Адам умер, и я умер, как Адам. Христос воскрес, и я воскрес, как Христос. «Умираем, как Адам – неправильно, умерли в Адаме. Воскреснем, как Христос – хула. Если кто воскреснет, то не как Христос, а во Христе» – замечает Пр. М. М. Филарет), или: вот здесь Христос, или там, – Он в потаенных комнатах, Он в ученых книгах немецких богословов ( Мф.24:23, 26 ). Мы должны твердо помнить слово Господа нашего Иисуса Христа: не верьте (там же). Кто вместо того, чтобы поклоняться Господу Иисусу Христу, благодарить, славословить и величать Его, как Господа благодетеля и Спаса душ наших, как учит православная Церковь , станет, опираясь на какие-либо документы исторические, или археологические, строить свои догадки, свои соображение о Иисусе Христе, тот повторит работу сынов Израилевых, описанную в 32 гл. кн. Исход. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел пред нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось (ст. 1 и дал.). Неведение о судьбе человека, своего благодетеля, в какую бездну нечестие повергло сынов Израилевых! Вместо Иеговы, именем и силою Которого Моисей вывел их из Египта, они слили из золотых серег жен своих и дочерей тельца и вознесли ему всесожжение и принесли жертву спасения. А между тем Моисей, сей человек, о котором Израильтяне не знали что бысть ему, беседовал на горе с Иеговою о том, как устроить счастие народа Израильского. He тоже ли самое слышится в ученых трудах реформаторов? He так ли и они говорят: что это за Церковь , которую создал Иисус Христос , так что и врата адовы не одолеют ее? Что это за обетование Иисуса Христа быть с верующими во все дни до скончания века? He знаем, что сталось с этой Церковью, верно она рушилась; измыслим же себе новую церковь. Вы – последователи Лютера говорите, что вы не слышите нигде голоса Церкви – ни в папских декреталиях, ни даже в определениях вселенских соборов. Что вы не слышите в декреталиях папских голоса Церкви, это для православного сына Церкви очень понятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Ап. Павел к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Суди всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше нежели Авелева ( Евр.12:22–24 ). Обращение наше к святым, живущим на земле, за предстательством пред Богом основано на взаимной любви христианской, по силе которой – члены Церкви – сего тела Христова един о другом пекутся, так что аще страждет един уд, с ним страждут вси уди: аще ли славится един уд, с ниш радуются вси уди ( 1Кор.12:25–27 ). И у святых торжествующих на небеси мы просим ходатаиства о себе по той же самой любви, николиже отпадающей ( 1Кор.13:8 ). Обращение к живущим на земле святым имеет целию единственно то, чтобы святые предстательствовали о нас пред Богом. Того же предстательства испрашиваем мы у святых, торжествующих на небеси, когда взываем к ним: «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не вверп мя, но Сама заступи и помилуй. Святи Архангели п Ангели, молите Бога о нас. Святый Предтече Спасов Иоанне, св. Апостоли, св. Патриарси, св. Пророки, святые Пастыри, Мученицы, Преподобни и Богоносни отцы, и вси святи, молите Бога о нас! «Веруем исповедует матерь наша, святая православная Церковь Христова: – веруем, что Господь наш Иисус Христос есть единственный Ходатай наш, Который предал Себя для искупление всех, собственною кровию соделался примирением человека с Богом, и пребывает попечительным защитником Своих последователей и умилостивлением за грехи наши. Исповедуем также, что святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Нему, а более всех пренепорочная Матерь Божественного Слова ;также святые Ангелы Хранители наши, Апостолы, Пророки, Мученики, Праведные и все, которых Он прославил, как верных Своих служителей, к коим причисляем Архиереев, Иереев, как предстоящих святому жертвеннику, и праведных мужей, известных своею добродетелию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

В день отдания праздника Вознесения публикуем проповедь митрополита Флоринского Августина (Кандиотиса; 1907–2010), известного архипастыря и духовного писателя, посвященную этому празднику, которую владыка произнес в храме святого Афанасия селения Аминтэу (Греция) 12 июня 1986 года.      Сегодня, мои возлюбленные, мы отмечаем Вознесение Господне. Этот праздник называется «Господским», потому что в этот день мы с особенной торжественностью прославляем Господа нашего Иисуса Христа. Святой Косма Этолийский называл Его «сладчайший Господин и Владыка» – какие прекрасные слова ! Он держит в Своих руках ключи жизни и смерти. Это «Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 21: 6). Наш Господь Вседержитель, Владыка Христос. Наступил Господский праздник. После Рождества, Обрезания Господня, Сретения, Распятия и Воскресения Христова мы встречаем Вознесение. Что такое Вознесение? Христос после Своего Воскресения пробыл на земле сорок дней, а затем вознесся на Небо. Накануне мы празднуем Отдание Пасхи и в последний раз слышим пасхальный тропарь «Христос