Память И. под 6 апр. содержится в Сирийском Мартирологе (411), который восходит к греч. календарю, возможно, составленному ок. 360 г. в Никомидии. В италийской редакции Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.) память святого также указана под 6 апр.: «В Сирмии епископа Иринея»; под 23 авг., по предположению И. Делеэ, сохранился фрагмент ошибочной записи о памяти И. (Sirti, т. е. Sirmi - в Сирмии). Вероятно, один из редакторов Мартиролога смешал И. с мч. Иринеем Римским, написание имени которого в рукописях испорчено (Mirendini вместо Hirenei). В более поздних церковных календарях память святого помещена под различными датами. Так, в Мартирологе нач. IX в., составленном в Лионе, память И. значится под 25 марта и включено краткое сказание на основе Актов мученичества И. ( Quentin. 1908. P. 175-176). По мнению А. Кантена, перемещение памяти святого объясняется ошибкой в дате: 8-е апрельские календы (25 марта) вместо 8-х апрельских ид (6 апр.) (Ibid. P. 218). Эта ошибка закрепилась в более поздних календарях - в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) память И. приведена дважды - под 25 марта (со сказанием) и под 6 апр. (PL. 44. Col. 866, 873). В т. н. Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.) и в Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) сохранена лишь память под 25 марта (PL. 123. Col. 153-154, 242). Краткое сказание об И., помещенное под тем же числом в Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) (Ibid. Col. 371-372), стало основанием для внесения памяти И. в Римский Мартиролог (XVI в.). Перемещение памяти святого происходило и в позднейших богослужебных книгах Джяковско-Сремского епископства (ныне архиеп-ство Джяково-Осиек), где почитание Сирмийских мучеников возродилось благодаря деятельности еп. Йосипа Штроссмайера (1849-1905). Память И. первоначально праздновалась 26 марта, с 1967 г.- 23 авг., тогда же было установлено общее поминовение Сирмийских мучеников 5 нояб. В 1990 г. отдельная память И. была перенесена на 6 мая. В греческой традиции первоначальная дата памяти И. также была изменена. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память святого указана под 23 авг., в один день с памятью сщмч. Иринея Лионского. Эта дата стала основным днем празднования И. в восточной традиции, под ней память святого указана в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) (PG. 117. Col. 599-602). В различных синаксарных и др. агиографических сборниках память И. отмечена также под 21, 22 авг., 6 апр. (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 122-123). В некоторых рукописях Синаксаря К-польской ц. под 23 авг. помещена память мучеников Иринея, Ора и Оропса . Кроме того, в рукописи Мученичества этих святых, использованной Ф. Алькеном, говорится о том, что мучеников также бросили в р. Сава (BHG, N 951). Вероятно, поэтому Алькен объединяет комплекс Мученичеств этих святых под именем И., сщмч. Сирмийского. В наст. время в Сербской Православной Церкви память И. отмечается 26 марта (8 апр.).

http://pravenc.ru/text/673987.html

По мнению Кантена, нек-рые имена следует считать двойными (напр., Сильвий Прим, Помпея Родана), поэтому количество Л. м. могло быть меньше ( Quentin. 1921). В различных версиях списка нек-рые имена искажены, их порядок изменен. Так, в Иеронимовом мартирологе перечень начинается с еп. Потина и пресв. Захарии (к этому источнику восходят более поздние списки, включенные в мартирологи Лионского анонима и Флора Лионского), а Григорий Турский называет всего 45 имен. Впосл. к Л. м. причисляли др. мучеников, почитавшихся в Бургундии. Так, архиеп. Адон Вьеннский привел сведения о том, что мч. Марцелл, пострадавший в Кабиллоне (ныне Шалон-сюр-Сон; пам. 4 сент.), и мч. Валериан, пострадавший в Тинурции (ныне Турню; пам. 15 сент.), были среди арестованных лугдунских христиан. Они чудесным образом получили свободу, бежали из Лугдуна и позднее приняли мученическую смерть в др. местах ( Decourt, Lucas. 1993. P. 143-144). Почитание Почитание Л. м. достоверно засвидетельствовано лишь в V-VI вв., обстоятельства его возникновения не до конца ясны. По-видимому, в тот период наибольшим почитанием в Лугдуне пользовались др. святые, прежде всего мученики Епиподий и Александр и епископы Ириней и Иуст ( Delehaye. Origines. P. 352). Самые ранние сведения о культе Л. м. содержатся в проповеди о св. Бландине, включенной в галльский сборник Евсевия Галликана . Проповедь была составлена скорее всего в V в., среди ее возможных авторов называют Фавста Рейского (Рьезского) и Лугдунских епископов Евхерия и Патиента ( Euseb. Gall. Hom. 11; см.: Bailey. 2003. P. 5). Основные темы гомилии - значение почитания местных святых, защитников города («Пусть радуется наша земля, вскормившая небесных воинов, обильно породившая добродетели»); уподобление Лугдуна Вифлеему, где пострадали Вифлеемские младенцы ; прославление мужества еп. Потина и др. мучеников; тщетность усилий гонителей, к-рые уничтожили останки Л. м., «будто пламя способно поглотить заслуги, сжечь дотла добродетели». По-видимому, ко времени создания проповеди культ Л.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

