по: История Урала с древнейших времен до конца XIX века. 1998. С. 128-129). Татар. предания подтверждают насильственный характер обращения населения Сибирского ханства в И. Новшеством стало появление в городищах и населенных пунктах Сибирского ханства мечетей и минаретов. По свидетельству русского посла в Китае Н. Спафария, побывавшего в этих местах спустя 94 года после взятия Искера русскими, неподалеку от города находилась мечеть: «Только и сибирские татары для воспоминания нечистой их веры… и ныне обновляют мечеть, в которой по их нечистой вере приходящие действуют» (цит. по: Овчинникова. 1996. С. 106). Воздействию И. подверглись и находившиеся в политической зависимости от Сибирского ханства ханты и манси. Они платили дань хану, неоднократно участвовали в военных походах на его стороне против Москвы. Политическая зависимость сопровождалась тесными культурно-экономическими связями. У обских угров, проживавших в контакте с башкирами и татарами, в отличие от сев. групп манси и хантов были распространены земледелие и скотоводство. Скорее всего, как это часто бывает в зонах контактного проживания, население было двуязычным. Этнокультурные контакты вели к взаимопроникновению различных религиозных традиций. Поэтому по отношению к проживавшим рядом с сибирскими татарами финно-уграм в лит-ре применяется термин «отатарившийся», или «тюркизированный». Татарское влияние выражалось не только в восприятии новых черт хозяйственного уклада, но и в распространении нек-рых элементов ислам. культуры и религии. Об этом свидетельствуют этнонимы и собственные имена, упоминаемые в ясачных книгах XVII в. Кроме того, русские письменные источники XVII-XVIII вв. сообщали о том, что часть вогульских и остяцких племен по течению рек Туры, Тобола и Иртыша «закон Моаметов держат». В этнографическом описании Зап. Сибири и Зауралья, составленном в 1-й четв. XVIII в. сосланным в Сибирь укр. полковником Г. Новицким, к-рый участвовал в миссионерских поездках по Сибири митр. Филофея (Лещинского) , можно найти интересные факты: ханты «начаша себе нарыцати бесурманы… и воздвигоша кличи» ( Главацкая.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Митрополит Филофей, в схиме и тогда, когда уже (в конце 1720, или начале 1721 г ) во второй раз отходил 57 на покой, преемнику своему, новоназначенному Митрополиту, Антонию еще в бытность сего в Петербурге, отправил пункты, о чем ему надобно было там хлопотать перед Правительством: первое, о жалование на церкви, устроенные между новокрещенными, 58 и соборные, воске, ладане, вине церковном, «тако ж попом Соборным и попом Остяцким»; 59 второе, о соли, чтоб Архиерейскому дому посылать дощаник свой до Ямышева про домовой обиход, или бы из казны давано было по пятисот пудов по прежнему; третье, о вине горячем, чтобы для Ангелов Государевых давано было из казны по прежнему по 200 ведер, или дабы повелено было сидеть в доме Архиерейском, также и про расход домовой; 60 четвертое, на новокрещенных, чтоб, кроме Государева ясаку, более ни чего не спрашивано, также буде возможно и от подвод их уволить; пятое, судов чтоб давано им (Архиереям, или лицам духовным, от Архиереев командированным), как случитца ехать до новокрещенных, и чтоб о том Указ учинить. Митрополит Антоний о всем этом хлопотал перед Правительством, и вот, по Его, Великого Государя, Указу, Правительствующий Сенат, слушав ведения и оных пунктов, приказали... «Сибирской Губернии соборных церквей Попом и служителем жалованья по окладом и против их и Остяцким Попом и протчим таким же, и на церковные потребы воск, ладан, вино, и про домовой Архиерейской обиход соль и вино горячее, буде то все напредь давано, и ныне давать из доходов Сибирской Губернии; с новокрещенных, которые приняли и впредь примут Православную Христианскую веру, сверх ясака 61 ни какой подати и подвод не имать, а оныя подати разложить на