Иларион, святитель, митрополит Суздальский и Юрьевский (Иван Ананиевич) († 1707, память 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых) Родился 13 ноября 1631 года. Детство Ивана, будущего митрополита, прошло в Нижегородском Зачатиевском монастыре, где он жил вместе с отцом, овдовевшим и принявшим монашество священником. Наблюдая за суровыми иноческими подвигами, Иван рано воспитал в себе кротость, послушание, добрый нрав и усердие к исполнению иноческих правил. Отец надеялся, что сын его навсегда останется в монастыре. Но Богу угодно было вести его другим путем. Однажды Иван поехал навестить своих братьев, которые уговорили его вступить в брак. Через полтора года жена его умерла, и он принял это как указание Божие на вступление в иноческую жизнь. По совету одного клирика он отправился во Флорищеву Успенскую пустынь Владимирской епархии, в которой жили несколько строгих подвижников. Побывав в ней, он всей душой полюбил пустынь и пообещал жившим в ней старцам вернуться вновь после устройства своих дел. Но его встретили новые искушения. По совету братьев он едва не вступил во второй брак. Но Господь вразумил его особым знамением. Трижды Иван был наказан слепотой, как только задумывал нарушить свой обет. Пораженный слепотой, он горячо молился пред ракой преподобного Сергия. Преподобный явился ему во сне и повелел идти во Флорищеву пустынь, и Иван прозрел. Теперь он уже не колебался. В 1651 году епископом Коломенским Павлом Иван был пострижен в монашество с именем Иларион и рукоположен во иеродиакона. Он поселился во Флорищевой пустыни и приобрел известность строгой подвижнической жизнью отшельника. 22 мая 1655 года патриархом Никоном Иларион рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Флорищевой пустыни. Он неусыпно заботился о благоустройстве и украшении своей обители, ввел строгий устав. Жизнь в пустыни для отца Илариона не отличалась спокойствием. Он не раз подвергался нападениям разбойников, обитавших в лесах, окружавших пустыню. Его жестоко пытали и требовали указать, где находятся сокровища.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Довольно много, в настоящее время, имеется у нас описаний соборов, монастырей и даже приходских церквей с хранящимися в них памятниками древней письменности и искусства, но, разумеется, что еще большая часть их ждут своих описателей. При этом нередко приходится наблюдать и то вполне естественное, но не особенно желательное явление, что в то время, как одни из соборов, монастырей и приходских церквей продолжают оставаться в совершенной неизвестности с своими книжными и монументальными сокровищами, другие уже имеют по два, по три и более описаний. Флорищева пустынь Владимирской епархии в данном отношении может считать себя положительно счастливой. С давних пор о ней начали говорить в печати и мимоходом, и нарочито, а о находящемся при ней рукописном собрании писали даже такие видные учено-литературные деятели, как П.М. Строев, Е.Е. Замысловский, Н.А. Артлебен и А.Е. Викторов . Не успел ученый мир познакомиться, как следует с Флорищевскими рукописями по каталогу последнего, как «тщанием и иждивением» архим. Антония, нынешнего настоятеля Флорищевой пустыни, издан в свет вышеназванный, довольно объемистый (XV+416 стр.), труд заведывающего «Церковно-историческим древлехранилищем» во Владимире губернском. Сказав в немногих словах о значении монастыря для местного края и подробно перечислив во введении к книге источники и пособия ее, автор знакомит затем читателя с началом Флорищевой пустыни и последующей судьбой ее, причем пространно излагает древнее жизнеописание первого строителя ее, не безызвестного в истории нашей церкви Суздальского митрополита Илариона, представляет довольно обстоятельную летопись монастырских настоятелей с указанием того, что каждым из них хорошего или дурного было сделано для обители; описывает храмы и прочие здания и наконец, обозревает достопримечательности ризницы и приписных к пустыни церквей и монастырей. В виде обширного приложения к книге помещены: I) описание рукописей Флорищевой пустыни; II) каталог старопечатных книг; III) тридцать два номера грамот и актов, относящихся к истории монастыря, а также указатель личных имен, географических названий и предметов, встречающихся в рассматриваемом труде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Фролищи. Успенская Флорищева мужская пустынь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Монастырь основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский. Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681 году - 30 сентября 1681 года освящен митрополитом Смоленским Симоном в присутствии царя Фёдора Алексеевича. Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 году. Храм переделывался в 1787-1793 годах. Летом 2008 года было проведено исследование фундамента Успенского собора, которое показало, что основание находится в хорошем состоянии. Было проведено укрепление фундамента, отремонтированы стены, своды и внутренние перегородки, сооружена кровля, утеплён пол и вставлены окна. Первоначально на месте Флорищевой пустыни стояло несколько деревянных строений. Среди них была и первая церковь, выстроенная в 1651 году старцем Мефодием с иноками Варлаамом и Макарием при помощи доброхотных дателей. После того как была срублена эта церковка, Мефодий отправился в Москву к патриарху Иосифу с намерением испросить благословение на освящение вновь выстроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь прп. Ефрема Сирина. Патриарх благословил доброе начинание старца Мефодия и грамотой 1651 г. повелел освятить новопостроенный храм. По пути во Флорищи, Мефодий заехал в Вязниковский Благовещенский монастырь и упросил игумена Моисея освятить новый храм. Вскоре церковь была освящена, но богослужений в ней совершать было некому: схимонах Мефодий, иноки Варлаам и Макарий были простыми монахами. Из-за нововведений патриарха Никона, вызвавшие недовольство у многих ревнителей старины, во Флорищеву обитель отправляется иеродиакон Иларион. Приняв на себя священный сан иеромонаха 22 мая 1654 г., в обители " Иларион усилил свой иноческий подвиг " .