В рим. календаре «Depositio episcoporum», включенном в Хронографию 354 г., указано, что Л. был похоронен в катакомбах Каллиста. Киприан Карфагенский называл Л. и его предшественника еп. Корнелия, претерпевших изгнание, мучениками (beati martyres). По-видимому, на основе этих слов сложилось мнение, что Л. принял мученическую смерть, хотя свт. Дионисий Великий , еп. Александрии, утверждал, что имп. Валериан в начале своего правления доброжелательно относился к христианам ( Euseb. Hist. eccl. VII 10. 3). Предание о гибели Л. получило отражение в более поздней папской историографии. Согласно Liber Pontificalis, император велел отрубить епископу голову. По дороге на казнь Л. поручил управлять Церковью архидиак. Стефану (впосл. Стефан I , еп. (папа) Римский; скорее всего этот мотив восходит к агиографической легенде о сщмч. Лаврентии ). Епископ был казнен 4 или 5 марта, но похоронен лишь 25 авг. В Liber Pontificalis также сообщается о распоряжении Л., чтобы Римского епископа всегда сопровождали 2 пресвитера и 3 диакона, и о том, что он рукоположил 4 пресвитеров, 4 диаконов и 7 епископов. По-видимому, эта информация недостоверна. Из Liber Pontificalis данные о мученичестве Л. были заимствованы архиеп. Адоном Вьеннским, к-рый поместил краткое сказание о святом под 4 марта, и Флодоардом Реймсским (PL. 135. Col. 671-673). Во 2-й пол. XI в. агиограф, поэт и проповедник Гвайферий из Монте-Кассино составил пространное Житие Л. Основные сведения о святом он заимствовал из Liber Pontificalis, добавив к ним вымышленные подробности; окончание Жития не сохранилось (BHL, N 5022; изд.: Limone. 1983. P. 116-130). Судя по всему, поминовение Л. было указано в Иеронимовом мартирологе под 4 марта (в рукописях имеются искажения). В мартирологе Лионского анонима (нач. IX в.) под этим днем значится память «папы Луция, которому отрубил голову Валериан»; более подробные сведения приведены в мартирологе Флора Лионского и в др. «исторических» мартирологах эпохи Каролингов . Из них память святого была перенесена в Римский Мартиролог (XVI в.). В его действующей редакции поминовение Л. как папы Римского и исповедника указано под 5 марта.

