2) Да были. Так, начертание в домах евреев в Египте, по повелению Божию, кровью пасхального агнца – знака, избавившего первенцев, еврейских от губительной язвы ( Исх. 12:7  и 13), и крестообразное положение тела Моисея во время битвы с Амаликитянами, даровавшее евреям победу над врагами, прообразовали спасающий людей от врага их – диавола крест Христов. То же означал и знак, сделанный на челах людей Божьих для избавления их от смерти ( Иез. 9:4 ), ибо находящееся в русской Библии выражение «сделай знак», в еврейской и греческой Библиях выражено: «сделай тав», а «тав» это – название еврейской буквы, которая изображается в виде креста: х или 22 . По словам Самого Христа, медный змий, повешенный Моисеем на знамени в пустыне, прообразовал собой Самого Христа, следовательно, само знамя прообразовало собой крест Христов, на котором Он был повешен: «как Моисей говорит Спаситель, вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоан. 3:14–15 ). И как всякий ужаленный змеями, обращая свой взор на повешенного медного змея, получал исцеление, так и всякий, ужаленный диаволом, с верой обращающий свой взор на изображение распятого Христа, получает исцеление, «ибо, говорит Премудрый Соломон, обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобой, Спасителем всех» ( Прем. 16:7 ). О кресте, как знамени Христовом пророчески молится Псалмопевец, взывая к Господу: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( Пс. 59:6 ), т. е. ради Христа, Который есть «путь и истина, и жизнь» ( Иоан. 14:6 ). Православные, боящиеся Бога, и поднимают знамя «ради истины», т. е. в честь и славу Христа, – во время крестных ходов и других церковных служб и торжеств, как победное знамя Спасителя мира; и только «враги креста Христова» не поднимают его ради истины. А пророк Исаия, предсказывая, что под это знамя соберутся и язычники, восклицает: «проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов» (Иса. 62:10; См. Иоан. 1:23 ). Это знамя Христово, или св. крест, явится на небе при кончине мира: «тогда, сказал Спаситель, явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные» (Мф. 24:30). Как для каждого солдата полковое знамя – святыня, за которую он всегда готов умереть, так и для каждого христианина великая святыня Крест Христа, Его победное знамя. Если и весь полк на войне уничтожат, а сохранится знамя, сохранится и славное имя полка: он снова составится из новых солдат. Но пропало знамя, пропал и весь полк: его распределят по другим полкам, и само имя его с позором уничтожат. Солдат, изменивший знамени своему, уже не солдат, его накажут самым строгим образом; и христианин, отказавшийся от своего знамени, – от креста святого – уже не христианин, и понесет тяжкое наказание на суде Христовом, как «враг Креста Христова» ( Фил. 3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

3:19), но объявляет и другое: « в поте лица твоего будешь есть хлеб, со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе »; и жене говорит: « умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей » (ст. 16–18). Первого недостаточно было для того, чтобы вразумить их. А таким образом, мы видим, многие исправляются. Смерть, постигая людей, делает их бесчувственными; а эти бедствия делают живых лучшими. Если же смерть представляется страшною, то причиною этого слабость людей. А что действительно страх происходит от слабости, послушай Павла, который просил себе смерти и радовался ей: « имею желание » говорил он « разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше »; и еще: « я и тому радуюсь и буду радоваться » (Фил. 1:17–23); а противным тому тяготился: « мы в себе стенаем », говорил он, « ожидая усыновления, искупления тела нашего » (Рим. 8:23); и еще: « находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем » (2 Кор. 5:4). 3. Видишь ли, какое благо — любомудрие? Что другим кажется достойным слез, то ему вожделенно; а что другим кажется достойным радости и веселия, о том он воздыхает. Действительно, не достойно ли воздыханий — быть в стране чужой, вдали от своего отечества? И не достойно ли радости — скоро возвратиться в тихую пристань, достигнуть горнего жилища, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания? Но, скажешь, возможно ли это для меня, грешника? Вот, видишь ли, что не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть? Поэтому перестань грешить, и смерть будет для тебя вожделенною. « Очи мои от слез ». Справедливо сказано это; там нет ни печали, ни уныния, ни плача. « И ноги мои от преткновения ». Это важнее первого. Что? То, что мы избавляемся не только от скорби, но и от козней и обольщения. Скончавшийся с добрыми делами стоит на камне, достиг пристани, избег всех препятствий, свободен от всякого страха и смятения, — пребывает в постоянном спокойствии отшедший отсюда таким образом. « Буду благоугоден Господу в стране живых ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

