Л. дожил до глубокой старости и, назначив преемников, скончался в окружении братии. Он был погребен в базилике мон-ря в Лауконне. В XI в. началась реконструкция базилики, продолжавшаяся до XII в., когда была возведена башня над средокрестием. Освящение 3-нефной церкви состоялось в 1110 г.; в булле папы Пасхалия II она впервые была названа ц. св. Л. С XVI в. церковь неск. раз перестраивалась и реконструировалась. В 1689 г. под главным алтарем церкви был обнаружен деревянный гроб с останками, в котором находилась свинцовая табличка с именем Л. Табличка датируется V-VIII вв. и, по мнению некоторых исследователей, могла быть на саркофаге Л. В янв.-февр. 2007 г. в ходе археологических раскопок под средокрестьем церкви была обнаружена первоначальная могила святого с остатками деревянного гроба. В церкви хранится деревянная позолоченная рака с мощами святого и деревянный бюст-реликварий XIV в. с частицей мощей св. Андрея ( Bully S., au evi -Bully M. Saint-Lupicin (Jura), Église Notre-Dame de la Nativité: Sondage archéologique а la croisé du transept//Bull. du Centre d " études médiévales d " Auxerre. 2008. Vol. 12. P. 46-49). Часть мощей Л. хранится в ц. Сен-Люписен в Люстене (коммуна Профондевиль, пров. Намюр, Бельгия). В «исторических» мартирологах, составленных Флором Лионским, Адоном Вьеннским и др. авторами IX в., память Л. указана под 21 марта. Под этой же датой в 80-х гг. XVI в. она была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог и сохраняется в его совр. редакции. В еп-стве Сен-Клод поминовение святых Романа и Л. совершается 21 мая. Ист.: BHL, N 5073-5074; CPL, N 2119; ActaSS. Mart. T. 3. P. 262-267; Vie des Pères du Jura/Éd. F. Martine. P., 1968, 20042. (SC; 142); Vita Patrum Iurensium Romani, Lupicini, Eugendi/Ed. B. Krusch MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 143-153; Greg. Turon. Vit. Patr. 1; MartRom. P. 106; MartRom (Vat.). P. 188. Лит.: Beno î t P. Histoire de l " abbaye et de la terre de St-Claude. Montreuil-sur-Mer, 1890. Vol. 1. P. 78-109; Poupardin R. Étude sur les vies des saints fondateurs de Condate et la critique de M.

http://pravenc.ru/text/2110902.html

57. Если во II b. массовые избиения христиан выражались не более, как цифрой 40 (Лион 177 г.) то в III b. и особенно при Диоклетиане мучеников были тысячи; величина цифры здесь поэтому не внушает сомнения, как и частое повторение некоторых имен (Феликс 118 раз, Сатурнин 87 и т. д.), а также странность иных имен (Manira, Jtercola, Barbalabia); надо иметь в виду привычку римлян не стесняться в прозвищах рабам. 58.  Арх. Сергий, Полн. месяц. вост. I, 58–61. 59. Ныне Париж. Национ библ. Описан Kellner " ом Heort. 213–215 по Morin " y Amecdota Maredsolana, Par. 1893, I. У арх. Сергия не упомянут. 60. Из других месяцесловов на Западе в этот период известны 1) изданный Аллянцием (De eccl. lccident фейгу lrient. perpetua consensione, R. 1648, p. 1487) из Бравиария Ватик. библ. VIII b.; из 84 памятей половина есть у нас; некоторые памяти в те числа, как у нас, а не как ныне у римо-католиков; нет Преображения и Введения; не все апостолы; 12 мар. — 14 апр. нет свв. 2) Календарь в Сакраментарии, приписываемом Григорию Великому, VII–VIII b.; сходен с предшествующим, но некоторых памятей не достает, некоторые новые; все апостолы. 3)  Галликанский: позднейшая память св. Григория Великого († 604), памяти на все дни, но 16 авг. — дек. деффект. 