6.1. Если хочешь узнать, как сражался Павел, который является не только «учителем язычников», но и своих воинов, послушай, что он пишет о себе, о чем мы уже упоминали выше: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ). Вот почему он приготовляет духовное оружие и невидимые стрелы для воинов, ведущих невидимую духовную брань, и говорит: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, возьмите шлем спасения и щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (ср. Еф.6:14,16:17 ), «и возьмите меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф.6:17 ). 6.2. Итак, когда вооружишься этим оружием и последуешь за воеводой Иисусом, не убоишься ты этих «гигантов»; ибо увидишь, как Иисус подчинит их тебе; и как отцы наступали на шею народам, так и ты будешь наступать на шею демонов. Ибо Сам Он говорит тем, кто верит Ему и следует за Ним: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ). Ведь Иисус всегда хочет творить чудеса, хочет, чтобы «саранча» повергала «гигантов» и одолевала «злобу поднебесную» земными средствами. И, возможно, именно это имел Он в виду, когда говорил в Евангелиях, что верующий в Него не только сотворит дела, которые Он творит, но «и больше сих сотворит» ( Ин.14:12 ). Ибо поистине мне кажется большим, когда человек, пребывая во плоти, слабый и склонный к падению, вооруженный лишь верой во Христа и Его словом, одолевает гигантов и легион (ср. Мк.5:9 ) демонов. И хотя одерживает победу в нас Христос, тем не менее, Он считает «большим», когда Он побеждает через нас, нежели когда Он побеждает Сам. 6.3. Довольно нам того, что у нас всегда есть это оружие и что «наше жительство» всегда «на небесах» (ср. Фил.3:20 ). Так пусть же каждое наше устремление, каждый поступок, каждая мысль, каждое слово будут небесными. И чем упорней мы восходим на небо, тем стремительней демоны будут низвергаться оттуда; и чем усердней мы будем, тем ниже они будут низринуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но и самому тебе, о слушатель, должно быть земледельцем души своей и использовать тот плуг, который использовал Самегар. И когда возложил ты «руку свою на плуг», не озирайся назад (ср. Лк.9:62 ), то есть после того, как взял крест свой и последовал за Христом (ср. Мф.16:24 ), после того, как отвергся мира и всего, что в мире, не оглядывайся назад, не ищи опять того, что считаешь «тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса» (ср. Фил.3:8 ), ибо если ты всегда держишь руку на плуге, то можешь с уверенностью сказать: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ), а себе сказать: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится» ( Пс.90:7 ). И, как мне видится, то, что «Самегар шестьсот человек Филистимлян побил», сказано отнюдь не случайно. Но зачем нужно было указывать их число? Разве что, возможно, для того, чтобы выразить еще яснее то, о чем мы говорили прежде. Ибо число шесть, умножением которого получается шестьсот, содержит образ этого мира, сотворенного, как сказано, за шесть дней. Потому и написано, что он побил плугом шестьсот человек, – тот, для кого «крестом Господа нашего Иисуса Христа мир распят» (ср. Гал.6:14 ). 3 . Но что прибавлено к этому дальше? Сказано: «Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа» ( Суд.4:1 ). В этом, несомненно, выражено то, о чем мы сказали прежде, – что за грехи народа умирает добрый правитель. Ибо когда они становятся нечестивыми и начинают «делать злое пред очами Господа», человек Божий отнимается от них. Но наши люди могут спросить: «Значит, Церковь Божья остается без судьи?» Хотя прежний и удаляется, приходит другой. Возможно, то, что мы скажем, покажется несколько самонадеянным, но мы говорим то, что написано. Иногда правитель народа и судья Церкви дается не велением Бога, но по нашим заслугам. Если дела наши нечестивы и мы делаем «злое пред очами Господа», нам дается правитель по сердцу нашему; и я докажу тебе это Писанием. Вот послушай, что говорит Господь: «Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома» ( Ос.8:4 ). И это, видимо, было сказано о Сауле, которого Господь избрал и повелел сделать царем; но так как он был избран не по воле Божьей, а по проступкам грешного народа, Бог отрицает, что это сделано по Его воле и с Его ведома (ср. 1Цар.8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Итак, пока