http://sobory.ru/article/?object=05355

Коллектив авторов B. C. Румянцева. Монастыри и монашество в XVII веке 468 Уникальное наследие семнадцатого столетия – документальные архивы как правительственного, так и церковного происхождения. Но в плане истории монастырей они разработаны еще недостаточно. В очерке использованы материалы Тайного, Новгородского, Разрядного и Монастырского приказов из фондов РГАДА; рукописи РГБ, ГИМ, GATO; а также монографии, статьи и публикации по отдельным монастырям и монашеству 469 . Рассматривается впервые, наряду с известными проблемами, круг вопросов, связанных с правовым статусом монастырей в иерархической системе Русской Церкви этого периода. На территории Российского государства иноческие обители представляли общие монастыри, пустыни и зависимые от них скиты. Согласно традиции, пустынью называлась небольшая иноческая обитель, расположенная вдали от города в пустынной или малонаселенной сельской местности, хотя определение не точно отражает историческую реальность эпохи. Вокруг пустыней, находившихся на внутренних торговых путях, вырастают села, посады, слободы и деревни 470 . Пустынь могла быть устроена как в городе, так и вблизи большого села, имевшего посад. Небольшие загородные обители в документах именуются и пустынями и монастырями. Путь устройства пустыни (впрочем как и монастыря) считался «чинопоследовательным», когда направлялись царские грамоты местным властям и братии во главе с благонадежным иноком. Затем по межевым и отводным книгам приказа Большого Дворца ей определялся земельный участок: одна или несколько пустошей, иногда маленькая вотчина. Епископ освящал монастырский храм и возлагал антиминсы на престол (или престолы) «по правилом святых Апостол и святых Отец» 471 в пустынях богослужение совершалось по церковному уставу, которому отдавалось предпочтение перед скитским 472 . Основателями пустыней упоминаются чаще всего монашествующие, иногда представители белого духовенства и совсем редко миряне. Если учет пустыней и монастырей – вотчиновладельцев неоднократно проводился в XVII в. (см. ниже), то о безвотчинных пустынях отсутствуют какие-либо количественные данные. Источники фиксируют факт их существования, сообщая лишь краткие сведения либо просто их упоминая. Так, в 1651 г. монахом Мефодием устроена Флорищева Успенская пустынь в Гороховецком уезде. Краткое ее описание вместе с некоторыми биографическими сведениями о строителе Иларионе, сменившем в 1655 г. основателя, содержатся в документе Тайного приказа: «Флоршцевы пустыни строитель Иларион в роспросе сказал… а Флорищевская де пустыня от Гороховца 25 верст. А родом де он Иларион нижегородец, а в мире был на Москве в соборе [Пречистые Богородицы Казанския] 473 … А кормятца де они в той пустыни подаянием да трудами своими, пашню пашут 474 475

