2 февраля участвовал в хиротонии архимандрита Флавия во епископа Аксайского, викария Донской епархии. Хиротония происходила в соборе Александро-Невской Лавры. Личность новорукоположенного епископа достойна особенного внимания. Флавиан (в миру Николай Николаевич) 45 лет происходит из фамилии Городецких – дворян Орловской губернии. Образование (неполное) получил в Московском Университете, откуда вышел в 1863 году. Вслед затем поступил в число послушников Пешношского монастыря, Московской епархии. Отсюда в том же году перешел в Ставропигиальный Симонов монастырь, при архимандрите Порфирии (Попове), который в 1864 году назначен был настоятелем церкви при русском посольстве в Риме, и там скончался 267 . Приемником Порфирия как по Симонову монастырю, так и по службе в Риме, был архимандрит Гурий (Карпов) , возвратившийся в 1865 году из Пекинской миссии. С о. Гурием Флавиан отправился в 1865 году в Рим, а оттуда с ним же перешел в Казань, куда архимандрит Гурий в 1866 году назначен был викарием и рукоположен во епископа Чебоксарского. Здесь в Спас преображенском монастыре Флавиан пострижен был в монашество и посвящен во иеродиакона, а потом и в иеромонаха. В 1867 году преосвящ. Гурий назначен был епископом Таврическим; с ним перешел в Симферополь и иеромонах Флавиан. Отсюда в 1873 г. о. Флавиан поступил в Пекинскую духовную миссию, где в 1879 г. определен начальником миссии и возведен в сан архимандрита. Изучив основательно китайский язык, он перевел на него несколько богослужебных книг и других духовно-нравственных сочинений. В 1883 г. уволен был по прошению от должности и возвратившись в Россию, принят в число братства Александро-Невской Лавры. —389— 1885 г. Пред своим рукоположением во епископа Аксайского о. Флавиан посетил меня и принес мне в дар до 44 книг, переведенных им на китайский язык. 3-го ч. получено было мной два письма с разных сторон, из Твери и из Сергиева посада. Из Твери писал мне от 2-го числа Авг. Казим. Жизневский: «Позвольте Ваше Высокопреосвященство воспользоваться одним из многих высокопрекрасных симпатичных обычаев, установленных православной Церковью и в преддверии Великого поста просить у Вас прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иером. Флавиан (Городецкий) перевел на китайский язык «Указание пути в Царство Небесное» свт. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Московского, «Краткое изложение христианской веры» прот. Н. И. Волобуева и другие книги, а также написал немало собственных работ, напр. «Объяснение православного богослужения для китайцев». В «Православном обозрении» за 1878 г. сообщались следующие сведения о работе 15-й миссии: «Начальник миссии в минувшем году занимался составлением китайско-русского фразеологического словаря, предназначаемого служить пособием для русских миссионеров в Китае... Один из членов миссии, иеромонах Флавиан, при содействии архимандрита Палладия составил на русском и китайском языках краткие изъяснения на Евангелие от Матфея и окончил перевод на китайский язык великопостных паремий. Другой член, священник Рахинский, приступил к составлению на китайском языке кратких поучений на воскресные и праздничные дни. Третий член, иеромонах Геронтий, исключительно занят был исправлением служб и треб церковных» (Миссионерская деятельность Рус. Церкви//ПО. 1878. 3. С. 513). Широкую известность получило путешествие архим. Палладия по Маньчжурии в 1869-1870 гг., во время его отсутствия миссию возглавлял иером. Исаия († 11 нояб. 1871). В 1878 г. архим. Палладий был вынужден покинуть П. д. м. из-за болезни, скончался 6 дек. 1878 г. по пути в Россию. Особое место в истории П. д. м. занимает 16-я миссия (1879-1884). Ее возглавил архим. Флавиан (Городецкий), к-рый в 1878 г., после отъезда архим. Палладия, принял обязанности начальника 15-й миссии, а в янв. 1879 г. был официально назначен главой 16-й. По благословению митр. Исидора (Никольского) иером. Флавиан не выезжал из Пекина для посвящения в сан архимандрита, а сам возложил на себя знаки, присвоенные этому сану. До кон. 1881 г. в составе П. д. м. с ним оставался только свящ. И. Рахинский, затем к ним присоединились иеромонахи Алексий (Виноградов) , учившийся в СПбДА, и Николай (Адоратский), кандидат богословия КазДА. В период деятельности 16-й миссии по инициативе архим.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

