Челобитная митрополита Сибирского и Тобольского, Филофея Лещинского, Петру Великому, и ответ сего государя на нее Источник Митрополит Тобольский, Филофей Лещинский, Челобитная которого представляется теперь любопытству читателей, родился в 1650 году, в Малороссии; образование получил в знаменитой в свое время, Киевской Академии, был несколько времени Священником, но, по вдовстве, вступил в Киевопечерскую Лавру и довольно долгое время был Экономом, а следовательно, и главным управителем обширных имений этой обители, и в то же время Наместником, зависевшего от Лавры, Брянского Свенского монастыря, в сане Архимандрита, а по другим сведениям, в звании Строителя. Избрание Филофея в Митрополита Сибирского не из числа обыкновенных избраний. Петр I возымел мысль просветить светом Евангельского учения Сибирских инородцев и соседственных с Сибирью Китайцев. Для осуществления этой высокой и святой мысли, Указом от 18 Июня 1700 года, повелено было, для занятия кафедры Сибирской Митрополии, в то время праздной, 1 «назначить пастыря, не только доброго и благого непорочного жития, но и ученого, который бы при том, в помощь себе, взял в Сибирь несколько образованных, способных изучить языки Китайский 2 и Сибирских инородцев». Избрать человека, с соответственными такому требованию качествами, поручено было Киевскому Митрополиту, Варлааму Ясинскому, «между Архимандритами, Игуменами, или иными знаменитыми иноками Малороссийских монастырей 3 и городов». Избрание Варлаама Ясинского на первый раз пало на Архимандрита Новгород-Северского Спасского монастыря, Димитрия Туптала (Св. Димитрия Ростовского ), который 23 Марта 1701 года, и был рукоположен в Тобольского Митрополита. Но Св. Димитрий отказался от поездки в Сибирь, потому вскоре и был назначен в Ростов, а Митрополит Киевский, Варлаам, после того указал, как на способного к занятию Сибирской Митрополии, на Эконома Киевопечерской Лавры. Филофей посвящен был в Митрополита Сибирского в Москве 4 Генваря 1702 года, а в Тобольск прибыл того же 1702 года, 4 Апреля. С ним, или в след за ним, приехали в Тобольск и несколько будущих сотрудников его, ученых монахов. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Апостольская миссия Русской Православной Церкви К оглавлению Период XVIII — начало XX в. ознаменовался активизацией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Господь призывал Своих деятелей на новые, невозделанные нивы. Нивы эти простирались от Урала до берегов Тихого океана. С возделыванием их связана новая страница в истории Русской Церкви. В XVIII в. духовным и административным центром Сибири был г. Тобольск. С 1702 по 1710 г. и с 1715 по 1721 г. на Тобольской кафедре был митрополит Филофей (Лещинский). «Если справедливо святую равноапостольную Нину называть просветительницей Грузии, святого Григория — просветителем Армении, Патрикия — Ирландии, Виллиброрда — Голландии и Ансгария — Швеции и Дании, то с неменьшею справедливостью митрополита Филофея можно назвать просветителем Сибири». Петр I хотел иметь в Тобольске митрополитом мужа не только благочестивого, но и ученого, способного пребывавших в Китае и Сибири «в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить к познанию Истинного Бога». И когда первый кандидат — будущий святитель Ростовский Димитрий (Туптало) — не смог по состоянию здоровья поехать в Сибирь, выбор пал на эконома Киево-Печерской Лавры иеромонаха Филофея (Лещинского). 4 апреля 1702 г. в сопровождении нескольких ученых монахов из Киева митрополит Филофей прибыл в столицу Сибири — Тобольск. В декабре 1702 г. в Тобольске состоялся Собор по вопросам нестроений в Сибирской епархии и нужд ее. В конце 1702 — начале 1703 г. при архиерейском доме была открыта первая в Сибири и вторая в России провинциальная школа для обучения детей священнослужителей. В школе обучались также и дети новокрещенных хантов и ненцев. Впоследствии эта школа была преобразована в семинарию. В 1705 г. митрополит Филофей отправил группу миссионеров во главе с архимандритом Мартинианом на Камчатку, где была устроена Успенская пустынь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

