38.  Пивоваров Б., протодиак.  Деятельность русских миссионеров в Сибири: Дис. [курс, соч.] « МДА. — Загорск, 1978. — Машинопись. 39. Описание документов и дел Святейшего Синода. — СПб., 1885. — Т. 7, кн. 1: Памятники Сибирской истории XVIII в. — С. 62. 40.  Пономарев Н. А., прот.  Православие в Сибири: Иркутская епархия и её архипастыри. — Б. м. и г. — 58 с. — Машинопись. 41.  Поселянин (Погожев) Е.  Русская Церковь и русские подвижники 18 в. — СПб.: И. Л. Тузов, 1905. 42.  Путинцев М., прот.  Митрополит-схимонах Феодор, просветитель сибирских язычников//Душеполезное чтение. — 1887. — Январь. 43. Сибирская советская энциклопедия: В 4 т. — Новосибирск: Западно-Сибирское отд-ние ОГИЗ, 1932. — Т. 3. 44.  Словцов П. А.  Историческое обозрение Сибири. — М., 1838. — Кн. 1. 45. Столетие со дня открытия мощей святителя Иннокентия. — Иркутск: Тип. Сизых, 1901. 46.  Сулоцкий А. И., прот.  Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский, просветитель сибирских инородцев. — 2-е изд., испр. и доп. — Омск, 1882. 47.  Сулоцкий А. И., прот.  Тобольские и Томские архиепископы. — Омск: Тип. Окружного штаба, 1881. 48.  Сулоцкий А. И., прот.  Челобитная митрополита Сибирского и Тобольского Филофея Лещинского Петру Великому и ответ сего государя на нее. — Омск, 1883. 49.  Сумароков П.  Миссионерство в Сибири//Христианское чтение. — 1883. — Ч. 2. — С. 412—435, 561—595; 1884. — Ч. 1. — С. 113—147, 639—673; Ч. 2. — С. 327—347, 657—687. 50. Тобольский архиерейский дом в XVIII в. — Новосибирск: Сиб. хронограф, 1994. 51.  Харченко Л. Н.  Миссионерская деятельность Православной Церкви в Сибири: (2-я пол. XIX в. — февр. 1917 г.): Очерк истории/Ред. М. Ю. Крапивин. — СПб.: [Б. и.], 2004. 52. Даурская духовная миссия//Православная энциклопедия. — М., 2007. Т. 14. — С. 217—219. 53.  Судницын А.  Речь, произнесенная на торжественном акте, 21 сент. 1893 г., по случаю 150-летнего юбилея Тобольской духовной семинарии. — Тобольск, 1898. Глава 6. Американская (Кадьякская) миссия. Преподобный Герман Аляскинский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Воскресенский собор. 1914 год. И.Н. Шухов Западносибирское краеведение Первые следы христианства у остяков встречаются в связи с покорением их Российской державе. В 1593 году казаками был основан город Березов, один из старейших русских городов Сибири. В Березове была построена и первая на Обь-Иртышском Севере православная церковь в честь Рождества Богородицы. Именно с этим храмом связана вся история Православия в этих местах. Духовный центр Тобольского Севера Так было всегда на Руси. Православный человек, придя на новую землю, обязательно строил храм. По преданию, казаки поместили в церкви принесенные с собой иконы – архангела Михаила и святителя Николая. В то время березовский край составлял две трети Тобольской губернии. Его территория простиралась до Ледовитого океана. Березов стал вскоре не только административным, но и духовным ее центром. Святитель Филофей (Лещинский) Аборигены не сразу приняли веру. Держались языческих верований, которые очень гармонично вплетались в их повседневную жизнь, крепко связанную с природой. Просвещение этого края светом Евангелия связано с равноапостольным подвигом святителя Филофея (Лещинского), который, будучи в схиме, после смерти святителя Иоанна Тобольского вернулся на архиерейскую кафедру и совершил несколько миссионерских поездок в глухие таежные места. Кроткий и смиренный, между тем он обладал удивительной харизмой, крепкой верой и безграничным милосердием к не просвещенным на тот момент светом евангельской истины аборигенам. Последнюю свою миссионерскую поездку к обдорским остякам святитель совершил в 76-летнем возрасте. Укрепление российского самодержавия в этих местах было невозможно без привнесения православной веры. Очень скоро Березов стал и местом ссылки. Среди именитых заключенных первым делом вспоминают о «Светлейшем князе» Александре Даниловиче Меншикове. С его именем связано строительство «своим иждивением и группой казаков из охраны острога» храма в честь Рождества Богородицы с приделом во имя Илии Пророка. Храм возводился «иждивением» Меншикова. «Светлейший» и сам участвовал в строительстве

http://pravoslavie.ru/120605.html