Филимон, обн. епископ Рыбинский 310 Филимонов Анатолий, протопресвитер см. Анатолий (Филимонов), обн. епископ Филимонова Антонина Михайловна, жена обн. епископа Анатолия (Филимонова) 551 Филипп (Власов), обн. архиепископ 36, 420, 532, 975–976, 1011 Филипп (Гумилевский), архиепископ 42 Филипп (Ставицкий), митрополит 255, 450, 593 Филипп, архиепископ Астраханский см. Филипп (Ставицкий), архиепископ Филипп, архиепископ Иркутский см. Филипп (Ставицкий), митрополит Филипп, епископ Рыбинский см. Филипп (Власов), обн. архиепископ Флавиан (Городецкий), митрополит 147, 178 Флавиан (он же Владимир) (Иванов), архиепископ 55, 56, 60, 61, 531, 532, 555, 587, 592, 599, 976–977 Флавиан, митрополит Киевский см. Флавиан (Городецкий), митрополит Флеров, протоиерей, осужденный по петроградскому процессу 251 Фотий (Маньковский), обн. епископ 977 Фотий (Топиро), обн. епископ 499, 978–979 Фотий II, Вселенский патриарх 565, 854 Фруктовский Павел Павлович, Ленинградский священник СпасоПреображенского храма 54, 996 Харитонов, обновленческий деятель 75 Херимон Египетский 453 Холопов, проф. 170, 171, 363, 454 Хризостом, архиепископ Афинский и всея Эллады 91, 491 Христофор (Сокольский), обн. архиепископ 979 Христофор II, архиепископ Мцхетский и Тифлисский, католикос-патриарх всей Грузии 479, 490, 491 Христофор, Урбнисский см. Христофор II, архиепископ Мцхетский и Тифлисский, католикос-патриарх всей Грузии Христофор, греческий архиепископ 565 Хрусталев, обн. священник Ярославской епархии 286 Цан 119 Цветкова, врач 575 Цендровский К, обн. священник г. Астрахани 245, 303 Цепляк Ян Г., католический архиепископ, глава католической церкви в России 122 Цоликошвили, врач 575 Цыпин Владислав , проф.-прот., доктор церковной истории 18, 22, 24 Чанцев Иван Иванович, протоиерей см. Иоанникий (Чанцев), епископ Чегодаев Андрей Георгиевич, князь, член Собора 1917–1918 гг. 192 Чеканов, обн. протоиерей Курской епархии 242 Чельцов Михаил, протоиерей 167, 168, 185, 250, 251, 253, 1002 Чепурин Николай, протоиерей 191, 1005

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Харизматичность личности митрополита Киевского Флавиана окончательно закрепила решение, на которое, кстати, на курсе решились лишь трое. Митрополит Флавиан засеял борозду, которую пропахала тяжёлым лемехом история Белозерского края, семейное предание и новгородская духовная школа. Впоследствии отец Пимен рассказывал, что митрополит Киевский и Галицкий Флавиан с любовью поддержал его юношеское стремление к жизни духовной. Что за человек был его наставник в монашестве? Потомок старого дворянского рода Симбирской губернии, Николай Николаевич Городецкий в отрочестве остался круглым сиротой, и воспитание ему дала тётка. По каким-то причинам (говорили о сильном неразделённом чувстве) он оставил успешно проходившую учёбу на юридическом факультете Московского университета и ушёл послушником в подмосковный Николаевский Пешношский монастырь. Начинал в так называемых «тяжёлых службах»: чернорабочим послушником. Несколько лет трудился над мытьём полов, рубкой и возкой дров, топкой печей. Болезнь, заработанная в результате переутомления, заставила его принять смиренное послушание монастырского пономаря. Добрая рука перевела его в столичный Симонов монастырь, наместником которого был назначен прибывший из Пекинской миссии архимандрит Гурий (Карпов) . Когда наместника послали в Рим настоятелем Посольской церкви, то монастырского послушника