воскресе», которым когда-то христиане приветствовали друг друга каждый день от Пасхи до Вознесения. Теперь, к сожалению, прекрасные обычаи наших предков забываются и уходят в прошлое. По прошествии сорока дней после Воскресения Христос повелел Своим ученикам взойти на гору, которую называли Елеонская, или Масл и чная, гора, потому что вся она была засажена маслинами. Там Он назначил им место для встречи. В этот святой день на вершине горы собралось 120 верующих. Их было так мало, но какие это были люди! Каждого из них не стоит сегодня весь мир. Первой среди них была Пресвятая Богородица, затем – одиннадцать апостолов (Иуда покончил жизнь самоубийством), потом – жены-мироносицы и, наконец, все остальные, всего 120. Это была первая Церковь, дражайшие души, которым нет цены. Там с ними встретился Христос. Он сказал им Свои последние напутствия и благословил их. Если бы вы знали, что представляет собой благословение Христово! Какая это великая вещь! Никогда не пренебрегайте благословением священника. Во время службы это уже не просто батюшка Георгий, батюшка Ставрос, батюшка Петр или отец Августин – все мы тоже грешные люди. Когда священник служит в храме в богослужебных облачениях, через него действует Сам Христос! Возьми антидор, получи благословение у священника – и Господь будет с тобою, где бы ты ни был: на реке, в пустыне, в дремучем лесу, на морях или посреди бескрайнего океана.

http://pravoslavie.ru/139976.html

Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать добро, прилежит мне зло. Ибо no внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего, и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом Господом нашим (за искупление и освобождение меня от уз греха). Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха ( Рим. 7:14–25 ). Таким образом, св. Ап. Павел признает и в падшем человеке как разум способный к Богопознанию – даже при одном естественном откровении – в той степени, чтобы научиться чтить Единого Бога и чтить достойным Его служением, так и волю на столько еще свободную, чтобы желать добра, равно как признает в нем и сердце с чувствованиями достоинства добродетели и ее драгоценности для временного и вечного блаженства человека. Осталось по Апостолу в человеке грешном не только нравственное чувство добра и его неизмеримого превосходства пред злом, а и совесть с прирожденным ей нравственным законом. И вот в силу-то всех сих останков в душе падшего человека высокого образа Божие, каким украшен человек от Творца всяческих Бога, при самом сотворении, становится возможным для человека и восстановление его в первобытное состояние духовного совершенства, которое устроил нам по воле Бога Отца воплотившийся и вочеловечивыйся нас ради Единородный Сын и совершает в нас, не без участия со стороны нас, Святой Дух Божий, от Отца предвечно исходящий и в Сыне почивающий. Но Лютер противоречит не одному Апостолу Павлу в своем учении о следствиях в нас греха прародительского, а всему Священному Писанию и Ветхого и Нового Завета. Если бы падший человек не имел – как проповедал доктор немецкий – свободной по отношению к духовной жизни воли, то к чему служили бы тогда содержащиеся в Свящ. Библии заповеди, советы, убеждение, обетование и угрозы Божественные к падшему? Нет, г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

И в таком направлений духа производящуюся у протестантских богословов умственную работу можно ли признать истинным поклонением Богу Отцу Господа нашего Иисуса Христа в духе и истине? Ужели изображать Христа – Божию премудрость и Божию силу по своему вкусу значит утолять сердечной жажде царства небесного? Нет, подобного рода работу так же нельзя назвать прославлением Бога, как нельзя назвать умным трудом Искание с зажженною лучинкой или свечей солнца под лавкой. Солнце горит в небесах и оттуда льет свои живительные лучи на землю. И Господь наш Иисус Христос не в архивах и Библиотеках немецких ученых, а после того как Он – Сын Божий – Бог Слово – Единосущный Отцу и собезначальный утчижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавишсь подобным нам человеком и no виду стал как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной, – Бог превознес Его и как человека и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык Исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2: 6–11 ). Христос вошел не в рукотворенное святилище, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие. Он, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему всегда может спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр.9:24, 7:24, 25 ). Этого-то Христа, восшедшего на небеса и сидящего одесную Бога Отца имеет в мыслях своих сын православной церкви, когда поет: Tu моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование. После этого, что мы должны сказать тем, которые нам скажут: я воскрес, как Христос (Гегель философ немецкий и за ним все в совокупности, и каждый порознь из протестантских богословов повторяют его фразу: воскреснем, как Христос, которая у Гегеля не случайная фраза, а необходимое кольцо в цепи его системы, а вся система философии Гегеля плетется из человеческого я. Тут уже гораздо более, чем Папа – Наместник Христов. Тут не наместник, а сам я Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

