АКСАЙСКАЯ, обн. 02(15)05.1923 30.01(12.02)1924 ЗАДОНСКАЯ, обн. 30.01(12.02)1924 ПЯТИГОРСКАЯ, обн. НОВОРОССИЙСКАЯ, обн. ОРДЖОНИКИДЗЕНСКАЯ, обн. 27.11(10.12)1930 СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 25.11(08.12)1932 03.1935 Филипп Гумилевский ЕЙСКАЯ 16(29)11.1920 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 23.08(05.09)1923 05(18)03.1924 БАЛАХНИНСКАЯ, паки ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 05.1927 26.01(08.02)1931 в/у МОСКОВСКАЯ 05.1927 26.01(08.02)1931 ВЛАДИМИРСКАЯ 05.1936 13(26)04.1936 Сщмч. Филипп II Колычев ВСЕРОССИЙСКАЯ 25.07.1566 04.11.1568 Филипп Осадченко в/у ПОЛТАВСКАЯ 18.09(01.10)2001 17(30)12.2001 ПОЛТАВСКАЯ 17(30)12.2001 Филипп Перов ВАЛУЙСКАЯ 19.10(01.11)1920 16(29)11.1923 НИЖНЕЛОМОВСКАЯ 16(29)11.1923 в/у ПЕНЗЕНСКАЯ 16(29)11.1923 ПЕНЗЕНСКАЯ 04.1927 САРАНСКАЯ 10(23)01.1929 09.1936 ВОЛГОГРАДСКАЯ 02(15)01.1937 Филипп Ставицкий АЛЯСКИНСКАЯ 06.08.1916 03(16)12.1919 в/у СМОЛЕНСКАЯ 29.01(11.02)1919 15(28)08.1919 ВЯЗЕМСКАЯ 03(16)12.1919 02(15)10.1920 СМОЛЕНСКАЯ 02(15)10.1920 26.06(09.07)1922 СМОЛЕНСКАЯ, паки 27.08(09.09)1923 21.02(05.03)1924 УФИМСКАЯ 21.02(05.03)1924 АСТРАХАНСКАЯ 31.05(13.06)1928 17(30)08.1933 ОМСКАЯ 10(23)02.1937 08.1937 ИРКУТСКАЯ 11.1943 12.1943 АСТРАХАНСКАЯ, паки 12.1943 17(30)10.1947 ОДЕССКАЯ 17(30)10.1947 29.11(12.12)1947 АСТРАХАНСКАЯ, 3-й раз 29.11(12.12)1947 29.11(12.12)1952 в/у САРАТОВСКАЯ 09(22)02.1949 08(21)10.1949 Филофей ПЕРМСКАЯ 08.11.1471 ВОЛОГОДСКАЯ 24.04.1501 Филофей РЯЗАНСКАЯ 01.1562 11.1570? Филофей Грек СМОЛЕНСКАЯ 13.02.1722 06.1727 Филофей (в сх. Феодор) Лещинский ТОБОЛЬСКАЯ 04.01.1702 02.1711 ТОБОЛЬСКАЯ, паки 07.1715 02.1721 Филофей Нарко СЛУЦКАЯ 10(23)11.1941 24.02(09.03)1942 МОГИЛЕВСКАЯ 24.02(09.03)1942 24.06(07.07)1944 в/у СМОЛЕНСКАЯ 25.02(10.03)1942 04(17)05.1942 в/у МИНСКАЯ 05.1942 03(16)04.1943 Филофей Успенский ДМИТРОВСКАЯ 18.12.1849 19.08.1853 КОСТРОМСКАЯ 19.08.1853 15.02.1857 ТВЕРСКАЯ 15.02.1857 05.05.1876 КИЕВСКАЯ 05.05.1876 29.01.1882 Флавиан Городецкий АКСАЙСКАЯ 02.02.1885 24.06.1885 ЛЮБЛИНСКАЯ 24.06.1885 14.12.1891 ВАРШАВСКАЯ 14.12.1891 21.02.1898 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 21.02.1898

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На первый раз в христианство приобретено было не много остяков: крестились лишь некоторые отцы семейств. При новых усилиях естественно было ожидать и нового, большего успеха. Поэтому в 1713 г. Филофей Лещинский вместе со своими сотрудниками предпринял второе миссионерское путешествие по Иртышу, имея целью утверждение новообращенных, равно как и привлечение необратившихся остяков в православную веру. На этот раз проповедь миссионеров сопровождалась полным успехом. Достаточно указать на то, что жители Малого Атлыма сами вышли на встречу миссии и все охотно крестились, кроме 30 человек, которые заранее убежали в Обдорск, не желая принять новую веру. Так христианство мало-помалу брало верх над язычеством. Но миссионеры, приобретая христианству одних, естественно вызывали сопротивление в других, упорно стоявших за свою веру. Центром сопротивления остяцкого язычества сделался Большеатлымский городок, жители которого оказались упорными до чрезвычайности: завидев миссионеров, они собрались на берег с луками в руках и угрожали митрополиту Филофею, как начальнику миссии, смертью. «Отыди от нас, старец, кричали они; не принимаем твоей веры, которая отвергает наших богов, уважаемых отцами нашими и дедами». Между тем судно сильным ветром бросило на мель, и Филофей, не обращая внимания на свою старость, на свою болезненность и на угрозу язычников, достиг берега и безбоязненно вошел в толпу остяков и начал пред ними проповедовать Евангелие. Язычники в ожесточении и упорстве! Они ни