Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНДАЛЕЦИЙ [лат. Indaletius, Indalecius; испан. Indalecio] (I в.?), св. мч. (?) (пам. зап. 15 мая, 30 апр.), первый еп. г. Урци (Урцитана, в окрестностях совр. г. Альмерия, Испания), один из 7 легендарных «апостольских мужей» (испан. varones apostólicos), испан. епископов, по преданию рукоположенных св. апостолами Петром и Павлом (среди «апостольских мужей» - также святые Торкват, Секунд, Евфрасий, Цецилий, Тесифонт и Исихий). «Апостольские мужи» проповедовали христианство в Бетике (Юж. Испания), однако их почитание, вероятно, сложилось в Сев. Испании на рубеже VIII и IX вв. Истоки легенды об «апостольских мужах» восходят к христ. общинам Юж. Испании V-VI вв., однако 1-е упоминание о ней содержится в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.). Влияние этой легенды прослеживается в каролингских «исторических мартирологах» IX-X вв. и в мосарабских календарях X-XI вв. Несмотря на широкое распространение предания, его историческая достоверность (напр., сведения о христианизации Испании в I в.) вызывает сомнения. Упоминания о епископских кафедрах в Испании, в частности в г. Урци, впервые встречаются в актах поместного Эльвирского Собора (нач. IV в.), после X в. название г. Урци исчезает из документов. Древнейшее сохранившееся Житие «апостольских мужей» (Vita extensa) представлено в 5 рукописях, наиболее ранняя - Пассионарий из мон-ря Карденья (X в.- Brit. Lib. MS 15600. Fol. 179-181). Эпитома Жития содержится в сб. «Жития святых» испан. агиографа Родриго Серратского (XIII в.). Согласно Житию, 7 миссионеров по поручению св. апостолов Петра и Павла прибыли в Испанию и начали проповедь в г. Акци (ныне Гуадикс). Во время празднеств св. Торкват и его спутники отказались поклониться языческим богам, после чего горожане начали преследовать христиан. Однако гонители погибли при обрушении моста. Проповедникам удалось обратить в христианство знатную даму по имени Лупария, к-рая приняла крещение и построила церковь. После этого «апостольские мужи» разошлись по городам пров. Бетика и основали епископские кафедры.

http://pravenc.ru/text/389553.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИЙ И ААРОН [Юлий и Аарон; лат. Iulius, Aaron] (III-IV вв.), мученики (пам. зап. 20 июня), пострадавшие в Британии. Самое раннее упоминание об И. и А. содержится в сочинении Гильды «О погибели Британии» (VI в.; Gildas. De excidio Britanniae. 10). Гильда привел сведения о мучениках, пострадавших в Британии во время гонения на христиан, к-рое началось в 303 г. по указанию имп. Диоклетиана и его соправителей: «Господь... зажег нам светлейшие светильники святых мучеников... святого Альбана Вероламского, Аарона и Юлия, граждан Города легионов, и прочих обоих полов в разных местах» ( Гильда Премудрый. 2003. С. 249-250). Гильда также упомянул о том, что в его время Веруламий (ныне Сент-Олбанс) вместе с гробницей св. Альбана Британского и место погребения И. и А. были «отняты у граждан зловещим рубежом варваров», т. е. англов и саксов, и оставались недоступными для бриттов. О мучениках, пострадавших в Британии, упоминал также Беда Достопочтенный († 735) в «Большой хронике» и в «Церковной истории народа англов», однако имена И. и А. были известны ему только благодаря сочинению Гильды (сведения о св. Альбане Беда заимствовал также из Мученичества (BHL, N 206-211)). Упоминания об И. и А. содержатся в перечне святых среди ирл. глосс IX в. в рукописи «Грамматики» Присциана (St. Gallen. Stiftsbibl. 904) и в валлийских генеалогиях 2-й пол. X в. (Lond. Brit. Lib. Harl. 3859. Fol. 193r - 194v), однако дополнительных сведений о мучениках в этих источниках нет ( Sharpe. 2002. P. 119). В IX в. память И. и А. под 22 июня (дата памяти св. Альбана) была внесена в «исторические» Мартирологи Флора Лионского ( Quentin. 1908. P. 322) и Адона Вьеннского (PL. 123. Col. 290). Однако Петр Наталис в «Перечне святых» указал память И. и А. под 1 июля ( Petr. Natal. CatSS. VI 35), вероятно потому, что в этот день совершалось поминовение ветхозаветного первосвященника Аарона. Под этой же датой память И. и А. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог.

