Фролищи. Успенская Флорищева мужская пустынь. Церковь Зосимы и Савватия. Больничная церковь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев Церковь. Не действует.   Престолы: Зосимы и Савватия Соловецких Год постройки:Между 2007 и 2020. Воссоздан на месте храма 1703 г. постройки. Адрес: 606091, Нижегородская область, Володарский район, р.п.Фролищи, территория Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь. Координаты: 56.421394, 42.645498 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Во Флорищевой пустыни 21.08.2017 года состоялась церемония закладки храма в честь Зосимы и Савватия Соловецких. Сам процесс воссоздания разрушенной в середине двадцатого века церкви начался еще в начале 2017 года. После завершения строительства храма в честь Зосимы и Савватия Соловецких монастырь Свято-Успенсакая Флорищева пустынь вернет свой исторический облик. В юго-восточном углу на стыке между корпусами находилась церковь Зосимы и Савватия, обрушившаяся в 1950-е годы. Монастырская церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, была освящена в 1703 году. Ограда и ряд остальных хозяйственных построек относятся к 1787-1793 годам. В 1770 году в обители случился большой пожар, после которого пришлось восстанавливать изрядно пострадавшие церкви: надвратную во имя преп. Ефрема Сирина и больничную – во имя Соловецких чудотворцев при. Зосимы и Савватия. После ремонта было решено освятить надвратную церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, а в больничной устроить придел и освятить его во имя преп. Ефрема Сирина. Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких была выстроена в 1692 году. Освящена в 1703 г., когда наместником обители был иеромонах Иринарх. Придел во имя прп. Ефрема Сирина появился позднее - после пожара 1770 г. Это самая поздняя каменная культовая постройка Флорищевой пустыни. Церковь фиксировала наиболее значимый для восприятия монастыря юго-восточный угол и являлась ориентиром в направлении главного входа по отношению ко второму входу в обитель (с южной стороны). Этот храм, как и Троицкая трапезная церковь, принадлежала к типу одноглавых бесстолпных храмов и повторял её основание объёмно-планировочное построение и архитектурные детали. Храм представлял собой одноглавое кубическое здание с трёхчастной апсидой. Примыкая вплотную к храму преподобных Зосимы и Савватия, а также друг к другу, вдоль южной стены монастыря идут Больничный и Хозяйственный корпуса, затем южный вход, за которым тянется здание монастырского погреба. На стыке южной и западной стен высится Сторожевая башня.

http://sobory.ru/article/?object=09960

Фролищи. Успенская Флорищева мужская пустынь. Часовня-усыпальница князя Б.А. Голицына. Часовня. Действует.   Год постройки:Между 2019 и 2020. Адрес: 606091, Нижегородская область, Володарский район, р.п.Фролищи, территория Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь. Координаты: 56.422859, 42.64452 Вопрос модератора :уточнить датировку. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Свято-Успенская Флорищева пустынь была основана в 17 веке на Флорищевой горе у реки Лух. Место было выбрано неслучайно: по преданию, путники, проходившие мимо Флорищевой горы, видели исходивший от нее лучезарный свет, обоняли дивное благоухание и часто слышали колокольный звон. Эти пророческие знаки указывали на особое предназначение этого места для духовной жизни. И сегодня, спустя четыре века, в обители регулярно совершается круг богослужений, принимаются паломники и трудники, людям оказывается молитвенная помощь. Эти места привлекают жаждущих прикоснуться к духовной сокровищнице русского монашества, щедро дарящей радость, душевный мир и тишину тем, кто возносит молитву под древними сводами обители. Престольный праздник монастыря – Успение Пресвятой Богородицы. В текущем году он ознаменовался еще одним важным событием. Накануне вечером епископ Выксунский и Павловский Варнава, священноархимандрит обители, совершил литию о монахе Боголепе (Голицине Борисе Алексеевиче), который подвизался в монастыре в 18 веке. Борис Алексеевич Голицын родился в июле 1651 года. Он рос вместе с царскими детьми, вместе с ними постигал науки и изучал иностранные языки, получил прекрасное образование. В период регентства царевны Софьи Алексеевны он возглавил Казанский приказ, ведавший присоединенными к Руси в недавнее время юго-восточными территориями. Достаточно быстро он понял, в каком направлении развиваются события, и занял сторону оппонентов Софьи, то есть будущего императора Петра I. Он оказывал всяческую поддержку матери Петра — Наталье Кирилловне Нарышкиной, а та, в свою очередь, сделала Бориса Алексеевича «дядькой», то есть наставником пока еще только номинального царя.