ты не оставил плотских привычек, ты, как инородный и чужестранец, и не будешь участником и сообщником со святым, пришедшим с неба, Христом: тот сам должен быть небесным, кто хочет подойти к небесному, небесным же никто не может сделаться, не оставив земного. Таким образом, наперед умертвив в себе ветхого человека благодатью крещения, через усердие в духовных делах ты подойдешь ко Христу и приобщишься к Нему. Во-вторых, нужно видеть, каковыми были по закону все участвовавшие (в ядении) пасхи, для того чтобы узнать, какими должны быть и мы для участия со Христом: «ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших» ( Исх. 12:11 ). Дорожная одежда, надетая и хорошо подпоясанная, указывает на скорую готовность идти навстречу обетованию Божию, как и Израиль тогда, готовый в путь, отправлялся в землю обетования. Обрати же внимание на духовного путешественника, какое он имеет перед тем преимущество. Он спешит не на эту дальнюю землю обетования, не временные блага преследует, не землю меняет на землю, не Иудею вместо Египта; но что говорит такой путешественник о своем путешествии? «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания» ( Фил. 3:13–14 ). Вот чресла, препоясанные истиною, по апостолу ( Ефес. 6:14 )! Так именно ты будешь проворным в добром течении, если оставишь все теперешнее – пустое и ложное, по Давиду ( Пс. 38:7 ), станешь искать будущей истины и по ней томиться. Ноги – обутые, говорит, готовностью благовестия мира, способные для всякого доброго бега, каким упрочивается для нас мир с Богом, как говорит апостол: «мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» ( Римл. 5:1 ), и еще: «с терпением, – говорит, – будем проходить предлежащее нам поприще» ( Евр. 12:1 ), и еще: " бегу, чтобы получить» ( 1Кор.9:24 ). Посохи у них в руках – это надежда или утверждение души в Боге, чтобы не поколебаться в скорбях, как и сказал Павел ( 1Фес.3:3 ), но быть твердым. «Ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня» ( Исх. 12:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

6 . И все же посмотрим, что есть то, о чем сказано: «Ныне Я снял посрамление Египетское с сынов Израилевых». Все люди, даже если они происходят от закона, даже если они научены Моисеем, носят в себе «посрамление Египетское», посрамление грехов. Кто уподобится Павлу, хотя бы в соблюдении закона? Послушай, что он говорит о себе: «По правде законной – непорочен» ( Фил.3:6 ). И несмотря на это он во всеуслышание заявляет: «И мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» ( Тит.3:3 ). Не видится ли тебе все это посрамлением, и посрамлением Египетским? Но так как пришел Христос и дал нам второе обрезание через «омовение возрождения и обновления» ( Тит.3:5 ) и очистил наши души, отбросили мы все прежнее и взяли на себя обязательство хранить чистую совесть перед Богом. В то же время через второе обрезание снято с нас «посрамление Египетское» и очищена скверна грехов. Поэтому никто не боится осуждения за прежние прегрешения, если он всецело обратился и покаялся от всего сердца и верой разделил воды Иордана и очистился вторым обрезанием Евангелия. Ты слышишь, что «ныне Я снял посрамление Египетское с сынов Израилевых». Господь показывает это в Евангелии, когда говорит: «Прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ), но «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ). Ибо если после прощения грехов ты больше не грешишь, то бесспорно снимается с тебя «посрамление Египетское». Но если снова грешишь, то возвращается к тебе осуждение, и в гораздо большей мере, ибо намного более «тягчайшему наказанию повинен тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета» ( Евр.10:29 ), нежели тот, кто не соблюдает закон Моисея. Ведь совершивший прелюбодеяние после проповеди Евангелия заслуживает гораздо большего осуждения, чем живущий по закону, так как отнимает «члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы» ( 1Кор.6:15 ). Итак, ты видишь, что подвергаешься намного большему осуждению, если этим пренебрегаешь. Ведь обвинят тебя не за бесчестье, но осудят за богохульство, ибо сказано тебе: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» ( 1Кор.6:19 ). «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ( 1Кор.