Потому и некто из богословов, сие испытавших и дознавших, научая этому самому, говорит: «Дух Святый пребывает во всех людях без исключения (см. Прем. 12:1–2 ), как сохраняющий все и оживляющий естественные семена ( Рим. 2:14–15 ); а в частности (ограничительно) – и во всех, имеющих Закон, как указующий на преступление заповедей и освещающий обетование во Христе ( Рим. 7–9 ); во всех же верующих во Христа, к сказанному, и как усыновляющий ( Рим. 8:15 ). А как податель премудрости, ни в ком из указанных Он не пребывает безотносительно (без исключения), а только в смыслящих, которые святым житием соделали себя достойными Его обожающего обитания; пот. что всякий, не исполняющий воли Божией, имеет несмысленное сердце» ( Сир. 15:7 ; Притч. 14:6 ). Василий же великий говорит: «Дух Святый все наполняет своею силою, а сообщается только достойным, не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование по мере веры» 10 . И сам премудрый Соломон так о себе и сущей в нем мудрости говорит в другой книге. Познал я все, и сокровенное и явное; пот. что научила меня Премудрость, художница всего. Есть же в ней дух разумный, святый ( Прем. 7:21–22 ). Премудрость, говорит, подвижнее всякого движения. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя, и чистое зеркало действия Божия ( Прем. 7:24–26 ). Посему, говорит, я молился и взывал, и сошел на меня дух премудрости ( Прем. 7:7 ). Без хитрости я научился, без зависти преподаю: пот. что она есть неистощимое сокровище для людей. Пользуясь ею, они входят в содружество с Богом ( Прем. 7:13–14 ). Потому что она, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; так как Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью ( Прем. 7:27–28 ). И прекрасно и действительно премудро и тут говорит этот мудрый, что Бог любит только пребывающего с Его мудростию. Потому что собственными руками создавши человека, почетнейшее из земных творений, духом и плотию в тоже время, умом бесстрастным и невещественным, по причинам Ему ведомым, сопряженным с чувствами и дебелостию вещества, соделывает его тотчас участником и сей мудрости, даровавши (употреблю и самые те выражения мудрых учителей Церкви) чрез Божественное вдуновение частицу некую и струю 11 Своего Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Преосвященный митрополит киевский и всея Руси, пречестный, во Святом Духе возлюбленный брат и сослужитель нашей мерности: благодать и мир от Бога да будет с твоим святительством. Грамоту твою, [посланную] с твоим человеком Аввакумом, я получил и узнал из нея, о чем ты написал и донес. Да будет тебе известно, что не задолго перед сим снарядил я своего добраго человека и послал к твоему святительству по тому поводу, что великий князь литовский прислал ко мне свою грамоту, в которой пишет много. Посему я нашел нужным послать к твоему святительству человека своего с грамотою нашей мерности, из коей ты в точности узнаешь, что писал великий князь литовский. После того, как мой человек отправился, пришел от тверскаго великаго князя Михаила чернец с его грамотою. Получив эту грамоту, я узнал, что он писал мне; а писал и он много, между прочим, требовал, чтобы ему судиться с тобою, чтобы твое святительство пришло сюда на собор, а он пошлет на суд своих бояр. Что касается до меня, то как мог я не дать ему суда? Поэтому я написал к твоему святительству с вышеупомянутым человеком, как ты узнаешь из моей грамоты, чтобы ты, если можно, пришел сюда, или послал своих бояр, и князь тоже бы послал своих бояр, дабы мог состояться суд. Теперь же, когда пришел твой человек Аввакум, я узнал из твоей грамоты и его слов, о чем ты писал и просил. Но, подражая Миротворцу Христу, отвечаю и наказываю тебе: не вижу я ничего хорошаго в том, что ты имеешь соблазнительные раздоры с тверским князем Михаилом, из-за которых вам нужно ехать на суд; но как отец и учитель, постарайся примириться с ним и, если он в чем-либо погрешил, прости и приими его, как своего сына и имей с ним мир как и с прочими князьями. А он, как я пишу к нему, должен