А.В. Попов Глава 1. Прибытие святителя Тихона в Соединенные Штаты Америки § 1. Краткое житие св. Тихона: 1865–1898 годы Св. Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, родился 19/31 января 1865 г. в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника Иоанна Тимофеевича Беллавина и его супруги Анны Гавриловны. С начала 1869 года семья Беллавиных жила в городе Торопце, где прошли детские годы святителя. По окончании в 1878 году Торопецкого духовного училища Василий продолжил учебу в Псковской духовной семинарии, которую в разное время закончили многие Беллавины, в том числе и о. Иоанн. В 1884 году Василия, как лучшего выпускника Псковской семинарии, отправили на казенный счет в Петербургскую духовную академию. В июле 1888 года со степенью кандидата богословия за сочинение «Кенель и отношение его к Янсенизму» 8 Беллавин В.И. вернулся в родную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. 14/26 декабря 1891 года 26-летний Василий Беллавин, согласно прошению, был пострижен епископом Псковским и Порховским Гермогеном (Добронравиным) в монашество с именем Тихон – в честь святителя Тихона Задонского . На следующий день в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова Тихона рукоположили в иеродиакона, а 22 декабря 9 1891 г. (ст. ст.) – в иеромонаха. Но недолго о. Тихон служил во Пскове, уже в марте 1892 года он был назначен инспектором в Холмскую духовную семинарию. Молодой инспектор обратил на себя внимание архиеп. Холмского и Варшавского Флавиана (Городецкого), который способствовал служебному и должностному продвижению иером. Тихона: архимандрит (5/17 июля 1892 г.), ректор Холмской духовной семинарии (16/28 июля 1892 г.) и член [председатель с 1896 года] Холмско-Варшавского епархиального училищного совета, благочинный женских монастырей епархии (1/13 октября 1895 г.). За отлично-усердную службу архим. Тихон был пожалован орденом св. Анны второй степени (1895 г.) и получил право на ношение серебряной медали в память царствования императора Александра III (1896 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Обустройство Голосеевской пустыни продолжилось и после кончины владыки Филарета. Хозяйство Голосеевского хутора, принадлежащего Киево-Печерской Лавре, было большим и процветающим. С ноября 1895 года по 1917 год в Голосеевской пустыни жил духовный сын старца Парфения – ризничий и духовник Киево-Печерской Лавры – Алексий (Шепелев), будущий преподобный Алексий Голосеевекий. При нем Голосеевская пустынь стала резиденцией Киевских митрополитов. Духовный сын преподобного Парфения митрополит Иоанникий (Руднев), пришедший на Киевскую кафедру в 1891 году, решил разобрать уже ветхую к тому времени деревянную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», и построить новую над могилой своего духовного отца. Однако до кончины высокопреосвященного Иоанникия (8 июня 1900 года) в 1900 году успели только разобрать церковь . К строительству новой, но уже каменной церкви (по проекгу архитектора Е. Ермакова) приступили только спустя 10 лет, при митрополите Флавиане (Городецком), пришедшем на Киевскую кафедру в 1903 году. Строительство этого храма, возможно, началось, и закончилось, не без влияния духовного отца Владыки Флавиана старца Алексия. В 1912 году новую, пяти купольную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» торжественно освятил наместник Лавры архимандрит Амвросий. Старец духовник Киево-Печерской Лавры преподобный Алексий скончался 11 марта 1917 года и был погребен у восточной стены нового храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». В период революции и Великой Отечественной войны большинство святынь в Голосеево было разрушено. Возрождение началось в начале девяностых годов XX века. В 1993 году, когда монастырь наконец-то вернули Церкви, от нет остался один митрополичий корпус, да и тот без окон и дверей. Пятнадцатого июня 1993 года начался новый отсчет в жизни обители: спустя почти семьдесят лет здесь была совершена первая литургия. С этого дня богослужения в Голосеево стали совершаться по воскресеньям и праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Через некоторое время Константин Победоносцев написал епископу Иоанну: «Саратовская епархия вообще обращает на себя внимание и гражданских властей. Со всех сторон приходят жалобы на беспорядки управления и на распущенность