http://sobory.ru/article/?object=56028

Когда Иоанн, возвратившись в с. Кириково, возвестил своим родным о желании поступить в монашество и удалиться во Флорищеву пустынь, то родные, жалея его молодость, уговорили его отложить хотя на время, это намерение. Иоанн поддался убеждениям родных и возвратился не к пустынножителям, а к брату в Москву. Эта первая уступка родным повела за собой и другие колебания, и вдовец Иоанн, под влиянием искушений врага рода человеческого, решился было изменить свое намерение – нарушить завещание родительское и вступить во второй раз в брак. Но, Господь не оставил его без вразумления посреди этих временных искушений. Троекратно, как только Иоанн задумывал нарушить свой обет, Господь наказывал его слепотой и он понял, что Господу не угодно его желание, и решился идти в иноки. Будучи поражен слепотой, он отправился в обитель пр. Сергия и здесь, пред ракой святого со слезами молился и просил преподобного исцелить его. Молитва его была услышана, он вдруг прозрел и ночью удостоился видения. Во сне ему явился пр. Сергий и повелел ему отправиться во Флорищеву пустынь, где и обещал ему свою помощь. Иоанн, после сего видения, отправился к своему родственнику Павлу, епископу Коломенскому (он был родной брат умершей жены его Ксении и известен в истории своей борьбой с патриархом Никоном ). Епископ Павел постриг его в монашество 11 декабря 1653 г. с именем Илариона; вскоре затем, он посвятил его в иеродиаконы. Иоанн рвался душой в Флорищеву пустынь, но епископ Павел, также любивший своего родственника, желая удержать его при себе, говорил ему, что он должен привыкнуть к иноческой жизни прежде у него. Вскоре, епископ Павел, за противление Никону в деле исправления богослужебных книг, был сослан в заточение в Новгородские пределы и юный инок Иларион немедля ушел во Флорищеву пустынь, где его с нетерпением ожидали пустынножители. В отсутствие его, подвижник Мефодий, провидев будущее прославление Флорищевых гор, озаботился устройством здесь храма и построил деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Ефрема Сирина .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Петровский абсолютизм не мог мириться с самостоятельностью Церкви. У монастырей отбирались наиболее доходные вотчины и землевладения. Флорищева пустынь лишилась мельниц, рыбных ловель, соляных варниц. Братии пришлось расширять своё подсобное хозяйство: сеять хлеб, сажать овощи, разводить скот, - а это отвлекало от собственно монашеских трудов, подтачивало и размывало духовную жизнь. Ещё более гибельными для монашества были петровские указы об ограничениях на постриг. Уже через 20 лет это привело к такому оскудению числа монашествующих, что под угрозой оказалось само существование монастырей. В 1736 году во Флорищевой пустыни оставалось 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 27 рядовых монахов. Тем не менее, даже после секуляризационных мероприятий Екатерины II и введения духовных штатов (1764 год) Флорищева пустынь, как имеющая хорошее материальное обеспечение, была причислена к первому классу. В период восстания Пугачёва ограблению подвергся и сам монастырь, и принадлежащие ему хозяйственные сооружения - мельница на реке Пьяне в Курмышском уезде. Власти решили, " чтобы такие злодеи и ещё не сделали на пустынь нападения... откомандировать из Владимирского батальона во Флорищеву пустынь одного унтер-офицера с шестью рядовыми солдатами " . Воинская стража находилась в обители до 1800 года. Возродилось в монастыре и старчество. Из Тисманского монастыря в Молдавии, где монахи жили по правилу, установленному преподобным Паисием, пришли в пустынь иноки Филарет и Феофан. Во второй половине XIX столетия обитель была благоустроена во всех отношениях. Особая заслуга в этом принадлежала архимандриту Антонию, управлявшему монастырём в период с 1872 по 1898 год. Именно он привёл в порядок главное богатство обители - прекрасный вековой лес, окружающий монастырь, устроил здесь водопровод с водокачкой, перестроил скотный и конный дворы, приобрёл множество облегчавших труд насельников сельскохозяйственных орудий - косилок, жнеек, молотилок и т. п. Вместе с тем он развёл породистых коров и устроил рациональное молочное хозяйство.

