научает крест Христов. В самом деле, те, которые принадлежат Христу, распяли свою плоть с ее страстями и похотями ( Гал 5:24 ). Такие же распущенные христиане не будут иметь участия в блаженстве, какое Крест Христов гарантирует для тех, кто чтит его, Эти люди – настоящие идолослужители, потому что служат своему чреву как идолу и даже хвалятся своим позорным поведением. По-видимому, Апостол не имеет здесь в виду иудаистов, о которых говорил выше ( Флп.3:2 и сл.), а простых христиан, которые не сумели отвыкнуть от прежних пороков, какие владели ими в язычестве. Флп.3:20 .  Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Флп.3:21 .  Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё. Такое направление жизни совершенно несоединимо с христианством. Отечество христианина (точнее: гражданское состояние τ πολτευμα) находится на небе. Земля для христианина нечто чуждое. Его мысли направлены туда, где находится Христос ( Кол.3:1 и сл.) и откуда Он явится, чтобы привести верующих к желанной им цели. Они ожидают, что Христос тогда изменит их земное тело, в котором они чувствуют себя как бы связанными (ср. Рим 8:23 ) и которое будет заменено другим, похожим на то светлое тело, в каком восстал из мертвых Христос (ср. Рим 8:29 ). Ап. Павел мыслит это превращение тел как действие чудесной силы Господа Иисуса Христа и как простирающееся на всех христиан, как живых, так и умерших ( 1Кор.15:51 и сл.). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Послание святого апостола Павла к Филиппийцам. 921-950 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8. В злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху. Прем.1:4 . 8–9. Старайтесь иметь со всеми мир и святость, без чего никто не увидит Господа ( Евр.12:14 ; Кол.3:12–15 сл). 10. Не то угодно Богу, если мы терпим наказание за преступление, но то, если мы, помышляя о страданиях Христовых, переносим скорби, страдая неправедно ( 1Пет.2:19–20 ). 11–12. Искушение, которым испытывает Бог нашу веру, должно принимать с радостью ( Иак.1:2–3 ), а в подвиге терпения ободрять себя примерами других ( Иак.5:10 ). Кто уклоняется от креста Христова, тот не имеет и радости Его в прискорбиях жизни ( Ин.14:27–16:33 ; 2Кор.8:2 ). 13. Не полезна человеку мудрость, если он делает худо ( Мк.9:50 ; Сир.19:21 ). Сила мудрости – добрые дела (ст. 16). 13–14. Многие люди составляют мир, и весь мир подобен земле ( Еккл.12:7 ). 14. Христианские учители подобны небесным светилам и суть светильники, светящие и горящие; на них всякий смотрит, как на город (Иерусалим), стоящий на верху горы (Сиона). 15. Служитель слова Божия или наставник в Христианской вере ( Евр.13:7 ) не должен скрывать в себе духовной мудрости и познания о Боге ( 1Кор.12:8 ), но должен служить и другим полученным от Бога дарованиям ( 1Пет.4:10 ). 16. Хорошо иметь познание о Боге, но добрые дела лучше всякого познания ( 1Кор.13:1–2 ), и суть истинный наш свет и слава ( 1Пет.2:12 ). Итак, отвергнем дела тьмы, и облечемся во всеоружие света ( Рим.13:12 ), помышляя, что истинно (свято), что честно, что справедливо, что чисто (беспорочно), что любезно (Богу), что достославно, что составляет добродетель и похвалу ( Флп.4:8 ). Пастыри и учители Церкви обращают на себя общее внимание (ст. 14): посему никому ни в чем не должны полагать претыкания, дабы не порицали их служения, но во всем должны являть себя, как служители Божии ( 2Кор.6:3–4 ). 18. Нравственный Божий закон, как закон чистый и вечный ( Пс.18:10 ), имеет обязательную силу во всем, для всех и навсегда ( Сир.15:20 ). 19. Между заповедями о любви к ближнему, нет ни одной, которую бы можно было нарушить. Ибо кто сохранит весь закон и после того в одном чем-нибудь, против Бога согрешит, то становится виновен во всем ( Иак.2:10 ), как бы преступник всех заповедей: потому что и одно преступление по суду Божию ведет к осуждению ( Рим.5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

