В марте 1892 года иеромонах Тихон переехал в город Холм Люблинской губернии Царства Польского. Он стал инспектором Холмской духовной семинарии. Первоначально он пробыл на Холмщине недолго – около двух месяцев. Но за это время успел завоевать расположение не только коллег-преподавателей, но и правящего архиерея – архиепископа Флавиана (Городецкого) Варшавского и Холмского. В мае того же 1892 года отца Тихона перевели в Казань – ректором семинарии с возведением в сан архимандрита. Однако вскоре освободилось место ректора Холмской семинарии, – в связи с переводом архимандрита Климента в первопрестольную, на должность ректора Московской семинарии. И архимандрит Тихон по ходатайству владыки Флавиана был возвращен в Холм, став ректором Холмской семинарии. Сам он воспринимал все эти перемещения как волю Божию. «Преблагой Господь судил мне, взятому от вас, возлюбленные братья, в далекую Казань, снова быть с вами, молиться и трудиться вкупе и, как новому предстоятелю сего учебного заведения, открыть молитвой наши учебные занятия» с. 15] – так сказал он, приветствуя преподавателей и семинаристов с началом нового учебного года. Церковная жизнь на Холмщине сильно осложнялась острыми национальными и религиозными распрями. Среди местного польского и западноукраинского населения сильны были униатские и католические традиции, несмотря на то что официально уже несколько десятилетий униатство было упразднено, а католическая проповедь не поощрялась. Бывали случаи, когда священноначалие внедряло обычаи, принятые в Центральной России, но непривычные местному населению. Часто это создавало конфликты. Существовал ряд проблем – культурных, и экономических, и собственно в семинарской жизни. Главной экономической проблемой была традиция предоставления квартир преподавателям – они занимали часть семинарских помещений, что было очень неудобно для учащихся, которым и так не хватало помещений. Но, как вспоминал впоследствии преемник ректорской должности святителя Тихона владыка Евлогий (Георгиевский), «архимандрит Тихон повел дело так, что постепенно все жильцы выехали» с. 93].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Конечно, «вояж» будет не из особенно приятных, но ничего не поделаешь. Кроме трудностей сообщения, другое затруднение в недостатке средств. Это, конечно, старая и всем известная история. Для изыскания средств думаю создать своё миссионерское общество. Проэкт его представляю в Св. Синод 123 . Чтобы больше привлечь денег, изобрели и знак. Но разрешат ли его носить в России? Усердно о сем прошу содействия Вашего. Знак, сделанный на пробу, также представляю в Синод. Только бы его не вздумали там «подшить к делам»! Нам он самим очень нужен. Призывая на Вас Божие благословение, с совершенным почтением и преданностию имею честь быть Вашего Высокопревосходительства покорнейшим слугою, Епископ Тихон 23 Марта 1900 г. С-Франциско РГИА, ф. 799, он. 25, год 1897, д. 226, л. 90–91. Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 21 Апреля1900 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец мой! Сердечно благодарен Вам за Ваши добрые письма: большую отраду доставляют они мне при одиночестве моём. Спасибо ещё, что не забывают и из Холмской Руси: пишут даже оба Владыки. Мира и согласия между ними нет, и это всем известно, и конечно пользы делу не приносит. Распространился слух, что будто бы Владыка Иероним писал Вл. Карл., чтобы убрали Пр. Викария и сделали Викарием О. Ректора, но последовал отказ. Пр. Герман крепко держится выдвинувших его монашек (одна только скромная и достойная м. Афанасия в загоне, ибо она в великой немилости у Леснинских). Монашки появляются очень часто в Холме и живут в арх. доме подолгу, что, конечно, совсем не нужно и только вызывает пустые слухи. Келейники Владыки – народ недоброкачественный, отнюдь не охраняющий его доброе имя. Водворился еще в архиер. доме какой-то французик, обучающий Владыку франц. яз. К чему сие? Едва ли Пр. Герман может рассчитываться сделаться заграничным архиереем (одно время говорили об учреждении заграничной кафедры). Архиер. дом в запущении; сад и дача в полном пренебрежении. Высокопреосвященный оказался строгим только на словах (больше брюзжит), а на деле добрым и мягким. Кажется, он немного стар для такой боевой епархии. Кроме Холма почти никуда не ездит, и посему мало что лично знает. Отсюда приходится полагаться на других и возвышать не всегда заслуживающих этого. В последнее время само небесное правосудие стало разбираться с иереями. Конечно, Вы знаете о несчастной смерти О. Ференцевича 124 , который был больше физик, чем священник. Нет уже и Насальского и Рудко, на которых также были нарекания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

