4. Как, собственно говоря, соотносится мистическое, внеисторическое, обращённое к каждому человеку Тело Христово и внешняя церковная институциональность? Здесь сразу нужно отметить, что под «внешней институциональностью» я понимаю отнюдь не только не структуры административного церковного управления, но прежде всего как раз исторически сложившиеся традиционные формы проповеди слова Божия и преподания Таинств, богослужения, канонической церковной дисциплины и т.п. Такой «точкой соприкосновения», если смотреть с позиции именно христианской духовной жизни, является личное богообщение – и ничто, кроме него. Богообщение – это акт, и одновременно процесс, соединения человека с Богом во Иисусе Христе Святым Духом. Здесь, в этой «точке богообщения», человек самим фактом такого единения становится членом Тела Христова. Это единственное в своём роде внутреннее мистическое действие и составляет суть Церкви. Из этого очевиден принцип всякого церковного действия. Он заключается в следующем. Акт/процесс богообщения не прирождён человеку. Богообщение входит в него, согласно Писанию, как сверхприродное явление (Ин. 3, 3), возрастает и укрепляется в нём на протяжении всей его жизни (Мф. 13, 31-32; 13, 33; Фил. 3, 12-14), под определёнными условиями (Мф. 19, 17), охватывая человека во всей его целостности (1 Фесс. 5, 23). Поэтому богообщение нуждается в некоем «обуславливании», начале, «обставлении», взращивании и охранении. На этом, собственно, и зиждется церковная институциональность, то есть внешнее оформление и выявление Церкви, а именно: приобщать богообщению, создавая условия для жизни человека во Христе. Вот – задача земной Церкви. Для того чтобы возвестить человеку дар богообщения, Церкви вручено Слово Божие. Для того чтобы вложить в человека семя богообщения, чтобы охранять и взращивать его, Церкви даны Таинства. Для того чтобы человек мог знать, как ему правильно распорядиться полученным даром благодати и должным образом действовать, идя по пути следования Христу, в Церкви содержится опыт богообщения всех христиан, опыт веры, действующей любовью (Гал. 5, 6), что составляет Священное Предание. Только из приобщившихся Христу личностей созидается церковная община – и никак не наоборот. Только личное соединение со Христом, и во Христе – со всеми членами Церкви, одушевляет Евхаристию. Только лично живущие во Христе люди создают великую историю и культуру.

http://bogoslov.ru/article/3490890

В притчах Христовых Пастырь, найдя потерянную овцу, берет «ее на плечи свои с радостью» ( Лук.15:5 ), а женщина, обретшая потерянную драхму не только сама радуется, но и призывает подруг и соседок разделить эту радость ( Лук.15:9 ), причем под образом последних подразумеваются не только Ангелы Божии, у которых «бывает радость об одном грешнике кающемся» ( Лук.15:10,7 ), но и все христиане. «Братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой» ( Фил.4:1 , 1Фес.2:20 ) – так обращался ап. Павел к современным ему христианам. «Радость моя», – приветствовал преподобный Серафим каждого приходящего к нему. При этом случае полезно вспомнить наставление свт. Феофана Затворника : «Будьте со всеми так же приветливы, благодушны и веселы, как и всегда. Только от смеха, смехотворства и всякого пусторечия воздерживайтесь. И без этого можно быть и приветливою, и веселою, и приятною. Никогда ни под каким видом не угрюмничайте. Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причесывали, то разумел именно чтобы не угрюмничали» мысль хорошо иллюстрируется жизнью преп. Амвросия Оптинского , который прошел тяжелый путь монашеских искусов, ступил на стезю старчества, имел дар слезный, но при этом сохранил свой веселый нрав. Только шутил он не о мирском и не для того, чтобы повеселиться, а чтобы поддержать, утешить, приободрить c. 11]. 5. Радость прощения как мотив доброделания Но радость Божья не может лишь декларироваться устами христианина – она обязательно проявляется деятельно. В этом заключается ее важная, можно сказать, психологическая особенность и преимущество перед просто «печалью», которая зачастую неплодотворна и ведет к пассивности и духовному застою. Как в случае Иуды Искариота, такая печаль может привести даже к самоубийству.  