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Я полагаю, что, возможно, этими цельными и беспорочными камнями были святые апостолы, своим согласием и единодушием вместе образуя один жертвенник. Так, «единодушно пребывая в молитве» ( Деян.1:14 ) и в едином порыве отверзая уста свои, они, как сказано, произносили: «Ты, Господи, Сердцеведец всех» ( Деян.1:24 ). Поэтому те, которые могут единодушно молиться в один голос и одним духом, возможно, достойны того, чтобы надлежало им всем вместе устроить жертвенник, на котором Иисус приносил бы жертвы Отцу. Так постараемся поступать так, чтобы мы единодушно «говорили одно» ( 1Кор.1:10 ), «ничего не делали по любопрению или по тщеславию» ( Фил.2:3 ), но «соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ), и тогда, возможно, и мы соделаемся камнями, годными для жертвенника. Ибо Господь наш Иисус не оставляет нас, и хотя мы посвящаем себя молитве, «мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). «Господь есть Дух» ( 2Кор.3:17 ). Таким образом, если Дух помогает нашим молитвам и возносит их к Отцу, Богу всяческих, с воздыханиями для нас невыразимыми, то, разумеется, Он требует от нас и тщательно устроенный жертвенник. 3 . Но жертвенник еще полностью не завершен, и, хотя он сложен «из камней цельных», и хотя «железо» и «стрелы лукавого» не коснулись их, им все еще чего-то не достает, нечто такого, что добавляет Иисус ко всем им. Так чего же? Сказано: «Написал Иисус там на камнях Второзаконие – список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми» ( Нав.8:32 ). Он написал так, как в то время мог написать сын Навина, – начертав закон на камнях жертвенника, и тем в меру своих сил представил образ; посмотрим теперь, как написал Второзаконие наш Иисус «на живых» и «цельных камнях». Второзаконие есть, как следует из названия, второй закон. И потому, если хочешь увидеть, как после того, как первый закон утратил силу, Иисус написал второй, послушай, что Сам Он говорит в Евангелии: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, уже убийца» ( Мф.5:21–22 ); и еще: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:27–28 ); и «еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы. А Я говорю вам: не клянись вовсе» ( Мф.5:33–34 ). Вот пред тобой Второзаконие, написанное Иисусом «на живых» и «цельных камнях», «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца; не чернилами, но Духом Бога живаго» ( 2Кор.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

  Беневич Г. И. Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2013. Полагаем логичным соотносить неоплатонический и христианский взгляд на Божественный Промысл в рамках отдельной статьи. В современной литературе словосочетание «антропологический поворот» ассоциируется прежде всего с именами Сократа и М. Шелера. На наш взгляд, новозаветное благовестие также представляет собой антропологический поворот, не уступающий по значимости двум другим «поворотам». Словосочетание «катабатический поворот» означает нисхождение и приближение Бога к человеку. Для нашего исследования важно, что в христианском понимании Бог снисходит к человеку для непосредственной встречи, минуя слои космической иерархии. Этот сюжет обыгрывается, например, в текстах праздника Рождества Христова, когда говорится о «преклонении небес». Обратный процесс, также подчеркивающий идеал близости Бога и человека, описан в Послании к Евреям, где Иисус Христос назван «Первосвященником, прошедшим небеса» (Евр. 4:14), и в текстах праздника Вознесения Господня, где «естество Адамово» было возведено Христом «превыше всякого Начала и Власти». Напомним, что для иудейской культуры и культуры греческой вполне естественно представлять себе небо (и в физическом, и в метафизическом смыслах) иерархично. «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6:19). «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения (τν λογικν λατρεαν) вашего» (Рим. 12:1); «Потому что обрезание — мы, служащие Богу духом (ο πνεματι θεο λατρεοντες)» (Фил. 3:3). «Но вы — род избранный, царственное священство» (1 Пет. 2:9). «Вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого» (2 Кор. 3:3); «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). Подобно тому, как Новый Завет отстаивает ценность человека перед лицом ритуально-этического закона, христианские апологеты позднее будут отстаивать ценность индивида перед лицом античных представлений о законе космическом.