публикацию, документы 12, 22); 4) часть документов, значившихся в описях, не была обнаружена (см. публикацию, документы 20–21), в том числе «в 358 – в бумагах м[итрополи]та Флавиана (Городецкого.– Авт.) при поверке их по специальной описи не оказалось налицо пакетов за 1, 46–51, 77–102, а в пакете 29 (письма архиепископа Антония (Храповицкого)), вместо значащихся по описи 178 писем, оказалось 69»; 5) часть материалов, напротив, не была занесена в опись, в том числе упомянутый в систематическом указателе дневник бывшего начальника архива Синода А. Н. 6) При поверке (повторной) «наличия булл и иных документов… принадлежащих к собранию Д[епартамен]та дух[овных] дел иностр[анных] исповеданий… обнаружен недочет 73 документов – из значащихся по описи 99 налицо 26» (см. публикацию, документы 9–10). Из объяснений, данных Здравомысловым членам Комиссии, явствовало, что над так называемым секретным архивом в 1903–1929 гг. «вообще не производилось работ в смысле его упорядочения», он «ни разу за этот период не подвергался ревизии, и состава его К. Я. Здравомыслов в точности не знал… Хранился этот архив в запертых, но не опечатанных шкафах, ключ от которых лежал в ящике стола зав. Архивом Синода… На памяти К. Я. Здравомыслова посторонние исследователи не имели доступа к архиву, но что касается сотрудников архива, дело не вполне ясно: с одной стороны, принципиально архив был недоступен и им, но на практике пользование им было возможно, так как, по словам К. Я. Здравомыслова, во время его отсутствия ключ мог быть взят из стола». Что касается булл, то Здравомыслов заявил, что «они, возможно, остались в прежнем помещении, где они были раньше, и попали вместе с другой макулатурой на утилизацию». Все вышесказанное свидетельствовало, по мнению членов Комиссии, «в лучшем случае о безответственно халатном отношении Здравомыслова к своим обязанностям… Отнести такое состояние столь важного секретного фонда Синода к неопытности Здравомыслова ни в коем случае нельзя». Текст акта, составленного Комиссией, был отправлен в ПП ОГПУ в ЛВО (см.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

В пределах Березинского, Борисовского, Крупского, Логойского, Пуховичского, Смолевичского и Червенского районов Минской области - образована Борисовская епархия , выделенная из состава Минской епархии . Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Борисовский и Марьингорский " , определено быть епископу Борисовскому Вениамину (Тупеко) , викарию Минской епархии. В пределах Вилейского, Воложинского, Дзержинского, Молодечненского, Мядельского, Столбцовского и Узденского районов Минской области - образована Молодечненская епархия , выделенная из состава Минской епархии. Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Молодечненский и Столбцовский " , избран архимандрит Павел (Тимофеенков) , клирик Минской епархии. В пределах Клецкого, Копыльского, Любанского, Несвижского, Слуцкого, Солигорского и Стародорожского районов Минской области - образована Слуцкая епархия , выделенная из состава Минской епархии. Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Слуцкий и Солигорский " , избран архимандрит Антоний (Доронин) , клирик Минской епархии. Территориальные границы Минской епархии, определины в пределах города Минска и Минского района. Епархиальному архиерею Минской епархии иметь титул " Минский и Заславский " . В пределах города Минска, Минского района и Минской области, образована Минская митрополия , включающая Минскую, Борисовскую, Молодечненскую и Слуцкую епархии. Главой новообразованной Минской митрополии назначен митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарёв) , патриарший экзарх всея Беларуси. В административных границах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области - образована Череповецкая епархия , выделенная из состава Вологодской епархии . Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Череповецкий и Белозерский " , избран иеромонах Флавиан (Митрофанов) , клирик Вологодской епархии. В административных границах Великоустюгского, Бабушкинского, Кич-Городецкого, Никольского, Тотемского, Нюксенского, Тарногского районов Вологодской области - образована Великоустюжская епархия , выделенная из состава Вологодской епархии. Правящему архиерею Вологодской епархии иметь титул " Вологодский и Кирилловский " . Правящему архиерею Великоустюжской епархии иметь титул " Великоустюжский и Тотемский " . Временное управление новообразованной Великоустюжской и Тотемской епархией поручено епископу Вологодскому и Кирилловскому Игнатию (Депутатову) .