http://pravenc.ru/text/1237869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИППОЛИТ [лат. Hippolytus, Ippolitus] (III в.?), мч. Антиохийский (пам. зап. 30 янв.). Память И. отмечена в древнейших церковных календарях: в Сирийском Мартирологе (411) под 30 янв. говорится: «...в городе Антиохии Ипполита»; в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима Стридонского (1-я пол. V в.) под 29 янв. отмечена память «Ипполита, епископа из древних», а под 30 янв.- «в Антиохии мученичество св. Ипполита». И. Делеэ в комментарии к Иеронимову Мартирологу высказал предположение, что под обеими датами поминается И., мч. Антиохийский, и предложил объединить под 30 янв. обе календарные заметки. Добавление «из древних», по мнению Дж. Б. Де Росси и Л. Дюшена, указывает на то, что речь идет об одном из мучеников, пострадавших до гонений при имп. Диоклетиане (284-305), о к-рых рассказывалось в утраченном сочинении Евсевия , еп. Кесарийского (MartHieron. P. LXVI-LXVII). Кроме того, в сохранившемся на сир. языке (Brit. Lib. Add. 12150, 411 г.) Похвальном слове всем мученикам (BHO, N 700; CPG, N 3493), приписываемом Евсевию, среди малоизвестных мучеников назван «воздержанный старец Ипполит». Т. о., И., вероятно, пострадал в Антиохии во II-III вв. В 1-й пол. IX в. память И., пострадавшего в Антиохии, была внесена под 30 янв. в Мартиролог Флора Лионского, а затем в т. н. Малый Римский Мартиролог ( Quentin. 1908. P. 327, 417). В Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) И. Антиохийский представлен как последователь новацианской схизмы, который затем раскаялся и принял мученическую кончину (PL. 123. Col. 224). Эти сведения были заимствованы из эпиграммы еп. (папы) Римского Дамаса I ( Damasus. Epigrammata. 37), посвященной Ипполиту , мч. Римскому (пам. 13 авг.); эпиграмма была найдена в усыпальнице мч. Ипполита в Риме. Смешение И. и мч. Ипполита Римского перешло в Мартиролог Узуарда (2-я пол. IX в.; PL. 123. Col. 709) и получило дальнейшее распространение в зап. традиции. В Римском Мартирологе (XVI в.) кард. Цезарь Бароний окончательно отождествил 2 мучеников, внеся в календарную заметку об И. (MartRom. P. 40) указание на пресвитерский сан из гимна испан. поэта Пруденция, относящееся к Ипполиту Римскому ( Prudent. Perist. 11).

http://pravenc.ru/text/673787.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРАСИЙ [лат. Euphrasius; испан. Eufrasio], свт. (пам. зап. 15 мая), 1-й еп. г. Иллитурги (близ совр. Менхибара, пров. Хаэн, Испания). Почитается как один из «апостольских мужей» (испан. varones apostólicos), посланных апостолами Петром и Павлом для проповеди христианства в Испанию. В VIII в. было составлено Мученичество (Passio) святых, в к-ром они названы учениками ап. Иакова Старшего. После смерти ап. Иакова в г. Ирия Флавия (ныне Падрон) они направились в г. Акци (ныне Гуадикс) и начали проповедовать, затем святые разошлись по разным городам. Е. основал епископскую кафедру в г. Иллитурги. О древности легенды об «апостольских мужах» свидетельствует упоминание их имен в богослужебных текстах мосарабского обряда V-VI вв. и в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) (PL. 94. Col. 916). По свидетельству сщмч. Евлогия Кордовского, вестгот. кор. Сисебут (612-621) построил над гробницей Е. церковь ( Eulogius Toletanus. Liber apologeticus martyrum//PL. 115. Col. 859). В 711 г. арабы захватили г. Иллитурги. По преданию, монахи перенесли мощи Е. в мон-рь Самос в обл. Галлеция (ныне Галисия). Впосл. святыня была помещена в приорат Санта-Мария де Мао (ныне приходская церковь в пров. Луго). В XII в. там была построена новая церковь с гробницей святого в центре. В 1386 г. аббат Ариас Гонсалес освятил в монастыре Самос капеллу в честь Е., после чего святой стал широко почитаться в Галисии. В 1576 г. испан. кор. Филипп II забрал часть мощей Е. в Эскориал . С 1596 г. часть мощей святого хранится в г. Андухар, к-рый ошибочно отождествлялся с древними Иллитургами. Е. почитается как покровитель еп-ства Хаэн (с XVII в.). По преданию, по дороге в Испанию Е. сделал остановку на о-ве Корсика и проповедовал там христианство. В средние века кафедральный собор в г. Аяччо (Корсика) был посвящен Иоанну Крестителю и Е., к-рый почитался как покровитель еп-ства Аяччо. Ист.: BHL, N 8308-8311; ActaSS. Mai. T. 3. Col. 442-444; Fábrega Grau Á. Pasionario hispánico. Madrid, 1955. T. 2. P. 255-260; Terrones de Robres A. Vida, Martirio, Traslación y Milagros de S. Eufrasio, Obispo y Patrón de Andújar. Granada, 1657.

