Учение о любви имеет фундаментальное значение в православной этике и богословии. Христос призывает нас: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного […] Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5,44-48). Священное Писание представляет нам совершенство как состояние исполненности любовью Божией, потому что любовь — это совокупность совершенства (Кол.3,14), это исполнение закона (Рим.13,10). Ни сверхъестественные дары, ни мученические подвиги не являются критериями совершенства человека (1Кор.13,1-3), потому что без любви все ничто. Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Любовь — это высшая ценность. Если люди потеряют способность любить, они перестанут быть людьми в полном смысле этого слова» . Единственной и беспрекословной мотивацией при моральном выборе для верующего человека является любовь. «Люди достигают блаженства посредством этой устремляющей все и вся к Богу любви, постигая и абсолютизируя образ Бога в ближнем. Если любовь не имеет такого характера и такой направленности, то добродетели превращаются в то, что блаженный Августин называл блистательными пороками, или становятся чем-то еще более скверным» . «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1Ин.4,16-17). Только дела любви делают нас подобными Богу, делают достойными называться человеком, возвращают нам утерянное богоподобие. «Выражение " по подобию " , – говорит преподобный Иоанн Дамаскин, – обозначает подобие Богу через добродетель, насколько это возможно для человека» . Христианское совершенствование «обусловлено нравственным идеалом и в этически последовательном виде раскрывается как заповедь любви» . Но возможно ли во время этой земной жизни достичь совершенства, доступно ли оно в этом грешном мире для человека? «Христианская антропология, начиная с Нового Завета, выделяет и разделяет два рода совершенства человека: «совершенство устремленности к Богу», единственно доступное человеку в пределах его эмпирической жизни, и «совершенство соединения с Богом», достижимое лишь в мета-антропологическом и эсхатологическом горизонте» . Совершенство — это то, к чему можно и нужно стремиться, однако это еще предмет искомый, не принадлежащий нам в полной мере. Поэтому и сам апостол Павел, назидая христиан надеяться не на свою праведность, а искать праведности от Бога по вере, учит: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3,12-14).

http://bogoslov.ru/article/5197251

      Она, и только Она одна, Истинная Церковь – Непогрешима, потому что в Ней пребывает до скончания века Глава Ее – Сам Господь Иисус Христос (Мф. 28, 20), вдохновляет Ее и руководит Ею Дух Святый (Ин. 14, 16-17).       Это утверждение наше не голословно, ибо основано на ясном учении Слова Божия: " Церковь Бога Живого – Столп и утверждение Истины " (1 Тим. 3,15), – так говорит великий Павел, Апостол языков.       Кто лжет или впадает в заблуждение, тот невидимым Судом Божиим тотчас же отсекается от Тела Церкви, отпадает от Нее, тем самым теряя надежду спасения, и может опять воссоединиться с Нею только чрез искреннее покаяние.       Никакая ложь оттого не свойственна Церкви, не терпима в Ней. Не может быть поэтому в Ней ни разномыслия, ни разногласия, ни разделений.       Об этом ясно говорит св. Апостол Павел, наставляя первых христиан:       " Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них " (Рим. 16,17).       " Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию " (Фил. 2, 2-3).       Как же выглядит теперь столь модное ныне движение " экуменизма " , с точки зрения такого вполне ясного и категоричного учения Слова Божия? Не есть ли оно – сплошная ложь, несвойственная истинной Церкви и нетерпимая в Ней?       Требуя от христиан полного единомыслия и единодушия в своей среде, Слово Божие столь же ясно и категорично говорит о том, как истинные христиане должны относиться к искажающим истинное учение Церкви лжеучителям-еретикам:       " Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся " (Тит. 3, 10).       Так ли поступают современные " христиане " – или они " стыдятся " требований Слова Божия, как " устарелых " , " отставших от века " , недостаточно " прогрессивных " ?       Вот почему лгут на Истину все эти " экуменисты " и всякого рода современные " объединители " , стремящиеся соединить несоединимое: Правду с беззаконием, Свет со тьмою, Христа с велиаром, вернаго с неверным (2 Кор. 6, 14-15).