http://drevo-info.ru/news/17943.html

10 апр. 1912 г. Святейший Синод издал указ об увольнении Экземплярского, экстраординарного профессора кафедры нравственного богословия КДА, члена Совета Киевского РФО, «вследствие признания преподавательской деятельности его несогласною с требованиями Высочайше утвержденного устава духовных академий и вредною» (ТКДА. 1913. Т. 1. 1. С. 37). Формальным поводом для увольнения стала его ст. «Гр. Л. Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взглядах на жизненное значение заповедей Христовых», опубликованная в сб. «О религии Л. Толстого» (М.: «Путь», 1912. С. 76-113). С докладом на основе этой статьи Экземплярский выступил 30 окт. 1911 г. на закрытом собрании Киевского РФО. Согласно резолюции митр. Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого) от 16 апр. 1912 г., преподаватели КДА, КДС, Подольского и Софийского ДУ и 2 жен. духовных уч-щ должны были покинуть Киевское РФО. Из состава об-ва были вынуждены выйти профессора Кудрявцев (председатель об-ва), Завитневич (член Совета), доценты КДА Попов (товарищ председателя) и И. П. Четвериков, преподаватель КДС Максаков (казначей), преподаватель Киево-Софийского ДУ Костецкий (кандидат в члены Совета). Об-ву был нанесен значительный урон: во-первых, официально был запрещен диалог богословов и философов, который начал формироваться как общественное явление с момента возникновения столичных Религиозно-философских собраний (1901-1903); во-вторых, об-во лишилось самых деятельных своих членов, двое из к-рых были его основателями. В нояб. 1912 г. председателем об-ва был избран Экземплярский. В 1915 г. возникла и обсуждалась идея издания ежемесячного ж. «Христианская мысль». Не являясь официально органом Киевского РФО, что сузило бы круг авторов журнала в связи с запретом преподавателям духовных учебных заведений участвовать в деятельности об-ва, ж. «Христианская мысль» (1916-1917) тем не менее фактически был таким органом, поскольку издателем и редактором его стал Экземплярский, в февр. 1916 г. вновь избранный председателем Киевского РФО. В журнале печатались доклады, прочитанные на заседаниях об-ва, статьи членов Киевского РФО. Авторами журнала были также члены Московского (С. Н. Булгаков , В. Ф. Эрн , Н. А. Бердяев , С. Н. Дурылин ) и С.-Петербургского (прот. К. Аггеев , С. А. Аскольдов (см. С. А. Алексеев )) РФО.

http://pravenc.ru/text/1684577.html

11 августа 1924 г. по рекомендации Президиума Ленгубисполкома Паозерский был принят на работу в Ленинградское Отделение Центрархива в качестве «научного сотрудника», позднее его перевели на должность старшего архивариуса 2-го отделения Историко-культурной секции (бывший Синодальный Архив) Единого государственного архивного фонда (ЕГАФ). Проработал он там совсем недолго, и уже в 1925 г. был уволен по сокращению штатов. Однако спустя несколько лет, весной-осенью 1929 г., открылись факты хищений материалов из т. н. «секретного фонда» Святейшего Синода Православной церкви, к которым оказался причастен и Паозерский. Согласно информации Полномочного Представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе, Паозерский обратился в Центральный Совет Союза безбожников (ЦССБ) с предложением купить у него документальные источники по истории Русской Церкви. В ходе обыска, 5 марта 1929 г. проведенного чекистами на квартире Паозерского, были обнаружены копии нескольких писем архиепископа Антония (Храповицкого) митрополиту Флавиану (Городецкому). Подлинники этих писем еще в 1926 г. были вынесены из архива сотрудником Н. В. Туберозовым и переданы Паозерскому с целью подготовки совместной научной публикации, «дабы на этом заработать некоторую сумму денег». Паозерский обещал Туберозову вернуть письма, однако своего обещания не выполнил, продав эти документы ЦССБ за 80 рублей. От уголовного наказания (предусмотренного статьей 78, ч. II У.К.) Паозерского спасло лишь тяжелое заболевание (левосторонний паралич), превратившее его в инвалида «первой категории», не способного обходиться без посторонней помощи. Ниже публикуется фрагмент приложенной к делу и заверенной чекистами копии дневниковых записей, ярко живописующих повседневную жизнь приходских общин в первые послереволюционные годы. Приложение 1928 г. 1 января воскр[есенье]   Мой дневник   1 января   Дни мои сочтены. Каждый день, ложась спать, я мысленно прощаюсь со всеми, т[ак] к[ак] не знаю, проснусь ли я завтра, а если и проснусь, то буду ли в силах выражать свои мысли.