http://pravenc.ru/text/187817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИП (ИОСИФ) (диак.), ЗИНОН, АПОЛЛОН, ФЕБ, РОМАН, ЗОСИМ, ВАРАЛ, ЗОК (пресв.), РУФИН предыдущая статья ИОСИП (ИОСИФ) (диак.), ЗИНОН, АПОЛЛОН, ФЕБ, РОМАН, ЗОСИМ, ВАРАЛ, ЗОК (пресв.), РУФИН [лат. Iosippus (Ioseph(us)) diaconus, Zenon, Apollonus, Phoebus, Romanus, Zosimus, Baralus, Zocus presbyter, Rufinus], мученики Антиохийские (пам. зап. 15 февр.), список имен к-рых содержится в Мартирологе блж. Иеронима Стридонского (1-я пол. V в.). В Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) 15 февр. отмечена память диак. Иосифа и Романа, а также Лукия и Рогата (согласно др. ркп., диак. Иосипа и Руфина), пострадавших в Антиохии ( [Florus Lugdunensis]. Martyrologium//PL. 94. Col. 842), в Мартирологе Ноткера Заики (80-е гг. IX в.) - только диак. Иосифа (PL. 131. Col. 1046). Его память была включена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (XVI в.) и указана в современных католических календарях. В комментарии к Иеронимову Мартирологу И. Делеэ заметил, что кроме Иосипа только мученики Роман, Зосим, Варал и Зок пострадали в Антиохии. По мнению болландиста, мч. Зосим является одним лицом с мч. Зосимом, упоминаемым 1 июня в Сирийском Мартирологе (411) (Un Martyrologe et douze ménologes syriaques. P. 17) и в Мартирологе блж. Иеронима (MartHieron. P. 287) вместе с мч. Октавом (Октавием). Мученики Роман, Варал (Варул) и Зок также упоминаются под 18 нояб. в Мартирологе блж. Иеронима. Память мч. Романа отмечена под этим же числом в Сирийском Мартирологе (411); сведения о нем содержатся в соч. «О палестинских мучениках» еп. Евсевия Кесарийского ( Euseb. De mart. Palaest. P. 124-125), где он назван диаконом. Согласно лат. Мученичеству Романа, вместе с ним пострадал отрок Варал(а) (Варул) (BHL, N 7298-7304; см. ст. Роман диакон и Варул отрок , мученики Антиохийские). Делеэ предположил, что Зок (Zocus) является искаженной формой имени Исихий (Hesychus (Isicus)). Помимо 18 нояб. Антиохийский мученик с таким именем упоминается в Иеронимовом Мартирологе 29, 30 (имя записано как Sicus), 31 мая, 1, 2, 3 июля и 10 нояб.; в Сирийском Мартирологе он упомянут 29 мая и 26 авг. (Un Martyrologe et douze ménologes syriaques. P. 17, 20), а в византийских Синаксарях - 4 марта и 10 мая (SynCP. Col. 505, 674).