http://pravenc.ru/text/2110922.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ И АММОНИЙ [Лат. Moseus et Ammonius], мученики Понтийские (пам. зап. 18 янв.). Мученичество святых не сохранилось. В Иеронимовом Мартирологе под 18 янв. содержится запись: «В городе Понт в Асии Моисея, Аммония» (In Ponto civitate Assiae Mosei Ammoni). В Мартирологе Лионского анонима, созданном не позднее 806 г. на основе Иеронимова Мартиролога и Мартиролога Беды, под 18 янв. содержится более полная заметка о М. и об А., в к-рой говорится о том, что мученики были воинами и пострадали в Понте (Чёрное м.): их приговорили к работе на рудниках, а затем предали огню. Под этим же числом память М. и А. с кратким сказанием о них перешла в более поздние зап. «исторические» Мартирологи IX в.: Флора Лионского, Адона, архиеп. Вьеннского, Узуарда и др. Петр Наталис в «Перечне святых» (XIV в.) внес нек-рые изменения в сказание о М. и об А. и отметил, что святые пострадали на острове в Понте, за твердое исповедание Христа они были лишены воинского звания и отправлены на рудники, затем подвергнуты многочисленным пыткам и преданы огню ( Petr. Natal. CatSS. II 97). В Мартирологе, составленном П. Галезини (1578), указано, что мученики пострадали за веру при имп. Деции (249-251). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес под 18 янв. память М. и А. в Римский Мартиролог с той же заметкой, но без датировки их кончины. В совр. редакции Римского Мартиролога память М. и А. под 18 янв. не обозначена. По мнению И. Делеэ , заметка в Иеронимовом Мартирологе под 18 янв. нуждается в корректировке: болландист предложил исправить топографическое указание «In Ponto» на «In Portu» и добавить к нему пропущенное имя мч. Астерия, пострадавшего в Остии - гавани (portus) Рима (об Астерии см. ст. Марин (Марий) , Марфа , Авдифакс и Аввакум ). Перед «Моисеем, Аммонием» следует добавить уточнение «В Александрии» и т. о. причислить М. и А. к Александрийским мученикам, память которых отмечена под 14 февр. в Иеронимовом и др. зап. Мартирологах (MartHieron. Comment. P. 46). Ист.: Galesini P. Martyrologium sanctae romanae ecclesiae. Venetia, 1578. P. 10v - 11; MartHieron. P. 45; ActaSS. Ian. T. 2. P. 188; MartUsuard. 1965. P. 163; MartRom. P. 26; Ado V. Le martyrologe: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 63. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 642; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 211, 415, 481; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 48-50; Sauget J.-M. Mosè e Ammonio//BiblSS. Vol. 9. Col. 654-655. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2564004.html

17 . Мчч.: Мирона, Стратона, Филиппа, Евтихиана, Киприана, Фирса, Левкия, Короната, и дружины их Павла и Иулиании сестры его, Патрокла; прп. Алипия, иконописца Печерского. 18 . Мчч.: Флора и Лавра, Ерма , Серапиона, Полиена, Илариона, Дионисия и Ермиппа; сщмч. Емилиана и иже с ними; свв. патр. Константноп. Иоанна и Георгия. Св. Флор и Лавр († II: в.), каменотесы по ремеслу, при всех своих житейских занятиях достигли царства небесного; значит, можно и в мире спастись и нет необходимости для спасения души непременно удаляться в пустыню и скитаться по дебрямь, как учат странники-бегуны. 19 . Мч. Андрея Стратилата и с ним 2593 мчч., Тимофея, Агапия и Феклы. Празднование Пресв. Богородицы Донская. 20 . Прор. Самуила, мчч.; Севира пресвитера, Мемнона сотника и с ним 37 других. 21 . Ап. Фаддея, мчч.: Вассы и чад ее: Феогния, Агапия и Циста; преставление прп. Авраамия архиман., Смоленского чудотв.; прп. Авраамия Печерского, трудолюбивого. 22 . Мч. Агафоника и иже с ним: Зотика, Феопрепия, Акиндина, Севериана и др.; мц. Евлалии девы, прп. Анфусы, сщмч. Афанасия епископа; мчч.: Харисима и Неофита, празднование иконе Пресв. Богородицы Грузинская. 23 . Отдание праздника Успения Богородицы. Мч. Луппа, сщмч. Иринея, еп. Лионского; свт. Каллиника, патр. Константиноп.; прпп. Евтихия и Флорентия. Свт. Ириней Лионский († 202 г.) ревностно распространял веру Христову и боролся с еретиками. От него осталось сочинение: «Пять книг против ересей», в котором он говорит, что только в Церкви православной находится истина и только чрез нее, как дверь, можно войти в царство небесное, вне же ее нет спасения. «Те, которые не прибегают к Церкви, не причастны действию Духа Св. и потому лишают себя блаженной жизни». Следовательно, наши несчастные братья раскольники и сектанты, блуждающие, как овцы, вне ограды Церкви, – не могут иметь надежды на спасение. 24 . Сщмч. Евтиха; перенесение честных мощей свт. Петра, митр. Киевского и всея России чудотв.; преставление прп. Арсения Комельского; прп. Георгия Лимниота, исповедника; мч. Татиона, мц. Сиры девы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