http://sobory.ru/article/?object=00900

Троицкая церковь (Толщина стен этого храма — почти два метра). Колокольня (Высота 49 метров. На шестом ярусе часы-куранты с боем). Расцвет монастыря приходится на время царствования Федора Алексеевича (Ил.: Портрет царя). Молодой государь сам приезжал во Флорищеву пустынь в поисках людей истинной веры и святых чудотворцев. Для этого из Москвы через Вязники и через лес проложили до монастыря специальную Царскую дорогу. Долгое время обитель считалась одной из самых красивых в Российской империи. В 1923 году Флорищева пустынь была закрыта и позже частично разрушена. Духовная жизнь в монастыре стала возобновляться с 1992 года, а в 2005 году его передали Церкви (Фото. Флорищева пустынь. Вид с реки Лух); Святыня : Иконы для соборного храма пустыни при игумене Иларионе писал знаменитый иконописец Симон Ушаков с учениками. Самая известная — Владимирская Флорищевская икона Богоматери (1660 г.) (Фото иконы) — хранится во Владимиро-Суздальском музее; « Квадратная обитель »: В плане монастырь — почти правильный квадрат с «осью» по центру (Ил.: Флорищева пустынь. Гравюра XIX beka), на которой располагаются надвратная Петропавловская церковь и колокольня. Монастырские стены пустыни — это целый городок со множеством корпусов разного назначения: казначейский, рухлядный, больничный, хозяйственный, настоятельский... А еще в ее стенах находятся монастырский погреб, кузница и монашеские кельи. Один из корпусов называется Голицынским по имени воспитателя и сподвижника Петра I khязя Б.А. Голицына (Ил.: Портрет князя Голицына). В конце жизни он уехал во Флорищеву пустынь и постригся в монахи с именем Боголеп (местонахождение креста, установленного на могиле князя Голицына — монаха Боголепа, указано на общем фото обители)//Фома. октябрь 2022. — С.30-33. — (раздел « Вера », рубрика « Дорога к храму »). Говорят, что : Говорят, что. Ил.: Нагорная проповедь. Хенрик Ольрик. Алтарь церкви св. ап. Матфея, Копенгаген. Конец XIX в.//Фома. октябрь 2022. — С.34-35. — (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-234...

Свято-Успенская Флорищева мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Флорищева пустынь Флорищева пустынь – это действующий мужской монастырь, и одновременно – памятник архитектуры федерального значения. Находится на холме, именуемом Флорищевой красной горой. Содержание История [ править править код ] Основание. Свято-Успенский мужской монастырь был основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, который построил себе на Флорищевой горе келью. Вскоре к схимонаху Мефодию присоединилось ещё двое иноков, отец и сын, Варлаам и Макарий. Становление обители в период с 1653 по 1681 годы связано с именем святителя Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского, первого строителя монастыря. Царь Федор Алексеевич в 1678, 1679 и 1680 годах рядом жалованных грамот даровал монастырю земли, рыбные ловли, сенные покосы, а также оказывал материальную поддержку. При святителе Иларионе в 1681 году был выстроен главный собор в честь Успения Божией Матери. В том же году построили монастырскую колокольню высотою около 50 метров. Архитектурный ансамбль монастыря сложился при настоятеле Иринархе, управлявшем обителью с 1681 по 1707 годы. В этот период были построены все остальные храмы монастыря: теплая каменная церковь во имя Святой Троицы, каменная церковь во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких с приделом во имя святого Ефрема Сирина, каменная надвратная церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Многие иконы монастыря были написаны знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым и его учениками. Письму Ушакова принадлежали самые прославленные иконы в обители: чудотворные образы Успения Божией Матери и Божией Матери «Владимирская», а также икона Божией Матери «Кипрская» («Киккская»). Ныне эти святые образы находятся в музеях Москвы и Владимира. Трудами настоятелей Свято-Успенской обители в ее стенах была собрана обширная библиотека, которая теперь хранится в фондах Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея. В 1713 году в пустыне постригся боярин Борис Алексеевич Голицын, любимец и сподвижник императора Петра Великого, с именем Боголеп. Он сделал богатые вклады в монастырь, устроил для себя новый каменный корпус, который был назван Голицынским. Но в том же 1713 году 31 октября Голицын скончался и был похоронен около соборного Успенского храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