духовенства. При болезненном ослаблении сил Вашего Преосвященства одному Вам трудно управлять делами. Нарочито для сего назначен в помощь Вам Святейшим Синодом викарий молодой, ревностный и способный. Посему существенно для дела, чтобы вы пребывали с ним в мире и доверии к нему. К сожалению, люди неблагодарные и лукавые... своими внушениями поселяют в Вас враждебное к нему чувство. Для Вашего собственного благополучия было бы необходимо Вам устранить их влияние и обратиться с доверием к Преосвященному Гермогену. В настоящее время он, пребывая в Преображенском монастыре, заботится об его устроении и об ограждении в нем порядка: и в сем не следует делать ему препятствия... Жалобы на злоупотребления и беспорядки в епархии умножаются... И в сем, как и в других делах, единственным Вашим помощником мог бы быть викарий: иначе люди, каким Вы, к сожалению, доверяете, могут привести Вас к неприятным последствиям» . Осенью 1902 года епископ Иоанн был вызван в Санкт-Петербург для участия в заседаниях Святейшего Синода. В марте 1903 года по невозможности управлять епархией по состоянию здоровья, он был уволен с Саратовской кафедры и назначен членом Московской Синодальной конторы и управляющим ставропигиальным Московским Симоновым монастырем. 21 марта 1903 года Преосвященный Гермоген был назначен епископом Саратовским и Царицынским. Довольно хорошо знавший его епископ Серафим (Мещеряков), не вполне сочувствовавший его аскетическому настроению и таким его качествам, как предпочтение церковного всему житейскому, но вполне отражавший общее умонастроение деятелей Высшего церковного управления, когда обязанностью архиерея виделась в основном административная деятельность, а его подвиг во образ великих святителей и учителей вселенских – исключительных аскетов, преобразивших свою душу с помощью Божией, – отходил, как незначительный, на второй план, – насмешливо писал об этом назначении митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану (Городецкому): «Гермоген – Саратовским; это ему за усердные молитвы. Достанется саратовским батюшкам; они такого фанатика религиозного еще не видели и не слыхали. Он им покажет, что значит архиерей-аскет!»

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

Император поддержал епископов, и на зимнюю сессию в начале 1908 года был созван расширенный состав Синода, включавший трех митрополитов – Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), Московского Владимира (Богоявленского) и Киевского Флавиана (Городецкого), архиепископа Томского Макария (Невского), епископов Вологодского Никона (Рождественского), Таврического Алексия (Молчанова), Саратовского Гермогена (Долганева), Орловского Серафима (Чичагова), Пензенского Митрофана (Симашкевича), настоятеля Андреевского собора в Кронштадте протоиерея Иоанна Сергиева , протопресвитеров придворного духовенства Иоанна Янышева и военного – Александра Желобовского. Вечером 6 января 1908 года епископ Гермоген отбыл в Петербург; на вокзал в Саратове его пришло провожать множество народа . Митрополит Антоний, узнав о новом составе Синода и предполагая, что может быть уволен, настолько расстроился, что объявил публично, что болен, и успокоился лишь только после того, как уверился, что слухи о его увольнении не имеют под собой серьезных оснований. 23 января 1908 года состоялось заседание Святейшего Синода под председательством митрополита Антония, сообщившего, что его посетили епископы Гермоген и Серафим, которые предложили ему послать от имени Синода телеграмму Императору с выражением благодарности за состав Синода и обязательствами приложить максимум сил для эффективной работы. Затем митрополит заявил, что получил от обер-прокурора Извольского доклад, подписанный членами Синода епископами Серафимом и Гермогеном, и «при глубоком молчании присутствующих объяснил, что Преосвященные Гермоген и Серафим... напрасно присваивают себе звание “членов Синода”, так как звание это дается ныне или по положению, как например митрополитам, или за особые заслуги, как звание почетное. Преосвященные же Гермоген и Серафим суть только “временно присутствующие” на заседаниях Синода... Окончив свою речь... митрополит Антоний попросил дежурного Обер-секретаря сделать свой доклад об очередных делах. Но тут епископ Гермоген поднялся со словами: “Нас здесь судят... прошу слова в свою защиту”.