4)  протисия, еп. Безансонского († 625 г.); сходен с Сакраментарием Григория; в марта только 5 памятей; другою рукою внесены позднейшие памяти, например Карла В. — Кроме того появился целый ряд сокращений Иеронимова месяцеслова. Таким сокращением был прежде всего мартиролог Беды († 735 г.), знаменитого английского писателя-монаха, «который, старался тщательно отмечать, каким родом мучения и при каком судии мученики победили мир», посему оставил на каждый день из Иеронимова мартиролога по одному, два святых, а некоторые дни и без памятей. Впрочем март. Беды дошел до нас только в дополненном ок. 830 г. Флором Дрепанием, каноником Лионского диоцеза, виде; в этом последнем тоже памяти не на все дни. Последний мартиролог переработали (переставлены памяти) и немного дополнили: в Трирском диоцезе Вандельберт ок. 848 г., в Майнце архиеп. Рабан Мавр в середине IX b. памяти на все дни), в Лионе ок. 858 г. Адон впоследствии архиеп. Вьенский (есть очень обширные сказания о свв., начинается 25 дек.), Узуард бенедиктинец близ Парижа ок. 8585 г. и Ноткер в Швейцарии ок. 894 г. ( Арх. Сергий, Полн. мес. вост. I, 62–73.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Несмотря на то что сведения о К. немногочисленны, А. де Вогюэ считал значительным его вклад в становление леринской монашеской традиции. По мнению исследователя, К. участвовал в составлении ранних леринских уставов, выдержанных в духе вост. экзотики, прежде всего «Устава четырех отцов», в к-ром сообщается, что его авторами были Серапион, Макарий и Пафнутий. С т. зр. де Вогюэ, под этими псевдонимами могли скрываться Гонорат, К. и св. Леонтий, еп. г. Форум Юлия (Les règles des saints Pères/Éd. A. de Vogüé. P., 1982. T. 1: Trois règles de Lérins au Ve siècle. P. 24, 148-151, 392. (SC; 297)). Житие К. (BHL, N 1559), составленное предположительно в VII в., впервые было издано бенедиктинцем Винченцо Барралисом по единственной рукописи (не сохр.- Barralis V. Chronologia sanctorum et aliorum virorum illustrium ac abbatum sacrae insulae Lerinensis. Lugduni, 1613. P. 191-193). В прологе агиограф противопоставляет достоверные и поучительные жития святых светской лит-ре, прежде всего классической, и рекомендует воздерживаться от чтения последней. К. был прекрасно обучен «философским наукам», но, желая познать истинную мудрость, раздал имущество бедным и удалился в пустыню. Сначала он вел подвижническую жизнь в уединении, затем его встретили братья Венанций и Гонорат, к-рые уговорили его стать их наставником. По-видимому, агиограф полагал, что встреча произошла на Востоке, т. к. он сообщает о морском путешествии К. и обоих юношей из Никомидии в Галлию, где они поселились на Леринских о-вах. В Житии указано, что К. был наставником великих святителей - выходцев из Леринского мон-ря, о его святости свидетельствовали Иларий Арелатский и Евхерий Лугдунский. О приближении кончины К. известил явившийся ему арх. Михаил. К. скончался 1 июня приблизительно в 430 г. (circa annos humanae redemptionis triginta super quadringentos) и был похоронен на острове. О литургическом почитании К. известно с IX в., память святого как аббата Леринского монастыря значится в «исторических» мартирологах, составленных Флором Лионским, Адоном Вьеннским и Узуардом . В XVI в. поминовение К. было внесено в Римский мартиролог. По свидетельству Барралиса, мощи К. хранились в аббатстве Лерен (Ibid. P. 185), но, где они находятся после закрытия обители (1788), неизвестно. В XVII в. на о-ве Сент-Онора существовала капелла во имя К., по преданию находившаяся на месте его кельи и впосл. разрушенная ( Cooper-Marsdin A. C. The History of the Islands of the Lerins: The Monastery, Saints and Theologians of S. Honorat. Camb., 1913. P. 314). В 1993 г. капелла была восстановлена.

