После кончины Афанасия (Миславского) в 1715 г. в присутствии митр. Иоасафа (Кроковского) и гетмана И. И. Скоропадского архимандритом К.-П. л. был избран Иоанникий (Сенютович). На время его настоятельства приходится одно из тяжелейших испытаний лавры - пожар 1718 г. практически уничтожил типографию, нанес значительный урон храмам, особенно Успенскому собору, монастырской ризнице, архиву и библиотеке. С 1720 г. началось восстановление поврежденных пожаром сооружений и возведение новых. Царское правительство пожертвовало на ремонт 5 тыс. р. и прислало в Киев архит. Ф. Васильева. Для нужд строительства в монастырских вотчинах основали кирпичные и известняковые заводы. Со временем возрождается монастырская типография и б-ка (она находилась сначала в Успенском соборе, а с 1745 была перемещена на колокольню). В 1721 г. по духовному завещанию скончавшегося митр. Смоленского Варлаама (Коссовского) в К.-П. л. была передана часть его б-ки (в т. ч. Библия «полская Вуйкова», творения свт. Григория Богослова , Амвросия , еп. Медиоланского, и прочие «книги полские и латинские»), бархатный «золотной» саккос и др. облачения (ОДДС. Т. 1. Прил. 20. Стб. CXLI-CXLII). В 1722 г. постриженик К.-П. л. бывш. митр. Тобольский Филофей (Лещинский) направил в обитель богатую ризницу с золотой и серебряной богослужебной утварью, облачениями, украшенными драгоценными камнями, но в мест. Ревяки (близ Н. Новгорода) она была разграблена (Там же. Т. 2. Ч. 2. Стб. 204-206). Бывший наместник обители архим. Варлаам (Голенковский; † 1740) передал в обитель по завещанию значительную сумму денег (Там же. Т. 5. Стб. 171-172). Среди архиереев, завещавших К.-П. л. книжные собрания - еп. Черниговский Зосима (Прокопович) и др. В 10-20-х гг. XVIII в. указами Петра I в новоустроенный с.-петербургский Александро-Невский монастырь (впосл. лавра) из К.-П. л. направлялись иеромонахи и монахи «для пения в крылос» и др. послушаний (напр., в 1716-1720 в столичной обители служил на клиросе мон. Афанасий (Черкасов), но в июле 1723 вернулся в Киев и «за старостию и немощию» проживал в больничном Троицком мон-ре при лавре). Малороссийские иноки «не охотно ехали в Невский», а настоятели «не охотно отпускали от себя голосистых монахов, придумывая разные предлоги к их удержанию» (Там же. Т. 1. Стб. 167-168; Т. 2. Ч. 2. Стб. 369-370).