В этом году исполняется 300 лет со времени создания в нашей епархии православного Духовного театра. Начало свое он получил в 1705 году, когда по благословению святителя Филофея (Лещинского) в Архиерейской школе в Тобольске открылся Духовный театр, в котором силами учащихся и преподавателей ставились спектакли для духовного просвещения народа. Сегодня Духовный театр возрождается в нашей епархии. Один любитель сибирской старины, но не совсем знакомый с нею, сказал: «Нужно думать, что театр в Сибири существует с давних пор, но известий о нем за старые годы не сохранилось». Вместо этих неопределенных слов сообщаю самые точные известия о театре в Сибири в старые годы. Может быть, они для кого-нибудь со временем пригодятся. Театр в Сибири существует со времен Петра Великого, с самых первых годов XVIII столетия. Начало ему здесь, по крайней мере, в главном сибирском городе Тобольске, как в Малороссии, в Белоруссии и в Москве, да и во всей России, положено духовенством, и именно митрополитом Тобольским Филофеем Лещинским с учениками его архиерейской школы. Преосвященный Филофей был родом из Малороссии, воспитание получил в Киевской академии; был современником Симеона Полоцкого , св. Дмитрия Ростовского , Феофана Прокоповича и других духовных драматургов семисотых годов и потому, между прочим, был любителем театральных представлений. Сам ли сочинял (это очень вероятно: 1) по замечанию Сибирского летописца, митрополит Филофей «славныя и богатыя комедии делал», при том 2) митрополит Филофей, как мне весьма хорошо известно, такой был охотник писать стихи, что писал их (вероятно, в часы раздумья и вследствие мгновенно возникавшей какой-нибудь особенной мысли) на пробелах деловых бумаг и на поступивших на его имя конвертах) комедии, трагедии и драмы или запасся подобными произведениями в Киеве, учась там и после служа экономом Киево-Печерской лавры, только он вскоре по приезде (4 апреля 1702 года) в Тобольск начал заставлять учеников учрежденной им Славяно-русской школы разучивать и представлять оные при помощи приехавших с ним из Малороссии духовных лиц и ссыльных малороссиян, которых тогда в Сибири обыкновенно называли черкасами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Иркутской и Ангарской епархии), находится в г. Иркутске. Основан по грамоте, данной в 1689 г. митр. Сибирским и Тобольским Павлом ( 1692). Располагался в версте от Иркутского острога, на правом берегу р. Ангары, в устье р. Иды (Ушаковки). Главным строителем, т. е. организатором и распорядителем всех строительных работ, был иркутский житель Влас Сидоров. К 1693 г. была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Грамотой митр. Тобольского и Сибирского Филофея (Лещинского) от 25 сент. 1703 г. Влас Сидоров был утвержден в должности церковного старосты Знаменского храма, а 1-й настоятельницей обители поставлена мон. Акилина (впосл. игумения; 24 февр. 1744) (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 11187. Л. 10). По ее челобитной в 1709 г. монастырю были отписаны вотчинные земли по рекам Китою и Ангаре, удобные для хлебопашества, огородничества, скотоводства и рыбной ловли. На них были устроены мельницы и кожевенные заводы. В 1728 г. мон-рю принадлежали 33 дес. пахотной земли, 75 лошадей, 90 голов крупного рогатого скота и 35 овец. К 1730 г. в обители проживали 12 сестер. Приписных крестьян муж. пола (с детьми) насчитывалось 120 чел., кроме них было записано 75 вкладчиков, находившихся под юридической защитой монастырской общины. В нач. 60-х гг. XVIII в. к И. м. была причислена Китойская вотчина со всеми угодьями, отданы сенные покосы по рекам Ушаковке и Ангаре и рыболовные места в верховьях p. Ангары. В 1764 г. И. м. получил статус третьеклассного. В 1768 г. здесь жили 3 насельницы, но обитель не закрылась благодаря энергичной деятельности Иркутского свт. Софрония (Кристалевского) , к-рый добился, чтобы из Центр. России в Иркутск прислали монахинь. К кон. XVIII в. И. м. владел 355 крестьянами. При игум. Акилине И. м. получил от царя Петра I в дар напрестольное Евангелие большого формата (М., 1698). Начиная со 2-го листа Евангелия от Матфея (19-й лист от начала) и на последующих страницах имеется надпись: «Книга, глаголемая Евангелие, от Благочестивейшаго, Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, жалованная в девичий монастырь Знамения Пресвятыя Богородицы, Иркутский, года 1708. Подписана иже аще бы кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковый во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст». Евангелие украшал чеканный оклад из серебра с позолотой весом 3,4 кг, выполненный в 1795 г. иркутскими серебряниками. Оклад был конфискован большевиками в 1922 г., но Евангелие сохранилось и используется священнослужителями во время торжественных служб.

