ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря в города Арзамасе Нижегородской области для возрождения в нем монашеской жизни. СЛУШАЛИ: 14. Прошение Преосвященного епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о благословении на преобразование прихода в честь Успения Божией Матери в поселке Флорищи Володарского района Нижегородской области в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование прихода в честь Успения Божией Матери в поселке Флорищи Володарского района Нижегородской области в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь. СЛУШАЛИ: 15. Прошение Преосвященного епископа Петропавловского и Камчатского Игнатия о благословении на открытие женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Казанская» в п.Мутной Елизовского района Камчатской области и о назначении монахини Александры (Шумской) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Казанская» в п.Мутной Елизовского района Камчатской области. 2. Назначить монахиню Александру (Шумскую) настоятельницей женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Казанская» п.Мутной Елизовского района Камчатской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 16. Прошение Преосвященного архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия о назначении монахини Магдалины (Арбузовой) настоятельницей Свято-Троицкого женского монастыря с.Старый Ковыляй Темниковского района Республики Мордовия. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Магдалину (Арбузову) настоятельницей Свято-Троицкого женского монастыря с.Старый Ковыляй Темниковского района Республики Мордовия с возложением наперсного креста по должности. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о необходимости иметь еще одного викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: Викарием Московской епархии с титулом Троицкий избрать архимандрита Панкратия (Жердева), игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря. Наречение и хиротонию архимандрита Панкратия во епископский сан совершить в Москве, о чем послать соответствующий указ.

http://sedmitza.ru/lib/text/429871/

Студенты Нижегородского архитектурно-строительного университета проходят строительную практику во Флорищевой пустыни 11 июля 2008 г. 12:05 С 22 июня по 19 июля студенты Нижегородского архитектурно-строительного университета проходят строительную практику в Свято-Успенском мужском монастыре в поселке Фролищи Дзержинского благочиния Нижегородской епархии . Кафедра основ строительного дела ННГАСУ на сегодняшний день единственная среди кафедр строительных вузов России, где обучают рабочим профессиям (каменщики, столяры, плотники). По мнению преподавателей, умение что-то делать своими руками повышает статус инженера. С 1997 года студенты проходят практику, восстанавливая храмы и монастыри. В течение нескольких лет они работали в Дивееве, в Арзамасском, Абабковском, Вознесенском, Оранском монастырях, в сельских храмах Елизарьева, Ореховца, Кантаурова. В 2008 году студенты Нижегородского архитектурно-строительного университета помогают в восстановлении Флорищевой пустыни. По словам преподавателей, студенты с удовольствием ездят на такую практику. Ребята после летней практики в храмах и монастырях приобретают не только профессиональный, но и очень ценный духовный опыт. Свято-Успенская Флорищева пустынь основана в XVII веке митрополитом Суздальским Иларионом. Первоначальник обители являлся уроженцем села Кириково Нижегородской губернии. Некогда обитель считалась одной из богатейших в России благодаря щедрым пожертвованиям царя Федора Алексеевича. В XVIII в. в монастыре нашел приют сподвижник Петра I Борис Голицын, который принял постриг под именем Боголепа. В 1924 году обитель была закрыта. До 1990 г. там располагалась воинская часть. Решение о возобновлении монастыря Священный Синод Русской Православной Церкви принял 20 апреля 2005 г. В настоящее время Свято-Успенская Флорищева пустынь активно возрождается. На территории обители находятся несколько храмов, нуждающихся в восстановлении. Обитель разрушена не сильно, но разграблена и пострадала от времени. В ближайшем будущем предстоит восстановить главный собор монастыря во имя Успения Пресвятой Богородицы (1681 г.). Сайт Нижегородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/434254.htm...