прочих ясашников, которые останутся не в Христианской вере, почему надлежит, или чрез иной какой ни будь способ, что с них имеется, чтоб не устрашить, и оное все учинить вам, Губернатору, 62 по своему разсмотрению, и что учинено будет, или чего учинить не возможно, о том писать, и с тех оставших в неверии, хотя и в одних домех с новокрещенными живут, всякие подати имать с другими вряд, а в Камор-Коллегии справиться, сколько оных новокрещенных и какой оклад с них, для поездов ему, Митрополиту, к тем новокрещенным подводы, или суды, давать, по разсмотрению твоему, Губернаторскому». 63 Марта 13-го дня, 1721 года

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Для вспоможения Церкви святой и разширения Православной Христианской веры, школам быть в Тобольску, и учить граматики Словенской и Латинской, а учителями промышлять одному, и учеников понудить, 23 которые до того понадобятся от всякаго чина дети, а для скудных детей на покупку к тем наукам потребных книг чтоб учинить вспоможение из Государевы казны, и чтоб кроме Митрополита судом и расправами школьными никому не заведывать и не учить, да не разногласие кое в учении школьном возрастет оттуду. Да к вышеписанной же статье приличны 10, 15, 17, 20 и 21 статьи. Монахом Киевляном и челяди, чтобы был проезд в Сибирь, и из Сибири отъезд вольной; и буде прилучится с домовыми нужными делами послать домовых людей к Москве, и тем бы людям давать ямския подводы; а без проповедников Слова Божия и учителей школьных и без слуг 24 быть невозможно. В Киевопечерской обители Диакон черный Пахомий Арамашенко зело угоден до проповеди Слова Божия; чтобы того Диакона прислать в Тобольск, а буде в той обители его нет, послать и в Чернигов. А для детскаго учения завесть друкарню (типографию) в Тобольску, в Софейском дому 25 Великаго Государя казною, а друковать (печатать) Буквари, Часословы малые и Псалтыри, и до школ на шестнадцать окошек дать слюды из Приказной Палаты. А по справке в Сибирском Приказе, в прошлом 1701 году, Генваря в 9 день, по именному Великаго Государя Указу, велено в Сибири из Дворян Андрею Городецкому, которому велено быть в Софейском доме у Архиерея приказным человеком, для утверждения и разширения словес Божиих, на Софейском дворе, или где прилично, построить училище поповских, диаконских и церковников детей, робяток учить грамоте, а потом Словенской Граматике и прочим на Словенском языке книгам, и Катихизис Православной веры, печатанный на Москве в прошлом 204 (1696 г.), могли совершенно знать и, удостояся в чин Священства, народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев, не ведущих Создателя Господа Бога, приводить в познание истинныя веры могли, и по тому ко святому крещению искать разширения до самаго Государства Китайскаго; а тем детям скудным давать на одежду по две деньги человеку на день, да пищу из домовых доходов, а у которых отцы у приходских церквей люди нескудные, и тем питаться и одежды на себя класть свои, а опричь церковнаго чину не имать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Таким образом, в XVII ст. миссионерское дело не было и не могло быть поставлено на твердую почву. Архипастыри сибирские должны были заботиться не столько о дальнейшем распространении христианства, сколько о проведении христианских начал в жизнь русского населения. Начало XVIII ст. может быть названо в данном отношении более блестящим. В это время явился на Тобольской кафедре архипастырь, который весьма широко поставил дело миссионерства. По количеству обращенных это время не может быть сравниваемо даже с нашим временем. Мы разумеем миссионерскую деятельность митрополита сибирского Филофея Лещинского. Филофей Лещинский родился в 1650 году в Малороссии, образование получил в знаменитой в свое время Киевской Коллегии. По окончании курса учения он был приходским священником, но чрез несколько времени овдовел и поступил в Киево-Печерскую лавру, где был экономом и в то же время строителем зависевшего от лавры Брянского Свенского монастыря. 