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Выражая дух исконно русского правосознания, Петр I писал в указе 1702 года: «Совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому на его ответственность пещися о спасении души своей». Правительство однако не избегало поощрительных мер по отношению к обращенным инородцам. Крещенных крепостных отписывали от их некрещеных помещиков. С 1720 года всем новообращенным представлялась трехлетняя льгота от податей и рекрутства. В Казанской епархии, где значительную часть населения составляли магометане и язычники, миссионерство заметно оживилось при митрополите Тихоне (1701–1724 гг.). Его деятельными помощниками были ключарь кафедрального собора священник Феодор и Раифский иеромонах Алексий. Среди язычников – мордвы, черемисов (марийцев), чувашей – миссия имела немалый успех, но магометане оказались гораздо упорней. Митрополит Тихон первым в России открыл школу для крещенных инородцев. Когда из-за недостатка средств эту школу пришлось закрыть, святитель продолжал обучать новокрещенных детей в духовном училище при епархиальном доме. В Нижнем Поволжье Слово Божие проповедовалось буддистам-калмыкам. Уже в 1700 году на реке Терешке выросло целое поселение крещенных калмыков. Калмыцкий хан Аюка разорил это селение, и тогда правительство стало отсылать крещенных калмыков на жительство в Киев и Чугуев, приписывая их там к казакам. После смерти Аюки святое крещение принял его внук Тайшин, кочевавший со своей ордой близ Астрахани. Восприемником Тайшина был царь, и в крещении хана нарекли Петром. Проповедь Евангелия сибирским инородцам связана с именами двух великих подвижников Тобольских святителей Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича) . Митрополит Филофей родился в 1650 году в Малороссии в дворянской семье. Образование получил в Могилянской Академии, потом священствовал, а овдовев, принял постриг в Киево-Печерской Лавре. В обители он исполнял должность эконома. Потом назначили его наместником приписанного к Лавре Брянского Свенского монастыря. В 1702 году архимандрита Филофея возвели в сан митрополита Тобольского на место не выехавшего в Сибирь по болезни святого Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Г. Бантыш-Каменский в 5-й части своего Словаря достопамятных людей Русской земли в статье о митрополите Филофее Лещинском говорит: «Филофей с крестом в одной руке – как гласит предание – и с мечем в другой силою проповеди и оружием обратил к благочестию... до 40000 сибирских инородцев». Считаю священным для себя долгом смыть это пятно, брошенное на память сибирского архипастыря каким-то преданием, принятым без критического исследования и без справки с делами. Проповедывать Евангелие неверующим с мечом в руке, обращать неверующих к вере оружием – сообразно ли это с духом Греко-Российской Церкви? Католические миссионеры средних веков, действительно, с мечом в руке заставляли язычников (например, саксонцев, некоторые славянские племена, также жителей наших Остзейских губерний, финнов и после американцев) принимать христианство и, в случае несогласия, проливали их кровь; но наша Церковь во все времена чуждалась таких и подобных мер: это доказывает вся русская история. Указы всех российских государей об обращении иноверных подданных, можно сказать, преисполнены запрещений чинить насилие совести. И сам Петр I, поручая Филофею обращать в христианство остяков, вогуличей, татар и других инородцев, повелевая даже «жечь нечестивыя их чтилища» – кумиры и кумирницы, при всем том предписывал действовать на них самих по евангельскому учению духом кротости и доказательствами вразумительными, а насилия отнюдь не употреблять. – Далее, если б при митрополите Филофее в путешествиях по инородческим землям были порох, пушки и ружья, то каким бы образом, например, вогуличи юрт Кошутских, Нахрачевых и Сатыгинских, а остяки Больше-Атлымские, особенно, Буренские и Обдорские смели и могли покушаться на жизнь его и его сотрудников? И когда те инородцы стреляли из луков и винтовок, зачем бы находившиеся в его свите, если б они были хорошо вооружены, бегали от опасности или даже получали смертельные раны – как то и другое случилось в Буренских юртах, – не защищаясь и без взаимного возмездия? Но скажут: Филофею во время его путешествий предшествовали люди, которые объявляли инородцам царские указы и губернаторские предписания о крещении их и побуждали их явиться в приречные места для слушания проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Во время сих событий на Конде-реке в Тобольске (10 июня 1715 г.) скончался местный преосвященный благочестивый митрополит Иоанн Максимович . Управление сибирской епархией несмотря ни на преклонность лет, ни на звание схимонаха, указом государя снова было возложено на митрополита Филофея Лещинского. Указ этот застиг архипастыря в родном Киеве на богомолье, куда он из Тюмени отбыл во второй половине 1716 г. Обновившись среди древних святынь силами, Преосвященный не отрекся от исполнения царской воли и 20 марта 1717 г. возвратился в Тобольск. В этот раз привез он с собой из Киева архидиакона Антония Платковского, который понравился ему своей наружностью, расторопностью и, быть может, некоторым образованием и который после, состоя уже в высшем звании, как увидим ниже, оказался недостойным его внимания и наделал ему, его преемнику и святому Иннокентию много неприятностей. – Впрочем, епархиальные дела не отвлекли Преосвященного от трудов миссионерских: в одних местах во время вторичного управления епархией он действовал сам лично, в других чрез своих сотрудников. Так в Верхне-Пелымской волости закащик, пелымский священник Михаил Степанов построил церковь Всемилостивого Спаса и обратил многих язычников; а по уездам Верхотурскому и Туринскому, около Пелыми, даже за Уралом по р. Чусовой с 1716 г. по 1719 и далее крестил остававшихся по местами в язычестве вогуличей, также чуваш, черемис и вотяков, а вогуличей, крещенных прежде, утверждал в христианских понятиях и набирал способнейших из их детей для обучения в монастырях русской грамоте – Верхотурского Николаевского монастыря архимандрит Сильвестр. В то же время и над тем же, около Березова, трудились игумен Березовского Воскресенского, ныне уже не существующего, монастыря Гедеон и наместник Кондинского монастыря иеромонах Зиновий; а архимандрит Томского Алексеевского монастыря Порфирий обращал татар, живших по Чулыму, и киргиз, кочевавшим по рекам Кию и Юри, и для тех и других выстроил по церкви. Для подобных целей Филофей и преемник его митрополит Антоний I отправляли к инородцам в Сургут, Нарым, Томск, Красноярск, Енисейск и Мангазею иеродиакона Никодима.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