из бывших московских студентов он взял с собой в качестве личного секретаря. В Риме глубоко смиренный, проникнутый любовью к Богу помощник принял монашество с именем Флавиан и сан иеродиакона. Общение с папской курией было неожиданно приостановлено, поэтому архимандрит Гурий и его секретарь вернулись в Россию. Бывшего настоятеля Посольской церкви хиротонисали во епископа Чебоксарского, затем перевели на Таврическую кафедру. Отец Флавиан продолжал служить при нём. Масштаб биографии митрополита Флавиана придала служба в Китае, куда он был назначен начальником 16-ой Пекинской миссии. «Китайский» период длился одиннадцать лет (1873−1884). Трудностей, огорчений выпало с избытком. Тем не менее, дела под руководством отца Флавиана шли успешно. Овладение китайским языком позволило ему переводить книги, писать на этом языке самостоятельные сочинения. Он проделал капитальный труд: привёл в порядок материалы для китайско-русского словаря, оставленные архимандритом Палладием (Кафаровым) . Словарь был издан. При Флавиане в церкви пекинского подворья стали совершаться богослужения на китайском языке. Для того чтобы рукоположить в священники ставленника из китайцев, архимандрит Флавиан приезжал с ним в Японию к легендарному начальнику русской духовной миссии в Японии епископу Николаю (Касаткину) .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Филиппов Т. И. – делопроизводитель при В. И. Шемякине. – 118 Филоненко Федор Димитриевич (1869 – после 1930) – протоиерей. Депутат IV Гос. Думы от Подольской губ., нац. По окончании Воронежской духовной семинарии служил в сельском приходе Подольской губ., был надзирателем в Подольском духовном училище (Каменец-Подольск), законоучителем в коммерческих училищах. С 1917 г. – присутствующий член Св. Синода, созванного В. Н. Львовым, был одним из организаторов «Союза демократического духовенства и мирян», принадлежал к либеральному крылу столичного духовенства. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., член Собора по должности (как присутствующий в Св. Синоде) и по участию в предсоборном Совете. В 1919–1924 гг. – настоятель церкви Божией Матери Милующей в Гавани в Петрограде. В 1923–1924 гг. находился под арестом. После освобождения из заключения служил в 1928–1930 гг. в храмах Ленинграда. – 272, 273, 346 Философов Дмитрий Владимирович (1872–1940) – публицист, один из организаторов Религиозно-философских обществ, издатель журналов «Мир искусства», «Новый путь». Сотрудник многих либеральных периодических изданий. Ближайший друг и соратник Д. Мережковского и 3. Гиппиус, пути с которыми в эмиграции разошлись. См. библ. – 32 Флавиан, митрополит см. Флавиан (Городецкий Николай Николаевич), митрополит Флавиан (Городецкий Николай Николаевич) (26.07.1840–04.11.1915) – митрополит Киевский и Галицкий. Родился в дворянской семье. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета, но на четвертом курсе отправился в Николо-Угрешский монастырь, где был принят в число послушников. 10.12.1863 перешел послушником в Симонов монастырь. 17.02.1866 пострижен в монашество. 09.04.1867 рукоположен во иеромонаха в Казанском Спасо-Преображенском монастыре. 06.06.1873 назначен членом Пекинской миссии, где в течение 10 лет проходил миссионерское служение. 02.12.1879 назначен начальником миссии с возведением в сан архимандрита. В 1884 г. возвратился в Россию. 02.02.1885 хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. С 29.06.1885 – епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии. С 14.12.1891 – епископ Холмский и Варшавский. 15.05.1892 возведен в сан архиепископа. С 21.02.1898 – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. С 10.11.1901 – архиепископ Харьковский и Ахтырский. С 01.02.1903 – митрополит Киевский и Галицкий. Член Св. Синода. – 7, 142, 236, 275