http://bogoslov.ru/article/6191689

1.9. Заметь, как и здесь Бог через пророка повелевает Саулу поразить Амалика и не щадить никого из них, а так как он пощадил Агага, царя Амаликова, то совершил непростительный проступок и до того огорчил Бога, что Он вопреки Божественной природе сказал: «Жалею, что поставил Я Саула царем». И потому не должно нам щадить того, кто отвращает или поглощает и пожирает людей, а именно того невидимого Амалика, который нападает на нас и противостоит на пути тем, кто хочет выйти из Египта, отвратиться от мрака этого мира и поспешить в землю обетованную; и если увидит, что мы утомились, идем, спотыкаясь и озираясь назад, плетемся сзади, в хвосте, то отсекает и поражает нас. И поэтому должно нам, «забывая заднее и простираясь вперед», стремиться к цели (ср. Фил.3:13–14 ), или, скорее, взбираться на горную вершину, непрестанно воздевая руки к небу в молитве, и тогда Амалик будет побежден и падет. 1.10. А хочешь узнать, что никто не ступит на святую землю и не войдет в Царствие, если прежде Амалик не будет побежден? Хотя Давид вел многие войны и имел частые жестокие столкновения с филистимлянами, о нем не написано, что он достиг царствия, не одолев Амалика. Ибо сказано в Писании: «Давид возвратился от поражения Амалика» ( 2Цар.1:1 ) и получил царство Саула, тогда как о самом Амалике написано, что он прежде принес многие бедствия народу Израиля и сожег много их городов. 1.11. Ибо, воистину, до пришествия истинного Давида, родившегося «от семени Давидова по плоти» ( Рим.1:3 ), духовные амаликитяне, которые суть противные силы, принесли много бедствий народу Израильскому. И сказано об этом Давиде, что «взяты были в плен и обе жены Давида» ( 1Цар.30:5 ); я думаю, что первая – иудеи, а вторая – язычники. «Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» ( Рим.3:9 ; ср. Гал.3:22 ). Однако на этом дело не кончилось; ибо послушай, что делает Давид, когда приходит. Сказано: «И вот, Амаликитяне, рассыпавшись по всей той стране, едят и пьют и празднуют по причине великой добычи» ( 1Цар.30:16 ); и напал на них, как сказано, «и поражал их Давид от сумерек до вечера другого дня» ( 1Цар.30:17 ). И после этого избиения амаликитян он возвратился и принял царство (ср. 2Цар.5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Скачать epub pdf Часть 2. Общие вопросы Средства содержания пастырей Пастыри могут пользоваться от своих пасомых средствами для жизни. Опровержение Возражений. Покрытие пастырями своих голов во время богослужений. Опровержение возражений. Благословение священническое. Целование руки пастырей. Нравственные недостатки пастырей. Суд над пастырями принадлежит епископу. Отношение пасомых к пастырям. Учение отцов и учителей Церкви. Пастыри могут пользоваться от своих пасомых средствами для жизни В Ветхом Завете Бог заповедал народу еврейскому давать содержание священству ( Чис.18:19–32 ; ср. Евр.7:5 и др.). В Новом Завете Господь Иисус Христос и апостолы так учили: «трудящийся достоин пропитания” 279 ( Мф.10:10 ). «Трудящийся достоин награды 280 за труды свои» ( Лк.10:7 ; ср. Лк.8:3 ; Ин.12:6 ). «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). «Вы и в Фессалонику и раз, и два присылали мне на нужду» ( Фил.4:16–18 ). «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада..? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:7–14 ). «Другим Церквам я причинял издержки, получая от них содержание (слав. «оброк» οψνιον содержание, вознаграждение, награда, жалованье) для служения вам» ( 2Кор.11:8 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (τημς от τημ – цена, плата), особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:14 ). Апостол повелевает заботиться о материальном положении пресвитеров, особенно, если они трудятся в слове и учении. В следующ. стихе (18) ап. яснее выражает свою мысль, приводя твердое основание сказанному: «ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего», – а также: «трудящийся достоин награды своей». Опровержение Возражений. Сектанты говорят: 1) православное духовенство должно бесплатно совершать все требы: «даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди..». ( Мф.10:8–9 ). 281