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1851 г. С 14 февраля 1851 года начались мои письменные сношения с известным церковным писателем и ревнителем Православия, Андреем Николаевичем Муравьевым 163 . Вот что он писал мне на первый раз из Петербурга: «Приношу благодарность за ваш отзыв, честнейший отец ризничий, но не сетуйте, если остаюсь им не удовлетворен и паки прошу ваше высокопреподобие потрудиться о том же предмете. Я уверен, что А.В. Горский, который занимался этими вопросами, может указать, где именно находится сия рукопись, потому что не может быть, чтобы не сохранились деяния соборные, на коих присутствовали восточные патриархи с нашим, когда и при начале исправления книжного бывший собор Никонов уцелел в деяниях. Не знает ли о том ваш предместник, мне же справиться здесь нет никаких средств. Сделайте милость, спросите его и Горского, постарайтесь отыскать и сию рукопись и меня благоволите уведомить о последствиях. С чувством уважения остаюсь и проч.»... 21 ч. писал мне из Иванова племянник, единоверческий дьякон Ф.С. Виноградов и, между прочим, извещал, что к Покровской церкви села Иванова, на место умершего священника Григория Розанова, определен возвратившийся из Иркутска священник Василий Гаврилович Былинский. О. Былинский – мой товарищ по семинарии и земляк, урожденец села Дунилова, он один из числа 10 учеников Владимирской семинарии, отправленных в 1841 г., по распоряжению высшего начальства, в Иркутскую епархию для занятия священнических вакансий. 2 марта писал мне из Вязников о. Вас. Богородский. «Любезный друг! доброта души вашей произвела во мне смелое дерзновение просить вас, как благоприятеля ближнему. Вот моя просьба!.. Родной мой брат Иван волей Божией, а может быть и своей, недоучился в семинарии. Исключенный, поступил во Флорищеву пустынь, откуда о. архимандритом Иеронимом переведен и взят в его Спасский, Муромский монастырь, и около 8 лет проживает в послушническом звании, и, кажется, вовсе наклонился к одиночеству. Но у нас и монашество не скоро дается исключенному из словесности, да и что здесь в нем?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

" На оси, делящей пополам квадратный участок монастыря, стоят святые ворота с надвратной церковью, а на другом ее конце - шатровая колокольня (1681). Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 г. Храм переделывался в 1787-1793 годах. К югу от центральной оси построена монастырская трапезная с одноглавой Троицкой церковью (1683-1689). Она поставлена на высокий подклет, а стены, как и в соборе, расчленены арочными нишами, к алтарю добавлены позднейшие пристройки. Колокольня (1678-1681 гг.) шестиярусная украшенная восьмериком и шатром на высоком основании. На ярусе звона и шатре сохранились богатые цветные изразцовые украшения. Между 1682 и 1707 годами с южной стороны к колокольне был пристроен настоятельский корпус - жилое двухэтажное здание. В 1766 году наверху установлены башенные часы с боем. Прежде в нижних ярусах колокольни размещалась монастырская библиотека, славившаяся собранием уникальных рукописей. Всю восточную и южную границу монастыря занимает длинный двухэтажный корпус келий (1681-1707 гг.) построены, как сплошная линия двухэтажных строений, где размещались жилье и различные помещения хозяйственного назначения - мастерские, квасоварни, сушила и т. п. В середине восточного корпуса находятся главные въездные ворота, над которыми стоит надвратная Петропавловская церковь. В юго-восточном углу на стыке между корпусами находилась церковь Зосимы и Савватия, обрушившаяся в 1950-е годы. Ограда и ряд остальных хозяйственных построек относится к 1787- 1793 годам. Голицынский корпус (1712 г.) - каменное двухэтажное жилое здание, построенное для постригшегося в монахи князя Б.А.Голицына, умершего в 1713 году сподвижника Петра I. В 1890-е годы здесь помещалась иконописная школа " .