http://pravenc.ru/text/578392.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЙОРИК, ДИОНИСИЯ, ДАТИВА, ЛЕОНЦИЯ, ЕМИЛИЙ, ТЕРЦИЙ, БОНИФАЦИЙ, СЕРВ, ВИКТОРИЯ [Лат. Maioricus, Dionysia, Dativa, Leontia, Emilius, Tertius, Bonifatius, Servus, Victoria] (V в.), мученики Африканские (пам. зап. 6, 7 дек.). Сведения о святых содержатся в «Истории гонений в Африканской провинции» Виктора, еп. г. Вита, опубликованной в 489/90 г. Согласно сочинению, арианин король вандалов Гунерих (477-484) начал жестокое гонение на правосл. христиан в Сев. Африке. Кроме епископов, преследовали клириков и мирян, особенно знатного происхождения, не щадя даже женщин. Среди них была Дионисия, соотечественница Виктора из Виты и мать М., отличавшаяся красотой и смелостью. Ее выставили обнаженной на всеобщее обозрение и подвергли бичеванию плетьми, при этом Дионисия ободряла своего юного сына М., к-рый боялся предстоящих пыток. После увещеваний матери он окреп духом и пострадал за истинную веру. Женщина похоронила сына и молилась на его могиле, надеясь на скорую встречу с ним на небесах. Тогда же пострадали сестра Дионисии - Датива, Л., дочь Германа, еп. Передамийского (пам. зап. 6 дек.), уважаемый врач Е., родственник Дативы, и Т., весьма набожный человек, а также Б. Сибидский. В это же время принял мученическую кончину С., христианин знатного происхождения из Тубурбона Большого (Сев. Тунис), к-рый уже однажды подвергся пыткам при кор. Гейзерихе (429-477), т. к. не захотел раскрыть некую тайну своего друга. С. избили палками, неск. раз подняли высоко над землей и сбросили вниз, затем протащили по острым камням. В г. Кулузитана пострадала В., к-рая, несмотря на уговоры мужа и слезы малолетних детей, не отступила от Христа. Когда палачи сняли ее с древа, решив, что она мертва, некая дева подошла и прикоснулась к мученице, после чего В. получила исцеление. В IX в. на основе рассказа Виктора Витенского память святых и краткие сведения о них были внесены под 6 дек. в Мартирологи Флора Лионского, Адона Вьеннского и Узуарда с искажением нек-рых имен: Е. назван Емилианом (Aemilianus), В.- Виктриксом (Victrix), имя С. передается как Сервий (Servius). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний отметил под тем же числом память Дионисии, Дативы, Л., Т., Е. и еще 3 безымянных исповедников веры, под к-рыми, возможно, следует понимать М., также упоминаемого отдельно под 6 дек., В. и С., чья память обозначена под 7 дек. Заметка о святых содержится в рукописи XIV в. Легендария из мон-ря в Бёддекене (Вестфалия) (Biblioteca Teodoriana. Paderborn - AnBoll. 1934. T. 52. P. 332).

http://pravenc.ru/text/2561250.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ [Лат. Maximus; греч. Μξιμος] († 250 или 251), мч. Асийский (пам. 14 мая; пам. греч. 7 мая; пам. зап. 30 апр.). В нек-рых визант. Синаксарях под 14 мая содержится краткое Житие М. (напр., в Минологии имп. Василия II - PG. 117. Col. 456), в других - житийная заметка (напр., в Синаксаре К-польской ц.- SynCP. Col. 684). М. тайно и открыто проповедовал Христа и многих обратил к истинной вере. Однажды, когда язычники готовились принести в жертву не только животных, но и людей, он смело обличил их. М. был схвачен, подвергнут оскорблениям и избиениям, а затем насмерть забит камнями. В визант. Синаксарях не уточняются время и место мученического подвига М. В греч. печатной Минее (Венеция, 1588) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца сведения о М. находятся под 7 мая. Болландисты установили, что этому же святому посвящено краткое лат. Мученичество, к-рое, возможно, написано на основе подлинных судебных протоколов. Согласно этому Мученичеству (BHL, N 5829), М. был «плебеем, жившим торговлей». В гонения имп. Деция (249-251) он был схвачен и приведен к проконсулу Асии Оптиму. После допросов и напрасных убеждений принести жертвы идолам М. подвергли избиениям и пытке на дыбе, затем проконсул велел отвести его за городские стены и забросать камнями. В Мученичестве не указано название города, где был убит М., но поскольку столицей пров. Асия был Эфес, то, видимо, казнь М. произошла там. В Иеронимовом Мартирологе память «в Асии святого Максима» помещена под 14 мая (MartHieron. Comment. P. 253-254), в Мартирологах Флора Лионского (сер. IX в.) и Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) - под 30 апр. с пояснением: «В Асии мучение св. Максима, Деяния которого имеются» ( Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Age. P., 1908. P. 345, 425, 482). В Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония (XVI в.) уточняется, что М. пострадал в Эфесе (MartRom. Comment. Р. 163). На кратком лат. Мученичестве (BHL, N 5829) основано более позднее и иного содержания Мученичество М. (пам. зап. 19 окт.), «левита (т. е. священнослужителя.- Авт.) и патриция» из г. Авея (ныне Фосса, Абруццо, Италия). Он пострадал при Деции от не названного по имени презида, который, пытаясь склонить святого к жертвоприношению, даже предлагал ему в жены свою дочь Кесарию (BHL, N 5834; ActaSS. Oct. T. 8. P. 417-419). Непреклонного мученика сбросили с высокого утеса. После разрушения Авеи лангобардами мощи М. были перенесены в Форкону, куда 10 июня 956 г. для поклонения святому прибыли Оттон I Великий и папа Римский Иоанн XII. Память этого события празднуется 10 июня. Мощи М. были перенесены в 1256 г. в Акуилу после учреждения в ней епископской кафедры. Святой стал покровителем этого города. Его мощи были утрачены во время землетрясения 1703 г.