принести раскаяние и просить прощения. Вот что мне кажется добрым и полезным: пусть так и будет, без всякаго прекословия. Если же вы не хотите этого, а ищете суда, то я не препятствую суду, но смотрите, чтобы он не показался для вас тяжким. Мерность наша, как сказано, написала грамоту к тверскому князю, которую и посылаю с твоим человеком Аввакумом. Когда она дойдет до твоих рук, отдай ее моему человеку, котораго я послал туда, и дай ему своего толмача, с которым бы он пошел к князю, показал ему как первую, так и настоящую мою грамоту, которую пишу теперь о мире, и передал [мои] слова о том, чтобы он склонился к покаянию и примирению. Надеюсь, что он не поступит иначе, а так, как я пишу к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Принимаюшийся за обучение таких именно, говорит, и за исправление их каким-либо способом наставления и за лечение целебными обличениями, совсем не будет иметь успеха в своих заботах; потому что учительные обличения и обучение они сочтут не уврачеванием своих язв, а напротив ударами для себя и ранами. И, конечно, им не принесет учитель никакой пользы против их желания, и несомненно навлечет себе от них насмешки и бесславие. Таких посему ты, друг, не обличай и не раздражай произвольно испорченных, чтобы они не возненавидели тебя. Ибо хотя Владыка и сказал укоризненно к ленивому рабу: почему не отдал сребра моего торгующим? ( Мф. 25:27 ), но и ученикам опять Он же говорит: не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7:6 ). И апостол опять в послании к Тимофею говорит: еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден (Тим. 3:10). Да и Христос сам в другой раз, посылая учеников на проповедь прежде крестных страданий, заповедал в каком городе не примут вас, выходя оттуда оттрясите и прах от ног ваших, во свидетельство им ( Лк. 9:5 ). 19. При этом естественно кому-нибудь недоумевать, почему Христос, так говоря и заповедуя ученикам, Сам не так, оказывается, поступал на деле, хотя Сам же сказал: кто сотворит и научит, тот великим наречется в царстве небесном ( Мф. 5:19 ). И в истори Деяний Апостольских говорится: первую книгу написал я о всем, что Иисус делал и чему учил от начала. Как же так Он почти во все продолжение проповеди Своей сильно во всем обличал преступавших закон и злобных книжников и фарисеев, почему и навлек на Себя зависть ( Мф. 27:18 ), и испытавши от них недоброжелательство и оскорбления невыносимые и бесчестие незаслуженное, претерпел наконец крест и смерть. 20. Прежде всего необходимо иметь в виду то, что Христос, будучи Владыкою и Господом всего, не подобно рабам и не одинаково с ними без сомнения подлежал самым требованиям закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Проннкая все, как вы слышали, и глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ), н снисходя и к человеческой немощи, я и водою растворяю для вас вино, чтобы оно веселило сердце ( Пс. 103:15 ), не колебало немощного мозга, приводя его в кружение и волнение превосходством силы. Поэтому Моисею, просившему увидать Бога явно, Он сказал: поставлю тебя в расселине скалы; когда же будет проходить слава Моя, то я покрою тебя рукою Моею. И когда сниму руку Мою, то увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видно тебе. Потому что человек не может увидеть лица Моего и остаться в живых ( Исх. 33:20, 22–23 ). Посему Даниил, когда, как сам говорит, смотрел духовно на то великое видение, то не осталось во мне, говорит, силы, лице мое расстроилось, и не стало во мне крепости ( Дан. 10:8 ). И еще говорит: вострепетал дух мой у меня, Даниила, в теле моем, и видения главы моей смутили меня ( Дан. 7:15 ), И вот коснулась меня рука, и подняла меня на колени мои. И сказал он мне: не бойся, Даниил! потому что слова твои услышаны, и я пришел по мольбе твоей ( Дан. 10:10, 12 ). Здесь Мудрость как бы растворяет и подмешивает чашу сверхестественных созерцаний человеколюбивыми этими и действиями и речами ангела. 