внимают его словам. Но чем более было ожесточение, тем более Филофей вооружался любовью к этим заблудшим овцам и два дня предлагал им слова призывающей благодати. На третий день увещания его не остались тщетными: язычники решились принять православную веру, не исключая и возмущавшего их к упорству шамана. Лишь он теперь препятствовал крещению жен и детей остяцких, говоря, что они будут утоплены миссионерами. «Потопите тогда меня, сказал митрополит остякам, если с кем из вас сие случится; благодать Божия водою оживляет, а не умерщвляет человека». После этого язычники крестились. Не бесплодны были труды миссионеров и далее по пути к Березову, так что в эту поездку обращено было в христианство до 3,500 остяков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42 Коренные жители Сибири, по замечанию всех приезжих, и по сознанию самих Сибиряков (Ист. Об. Сиб. кн. I, стр. 269), не имеют хороших голосов, да и петь не любят. Потому Митрополит Филофей и просил у Государя позволения составить для своего Архиерейского служения хор певчих из ссыльных Черкас, т. е., Малороссов, и когда получил только полуотказ (а не чистый отказ) на это, составил из них прекрасный хор. Этого мало: некоторых из ученых Малороссиян, напр., Григория Новицкого и Ивана Перевицкого, сосланных не за пороки, а в следствие тогдашних политических на Украине волнений, Митрополит Филофей и его преемник, Митрополит Антоний Стефановский, употребляли сначала в услужение себе, а после для надзора за исполнением новокрещенными Сибирскими Христианами обязанностей (мое Жизнеописание Митрополита Филофея стр. 3–54) Митрополит Антоний II-й, для составления певческого хора, голосистых Малороссиян вызывал в Тобольск на свой счет (из дел Консист. Архива). 44 Соляное Ямышевское озеро Русские узнали вскоре (всего лет чрез 20) по прибытии Ермака в Сибирь. Не смотря на то, что до 1715–20 г. оно находилось во владениях Джунгаров, Начальство Тобольское и частные люди добывали из него соли столько, что ею продовольствовалась вся нынешняя Тобольская Губерния. Принять участие в выгодах, получаемых от Ямышевского озера, не замедлил и Тобольский Архиерейский дом, и он посылал, по словам Митрополита Филофея, к Ямышу озеру по соль «про Софейской домовой и про монастырские обиходы по дощанику и по два». Но обо всем этом и подробно говорено было в статье: «Исторические заметки о добыче соли с Ямышского озера», помещенной в Губ. Вед. 1858 года. Здесь скажу то только, что Петр I-й, в 1701-м году, воспретил было, вместе с частными лицами, Тобольскому Архиерейскому дому добывать соль с Ямыша озера; но по челобитной Филофея снова разрешил посылать туда за солью по дощанику в 1000 и даже в 1500 пудов; что Тобольский Архиерейский дом уделял из этого необходимого для жизни продукта монастырям, между прочим Тюменскому монастырю давал по 100 пудов каждогодно (Тоб. Губ. Вед. 1858 г. 50, стр. 718); что в последствии времени, в замен отправки дощаника за солью на Ямышское озеро, казна отпускала Архиерейскому дому даром по 500 пудов соли, вероятно, из Тобольских соляных магазинов, что и продолжалось до 1756 года (Дело Консист. Архива о 200 в. вина и 1000 пудах соли, по старой описи под 34-м).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