3. В уста Иеговы переводчиками НМ вложены и следующие слова: «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено» ( Ис. 45:23 ). И такие же слова мы встречаем у Апостола Павла: «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…» ( Фил. 2:10 ) Сказанное пророком Исаией за 750 лет до Боговоплощения исполнилось, по свидетельству Апостола Павла, во Христе. 4. «И будет, всякий, кто призовет имя Иеговы, спасется…» ( Иоил. 2:32 ) 289 , – читаем мы в переводе «Общества Сторожевой башни». Таким же образом искажены эти слова и в книге Деяний святых Апостолов ( Деян. 2:21 ). Но чуть позже Апостол Петр возглашает, что «нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ), кроме имени Господа Иисуса Христа. Отсюда следует вывод, что в обоих случаях речь идет о Сыне Божием, так как Он является Спасителем. Интересно, что Ис. 43:11 звучит в переводе НМ следующим образом: «Я – я Иегова, и нет спасителя кроме Меня» 290 , еще более усиливая восприятие Иеговы как Сына Божия. 5. Слова: «Я, Иегова, проникаю сердце и испытываю внутренности…» ( Иер. 17:10 ) 291 , – имеют параллели в Откровении Апостола Иоанна Богослова. Но там они вложены в уста Сына Божия: «Я есмь испытующий сердца и внутренности…» (…γ εμι ραυνν νεφρος κα καρδας…) ( Откр. 2:23 ) Причем, мы видим здесь одно из имен Бога в Ветхом Завете – «γ εμι», что указывает на то, что пророк и Апостол писали о Втором Лице Троицы. 6. Знаменитое пророчество Захарии в переводе Нового Мира также является впечатляющем свидетельством о тождественности имен JHWH и Господа Иисуса Христа: «И они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Иегова: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня!» ( Зах. 11:12–13 ) 292 . Тридцать сребреников, в которые была оценена жизнь Господа Иисуса первосвященниками и Иудой Искариотом ( Мф. 26:15 ; Мф. 27:3–10 ; Деян. 1:18 ), сами сектанты в своих текстах относят к Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

3. Сыноположение и прославление.    От формально-психологических подраздений в человеке надо перейти к вопросу об его назначении, т. е. к тому, что непосредственно интересует мысль богословскую. Библейские слова об образе и подобии Божием, так последовательно развивавшиеся в святоотеческой письменности, внимания Апостола, как кажется, не привлекли к себе. Это не означает, что его учение отрицает божественное начало в человеке. Наоборот, в посланиях ап. Павла мы находим очень много мыслей об этом, и способность человека к богоуподоблению и к максимальному приближению к Божественному им прочувствована очень глубоко. Но все же тема об образе Божием им прямо не использована.    В самом деле: (Рим. VIII:29) «… быть подобным образу Сына Своего»; или (1 Кор. XV:49) «… как мы носим образ перстного, будем носить и образ небесного», или (2 Кор. III:18) «… преображаемся в тот же образ от славы в славу»; или, наконец (Кол. III:10) «… облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его», — не развивают в достаточной мере библейской темы об образе Божием в нас. Но, тем не менее, Апостол затрагивает исключительно важные проблемы.    Так, прежде всего, учение о том, что люди — храм Божий для обитания Духа Божия (1 Кор. III:16). Апостол настолько непосредственно переживает эту возможность обитания Духа Божия в себе и обладает сам таким автентичным мистическим познанием («восхищение в рай», «третье небо» и т. д.), что все касающееся внутреннего духовного приобщения Богу повествуется им по собственному переживанию. Его единение со Христом есть плод непосредственного мистического опыта. Если сопоставить такие, напр., признания Апостола, как «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. II:20), «любовь Христова объемлет нас» (2 Кор. V:14), «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. IV:13), «мы немощны в Нем, но будем живы со Христом силою Божиею в вас» (2 Кор. XIII:4), — то, очевидно, что как бы сама личность Христа вошла в Апостола и пользуется им, как своим орудием, и у ап. Павла всегда налицо эта вера в имманентность Христа в нем».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