18 (31) августа. Мучеников Флора и Лавра. Преподобного Иоанна Рыльского (946 г.), основателя монашества в Болгарии. Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица». 19 августа (1 сентября). Донской иконы Божией Матери. 23 августа (5 сентября). Священномученика Иринея, епископа Лионского (202 г.). 24 августа (6 сентября). Перенесение мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1479 г.). 26 августа (8 сентября). Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1395 г.). 27 августа (9 сентября). Преподобного Пимена Великого (около 450 г.). 28 августа (10 сентября). Обретение мощей преподобного Иова Почаевского (1659 г.). Память отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. 29 августа (11 сентября). Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 30 августа (12 сентября). Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652 г.). Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского (1724 г.). 31 августа (13 сентября). Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (ок. 408 г.) Священномученика Киприана Карфагенского (258 г.). Святителя Геннадия, патриарха Цареградского (471 г.). 49 Богоотцы (др. – греч. «теопатерес») – название, используемое в святоотеческом и литургическом предании по отношению к некоторым библейским праведникам, родственникам Иисуса Христа по плоти: пророку Давиду; святому праведному Иосифу Обручнику и святым праведным Иоакиму и Анне, родителям Приснодевы Марии. 50 Следует отметить, что празднование дней памяти святых, приходящееся на конец февраля – начало марта зависит от того, является год високосным либо нет. Так память преподобного Кассиана Римлянина в високосный год празднуется 29 февраля, в остальные годы – 28-го. В високосном году все празднования, приходящиеся на период с 17 февраля (2 марта) по 24 февраля (9 марта) смещаются на день назад. Читать далее Источник: Справочник православного человека/[ред.-сост. Пономарев В.]. - Москва : Даниловский благовестник, 2006-./Ч. 4: Православные посты и праздники. - 2009. - 207 с. ISBN 978-5-89101-363-6

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В апокрифическом «Апокалипсисе Павла» сообщается об обстоятельствах гибели пророка: «сыны Израиля» протащили его «за ноги по камням на гору», пока не выбили ему мозги (Арос. Paul. 25. 49). Схоже с этим рассказом описание, содержащееся в сир. «Деяниях Филиппа», где обращенный в христианство еврей Ханания, упрекая иудеев за неприятие посланных Богом пророков, говорит: «Явился у вас Иезекииль-пророк, за ноги его волочили, покуда мозг не вытек» (Acta Philip. 6). О смерти И. и о его чудесах говорится также в более поздних апокрифических текстах, напр. в жизнеописании, помещенном в арм. рукописи Книги пророка Иезекииля. Здесь, в частности, повествуется о том, как И. заморозил р. Ховар, чтобы дети израильтян могли безопасно ее перейти, а также о том, что И. должен был быть похоронен в гробнице Мелхиседека (Vitae Prophetarum//Armenian Apocrypha: Relating to the Patriarchs and Prophets/Ed. M. E. Stone. Jerusalem, 1982. P. 163, 165). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) имеется служба, посвященная пророку (SynCP. Col. 831-832, 837), его имя содержится в Мартирологе Беды под 10 апр., а также в Мартирологах Флора Лионского, Адона Вьеннского и в Малом Римском мартирологе ( Peretto. 1964. Col. 418). Лит.: Orelly C., von. Ezekiel//The New Schaff-Herzog Encycl. N. Y.; L., 1909. Vol. 4. P. 253-255; Скабалланович М. Н. Книга пророка Иезекииля// Лопухин. Толковая Библия. 1909. Т. 6. C. 90-238; Dassmann E. Hesekiel//RAC. Bd. 14. Sp. 1132-1191; Peretto L. Ezechiele//BiblSS. 1964. Vol. 5. Col. 405-421; Eichrodt W. Ezekiel: A Comment. Phil., 1970; Zimmerli W. Ezekiel: A Comment. on the Book of the Prophet Ezekiel. Phil., 1979. Vol. 1; idem. Ezechiel/Ezechielbuch//TRE. 1982. Bd. 10. S. 766-781; Blenkinsopp J. Ezekiel: A Bible Comment. for Teaching and Preaching. Louisville, 1990; Aberbach M., Wald S. G. Ezekiel in the Aggadah//EncJud. 2007. Vol. 6. P. 644-645; Greenberg M. Ezekiel//Ibid. P. 635-644. Диак. Глеб Курский Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 346) память И. отмечается 20 июля без богослужебного последования. В Типиконах студийской традиции память И. отмечается 21 июля (см. месяцеслов слав. списка Студийско-Алексиевского Типикона - ГИМ. Син. 333. Л. 76, южноитал. Мессинский Типикон 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 169). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 472-473) последование И. соединяется с последованиями Октоиха и прп. Иоанна; указаны посвященные И. канон, цикл стихир и седален.