Большинство трудов и рукописных материалов отца Александра Сулоцкого посвящено сибирской иерархии: «Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольске в Вербное воскресенье» 71 , «Встреча в Тобольске в старину вновь прибывших Преосвященных» 72 , «Архиереи из сибирских уроженцев» 73 , «Тобольские и Томские архипастыри» 74 . Эти статьи вместе с жизнеописаниями выдающихся Тобольских архипастырей XIX века – архиепископов Афанасия (Протопопова) 75 , Антония III (Знаменского) 76 , Евгения (Казанцева) 77 , Амвросия (Келембета) 78 и других являются важными источниками для церковной историографии Сибири, охватывают почти все стороны церковной жизни в крае. Следует выделить исследование отца Александра о святителе Димитрии, митрополите Ростовском, «Святитель Димитрий Ростовский как архипастырь Сибирский», которое было напечатано в журнале «Странник» в 1866 году 79 . Автор излагает малоизвестные события жизни святителя Димитрия, который был посвящен в архиерейский сан ради Сибири и который заочно, из Москвы, управлял Тобольской митрополией на протяжении девяти месяцев. «Живя в Москве, святитель Димитрий ласково принимал и речами своими назидал приезжавших туда сибиряков, равно и лиц, по делам службы или по своим собственным надобностям отправлявшихся в Сибирь» 80 . В заключение отец Александр Сулоцкий приводит пример молитвенного почитания святителя Димитрия среди сибирской паствы: «Тобольский Преосвященный Владимир (Алявдин; 1842–1845), по прибытии в Тобольск, узнав, что святой Димитрий Ростовский некогда был также митрополитом Тобольским, в 1843 году предписал циркулярно во всех церквах Тобольской епархии на отпустах всех дневных служб поминать ежедневно, кроме обыкновенно поминаемых святых, и святого Димитрия, Ростовского чудотворца» 81 . В главном своем историческом исследовании – книге о жизни и апостольских трудах святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского (в схиме Феодора) 82 ,– протоиерей Александр Сулоцкий сумел убедительно показать, что православные русские миссионеры в Сибири никогда не применяли насилия по отношению к просвещаемым народам, но проповедовали христианскую веру «тишайшими словесы» – в духе евангельской кротости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

  Белашов А.И. (Камчатская епархия, директор музея истории Православия на Камчатке и в Русской Америке, президент Фонда малочисленных народов Севера и Камчатки) «О мерах по увековечению имени святителя Иннокентия (Вениаминова) в Камчатской области и Корякской Автономной области»   Священник Марк Косолапов (Иркутская епархия) «Деятельность святителя Иннокентия (Вениаминов) в Иркутской епархии»   Бежанидзе Г.В. (ПСТГУ) «Влияние святителя Филарета на жизненный путь святителя Иннокентия»   Нейхц Н.Т. (РАГС) «Роль Правослания в освоении Камчатки»   Русская Православная Церковь Московская Патриархия»   Историческая справка. В XVIII веке началась миссия на Камчатке, которая была присоединена к России в конце XVII века. В 1705 году, по благословению митрополита Тобольского Филофея (Лещинского), на Камчатский полуостров прибыла первая группа миссионеров во главе с архимандритом Мартинианом. В 1742 году дело православной миссии продолжил архимандрит Иоасаф (Хотунцевский). Отец Иоасаф много сил и энергии отдал миссионерским трудам: он открыл школы для обучения русскому языку и основам веры, провел перепись населения (согласно его подсчетам, население Камчатки составляло тогда 11 500 человек), крестил более 4 500 человек.   Первым епископом на Камчатке с титулом «Камчатский, Алеутский и Курильский» стал святитель Иннокентий (Вениаминов) – выдающийся миссионер, просветитель и подвижник благочестия XIX столетия. Большой вклад в дело православной миссии на Камчатке внес епископ Нестор (Анисимов). По его инициативе в 1916 году Священный Синод учредил отдельную Петропавловскую и Камчатскую епархию. Сегодня Петропавловская и Камчатская епархия вступила в новый этап своего развития, связанный с назначением правящего архиерея епископа Игнатия (Пологрудова). В настоящее время на Камчатке действуют 26 православных общин, 18 храмов и молитвенных домов, 5 часовен, в епархии служат 18 священников и 2 диакона.   15 января 2005года в центре объездного кольца при въезде в город Петропавловск-Камчатский был установлен десятиметровый православный поклонный крест.