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

«Кто любит Меня, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21), — говорит об этом Спаситель («Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21). — Прим. ред.). Это высшая награда человеку на земле за его любовь к Богу. Таким образом, без устной молитвы нельзя достигнуть внутренней, а без внутренней — сверхъестественной, почему Бог и повелевает так усердно и так часто молиться. Молитва и смирение Молиться нужно от всего сердца, иначе молитва будет бесплодной. Из примера Господа нашего Иисуса можем получить наставление об этих трех видах молитвы, если мы внимательно рассмотрим, как Он молился. Часто Господь проводил в молитве подряд несколько дней и ночей (Лк. 6,12), молился Он изо всех сил (Лк. 22, 44), в молитве радовался (Лк. 10, 21). Сам предаваясь молитве, Он и нас и словом, и делом учил этому (Мф. 6, 9-13). Как говорил Он Своим ученикам: «Бодрствуйте и молитесь, да не впадете в искушение» (Мф. 26, 41). Мы должны подражать Спасителю, но молиться горячо и благоговейно человек может лишь тогда, когда будет иметь перед глазами смиренную кроткую жизнь Христову. Без истинного смирения все молитвы напрасны. Спаситель и здесь должен служить примером. Он учил людей смирению не одними словами, но и делом, смирив Себя даже до крестной смерти (Фил. 2, 3), почему и мог сказать: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Умыв ноги своим ученикам (Ин. 13, 4-5, 12-16), Спаситель хотел своим примером насадить в нас добродетель смирения. Истинное смирение делает то, что душа видит прежде всего собственную свою нищету и ничтожество. Любовь, соединенная со смирением, всегда судит и осуждает сначала себя, а потом других. Видя пороки, недостатки, ошибки ближнего, она обращается сама к себе и самое себя оплакивает, ибо в падении ближнего она видит свое собственное бедственное состояние. О погрешностях ближнего любовь милосердствует (Гал. 6,1) («Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6, 1). — Прим. ред.), почему мы с терпением, смирением и кротостию должны помогать ему, [прощать] слабости и бремя [его] носить.

http://pravmir.ru/molitva/

Только из одного этого факта каждый может понять, что Крест никак не есть мерзость для истинных христиан, а великое, славное и победоносное знамение Христа, символ Его победы. 9) Гал.6:14 : «Я не желаю хвалиться , разве только крестом Господа нашего...». Вновь мы видим, что ап. Павел не гнушается, а хвалится Крестом Христовым (под которым в данном месте нужно разуметь как сам Крест, так и страдания Христовы). 10) Еф.2:16 : «... и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста , убив вражду на нём». Как видим, для ап. Павла Крест есть не мерзость, а средство примирения Бога и человека. 11) Фил.3:18 : «Ибо многие, о которых я говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова». То есть, грешники есть враги не просто Христа, но и Креста, что указывает на тесную и неразрывную связь Христа и Креста! 12) Кол.1:20 содержит еще более удивительные слова о Кресте Христовом. Ап. Павел пишет, что Отцу было благоугодно «посредством Его ( Христа ) примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его , и земное и небесное». Если посредством Крови креста человек примирён с Богом, то как же Крест может быть мерзостью? Об этих четырёх стихах из апостольских посланий нужно заметить, что они для протестантов не очень удобные, и им как-то подсознательно хотелось бы, чтобы в данных стихах вместо слова «крест» стояло слово «Христос»: «хвалиться Христом», примирение «посредством Христа», «враги Христовы», «кровию Христа». Так им было бы понятнее и уютнее. Ведь действительно, какая у Креста есть кровь? Почему ап. Павел говорит о крови креста , а не о крови Христа ? Для протестантов здесь какое-то затруднение. Но Писание использует именно слово Крест, так как он после смерти Христа стал символом Самого распятого Христа! Именно так относится Православие ко Кресту, и именно этим объясняется то, почему ап. Павел использует слово «крест» вместо «Христос». В «Мече духовном» (с. 457), например, в объяснении Гал.6:14 говорится: «Здесь вразумление для хулителей Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010