5 . И почему я говорю об отцах? Идет он к Самому Верховному Патриарху, Господу Иисусу, и о нем сказано: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» ( Фил.1:23 ). Тот, кто осмелится сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ), у того в сердце Иисус. Так помолимся же, чтобы и нам, стоящим в храме, взять на руки Сына Божьего и обнять Его, чтобы и нам стать достойными избавления и освобождения, помолимся Всемогущему Богу и воззовем к Самому Младенцу Иисусу, чтобы говорить с Ним и держать на руках Того, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 16. Евангелие от Луки 2:33–34. На отрывок от слов: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» до того места, где сказано: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» 1 . Итак, «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк.2:33 ). Давайте соберем воедино все, что сказано и написано о Христе при Его рождении, и тогда мы сможем узнать отдельные события, каждое из которых достойно нашего изумления. Почему же Его отец – ибо так называли Иосифа, потому что он был приемным отцом Иисуса – и Его Матерь дивились тому, что говорилось о Нем? Что же рассказывали о Младенце Иисусе? «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего» ( Лк.2:8 ). В тот час, когда рождается Иисус, ангел сходит и говорит им: «Я возвещаю вам великую радость… вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк.2:10, 12 ). И не успел ангел закончить свою речь, как явилось «многочисленное воинство небесное» и стало восхвалять и благословлять Бога». Когда взволнованные пастухи осознали сказанное им и «Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» ( Лк.2:18 ). Они отправились и нашли Младенца. И они, и родители Младенца дивились происшедшему. 2 . Далее сказано о Симеоне, что он вызвал толки и изумление таким отношением к Младенцу, ибо он взял Его на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое» ( Лк.2:29 ). Слова Симеона стали высшей точкой и, так сказать, кульминацией того, что говорилось об Иисусе и чему дивились Его отец и мать. Ибо он не только взял Младенца на руки и произнес слова, которые сам же и записал, но и «благословил» отца и мать Иисуса, а также изрек пророчество о Самом Младенце: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

6. Есть и практический смысл веровать в Воскресение Христово. «И Он (то есть Христос. – прот. О.С. ) есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1: 18). Почему Христос назван здесь «начатком» и «первенцем из мертвых»? Разве не воскрес Лазарь и сын Наинской вдовы? Почему же Он и «начаток», и «первенец из мертвых»? В действительности воскреснув, Он и явил нам формат нового бытия, которое ожидает и нас, верующих, в день всеобщего воскресения. Лазарь и сын Наинской вдовы воскресли, но потом и умерли. Воскресение в Жизнь во Христе и со Христом все меняет. Когда воскресший верующий уже не умирает, но переходит от смерти в Жизнь. Что и позволяло апостолу Павлу восклицать: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1: 21); «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3: 4). Только тогда смерть может оказаться «приобретением», когда и сама теперешняя наша жизнь наполнена Христом, Его Верою, Надеждою и Любовью, о которой и сказано: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8); «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин. 3: 2–3). «Будем подобны Ему» Беда Достопочтенный Беда Достопочтенный писал: «Павел утверждает: вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3: 3). Умерли, конечно, в отношении прежней жизни во грехе и имеем теперь через веру новую жизнь во Христе, предел которой еще не явлен нам видимым образом. Святой Иоанн говорит, что мы будем подобны Ему, поскольку будем наслаждаться созерцанием неизменного, божественного и вечного, богоподобные в своем бессмертии и блаженстве. И все же мы останемся отличными от Творца, поскольку сами – творения. Хотя, видимо, это относится к телу бессмертия, и так мы уподобимся Отцу через Сына, единственного из Троицы принявшего тело, в котором Он умер, воскрес и которое вознес с Собой на небеса» .