http://zavet.ru/averk.htm

Этими указаниями переполнены как евангелия, так и Деяния апостольские и все апостольские послания, как и апокалипсис. Перечислять их нужды нет (напр. Апок, гл. 2 и 3; Тит.3:9–10 ; 2Тим,4:14 и т. п,). Стоит прочитать послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, чтобы видеть, как стойко, бодрственно и неусыпно стояли св. апостолы на страже, оберегая чистоту Христова евангелия, «Есть лжеапостолы», – предостерегает св. Павел коринфян ( 2Кор.11:13–15 ), – «лукавые делатели, которые принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела светла; неудивительно, если и служители сатаны принимают вид служителей правды. Есть люди, смущающие вас», –      предостерегает св. Павел галатийцев ( Гал.1:7–12 ), – «желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь опять говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли от нас, да будет анафема. Это потому, что евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа, Аще кто приходит к вам, и сего Христова учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите », –заповедует и Иоанн Богослов (2Ин. ст. 10). «Блюдитеся от псов», – предостерегает св. Павел филиппийцев, – «блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от разделения, Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают, как враги креста Христова» ( Фил.3:2–17–18 ). Святые апостолы даже друг над другом бодрствовали, чтобы предусмотрительное приспособление их к обстоятельствам и к терпимым воззрениям людским, по апостольскому правилу – всем быть вся, да всяко некие спасут, – чтобы такое приспособление не причиняло соблазна и вреда немощным ( Гал.6:11–15 ; Деян.21:15–25 ); чтобы даже истинная, но таинственная, неудоборазумеваемая апостольская проповедь не была искажаема и превращаема в пагубное заблуждение ( 1Петр.3:15–17 ; Иак.2:14–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

«И будете жить на земле вашей безопасно» ( Лев.26:5 ). Неправедный никогда не огражден от опасностей, но постоянно пребывает в беспокойстве, колеблется и увлекается «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (ср. Еф.4:14 ). Но праведник, соблюдающий закон Божий, живет на земле своей «безопасно». Ибо в его обращении к Богу разумение крепко: «Укрепи меня по слову Твоему» ( Пс.118:28 ). Поэтому он живет на земле своей безопасно, твердо и непоколебимо укорененный в вере (ср. Еф.3:17 ; Кол.1:23 ), ибо он «построил дом свой» не «на песке» (ср. Мф.7:26, 24 и далее), и корни его – не «на местах каменистых», но дом его построен на земле, и «произрастения» его укреплены в земле, то есть в глубине души (ср. Мф.13:5, 21 ). Таким образом, верно сказано о такой душе в благословении: «И будете жить на земле вашей безопасно; пошлю мир на землю вашу» ( Лев.26:5–6 ). Какой «мир» дает Бог ? Тот, что в мире? Христос отрицает, что речь идет именно об этом мире. Ибо Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» ( Ин.14:27 ). Как видим, Он отрицает, что дает Своим ученикам тот же мир, что «мир дает», ибо в другом месте Он говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф.10:34 ; ср. Лк.12:51 ). Так хочешь узнать, какой мир посылает Бог на нашу землю? Если земля «добрая», которая приносит плод «во сто крат» и «в шестьдесят» и «в тридцать» (ср. Мф.13:8 ), то получит от Бога тот «мир», о котором Апостол говорит: «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления» ( Фил.4:7 ). Вот какой мир посылает Бог на нашу землю. 6 . «Когда ляжешь спать, – никого не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет» ( Прит.3:24–25 ). Соломон сказал это о праведном и мудром муже, и в благословении сказано: «Когда ляжешь спать, – никого не будешь бояться». Ибо если я стал праведным, никто меня не испугает; ничто не устрашит меня, если есть во мне страх Божий; ибо сказано: «Праведник смел, как лев» ( Прит.28:1 ), и поэтому не боится он ни льва – дьявола, ни «дракона» – сатану, ни «ангелов его» (ср. Откр.12:7 ), но говорит он словами Давида: «Не убоюсь страха ночного, ни стрелы, летящей днем, ни вещи, во тьме приходящей, ни сряща и беса полуденного» (ср. Пс.90:5–6 ). И прибавляет: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь? Господь Защититель жизни моей, кого устрашусь?» ( Пс.26:1 ). И еще: «Если ополчится на меня полк, не убоится сердце мое» ( Пс.26:3 ). Видишь мужество и стойкость души, которая исполняет заповеди Божьи и обладает убежденностью врожденного бесстрашия?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И Бог не только покоится на них, но в них пребывает. Но если кто-то возвысится настолько, что сможет сказать: «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне» ( 2Кор.13:3 ), то Бог не только в том пребывает, но и ходит в нем. И поэтому те, кто стали совершенными или соделались небесными, как сказано в псалме, «проповедуют славу Божию» ( Пс.18:2 ). По этой причине и апостолы, бывшие небесными, были посланы проповедовать славу Божию и получили имя «Воанергес, то есть «сыны громовы " » ( Мк.3:17 ), чтобы посредством силы грома уверовали мы, что они – небесные. Итак, «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» ( Быт.1:27 ). Мы должны уразуметь, что есть образ Божий, и со всем прилежанием исследовать, по подобию какого образа создан человек, ибо сказано не «Бог сотворил человека по образу или подобию», но «по образу Божию сотворил его». Так какой же иной может быть образ Бога, по которому создан человек, как не наш Спаситель, «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ), о Котором сказано, что Он есть «сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ), Кто сказал о Себе: «Я в Отце и Отец во Мне» и «видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:10, 9 )? Ибо как видящий чей-то образ видит и того, чьим образом он является, так же и Бог виден через Слово Бога, являющееся Его образом. Этим подтверждается истинность сказанного: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). Итак, человек сотворен по подобию Его образа, и по этой причине наш Спаситель, являющийся образом Бога, из сочувствия к человеку, сотворенному по Его подобию, видя его, совлекает Свой собственный образ, чтобы облачиться в образ порочный. Он Сам, движимый состраданием, принял облик человека и сошел к нему, как свидетельствует Апостол: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти» ( Фил.2:6–8 ). Поэтому те, кто приходят к Нему и хотят приобщиться этому духовному образу через самосовершенствование, ежедневно обновляются (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