Известно, с одной стороны, об отказе о. Илиодора от приглашения служить соборне, а с другой – о его готовности служить в одиночку. «Другую неделю хлопочу, чтобы мне одному, без богомольцев, разрешили служить литургию три раза в неделю в одной маленькой пустующей церковке», – писал он еп. Гермогену . Однако архиеп. Николай не позволил. Таким образом, узник остался и без храма, и без священнослужения. Свято-Успенская Флорищева пустынь была основана в XVIIb. на левом берегу р. Лух, а с 1764 г. считалась заштатным монастырем. На 1912 г. здесь жили 80 человек братии, из них 20 иеромонахов. Монастырь находился в глуши, среди «непроходимых и необозримых дремучих лесов», отделенный 35 верстами от ближайшего жилого места – г. Гороховец. «Здесь все точно отрезаны от мира», – писал корреспондент, приехавший с о. Илиодором . Уединенное расположение Флорищевой пустыни способствовало тому, что она стала играть роль ссыльного монастыря. К приезду о. Илиодора здесь находилось еще 12 ссыльных монахов. Режим монастыря на вид казался строгим. Трижды в день братия собиралась в церкви, где два монашеских хора пели по столбцам. «Братья молится усердно. Служба совершается истово», – писал о. Илиодор под впечатлением от первого флорищевского всенощного бдения . Но, познакомившись с жизнью монастыря ближе, он переменил свое мнение. Уже на шестой день проживания в пустыни о. Илиодор говорил: «До моего прибытия сюда братия вела жизнь совсем не монашескую» . Через девять месяцев пребывания в монастырских стенах он писал, что до его приезда «озорные послушники устраивали кулачные бои, форменное мордобитие» . Впоследствии же Сергей Труфанов дал монастырю следующую убийственную характеристику: «Флорищева пустынь – это не обитель, а дом терпимости. Здесь почти каждый монах имеет женщину, а то и две» . Будь это свидетельство единственным, его можно было бы отнести на счет озлобленности автора, известного своей привычкой к клевете. К тому же оговорки о. Илиодора о перемене порядков с его приездом показывают, что он писал с чужих слов. Но ему вторил некий аноним, подписавшийся как «сельский иерей, ревнующий о благе Церкви, близкий от Флорищ»:

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/23/...

Добавить статью Фролищи. Флорищева пустынь. XVII в. " На оси, делящей пополам квадратный участок монастыря, стоят святые ворота с надвратной церковью, а на другом ее конце - шатровая колокольня (1681). Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 г. Храм переделывался в 1787-1793 годах. К югу от центральной оси построена монастырская трапезная с одноглавой Троицкой церковью (1683-1689). Она поставлена на высокий подклет, а стены, как и в соборе, расчленены арочными нишами, к алтарю добавлены позднейшие пристройки. Колокольня (1678-1681 гг.) шестиярусная украшенная восьмериком и шатром на высоком основании. На ярусе звона и шатре сохранились богатые цветные изразцовые украшения. Между 1682 и 1707 годами с южной стороны к колокольне был пристроен настоятельский корпус - жилое двухэтажное здание. В 1766 году наверху установлены башенные часы с боем. Прежде в нижних ярусах колокольни размещалась монастырская библиотека, славившаяся собранием уникальных рукописей. Всю восточную и южную границу монастыря занимает длинный двухэтажный корпус келий (1681-1707 гг.) построены, как сплошная линия двухэтажных строений, где размещались жилье и различные помещения хозяйственного назначения - мастерские, квасоварни, сушила и т. п. В середине восточного корпуса находятся главные въездные ворота, над которыми стоит надвратная Петропавловская церковь. В юго-восточном углу на стыке между корпусами находилась церковь Зосимы и Савватия, обрушившаяся в 1950-е годы. Ограда и ряд остальных хозяйственных построек относится к 1787- 1793 годам. Голицынский корпус (1712 г.) - каменное двухэтажное жилое здание, построенное для постригшегося в монахи князя Б.А.Голицына, умершего в 1713 году сподвижника Петра I. В 1890-е годы здесь помещалась иконописная школа " .