В Нижнем Поволжье русские миссионеры проповедовали Евангелие калмыкам. В 1725 г. к калмыкам-ламаистам была отправлена особая миссия во главе с иеромонахом Никодимом (Ленкевичем), которой за 10 лет удалось крестить до 1700 калмыков. По мысли отца Никодима, крещеным калмыкам были отведены земли к северу от Самары, и там основан город Ставрополь (ныне Тольятти). В Ставрополе поселилась вдова хана Тайшина Анна и вся ее орда. В 1740 г. в этом городе была устроена русско-калмыцкая школа, появились первые переводы Нового Завета и церковных молитв на калмыцкий язык. В Тобольской епархии, где в начале века подвизались святители Иоанн (Максимович) и Филофей (Лещинский), новое оживление христианской проповеди среди инородцев совпало с царствованием Елизаветы. В 1749 г. на Тобольскую кафедру был назначен опытный миссионер Сильвестр (Гловацкий), возглавлявший прежде свияжскую Новокрещенскую контору. В течение 6 лет он управлял епархией. Успехи христианской миссии в годы его святительского служения вызвали раздражение у мусульманского духовенства Сибири, которое в конце концов добилось его удаления из Тобольска. В 1758 г. на Тобольскую кафедру был назначен преосвященный Павел (Конюскевич). Он родился в 1705 г. в галицком городе Самборе, в семье православного мещанина. Образование получил в Киевской академии, где обратил на себя внимание смирением и кротостью нрава, которые соединялись у него с непреклонной твердостью характера и блестящими успехами в науках. По окончании курса его оставили в академии преподавателем пиитики. В 28-летнем возрасте молодой профессор принял монашеский постриг. Вскоре его вызвали в Москву и назначили проповедником в Славяно-греко-латинскую академию. Потом в течение 15 лет он был архимандритом Юрьевского монастыря в Новгороде. Рукоположенный в сан митрополита Тобольского, преосвященный Павел немедленно выехал в Сибирь. Много внимания уделял он духовной школе своей епархии. До него в Тобольской семинарии не было последнего богословского класса. Чтобы открыть этот класс, митрополит вызвал из Киева трех ученых монахов. Он строил и освящал церкви в городах и селах своей огромной епархии, открыл несколько новых монастырей. С подчиненным ему духовенством архипастырь обходился строго и требовательно, к нерадивым клирикам относился круто, часто назначал провинившихся на черные работы при архиерейском доме, но к нуждавшимся священникам и причетникам, к вдовам и сиротам духовного сословия был сострадателен и милостив.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В центральной части собора, который славится своим величием, масштабом, перед художниками стояла задача развить авторский замысел, реконструировать его, им надо было оформить придел в том русле, которое было задано старыми мастерами. Специалисты занимались не только реконструкцией сохранившихся росписей, но и восстановлением тех участков, которые были полностью утрачены. Работали художники в технике традиционного академического письма, все изображения выполнены маслом. Во время реставрации впервые старинный фрагмент живописи был обнаружен в верхнем, Преображенском приделе. «Когда мы приступили к работе, мы думали, что в Преображенском приделе ничего не сохранилось, но последние реставрационные работы позволили найти фрагмент старинной живописи (конца 18 – начала 19 века), – рассказал отец Виталий. – В алтаре Преображенского придела, в маленькой нише, изображен Спас Эммануил (младенец Христос) в Евхаристической Чаше. Само по себе изображение редкое, да еще и найденное под многочисленными слоями поздней штукатурки. Реставраторам дали задание сделать контрольные участки, они их сделали и обнаружили фрагменты живописи. Мы увидели, что композиция хоть и сильно повреждена, но она читабельна, и её можно реконструировать». Но, к сожалению, прихожане восстановленное изображение не увидят во время молитвы, оно расположено за иконостасом, на Горнем месте – там во время богослужений находятся только священники и их помощники. Преображенский придел воспринимается как новая страница в истории собора. Он не похож на сдержанный, аскетичный стиль центральной части. По словам отца Виталия, здесь художники оттолкнулись от самой темы Преображения Господня. А она – праздничная, яркая. Перед иконописцами стояла задача передать неземной фаворский свет, в котором предстал, согласно Евангелию, преображенный Спаситель. «Сам Фаворский свет в символике русского иконописания передается через золото, через узоры, через вещественную красоту. Сияние нетварных божественных энергий мы показали с помощью сусального золота. Мы разбили пространство на сектора и поместили изображения в рамы, что отличается от «коврового» стиля, когда одна композиция переходит в другую. Также мы изобразили сюжеты из земной жизни Иисуса Христа и образы сибирских Святителей и Святых, чтобы отразить идею о Христовой проповеди на сибирской земле. Здесь написаны Святители Софроний и Иннокентий (Иркутские), Макарий (Алтайский), Севастьян (Карагандинский), Филофей (Лещинский), Варлаам, Антоний, Гермоген…Самое большое яркое полотно на этой стене мы посвятили композиции, которая называется «Проповедь Святителя Филофея среди Сибирских народов», – рассказал руководитель проекта.