4-го января 1702 гола он был посвящен в сан митрополита Тобольского. Отправляясь в Сиби рь, Филофей взял с собою нескольких монахов, с помощью которых и занялся обращением язычников в христианство . В 1707 г. он отправил миссионеров к березовским остякам. Долго миссионеры проповедовали евангелие в березовском крае, но проповедь их имела очень мало успеха. Остяки, по приверженности к древним верованиям своих предков, не хотели и слышать о новой для них вере и с ожесточением встречали и провожали миссионеров. Но все-таки эти последние крестили нескольких язычников. В 1711 г. митрополит Филофей вследствие болезни отказался от Тобольской кафедры, принял схиму (с именем Феодора) и удалялся в Тюменский монастырь. Впрочем, неутомимый архипастырь не долго оставался в бездействии; получив облегчение от болезни и в то же время будучи свободен от управления епархией, он решился сам стать во главе миссионерства и посвятить свою жизнь распространению христианства среди массы сибирских инородцев. Вновь назначенный сибирский митрополит Иоанн Максимович и тобольский губернатор князь Гагарин отнеслись сочувственно к такому желанию Филофея Лещинского. Князь Гагарин предложил ему материальные средства для проповеди , а митрополит Иоанн дал ему в сотрудники священников и монахов и снабдил церковною утварью. Таким образом, составилась церковная миссия для обращения тобольских инородцев под начальством Филофея Лещинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

35 Ворами и воровками здесь называются не похитители и похитительницы чужой собственности, а нарушители и нарушительницы заповеди о целомудрии. В старинном деловом языке слова эти в таком значении часто употребляются. 37 Представление Митрополита Филофея и одного из предместников его, а именно, Митрополита Павла I-ro (1686 года), выселить Татар из центра Тобольска (они жили там, где теперь гостиный двор и Захарьевская церковь , с приходскими к ней домами) за Знаменский монастырь, или на Панин бугор, и разрушить их мечети, да не почтут фанатизмом. Тобольские Татары того времени очень дурно вели себя по отношению к господствующей религии. Кроме прописанного в челобитной, Тобольские Татары вот что еще делали: во время крестных ходов стояли на улицах в шапках и смеялись; их абызы (муэдзины) криком своим с минаретов, близких к церквам, нарушали чин богослужения, в них совершаемого, их муллы соблазнами чувственности, дозволяемой Исламизмом, предвосхищали у Православных миссионеров язычников, инородцев, Вогулов, Остяков и пр., новокрещенных из Татар снова совращали в Магометанство, или, по крайней мере, в постные дни оскверняли их своею пищей и питием; наконец, против Митрополита Филофея, когда он занимался обращением инородцев в Христианство , вооружали обращаемых им, так что он неоднократно, по их злому умыслу, находился в опасности жизни (П. Соб. Зак. т. III. 1594, п. 32; т. IV, 1946; мое Жизнеопис. Филофея, стр. 34, 38). Впрочем, представления Митрополитов Павла I и Филофея Правительством не были приведены в исполнение, а только предписано было Татарам соблюдать благочиние во время крестных ходов. Татары из Тобольска были выселены уже в 1757 г., когда пожар истребил их (92) юрты. 38 Здесь имя Митрополита Игнатия поставлено, по всей вероятности, по ошибке писца, или уже переписчика; потому что в 1685 г. и до 1892 года Митрополитом был Павел. Впрочем, ошибка может быть сделана и в годе: вместо 203, наводившим справку поставлен 193 год. 39 Правила осторожные, мудрые и истинно Христианские! Наша Церковь никогда, при обращении иностранцев к вере Христианской, не прибегала к насилию, а также не употребляла и обольщений. Так поступал и сам Митрополит Филофей при обращении, в 1712–27 годах, сорока тысяч Остяков, Вогулов и др. Сибирских инородцев (см. мое Жизнеописание Митрополита Филофея, стр. 16–56, и статью Абросимова: О введении Христ. у Берез. Остяк. и проповедь Евангелия Сиб. Вогулам, напечатанные в Журн. М. Нар. Пр. 1851 и 1854 г., и в Тоб. Губ. Ведом.