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

25 нояб. 1900 г. правитель дел лавры иером. Филадельф известил Духовный Собор о просьбе К. освободить его по болезни (горловое кровотечение) от должности столоначальника соборной канцелярии. Решением Духовного Собора лавры от 27-30 нояб. того же года К. был уволен от этой должности и перемещен в Дальние пещеры с освобождением от богослужения впредь до выздоровления. С 1 июня 1901 г. 5-й счетчик счетного стола лавры с перемещением в больничный Никольский мон-рь для очередного богослужения с оставлением для наблюдения за покупками по типографскому ведомству. 4 апр. 1902 г. был назначен духовником для богомольцев при больничном мон-ре; с 22 апр. того же года 4-й счетчик счетного стола. С окт. 1902 по окт. 1904 г. смотритель свечного завода лавры. 18 окт. 1904 г., согласно резолюции Киевского и Галицкого митр. Флавиана (Городецкого) , назначен экономом Киево-Софиевского митрополичьего дома с оставлением в числе братии Киево-Печерской лавры. 7 дек. 1909 г. назначен членом комиссии по обследованию хозяйственной части и угодий Киево-Свято-Троицкого общежительного мон-ря. 12 мая 1913 г. возведен в сан архимандрита. 7 авг. того же года был назначен экономом Киево-Печерской лавры, со 2 сент. являлся членом Духовного Собора лавры. Был награжден набедренником (3 мая 1903); наперсным крестом (12 апр. 1906); орденом св. Анны 3-й степени (6 мая 1910). По воспоминаниям современников, при поступлении в обитель К. не обладал заметными адм. талантами. Однако ему удалось сделать карьеру благодаря настойчивости, гибкости ума и сообразительности. По словам юрисконсульта Киево-Печерской лавры проф. И. Н. Никодимова, К. «любил власть, стремился к ней и, получив ее в свои руки, боялся потерять. По своим социальным убеждениям, так как, в конце концов, неудобно говорить о политических убеждениях монаха, он примыкал к крайне левому крылу лаврской братии. Около него всегда группировались монахи, настроенные весьма радикально…» ( Никодимов. 1999. С. 17). После Февральской революции 1917 г. К. возглавил борьбу против начальства лавры.

http://pravenc.ru/text/1841357.html

Курский архиепископ Питирим (Окнов), который лично знал высокоподвижническую жизнь схиархимандрита Иоанникия и видел ту великую духовную пользу, которую получала Глинская пустынь от его руководства, в течение двух лет защищал старца от гонителей. Отсылая в Святейший Синод заключение Курской духовной консистории, оправдывающее схиархимандрита Иоанникия, архиепископ Питирим письменно просил митрополита Флавиана (Городецкого) «встать в защиту Глинской пустыни и ее достойного настоятеля» 721 , так как ожидал со стороны П. Митропольского новых выступлений против старца. Но тогда Павел Митропольский оклеветал в Святейшем Синоде и архиепископа Питирима и добился перевода его на другую кафедру 722 . На Курскую кафедру был назначен архиепископ Стефан (Архангельский) 723 , лично не знавший схиархимандрита Иоанникия и поверивший клеветникам. В феврале 1912 г. он направил в Святейший Синод прошение об увольнении схиархимандрита Иоанникия от должности настоятеля, и 12 марта 1912 г. последовало соответствующее определение Святейшего Синода об увольнении старца 724 . Безусловно, Богу было угодно, чтобы старец в довершение всех своих подвигов претерпел еще и неправедное гонение. Когда архимандрит Иоанникий уходил из обители, вокруг Глинской пустыни был сильный весенний разлив рек, вода поднялась высоко, а старец вышел из монастыря, перекрестил воду и на глазах у всех пошел по ней, как посуху 725 , повторив чудо, совершенное некогда преподобным Иоанникием Великим 726 . Так Господь прославил Своего угодника и всем открыл святость его жизни и несправедливость возведенных на него обвинений. Дальнейшая судьба святого старца неизвестна, но память о нем жива, рассказы о его святой жизни и подвигах, о его наставлениях передаются из поколения в поколение Глинских иноков 727 . Литература Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. М., 1891. С. 38, 43, 71, 92, 93. Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Первые годы преподавания – очень непростые для молодого преемника, блестящего ученого и лектора – задержали переработку кандидатского сочинения до уровня магистерской диссертации. Но все же осенью 1911 г. о. Василий представил в Совет завершенную рукопись, которая была признана удовлетворительной для степени магистра, через год рукопись была издана в виде монографии 6 . Наконец, в декабре 1912 г. иерей Василий защитил магистерскую диссертацию 7 , а указами Святейшего Синода от 14 и 16 февраля 1913 г. был утвержден Синодом в степени магистра и должности экстраординарного профессора 8 . 