В 1871 году нес обязанности инспектора классов и законоучителя Таврического епархиального женского училища, где безвозмездно преподавал географию и был духовником при архиерейском доме. 16 апреля 1873 года определен настоятелем Бахчисарайского Успенского скита. 6 июня того же года назначен членом Пекинской миссии. С апостольской ревностью в течение десяти лет проходил он здесь свое миссионерское служение. Прежде всего он с рвением занялся изучением китайского языка, как разговорного, так и письменного. Затем, по поручению начальника миссии, принял на себя труд перевода на китайский язык богослужебных книг и книг религиознонравственного содержания, составляя в то же время и самостоятельные сочинения, полезные для дела миссии. Много потрудился он и над приведением в порядок оставленных ему архимандритом Палладием материалов для китайско-русского словаря, впоследствии изданного. Помимо этих работ, ознакомившись с китайскими нравами и верованиями, он вел беседы с язычниками-китайцами. 2 января 1879 года назначен был начальником Пекинской духовной миссии и возведен в сан архимандрита. Благодаря его неусыпным трудам и стараниям, богослужение стало совершаться на китайском языке. Православная паства в Китае стала увеличиваться с каждым годом. В 1882 году архимандрит Флавиан был в Японии у епископа Николая для представления одного китайца к рукоположению в священный сан. Десятилетнее миссионерское служение, полное всяких невзгод и лишений, утомило, однако саоотверженного труженика, и он просил у Святейшего Синода необходимого отдыха. В 1884 году по возвращении в Россию был зачислен в число братии Александро-Невской Лавры. 2 февраля 1885 года хиротонисан во епископа Аксайского, вик. Донской епархии. (В БЭС т.1, стб.768, ошибочно указан год пребывания на этой кафедре 1880-й). С 29 июня 1885 года – епископ Люблинский, вик.Холмско-Варшавской епархии. С 14 дек.1891 года – епископ Холмский и Варшавский. Здесь он вел борьбу с воинствующим католицизмом, высоко держа знамя православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Несмотря на подобного рода безотрадные явления, свидетельствующие о том, насколько дух времени проник в среду церковной молодежи, отец Амвросий деятельно выступал в деле вспомоществования материально необеспеченным студентам и состоял постоянным членом Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Киево-Подольского духовного училища, также председателем совета Петропавловского попечи­тельства о недостаточных воспитанниках Киевской Духовной семинарии. В 1915 году за усердное служение на епархиальных послушаниях архимандрит Амвросий был награжден орденом Святого Владимира 3й степени. Архимандрит Амвросий отличался глубоким благочестием и смирением и был любим как учениками семинарии, так и священноначалием в лице митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого). Не раз под­нимался вопрос о хиротонии архимандрита Амвросия в сан епископа, но очень ценивший благочестивого священноинока и ревностного труженика на поприще подготовки юношей к церковному служению митрополит Флавиан каждый раз в таких случаях говорил: «Он мне нужен». Сам мит­ро­полит Флавиан был миссионером, подвижником, человеком, отличавшим­ся исключительным милосердием: он никому не отказывал в материальной помощи. В Киеве у него были назначены определенные дни для приема бедных, и к нему с утра стекался народ для получения щедрых пожертвований. Будучи сам благочестивым, он ценил благочестие и в своих сотрудниках. 22 октября 1918 года архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. В 1922 году он был перемещен на кафедру Каменец-Подольскую и Брацлавскую, но здесь ему пришлось служить недолго. После окончания гражданской войны на Украине и образования обновленчества советские власти повели беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Каменец-Подольской епархии Пи­мен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленческую организацию. Святитель отказался, о чем обновленцы сообщили в ОГПУ, и епископ был арестован. Его обвинили в том, что он будто бы укрывал бывших офицеров царской армии через рукоположение их в сан священни­ка. Обвинение не соответствовало действительности, так как люди, о ко­торых шла речь, давно уволились с военной службы и служили учителями. Избрав в советских условиях крестный путь священнослужителя, они выдержали экзамен для принятия сана и были рукоположены епископом Амвросием.