33 По безлюдству и несуществованию торговли во многих местах Сибири в первое время владычества над ней Русских, а также по тогдашней бедности многих Сибирских церквей и некоторых монастырей, Правительство на свой счет покупало для них и рассылало им церковное вино, ладан и воск. Но в каком состоянии эти припасы, особенно красное вино, были получаемы отдаленными церквами и монастырями после трех, или четырех летних, путешествий и в следствие злоупотреблений чиновников и вощиков, это может каждый сообразить сам. Для отвращения порчи и растраты воску, ладану, а особенно церковного вина, Митрополит Филофей и просил предоставить рассылку их, по назначению его, духовному ведомству. 34 Растление нравов в Сибири, о которых упоминает Митрополит Филофей, есть наследство от первых её поселенцев из Русских, своевольно ушедших с Дона и Волги Казаков и бездомных промышленников. Против него сильно восставали в 1622–24 г. Патриарх Филарет и первый Тобольский Архиепископ Киприян. Однако ж оно оставалось и поддерживалось, частью в следствие крайней отдаленности многих прихожан от их приходских церквей (по этому иные невенчанные открыто жили, как муж и жена, по одному взаимному согласию и с дозволения родителей), частью в следствие наплыва новых пришельцев из беглых и ссыльных за преступления, преимущественно бессемейных. Впрочем, дел о незаконном рождении детей и нарушении супружеской верности поступало на суд Тобольских Архиереев еще не очень много: от 66 до 89 в год. Вывожу это из того, что с девиц и вдов, родивших детей, или и с замужних женщин, изобличенных в распутстве (а в случае известности их соблазнителей, с сих последних), брали в Архиерейскую казну по 2 р. 25 коп., и что таких денег в Софийскую домовую казну, по словам самого Преосвященного Филофея, поступало в год, «овогда полтораста и двести рублев». Доходы, из такого нечистого источника истекавшие, Архиереи, как и сказано (см. примеч. 8) употребляли на милостыню. Но их отменили в Московской Епархии и соседних в 1698 г. Патриарх Адриан, а в Сибири Петр в 1703 году. По какой именно причине отменили, это видно из следующей за сим пометы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Великие древние Аввы-подвижники, пустынники и наши св. Киево-Печерские подвижники, затворники – кто были? Обыкновенные ли только монахи или схимники? Судя по их святоподвижнической жизни и по настоящим понятиям нашим, они должны быть признаны схимниками, а не простыми только монахами 358 . Но на чем основать это различение названий и степеней? Утверждать это, по нашему мнению, возможно на том, что на Афоне всегда и доднесь схимничество признавалось безотличным от нашего монашества. Что же касается собственно того, совместимо ли это звание с саном епископским, то видим именно такой пример из Истории нашей отечественной Церкви: Тобольский Митрополит Филофей (Лещинский 1702–1721 г.), известный просветитель Сибирских инородцев, по отречении от кафедры, принял схиму; но потом, через несколько лет, был опять призван на ту же Митрополию» 359 . Ясно, что схимническое звание не воспрепятствовало Митрополиту Филофею быть на кафедре и управлять Епархиею. Сюда же можно отнести и пример из жизни святителя, богопрославленного Архиепископа Воронежского Митрофана, в схимонашестве Макария. Положим, он возжелал облечься в схиму перед самою св. кончиною своею; но если бы Господь благоволил восставить его от одра смертного, то остался ли бы он местным архипастырем, или нет? Несомненно, остался бы, если бы только сам добровольно не возжелал оставить сего служения. Наконец мы позволяем себе обосновывать мысль о свойственности и, в своей мере, законности схимнического звания и состояния собственно в отношении к высокопр. Филарету на следующем. Если наши Первосвятители-Митрополиты носят, присвоенное им канонически-церковным и Правительственным статутом, наименование – Священно-Архимандритов Лавр Киево-Печерской, Александро-Невской, Троице-Сергиевой, и при том так, что эти наименования употребляются и при священно-служениях, – то это Священно-архимандритство не вводит ли их, так сказать в положение, особенно сближающее их, при всей высокости их Первосвятительского сана, со сферою