http://pravenc.ru/text/1470353.html

1254.11.03 Против Никеи большой союз: деспот Эпира, Манфред Сицилийский, Вильгельм Ахейский, сербский король Ypoш II. 1258.08.16 Смерть Феодора II Ласкариса. Никейским императором стал восмилетний Иоанн IV. Регентом стал, убив при этом прежнего регента Георгия Музалону, Михаил Палеолог. В Македонии у Пелагонии никейские войска разгромили союзников. Князь Ахеи Виллардуэн взят в плен. Осада Михаилом Константинополя. 1261.03 Союз Михаила с Генуей. 1261.07.25 Взятие никейскими войсками Константинополя, в то время как основные войска крестоносцев оказались в походе на о. Дафнусия. 1261.08 Михаил VIII торжественно въехал в Константинополь. Коронация Михаила VIII императором Византийской империи. Началось новая эра этого государства. Последний латинский император Балдуин передал права на престол королю Апулии Карлу Анжу. Михаил Палеолог сверг Иоанна IV , ослепил его и поместил в крепости. Патриарх Арсений наложил проклятие за убийство Иоанна. Нашествие татар на Фракию. Византия вытеснила болгар из Македонии. Свержение патриарха Арсения. Новый патриарх Герман поддержал проклятия из-за свержения Иоанна. Новым патриархом стал Иосиф, который разрешил Михаила от грехов клятвопреступления и убийства. II Лионский собор. Уния с Православной Церковью. Михаил VIII Палеолог заручился поддержкой Испании и Венеции против анжуйцев. После низложения Иосифа I, патриархом стал Иоанн XI Векк. Борьба Палеолога с противниками унии. 1282.12.11 Смерть Михаила VIII Палеолога во время похода во Фракию. Новым императором стал Андроник III Палеолог, который вернул из ссылки всех противников унии. Патриарх Иоанн Векк оставил престол. Соправителем Андроника II стал его сын Михаил IX. Византия в XIV beke Развернуть таблицу 1301 Конфликт Византии и Венеции. Турки победили византийцев при Магнесии и Никодимии. Император Андроник нанял каталонцев во главе с Роджером де Флором. 1303–1305 Каталонцы вышли из подчинения и начали грабить сначала Азию, а затем Фракию. Убийство Роджера де Флора сыном Андроника Михаилом, который для этого нанял аланов. Каталонцы, соединившись с турками, захватили Каллиуполе и превратили ее в свое убежище. Армию Михаила они разбили под Апрами.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Исп. Мартин I, папа Римский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 40) Исп. Мартин I, папа Римский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 40) Поминовение М. на Западе и на Востоке совершалось в разные дни. Согласно «Воспоминаниям», понтифик скончался 16 сент., в день св. Евфимии (Ibid. P. 218-220), согласно греч. Житию - 13 апр. (см.: Peeters. 1933. P. 249-250). В Liber Pontificalis указано, что М. был похоронен 17 сент. (LP. T. 1. P. 338). С этим указанием связаны дни памяти святого - 18 авг. в рукописях Иеронимова мартиролога VIII-IX вв. (MartHieron. Comment. P. 450) и 16 сент. в мартирологах Флора Лионского и Вандальберта Прюмского. Краткое сказание о М., приведенное Флором, основано на Liber Pontificalis и на Хронике Беды Достопочтенного (см.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 323-324). Архиеп. Адон Вьеннский и вслед за ним мон. Узуард указали поминовение М. под 10 нояб., в вигилию праздника св. Мартина Турского (в мартирологе Адона память святого помещена также под 18 авг.). Впосл. поминовение М. было перенесено на 12 нояб.; в Риме это произошло в XII в. ( Jounel. 1977. P. 179, 204). Под 12 нояб. память М., папы Римского и мученика, была внесена в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 513-514). В Византии поминовение М. совершалось 13 апр. и 16 сент.; реже встречаются другие дни памяти, напр. 13 авг. (вместе с прп. Максимом Исповедником) (SynCP. Col. 47-50, 63-64, 598-602; PG. 117. Col. 51-52; MartRom. Comment. P. 514). В Римско-католической Церкви с 1969 г. поминовение святого совершается 13 апр., в день его кончины (MartRom. (Vat.). P. 220) (см. также: Jounel. 1977; Der karolingische Reichskalender/Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 1298, 1300; Tl. 3. S. 1482, 1484, 1488-1489. (MGH. Mem.; 2); Neil. Seventh-Century Popes. 2006. P. 117-120). Согласно «Повествованиям...» и «Памятной записке», М. был похоронен в ц. Влахернской Богоматери, находившейся недалеко от городской стены Херсона.