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Постриг и диаконское рукоположение совершил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий). Этот выдающийся иерарх Русской Церкви в свое время отдал одиннадцать лет жизни служению в Православной миссии в Пекине. Как бывший Экзарх Грузии он был достаточно осведомлен и об Урмийской православной миссии. Владыка Флавиан, по словам епископа Пимена, с любовью поддержал его юношеское стремление к жизни духовной – монашеству. Он же, как бывший миссионер весьма сочувственно приветствовал и последующее назначение отца Пимена в далекую Урмию. Кафедру в Киеве митрополит Флавиан принял уже в преклонных годах. В молодости после окончания Московского университета он поступил послушником в Чудов монастырь. Владыка Флавиан имел не только все ордена, включая орден Андрея Первозванного, но и искренне почитался российским монашеством. По примеру прежних киевских митрополитов большую часть года почтенный иерарх жил в Голосеевской пустыни, в пяти верстах от Киево-Печерской Лавры, в живописном месте недалеко от Днепра. Здесь в беседах с умудренным жизнью наставником Петр утвердился в намерении посвятить себя монашескому служению в миру – несомненно, самой трудной стезе церковного делания. И через семь лет после пострига он не терял с владыкой Флавианом духовной связи и искал его наставничества. В одном из писем он писал: «Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец. Во-первых, благословите принести Вам запоздалое поздравление с исполнившимся двадцатипятилетием Вашего святительского служения. Этот знаменательный юбилей служит хорошим поучением для меня, а отчасти и укором моему малодушию, с каким я несу собственное легкое служение. Да поможет Вашему Высокопреосвященству Господь еще долгие годы продолжать свое служение нашей отечественной Церкви и служить живым примером для меня, молодого и малодушного монаха. Во-вторых, спешу заранее поздравить Вас, Владыко Святый, со Светлым праздником Воскресения Христова. Да сохранит Вас Воскресший, да подкрепит Он Ваши силы, старостию ослабленные, на радость Вашей пастве и всем знающим Вас, Владыко Святый...

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

был основан приют для детей воинов, погибших на фронте. Финансовая помощь К.-П. л. на нужды страны в военные годы составила более 500 тыс. р. Митр. Киевский Флавиан (Городецкий). Портрет. Нач. ХХ в. (НКПИКЗ) Митр. Киевский Флавиан (Городецкий). Портрет. Нач. ХХ в. (НКПИКЗ) Революционные события, начавшиеся в февр.-марте 1917 г., отразились на жизни К.-П. л. В киевских газетах 1917 г. сообщалось о бесчинствах дезертиров и агитаторов в лавре, случаях надругательства над ее святынями. Но главная опасность таилась в расколе внутри братии. В это время в лавре проживали 563 монаха и 221 послушник, из которых 80% были по происхождению крестьянами. Их реакция на политические перипетии во многом предопределила дальнейшие печальные события. Священноархимандрит К.-П. л. митр. Владимир (Богоявленский) значительную часть времени проводил в Петрограде, на заседаниях Синода, первенствующим членом которого являлся, а 73-летний наместник архим. Амвросий (Булгаков) по слабости здоровья не мог должным образом влиять на ситуацию. В апр. 1917 г. в Трапезной ц. начались не санкционированные монастырским начальством собрания. Радикально настроенная часть братии выбрала свой комитет во главе с экономом лавры архим. Климентом (Жеретиенко). Митр. Владимир запретил собрания в Трапезной, но они проходили в новом корпусе келий и у эконома. Выдвигались требования выборности всех должностных лиц общим собранием, равного материального содержания для всех (одежда, еда, деньги), обязательности избрания представителей младшей братии в Духовный Собор, смещения наместника архим. Амвросия, выселения митр. Владимира из мон-ря и выведения лавры из-под его власти. Библиотека митр. Флавиана и братская читальня. фотография. 1911 г. (ГПИБ) Библиотека митр. Флавиана и братская читальня. фотография. 1911 г. (ГПИБ) Летом 1917 г. митр. Владимир участвовал в работе Предсоборного совета в Петрограде, в авг. уехал в Москву на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 21 нояб. Киевский митрополит возглавил чин интронизации патриарха Московского и всея России свт.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