http://pravenc.ru/text/674063.html

Очерки из истории Киевской епархии в XVIII столетии, на основании документов Синодального архива Источник I. Письмо бывшего Тобольского митрополита Филофея Лещинского (в схимонахах Феодора) к Феофану Прокоповичу с просьбою о позволении выехать из Сибири на обещание в Киево-Печерскую лавру Великому Государю Преосвященнейшему Феофану Архиепископу Великоновгородскому от смиреннаго архиерея схимонаха Феодора НИЖАЙШЕЕ ПОКЛОНЕНИЕ. Двадесять пятое зачинаю жити в Сибири лето и не нажил себе доброго ничего ни в душевном, ни в телесном. И власне до моего смирения пророческое служить слово: «сыне человеч!, посреди скорбей ты живеши». То в телесном. А что до душевного, то и близ не бывало, занеже место и нрав украшает, якоже человеков старцы. Лета минуют, смерть за плечами, а где грешник явится, когда праведный едва спасается. О бедной душе попечение имею и на обещание замышляю, но к кому припасти, дабы мя выдвигнул из Сибири, не знаю. Положив на Бога надежду, дерзаю до Преосвященства вашего припасти. Пожалуй, пощади и помилуй, даждь душе скорбящей утешение, прикажи выехать из Сибири в Москву и явитися лицу вашему. Что во мне, уже старцу, и на Сибири? Нездужаю ездить и до иноземцев крестити, а крещеных благодатью Божией премногое множество, былоб только кому пасти и охранять. И тое требует человека, которому надобно не скудну быти, а хотяб и свой им был епископ, чтоб сидячи не брал по тысячи, как преосв. епископ в Китайское царство посланный, чрез пять лет и единого ли окрестил не знаю1. А я бедняк многий с крещением прошел народ, а хлеба ошонка не получил за труды. А еще и то мя оскорбило до зела: ризницу мою власную келейную отнято напрасно. В убогого снято, да богатому отдано, преосвященному Антонию 2 . Прошу преосвященства вашего, аще возможно, повельте ризничку мою возвратити мне на памятку души моей. При семь паки кланяюсь и о двоем прошении моем: о ризнице моей и о выезде с Сибири на обещание в Киево-Печерскую обитель прошу, молю благоутробия вашего резолюции. На обороте: Великому Господину пр. Феофану архиепископу Великоновгородскому и Великолуцкому моему премилостивому отцу и благодетелю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Тюмень. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (утраченный). Благовещенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первый каменный храм Тюмени, до 1913 года - соборный храм города. Располагался на высоком берегу Туры напротив здания Городской думы. Строительство собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы началось в Тюмени по указу Петра I 31 мая 1700 года, осуществлялось за казенный счет под руководством святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского. Основное строительство было завершено в 1704 году. В этом же году митрополитом Филофеем был освящен главный придел собора. Стройка замерла из-за нехватки железа: как раз в это время Петр I вел войну со шведами, и в России не хватало металла. Дата завершения строительства Благовещенского собора не сохранилась, предположительно это произошло в 1708 году, когда в Тюмень доставили железо с Урала. В 1886 году при соборе была открыта женская церковная школа, помещавшаяся в наемном доме. В 1897 году в ней обучалось - 38 человек, в 1901 году - 36 человек, в 1903 году - 41 человек. На 1913 год при храме действовала церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном доме. По штату в причте было положено состоять настоятелю в сане протоиерея, диакону и двум псаломщикам. В приходе числилось две деревни. Собор имел пять маковок на главном куполе, колокольню, ризницу, а под своим фундаментом - казенные амбары, которые являлись первыми каменными строениями в городе. Стены собора снаружи украшали разноцветные керамические изразцы. Это был единственный в сибирской храмовой архитектуре случай украшения церкви керамикой. Из нее были созданы настенные панно, по углам храма вились керамические виноградные лозы. Кладку стен вели и тюменские каменщики, и помощники из Верхотурья. Под крышей на наружной стене была выложена  надпись об истории закладки и освящения храма. Размеры храма: длина - 24,5 м, ширина - 10 м, высота колокольни с крестом - 32,4 м. Лучшими иконописцами был расписан иконостас, особое внимание в котором привлекали образы Господа Саваофа, Господа Вседержителя и Трех Святителей (в медных ризах) никоновского периода. После капитального ремонта, осуществленного в 1889 году невежественными реставраторами, иконостас был поврежден, кроме того были уничтожены иконы Рождества и Благовещения Богородицы на фронтоне храма.