И должно ли перечислять многое, чем доказывается любовь к ним св. Ангелов и всевозможное попечение их о праведных? Они промышляют о нас, как старшие братья о младших». Св. Исаак Сириан. в сл. 57. Ангелы любимейшим делом своим имеют молитву. Молись и ты, христианин, молись усердно, пламенно молись, и тогда среди самой молитвы ощутишь присутствие при тебе невидимого друга души твоей, св. Ангела-Хранителя, дарованного тебе Господом Богом при твоем крещении. «Когда при каком-либо молитвы твоея изречении – говорит препод. Иоанн Лествичник (Лествиц. степ. 28) – почувствуешь внутреннее услаждение, либо умиление, то остановись на оном. Ибо тогда твой Ангел-Хранитель вместе с тобою молится». – Но нам далеким от совершенной молитвы, ленивым молиться, либо холодным и рассеянным во время самого предстояния нашего на молитве, можно ли уразуметь присутствие при себе существа высшего, невидимого мира? He мудрено поэтому, что мы не примечаем и действий на себе наших Ангелов-Хранителей. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумие: и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Так говорит св. Апостол Павел о понимании тайн истинно христианской, духовной, т. е. святой жизни, жизни в Боге и для Бога ( 1Кор.2:14, 15 ) 60 . Православная Кафолическая Апостольская Церковь Христова, веруя, что есть святые, признает их предстателями и почитает их, как друзей Божиих, молящихся за нас пред Богом всяческих. Но – учит она: – «наше почитание двоякого рода: одно относится к Матери Бога – Слова, Которую чтим более, чем рабу Божию: поскольку Богородица, хотя есть воистину раба Единого Бога, но Она есть и Матерь, родившая плотски Единого от Троицы. Другого рода поклонение, приличное рабам Божиим, относится к святым Ангелам, Апостолам, Пророкам, Мученикам и вообще ко всем святым... Святых же почитаем мы двояко: во-первых, по отношению к Богу; ибо ради Его ублажаем святых; во-вторых, по отношению к самым святым, поскольку они суть живые образы Божии» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Лютер читал усердно послание святого Павла, но не умел их читать, как должно, как читали Божественного Апостола языков великие отцы Церкви и учители вселенские, (например, св. И. Златоуст). Доктора немецкого соблазнили те места посланий Павловых, где падший человек назван тьмою, рабом греха, любителем тьмы и т. п. Но ученый муж не вникнул в то обстоятельство, весьма немаловажное в настоящем случае, что все означенные названия относятся к язычникам – к людям, собственною свободою своею усилившим в себе прирожденное нам повреждение греховное и – так сказать – погрязшим в бездне греха. «Язычество именно было – можно сказать – состояние падшее в падшем». (Слова В. П. Димитрия (Муретова) Архиепископа Херсонского в Академических его лекциях. – † 1883 г., ноября 14 д.). Но и об этих до крайней степени повреждения нравственного дошедших людях Божественный Павел не усумнился засвидетельствовать, не в оправдание им конечно, – «что можно знать о Боге, явно для них: потому что Бог явил им. Ибо невидимая Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» ( Рим. 1:19,20 ). Что касается свободы в человеке падшем, то – по учению Апостола – хотя свобода сия крайне стеснена властию греха, но и в самом тяжком грешнике не уничтожается. Вот подлинные слова Павловы о сем: «мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху (говорит так от лица каждого естественного, необлагодатственного человека). Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, a что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр: а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех . Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей доброе (плоть зн. здесь весь человек в состоянии своего повреждения; иначе называется он в Божественных писаниях Павла человек ветхий): потому что знаю, что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Добра, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Один умник, книжник, рассматривая, при пособии отличнейших микроскопа и телескопа, долгое время и весьма усердно многие предметы на земле и небесное пространство, в конце своих многолетних трудов сказал, что он не увидал нигде Бога. Можно ли что сказать нелепее этого? Разве Священное Писание говорит: блаженны имеющие отличные микроскопы и телескопы, яко ти Бога узрят? Но что говорит Писание? Блажени чистии сердцем, яко ти Бога узрят. Итак, смотрящий в телескоп, или микроскоп, если действительно нигде не видит Бога, то это происходит от того, что у него в сердце нет Бога. Рече безумен в сердце своем: несть Бог . Коль скоро свет (сердце, око души) у него сделался тьмою, то какова же должна быть тьма ( Мф.6:23 ). Совсем иначе говорит тот, у кого в сердце есть страх Божий. Он