http://pravoslavie.ru/112033.html

8 . Я не сомневаюсь, что ангелы присутствуют и в наших собраниях, не только вообще, во всех церквях, но и порознь. Спаситель сказал о них: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Здесь присутствуют обе части Церкви – Церковь людей и Церковь ангелов. Когда мы говорим что-то согласное разуму и соответствующее замыслу Писания, ангелы радуются и молятся с нами. Ангелы присутствуют в Церкви – по крайней мере в той Церкви, которая достойна их присутствия и принадлежит Христу. Вот почему женщинам надлежит во время молитвы покрывать голову – «для ангелов» ( 1Кор.11:10 ). Каких ангелов? Разумеется, тех, кто помогает благочестивым и ликует в Церкви, но мы не видим их, ибо наши глаза застит смрад грехов, но апостолы Иисуса их видят, и Он говорит им: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин.1:51 ). 9 . Если бы у меня была благодать видеть так, как видели апостолы, и смотреть так, как смотрел Павел, я бы прямо сейчас увидел мириады ангелов, которых видел Елисей, а Гиезий, стоявший с ним, не видел. Гиезий боялся, что его схватят враги, и видел только Елисея. А Елисей как пророк Господа молится и говорит: «Господи! Открой ему глаза, чтобы он увидел, …что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» ( 4Цар.6:16–17 ). И по молитве этого святого Гиезий тотчас узрел ангелов, которых не видел прежде. Все это мы сказали для того, чтобы показать, как научал Иоанн, не только тех, кто собирал подати, но и тех, кто приходил к нему каяться и не был в полном смысле слова мытарем. Среди тех, кто выходил к Иоанну принять крещение покаяния, были и воины. Ибо пришли не только Иоанн и пророки, но явился Сам Спаситель, чтобы проповедовать спасительное покаяние людям и ангелам и прочим силам, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Фил.2:10–11 ). Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 24. Евангелие от Луки 3:15–16. На отрывок от слов: «Я крещу вас водою» до того места, где сказано: «Он будет крестить вас Святым Духом и огнем»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   СТАВРОФИЛА. Охотно верю, что в самом кресте есть причина для радости, если кто внимательно размышляет о будущих воздаяниях; но радоваться в минуты самых испытаний Божиих это очень трудно; и я думаю, что немного таких, которые бы в страданиях веселились.    АНГЕЛ. Напротив, я многих представлю тебе. Апостолы «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5:41). Какой радости быль исполнен Апостол Павел, сказавший: «исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей» (2Кор.7:4). «Если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне» (Фил.2:17—18). Также и прочие Святые «другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр.11:36—37). И что иное были они, как не Псалмопевцы, бряцавшие на гуслях своих, и воспевавшие свидетельство Божьей Истины? Каким весельем исполнялись никогда эти мученики среди мучений! Много подобных примеров есть и в немощнейшем женском поле. Св. мученица Агафия в великой радости, как бы на пире и веселие, шла в темницу, вручая себя Господу своему (Память ее 5 февр.). Агния, тринадцатилетняя девица, еще слишком юная для страданий, созрела для победы, и превосходя свой возраст ревностью к добродетели, спешила на место казни с большею радостью, нежели шла бы в чертог брачный (Св. Амврос., кн.1 о деве. Память ее 21 янв.). Св. Фекла, восторжествовавши над зверями, огнем и узами говорила так: „если бы мне и всякий день должно было страдать в огне, от зверей, в узах и темнице, все страдания, и самая смерть ради веры во Христа казались бы мне приятнее самых изысканных наслаждений в жизни, лишь бы мне сподобиться ради Тебя за святое имя Твое, Господи, достойно понести мучения (Василия Селевк. Житие св. Феклы). Видишь ли Ставрофила, с какою радостью, с каким веселием сердца Святые претерпели страдания свои!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