http://fond.ru/foto/1456/Aleksandr/

Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, родился 19 января 1865 года в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника Иоанна Тимофеевича Беллавина и его супруги Анны Гавриловны. По окончании в 1878 году Торопецкого духовного училища Василий продолжил учебу в Псковской духовной семинарии. В 1884 году Беллавина, как лучшего выпускника Псковской семинарии, отправили на казённый счет в Петербургскую духовную академию. В 1888 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Кенель и отношение его к Янсенизму» Беллавин В. И. вернулся в родную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. 14 декабря 1891 года 26-летний Василий Беллавин, согласно прошению, был пострижен епископом Псковским и Порховским Гермогеном (Добронравиным) в монашество с именем Тихон – в честь святителя Тихона Задонского . На следующий день в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова Тихона рукоположили в иеродиакона, а 22 декабря 1891 года – в иеромонаха. Однако недолго отец Тихон служил во Пскове, уже в марте 1892 года он был назначен инспектором в Холмскую духовную семинарию. Молодой инспектор обратил на себя внимание преосвященного Флавиана (Городецкого), который способствовал служебному и должностному продвижению иеромонаха Тихона: архимандрит (5 июля 1892 г.), ректор Холмской духовной семинарии (16 июля 1892 г.), благочинный женских монастырей епархии (1 октября 1895 г.). За отлично-усердную службу Тихон был пожалован орденом св. Анны второй степени (1895 г.), получил право на ношение серебряной медали в память царствования императора Александра III (1896 г.). В конце 1896 года владыка Флавиан направил в Святейший Синод представление о назначении Тихона своим викарием, и 19 октября 1897 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония молодого архимандрита во епископа Люблинского. Преосвященные Флавиан (Городецкий) и Тихон (Беллавин), столь не соответствовавшие друг другу по возрасту, происхождению и образованию, были связаны настоящей дружбой.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

15 мая 1892 года возведен в сан архиепископа с оставлением Холмским и Варшавским. С 1892 по 1894 год присутствовал в Св.Синоде. 14 мая 1896 года награжден панагией с украшениями. С 21 февр. 1898 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский – Экзарх Грузии. В этом же году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке и утвержден постоянным членом Св.Синода. 1898–1899 гг. – почетный член Духовных Академий Казанской и С.-Петербургской. С 10 ноября 1901 года – архиепископ Харьковский и Ахтырский. На этой кафедре пробыл он всего четырнадцать месяцев, но и за это немногое время сделал весьма многое. При нем преобразован был епархиальный сиротский приют. Усилилась религиозно-просветительная деятельность духовенства. Возникли проповеднические кружки, открылись пастырские собеседования во многих пунктах города, учреждено религиозно-просветительное братство. Он придавал особенное значение уставности, благолепию и осмысленности в совершении всех служб церковных и треб. Прилагая заботы о развитии церковно-школьного дела в епархии, владыка благожелательно относился и к светской школе, проявляя трогательную заботливость и попечение о ней, о преподающих и обучающихся в ней. Он оказывал внимание и Харьковскому университету, участвуя в его торжествах и совершая в церкви университета богослужения. Что касается духовно-учебных заведений, то они пользовались особым его вниманием и доброжелательством. Владыка содействовал улучшению учебного и воспитательного в них дела, заботился об улучшении их содержания, сокращал излишние по ним расходы, облегчая тем церкви и духовенство, вызывал упорядочение и строгость в ведении отчетности. Часто и усердно он совершал в их храмах богослужения, присутствовал на уроках, экзаменах и торжественных собраниях. По его предложению было открыто братство во имя св.великомученицы Варвары, имеющее целью оказывать материальную помощь бедным воспитанницам епархиального женского училища. С 8 дек.1902 года – почетный член Киевской духовной академии.