http://sobory.ru/article/?object=00900

А верхи бы на той церкве и на пределах были не шатровые и алтари сделать круглые тройные; а в церкви и в пределах во алтарных стенах посреди были бы царские двери, а по правую их сторону южные, а по левую северные... И двери бы царские были не на одном брусу… А старого престола антиминс положить в новой каменной церкви в престоле в столице с восточной страны в ящике, закрыв доской» 6 … Все эти подробности в устройстве древне-русских деревянных храмов любопытны и важны для археолога, и их нужно было бы отметить и пустить в научный оборот. За устранением немногих опечаток, подлинный текст которых не всякий впрочем в состоянии восстановить 7 , издание, можно сказать, безупречно и даже роскошно: отпечатано превосходным шрифтом, на отличной бумаге и снабжено не одним десятком хороших рисунков монастырей, церквей, предметов священной утвари, облачения и т. п. По всему видно, что о. архим. Антоний, восстановивший в пустыни ее древний устав, украсивший церкви и другие монастырские здания совне и внутри, приведший в образцовый порядок монастырское хозяйство, библиотеку и архив, не щадил средств на издание, которое своим появлением на свет всецело обязано ему 8 . Это делает большую честь просвещенному издателю и дает нам право указать на него другим, как на пример достойный подражания. 1 Краткое описание церковно-историч. древлехранилища при братстве св. благоверного князя Александра Невского во Владимир. губ., стр. 8. Вязники 1895; ср. Историко-археологич. описан. Флорищевой пустыни стр. 165–166. 2 Описи рукописных собраний в книгохранилищах северной России, стр. 225–278. С.-Петербург, 1890 г. 5 Рукоп. Флорищ. пуст. 102–675, л. 118 и об: сн. рукоп. Сборн. Московск. Синод. библиот., 130, л. 159 и об. 7 Например, по гольфабре вм. по гульфабре, домостроя вм. досмотря, хромового вм. хомового, атлаторского вм. алаторского, выбочетое и др. Там же, стр. 85, 275, 316, 343, 378, 380 и др. Особенно бросается в глаза несоответствие хронологических данных в заглавиях и концах некоторых грамот, напечатанных в приложении. Си. 2–4, 19 и др. Читать далее Источник: Голубцов А.П. [Рец. На:] Георгиевский В. Флорищева пустынь: историко-археологическое описание. Вязники, 1896.//Богословский вестник. 1897. Т. 1. 2. С. 335–361. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Довольно много, в настоящее время, имеется у нас описаний соборов, монастырей и даже приходских церквей с хранящимися в них памятниками древней письменности и искусства, но, разумеется, что еще большая часть их ждут своих описателей. При этом нередко приходится наблюдать и то вполне естественное, но не особенно желательное явление, что в то время, как одни из соборов, монастырей и приходских церквей продолжают оставаться в совершенной неизвестности с своими книжными и монументальными сокровищами, другие уже имеют по два, по три и более описаний. Флорищева пустынь Владимирской епархии в данном отношении может считать себя положительно счастливой. С давних пор о ней начали говорить в печати и мимоходом, и нарочито, а о находящемся при ней рукописном собрании писали даже такие видные учено-литературные деятели, как П.М. Строев, Е.Е. Замысловский, Н.А. Артлебен и А.Е. Викторов . Не успел ученый мир познакомиться, как следует с Флорищевскими рукописями по каталогу последнего, как «тщанием и иждивением» архим. Антония, нынешнего настоятеля Флорищевой пустыни, издан в свет вышеназванный, довольно объемистый (XV+416 стр.), труд заведывающего «Церковно-историческим древлехранилищем» во Владимире губернском. Сказав в немногих словах о значении монастыря для местного края и подробно перечислив во введении к книге источники и пособия ее, автор знакомит затем читателя с началом Флорищевой пустыни и последующей судьбой ее, причем пространно излагает древнее жизнеописание первого строителя ее, не безызвестного в истории нашей церкви Суздальского митрополита Илариона, представляет довольно обстоятельную летопись монастырских настоятелей с указанием того, что каждым из них хорошего или дурного было сделано для обители; описывает храмы и прочие здания и наконец, обозревает достопримечательности ризницы и приписных к пустыни церквей и монастырей. В виде обширного приложения к книге помещены: I) описание рукописей Флорищевой пустыни; II) каталог старопечатных книг; III) тридцать два номера грамот и актов, относящихся к истории монастыря, а также указатель личных имен, географических названий и предметов, встречающихся в рассматриваемом труде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