http://sobory.ru/article/?object=05565

Перечислив затем лиц, о которых свящ. Максим должен был молиться за литургией, митр. Игнатий приказал прилагать прошение и о китайском императоре: «Молитися сице после государских ектений: еще молимся Господу Богу нашему помиловати раба своего (имя рек) богдыханова величества (как его в титулах пишут), умножити лета живота его и даровати ему благородное чадо в наследие рода их, и избавити его и боляр его от всякия скорби, гнева и нужды и от всякия болезни душевныя и телесныя и открыти им свет евангельскаго просвещения, и простити ему всякое прегрешение, вольное и не вольное, и соединити его святей свое соборней и апостольской церкви, яко да получит и царствие небесное». Тот же владыка Игнатий исходатайствовал в 1697 г. патриарший указ об учреждении, по постановлению собора 1675 года, вместо светских «десятильников» – духовных «заказчиков» – выборных начальников и поповских старост, т. е. благочинных, деятельность которых сообщила службе духовенства стройность и правильную преемственность в отношении влияния на религиозно-нравственную жизнь приходов. Наконец, митрополит Игнатий, упорядочивший управление делами православной церкви в Сибири, прославился еще как деятельный увещатель раскольников и оставил в обличение раскола «Три Окружных Послания», которые хранятся в рукописях в Академии Наук. Вся деятельность его была проникнута духом патриотического завещания предпоследнего патриарха Иоакима, который в 1690 г. заповедал: «Несть убо добро еретику неправославну сущу христианы православными в благочестивой царской державе володети и начальствовати и судити тыя». Девятый архипастырь Сибири святитель Дмитрий Туптало, Ростовский Чудотворец, был хиротонисан в митрополиты сибирские 23-го марта 1701 г., но по случаю болезни остался в России, и поэтому сибирскою паствою более двух лет управлял епископ Вятский Дионисий. Десятым архипастырем Сибири был митрополит Филофей Лещинский – воспитанник Киевской духовной академии, из архимандритов Брянского Свенского монастыря с 4-го января 1702 г., скончавшийся 31-го мая 1727 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Тюмень. Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Тюменский мужской монастырь основан как Преображенский по указу царя Михаила Федоровича в 1616 году монахом Казанской Раифской пустыни Нифонтом на краю Ямской слободы Тюмени, на крутом берегу реки Туры. В 1622 году была освящена деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь, которая сгорела во время большого пожара. Поначалу монастырь не имел угодий. Первые насельники обрабатывали жертвуемые монастырю земли и этим питались. Только в 1659 году во владение обители поступили рыбные угодья по реке Туре, озеро Щучье, сенные покосы и пахотные земли, а в 1662 году указом царя Алексея Михайловича все эти владения закреплены за монастырем. Назначенный на Тобольскую кафедру в 1702 году митрополит Филофей (Лещинский) стал ходатайствовать перед Петром I о постройке каменного монастыря как центра миссионерства и борьбы с раскольниками. Разрешение было получено 14 декабря 1706 года. Указ царя предписывал тобольскому воеводе князю Черкасскому отпустить монастырю тысячу рублей из тобольских доходов, кирпич делать самим (ссыльными людьми), лес и дрова возить пригородным крестьянам, а верхотурским крестьянам сплавить четыре струга белого камня. Для контроля за обеспечением каменного строительства материалами прибыл из Тобольска приказной человек А.И. Иконников. К началу каменного строительства монастырь был переименован в Троицкий. Через девять лет в основном было завершено возведение двух каменных церквей - собора Живоначальной Троицы и храма Зосимы и Савватия, переименованного позже в церковь Сорока мучеников. К 1741 году закончено строительство каменной монастырской ограды, настоятельского корпуса и колокольни церкви Петра и Павла. В 1739 году были сооружены двухэтажные настоятельские покои в одной связи с оградой, с кладовыми под ними двумя палатами. Скромность архитектуры вполне соответствует назначению этого здания как жилого дома настоятеля монастыря. Также скромно решен интерьер дома. Окна открывали великолепные виды на Ямскую слободу с одной стороны и на монастырский двор с тремя громадными церквами в нем.