иночества и именно в высшей степени? А это всё если где, то естественнее и соответственнее всего именно в Киево-Печерской Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Кто знал прямоту, правдивость и глубокое смирение о. Александра, тот не будет сомневаться в искренности этих посмертных признаний почившего о. протоиерея, у которого слово никогда не расходилось с делом. За одно из своих сочинений, именно: «Филофей Лещинский, митрополит сибирский и тобольский», изд. 1854 г. о. Александр удостоен, конференцией Санкт-Петербургской Духовной академии, степени магистра. Ко всему сказанному прибавим, что литературные свои труды о. Александр обыкновенно печатал в разных журналах и изданиях безвозмездно. Когда однажды Редакция «Тобольских Епархиальных Ведомостей», в январе 1884 г. выслала ему за сотрудничество в этом издании гонорар, о. протоиерей писал редактору, о. ректору семинарии: «гонорарий, приложенный к вашему письму, удивил и изумил меня. Я никогда не был, подобным образом балуем гг. редакторами журналов и газет, хотя иным из них мной были пересланы целые кипы статей... А вы, а вы, что это сделали?!» Начал было о. протоиерей писать и автобиографию, но за смертью не окончил ее. Начатый им очень обширный и интересный труд этот доведен только до времени учения его в училище, и составляет довольно толстую тетрадь, исправленную покойным и набело переписанную. Тетрадь эта, как слышно, передана будет наследниками о. Александра в редакцию какого-либо периодического издания. Тридцать лет продолжалась законоучительская служба о. протоиерея Сулоцкого, и он оставил после себя в Сибирском кадетском корпусе память глубоко-религиозного, доброго, кроткого, ревностного до самоотвержения наставника, истинно-отечески любившего своих воспитанников, готового оказать им во всякое время помощь советом, утешением, назиданием, предстательством перед начальством. Покойного о. протоиерея любили и почитали не только воспитанники корпуса, но и сослуживцы его по этому заведению, начиная от директоров и кончая самым младшим воспитателем. Я поступил в Сибирский кадетский корпус в августе 1858 года, будучи девятилетним мальчиком. Живо помню впечатление, произведенное тогда на меня и на моих товарищей законоучителем корпуса, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

После него с усердием и пользою трудился прот. Андрей Чубовский, знавший калмыцкий язык. Присланы были ученые священники с причетниками, и в Ставрополе открыто в 1741 г. калмыцко-русское училище. Переведены на калмыцкий язык Новый Завет и молитвы. В царствование имп. Елисаветы обращено было до 6000 человек, в том числе многие из главных кочевьев калмыков в астраханских степях. Киргисские калмыки приходили и через сибирские линии и целыми отделениями принимали крещение. Крестившимся отводились привольные земли между Волгой, Доном и Черемшаном. Чтобы приучить их к оседлой жизни, а вместе помочь успехам в вере, между ними поселили несколько сот русских крестьян. Помощниками прот. Чубовского были воспитанники астраханской семинарии, Бестужев и Ляхов, знавшие калмыцкий язык. Ставропольское училище успешно развивалось. Кроме этих калмыков, поселившихся в Симбирской губ., крестились калмыки и в Астраханской губ., где были их главные кочевья. Вдова тамошнего хана Домбока-Омба крещена была в 1745 г. при дворе имп. Елисаветы. Получив имя Веры, она названа была княгиней, четырем сыновьям велено называться князьями Дундуковыми. Один из них, Алексей, отличался благочестием; скончался он в Енотаевке. В 1750 г. крестилось около 1000 астраханских калмыков. В царствование имп. Екатерины II дело христианской миссии среди калмыков ослабело. Имели место притеснения их недобросовестными чиновниками. Калмыки