Напротив, человек, переживший в своем сердце радость прощения, духовно окрыляется («не печальтесь, потому что радость пред Господом – подкрепление для вас» ( Неем.8:10 )) и активно стремится поделиться ею с окружающими. Хорошей иллюстрацией этому служит следующая притча Христова: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13:44 ). Подобным образом и Закхей, узнав, что Господь хочет побывать в его доме, «принял Его с радостью» ( Лк.19:6 ). И, как следствие этой встречи человека с Богочеловеком, он самим делом являет свое покаяние, обещая воздать тем, кого обидел, вчетверо – даже сверх требований Закона Моисеева. 6. Житейские радости

http://azbyka.ru/vsegda-radujtes

б) «Чем Он побуждает своих последователей к послушанию Его благим заповедям?» Обращением ли к холодной, житейской мудрости, которая во всем рассчитывает на свою собственную пользу? Возбуждением ли тщеславия, которое действует только для достижения славы и похвал человеческих (Мат. 6:2)? Угрожающим ли только страхом наказаний за нарушение долга? Нет. Побуждения к христианской деятельности несравненно чище и сильнее. Бог, для побуждения нас к благочестию, указывает на себя, как на источник всякого блага, — как на любовь, которая первее возлюбила нас (1 Иоан. 4:11–14), — как на Отца, который всех знает, о всех заботится и всем хощет спастися (1 Тим. 2:14–15) A если мы любим Бога в нас самих, то мы стараемся обновляться по Его образу (Кол. 3:10). Если мы любим Его в подобных нам (ближних), то мы заботимся не о себе только, но и о других (Фил. 2:4) и делаем другим то же самое, чего желаем себе (Мат. 7:12). Любовь к Богу и любовь к ближним — вот основание, на котором Христос утверждает свое учение! Какая простая и могучая сила, которой Он побуждает богобоязненных к исполнению добра и которая скрывается не вне нас, a внутри, в глубине нашего собственного существа, созданного для любви! 2. Дела Иисуса Христа. а) Если ты, христианин, не можешь обнять всех дел Спасителя: то посмотри хотя на те, которые Он творит своим словом и своим Духом в своей церкви. Не оправдывается ли еще и ныне, что слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, мертвые воскресают, и нищим благовествуется (Мат. 11:5)? Не Христос ли это озаряет небесным лучом взоры тех, которые окружены были греховной тьмой, a теперь видят и радуются сиянию славы Божией? Не Он ли божественной силой восставляет тех, которые колебались между Богом и мамоной, хромали на обе ноги, a теперь ходят твердо по благому дути? Не Он ли всесильной благодатью воскрешает духовно-мертвых, давая им «дух нов и сердце ново». Не Он ли ободряет угнетенных, утешает нищих духом, которым земля не может доставить никакого утешения, и холодная мудрость мира — никакого успокоения?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

88. Злая подозрительность помрачает ум и заставляет его непутное видеть путным. 89. Близ всех добродетелей источаются и страсти; почему люди страстные и перетолковывают добродетели в страсти. 90. Если ум долго остается в утехе или печали, то скоро очень впадает в страсть уныния. 91. Чистая совесть восторгает душу, нечистый же помысл низвергает ее долу в преисподнюю. 92. В движение приходя страсти прогоняют тщеславие; а когда их прогонят оно опять возвращается. 93. Если хочешь избавиться от всех вместе страстей, восприими воздержание, любовь и молитву. 94. Ум, молитвенно пребывающий в Боге, и страстную часть души освобождает от страстей. 95. Бог дав бытие тварям, промышлением Своим объемлет их все вместе. 96. Будучи Владыкою всего, благоволил Он соделаться рабом, и тем показал высшую степень Промышления Своего о твари (Фил. 2, 7). 97. Бог-Слово непреложно воплотившись, чрез плоть соединился со всею тварью. 98. Дивное чудо не небе и на земле то, что Бог на земле, и человек на небе; чтоб, соединив человеков с Ангелами, вместе и всей твари даровать обожение. 