http://sobory.ru/article/?object=05565

Тобольск. Церковь Спаса Преображения. Спасская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасская церковь - четвёртая кирпичная приходская церковь города (три первые не сохранились). Деревянный храм на этом месте появился в 1587 году, когда завершилось строительство первого острога и первой тобольской церкви - Троицкой - на территории малого города. На колокольне Спасской церкви некоторое время висел Угличский колокол, сосланный в 1593 году в Тобольск Борисом Годуновым (1552-1605). Первым сибирским митрополитом Филофеем Лещинским (Рафал Богуславович Лещинский) (1650-1727) возле востановленной после пожара деревянной церкви заложена каменная, выстроенная с помощью купца С. Третьякова. Во второй половине 18 века к её западному фасаду пристроена колокольня. В 1772 и 1791 годах сооружены два придела. С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Сохранившаяся доныне в полуразрушенном виде Спасская церковь (церковь Спаса Нерукотворного Образа) – одна из самых ранних каменных приходских церквей г. Тобольска. Одноименный деревянный храм на этом месте был построен в 1587 году, в год основания города. В этот храм в 1593 году был прислан из Углича тот самый колокол, в который там били в набат по случаю убиения св. царевича Димитрия. Храм этот 1 июня 1701 года сгорел, а в 1702 году был заложен и в том же году построен и освящен новый деревянный. Но он не долго существовал, нашелся благочестивый и усердный жертвователь, местный купец Стефан Третьяков, и «в 1706 году на горе была заложена церковь каменная Всемилостивого Спаса, подле деревянной». Интересно, что храм этот созидался с благословения и молитвенной помощью двух величайших сибирских святителей: митрополитов Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича), занимавших последовательно в то время Тобольскую кафедру. В 1706 году основание этого храма освятил святитель Филофей, а освящение уже выстроенной церкви совершил святитель Иоанн в 1713 году. Во второй половине XVIII века к западному фасаду храма была пристроена колокольня. В 1772 и 1791 годах сооружены два придела.

http://sobory.ru/article/?object=03061

Тобольск. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первоначальная деревянная Сергиевская церковь была заложена на Троицком мысу 6 июля 1678 года и освящена 23 сентября 1680 года. Известно, что в середине 80-х годов XVII века в ней находились тела покойных Сибирских архиереев: Макария, Герасима, и Корнилия, которые оставались там до освящения Софийского собора в 1686 году. Каменные Святые ворота с Сергиевской церковью строились два года и были освящены в 1688 году. Деревянный храм был разобран. В процессе реставрации архиерейского архитектурного комплекса Тобольского кремля, начавшейся в 2007 году, надвратная церковь во имя прп. Сергия Радонежского была построена заново. 8 октября 2011 года в храме состоялась первая Божественная литургия. 20 апреля 2013 года архиепископом Тобольским Димитрием (Капалиным) было совершено Великое освящение восстановленного храма. Росписи в храме были выполнены преподавателями и учащимися Тобольской иконописной школы. Украшением храма является басменный иконостас в древнерусском стиле. http://drevo-info.ru/articles/22081.html Первоначальная деревянная Сергиевская церковь была заложена на Троицком мысу 6 июля 1678 года и освящена 23 сентября 1680 года. Известно, что в середине 80-х годов XVII века в ней находились тела покойных Сибирских архиереев: Макария, Герасима, и Корнилия, которые оставались там до освящения Софийского собора в 1686 году. Каменные Святые ворота с Сергиевской церковью строились два года и были освящены в 1688 году. Деревянный храм был разобран. " Летопись Сибирская " сообщает: " Филофей (Лещинский, еп. Сибирский) охотник до театральных представлений, славныя и богатыя комедии делал, и когда должно на комедию зрителям собиратца, тогда он, владыко, в соборные колокола на-собор благовест производил; а театры были между Соборною и Сергиевскою церквами к взвозу, куда народ сбирался " . 8 мая 1705 года, во время одного из таких представлений, поднялась сильная буря и порывами ветра " сломила с Сергиевской церкви верх весь с маковицею и крестом " , в то же время " сломило и над алтарем соборной церкви крест " . Несмотря на то, что огонь нередко врывался в кремль внезапными ураганами и производил истребление соседних зданий, Святые ворота с Сергиевским храмом оставались целы. Лишь пожар 1733 года, начавшийся в архиерейском доме, нанес им незначительные повреждения.

http://sobory.ru/article/?object=27761

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010