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Мирослав Бакулин в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя. Фото Кирилл Брагин, «Русская Планета»      Книги Бакулина «Зубы грешников», «Полный досвидос», «Петр Иванович», «Наивное толкование 50 псалма» широко известны православному читателю. В Москву Мирослав Бакулин приехал для получения премии конкурса «Просвещение через книгу». Вместе с Тимофеем Сайфуллиным они издали фундаментальный труд Сибирского архипастыря Филофея (Лещинского), написанный в начале XVIII века. Читателям «Русской Планеты» Мирослав Юрьевич рассказал историю нахождения рукописи «Сибирский лествичник», о том, как надо читать святых отцов и о своих творческих планах. - Мирослав Юрьевич, Вы приехали в Москву с презентацией книги, написанной три столетия назад. Как так получилось, что раньше никто не заинтересовался этим сочинением, и рукопись обнаружили лишь в 2015 году? - До 1995 года официально считалось, что мощи святителя Филофея (Лещинского) сожжены Советской властью в 1924 году. Но наш духовник, наместник Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря иеромонах Тихон (теперь он епископ Ишимский и Аромашевский) сказал нам, работникам монастыря, что несмотря ни на что, мы станем искать мощи этого святого. И действительно, десять лет назад они были обретены. Один из священников перезахоронил их после революции, а чекисты сожгли только гроб и мантию святителя. Великий сибирский святой снова воцарился в своем излюбленном монастыре. Из его биографии было известно, что он был изрядным духовным писателем, хотя ни одной из его книг не сохранилось. Но мы продолжали искать, и вот, в Синодальной описи нашли его произведение «Сибирский лествичник». Считалось, что копии этой рукописной книги есть в Киеве, Москве, Риге и даже на Афоне. Но на все наши запросы был только отрицательный ответ. Тогда мы запросили Государственный исторический музей поискать эту книгу в архивах митрополита Ростовского Димитрия (Туптало), которому и была посвящена эта книга. И действительно, книга была обретена, да еще и с дарственным автографом святителя Филофея. Началась работа по идентификации рукописи 1705 года, а потом и ее научный перевод, который продолжался почти год. Теперь у нас в руках напечатанный, пока единственный, труд нашего святого, который принес уже много духовной пользы.

http://pravoslavie.ru/98366.html

Челобитная митрополита Сибирского и Тобольского, Филофея Лещинского, Петру Великому, и ответ сего государя на нее Источник Митрополит Тобольский, Филофей Лещинский, Челобитная которого представляется теперь любопытству читателей, родился в 1650 году, в Малороссии; образование получил в знаменитой в свое время, Киевской Академии, был несколько времени Священником, но, по вдовстве, вступил в Киевопечерскую Лавру и довольно долгое время был Экономом, а следовательно, и главным управителем обширных имений этой обители, и в то же время Наместником, зависевшего от Лавры, Брянского Свенского монастыря, в сане Архимандрита, а по другим сведениям, в звании Строителя. Избрание Филофея в Митрополита Сибирского не из числа обыкновенных избраний. Петр I возымел мысль просветить светом Евангельского учения Сибирских инородцев и соседственных с Сибирью Китайцев. Для осуществления этой высокой и святой мысли, Указом от 18 Июня 1700 года, повелено было, для занятия кафедры Сибирской Митрополии, в то время праздной, 1 «назначить пастыря, не только доброго и благого непорочного жития, но и ученого, который бы при том, в помощь себе, взял в Сибирь несколько образованных, способных изучить языки Китайский 