16 сентября 1914 г. иерей Василий был временно назначен настоятелем Спасо-Преображенского единоверческого храма на ул. Обсерваторной 9 . Выбор митрополита Киевского Флавиана (Городецкого) был вполне понятен: место служения было непростое, молодой энергичный священник, любивший старинное богослужение и при своих посещениях Москвы нередко ходивший на службы в Никольский единоверческий мужской монастырь, был в этой ситуации находкой. Так как митрополит Флавиан относился с большим уважением к А.А. Дмитриевскому и нередко спрашивал его совета в литургических вопросах, прислушивался к мнению опытного профессора и при решении иных проблем, можно предположить, что этот выбор был сделан не без совета последнего. Отметим лишь, что выбор был, видимо, удачен. На Всероссийском съезде православных старообрядцев (единоверцев), который состоялся в июле 1917 г. в Нижнем Новгороде, предполагалось создание Киевского единоверческого округа, причем в качестве наиболее удачной кандидатуры для епископа этого округа рассматривался о. Василий. Еще одной яркой страницей в жизни о. Василия Прилуцкого был Поместный Собор 1917–1918 гг., где о. Василий участвовал в работе нескольких отделов, но, разумеется, наиболее активно – в работе Отдела о богослужении, проповедничестве и церковном искусстве, и его подотделах. О. Василием было сделано нескольких докладов – по истории Типикона, о непорядках в современной богослужебной практике и др.; он активнейшим образом участвовал в дискуссиях, радикально не принимая предложений о переводе богослужения на русский язык и введении в православное богослужение органа, был одним из 4-х соавторов итогового доклада Отдела о богослужении, проповедничестве и храме «Об упорядочении богослужения», представленного Совещанию епископов 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

216 Погребен в первом этаже колокольни Андреевского собора г. Ставрополя. Могила в настоящее время утрачена.   Арсений (Смоленец Александр Иванович ; 1873–1937), епископ Приазовский и Таганрогский, – на Соборе председатель II отдела – «О приходе», член отдела «О церковной дисциплине», член ВВЦУ Юга России, кандидат богословия, кандидат права. Родился в Варшаве, в католической интеллигентской семье, в юности перешел в православие. Окончил варшавскую гимназию и в 1896 г. юридический факультет Варшавского Императорского университета со степенью кандидата права. Назначен младшим кандидатом на судебные должности при Тверском окружном суде. В 1897 г. по прошению переведен на родину и определен кандидатом на судебные должности при Ломжинском окружном суде, в 1898 г. назначен младшим контролером 1-го округа Варшавского акцизного управления, затем переведен на ту же должность в 7-й округ. В 1899 г. поступил вольнослушателем в Казанскую духовную академию, в 1900 г. зачислен студентом и, как имевший высшее образование, получил право пройти полный академический курс за два года, окончил академию со степенью кандидата богословия в 1902 г. В том же году епископом Чистопольским Алексием (Молчановым) пострижен в мантию, рукоположен во иеродиакона, затем в иеромонаха. С 1902 г. преподавал Священную историю, был помощником смотрителя Клеванского духовного училища Волынской епархии. С 1903 г. – инспектор Киевской духовной семинарии, включен в состав братии Киево-Печерской Лавры. С 1905 г. – ректор Александровской (Ардонской) миссионерской Духовной семинарии (Терская область), архимандрит. С 1907 г. – настоятель Белыничского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Могилевской епархии. 22 октября 1910 г. в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония во епископа Пятигорского, викария Владикавказской епархии, при участии митрополита Флавиана (Городецкого), архиепископа Тихона (Белавина) , архиепископа Ставропольского Агафодора, архиепископа Варшавского Николая и других святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выдающиеся качества архимандрита Кирилла не позволили ему долго трудиться на персидской окраине. За каких-то два года своей миссионерской деятельности он добился столь значительных результатов, поставил дела православной Духовной Миссии на такую высоту, что вопрос о его епископской хиротонии становился лишь вопросом времени. 