http://sedmitza.ru/lib/text/7165223/

Когда к началу 1913 года для церковного руководства стало ясным, что созыва Поместного Собора в обозримом будущем не предвидится, а вместе с тем и изменения высшего церковного управления, Святейший Синод решил по примеру Правительствующего Сената отпраздновать в 1921 году 200-летие своего существования. 22 февраля 1911 года Сенат торжественно отпраздновал свой 200-летний юбилей. К юбилейным торжествам вышла монументальная история Сената, роскошно изданная, в четырех томах, в составлении которой принимали участие 17 ученых, а подготовкой издания заведовала особая комиссия. В дни сенатских юбилейных торжеств «у людей, любящих духовную среду и преданных Церкви, возникла мысль о достойном ознаменовании и предстоящего 200-летнего юбилея Святейшего Синода» 497 . «Мысль эта встретила высокоавторитетное одобрение», в результате чего Синодом в 1911 году было положено начало образованию особого Совещания, под председательством Киевского митрополита Флавиана (Городецкого), по ознаменованию предстоящего 14 февраля 1921 года 200-летнего юбилея Святейшего Синода. Однако первые заседания «юбилейного» Совещания состоялись лишь в марте 1913 года, когда Синод уже мог рассчитывать на определенную стабильность своего положения. На заседаниях обсуждался вопрос о программе исторических изданий к предстоящему юбилею. Кроме председателя, митрополита Флавиана, в заседаниях принимали участие архиепископ Финляндский Сергий, обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер, председатель Комиссии по описанию синодального архива академик А.И. Соболевский, председатели Училищного совета и Учебного комитета при Святейшем Синоде, начальники и помощники начальников других центральных учреждений ведомства, ректоры императорских духовных академий. Первое заседание Совещания состоялось 16 марта. При обсуждении на нем плана юбилейных исторических изданий митрополит Флавиан высказал пожелание, чтобы эти издания представляли собой полную картину жизни Русской Церкви за время управления Святейшего Синода. На заседании были прослушаны предложения по вопросу об издании исторических сочинений к предстоящему 200-летнему юбилею Синода, принятые в Комиссии по описанию синодального архива 498 . Так как их главным инициатором был С.Г. Рункевич , то ему и было поручено подготовить, на основании высказанных в Совещании суждений, к предстоящему заседанию проект программы исторических юбилейных изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Пришло наконец прошение об увольнении на покой от Ярославского. 30 Ноябр будет 60-летие его службы и тогда воспоследует увольнение с милостивым рескриптом 288 . Конечно, всё это ещё нами не подписано. Согласно Вашему желанию к Вам ректором назначен Витебский. Хотели к Вам в Епархию сплавить из Холмско-Варшавской свящ. Павловского 289 (он теперь в Бище помощником), но я сказал, чтобы обождали до Вашего приезда: едва ли Вы будете довольны таким приобретением. Елиев уже пострижен Экзархом в монашество и наречен Евфимием. В Введенье его посвящаю в Архимандриты, а в пятницу (28 Ноябр) предполагается его наречение. Потом пойдёт мой викарий О. Иннокентий. Вопрос о викариатстве Аляскинском прошел в среду 12 Ноября, – посему невзирая на наводнение я кое-как на извозчике добрался до Синода. После ездил на неделю в Торопец 290 . 26 Ноябр во дворце будет празднование. Ожидается (если уже не получено) утверждение о вызове в Синод, но кто – кроме Митрополитов – ещё неизвестно. Прошу Ваших св. молитв. Ваш нижайший и сыновне почитающий послушник Е. Тихон 19 Ноябр 1903 Спб. РГИА, ф. 796. оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 117–118об. Записка Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 6 Декабря 1903 г. † Высокопреосвященнейший Владыко! Не пожелаете ли посетить завтра духовный концерт народного хора? У меня имеется два даровых билета, один из коих при сем прилагаю. Будете ли присутствовать на заседании Миссионерского Общества? С совершенным почтением и сыновнею преданностию имею честь быть Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 6 Дк 1903 Спб РГИА, ф. 796. оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 119. 6 Зак. 3497 Письмо свящ. Петру Булгакову от 8 Декабря 1903 г. † Дорогой О. Петр Иванович! Простите, что до сих пор не собрался ответить на Ваше письмо: всё отвлекали текущие дела, которых и по Синоду и по Епархии немало. Я выхлопотал себе для Аляски викария и под этим условием возвращаюсь паки в землю, от неяже взят: просят ехать хотя на два годика. Перед новым годом уеду из России. А вдруг мы с Вами окажемся во враждебных отношениях?! До войны Америки с Россией дело, конечно, не дойдёт, но янки будут поджигать и поддерживать маленьких человеков – Ваших соседей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

† Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Письмо направляю в Киев, куда, вероятно, Вы уже благополучно возвратились. Недели две тому назад и я возвратился в свой кафедральный град (после 14 мес. отсутствия). Здесь со мною ещё прожил неделю Пр. Иннокентий, а теперь он на пути в Ситху. После него я только было начал входить в обычную колею, как получил телеграмму о смерти моей матери (в ночь на 30 Апр). Здоровьем она давно была слаба, но плошать стала с Февр. м. Удручало её и моё возвращение в Америку. Теперь я совершенно одинок, – нет даже и двоюродных. Дошли и досюда вести о смерти Пр. Ювеналия и Иринея 298 . Не устроится ли назначение Пр. Гедеона, хотя на родину редко назначают. Пр. Климент 299 скушал своего кафедрального. Сам он, кажется, серьёзно болен. Преосвящ. Волынский предвещает ему исход Пр. Германа 300 . Поедет ли нынче Владыка Митрополит Спб. на Кавказ? Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 2 Мая 1904. С-Франциско РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 130–131. 169 Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 27 Мая 1904 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Прочитав в Новом Времени о Вашем отъезде в Киев, собрался ответить на Ваше любезное письмо от 25 Апр. и поблагодарить Вас за Ваше высокое и отеческое внимание ко мне. Итак Пр. Мисаил 301 не удержался. Но в чём же его обвиняли? В прошлом году ничего не говорилось о нём. А Пр. Стефан 302 назначен туда, конечно, благодаря Вашему предстательству. Кажется, он «лютый»; по крайней мере в Харьковских пределах так его величали. Пришёл к нам и наградный Церк. Ведом. Наград дано немало, в том числе и Костромскому, которого через несколько месяцев сплавят на покой, – это практикуется. Оказались обойдёнными Афанасий Донской 303 , справлявший в прошлом году 50-летие и не получавший с 1894 г., и наш Преосвящ. Гедеон, которому нужно было дать Анну 1 й ст. хотя бы потому, что его обошли назначением на самостоятельную кафедру. Я получил звезду. А с «архи», пожалуй, на долгое время засадили бы в Америке меня. Да и в России пришлось бы тогда выбирать какую-ниб. кафедру повиднее, а оне не часто открываются. Теперь же я вольный казак, и могу идти на всякую, конечно не в нынешнем году.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

С совершенным почтением имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейшим слугою, Епископ Тихон 1 Мая 1900 г С. Франциско АВПРИ.ф. 170, оп. 512/1, год 1894, д. 559, л. 170–170об. Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 4 Августа 1900 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Приветствую Вас с Монаршею наградою, о которой я прочитал в Церк. Ведомостях, уже возвращаясь из Аляски в С-Франциско. Предвкушаю и другую радость приветствовать Вас в недалеком времени ещё с большею почестию. Может быть, по милости Божией сие уже и достиже Вас, когда я пишу настоящие строки. Буди и буди! Недавно я возвратился из дальней Аляски восвояси. Путешествие было не из легких. Удалось пробраться в Квихпах и Кускоквим, где Архиереи ещё не бывали. За то приходилось по временам идти по тундре пешком. Сие изображено на снимке: надета на мне парка из шкурок и комарник, сближающий меня с армянским католикосом! 12 ночей спал на земле в палатке; провизии у нас, как здесь выражаются, было «коротко», т.е. мало; но больше всего приходилось терпеть от комаров и... (извините) от вшей, благодаря (?) близости к дикарям. По правде сказать, житие моё незавидное и скорбное, чего не буду скрывать от Вас. Всякие путешествия и «кусания» – ещё полбеды, их можно ещё терпеть, и везде нужно трудиться. Но тяжелее всего то, что всё это расходуется даром и делу не помогает, ибо и сам я оставлен без помощи, т.е. без людей и средств. Был нынче, напр., на Севере. Нужно завести там приют, увеличить состав миссионеров, а средств нет и не дадут, людей тоже нет, и не идут: берегут своё здоровье, в том числе и монахи. Когда посылали меня сюда, то в Петербурге обещали помощь от Миссион. Общества. В прошлом году написал Митр. Владимиру 128 , и в результате не получил даже и ответа. Есть у нас церковные школы; не грешно было бы Училищному Совету помочь им, писал о сем, кому следует, но ответа не получил. Когда попробовали выписать учебников для школ руб. на сто, то их переслали так (по почте), что за пересылку мы заплатили больше двухсот руб., да ещё прислали счет за самые книги!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010