· I февр.1903 года возведен в сан митрополита и награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А начинается все всегда с малого. Представьте себе молодого человека из российской глубинки, закончившего духовное училище. Он оставляет домашний очаг, мать и отца, друзей и приятелей, привычную обстановку жизни, покидает все родное – по велению сердца, преисполненного верой! Церковь как бы влагает ему в сердце древний и таинственный зов, подвигавший некогда праотца Авраама: «Иди в страну, которую я укажу тебе!» И идет такой искренний служитель Церкви в далекий путь – на восток во страну хинов, не зная ни обычаев того края, ни языка его жителей. И подвергает он себя испытаниям не ради корысти или эгоистического геройства, а потому, что те далекие жители востока не знают гласа Того, Который «всем человекам хощет спастися и в разум истины притти»! Через Миссию дела рук святителя Гурия гармонично простирались и на благо Родины. Он запечатлен в истории России как истовый государственный деятель и собиратель земли русской. Так, посол России в Китае граф Н.П. Игнатьев отмечал неоценимую помощь, оказанную этим церковным деятелем российской дипломатии благодаря блестящему знанию китайского языка, обычаев и традиций Китая, личному авторитету, которым пользовался отец Гурий при императорском китайском дворе. Примечательно, что в этот период через его руки проходила вся дипломатическая переписка. При непосредственном дипломатическом посредничестве архимандрита Гурия была прекращена осада Пекина англо-французскими войсками, что оказало самое благоприятное влияние на заключение 2 ноября 1860 года Пекинского договора между Российской империей и Китаем, согласно которому Россия получила левый берег Амура, Уссурийский и Приморский край с Владивостоком. Святитель Гурий несомненно обладал даром привлекать в ограду церковную умных, скромных и усердных соработников – и не только находящихся в зрелом возрасте, но и пытливую молодежь. Тому пример студент Московского университета Николай Городецкий – будущий митрополит Киевский Флавиан. И такое дарование Владыки относилось уже к области церковного строительства живых человеческих каменьев и рачительного собирательства церковных ценностей как принципа жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

В 1908 году иеромонах Виктор был направлен в Киев, где в течение двух недель, с 12-го по 26 июля, проходил 4-й Всероссийский миссионерский съезд. В работе съезда принимали участие митрополиты: Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий) – тридцать пять архиепископов и епископов, а всего участвовало более шестисот деятелей Русской Православной Церкви. Миссионерский съезд проходил во время празднования 800-летия Киевского Михайловского монастыря, и поэтому торжества по случаю этого юбилея и обычный крестный ход в день памяти святого равноапостольного князя Владимира были особенно величественными и торжественными. Вечером 18 июля проходило третье собрание съезда. После оглашения съезду приветственной телеграммы Патриарха Константинопольского Иоакима иеромонах Виктор прочел обширный доклад о прошлом и настоящем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Этот доклад отец Виктор построил как «живое слово о живых же нуждах» Миссии и высказал в нем самые сокровенные, глубоко им продуманные мысли о Православной Церкви и о миссионерском служении в Святой Земле. «Церковные ведомости» следующим образом изложили содержание доклада отца Виктора: «…Мы необходимо должны признать, что у нас еще и не было в Иерусалиме духовной миссии как посланничества высшей духовной властью Русской Церкви духовных лиц с определенными и чисто церковными религиозными целями, а между тем для такой миссии настало время. Палестина и Сирия – это центр, куда стекаются представители всякого рода религиозных вероисповеданий, и притом в самом цвете их сил. Тут сосредоточена едва ли не главная работа Рима, который с наглою беззастенчивостью стремится поглотить народы Востока: католическое духовенство всевозможных видов, монашеские ордена, братства, союзы положительно наводнили города Востока. За папизмом следует мертвящий внутренний дух жизни личности протестантизм с бесчисленными своими школами, приютами, больницами. В самое последнее время образовалось целое социалистическое общество, поставившее себе дикую задачу посредством школ и воспитания юношества вытравить всякое религиозное чувство у местных жителей и этим путем надругаться над главными святынями всего христианского мира. Армяне и сирийцы и всякие американские выходцы в виде баптистов, свободных христиан довершают эту плеяду волков в овечьей шкуре, бороться с которыми одной Восточной Церкви положительно не по силам. Восток нуждается в помощи, и в настоящее время более чем когда-либо, ввиду особенной силы католицизма и нового направления его деятельности. Папизм усиливается теперь встать на путь братских отношений к восточным иерархам, на путь сочувствия, почтительности, всякой предупредительности и материальной поддержки – для выражения своих чувств любви к восточным братьям…