2) Назначить игумена Силуана (Хохиашвили) наместником Успенского мужского монастыря о. Свияжска Зеленодольского района Республики Татарстан, освободив его от обязанностей наместника Кизического мужского монастыря г. Казани. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного Митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира об освобождении архимандрита Амвросия (Мунтяну) от должности настоятеля Свято-Троицкого мужского монастыря с. Фрумоаса Кэлэрашского района Республики Молдова и о преобразовании обители в женский монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Освободить архимандрита Амвросия (Мунтяну) от должности настоятеля Свято-Троицкого мужского монастыря с. Фрумоаса Кэлэрашского района Республики Молдова. 2) Благословить преобразование Свято-Троицкого мужского монастыря с. Фрумоаса Кэлэрашского района Республики Молдова в женский монастырь. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного Епископа Липецкого и Елецкого Никона о благословении на открытие Троицкого женского монастыря в г. Лебедяни Липецкой области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Троицкого женского монастыря в г. Лебедяни Липецкой области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о назначении иеромонаха Варнавы (Баранова) наместником Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева Пустынь поселка Флорищи Володарского района Нижегородской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Варнаву (Баранова) наместником Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева Пустынь поселка Флорищи Володарского района Нижегородской области. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о назначении игумена Нектария (Марченко) наместником мужского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери села Оранки Богородского района Нижегородской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумена Нектария (Марченко) наместником мужского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери села Оранки Богородского района Нижегородской области. СЛУШАЛИ: 8. Прошение Преосвященного Архиепископа Орловского и Ливенского Паисия о благословении на открытие Свято-Духова мужского монастыря в селе Задушное Новосильского района Орловской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202519...

Галина Яковчукова, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ пос. Флорищи Володарского района, руководитель воскресной школы при Свято-Успенском монастыре Флорищева пустынь, победитель конкурса «Серафимовский учитель» Привлекаем к урокам монастырь В своей работе я постоянно пользуюсь видеоматериалами: православные фильмы и мультфильмы о святых Петре и Февронии, о преподобном Сергии Радонежском, святителе Иларионе — часть из них нам предоставляет епархия, что-то было приобретено на Московских Рождественских чтениях, но чаще я сама ищу его на многочисленных сайтах, например, на сайте телеканала «Союз», «Радость моя» или на детском портале «Солнышко», где, кроме видеоматериалов, есть много полезных рекомендаций, форм работы с детьми. «Круглые столы», уроки вопросов и ответов, викторины, обсуждение увиденного помогают ненавязчиво закрепить материал, надо сказать, не легкий для восприятия ребенка. На территории нашего поселка находится известный Свято-Успенский монастырь Флорищева пустынь, поэтому, как говорится, сам Бог велел школе тесно и разносторонне сотрудничать с монастырем и с воскресной школой при нем (которую посещает большинство наших учеников). Бывает, что на уроке у ребенка возникают неожиданные вопросы. Иногда дети подходят к тебе со своими душевными проблемами. Ты понимаешь: это высшая степень доверия ребенка взрослому человеку, стараешься вникнуть, объяснить, но иногда приходится призывать на помощь священника, если я чувствую, что мои ответы недостаточно убедительны. Кроме того, я приглашаю батюшку в школу, ведь некоторые темы уроков, например, «Молитва» или «Что есть Бог», гораздо доступнее может объяснить священник. В своей работе широко использую проектную деятельность. И ученики четвертых классов уже побеждают на всевозможных конкурсах, научных обществах, где они представляют свои работы: «О чем поют колокола Флорищевой пустыни», «Сказ о Флорищевой пустыни», «Монастырь — остров спасения»… А какие интересные и нестандартные работы подготовили ребята на конкурс, посвященный 700-летию преподобного Сергия Радонежского: «Сергий Радонежский и Флорищева пустынь», «Как Сергий Радонежский помог моей подруге сдать технику чтения» или «Сергий Радонежский, Куликовская битва и компьютерные игры»! За необходимой информацией мы идем в библиотеки (школьную, поселковую, монастырскую). Кадр из мультфильма «Московская легенда о Василии Блаженном»

http://foma.ru/vasha-nahodka-dlya-urokov...