Адрес: 607188, Нижегородская область, г. Саров, проспект Мира, 40; Телефон: (83130)3-09-28 ; 7-71-44, 6-61-45, 6-98-63, 7-59-91; Подробнее... Свято-Успенская Флорищева мужская пустынь [ править править код ] Свято-Успенская Флорищева мужская пустынь возникла в 1650-е гг. в глухом бору над р. Лух к северу от Гороховца. В 1677 г. царь Феодор Михайлович присутствовал здесь при закладке Успенского собора. Все здания монастыря Гороховца возведены в 1677-1713 гг. В 1713 г. в обители постригся Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра I. В 1918 г. монастырь заняли вооруженные коммунары. Во время воскресных и праздничных богослужений коммунары обязательно стреляли, часто – в кресты храмов. Братское кладбище было обращено в загон для лошадей. В 1923 г. монастырь закрыли. Адрес: 606091, Россия, Нижегородская область, пос. Фролищи, Свято-Успенская Флорищева пустынь. Телефон: +7 (930) 806-30-60 ; тел./факс: +7 (83136) 662-34 Электронная почта: florizheva@yandex.ru Сайт: http://florisheva-pustin.com Подробнее... Спасо-Преображенский мужской монастырь (Арзамас) [ править править код ] Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года. Первый храм обители — Спасо-Преображенский собор — холодная церковь. В 1585 году к нему была добавлена теплая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Город Арзамас в то время был довольно крупным, имел свой кремль-острог. Обитель насчитывала 16 келий и 20 монахов. Именно после появления монастыря началось распространение христианства в Арзамасском крае. Монастырь имел значительные земельные угодья. Он был построен из дерева, в том числе и колокольня, на которой находились «девять колоколов и часы боевые». Башенные часы — довольно сложный и редкий для того времени механизм, поэтому только богатый монастырь мог позволить себе украсить и благоустроить свою деревянную колокольню звучащими часами. Адрес: 607223, Нижегородская область, г. Арзамас, территория архива, 2; Телефон: (83147) 2-13-19 ; e-mail spmonast@mail.ru

http://azbyka.ru/palomnik/Нижегородская_...

6. Прошение Преосвященного Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о благословении на открытие Покровского женского монастыря в селе Лукино Богородского района Нижегородской области и о назначении монахини Варвары (Жуковой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Покровского женского монастыря в селе Лукино Богородского района Нижегородской области. 2. Назначить монахиню Варвару (Жукову) настоятельницей Покровского женского монастыря села Лукино Богородского района Нижегородской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о назначении иеромонаха Варнавы (Баранова) наместником Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь поселка Флорищи Володарского района Нижегородской области, освободив его от обязанностей наместника мужского монастыря Свято-Успенская Саровская пустынь г. Сарова Нижегородской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Варнаву (Баранова) наместником Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь поселка Флорищи Володарского района Нижегородской области, освободив его от обязанностей наместника мужского монастыря Свято-Успенская Саровская пустынь г. Сарова Нижегородской области. СЛУШАЛИ: 8. Прошение Преосвященного Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила об освобождении иеромонаха Паисия (Ковалева) от должности наместника мужского монастыря Митрофаниевская пустынь Олонецкого района Республики Карелия по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить иеромонаха Паисия (Ковалева) от должности наместника мужского монастыря Митрофаниевская пустынь Олонецкого района Республики Карелия. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила о назначении иеромонаха Иоанна (Зюзина) наместником Корнилие-Палеостровского мужского монастыря Медвежьегорского района Республики Карелия, освободив его от должности наместника Муромского Успенского мужского монастыря Пудожского района Республики Карелия.

http://patriarchia.ru/db/text/175655.htm...