“А нам Бог открыл ведение (о Нем) Духом Своим: ибо Дух все проницает, и глубины Божий… мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога: что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого” (1 Кор. 2: 10–13). “Ты Христос, Сын Бога Живого”. И по слову Христа: “не плоть и кровь открыли ему (Петру) сие, но Отец, Сущий на небесах” (Мф. 16: 16–17). “Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе” (1 Тим. 3: 16). И это есть естественный рост в Духе чрез пребывание в Божественной области хранением заповедей Христа. Ум вдруг схватывает познание и формулирует его в человеческих словах. Сие приходит, как вспышки молнии, при сердце, разжженном любовью. Это — та светоносная вечность, к которой все мы призваны (ср.: 1 Петр. 2: 9). Накопление в опыте Церкви подобных моментов озарения сознания нашего органически привело к сведению их воедино. Так появляется первая попытка систематизации живого богословия, произведенная святым Иоанном Дамаскином, мужем, богатым и своим собственным опытом. Срыв этого чудного восхождения к Богу в неисследимом богатстве высшего познания произведен, при упадке живого опыта, тенденцией подвергать данные Откровения критике нашего рассудка; склонением к “философии религии”. Последствие: схоластические суммы богословия, в которых опять-таки больше именно философии, чем Духа жизни.   Действенно быть в Боге и с Богом дается или “детям” (Мф. 18: 3; 11: 25), или божественно безумствующим, подобно великому Павлу (см.: 1 Кор. 4: 8–10; 1: 20). Он писал о себе: “Но что было для меня преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все (вообще) почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа… чтобы познать Его и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых” (Фил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

А ап. Павел: «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд, и звезда от звезды различается в славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор.15:41–42 ). О бесконечном возрастании в святости, на которую, как на христианскую цель, указывает и св. ап. Павел ( Еф.4:12– 13 ), здесь не может быть и речи. Но если оставить в стороне, как не имеющее для себя никакого основания, католическое учение о сверхдолжных заслугах и вытекающее отсюда – об индульгенциях и чистилище, – то все же непонятно, как, при внешнем отношении к человеку Божией блогодати, моожет достигаться святость Божия? Святой человек– весь новая тварь во Христе ( Гал.6:15 ); а это совершается силою Духа Божия ( Ин.3:5 ). Однако, новое творение в человеке не может быть актом только внешнего сопребывания Духа Божия в нем, а является плодом всецелого проникновения человека до последних его глубин души и тела блогодатной силою, свободно и с радостью принимаемою христианином, которая, при распятии себя для греха, блогодатью Того же Духа привлекает его ко Христу, животворит его во Христе, показывая духовному его взору во Христе его личную славу и святость (ибо во Христе прощение грехов и святость каждого отдельного человека), преображает всего его «в тот же образ (святость во Христе) от славы в славу» ( 2Кор.3:18 ), так что такой с ап. Павлом может сказать: «я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ). Тут открывается как бы духовный бег, неудержимое стремление ввысь, в святость Божию, при котором достигнутая святость кажется ничтожною, впереди видится та одна, беспредельная, в недосягаемой своей высоте: «Братия, говорит о себе св. ап. Павел, я не почитаю себя достигшим; а только забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышняго звания во Христе Иисусе» ( Фил.3:13–14 ). Этот духовный процесс уже есть дело животворящей силы Духа Божия, которая не только перерождает человека, делает его новой тварью, но и, при свободном на то изволении человека, устремляет его к главной цели его бытия – святости во Христе, вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010