http://pravenc.ru/text/2562416.html

Марии и мц. Марфы, пострадавших в Риме, память которых в Мартирологе обозначена под 20 янв. (MartHieron. P. 50; Duchesne. 1893. P. 4; см. ст. Марин (Марий), Марфа, Авдифакс и Аввакум , мученики Римские (пам. 6 июля)). Отдельное поминовение М. М. без сказания и к.-л. др. сведений впервые было отмечено под 22 июля в Мартирологе Беды Достопочтенного († 735), возможно, на основе греч. источников (ркп.: St. Gallen. Stiftsbibl. 451. P. 49; см.: Quentin. 1908. P. 53, 586). Эта память содержится почти во всех более поздних Мартирологах, восходящих к Мартирологу Беды, к-рые были составлены Флором Лионским, Рабаном Мавром, Вандальбертом Прюмским , Узуардом и др. авторами IX в. В Мартирологе архиеп. Адона Вьеннского добавлено краткое сказание, основанное на Мк 16. 9, Лк 8. 2 и Ин 20. 14-17. В нем сообщается, что Христос изгнал из М. М. 7 бесов и удостоил ее первой увидеть Его воскресшим ( Quentin. 1908. P. 594-595; см.: Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 1112-1113. (MGH. Mem.; 2)). В комментариях XII в. к ирл. стихотворному Мартирологу Оэнгуса (IX в.) говорится, что среди женщин, сопровождавших Христа, было 4 Марии - Богоматерь, 2 Ее сестры (мать Иакова и Иоанна Зеведеевых и мать Иакова Алфеева) и М. М., к-рая сидела у ног Христа, помазала Его голову и ноги маслом, омыла Его ноги слезами и отерла собственными волосами (Félire Óengusso Céli Dé=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 164, 170-171). В Мартирологе Оэнгуса поминовение М. М. указано 22 июля; др. день памяти святой в ирл. источниках - 28 марта. Согласно комментарию к Мартирологу Оэнгуса, это была дата «обращения» (comthaithe) М. М. ко Христу (Félire Óengusso Céli Dé=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 84, 102-103; cp.: The Martyrology of Tallaght/Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 27). В нек-рых зап. календарях день «обращения» М. М. перенесен на день памяти прп. Марии Египетской (2 апр.) (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

11  Комментарий Дюрана был популярен настолько, что сделался известен даже за пределами латинского мира – в конце XV b. в кругу свт. Геннадия Новгородского был выполнен его древнерусский перевод (см.: «Rationale Divinorum officiorum» Wilgelmi Durandi в русском переводе конца XV b./Изд. подготовлено А.А. Романовой и В.А. Ромодановской. Отв. ред. И.П. Медведев. М., 2012). 12  Guillelmi Durandi Rationale Diuinorum officiorum, I–IV/Ed. A. Davril, T.M. Thibodeau. Turnhout, 1995. P. 17 (Corpus Christianorum, Continuatio Mediaeualis; 140). 13  Vitruvii De Architectura Libri Decem/Ed. F. Krohn. Lipsiae, 1912. P. 59–62 (Biblioteca scriptorum graecorum et romanorum Teubneriana). 14  В современной научной литературе по истории средневековой архитектуры часто встречается утверждение, что впервые сопоставление христианского храма с человеческим телом было сделано уже в XI b., в Gesta abbatum Trudonensium (см., например: Hayes D.M. Body and Sacred Place in Medieval Europe, 1100–1389. N.Y.; L., 2003. P. 13–14 (Studies in Medieval History and Culture; 18); Tosco C. Vitruvio in età gotica//Vitruvio nella cultura architettonica antica, medieval e moderna: Atti del Convegno internazionale di Genova, 5–8 novembre 2001/A cura di G. Ciotta, M. Folin, M. Spesso. Genova, 2003. P. 306–365, здесь p. 310; и проч.), однако в первоначальном тексте хроники этого сопоставления нет. Оно появилось в третьем приложении к ней (искомый фрагмент: MGH, Scripta X. S. 385), составленном во второй половине XIV b. (см.: Brassine J. Contribution а 1’étude de la troisième continuation du Gesta abbatum Trudonensium//Bulletin de la société d’art et d’histoire du diocèse de Liége. 1907. T. 15. P. 441–447). Имеющаяся здесь ссылка на «учителей Церкви» (doctores), позволяющая сравнить главный храм аббатства с телом человека, скорее всего, свидетельствует о знакомстве хрониста не с каким-то несохранившимся ранним комментарием, а с сочинением Дюрана. 