говорит: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть; о Нем бо живем, движемся и есьмы; он в восторге сердца поет: Господи! куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу. Взойду ли на небо, Ты там еси; сойду ли в преисподнюю и там Ты; возьму ли крилья зари и переселюсь m край моря: и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день, как тьма, так и свет. Ибо Ты, Господи, устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это ( Пс. 138:7–14 ). – Что случилось с тем умником – книжником,, тоже может и с нами произойти, если будем искать познание о Иисусе Христе – Господь и Спасе душе наших не в сердцах наших, просвещаемых Апостольским учением Церкви православной, а в книгах немецких богословов – рационалистов. Правда, все они рассуждают о Христе, но во всех их многословных разглагольствиях мы видим не истинного Христа, а Христа, так сказать, по образу и по подобию сочинителя: у одних из немецких богословов – рационалистов в их о Христе книгах мы встречаем Христа мифического, у других – идеального, иные изображают его, как фанатика, другие – робким, либо мечтателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Писанию, хотя и все песнопения православной Церкви основаны на слови Божием. По духу, тону и самому внешнему изложению своему, вечерняя песнь и великое славословие имеют теснейшее сродство с новозаветным Писанием, в особенности с Евангелием св. Иоанна Богослова, так что предположить можем, что если не сам св. Иоанн Богослов, то кто-либо из ближайших учеников сего Апостола был составителем оных. И видех и слышах, говорит Тайнозритель, глас Ангелов многих окрест престола и животных и старцев, и бе число их тысяща тысящами, глаголюще гласом великим: достоин есть Агнець заколенный прияти силу и богатство и премудрость и кротость и честь и славу и благословение 26 . С земли, как бы в ответ на песнь сию, несется: «достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй.» Тайнозритель продолжает и всяко создание; еже есть на небеси и на земли и под землею яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющия Седящему на престоле и Агнцу; благословение и честь и слава и держава во веки веков 27 . Песнь Церкви, на земли подвизающейся, ответствует на это: «темже мир Тя славит.» В великом славословии слышим целые выражения евангельские, наприм., «Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь! вземляй грех мира, помилуй нас; вземляй грехи мира, приими молитву нашу; седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси един Свят, Ты еси един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь.» Песнь сия как бы в ознаменование того и начинается славословием ангельским, что она была непосредственным, ближайшим по времени к сему славословию, первым на него ответом от лица земнородных, которые в посетившем их божественном мире просветились познанием Триипостасного Божества. – Что касается славословия малого, то оно заключается уже в великом 28 . Кроме сих трех песнопений, к апостольскому веку должно отнести 29 и начало богослужебного употребления трех богодухновенных гимнов, которыми Церковь Божия, в лице своих высоких представителей, встретила явление на земле Солнца Правды, Единородного Сына Божия во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов; я Аполлосов; я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? ( 1Кор.1:10–13 ). Итак, хотя я и Петра чту, но не называюсь Петрянин, и Павла так же почитая, не именуюсь Павлянин: понеже быв от Бога, не терплю от человеков имя принимати. Почему, если ты для того называешься Христианин, понеже Христа Бога быти веруешь: то и называйся, и пребывай во Имени сем, да и в самой вещи (Св. Григорий Богослов в беседах на Евангелие). «Лютеране, называя церковь свою Евангельскою, хотя уверяют, что руководствуются одним словом Божиим, но в основании церкви своей приемлют Аугсбургское исповедание с апологиею на оное, члены смалкальденские, огласительное учение Лютера краткое и пространное» (Преосв. еписк. Пенз. Иннокентий в церковной Истории. Отд. II, пер. V, век XVI). «Вслед за Римскою церковию отступили от непреложного учения древних Вселенских Соборов и отделившиеся от нее (церкви Римской) Протестанты (Лютеране и Реформаты); только отступили уже гораздо более» (Высокопреосвященнейший Митрополит Московский Макарий в кн. Введение в правосл. Богословие). Согласно ли с Евангелием действовал и учил Лютер 1. История Лютера до его отделения от церкви римско-католической Мартин Лютер родился в 1483 г. 10 ноября 2 в Эйслебене в Гарце. Отец его Ганс Лютер был бедный каменосечец или рудокоп. Мартин был некрасив собою, толст, одутловат, показывал, впрочем, большие способности к учению. Он был вспыльчив, горяч и охотник спорить. Желая видеть в своем сыне ученого адвоката, Ганс, переместившийся, вскоре по рождении Лютера, в город Мансфельд, посылал сына учиться в здешнюю школу. И в доме родительском и в школе Мартин терпел много от сурового с ним обращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010