14. Итак, поелику дети, названные так по обетованию, приобщились плоти и крови, то есть греху, который обозначается плотью, - то и Он подобным же образом стал причастен тому же состоянию страдания, в подобии плоти (Рим.8:3; Флп.2:7), и воспринял их (плоть и кровь с страданиями), дабы быть для людей образцом добра, - и потом предал Себя смерти, чтобы чрез смерть свою упразднить того, кто имел у себя над смертию державу, то есть диавола, навлекшего на тварей смерть по случаю вкушения плода (Быт.3:1 сл.). 15. Итак Он умер для того, чтобы смертью Своею освободить тех, над коими царствовал страх смерти и кои во всю жизнь повинны были рабству вечной смерти. 16. Итак, не от Ангелов приемлете вы это животворное врачество жизни вашей, но от Самого Семени Авраама, коему сказано: в Семени твоем благословятся все народы (Быт.22:18). 17. Посему Он должен был во всем уподобиться братьям Своим, сынам Авраама, чтобы милостив был Он, как Моисей, который во образ Сына предавал себя за сынов народа своего (Исх.32:31-32), - и чтобы был Он верен и спас все народы от смерти, как Аарон, который, будучи таинственным прообразом Его, отвратил смерть от сынов рода своего посредством кадильницы, с которою он стал против смерти (Числ.16:48). Первосвященником же назвал Его не ради того, что сообщается нам посредством жертвоприношений, но по причине того, что в Нем дается нам духовно, то есть тем, чтобы Он был Очистителем нас чрез крещение (погружение), а не окропление. 18. Ибо в том, что соизволил Сам (претерпеть) страдания и искушения, то есть в чем искушен был по одинаковости природы Своей с нашею, в сем Он помогает и тем, кои страдают немощью плоти и подвергаются искушениям, - Он сможет помочь им, как знающий немощь плоти, - именно теперь, после того как восприял плоть. Глава III 1. Отсюда, братья святые, возлюбленные, призвания участники, - не закона, данного на горе Синае, но призвания небеснаго, то есть обетования, данного Аврааму с неба, - уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, поелику исповедание наше приносится Им (Богу) как первосвященником (жертва).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

Глава I Вступление (1–11). Изображение положения, в каком Апостол находится в Риме (12–26). Увещание к читателям, чтобы они были тверды в борьбе за веру (27–30). Флп.1:1 .  Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: После приветствия (1–2), Апостол говорит, что он не может вспомнить о филиппийцах без чувства благодарности к Богу, так как они всегда обнаруживали свое горячее участие к делу распространения Евангелия. Апостол при этом высказывает желание, чтобы Филиппийская церковь все далее и далее шла по пути совершенства. Павел, как и в остальных посланиях, написанных из первых римских уз ( Флп 1 ; Кол 1:1 ), шлет читателям приветствие не только от себя одного, но и от ученика своего, Тимофея. Это здесь объясняется тем, что Тимофей был особенно близок филиппийцам. Он вместе с Павлом основал церковь и Филиппах ( Деян.16:12 и сл.), а потом долгое время после пробыл среди македонских христиан ( Деян 19:22 ; 1Кор 16:10 ; 2Кор 1:1 ). Павел, кроме того, намеревался еще раз послать Тимофея в Филиппы ( Флп.2:19 ). – «Рабы Иисуса Христа». Апостол не называет здесь себя апостолом, потому что в Филиппах его высокого апостольского достоинства никто не оспаривал. Название же «раб« нисколько не умаляет его достоинства, потому что оно обозначает его решимость посвятить всю жизнь свою на служение Христу ( Кол 4:12 ). – Всем святым во Христе. Апостол обращается к филиппийцам не как к «церкви», а как к отдельным личностям, чтобы показать, что он относится к каждому из них с особой сердечностью. – «Святым» – название христиан (ср. 1Кор 1:2 ). – «С епископами и диаконами». Только в этом послании мы находим особое упоминание в приветствии о епископах и диаконах. Причина этого заключалась несомненно в том, что главной целью послания было выразить благодарность за пособия, какие Апостол получил от Филиппийской церкви ( Флп.2:25 и сл.; Флп.4:10 и сл.). Между тем, кто же больше участвовал в сборе этих пособий, как не епископы и диаконы? Естественно, что Апостол счел нужным отдельно о них упомянуть. Но кто разумеется здесь под «епископами» ? Конечно, не только епископы в нашем современном смысле слова, потому что в небольшой Филиппийской церкви едва ли была нужда в нескольких лицах епископского сана. Вероятно, что под «епископами» здесь разумеются и епископ и пресвитеры, которые в век Апостольский несомненно иногда назывались епископами (см. напр. посл. к Титу Тит.1:5 и Тит.1:7 ). Такую мысль высказывает и св. Иоанн Златоуст , а также блаж. Феодорит и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010