12 . Так пророки посредством символов и образов человеческих созерцали Бога и божественные предметы, и посредством символов также познавали и изучали слово Божие, как мы раньше уже достаточно показали, так как Премудрость Божия, для общей пользы человеческой, всюду, одинаково в речах и действиях, к высоким и божественным предметам примешивает низменные и человеческие. Посему-то и Евангелист впоследствии сказал в одном месте о той же Премудрости: таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать ( Мк. 4:38 ). Это будет равнозначаще выражению, что Премудрость Божия растворяла для гостей вино водою. 13 . Так загадочно Премудрость Божия, приготовивши таинственную и возвышеннейшую трапезу и громкою проповедию созвавши гостей, сперва сказавши неразумным и скудоумным приличное им, затем простирает общие всем наставления, делая речь простою и более ясною.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Целых три уже года прожил земной ангел в той пещере, ангельскую и вышеестественную проводя жизнь, весь чуждый настоящему, весь изменившийся и боговдохновенный, чудо, так сказать, и для самих невещественных и возле Бога находящихся существ. Это он и понимал, именно то, что стал как бы кораблем, наполненным, сколько возможно, товаром добродетелей вследствие принятия всей доступной людям благодати, – ибо дальше Гадир, говорят, не плавают, – и потому задумывает и совершает нечто действительно дивное и богоподражательное. Я не буду решать вопроса о том, удалось ли кому-нибудь из достигших такой высоты добродетели совершить это, но что это весьма хорошо показывает, так сказать, восхождение его на высоту добродетели и богоподобия ныне сущим и потом имеющим быть поколениям, это я всегда буду утверждать. Ибо зная, что Божественное смиренномудрие для всякого рода жизни по Боге есть необходимейшая вещь, связывающая и скрепляющая, как при постройке цемент, по словам одного из наших мудрецов, материал добродетелей, как бы какие большие и малые камни к созиданию душевного дома, а для достигших высоты совершенства по Боге и во всех отношениях полезно и чрезвычайно необходимо, как увеличивающее сокровища и совершенно прогоняющее зверей (духовных), – давно уже зная это из жизни, теперь, как бы с другой стороны начиная, он всецело ему предается, все прочее, так сказать, оставив, а лучше все ему вверив и снова за него взявшись как бы за какую-нибудь запечатанную сокровищницу, прочно сохраняющую в себе множество всяких благ. Поэтому, похвально произнося Божественные те слова: когда исполните, говорит, все побеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк. 17:10 ), если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное ( Мф. 18:3 ), а к этому еще: благодатью вы спасены ( Еф. 2:5 ), оправданные даром благодатию Божией (ср. Рим. 3:24 ), ибо как рубище нечистое, говорит, вся праведность наша пред Богом (ср. Ис. 64:6 ), – тотчас удаляется из этого монастыря, уходит в находящееся возле Иордана общежитие подвижников (ασκητν), посвященное имени великого Крестителя и Предтечи, и упрашивает предстоятеля с величайшей скромностью причислить и его к прочим братиям, как у них установлено, и распоряжаться им при всякой надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Я возвещал правду Твою в собрании великом: я не возбранял устам моим; Ты, Господи, знаешь ( Пс. 39:7–10 ). Также: жертва хвалы прославляет Меня, и в том путь, где Я покажу ему спасение Мое ( Пс. 49:23 ). И еще: Буду, говорит, славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и это будет Богу угоднее, нежели молодой телец с рогами и с разделенными копытами ( Пс. 68:31–32 ). А если это (угодно Богу), то гораздо более – постоянная борьба со страстями и невидимыми врагами и ежедневное новое мученичество совести каждого из подвизающихся. Ибо, говорит, те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал. 5:24 ). И опять: Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:19–20 ). Гораздо с большим правом это называть можно жертвами великой мудрости, ежедневно закалаемыми ею и рассекаемыми мечем слова ( Еф. 6:17 ). Потому что, опять, великий Павел в