А может быть, – откроется и другое какое-нибудь знамение в конце времен, которое даст случай к обращению Иудеев и язычников. Далее Пророк, описывая состояние обратившихся Иудеев, говорит, 1) что между обратившимися к Иисусу Христу истребится всякая зависть и будет истинное братолюбие (ст. 13); 2) соединившись с Христианами из язычников, они со всею ревностью станут защищать царство Иисуса Христа против врагов его, покорять их Иисусу Христу и Церкви Его (ст. 14). Ст. 13. И прекратится зависть Ефрема, и враждуещие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснят Ефрема. 10 колен Израилевых со времени отделения от двух колен Иудиных постоянно находились во вражде. Предсказываемое здесь согласие Иуды и Ефрема должно относить к Израильтянам, обращенным к вере Христовой, которая уничтожает всякое внешнее, плотское преимущество ( Фил.3,4 и сл.) и различие не только между Иудеями и Израильтянами, но и между Иудеями и язычниками ( Гал.3:28; 5:6 ), законом любви соединяет всех в одно в Иисусе Христе, как члены одного тела с главою. Ст. 14. И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей востока (т. е. Арабов, Измаилтян, Сириян); на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им. Эти победы обратившихся Иудеев над иноплеменниками суть те быстрые и необыкновенные успехи, какие имели Апостолы в обращении их к вере в Иисуса Христа; вероятно, то же будет при обращении язычников к Иисусу Христу и в конце времен. Третье знаменитое происшествие: разрушение или умаление двух, враждебных иудеям, царств, Египетского и Ассирийского, для отвращения препятствий к собранию рассеянного народа Божия в царство Христово. Ст. 15. И изсушит Господь залив моря Египетскаго, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходит ее. Ст. 16. Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. Здесь Пророк показывает, что около того времени, когда Бог царство Своего Сына оснует в мире, два враждебные царства – Египетское и Ассирийское, которые могли бы препятствовать этому делу Божию, будут разрушены, или умалены, и доведены до такого состояния, что не в силах будут воспрепятствовать успехам призвания Иудеев и язычников. Под языком, т. е. заливом моря Египетского, разумеется Нил, который, впадая в море, как в жерло, представляет подобие языка (См. под. 19:5; Иез.29:3 сл.). Поразить проклятием значит с проклятием предать на погибель, разрушить, истребить. Под рекою разумеется Евфрат (См. под. 8, 7. Иер.51:36 ). Разсечь реку на 7 потоков значит иссушить ее совершенно. А по отношению к Ассирийскому царству значит разделить его на части, ослабить, уменьшить силы его и разрушить. Под сильным дыханием, или ветром, разумеется суд Божий, который совершился над Ассириею особенно чрез Римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:19-22 ). Ап. Павел ради дела благовествования отождествлял себя даже с фарисеями (этими последовательными врагами Христа и христианства); однажды он (ап. Павел) записал о себе: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей» ( Фил.3:5 ). Нам трудно до конца понять всю степень самоотождествления самого себя с заблудшими в жизни ап. Павла; иногда это доходило и до самоотречения во Христе, когда он (Павел) писал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти… ( Рим.9:3 ). Иными словами, он сам был готов находиться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, находятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира «…и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Пет.3:19 ). Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер, так как это было и у Христа, так как это было и у ап. Павла, сказавшего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ). По учению апостолов, «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит.3:10 ). «После первого и второго», — то есть, необходимо употребить максимум усилий. Апостолы не рекомендуют проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» ( 2Фес.3:14-15 ). Так же ап. Павел рекомендует проявлять милосердие и к находящимся под дисциплинарным (каноническим) запрещением: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» ( 2Кор.2:6 ). Общая тональность религиозных собеседований (даже носящих обличительный характер) не должна переходить в грубые формы. Сказано: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ).