99. Освящение и обожение Ангелов и человеков есть познание Святой и Единосущной Троицы. 100. Прощение грехов есть освобождение от страстей, от которых неизбавившийся благодатию, еще не улучил прощения. Сотня вторая коей кросих таков: Молись о мне, брате честнейший; ибо я великих бед ожидаю достойно по делам моего произволения, - печалей душевных и прискорбностей телесных 1. Хочешь ли за раз избавиться от страстей? - Отрешись от матери страстей - самолюбия. 2. Здравие души - безстрастие и ведение, и улучить его невозможно тому, кто порабощен плотским страстям. 3. Изсушают сластолюбие, и телесное и душевное, воздержание с терпением и любовь с великодушием. 4. Началом порочных страстей для души служит самолюбие; самолюбие же есть телелюбие (или саможаление). 5. Отличительная черта разумности есть подчинять себя уму, и в тоже время подчинять себе и порабощать тело. 6. Укор для разумного подчиняться неразумному, и промышлять только об удовлетворении срамных похотей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/549/...

А для исполнения заповедей Божиих и побеждения диавола и душегубительных его страстей, необходимо нам иметь всегдашнюю память о Боге и непрестанную молитву (особенно умную Иисусову), чтобы получать помощь Господню, с которой бы возмогли мы стоять против всех козней диавольских. 4. Что угодно Богу и что противно Ему? Желающему милость Божию получить надобно сохранять заповеди Господни; а заповеди Божии повелевают творить добродетели и отстать от злых дел. Чтобы благоугодить Богу, необходимо молиться Ему сокрушенным сердцем, да отпустит нам согрешения наши, милостивно устроит жизнь нашу (во спасение) и благодарить за все Его к нам милости; в праздники Господни ходить в церковь Божию, во всем слушать, что повелевает святая Церковь ; а в прочие дни трудиться без лености, кто какое дело имеет, и от всяких трудов давать милостыню убогим и в церковь Божию приношения; друг другу помогать в нуждах; кто с кем имел вражду, простить ему без гнева; всякие находящие безвинно беды, напасти и другие нужды, терпеть благодушно без печали, с благодарением Богу. Всегда иметь в памяти страх Божий, чтобы избавиться вечного мучения, просить всегда Бога, чтоб сподобил нас быть в царствии небесном. Все сие угодно Богу! Чтоб отстать от злых дел, надобно – «не обижать друг друга, не красть чужого, или не захватывать каким-либо обманом, не лгать, не иметь ссоры между собою, не гневаться, не злопамятствовать, не быть блудным, ни пьяницею, ни смехотворцем, сквернословцем и празднословцем; не быть скоморохом и плясуном, не заниматься волшебством и другими нечестивыми делами, и в болезнях не прибегать к знахарям и наговорщикам». Все сие противно Богу. 5. О монашеском житии. Вопрос. Чего ради, брат, оставил ты мир и пришел в монастырь? Ответ. Удобнейшего ради спасения души моей, честный отче! Но умоляю тебя, честный отче, поведай мне, что необходимо ко спасению в монастырском пребывании? Монастырское пребывание требует жития монашеского. Вопрос. Что есть монах, и каков он должен быть? Ответ. Монах значит уединенный от мира и отрекшийся от всех желаний мирских, то есть, от отца, от матери, жены, чад, друзей и сродников, от богатства и всякой славы людской, потому что к одному только Богу должен иметь всю свою любовь по слову Апостола: «вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу» ( Фил. 3:8 ). И еще: «мне мир распяся, и аз миру» ( Гал. 6:14 ), то есть мною мир не веселится, как мертвым и я миром не увеселяюсь, как мертвец. По такому состоянию познается монах, таков он и должен быть.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Апостол языков говорит: мне еже жити Христос, а еже умрети приобретение есть... одержим есмь, от обою, желание имый разрешитися и со Христом быти ( Фил. 1, 21 . 