2 и Сибирских инородцев». Избрать человека, с соответственными такому требованию качествами, поручено было Киевскому Митрополиту, Варлааму Ясинскому, «между Архимандритами, Игуменами, или иными знаменитыми иноками Малороссийских монастырей 3 и городов». Избрание Варлаама Ясинского на первый раз пало на Архимандрита Новгород-Северского Спасского монастыря, Димитрия Туптала (Св. Димитрия Ростовского ), который 23 Марта 1701 года, и был рукоположен в Тобольского Митрополита. Но Св. Димитрий отказался от поездки в Сибирь, потому вскоре и был назначен в Ростов, а Митрополит Киевский, Варлаам, после того указал, как на способного к занятию Сибирской Митрополии, на Эконома Киевопечерской Лавры. Филофей посвящен был в Митрополита Сибирского в Москве 4 Генваря 1702 года, а в Тобольск прибыл того же 1702 года, 4 Апреля. С ним, или в след за ним, приехали в Тобольск и несколько будущих сотрудников его, ученых монахов. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Миссия среди сибирских инородцев в XVIII в. значительно увеличила число храмов в Азиатской России. Иначе не могло быть. Особым наказом, данным при указе на имя м. Филофея в 1706 г., сибирским миссионерам предлагалось ехать к остякам и вогуличам с евангельской проповедью, жечь и истреблять все кумиры и кумирницы и на месте их строить церкви, часовни и ставить иконы, давая льготы крещеным инородцам по отбыванию государственных повинностей. 440 Миссионеры, по мере возможности, старались точно выполнять этот наказ, о чем можно заключать из краткого обзора миссионерской деятельности митрополита Филофея и его сотрудников. Сам схимонах Феодор строил до десяти храмов в каждую из своих миссионерских поездок. В 1731 г. 7 апреля тобольский митрополит Антоний докладывал Св. Синоду, что «тщанием и трудами бывшего Сибирского преосвященного схимонаха Феодора Лещинского из обретающихся в Сибирской губернии ясачных иноверцев-татар, вогулов, остяков призвано в православную христианскую веру окрещено душ 40 000 и в волостях их по высочайшим указам построено из казны Его Величества 37 церквей». Из той же казны для новых церквей выдавались воск, ладан и вино, книги, утварь и пр., а священно- и церковнослужителям хлебное и денежное жалованье. 441 Сотрудник Филофея архим. Сильвестр на местах своей проповеди поставил 10 крестов и разрешил постройку 12 часовен: 7 крестов и 10 часовен в Кошуцких и Пелымских волостях, 3 креста и 2 часовни в Верхотурском уезде – одну часовню – Покровскую в Фоминском приходе, Конинской волости, другую в Низ-Чусовской Хариной деревне. В 1722 году другой помощник м. Филофея миссионер о. Михаил Степанов построил в Верхне-Пелымской волости (ныне село Туринского уезда) церковь во имя Всемилостивого Спаса. В 1725 г. построена Воскресенская церковь в Енисейске. 442 Камчатские и приморские храмы и часовни были построены по докладам сибирских архиереев и радетелей миссии. Первоначально возникали часовни, которые затем переделывались в храмы. Камчатка сравнительно долго оставалась без храмов, будучи приписана к Якутску.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

23 Понудить? Значит, в то время в Сибири, как и во всей России, не видно было в родителях расположения отдавать детей своих в училища. 24 Значат, в Сибири и всегда, а не только в настоящее время, был крайний недостаток в прислуге, особенно в хорошей, не из ссыльных. 25 Тобольский Архиерейский дом назывался Софийским по тому, что он был устроен, подобно тому, как в Новгороде, при кафедральном Соборе, во имя Софии – Премудрости Слова Божия. 26 Все, писавшие доселе о начале духовного просвещения в России, указывали на 1708, 1710, 1714 и 1716 годы, как на такие, с которых Петр Великий начал предписывать Архиереям заводить при Архиерейских домах духовные школы, и в них обучать Священно-и церковнослужительских детей (Ист. Иер. Ц., изд. I, часть 1, стр. 422; Ист. Петерб. Д. Ак. стр. 4; Правосл. Собес. 