http://azbyka.ru/sekta

в трудах, в бдениях и постах» ( 2Кор. 6:4–5 ). О пророках и учителях Антиохийской церкви читаем, что они, «служили Господу и постились», а когда, по повелению Св. Духа, они отделили для проповеди Варнаву и Савла, то, «совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13:1–3 ). Апостол Павел говорит мужьям и женам: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор. 7:5 ). Все христиане должны соблюдать посты, ибо постившийся «Христос оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ); и св. Апостол, пребывавший в посте учит: «Подражайте Богу» ( Еф. 5:1 ); «подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ); «смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» ( Фил. 3:17 ). Отвергающие посты подражают, следовательно, не Христу и св. Апостолам, а диаволу, который искушал Христа, предлагая Ему пищу, когда Он постился в пустыне ( Мф. 4:1–4 ). 5) Делали ли угодники Божьи и св. Апостолы различие в пище постной и скоромной? 5) Хотя слово Божье учит нас, что всякая пища сама по себе чиста и позволительна, что «нет ничего в самом себе нечистого» ( Рим. 14:14 ), но в дни поста Церковь разрешает есть только постную, растительную пищу, запрещая употреблять мясо и другие продукты животных. Пример и указание на такое различие в пище мы находим в самом же Св. Писании. Так, напр., пророк Даниил говорит о себе: «в эти дни (дни откровения; я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в уста мои» ( Дан. 10:2–3 ). Назореи, отдавшие себя на служение Богу, не должны были всю жизнь свою пить вина и всякого крепкого напитка ( Чис. 6:1–14 ); и сам ап. Павел говорит: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор. 8:13 ; Рим. 14:21 ). Даже хлеб Господь повелел Евреям не всегда есть один и тот же: в обычное время они могли есть хлеб квасный, а в дни Пасхи, в память выхода их из Египта, они должны были, под угрозой смерти, есть только пресный хлеб с горькими травами ( Исх. 12:8,15; 23:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Апостол Павел, служа Богу духом ( Рим.1:9 ), ходил в храм ( Деян.22:17 ; ср. Деян.3:1 ), преклонял колени во время молитвы ( Деян.20:36, 21:5 ; Еф.3:14 ; ср. Деян.9:40 ; 1Кор.14:25 ; Откр.4:10 ). Сектанты между прочим не обращают внимания в повествовании евангелиста о беседе Господа с самарянкою на то, что она спрашивала Его не о месте «молитвы», а – «поклонения». Здесь слово: «поклоняться» (πρоσκυνεν) означает внешнее обнаружение религиозной настроенности, видимое служение Богу, не единичный только акт поклонения (ср. Мф.2:11 ; Мк.5:6 ; Ин 9:38 ; Мф.28:9 ), а целый религиозный культ, целую совокупность обрядов и священнодействий (ср. Ин 12:20 ) «из пришедших на поклонение» – ινα πρоσκυνησωσιν, Деян.8:27, 24:11 ). Господь восемь раз употребил выражение «поклоняться», – «поклонники», ни разу не разъясняя его смысла; следовательно, Он придавал этому слову (поклоняться) то же самое значение, что и самарянка, т.е. употребил его в собственном, буквальном смысле. Если бы Господь желал отменить всякое внешнее поклонение Богу, то Он, несомненно употребил бы другое выражение, как, например, молиться (πρоσεχεσθαι – Мф.6:5–6 ), чтить, почитать (σβεσθαι – Μф.15:9; Деян.18:13 ). 4) Иисус Христос учил в храме, а не приходил для молитвы (ср. Мф.21:23 ). Только сектанты могут допускать, что Иисус Христос, называя храм «домом молитвы» для всех народов, ревнуя о его святости, Сам не поклонялся, или не молился в нем. Неужели мог Он одно говорить, а другое делать?! Сам Он свидетельствовал: «кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин.8:46 ). Враги обвинили бы Его в нарушении закона, если бы Он не молился в храме, но «первосвященники и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти и не находили» ( Мар 14:55 ). В беседе с самарянкой Он сказал: «мы знаем, чему кланяемся». – «Между поклоняющимися», – объясняет святой Кирилл Александрийский , – «как человек, ставит Себя Тот, Кто с Богом и Отцом получает поклонение, как от нас, так и от святых ангелов. Поскольку Он облекся в образ раба, то и совершает подобающее рабу служение, не переставая быть Богом и Господом и Поклоняемым, ибо Он пребывает Тем же Самим, хотя и стал человеком, везде и вполне сохраняя образ домостроения со плотию... Каким образом Он был бы «подобным человекам» ( Фил.2:7 ), если бы не совершал подобного тому, что свойственно людям? Α наиболее свойственное людям дело есть богопоклонение, как бы в качестве долга, воздаваемое и приносимое от нас Богу. Итак, поклоняется Он, как человек, когда стал человеком, а получает поклонение всегда с Отцом, так как Он был, есть и будет Бог по природе и Истинный». 322