2В). Дерзающе убо всегда и ведяще, яко живуще в теле, отходим от Господа, верою бо ходим, а не видением·, дерзаем же и благоволим паче отити от тела и внити ко Господу ( 2Кор. 5, 6–8 ). Здесь а) в том и другом месте живая вера ожидает для святых непосредственно за преселением из тела преселения ко Господу, б) в том и другом месте состояние святых по смерти представляется блаженным, называется бытием со Христом, состоянием видения, а не веры, приближением ко Господу. Тайнозритель Иоанн, которому открыты были судьбы церкви, писал: и видех и слышах глас ангелов многих окрест престола и животных и старец: и бе число их тьмы темь и тысяща тысящей ( Апок. 5,11 ). Видех под олтарем души избиенных за слово Божисие и за свидетельство еще имеяху… И речено бысть им: да почиют еще время мало, дóндеже скончаются и клеврети их и братия их... ( Апок. 6, 9. 11 ). Но сих видех и се народ мног, его:же исчести никто же может, от всякаго языка и колена и людей и племен, стояще пред престолом и пред Агнцем, облечены в ризы белы и финицы в руках их. И возопиша гласом велиим, глаголюще: спасение седящему на престоле Богу нашему и Агнцу ( Апок. 7, 9. 10 ). Тайнозритель видел а) святых Божиих в славе, прежде нежели открыт был последний страшный суд Божий на всю вселенную ( Апок. 20, 6. 12–14 ); б) святые, как зрел Иоанн, наслаждаются блаженством и понимая цену Искупителя своего – Агнца, славословят Его вместе с ангелами и след. совсем не находятся ни в состоянии бездействия, ни в состоянии бессознательном. В другом видении тайнозрителя ( Апок. 20, 2 – 6 ) представляется следующее: а) дракон-сатана запирается в бездне, доколе не окончится тысячи лет, после чего ему должно быть освобождену на малое время (ст. 3); б) и увидел я, говорит тайнозритель, престолы и сидящих на них и дано было им судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же мертвые не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это есть воскресение первое (ст. 4. 5); в) тайнозритель восхваляет блаженство имеющих участие в первом воскресении и говорит, что они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Данный богословско-практический «перекос» в жизни Русской Православной Церкви, к сожалению, привел ко многим печальным последствиям, и в первую очередь – к потере множества душ для вечности. Но « …невозможное человекам возможно Богу» (Лук. 18:27). Эти слова Христа должны служить нам своего рода «богословской надеждой». И эту ситуацию в нашей Церкви, исходя из соображений всемогущества Божия и Его милосердия , нельзя называть фатально-трагической и необратимой. Утешением и назиданием в этом вопросе может служить и ветхозаветная история еврейского народа, про многочисленные отступления которого нелицеприятно рассказывает Библия, но и в этом же источнике говорится, как Господь возвращал « жестоковыйный народ» к Себе. « …Это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол. 2:17), то есть история пребывания в Законе, который имеет «… тень будущих благ» (Евр. 10:1), позволяет нам быть уверенными в том, что и в наши времена, когда « будущие блага» стали настоящей реальностью, с помощью Божией возможно возвращение отдельных людей и целых народов на правый путь служения Богу. Более того, будущее эсхатологическое возвращение своих соплеменников на путь спасения предсказывает первоверховный апостол Павел: « …Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,– чтобы вы не мечтали о себе,– что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова». (Рим. 11:25-27) . Диапазон религиозного свидетельства о Христе мы можем видеть из слов апостола Павла: « …Мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом» (Рим. 1:5-6). Необходимость духовной заботы в первую очередь о тех, кто окружает нас, здесь весьма очевидна. Апостол язычников говорит о проповеди для всех народов и на заре этой проповеди выделяет уже тех, кто призван Спасителем, но по недостаточности веры, знаний, усердия нуждаются в «покорении апостольском». « В Писании говорится о семье как о домашней церкви (Рим. 16,4; 1Кор. 16,19; Кол. 4,15; Фил. 1,2). Следовательно, именно дом, в котором мы живем, и то влияние, которое мы оказываем на окружающих – является решающим начатком миссионерского служения. Не уделяй мы должного внимания домашним нашим, тогда обесценивается любое служение наше в Церкви» .