1858 г., ч. 2, стр. 565). Но челобитная Митрополита Филофея представляет другое. Из неё открывается, что Петр Великий еще в Генваре 1701 года предписывал приказному Тобольскому Архиерейского дома Дворянину, Андрею Городецкому, устроить при доме Тобольского Митрополита «училище поповских, дьяконских и церковнических детей.... дабы они могли... удостояся в чине священства, народ учить и многочисленных в Сибири туземцев, не ведущих Создателя Бога, приводить в познание истинныя веры.» За тем он, в Марте 1703 года, на вызов Тобольского Митрополита Филофея, устроить у себя училище (Городецким, за небытностью тогда в Тобольске, Архиерея, не устроенное), отвечал полным своим Царским согласием. Училище это Митрополитом Филофеем и было открыто в том же 1703 г., или ни как не позже след. 1704 года. Лет чрез 10 или 15 после сего в нем учились уже, кроме детей духовного звания, и дети новокрещенных инородцев, Остяков, Вогулов и пр. Впрочем, об этом было уже писано кратко в статьях: «Библиотеки Тобольской Семинарии и Архиереи из Сибиряков (Тоб. Губ. Вед 1858 г. 26 и 40, стр. 454 и 621), и подробнее в моем «Жизнеописании Митрополита Филофея» (стр. 13, 14, 54 и сл.). Здесь следует заметить только то, что Архиерейская школа, в Тобольске, открытая Митрополитом Филофеем, ни разу не закрывалась до самого преобразования в 1774 г. в Семинарию, тогда как в других Епархиях это явление повторялось нередко.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

В Нижнем Поволжье слово Божие проповедовалось буддистам-калмыкам. Уже в 1700 г. на реке Терешке выросло целое поселение крещеных калмыков. Калмыцкий хан Аюка разорил это селение, и тогда правительство стало отсылать крещеных калмыков на жительство в Киев и Чугуев, приписывая их там к казакам. После смерти Аюки святое крещение принял его внук Тайшин, кочевавший со своей ордой близ Астрахани. Восприемником Тайшина был сам царь, и в крещении хана нарекли Петром. Проповедь Евангелия сибирским инородцам связана с именами двух тобольских святителей: Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича) . Митрополит Филофей родился в 1650 г. в Малороссии в дворянской семье. Образование получил в Киево-Могилянской коллегии, потом священствовал, а овдовев, принял постриг в Киево-Печерской лавре. В обители он исполнял должность эконома. Потом его назначили наместником приписанного к лавре Брянского Свенского монастыря. В 1702 г. архимандрита Филофея возвели в сан митрополита Тобольского на место не выехавшего в Сибирь по болезни святителя Димитрия. Из Тобольска святитель писал Петру I: «Пришед в Сибирские страны, в церквах Божиих обрел великое нестроение… А чинится то за великою простотою (священников) и нищетой». Архиерейский дом стоял в развалинах, церквей не хватало; некоторые поселения находились в сотнях верст от приходского храма. Духовенство было сплошь малограмотное. За время пребывания на кафедре митрополита Филофея в епархии было построено 288 церквей. Для подготовки священников устраивались школы, где обучались дети «духовного звания», и содержались они на средства архиерейского дома. Святитель добился от властей выдачи жалования городским священникам, а сельских священнослужителей, по его ходатайствам, стали наделять землей. В 1708 г. митрополит Филофей тяжко занемог и принял схиму с именем Феодора в Тюменском Троицком монастыре. Он мечтал вернуться в родную Киевскую лавру и умереть там. Но Бог судил иначе. Когда он неожиданно для себя поправился, губернатор Сибири князь Гагарин предложил ему отправиться миссионером к остякам и вогулам (хантам и манси). И святитель увидел в этом предложении волю Божию. Он взял с собой гребцов, переводчиков, казаков для охраны и отправился на малом судне вниз по Иртышу и потом по Оби в селения остяков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010