http://fond.ru/kalendar/385/viktor/

В 1911 г. было решено составить сборник статей о недавно умершем Л. Н. Толстом. Пригласили участвовать и Экземплярского. Он подготовил статью «Гр. Л. Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых», основная мысль которой заключалась в том, что и Толстой, и Иоанн Златоуст считали заповеди Христовы жизнен­но важными и требующими исполнения сейчас, в этой земной жизни. При этом он подчеркивал, что у святителя Иоанна Златоуста по сравнению с Толстым эта мысль выражена гораздо ярче и полнее. Однако на фоне антицерковной информационной кампании со стороны части интеллиген­ции, которая тогда развернулась в либеральных газетах и журналах, его статья была расценена как «защитительная» по отношению к Толстому и «толстовству». Митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), по письму ректора Киевской Академии епископа Иннокентия (ястребова), провел в Синоде решение об исключении Экземплярского из Академии. Правонационалистическая газета «Колокол» писала, что Экземпляр­ский уволен за «антиправославную литературную деятельность». Для профессора Духовной Академии такая формулировка ложилась пятном на его добром имени. И Василий Экземплярский начинает защищаться. В брошюре «За что меня осудили?» – этой острой реакции на увольне­ние, – он пишет: «Пред лицом верховного Евангельского идеала жиз­ни, признаваемого святым и истинным, всегда возможна двоякая оценка жизненных явлений, – что и составляет задачу нравственного богосло­вия. Возможно ли этот верховный святой идеал сделать пробным камнем качества и совершенства существующих жизненно-бытовых форм и от­ношений, или же, признавая последние истинными с точки зрения их го­сподства в данный момент истории, стремиться низвести верховный идеал жизни до ее наличного уровня и от имени христианства освящать такие стороны жизни, которые не находятся в соответствии с евангельским иде­алом. Первую оценку явлений жизни я считаю единственно законной в христианской этике как науке нормативной, и на этой точке зрения всег­да стояли, в моем сознании, святые учители Церкви. Вторую же оценку жизненных явлений я считаю ошибочной по существу, и это направление нашей науки, можно сказать, господствующее у нас, я характеризую тер­мином «официальное» или «казенное» богословие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

В конце 1896 года архиеп. Флавиан (Городецкий) направил в Синод представление о назначении архим. Тихона своим викарным епископом. 4/16 октября 1897 г. Николай II утвердил синодальный доклад «о бытии ректору Холмской духовной семинарии архимандриту Тихону епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии, с тем, чтобы наречение и посвящение его в епископский сан произведено было в г. С.-Петербурге» 10 . 18/30 октября в присутствии Свят. Синода состоялось наречение архим. Тихона, а 19/31 октября 1897 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры была совершена его хиротония митр. Петербургским Палладием (Раевым) при участии других архиереев. Когда чрез одиннадцать месяцев весть о переводе еп. Тихона в Америку достигла Холма, она вызвала самые разные, даже скорбные чувства многих жителей Холмской Руси. 11/23 октября 1898 г. в зале уездного собрания устроили обед в честь отъезжавшего архипастыря. Прощальный обед запомнился его участникам обилием произнесенных речей. Последним слово взял преосвящ. Тихон, который поблагодарил всех за проявленные к нему чувства, а в заключение сказал: «Когда я почти семь лет тому назад впервые подъезжал весною к неведомому для меня Холму, была ненастная погода, стоял туман, застилавший Холм. Но вскоре из-за туч прорвался луч света и осветил Холм с его дивною, святою горою. Нечто побольше было и в моих отношениях к Холму. Я не знал ни его, ни общества, живущего в нем. Но чем больше я знакомился с ним, тем более светило солнце любви, понимания, взаимного доверия. Да здравствует же это солнце любви Христовой и да согревает оно Холм и его св. гору во веки веков» 11 . В то воскресенье Тихон уехал из Холма, чтобы продолжить служение на новом месте. § 2. Прибытие Тихона в Соединенные Штаты Северной Америки. 