http://bogoslov.ru/article/3390465

Наконец, вводит служитель Божий новопросвещенного младенца пред двери алтаря, и в третий раз возглашает: „воцерковляется раб Божий… И вводит его „во святый жертвенник, – самый алтарь святой, если младенец мужского пола, или – до царских врат, если женского (так как совершение церковного богослужения возлагается собственно только на мужей: 1Кор. 11:4, 14:34,35 ). Этим действием воцерковления новопросвещенный некоторым образом сопричисляется к сонму самих священнослужителей. Здесь-тο особенно открывается, что все верующие – святительство свято, царское священие ( 1Пет. 2:5,9 ), – все, в духовном смысле, цари и иереи Богови ( Откр. 5:10 ). Но предстание новопросвещенного младенца алтарю имеет еще и особенное значение. „То, что ты прямо после крещения должен будешь предстать пред великим жертвенником, – говорит св. Григорий Богослов 27 – есть предъизображение будущей славы“, имеющей открыться на небеси, в жизни будущего века. Итак, являясь во святый алтарь, как в самое небо, новопросвещенный христианин как бы предначинательно приступает к Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов, торжеству, и Церкви первородных, на небесех написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных ( Евр. 12:22 )... Здесь как бы показывается человеку, куда наконец имеет привести его руководство Церкви, сущей на земле! Взглянем еще раз мысленно на служителя Церкви святой, сохранно носящего на своих руках воцерковляемого младенца, и постепенно переходящего с ним из одной части храма к другой, имеющей высшее назначение и знаменование. Это живое изображение того, как святая Церковь , подобно заботливой матери, как бы носит на руках своих каждого человека, – возводит его от силы в силу, преобразует от славы в славу, – дотоле пока не введет его, как любимое, покорное ей, чадо в небесное Святое святых, пока не дарует ему Господь – взирать откровенным лицом славу Господню ( 2Кор. 3:18 ), в Церкви торжествующей, на небесах! С другой стороны, поучительно для нас то, что священник, при воцерковлении, почти не останавливается с младенцем на одном месте, но все стремится вперед.... Не ясно ли представляется чрез это воцерковляемому, что он делается членом Церкви воинствующей, – что мы, верующие, не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем ( Евр.13:14 ), и потому должны, забывая задняя, непрестанно простираться в предняя, со усердием гоня к почести вышнего звания Божия о Христе Иисусе ( Фил. 3:13,14 )?...