http://pravenc.ru/text/2561570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАВРИКИЙ [Мауриций; лат. Mauritius, Mauricius] (кон. III - нач. IV в.?), мч. (пам. зап. 22 сент.), по преданию, пострадал в Агауне (Акавне, Агоне; ныне Сен-Морис, Швейцария) вместе с др. воинами Фиванского легиона. Источники Мч. Маврикий. 60-е гг. XIV в. Мастер Теодорих (Часовня св. Креста в Карлштейне, Чехия) Мч. Маврикий. 60-е гг. XIV в. Мастер Теодорих (Часовня св. Креста в Карлштейне, Чехия) Самое раннее агиографическое сказание, посвященное М.,- Мученичество Агаунских мучеников (Passio Acaunensium martyrum - CPL, N 490), составленное примерно в сер. V в. св. Евхерием , еп. Лугдунским (Лионским). По мнению Б. Круша, к автографу Евхерия восходит самая ранняя рукопись Мученичества (Paris. lat. 9950. Fol. 80v - 86r), созданная скорее всего во 2-й пол. VI в. В этой рукописи Мученичество помещено вместе с другими произведениями Евхерия (см.: Holtz. 2008). Впосл. сочинение Евхерия неоднократно подвергалось переработкам; известно более 10 редакций (BHL, N 5737-5749). Среди них выделяется анонимное Мученичество (BHL, N 5741-5747d), к-рое в ряде деталей отличается от Мученичества, написанного Евхерием. В IX в. сочинение Евхерия и анонимное Мученичество были положены в основу кратких сказаний о М. в «исторических» мартирологах. Поминовение М. и др. фиванских мучеников впервые приведено в мартирологе Флора Лионского, где указано место гибели святых, перечислены имена некоторых из 6666 воинов Фиванского легиона, принявших мученическую смерть. Более подробное сказание, основанное на сочинении Евхерия, включено в мартиролог Адона Вьеннского (BHL, N 5748). Среди многочисленных агиографических сочинений о М.- 3 проповеди в день памяти мученика, опубликованные Ф. Дольбо ( Dolbeau F. Trois sermons latins en l " honneur de la Légion Thébaine//Mauritius. 2005. P. 377-421). Эти проповеди сохранились гл. обр. в средневек. рукописях, созданных во Франции; 2 текста скорее всего были составлены в X в., 3-й - в нач. XI в. в аббатстве Сен-Бенинь в Дижоне.