14/26 сентября 1898 г. «Государь Император, в 14-й день минувшего сентября, Высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии преосвященному Алеутскому Николаю епископом Таврическим и Симферопольским, а викарию Холмско-Варшавской епархии, преосвященному Люблинскому Тихону епископом Алеутским и Аляскинским» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Василий Экземплярский , окончив Киевскую Духовную Академию, в 1904г. защитил магистерскую диссертацию «Библейское и святоотеческое учение о сущности священства» и вскоре стал профессором нравственного богословия Киевской Духовной Академии и Секретарем Киевского философско-религиозного общества. Казалось бы, обычная карьера ученого-профессора. Но это впечатление обманчиво. Происходит событие, ставшее для Экземплярского настоящей катастрофой. 2. История увольнения В 1911 г. было решено составить сборник статей о недавно умершем Л.Н. Толстом. Пригласили участвовать и Экземплярского. Он специально к сборнику подготовил статью «Гр. Л.Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых». И тут разразился гром. Митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), по письму ректора Киевской Академии епископа Иннокентия (Ястребова), провел в Святейшем Синоде решение об исключении Экземплярского из Академии, причем мотивом исключения явилась упомянутая статья. Обо всем происшедшем Экземплярский узнал из газет. Позже он писал: «Меня не только не признали нужным выслушать, но даже не потребовали от меня никакого объяснения, так, как если бы дело было ясным само по себе и ни в каком пояснении не могло нуждаться». Нельзя сказать, что увольнение Экземплярского прошло незамеченным. Об этом писала газета «Новое время», в защиту Экземплярского выступил С.Н. Булгаков. Осведомленная газета «Колокол» отметила, что Экземплярский уволен за «антиправославную литературную деятельность». Для профессора Духовной Академии такая убийственная формулировка, естественно, грозила не только запретом на религиозно-публицистическую деятельность, но и ложилась несмываемым пятном на его доброе имя. В «Постановлении Св. Синода» Экземплярскому инкриминировалось, что он «...дерзнул: – сопоставить великого учителя Церкви и святого Иоанна Златоуста с отлученным от Церкви за отрицание ее и ее учения писателем графом Львом Толстым и утверждать, при этом, что «на высоко поднятом словом и страдальческой жизнью знамени св. Иоанном Златоустом был начертан тот же святой призыв, что и у Л.Н. Толстого».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Вениамин Благонравов 1868–1873. Епископы Камчатские, Курильские и Благовещенские (с 1870 г.): Павел Попов 1873–1877. Мартиниан Муратовский 1877–1885. Гурий Буртасовский 1885–1892. Макарий Дарский 1892–1898. Епископы Приамурские и Благовещенские: Иннокентий Солодчин 1898–1900. Никодим Боков 1900–1906. Владимир Благоразумов 1906–1909. Евгений Бережков 1909. Варшавская, учр. в 1840 г. 4 Кафедра в Варшаве Архиепископы Варшавские и Новогреческие: Антоний Рафальский 1840–1843. Никанор Клементьевский 1843–1848. Арсений Москвин 1848–1860. Иоанникий Горский 1860–1875. Архиепископы Холмские и Варшавские: Леонтий Лебединский 1875–1891. Флавиан Городедкий 1891–1898. Архп. с 1892. Иероним Экземплярский 1898–1905. С 16 июня 1905 г. –«Варшавский и Привислинский». Архиепископы Варшавские и Привислинские: Никанор Каменский 1905–1908. Николай Зиоров 1908. Владивостокская, учр. в 1898 г. 5 Кафедра во Владивостоке. Епископы Владивостокские и Камчатские: Евсевий Никольский 1899. Архп. с 1906. Владикавказская 6 Кафедра во Владикавказе (с 1894 г.). Епископы Владикавказские и Моздокские: Иосиф Чениговский 1875–1889. Петр Лосев 1889–1891. Иоанникий Казанский 1891–1892. Феодосий Рождественский 1892–1893. Владимир Сеньковский 1893–1904. Гедеон Покровский 1904–1908. Агапит Вишневский 1908–1911. Питирим Окнов 1911. Архп. Пятигорское викариат., учр. в 1910 г. Епископы (в Пятигорске): Арсений Смоленец 1910. Владимирская 7 Кафедра во Владимире Епископы Суздальские и Владимирские: Св. Симон 1215–1226. Митрофан 1227–1238. Евфросин (Ефрем); хирот. 1240. Серапион 1274–1275. Феодор 1276–1286. Иаков (в схиме Иоанн) 1286–1297. Симеон 1297–1299. Епископы Суздальские: Даниил 1330–1347. Нафанаил 1347–1349. Даниил (вторично) 1350–1351. Св. Иоанн; хир. 1340; упр. вторично с 1351. Св. Алексий 1352–1354. Архиепископы Суздальские, Нижегородские и Городецкие: Св. Дионисий 1374–1383. Архп. с 1388. Евфросин 1386–1406. С 1394 «Суздальский, Калужский и Тарусский». Епископы Суздальские и Тарусские: Митрофан 1406–1427. Савватий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010