уходили за Куму и Урал, возвращаясь в ламайскую старую веру. В 1771 г. ушли к границам Китая 30 000 кибиток. Для предотвращения новых уходов, правительство стало обращаться с калмыками чрезвычайно осторожно. Опасаясь раздражать их, правительство стеснило проповедь среди них христианских миссионеров. Миссионерство в Сибири Распространение христианства в Сибири в XVIIU в. продолжалось. Настоящим просветителем западной Сибири был митрополит Тобольский Филофей (Лещинский). Уроженец Малороссии, он, родившись в 1650 г., образование получил в киевской академии; был экономом Киево-Печерского мон.; в 1702 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Но на деле вышло не так. Ламы поглощают только Тибетскую мудрость, отуманивая свои и бурятские головы, и служат на непонятном для народа Тибетском языке. Монгольской грамоты не знают. Немного у них и своих переводов на Монгольский язык. Библия была напечатана Монгольским шрифтом. Очевидно, она была немногим доступна и читать её без комментариев было трудно, чтобы разуметь истинный смысл Писания. Взгляд на ламаитов в то время тоже еще не установился. Сперанский думал, что «люди сии (буддисты), говоря вообще, не имеют ни фанатизма, ни упрямства в своих мнениях, и, кажется, скорее других могут придти к истине». По идее – так, но на деле – ламы полнейшие материалисты, оставившие всякий аскетизм, тучнеющие в тунеядстве и праздности, поставившие себе правилом жизни: да ямы и пием, утре бо умрем. Интересен взгляд Сперанского на характер обращения бурят в христианство, в русскую веру. Он говорит, что вообще между бурятами креститься значит сделаться «русским», т. е. остричь косу, носить русское платье и вместо юрты жить в крестьянском доме… У бурят, действительно есть способность к обрусению; русский быт и вся хозяйственная обстановка русских им вполне нравится. Этою способностью к развитию гражданственности можно с успехом воспользоваться русской администрации. Зная это ламы нарочно держат бурят в грязи кочевой жизни. Перешедшие же в Православие первым долгом считают поселиться под сенью св. храмов Божиих, чтобы усвоить себе правила христианской жизни, поучаясь из Слова Божия разуму и благочестию. Этой системы веропроповедничества держался в Бозе почивший архиепископ Иркутский Вениамин (1862–1892), основатель Забайкальской духовной миссии. Практичность его системы доказана опытом. Под его воздействием обращено в христианство до 40 тысяч инородцев. Только митрополит Тобольский Филофей Лещинский в простое, старое время достиг такого успеха в деле христианской проповеди. Переводы священного писания на Монгольский язык, появившиеся при Сперанском, конечно, порадовали и нашу миссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

А за которыми церквами ни каких данных вотчин и угодей и пашен и приходских дворов нет, и пропитатца, кроме жалованья, не чем, и чтоб церквам не запустеть, тем ружникам Наше, Великаго Государя, жалованье деньги и хлеб и соль давать по прежнему, кто чем пожалованы, а для ведома о том же Преосвященному Игнатию, Митрополиту Сибирскому и Тобольскому, Наша, Великаго Государя, грамота ж послана ж. Да в прошлом 1702 году Декабря в 31-й день бил челом Нам, Великому Государю, Богомолец Наш, Преосвященный Филофей, Митрополит Сибирский и Тобольский, в Софейском, де, домовом поведении, после пожару, осталось малое число, и до церкви Божией, и до его, Богомольца Нашего, дому надлежат церковные и домовые нужды не малые, а какие нужды, к тому он прислал к Нам под челобитною своею просительныя статьи; и Нам, Великому Государю, пожаловать бы ево, Богомольца Нашего, велеть по тем статьям, о подлежащих церквах и домовых нуждах Наш, Великаго Государя, Указ учинить, а в статьях