неизвестно После татаро-монгольского нашествия в 1240 году присоединена к митрополичьей епархии. Варшавская (Холмская) Учреждена в октябре 1840 года Варшавская и Новогеоргиевская Кафедра в Варшаве Имена Сведения Антоний (Рафальский), архиепископ бывший епископ Варшавский, викарий Волынской епархии с 05.10.1840 по 17.01.1843 митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эсляндский и Финляндский бывший архиепископ Волынский и Житомирский, сохраняя управление Волынской и Житомирской епархии с 17.01.1843 по 04.11.1848 архиепископ Новгородский, Санкт-Петербургский, Эсляндский и Финляндский Арсений II (Москвин), архиепископ бывший архиепископ Подольский и Брацлавский (одновременно управлял Волынской епархией) с 06.11.1848 по 01.07.1860 Митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Горский), архиепископ бывший епископ Саратовский и Царицынский с 17.07.1860 по 01.05.1875 Переименован архиепископ Холмский и Варшавский Холмская и Варшавская С мая 1875 года Имена Сведения Иоанникий (Горский), архиепископ бывший епископ Варшавский и Новогеоргиевский с 01.05.1875 по 16.11.1875 архиепископ Херсонский и Одесский Леонтий (Лебединский), архиепископ бывший архиеп, Херсонский и Одесский с 16.11.1875 по 17.11.1891 митрополит Московский и Коломенский; 01.08.1893 Флавиан (Городецкий), епископ бывший епископ Люблинский, викарий Варшавской епархии с 14.12.1891 архиепископ с 15.05.1892 по 21.02.1898 архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии; 04.11.1915 Викарии Варшавской епархии Люблинские епископы Имена Сведения Маркелл (Попель), епископ рукоположен с 08.07.1875 по 09.12.1878 епископ Подольский и Брацлавский; 29.09.1903 бывший епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 09.12.1878 по 07.06.1885 епископ Нижегородский и Арзамасский; 13.04.1902 Флавиан (Городецкий), епископ бывший епископ Аксайский, викарий Донской епархии с 29.06.1885 по 14.12.1891 епископ Холмский и Варшавский; 04.11.1915 рукоположен с 12.01.1892 по 22.12.1896 на покое; с 06.11.1899 епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии; 1922

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В день кончины Святейшего Патриарха Тихона я думал над свежей могилой. Закатилось солнце, так ярко сиявшее над нашей Святой Церковью. Ушел «в путь всея земли» печальник нашей Церкви, мужественно защищавший ее в годы испытаний. Кто теперь заменит его на этом исповедническом пути? Кто это будет? Будет ли достойным преемником почившего, способным сказать о себе так же, как сказал почивший: «Нет такой власти на земле, которая могла бы связать нашу святительскую совесть». Да… кто это будет? Да спасет Бог нашу Святую Церковь. Вечная память почившему. Алексей Рогович Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея Руси «От Господа пути мужу исправляются». Эти вещие слова псалмопевца невольно вспоминаются, когда останавливаешься мыслью на необыкновенном призвании, выпавшем на долю возглавляющего в наши дни Российскую Православную Церковь Святейшего Тихона, Патриарха Московского. Во время неслыханного лютого гонения, воздвигнутого против Церкви Христовой, среди развалин, покрывающих Россию, и среди дикого сатанинского разгула безбожной шайки злодеев, правящих страной, незыблемо уцелела от прежнего времени только Святая Православная Церковь; она сохранила свое священноначалие и объединяет молитвой и подвигом миллионы верующих русских людей. Возглавлять Церковь в такое время есть ежечасное мученичество, но, подкрепляемый Богом, Святейший Патриарх на обрызганной кровью свещнице