http://pravoslavie.ru/13189.html

Но вот, с отречением Филофея Лещинского от управления епархией и принятием им схимы, сделалась праздною Сибирская митрополия. Указ (1700 г.) Петра I, который желал просветить светом Евангелия не только сибирских язычников, но и сопредельные с Сибирью неверующие народы, указ о том, чтобы на Сибирскую митрополию возводить мужей не только благочестивых, но вместе и ученых, – оставался во всей силе. Посему духовное начальство и определило послать в Тобольск Иоанна Максимовича, с возведением в звание митрополита Тобольского и всея Сибири. 14 Августа 1711 г., преосвященный Иоанн, имея от роду около 60 лет, и почти уже весь покрытый сединами, прибыл в Тобольск, и был встречен необыкновенно торжественно. Выписываю разсказ об этом из рукописи, принадлежащей тобольской семинарии. «Преосвященный Иоанн прибыл к Тобольску на двух дощаниках и пристал к берегу Иртыша против Знаменского монастыря. По предварительному приказу тобольского воеводы Бибикова, полковник конного казачьего полка Нефедьев и Головы двух пеших казачьих полков Аршинский и Марушенский стояли с своими командами в строю от монастырских ворот до самаго митропольчьего дощаника. Сам воевода со своими товарищами и при них сибирские дворяне, дети боаярские и старшины от граждан вошли к Его Высокопреосвященству на дощаник. Преосвященный, преподав благословение, в сопровождении посетителей, сошел на берег, вошел в монастырь, выслушал там краткое молебствие и, благословив народ, возвратился на судно, где и ночевал. Утром следующего дня (15 августа) преосвященный Иоанн, прибыв снова в Знаменский монастырь, (в церкви) облачился в полное архиерейское облачение. Тут к нему пришли кафедральный протоиерей со всем градским духовенством в полных облачениях с образами и с молебным пением. Благословив новых своих сотрудников в деле пастырского служения, архипастырь пешком отправился в собор, находящийся слишком в версте от Знаменского монастыря, притом в нагорной части города, в сопровождении воеводы и его товарищей, дворян, детей боярских, городских старшин и множества народа. На взвозе 8 по обе стороны и на горе по площади до самого собора стояли в строю три помянутые полка казаков. На горе в кремле, на площади против собора преосвященный служил молебен с водосвятием, а по входе в церковь – Литургию. После Литургии, отправился в архиерейский дом. 16 августа служил у праздника, т. е. в Спасской градской церкви при стечении множества народа 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Теперь мы дошли до самого интересного для жителей Сибири вообще, а особенно для жителей Тобольска – периода жизни митрополита Иоанна. Но, к сожалению, нет возможности удовлетворить вполне любопытство чтущих память святителя: современники для себя не имели нужды вести записок о его жизни и делах, преемники довольствовались рассказами стариков, а рассказы в течении 135 лет большею частью забыты. Будем же довольствоваться немногим. Нет сомнения, что епархиальные дела озабочивали преосвященнаго Иоанна. Тобольская епархия в XVII веке и в начале XVIII века чрезвычайно была обширна: – простиралась с запада на восток от Ачитской крепости (на запад от Уральских гор, след. уже в европ. Росии) до Камчатки, а с юга на север от Бухтармы и Кяхты до Обдорска и Колымы. К тому же в Сибири тогда вовсе не было образованного духовенства; между тем раскольники, толпами бежавшие из России, множество простодушных увлекали в свои заблуждения, и сотнями, даже тысячами сожегались и сожегали обольщаемых ими 10 . Особенно, кажется, трудно было митрополиту Иоанну управлять епархией, когда (в 1714 г.) викария его, иркутского епископа Варлаама Коссовского, перевели в Тверь, и он остался без помощника. Кроме исправления обыкновенных епархиальных дел, митрополит Иоанн Максимович, находясь в Тобольске, трудился, хотя не лично н не непостредственно, над обращением в христианство остяков, вогуличей и других сибирскх инородцев, а именно: в 1712 году, вместе с тогдашним губернатором сибирским, предприимчивым князем Гагариным, он убедил своего предместника митрополита Филофея Лещинского, отшедшего было на покой и принявшего схиму в тюменском монастыре под именем Феодора, отправиться с проповедью к остякам Тобольской губернии, а после к вогуличам, татарам и другим языческим и магометанским народам; давал ему в помощь священнков и монахов; а раз преосвященный Иоанн н сам от себя отправил в Кошуцкие юрты священника, который, при содействии тамошнего князьца, обласканного и щедро одаренного в Тобольске Иоанном Максимовичем , окрестил инородцев, недавно было принявших магометанство, около 300 душ. Сюда же надобно отнести и то, что в 1714 г. преосвященный Иоанн, согласно воле Петра I, открыл в Пекине православную духовную миссию, назначив начальником оной архимандрита Илариона Лежайского родом из Польши.