написано: в Сибирской Епархии к церквам Божиим на пропитание Священником Нашего, Великаго Государя, жалованья данных земеле нет, чтоб к тем церквам, чем Священникам питаться, где возможно, дать под пашню земли и сенных покосов против Московских и Всероссийских церквей; а у которых есть прихожане, чтоб те прихожане Священником с причетники церковными давали ругу; а где места беспашенные и прихожан у церквей нет, и к тем церквам Священником с причетники, также и Софейскому Собору Протопопу с братьею и звонцами и сторожам, давать бы годовая руга, деньги и хлеб и соль по окладам их, для Софейской домовой скудости и пожарнаго раззорения, а за соборянами, де, земель и ни каких угодий и приходских дворов к той Соборной церкви нет; а церковные требы, вино церковное, воск, ладан, для отдачи по церквам присылать бы к нему, Богомольцу Нашему, для того: кто те церквы требы из Тобольску, из Приказныя Палаты раздает, теряют, и в служении бывают негодны. Да в прошлых же годех бывали, де, в посылке из Софейскаго дому к Ямышу озеру по соль про Софейской домовой обиход по дощанику и по два, а в прошлом, де, 1701-м году тот соляной промысел велено промышлять на Нас, Великаго Государя, чтоб про Софейской домовой и монастырские обиходы ему, Богомольцу Нашему, к Ямышеву озеру по соль посылать по прежнему; для Софейскаго ж дому, для расходов и скудости, ежегод посылать дощаник вниз по Иртышу на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

После кончины И. кит. правительство направило иеродиак. Филимона и Григория Смагина в Россию сообщить сибир. ген.-губернатору М. П. Гагарину о кончине главы миссии. Оставшимся 4 членам миссии пришлось испытать все тяготы кит. жизни вплоть до приезда новых миссионеров из России в 1729 г. Тобольский и Сибирский митр. Филофей (Лещинский), узнав о кончине И., писал весной 1719 г. ген.-губернатору Гагарину, что «есть надежда на прославление имени Божия среди китайцев... доложите его царскому величеству, и, избрав доброго и мудрого человека, туда в царство китайское пошлите не замедляя» ( Николай (Адоратский), иером. Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования//ПС. 1887. 4. С. 480). Лит.: Ripa M. Memoirs of Father Ripa: During 13 Years " Residence at the Court of Peking in the Service of the Emperor of China/Transl. F. Prandi. N. Y., 1846; Бантыш-Каменский Н. Н. Дипломатическое собр. дел между Рос. и Кит. государствами с 1619 по 1792 г. Каз., 1882; Pavlovsky M. N. Chinese-Russian Relations. N. Y., 1949; Петров В. П. Албазинцы в Китае. Вашингтон, 1956; он же. Российская духовная миссия в Китае. Вашингтон, 1968; Иманиси Сюнцзю. Ко тю: «И-юй лу». Тенри, 1964 (на япон. яз.); Widmer E. The Russian Ecclesiastic Mission in Peking: During the 18th Cent. Camb. (Mass.); L., 1976; Скачков П. Е. Очерки истории рус. китаеведения. М., 1977; Русско-кит. отношения в XVIII в.: Мат-лы и док-ты. М., 1978. Т. 1: 1700-1725; 1990. Т. 2: 1725-1727; Цюаньго маньвэнь тушу цзыляо ляньхэ мулу (Сводный кат. маньчжурских док-тов, хранящихся в Китае). Пекин, 1991 (на кит. яз.); Пан Т. А. Нек-рые даты биографии главы первой Пекинской духовной миссии//25-я науч. конф. «Общество и государство в Китае»: Тез. и докл. М., 1994. С. 60-64; она же (Pang). The «Russian Company» in the Manchu Banner Organization//Central Asiatic J. Wiesbaden, 1999. Vol. 43. N 1. P. 132-139; она же. Архим. Иларион (Лежайский) и первая Пекинская духовная миссия (1717-1729)//Ист. вестн. 2000. 2(6). С. 196-202; Николай (Адоратский), иером. История Пекинской духовной миссии в 1-й период ее деятельности (1685-1745)//История Рос. духовной миссии в Китае. М., 1997. С. 14-164.

http://pravenc.ru/text/389189.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010