http://sobory.ru/article/?object=00900

Фролищи. Успенская Флорищева мужская пустынь. Церковь Зосимы и Савватия. Больничная церковь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев Церковь. Не действует.   Престолы: Зосимы и Савватия Соловецких Год постройки:Между 2007 и 2020. Воссоздан на месте храма 1703 г. постройки. Адрес: 606091, Нижегородская область, Володарский район, р.п.Фролищи, территория Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь. Координаты: 56.421394, 42.645498 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Во Флорищевой пустыни 21.08.2017 года состоялась церемония закладки храма в честь Зосимы и Савватия Соловецких. Сам процесс воссоздания разрушенной в середине двадцатого века церкви начался еще в начале 2017 года. После завершения строительства храма в честь Зосимы и Савватия Соловецких монастырь Свято-Успенсакая Флорищева пустынь вернет свой исторический облик. В юго-восточном углу на стыке между корпусами находилась церковь Зосимы и Савватия, обрушившаяся в 1950-е годы. Монастырская церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, была освящена в 1703 году. Ограда и ряд остальных хозяйственных построек относятся к 1787-1793 годам. В 1770 году в обители случился большой пожар, после которого пришлось восстанавливать изрядно пострадавшие церкви: надвратную во имя преп. Ефрема Сирина и больничную – во имя Соловецких чудотворцев при. Зосимы и Савватия. После ремонта было решено освятить надвратную церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, а в больничной устроить придел и освятить его во имя преп. Ефрема Сирина. Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких была выстроена в 1692 году. Освящена в 1703 г., когда наместником обители был иеромонах Иринарх. Придел во имя прп. Ефрема Сирина появился позднее - после пожара 1770 г. Это самая поздняя каменная культовая постройка Флорищевой пустыни. Церковь фиксировала наиболее значимый для восприятия монастыря юго-восточный угол и являлась ориентиром в направлении главного входа по отношению ко второму входу в обитель (с южной стороны). Этот храм, как и Троицкая трапезная церковь, принадлежала к типу одноглавых бесстолпных храмов и повторял её основание объёмно-планировочное построение и архитектурные детали. Храм представлял собой одноглавое кубическое здание с трёхчастной апсидой. Примыкая вплотную к храму преподобных Зосимы и Савватия, а также друг к другу, вдоль южной стены монастыря идут Больничный и Хозяйственный корпуса, затем южный вход, за которым тянется здание монастырского погреба. На стыке южной и западной стен высится Сторожевая башня.

http://sobory.ru/article/?object=09960

Фролищи. Успенская Флорищева мужская пустынь. Часовня-усыпальница князя Б.А. Голицына. Часовня. Действует.   Год постройки:Между 2019 и 2020. Адрес: 606091, Нижегородская область, Володарский район, р.п.Фролищи, территория Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь. Координаты: 56.422859, 42.64452 Вопрос модератора :уточнить датировку. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Успенская Флорищева пустынь была основана в 17 веке на Флорищевой горе у реки Лух. Место было выбрано неслучайно: по преданию, путники, проходившие мимо Флорищевой горы, видели исходивший от нее лучезарный свет, обоняли дивное благоухание и часто слышали колокольный звон. Эти пророческие знаки указывали на особое предназначение этого места для духовной жизни. И сегодня, спустя четыре века, в обители регулярно совершается круг богослужений, принимаются паломники и трудники, людям оказывается молитвенная помощь. Эти места привлекают жаждущих прикоснуться к духовной сокровищнице русского монашества, щедро дарящей радость, душевный мир и тишину тем, кто возносит молитву под древними сводами обители. Престольный праздник монастыря – Успение Пресвятой Богородицы. В текущем году он ознаменовался еще одним важным событием. Накануне вечером епископ Выксунский и Павловский Варнава, священноархимандрит обители, совершил литию о монахе Боголепе (Голицине Борисе Алексеевиче), который подвизался в монастыре в 18 веке. Борис Алексеевич Голицын родился в июле 1651 года. Он рос вместе с царскими детьми, вместе с ними постигал науки и изучал иностранные языки, получил прекрасное образование. В период регентства царевны Софьи Алексеевны он возглавил Казанский приказ, ведавший присоединенными к Руси в недавнее время юго-восточными территориями. Достаточно быстро он понял, в каком направлении развиваются события, и занял сторону оппонентов Софьи, то есть будущего императора Петра I. Он оказывал всяческую поддержку матери Петра — Наталье Кирилловне Нарышкиной, а та, в свою очередь, сделала Бориса Алексеевича «дядькой», то есть наставником пока еще только номинального царя.