15  Автора трактата иногда отождествляют с Иоанном, епископом Авранша († l079), что неверно; в рукописи Staatsbibliothek Berlin, theol. XIII b., он назван «Флором» (fol. 159). Трактат известен в рукописях с XII b. (Paris, Bibliothèque nationale, lat. 2710 и 3882; по второй из них он издан в PL. 147. Col. 199–212). О датировке трактата и о его связи со школой Ансельма Лаонского см.: Weisweiler Н. Das Schriftum des Schule Anselms von Laon und Wilhelms von Champeaux in deutschen Bibliotheken. Münster, 1936. (Beiträge zur Geschichte der Philosophie und Theologie im Mittelalter; 33/1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Ведя суровую уединенную жизнь в пустыне, Иоанн постом и молитвой подготовлял себя к принятию откровения свыше. И откровение это действительно было ему. Он видел, что время уже созрело для наступления суда Божия. За агонией царствования Ирода последовало рабство языческому Риму, рассеявшее всякие надежды. В течение почти поколения он не видел ничего, кроме бедственности в стране. В годы его отрочества Квириниева перепись послужила поводом к страшному кровопролитию, за которым последовало такое угнетение, что оно уже ко времени его ранней возмужалости истощило все силы народа и заставило его с отчаянием обращаться с мольбой к Риму об облегчения. Хищные и неправедные правители из римских всадников, старавшиеся только о своем собственном обогащении и бессовестно злоупотреблявшие своей властью, еще более удручали бедственное положение народа; сановники и воины подражали им в беззаконных насилиях; языческие гарнизоны занимали священный город и храм; первосвященство сделалось простой игрушкой в руках верховной власти, святыни народной жизни подвергались оскорблению и осмеянию. С 26 года правителем Палестины состоял Понтий Пилат, человек, которого можно сравнять только с Гессием Флором, последним римским прокуратором, ужасные неправды которого, наконец, повели к отчаянной войне, закончившейся гибелью Иерусалима. Пилат как бы намеренно оскорблял и нарушал священные обычаи народа. Он считал ниже своего достоинства изучить тот народ, которым он управлял. Будучи не только правителем жестоким и вспыльчивым, относившимся высокомерно даже к Антипе и сыновьям Ирода, он был и вообще человек злобный и всегда готовый посредством хитрости и коварства удовлетворить свою ненависть, пылавшую в его груди, по отношению к народу, которого он не понимал и который в свою очередь ненавидел его от всей души. Население Иерусалима должно было вывести от него целый ряд оскорблений, злобных обид, поношений и кровопролитий, Он был так озлоблен, что даже когда видел свою ошибку и опасался Тиверия, не хотел уступить, потому что не мог согласиться сделать что-либо в угоду своим подчиненным. Его современник Филон обвиняет его во взяточничестве, в делах дикого насилия, в грабительстве, в оскорбительном обращении со многими, в безумных угрозах, в постоянных беззакониях и в бесцельных и крайних жестокостях. «Он был человек злобный и яростный, – говорит Филон, – не желавший ничего делать такого, что, по его мнению, могло бы понравиться его подчиненным» 363 . Народ, находясь под начальством такого правителя, с сожалением вспоминал даже о царствовании Ирода, тем самым показывая, насколько ухудшилось его положение с того времени, как земля сделалась достоянием римлян, и не видел никакой надежды на облегчение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