http://sobory.ru/article/?object=35586

Филофей, святитель, митрополит Сибирский и Тобольский (Лещинский) (в схиме Феодор) † 1727; память 31 мая/13 июня, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых Родился в 1650 году в Малороссии. Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киево-Могилянской коллегии, ставшей впоследствии Киевской духовной академией. Получив высшее, по тому времени, духовное образование, Филофей (мирское имя его осталось неизвестным) стал служить приходским священником. Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время братия избрала его экономом лавры. Впоследствии он был возведён на должность строителя Брянского Свенского Успенского монастыря, приписанного тогда к Киево-Печерской лавре. Пётр I уделял особое внимание развитию Сибири, и в частности распространению Православия в этом крае. В 1700 году специальным указом он повелел митрополиту Киевскому Варлааму (Ясинскому; † 1707) «поискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только добраго и благаго непорочнаго жития, но и учёного, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог Божией помощию исподволь, в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога». Первый кандидат – святитель Димитрий (Туптало; † 1709), впоследствии митрополит Ростовский, не смог отправиться в Сибирь, и выбор Киевского митрополита пал на архимандрита Филофея (Лещинского). 4 января 1702 года в Москве, при участии местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского ; † 1722), митрополита Димитрия (Туптало) и митрополита Азовского Парфения (Небозы; † 1704), архимандрит Филофей был посвящён в сан митрополита Сибирского и Тобольского. 4 апреля 1702 года владыка Филофей прибыл в Тобольск. О своём впечатлении о состоянии приходов в епархии митрополит Филофей в грамоте архимандриту Троицкого Селенгинского монастыря Мисаилу писал: «Извещаем же братолюбию вашему и сие, что грядущим нам из царствующаго града Москвы во град наш напрестольный видехом во церквах безчиние великое, еже и писанию предати не хощем».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Пн Слово архимандрита Тихона (Бобова) при наречении во епископа Ишимского и Аромашевского 29 октября 2013 г. 18:45 29 октября 2013 года в Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Тихона (Бобова) во епископа Ишимского и Аромашевского. При наречении архимандрит Тихон обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Досточтимые архипастыри Христовы! Глубоко взволновало меня решение Святейшего Патриарха и Священного Синода об избрании епископом Ишимским. С глубоким трепетом размышлял я об ответственности и трудности архиерейского послушания, ибо сколь высоко служение того, кого апостол Павел называет «домостроителем таин Божиих» (1 Кор. 4:1) и призывает: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12). Еще в ранние дни моей жизни, когда рос я среди людей далеких от Церкви, меня влекла к Богу Его просвещающая благодать. Созерцая красоту окружающего мира, познавал я Творца всяческих, «невидимая бо Его, от создания мира, твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество» (Рим. 1:20). В юношеском возрасте принял я Таинство Крещения и уже не мыслил себя без Церкви Христовой. Занимаясь наукой, превратил я дом свой в подобие монашеской келии, где впервые открыл для себя богатство святоотеческого наследия и получил первый опыт молитвы. Именно тогда понял я, что с Богом «вся возможна верующему» (Мк. 9:23), потому что всей душой ощущал Его благодатную помощь в своих начинаниях и трудах. Когда же благоволил Бог призвать меня через епископа Тобольского и Тюменского Димитрия на служение Себе в монашеском чине, а затем и в священстве, почел я за лучшее «вменить в уметы» все мирское, в том числе и науку, «да Христа приобрящу» (Флп. 3:8). Всеблагий Господь споспешествовал мне в моем послушании на должности наместника Тюменского Свято-Троицкого монастыря. По мере сил своих старался исполнять я завещание нашего святого покровителя, митрополита Филофея (Лещинского), «да не престанет молитва на месте сем», возрождая, прежде всего, литургическую жизнь обители, одновременно имея попечение о ее восстановлении.

http://patriarchia.ru/db/text/3330900.ht...