Постановили: Освободить архимандрита Зосиму (Шевчука) от должности настоятеля Свято-Успенского мужского монастыря города Иваново. Слушали: 6. Прошение Преосвященного архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о благословении на открытие Покровского женского монастыря в селе Лукино Богородского района Нижегородской области и о назначении монахини Варвары (Жуковой) настоятельницей обители. Постановили: 1) Благословить открытие Покровского женского монастыря в селе Лукино Богородского района Нижегородской области. 2) Назначить монахиню Варвару (Жукову) настоятельницей Покровского женского монастыря села Лукино Богородского района Нижегородской области с возложением наперсного креста по должности. Слушали: 7. Прошение Преосвященного архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о назначении иеромонаха Варнавы (Баранова) наместником Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь поселка Флорищи Володарского района Нижегородской области, освободив его от обязанностей наместника мужского монастыря Свято-Успенская Саровская пустынь города Сарова Нижегородской области. Постановили: Назначить иеромонаха Варнаву (Баранова) наместником Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь поселка Флорищи Володарского района Нижегородской области, освободив его от обязанностей наместника мужского монастыря Свято-Успенская Саровская пустынь города Сарова Нижегородской области. Слушали: 8. Прошение Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила об освобождении иеромонаха Паисия (Ковалева) от должности наместника мужского монастыря Митрофаниевская пустынь Олонецкого района республики Карелия по состоянию здоровья. Постановили: Освободить иеромонаха Паисия (Ковалева) от должности наместника мужского монастыря Митрофаниевская пустынь Олонецкого района республики Карелия. Слушали: 9. Прошение Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила о назначении иеромонаха Иоанна (Зюзина) наместником Корнилие-Палеостровского мужского монастыря Медвежьегорского района республики Карелия, освободив его от должности наместника Муромского Успенского мужского монастыря Пудожского района республики Карелия.

http://pravoslavie.ru/20041.html

Фролищи. Успенская Флорищева мужская пустынь. Церковь Петра и Павла. Надвратная церковь во имя ап.Петра и Павла Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:1692. Ссылки:   Адрес: 606091, Нижегородская область, Володарский район, р.п.Фролищи, территория Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь. Координаты: 56.42205, 42.64587 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Великое освящение церкви в честь святых апостолов Петра и Павла совершил епископ Выксунский и Павловский Варнава. На богослужении вместе с многочисленными паломниками и прихожанами молились настоятельницы монастырей Нижегородской митрополии, попечитель и благотворитель храма, а также иконописец, который расписывал эту церковь в течение трех лет. (21.12.2012 видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at31929 ) В середине восточного корпуса находятся главные въездные ворота, над которыми стоит надвратная Петропавловская церковь. В 1692 году возведена надвратная церковь во имя святого Ефрема Сирина (позже она была переименована в честь первоверховных апостолов Петра и Павла).  В 1770 году в обители случился большой пожар, после которого пришлось восстанавливать изрядно пострадавшие церкви: надвратную во имя преп. Ефрема Сирина и больничную – во имя Соловецких чудотворцев при. Зосимы и Савватия. После ремонта было решено освятить надвратную церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, а в больничной устроить придел и освятить его во имя преп. Ефрема Сирина. И уже 12 июля 2005 года, в престольный праздник, в храме во имя св. апостолов Петра и Павла прошла первая Божественная литургия, совершенная монахами Печерского монастыря во главе с игуменом Тихоном. После службы состоялся крестный ход к восстановленной могиле князя Бориса Голицына, и отслужена лития по почившим настоятелям монастыря. В августе 2009 года художниками мастерской «Традиция» при нижегородском соборе св. Александра Невского была завершена роспись алтаря надвратного храма в честь святых апостолов Петра и Павла. В качестве иконографических образцов художниками были выбраны работы византийских мастеров XII века. Полностью храм был расписан к концу 2012 года, т.к. работы велись тщательно и не спеша. 14 декабря 2012 года епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил чин Великого освящения храма. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В годы размещения во Флорищах военных (1930-1990) в Петропавловской церкви находился штаб воинской части. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2011 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05357

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010