II. Я жил тогда в деревне близ Симбирска, был еще ребенком, но умел уже чувствовать, как большой человек, и страдал, видя страдание моих ближних. В одной из наших соседних деревень жил в то время Флор Силин, трудолюбивый поселянин, который всегда лучше других обрабатывал землю, всегда более других собирал хлеба и никогда не продавал всего, что собирал, почему на гумне его стояло всегда несколько запасных скирдов. Пришел худой год – и все жители той деревни обнищали все, кроме осторожного Флора Силина. Но осторожность была не единственной его добродетелью. Вместо того, чтобы продавать хлеб свой по дорогой цене и, пользуясь несчастием ближних, разбогатеть, он вдруг созвал беднейших из жителей своей деревни и сказал: «Послушайте, братцы! вам теперь нужда в хлебе, а у меня его много; пойдем на гумно, пособите мне обмолотить скирда четыре и возьмите себе, сколько вам надобно на весь год». Крестьяне остолбенели от удивления. Слух об этом благодеянии Флора Силина разнесся в окрестности. III. Бедные из других жительств приходили к нему и просили хлеба. Добрый Флор называл их братьями своими и ни одному не отказывал. – Скоро мы раздадим весь хлеб свой, – говорила ему жена. – Бог велит давать просящим, – отвечал он. IV. Небо услышало молитву бедных и благословило следующий год плодородием. Поселяне, одолженные Флором Силиным, явились к своему благотворителю и отдавали ему то количество хлеба, которое у него взяли, и еще с лихвой. – Ты спас нас и детей наших от голодной смерти, – говорили они: один Бог может заплатить за твое доброе дело, а мы возвращаем с благодарностью то, что у тебя заняли. – Мне ничего не надобно, отвечал Флор: у меня много нового хлеба. Благодарите Бога: не я, Он помог вам в нужде. Напрасно приступали к нему должники его. – Нет, братцы, – говорил: – нет, я не возьму вашего хлеба; а когда у вас есть лишний, так раздайте его тем, которые в прошлую осень не могли обсеять полей своих и теперь нуждаются; в нашем околотке не мало таких найдется... Поможем им – Бог благословит нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разбив свой стан на так называемом Скопе, в семи стадиях от города, он три дня не подступал к городу, выжидая, быть может, примирительного шага со стороны его жителей, а приказал только солдатам делать набеги на окрест лежавшие деревни и собрать съестные припасы. На четвертый же день, 30-го иперберетая, он выстроил войско в боевой порядок и повел его на город. Народ был охраняем мятежниками; последние, устрашившись стройной организации римлян, покинули наружные предместья города и ушли во внутренний город и в храм. Цестий занял покинутую местность и превратил в пепел Бецету, Новый город и так называемый дровяной рынок; вслед за тем он подступил к Верхнему городу и расположился лагерем против царского дворца. Если бы ему заблагорассудилось в туже минуту штурмовать стены, он сейчас же овладел бы городом и положил бы конец войне. Но военачальник Тираний Приск и большинство начальников конницы были подкуплены Флором и отклонили его от этого плана. В этом кроется причина того, что война затянулась на такое продолжительное время и сделалась столь ужасной и гибельной для иудеев. 5. Между тем многие почетные граждане, по совету Анана, сына Ионатана, пригласили Цестия в город, обещая ему открыть ворота. Но с досады он уже ничего слышать не хотел об этом; к тому же он не вполне доверял им и продолжал медлить до тех пор, пока мятежники не узнали об измене; они тогда сбросили со стены Анана и его людей и камнями разогнали их по домам. Сами же они разместились по башням и стали отстреливаться против тех, которые приступали к стене. Пять дней римляне делали попытки со всех сторон, не достигая никакого результата; но на шестой день Цестий сформировал сильный отряд отборных солдат, присоединил к ним стрелков и напали на северную сторону храма. Иудеи защищались с высоты галерей и неоднократно отбивали атаки на стены, но вынуждены были все-таки отступить перед горячей стрельбой. Тогда римляне устроили так называемую черепаху, состоявшую в том, что передовые солдаты крепко упирали свои щиты в стены, следовавшие за ними упирали свои щиты в предыдущие и т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1878...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010