Обитель стала одним из крупных культурных центров России. Над её украшением трудился выдающийся русский иконописец, царский изограф, Симон Ушаков, являвшийся родственником святителя Илариона. По заказу последнего Симон написал для монастыря две иконы Божией Матери: Владимирскую с избранными святыми (наиболее ранний вклад Ушакова во Флорищеву пустынь, сделанную в 1660 году) и Успения Божией Матери (вклад сделан Ушаковым и его учениками в 1662 или 1663 году). Икона Успения Пресвятой Богородицы находилась в алтаре деревянной Успенской церкви и позднее вошла в иконостас каменного Успенского собора, освящённого в 1681 году. В более поздние времена Владимирскую икону вместе с образом Успения ежегодно носили крестным ходом по Гороховецкому и Вязниковскому уездам. Важную роль в становлении Флорищевой пустыни сыграло знакомство святителя Илариона с государем Фёдором Алексеевичем. Они познакомились в Москве благодаря И. М. Языкову, приближённому царя, когда державный тяжело болел. Впоследствии царь дважды посещал с богомольями обитель на Форищевой горе, отстроил здесь каменный Успенский собор, неоднократно делал вклады: только в 1677-1680 годах монастырь получил три починка, окружавшие его землю и лес, покосы, рыбные ловли, мельницу, соляные варницы и место в Москве для подворья; обитель имела ежегодную ругу воском, ладаном, мёдом и церковным вином. Духовный авторитет святителя Илариона в глазах царя и его семьи был очень высок: именно по распоряжению государя отца Илариона возвели в архирейский сан с назначением во владыки Суздальские (это произошло в декабре 1681 года); он также крестил сына царя Илью. Уже после смерти Фёдора Алексеевича к святителю в Суздаль приезжала царская племянница Анна Иоановна, будущая российская императрица. На рубеже XVII-XVIII веков Флорищева пустынь являлась одной из известнейших русских обителей. Число братии достигло здесь 150 человек, не иссякал поток богомольцев. Однако, как отмечает исследователь истории монастырей иерей Сергей Орлов, сравнительно спокойное и размеренное течение монастырской жизни было нарушено преобразованиями, которые осуществлял новый царь Пётр Первый, вводивший в соответствии со своими представлениями о государственном устройстве и новые церковные порядки.

http://sobory.ru/article/?object=00900

Иконы для соборного храма пустыни при игумене Иларионе писал знаменитый иконописец Симон Ушаков с учениками. Самая известная — Владимирская Флорищевская икона Богоматери (1660 г.) ­— хранится во Владимиро-Суздальском музее. «Квадратная обитель» В плане монастырь — почти правильный квадрат с «осью» по центру, на которой располагаются надвратная Петропавловская церковь и колокольня. Флорищева пустынь. Гравюра XIX века Монастырские стены Флорищевой пустыни — это целый городок со множеством корпусов разного назначения: казначейский, рухлядный, больничный, хозяйственный, настоятельский… А еще в ее стенах находятся монастырский погреб, кузница и монашеские кельи. Один из корпусов называется Голицынским по имени воспитателя и сподвижника Петра I князя Б. А. Голицына. В конце жизни он уехал во Флорищеву пустынь и постригся в монахи с именем Боголеп. Дорога Дорога к пустыни может стать интересным приключением, если выбрать необычный вид транспорта — «кукушку», рельсовый автобус. Приезжаете на Московский вокзал в Нижнем Новгороде. И садитесь на «кукушку». У нее есть два маршрута — прямо до станции Фролищи или с пересадкой через Ильино. По второму маршруту «кукушки» ходят гораздо чаще. Общее время в пути 2 часа. «Кукушка» едет очень неспешно: летом из окна можно даже рассмотреть грибы, которые растут вдоль дороги. И места живописные — леса, холмы, болотца… Фролищи — тупиковая станция. От нее до пустыни предстоит прогуляться еще пару километров по лесу. Фото savage19 Что такое «кукушка»? Это рельсовый автобус, или по-другому — автомотрисса. Такой вид транспорта специально приспособлен для движения по неэлектрифицированным участкам железных дорог. Пускать длинные составы с тепловозом там смысла нет, поэтому по рельсам ездят небольшие дизельные поезда из одного или нескольких вагонов. Такие ж/д ветки чаще всего однопутные и не имеют разворотов на конечных остановках: машинист просто переходит из головной кабины в хвостовую — и «кукушка» уже может ехать в обратную сторону. Отправиться в путешествие

http://foma.ru/florishheva-pustyn-samaja...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010