http://pravenc.ru/text/2561146.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ И АММОНИЙ [Лат. Moseus et Ammonius], мученики Понтийские (пам. зап. 18 янв.). Мученичество святых не сохранилось. В Иеронимовом Мартирологе под 18 янв. содержится запись: «В городе Понт в Асии Моисея, Аммония» (In Ponto civitate Assiae Mosei Ammoni). В Мартирологе Лионского анонима, созданном не позднее 806 г. на основе Иеронимова Мартиролога и Мартиролога Беды, под 18 янв. содержится более полная заметка о М. и об А., в к-рой говорится о том, что мученики были воинами и пострадали в Понте (Чёрное м.): их приговорили к работе на рудниках, а затем предали огню. Под этим же числом память М. и А. с кратким сказанием о них перешла в более поздние зап. «исторические» Мартирологи IX в.: Флора Лионского, Адона, архиеп. Вьеннского, Узуарда и др. Петр Наталис в «Перечне святых» (XIV в.) внес нек-рые изменения в сказание о М. и об А. и отметил, что святые пострадали на острове в Понте, за твердое исповедание Христа они были лишены воинского звания и отправлены на рудники, затем подвергнуты многочисленным пыткам и преданы огню ( Petr. Natal. CatSS. II 97). В Мартирологе, составленном П. Галезини (1578), указано, что мученики пострадали за веру при имп. Деции (249-251). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес под 18 янв. память М. и А. в Римский Мартиролог с той же заметкой, но без датировки их кончины. В совр. редакции Римского Мартиролога память М. и А. под 18 янв. не обозначена. По мнению И. Делеэ , заметка в Иеронимовом Мартирологе под 18 янв. нуждается в корректировке: болландист предложил исправить топографическое указание «In Ponto» на «In Portu» и добавить к нему пропущенное имя мч. Астерия, пострадавшего в Остии - гавани (portus) Рима (об Астерии см. ст. Марин (Марий) , Марфа , Авдифакс и Аввакум ). Перед «Моисеем, Аммонием» следует добавить уточнение «В Александрии» и т. о. причислить М. и А. к Александрийским мученикам, память которых отмечена под 14 февр. в Иеронимовом и др. зап. Мартирологах (MartHieron. Comment. P. 46). Ист.: Galesini P. Martyrologium sanctae romanae ecclesiae. Venetia, 1578. P. 10v - 11; MartHieron. P. 45; ActaSS. Ian. T. 2. P. 188; MartUsuard. 1965. P. 163; MartRom. P. 26; Ado V. Le martyrologe: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 63. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 642; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 211, 415, 481; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 48-50; Sauget J.-M. Mosè e Ammonio//BiblSS. Vol. 9. Col. 654-655. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2564004.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАЛАР СИМФОЗИЙ (Амаларий) [лат. Amalarus Symphosius] Мецкий (Мецский) (ок. 775 или 780, окрестности Меца, совр. Франция - ок. 850, предположительно Мец), литургист, автор первого в Зап. Европе аллегорического толкования богослужения. В 809-813 гг. архиепископ Трирский, затем находился на службе в придворной школе в Ахене . В 813 г. по поручению имп. Карла Великого А. С. совершил поездку в К-поль, воспоминанием о к-рой стали его «Морские вирши» (Versus marini). В составленной в 823 г. «Книге о церковной службе» (Liber officialis) А. С. впервые применил к богослужению метод аллегорического толкования, с тем чтобы во внешней обстановке богослужения (череда служб суточного круга, последовательность молитв, жесты литургические , утварь и облачение, храмовая архитектура, колокольный звон) выявить сокровенное и, по его мнению, истинное содержание литургического действа. В интерпретации А. С. центральный момент богослужения - совершение таинства евхаристии - превращался лишь в часть, хотя и важнейшую, повествовательно-драматического действия, воспроизводящего жизнь, Страсти, смерть и Воскресение Христовы. В 831 г. А. С. составил Антифонарий (не сохранился), в к-рый вошли рим. и галликанские варианты песнопений. Позднее написал «Книгу об Антифонарии» (Liber de ordine antiphonarii) и трактат о Градуале (не сохранился). В первом трактате, во многом сопоставимом с сочинениями Аврелиана из Реоме и Берно из Рейхенау , А. С. сравнивает певч. традиции Рима и Галлии (вероятно, Меца) и рассматривает состав, форму и чин пения, не касаясь нотации. В 835 г. А. С. становится архиепископом Лионским. Смещен в 838 г. синодом в Керси, в основном по инициативе диак. Флора Лионского , увидевшего в толкованиях А. С. мессы отступление от традиции. Соч.: Amalarii episcopi Opera limurgica omnia/Ed. J. M. Hanssens. Città del Vaticano, 1948-1950. 3 vol.; Versus marini//MGH. Poet. Vol. 1. P. 426-428. Лит.: Kolping A. Amalar von Metz und Florus von Lyon//ZKTh. 1951. Bd. 73. S. 424-464; Cabaniss A. Amalar of Metz. Amst., 1954; Haffner F. Symphosius Amalarius von Metz, Erzbischof von Trier, zur Geschichte der Sakramentarspendung//Festschrift A. Thomas. S. l., 1967. S. 135-140. Н . Ф . Усков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114218.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010