http://sobory.ru/article/?object=56028

Фролищи. Успенская Флорищева мужская пустынь. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1683 и 1689. Адрес: 606091, Нижегородская область, Володарский район, р.п.Фролищи, территория Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь. Координаты: 56.42205, 42.64426 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1993-1995 гг. на Троицкой трапезной церкви Флорищевой пустыни проводились реставрационно-консервационные и противоаварийные работы. Архитектор Виктор Николаевич Корниенко, генподрядчик к.т.н. Юрий Андреевич Коваль, заказчик Комитет по Культуре Нижегородской области. Троицкая церковь - наиболее изученный и обследованный профессиональными реставраторами объект монастыря, которых до того времени в монастыре не было ни разу. По некоторым предположениям, восточная пристройка церкви на самом деле более древняя церковь, возможно, на месте первоначальной деревянной. К югу от центральной оси построена монастырская трапезная с одноглавой Троицкой церковью (1683-1689). Она поставлена на высокий подклет, а стены, как и в соборе, расчленены арочными нишами, к алтарю добавлены позднейшие пристройки. Благодаря финансовой помощи благотворителей и поддержке государственных органов охраны памятников, в монастыре проводятся большие ремонтно-восстановительные работы. Начало было положено в феврале 2006 года воссозданием храма в честь Живоначальной Троицы. 23 августа 2006 года в храме в честь Святой Живоначальной Троицы прошла первая Божественная литургия архиерейским чином. 31 мая 2007 года в обители состоялось еще одно важное событие и духовное торжество – освящение храма во имя Пресвятой Троицы, которое возглавил владыка Георгий. После чина освящения в нем служилась праздничная Божественная литургия. На богослужении присутствовали жители села Фролищи, а также благотворители и попечители монастыря, среди которых представители Российской Армии, бизнеса, региональной власти, которые были удостоены церковных наград за свои посильные труды в деле скорейшего возрождения этой святыни.

http://sobory.ru/article/?object=05356

Фролищи. Успенская Флорищева мужская пустынь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:1681. Адрес: Россия, Нижегородская область, Володарский район, р.п. Фролищи Координаты: 56.422375, 42.64366 Проезд: От станции Ильино Горьковской железной дороги до станции Фролищи Горьковской железной дороги 3 раза в сутки курсирует тепловоз с 1-3 (в зависимости от времени года) пассажирскими вагонами. От ст. Фролищи до монастыря около 800 м пешком; от автовокзала г.Дзержинска Нижегородской обл. и ж.д.вокзала с ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От станции Ильино Горьковской железной дороги до станции Фролищи Горьковской железной дороги 3 раза в сутки курсирует тепловоз с 1-3 (в зависимости от времени года) пассажирскими вагонами. От ст. Фролищи до монастыря около 800 м пешком; от автовокзала г.Дзержинска Нижегородской обл. и ж.д.вокзала станции Ильино Горьковской железной дороги до поселка Фролищи курсирует несколько автобусов и маршрутных такси. Во Фролищах конечная остановка непосредственно у монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На оси, делящей пополам квадратный участок монастыря, стоят святые ворота с надвратной церковью, а на другом ее конце - шатровая колокольня (1681). Колокольня (1678-1681 гг.) шестиярусная украшенная восьмериком и шатром на высоком основании. На ярусе звона и шатре сохранились богатые цветные изразцовые украшения. Между 1682 и 1707 годами с южной стороны к колокольне был пристроен настоятельский корпус - жилое двухэтажное здание. В 1766 году наверху установлены башенные часы с боем. Прежде в нижних ярусах колокольни размещалась монастырская библиотека, славившаяся собранием уникальных рукописей.  К празднику Святой Троицы 2008 года полный набор колоколов, самый большой из которых весит около тонны, занял свое место на монастырской колокольне. По материалам: Главной архитектурной доминантой монастырского ансамбля является колокольня, построенная в 1678-1681 годах. Она создаёт запоминающийся образ, в котором важную роль играет высокий шатёр.

http://sobory.ru/article/?object=37256

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010