В Тюменской области появится первый в России круглогодичный православный детский лагерь 26 января, 2015. Новостная служба По распоряжению главы региона в лагерь будут приезжать дети, которые попали в трудную жизненную ситуацию. 26 января. ПРАВМИР. В Свято-Знаменском мужском монастыре под Тобольском в марте этого года откроется первый в России православный детский лагерь круглогодичного типа. Программа круглогодичных оздоровительных смен в православном лагере, под который переоборудовали гостиницу для паломников при Свято-Знаменском монастыре, рассчитана для детей от шести до 16 лет, — сообщает Интерфакс-Религия По распоряжению главы региона в лагерь будут приезжать дети, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Тематика круглогодичных смен 2015 года посвящена жизни и пребыванию в Сибири двух сибирских святителей — Филофея Лещинского и Иоанна Максимовича. За смену каждый из детей познакомится с основами иконографии, художественной обработкой древесины, научатся лить церковные свечи. На уроки ученики будут ходить в школу в селе Абалак, на территории которого и расположен монастырь. Планируется, что ежегодно православный лагерь будет принимать до 500 школьников Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 августа, 2016 12 июля, 2016 19 июля, 2015 5 марта, 2014 2 апреля, 2013 26 марта, 2013 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-tyumenskoy-oblasti-p...

Мирослав Бакулин в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя. Фото Кирилл Брагин, «Русская Планета»      Книги Бакулина «Зубы грешников», «Полный досвидос», «Петр Иванович», «Наивное толкование 50 псалма» широко известны православному читателю. В Москву Мирослав Бакулин приехал для получения премии конкурса «Просвещение через книгу». Вместе с Тимофеем Сайфуллиным они издали фундаментальный труд Сибирского архипастыря Филофея (Лещинского), написанный в начале XVIII века. Читателям «Русской Планеты» Мирослав Юрьевич рассказал историю нахождения рукописи «Сибирский лествичник», о том, как надо читать святых отцов и о своих творческих планах. - Мирослав Юрьевич, Вы приехали в Москву с презентацией книги, написанной три столетия назад. Как так получилось, что раньше никто не заинтересовался этим сочинением, и рукопись обнаружили лишь в 2015 году? - До 1995 года официально считалось, что мощи святителя Филофея (Лещинского) сожжены Советской властью в 1924 году. Но наш духовник, наместник Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря иеромонах Тихон (теперь он епископ Ишимский и Аромашевский) сказал нам, работникам монастыря, что несмотря ни на что, мы станем искать мощи этого святого. И действительно, десять лет назад они были обретены. Один из священников перезахоронил их после революции, а чекисты сожгли только гроб и мантию святителя. Великий сибирский святой снова воцарился в своем излюбленном монастыре. Из его биографии было известно, что он был изрядным духовным писателем, хотя ни одной из его книг не сохранилось. Но мы продолжали искать, и вот, в Синодальной описи нашли его произведение «Сибирский лествичник». Считалось, что копии этой рукописной книги есть в Киеве, Москве, Риге и даже на Афоне. Но на все наши запросы был только отрицательный ответ. Тогда мы запросили Государственный исторический музей поискать эту книгу в архивах митрополита Ростовского Димитрия (Туптало), которому и была посвящена эта книга. И действительно, книга была обретена, да еще и с дарственным автографом святителя Филофея. Началась работа по идентификации рукописи 1705 года, а потом и ее научный перевод, который продолжался почти год. Теперь у нас в руках напечатанный, пока единственный, труд нашего святого, который принес уже много духовной пользы.

http://pravoslavie.ru/98366.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010