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Филофей, святитель, митрополит Сибирский и Тобольский (Лещинский) (в схиме Феодор) † 1727; память 31 мая/13 июня, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых Родился в 1650 году в Малороссии. Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киево-Могилянской коллегии, ставшей впоследствии Киевской духовной академией. Получив высшее, по тому времени, духовное образование, Филофей (мирское имя его осталось неизвестным) стал служить приходским священником. Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время братия избрала его экономом лавры. Впоследствии он был возведён на должность строителя Брянского Свенского Успенского монастыря, приписанного тогда к Киево-Печерской лавре. Пётр I уделял особое внимание развитию Сибири, и в частности распространению Православия в этом крае. В 1700 году специальным указом он повелел митрополиту Киевскому Варлааму (Ясинскому; † 1707) «поискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только добраго и благаго непорочнаго жития, но и учёного, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог Божией помощию исподволь, в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога». Первый кандидат – святитель Димитрий (Туптало; † 1709), впоследствии митрополит Ростовский, не смог отправиться в Сибирь, и выбор Киевского митрополита пал на архимандрита Филофея (Лещинского). 4 января 1702 года в Москве, при участии местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского ; † 1722), митрополита Димитрия (Туптало) и митрополита Азовского Парфения (Небозы; † 1704), архимандрит Филофей был посвящён в сан митрополита Сибирского и Тобольского. 4 апреля 1702 года владыка Филофей прибыл в Тобольск. О своём впечатлении о состоянии приходов в епархии митрополит Филофей в грамоте архимандриту Троицкого Селенгинского монастыря Мисаилу писал: «Извещаем же братолюбию вашему и сие, что грядущим нам из царствующаго града Москвы во град наш напрестольный видехом во церквах безчиние великое, еже и писанию предати не хощем».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

7-я. Чтоб в Тобольску мечетем Татарским между церквами Божиими и житию их Татарскому с Христианы не быть, потому что от мечетев церквам Божиим бывает перешкода, 36 а Христианам, живущим в соседстве с Татары, не без того, чтобы с ними не пили и не ели и праздников Татарских не праздновали, и во блуды не впадали с поганы, а погане с Христианы, и те их места отдать на двор гостинной, на церковь и людем посадским; да тые ж Татары, живучи в Тобольску со Христианы смесно, в Великой Пост веселье свое поганое отправляют на соблазн Христианом. 37 Помета. Послать Великаго Государя грамоту к ближним Боярину и Воеводам, ко Князю Михайлу Яковлевичу, да к Стольнику, ко Князю Алексею Михайловичу Черкасским, и к Дьяком, велеть по сей статье в том учинить им по разсмотрению своему, буде возможно, чтоб их особо поселить за Знаменским монастырем и мечеть сделать им там же, и с ними о том поговорить, и что учнут говорить, велеть о том писать к Великому Государю к Москве. 8-я. Буде иноземцы похотят креститься в Православную Христианскую веру своею волею, и чтоб тем иноземцам ко крещению приходить свободно, без ясачных убытков, а ни кому не возбраняти. А по справке в Сибирском Приказе во сто девяносто третьем году (1685), Апреля в 5 день, по докладной выписке, послана Великаго Государя грамота к Преосвященному Игнатию, 38 Митрополиту Сибирскому и Тобольскому, а по той грамоте ни каких иноземцев не велено крестить неволею, а до крещения и по крещении таких иноземцев распрашивать, вольные ль, или купленые, и у кого похотят жить, или службы служить, и буде которые крестятся в Православную Христианскую веру, а они чьи крепостные, и буде которые и купчих не положат, а по розыску явится, что они не есть купленные, и за тех иноземцов, которые будут написаны в службу, тем людем, чьи они были, давать из Государевы казны, а у кого жить будут, и тем людем деньги против купчих, и без купчих, почему доведется, освидетельствовать; а буде такие иноземские дворовые люди похотят быть в Православной Христианской вере, и придут ко крещению, пограбя хозяев своих, и о тех иноземцах против челобитья розыскивать накрепко, и по розыску у которых иноземцов хозяйския животы объявятся, и те животы у них имать и отдавать челобитчиком; и которые крестятся, и к тем держать ласку и привет, чтобы на то смотря иные иноземцы, Православные Христианские веры пожелали.