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Прежде всего мы можем быть уверены, что Иисус, облекшись в плоть, не отрекся от божественности. Бог просто не может перестать быть Богом. Как говорит Писание, чтобы принять вид человека, Он должен был отказаться от внешнего облика Бога. Но от божественной славы Христос, конечно же, никогда не отрекался. Вспомните, как на горе преображения (еще до распятия), Иисус на короткое время позволил Своей славе проявиться, и она осветила всю гору ( Мф.17 ). Однако Иисусу пришлось скрыть Свою предземную славу, чтобы обитать среди смертных людей. Если бы Он этого не сделал, люди не могли бы на Него смотреть. С ними случилось бы то же, что с апостолом Иоанном, который через 50 лет после воскресения Христа увидел Его в славе и «пал к ногам Его, как мертвый» ( Откр.1:17 ), или с пророком Исаией, который, увидев в храме славу Христа, воскликнул: «...горе мне! погиб я!..» ( Ис.6:5 ; см. Ин.12:41 ). Во-вторых, уничижив Себя при воплощении, Иисус в некоторых случаях сознательно не пользовался некоторыми божественными качествами. Совсем отречься от каких-либо Своих качеств Он не мог, ведь тогда Он перестал бы быть Богом 317 . Но Он мог не пользоваться некоторыми из них, пока жил на земле (примерно с 4 г. до н. э. до 29 г. н. э.), среди немощных людей. Итак, Христос обычно не проявлял Свои божественные качества, но порой все же использовал их. В течение тех лет Своего общественного служения Он несколько раз демонстрировал такие божественные способности, как всеведение ( Ин.2:24; 16:30 ), вездесущность ( Ин.1:48 ) и всемогущество (свидетельством тому Его многочисленные чудеса – Ин.11 ). Таким образом, какие бы ограничения ни установил для Себя Христос, «уничижив Себя Самого» ( Фил.2:7 ), Он не утратил ни одного божественного качества и ни в коей мере не сделался меньше Бога. В таком случае возникает вопрос, почему Иисус не пользовался некоторыми Своими божественными качествами? Вероятно, потому, что Его целью было жить среди людей и разделять с ними их немощи. Он никогда не использовал Свою божественность ради Себя, но она, конечно же, славнейшим образом проявлялась в многочисленных чудесах, которые Он совершал ради других.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

С другой стороны, это самое первое желание верующих разрешитися и со Христом быти ( Фил. 1:23 ). Посему-то у них такое лишение плоти и такое самоумерщвление, которые, свидетельствуя о их желании преселения, в то же время показывают, сколь велика сила жизни, пролиянная Жизнодавцем. Так они сами спешили из сего странствования их в обители небесные – в обители вечной славы и жизни. Ибо Победитель после смерти даровал наконец и жизнь вечную. Аз живот вечный дам им, и не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки Моея ( Иоан. 10:28 ). Что ожидало, слушатели, за гробом человека-грешника? – По мнению людей плотских, совершенное ничтожество, конечное разрушение, неоставляющее никакого впечатления, никакого ощущения настоящего, никакого следа будущего. Страшась, какбы по какому-то тайному предчувствию, ужасной карающей вечности, они не переносили жизни своей далее жизни скотской. Но суетная и жалкая мечта! Смерть вечная стерегла со всем вниманием свои жертвы, и никакая сила человеческая не могла исхитить их из челюстей ея. Наказание греха вечным стыдом и нескончаемыми мучениями оставалось неизбежным и неотложным. Врата ада отверзались только для приятия, и никогда не разверзались для отпущения своих пленников. Один только Имущий ключи ада и смерти имел власть отпустить измученных на свободу ( Лук. 4:18 ). Один только, слушатели, воскресший ныне Спаситель, довершая победу над смертию, сокрушил ее в вечных ея заклепах. Так чудодействие в нас силы воскресения Господня оканчивается дарованием нам полносовершенного бытия. Оно возбуждает от смерти дух наш, проливает росу нетления на плоть нашу с тем, дабы чрез содействие первого, и при посредстве второй, привести нас наконец к наследию вечной жизни и славы, – жизни Божией и славы, юже име Сын Божий у Отца, прежде мир не бысть ( Иоан. 17:5 ). Ибо слово вечной истины говорит ясно, что сын гнева и проклятия чрез искупление нынешнего Победителя ада соделывается сыном оправдания и любви, и вместо наследования вечного наказания удостоивается быть наследником Богу и сонаследником Христу ( Рим.8:17 ). Нужны ли нам доказательства на это? Посмотрите только на верующих сынов воскресения. Их жизнь свидетельствует ясно, что упование их, как говорит премудрый, бессмертия исполнено ( Прем. 3:4 ). Ибо из сей-то сокровищницы почерпают они бодрость и покой в своих трудах, спокойствие в воздвизаемых на них бурях, терпение в скорбях, твердость в опасностях, мужество в гонениях, кротость против вражды, веселый вид к предстоящей им смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010