Российской Церкви горит, как яркий светильник, и не могут потушить его бушующие ураганы. На Московский Патриарший Престол Святейший Тихон вступил, имея всего 52 года от роду, но уже около 20 лет до этого он проходил епископское служение, первоначально в сане епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. Этой епархией управлял тогда один из выдающихся иерархов своего времени, Высокопреосвящененнейший Флавиан (скончавшийся в 1916 году в сане митрополита Киевского и Галицкого). Родом из дворян Городецких, будущий митрополит, еще студентом Московского университета, рано поменял блеск и утехи мира на монашескую келью и на послушание в хлебопека в московском Симоновом монастыре. Затем мы видим его в Китае. После семнадцатилетнего миссионерского служения в Пекине Преосвященный Флавиан правил последовательно епархиями Варшавской, Тифлисской, Харьковской и Киевской, и везде оставалась о нем светлая память уставного служения, строгой доброты и приветливой монашеской «мерности» в отношениях ко всем. Архиепископ Флавиан был учителем и другом молодого викария, епископа Тихона, которого пришлось ему вскоре отпустить на самостоятельную Северо-Американскую епископскую кафедру в сане епископа Алеутского. Восемь лет, проведенные Преосвященным Тихоном в Америке, ознаменовались значительными трудами для благоустроения этой еще сравнительно молодой епархии, и, между прочим, она обязана ему сделанным под его редакцией переводом на английский «Православного Служебника».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вскоре после этого стараниями архимандрита Тихона в семинарии был устроен храм – во имя святителя Феодосия Черниговского. Храм обустраивался исключительно на средства жертвователей, среди которых первыми были отец Иоанн Кронштадтский и служащие Холмской семинарии. В этом храме совершалось ежедневное богослужение, причем каждый из шести классов имел свой день для клиросного послушания. Но гораздо серьезнее были проблемы культурные. Это и преимущество польского языка и польской культуры в глазах учащихся и части преподавателей, и местные обычаи, и настороженное отношение местного населения к духовенству, приехавшему из Центральной России. Все это было сугубой заботой архимандрита Тихона, поскольку одновременно с работой по руководству семинарией он, по благословению владыки Флавиана, несет множество епархиальных должностей: благочинного монастырей Холмско-Варшавской епархии, члена, а затем председателя Холмского отделения епархиального училищного совета, председателя Холмского Свято-Богородицкого православного братства. Тем не менее будущий святитель прекрасно справлялся со всеми возложенными на него послушаниями. Как писал впоследствии митрополит Евлогий (Георгиевский), «архимандрит Тихон был очень популярен и в семинарии, и среди простого народа. Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было приятно, легко. Будучи ректором, он сумел завязать живые и прочные отношения с народом» с. 93–94]. Архиерейство Отметив успешное служение архимандрита Тихона, епархиальный архиерей, владыка Флавиан (Городецкий), хотел видеть его одним из своих ближайших помощников. Тем паче что такой случай представился в 1896 году, после ухода епископа Гедеона, викария Холмско-Варшавской епархии, на покой. Архиепископ Холмско-Варшавский Флавиан сразу же сделал представление Святейшему Синоду о назначении архимандрита Тихона на освободившееся место викария Холмско-Варшавской епархии епископа Люблинского. Но представление было отклонено, поскольку в то время кандидату в епископы не исполнилось еще и тридцати двух лет, а по правилам Церкви требовалось, чтобы епископ был не моложе тридцати трех лет. Архиепископ Флавиан около года оставался без викария и вновь обратился с ходатайством в Священный Синод, уже не только от себя, но и от православного населения края.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010