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

д) Наконец, вводит служитель Божий новопросвещенного младенца пред двери алтаря, и в третий раз возглашает: «воцерковляется раб Божий»... И вводит его «во святой жертвенник» – самый алтарь святый, если младенец мужеского пола, или – до царских врат, если женского (так как совершение церковного богослужения возлагается собственно только на мужей: 1Кор. 11:4, 14:34–35 ). Этим действием воцерковления новопросвещенный некоторым образом сопричисляется к сонму самых священнослужителей. Здесь-то особенно открывается, что все верующие – священство святое, царственное священство ( 1Пет. 2:5,9 ), – все, в духовном смысле (но не иерархическом), цари и священники Богу ( Откр. 5:10 ). Но предстание новопросвещенного младенца к алтарю имеет еще и особенное значение. «То, что ты прямо после крещения должен будешь предстать пред великим жертвенником, – говорит св. Григория Богослов 9 , – есть предызображение будущей славы», имеющей открыться на небеси, в жизни будущего века. Итак, являясь во святый алтарь, как в самое небо, новопросвещенный христианин как бы предначинательно «приступает к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к, торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22 )... Здесь как бы показывается человеку, куда наконец имеет привесть его руководство Церкви, сущей на земле! Взглянем еще раз мысленно на служителя Церкви Святой, сохранно носящего на своих рудах воцерковляемого младенца, и постепенно переходящего с ним из одной части храма к другой, имеющей высшее назначение и знаменование. Это живое изображение того, как Святая Церковь , подобно заботливой матери, как бы носит на руках своих каждого человека, – возводит его от силы в силу, преобразует от славы в славу – дотоле пока не введет его как любимое, покорное ей, чадо в небесное святое святых, пока не дарует ему Господь – взирать откровенным лицем славу Господню ( 2Кор.3:13 ), в Церкви торжествующей, на небесах! С другой стороны, поучительно для нас то, что священник, при воцерковлении, почти не останавливается с младенцем на одном месте, но все стремится вперед... Не ясно ли представляется чрез это воцерковляемому, что он делается членом Церкви воинствующей, – что мы, верующие, «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ), и потому должны, «забывая заднее и простираясь вперед, стремиться к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Фил.3:13–14 )?..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010