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Помета. Монахом вольной в Сибирь проезд, по прошению Архиерея, дать, а когда их отпустит, и о том ему в Приказной Палате просить и написать отпускать их вины; а Преосвященному Митрополиту паче простираться в учение Славяно-Российской Граматике, и чтоб вся, яже попу, или диакону надобно знать, изучились и Православной веры Катихизис достаточно знали, и по согласию содержащей в ней артикул умели, и людей мирских учили; 26 а подводы к Москве двум, или трем, человекам давать за их же прогоны, а тяжелыя покупки возить в судах Волгою и Камою до Соли Камской, а от того в Сибирь, и разсудить, что в тех подводах людям будут великия тягости, а покупать по нужде, чего в Тобольску и в Сибири нет; 27 к прежним монахам ныне еще иные монахи отпущены, удоволиться бы теми, разве тот диакон Пахомий сам, приехав к Москве, учнет о том Великому Госядарю бить челом; 28 а друкарне (типографии) в Тобольску, по имянному Великаго Государя Указу, не быть, и какие книги понадобятся, и ему велеть покупать на Москве. 3-я. Чтоб Великий Государь указал, по правилом Святых Отец, единою в лето в Тобольску быть собору, Декемврия 6-го дня, на память Святаго Отца Николая Чудотворца, и съезжаться к тому числу всем духовным людям, для исправления церковнаго, а во второе лето в Енисейску, на память Равноапостольнаго Великаго Князя Владимира; и когда в Енисей случится ему, Архиерею, или посланным, коей особы, ехать, для того пути давать бы струги (суда, дощеники) со всякими припасы и с работными людьми; а егда лучится ехать из Тобольска, Тобольскаго Разряду в верховые города и в слободы и остроги, для досмотру святых церквей, а в них Святых Таин, 29 то б давать ямския подводы. Помета. Об езде Митрополита из Тобольска в верховые города и слободы, для досмотру святых церквей и в них Святых Таин, Указ к нему будет прислан впредь, и по вся годы. Собором, за дальностию и скудостию попов, в Тобольску быть не для чего и трудно, а паче ж из дальних городов и слобод; 30 а буде когда случится самая какая нужда, и ему о том описываться к Москве, к Великому Государю. А чтоб Православная вера без всякаго препятия и споны 31 управлялась благочинно, то выбирать ему по городам и слободам надзирателей и старость добрых и искусных людей, которые б были жития безпорочнаго, и Святаго Писания божественнаго сведущих, и имя на себе носили трезвое и без всякаго порока; 32 и в подводах иметь разсуждение к иноземцам, за тем, что им, кроме того, великие от подвод тягости, разгоны б не учинить и раззорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Знаток и собиратель книг и рукописей, архим. Петр основал миссийную библиотеку. Его товарищ по 8-й миссии Степан Васильевич Липовцов, воспитанник Казанской Духовной Семинарии, одновременно с ним был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук по классу литературы и древностей Востока. Им был сделан перевод Нового Завета на маньчжурский язык. На протяжении 14 лет, с 1807 по 1821 г., Миссию возглавлял архим. Иакинф (Никита Яковлевич Бичурин). Его ученые труды трижды были удостоены Демидовской премии, в их числе его Грамматика китайского языка. Он состоял членом-корреспондентом Петербургской Академии наук (с 1828), членом Азиатского общества в Париже. Автор большого китайско-русского словаря и многих капитальных трудов по истории Китая и Монголии, истории религий Китая архим. Палладий (Петр Иванович Кафаров), получивший образование в Казанской Духовной Семинарии и Петербургской Духовной Академии, вел в Миссии просветительскую и научную работу с перерывами на протяжении 40 лет. Первый в России магистр монгольской словесности академик Василий Павлович Васильев, декан Факультета восточных языков (1878–1893) С.-Петербургского университета, провел в Миссии десятилетие в занятиях китайским, тибетским, санскритским, монгольским, маньчжурским языками, в изучении буддизма. Выдающимся синологом был архимандрит, впоследствии митрополит Пекинский и Китайский Иннокентий (Иоанн Аполлонович Фигуровский), возглавлявший Миссию с 1896 по 1931 г. В 1719 г. по предложению митрополита Тобольского Филофея (Лещинского) при согласии Петра I было решено учредить в Пекине православную епископскую кафедру. Однако Иннокентий (Колчицкий/Кульчицкий) ни в 1721, ни вторично в 1726 г. не был допущен в Пекин китайским правительством и в сане епископа Иркутского трудился среди народов Восточной Сибири как миссионер и церковный устроитель. Прославленный в 1804 г. св. Иннокентий являлся небесным покровителем Миссии. Русская Православная Церковь отмечает его память 22 февраля. В 1858 г. Миссия получает право на свободную христианскую проповедь в Китае, в 1864 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010