http://pravenc.ru/text/293573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИМАХ И АЛЕКСАНДР [греч. Επμαχος, Αλξανδρος] (пам. зап. 12 дек., 20 февр.), мученики Александрийские. О мученичестве Е. и А. при рим. имп. Деции (249-251) рассказывает свт. Дионисий Великий , еп. Александрийский, в послании к Фавию , еп. Антиохийскому, которое приводит Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (IV в.). После длительного тюремного заключения, бичевания и пытки железными когтями мученики были сожжены негашеной известью. Память Е. и А. зафиксирована в зап. Мартирологах IX в.: у Флора Лионского - под 20 февр. среди др. Александрийских мучеников, упомянутых в письме свт. Дионисия; у Адона , архиеп. Вьеннского, и Узуарда - под 12 дек. вместе с памятью мучениц Аммонарии , Меркурии , Дионисии и Аммонарии. Повествование о первых 3 мученицах следует за рассказом о Е. и А. в послании свт. Дионисия, а повторение имени Аммонария, вероятно, является следствием ошибочного истолкования текста письма. Их память под 12 дек. впосл. была перенесена в Римский Мартиролог (XVI в.). В греч. и слав. источниках под 6 июля значится память одноименных мучеников Епимаха и Александра (Александриона), иногда по отдельности, иногда совместно друг с другом и с мучениками Аполлонием , Онисимом , Архиппом и Филимоном (в различных сочетаниях). В Типиконе Великой ц. (IX-X вв.), в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), в стишном синаксаре 1301 г. (Paris. Coislin. 223), а также в греч. и слав. Минеях отмечено совершение памяти мучеников Аполлония, Александра, Епимаха и Онисима в ц. Св. Троицы в Эксакионии (квартал К-поля в районе 7-го холма). Если в источнике сообщается род казни, то говорится, что Епимах был усечен мечом, а Александр казнен колесованием, поэтому их отождествление с Е. и А. представляется маловероятным. Др. сведения об этих мучениках отсутствуют. Ряд исследователей без достаточных оснований отождествляли Е. с мч. Епимахом Новым Александрийским (Пелусийским). Неизвестно, к какому из этих одноименных мучеников следует отнести свидетельство анонимного паломника из Пьяченцы (ок. 570) о нахождении в Александрии мощей мч. Епимаха ( Anton. Placent. Itinerarium. 45). Ист.: Euseb. Hist. eccl. VI 41. 17; SynCP. Col. 804; MartRom. P. 578-579; MartUsuard. P. 737-739; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 413; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 88; Mateos. Typicon. T. 1. P. 332-333; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 35-36. Лит.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 706-708; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203; Т. 3. С. 450-451; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 34, 84-85, 89-90; Amore A. Epimaco e Alessandro//BiblSS. Vol. 4. Col. 1271; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 134. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/190027.html