6 мая 1904 года архимандрит Кирилл, как свидетельствует его послужной список, был «Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны II степени» 67 , а 7 мая того же года Святейший Правительствующий Синод под председательством митрополита Санкт-Петербургского Антония «имел суждение» о замещении вакантных кафедр, среди которых была и кафедра епископа Гдовского, викария Петербургской епархии. В результате обсуждений Святейший Синод вынес следующее определение: «Представить г. синодальному обер-прокурору поднести Его Императорскому Величеству, среди прочих документов, доклад следующего содержания: «Для замещения кафедры епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии, освободившейся за назначением преосвященного Константина епископом Самарским, признавая достойными возведения в епископский сан архимандритов: 1) начальника Российской Духовной Миссии в Урмии Кирилла; 2) ректора Тверской духовной семинарии Евгения, и 3) ректора Санкт-Петербургской семинарии Сергия, Синод, с представлением послужных списков сих архимандритов, всеподданнейше испрашивает Высочайшего Вашего Императорского Величества соизволения на возведение одного из них в Санкт-Петербурге в сан епископа Гдовского с присвоением ему именования третьим викарием Санкт-Петербургской епархии, а епископу Нарвскому – вторым викарием той же епархии» 68 . Под настоящим документом стояли подписи митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) , митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого), архиепископа Финляндского и Выборгского Николая (Налимова), архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Ковальницкого). 10 мая 1904 года Константин Петрович Победоносцев , неизменный советник государя императора по всем церковным вопросам, сам, вероятно, сочувствовавший кандидатуре архимандрита Кирилла (здесь, кроме прочего, сказывалось и всегдашнее расположение влиятельного обер-прокурора к епископам из вдового духовенства), представил в Царском Селе «всеподданнейший доклад» Святейшего Синода, на котором «собственною Его Императорского Величества рукою» было начертано: «Быть первому, а в прочем быть по сему». Это означало, что выбор императора пал на первого из предложенных Синодом кандидатов, каковым являлся архимандрит Кирилл, в прочем же следовало поступить согласно представленному докладу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиепископ Екатеринославский Иов (Потемкин; 1750–1823) был, насколько мы сумели это выяснить, единственным русским епископом XVIII в., сформировавшимся под духовным руководством старца Паисия Величковского, подвизавшегося в Молдавии. Он был двоюродным братом знаменитого князя Г. А. Потемкина, перед ним открывалась блестящая офицерская карьера , но он пренебрег ею и в 29 лет неожиданно вышел в отставку; в 1779 г. он отправился в Молдавию, где несколько лет провел под руководством старцев, которые были связаны с Паисием. Затем мы видим его уже настоятелем Успенского монастыря в Бессарабии (1785–1793), впоследствии Иов стал епископом Феодосийским (1793–1797), потом Минским (1797–1812) и, наконец, архиепископом Екатеринославской епархии (1812–1823). Будучи епархиальным архиереем, он отличался особой энергией, независимым поведением в отношениях с Синодом и настойчивостью в проведении мероприятий по улучшению монастырской жизни . Ближайшим помощником митрополита Гавриила в ту пору, когда он управлял Тверской епархией (1763–1770) и предпринимал там первые попытки возрождения монастырской жизни, был настоятель Отроча монастыря (1765–1773) Арсений (Верещагин; 1736–1799). Впоследствии, уже будучи митрополитом Новгородским и Петербургским, Гавриил продолжал свое дело, благодаря чему вошел в историю старчества, а архиепископ Арсений Верещагин, управлявший несколькими епархиями — Архангельской (1773–1775), Тверской (1775–1783) и Ростовской (1783–1799), везде с большим размахом и успехом занимался совершенствованием образования приходского духовенства и организацией духовных школ . В XIX в. епископы, вышедшие не из среды ученого монашества, по-прежнему были редким явлением. Напомню о двух архиереях: Ювеналии (Половцеве; 1826–1904), архиепископе Литовском (1898–1904), и Флавиане (Городецком; 1840–1912), митрополите Киевском (1903–1912) [ 1210] . Ювеналий Половцев был единственным архиереем, прошедшим школу у старцев Оптиной пустыни. Дворянин по рождению, офицер, окончивший высшее артиллерийское училище, он в 1847 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436672/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010