В визант. Синаксарях и в совр. греч. церковных календарях память святого отсутствует. В нек-рых списках Иеронимова Мартиролога память Л. отмечена под 8 янв. с указанием на г. Брундизий, однако в большинстве рукописей святой поминается под 11 янв. вслед за исповедниками Петром и Севиром и указанием на Александрию. В «исторических» Мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Флора Лионского, Узуарда) Л. был также включен в одну группу с этими святыми. В результате в 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний дважды внес в Римский Мартиролог под 11 янв. память Л.: вместе с Петром и Севиром Александрийскими, а затем отдельно: «Левкия, Брундизийского епископа и исповедника»; в действующей редакции Римского Мартиролога память Петра и Севира отсутствует, о Л. говорится, что он почитается как первый епископ Бриндизи. На основе лат. Житий свт. Димитрий, митр. Ростовский, составил сказание о Л., согласно к-рому святой жил во время имп. Коммода и при рождении был назван Евтропием. В рассказе также говорится о прмц. Евгении и ее отце; до назначения епископом Александрии Л. был поставлен игуменом мон-ря блж. Ермия. Ист.: BHL, N 4894-4898b; ActaSS. Jan. T. 1. P. 667-673; MartHieron. P. 31, 35; MartRom. P. 15; ЖСв. Июнь. С. 460-471; MartRom. (Vat.) P. 89. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 186; Т. 3. С. 228; MartHieron. Comment. P. 31-32, 35-36; MartRom. Comment. P. 16; Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 19082. P. 326; Lanzoni. Diocesi. Vol. 1. P. 55, 65, 223, 305-309, 311-312; Delehaye. Origines. P. 310; Jurlaro R. Leucio//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 1348-1349; Falla Castelfranchi M. Il culto di San Leucio in Puglia, Abruzzo e Molise. Il periodo longobardo e il ruolo di Benevento alla luce delle fonti cronachistiche e agiografiche, in San Leucio d " Alessandria e l " Occidente//Atti del II Conv. nazionale su «Il santo patrono», Brindisi 1984. Brindisi, 1991. P. 37-62; Carito G. Gli arcivescovi di Brindisi sino al 674//Parola e storia. 2007. Vol. 1. N 2. P. 197-225; idem. Gli arcivescovi di Brindisi dal VII al X sec.//Ibid. 2008. Vol. 2. N 2. P. 289-308; Otranto G. Agiografia e origini del cristianesimo in Puglia//Bizantini, Longobardi e Arabi in Puglia nell " Alto Medioevo: Atti del XX congr. intern. di studio sull " alto Medioevo: Savelletri di Fasano (BR), 3-6 nov. 2011. Spoleto, 2012. P. 163-184; Campiche A. San Leucio//Santuari d " Italia: Puglia/Ed. G. Otranto, I. Aulisa. R., 2012. Vol. 1. P. 217-219.

http://pravenc.ru/text/2463337.html

«О Теле и Крови Господа» (PL. 121. Col. 103-170). Трактат с аналогичным названием посвятил королю Пасхазий Радберт (PL. 120. Col. 1255-1350). При дворе К. Л. работал Иоанн Скот Эриугена , который пользовался особым покровительством короля, несмотря на враждебное отношение к нему Гинкмара Реймсского, Пруденция и Флора Лионского, обвинявших Эриугену в ереси. По просьбе К. Л. Эриугена перевел с греч. языка «Ареопагитики», автором к-рых в то время считался св. Дионисий Парижский (см. Дионисий Ареопагит ), а затем - «Первую Амбигву» прп. Максима Исповедника. Узуард , монах аббатства св. Германа в Париже, по просьбе К. Л. составил «исторический» мартиролог, который приобрел широкое распространение и использовался на Западе до XVI в. Особое внимание К. Л. уделял епископской кафедре и аббатству св. Германа в Осере, где находились школа и крупный скрипторий. Хейрик Осерский посвятил королю составленное им стихотворное Житие св. Германа (BHL, N 3458). Ист.: Annales Bertiniani/Ed. G. Waitz. Hannover, 1883. (MGH. Script. Rer. Germ.; Nithardi Historiarum libri IV/Ed. E. Müller. Hannover, 1907. (MGH. Script. Rer. Germ.; Recueil des Actes de Charles II le Chauve, roi de France/Éd. G. Tessier. P., 1943-1955. 3 vol. Лит.: Calmette J. La diplomatie carolingienne du traité de Verdun à la mort de Charles le Chauve (843-877). P., 1901; Levillain L. Le sacré de Charles le Chauve à Orléans//Bibliothèque de l " École des chartes. P., 1903. Vol. 64. P. 31-53; Lot F., Halphen L. Le règne de Charles le Chauve (840-877). P., 1909; Classen P. Die Verträge von Verdun und von Coulaines, 843, als politische Grundlagen des westfränkischen Reiches//Hist. Zschr. Ser. 3. 1963. Bd. 196. S. 1-35; Gaehde J. E. The Bible of San Paolo fuori le Mura in Rome: Its Date and Its Relation to Charles the Bald//Gesta. N. Y., 1966. Vol. 5. P. 9-21; Schramm P. E. Kaiser, Könige und Päpste: Gesammelte Aufsätze zur Geschichte des Mittelalters. Stuttg., 1968. Bd. 2; Ullmann W. The Carolingian Renaissance and the Idea of Kingship.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010