послании к Римлянам сказал: умоляю вас, братья, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего ( Рим. 12:1 ). И нужно ли говорить об этом, когда и пожертвования ему учениками ради телесных потребностей тот же апостол также наименовал жертвою благоугодною Господу? Ибо говорит Филиппийцам: я удовольствован, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Господу ( Флп. 4:18 ). Так что отсюда ясно и то, что каждая добродетель есть благоугодная и приятная жертва, порознь разумно священнодействуемая Божественною Премудростию в душе каждого. А если некоторые и будущие блага и обещанное праведникам веселие и наслаждение и брачный пир, которым Великий Жених приветствует стекающиеся души, называли жертвами и трапезою Премудрости, то и они зависят наибольше от сих (приносимых Богу жертв теперь), и теперешние жертвы служат для них, можно сказать, предначинательною причиною, нашими дверями и входами. Так что никто не примет участия в тамошнем брачном пире и трапезе оной, если здесь не насыщается жертвами, хлебом и вином Премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Глава 16. В завершение: и вновь – про обожение. С. 289, посл. абз. – Говорится о преображении человека, когда он восходит «на гору практической добродетели», проникает в богосозерцание (точка зрения патриарха Каллиста I). Такое изменение свт. Филофей (Коккин) называет «оным превышеестественным изменением (τν... λλοωσιν), которое осуществляется десницей Вышнего». Ниже на С. 290 автор замечает, что патриархи Каллист I и Филофей (Коккин), несмотря на разногласия в церковных вопросах, были едины в понимании «исихастского идеала боговидения». Раздел – Вместо заключения. С. 294, строки 6–9 – Свт. Филофей (Коккин), как и свт. Григорий Палама , раскрывает в своих гомилиях основную мысль о Богородице, что Она – есть вершина выражения «монашеского, аскетического и святоотеческого идеала». Во 2 абз. автор перечисляет источники, которые оказали «сущностное воздействие на мариологию Феофана», среди них Гомилия на Успение свт. Филофея (Коккина), который также назван автором монографии одним из «ближайших соратников» Феофана с исторической точки зрения. Раздел – Приложение 1. 1.1. Никифор Влеммид. Другие силлогизмы об исхождении Св. Духа. С. 300, прим. 2 – Комментарий автора к словам Влеммида «богоносными мужами», что «эпитет «богоносный» – один из самых частотных эпитетов», которые свт. Филофей (Коккин) применяет к св. Отцам прошлого. Следующий труд, который мы рассмотрим, – работа Х. Матеоса «Служение Слова в византийской литургии…» 176 . Данная монография посвящена литургическим вопросам, а именно, влиянию Диатаксиса (Чина Божественной литургии) свт. Филофея на богослужебные формы. Краткая характеристика. Свт. Филофея упоминается в работе как автор своего сочинения – Диатаксиса Божественной Литургии. Обзор работы. Работа представляет собой исторический очерк, составленный из разных исследований 1965–1970 гг., посвященных словесному служению в византийской литургии. Большую роль в формировании современного Чина Божественной Литургии сыграл Диатаксис свт. Филофея. Информацию об этом представим в соответствии с содержанием данной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Также следует отметить 4 исследования, которые содержат ценные для нашей работы исторические сведения об эпохе и деятельности свт. Филофея. К ним относятся исследования О. А. Белобровой «Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому» 1958 г., И. П. Медведева «Почему константинопольский патриарх Филофей Коккин считал русских святым народом?» 1990 г. и 2 работы Г. М. Прохорова – «Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в.» 1968 г., «Филофей Коккин о пленении и освобождении ираклиотов» 1979 г. Что касается отзывов современников свт. Филофея о нем, то такие сведения удалось установить в единственном исследовании из нашего перечня, в работе М. А. Поляковской «Византия, византийцы, византинисты» 2003 г. К исследованиям на иностранных языках в нашем перечне относится только работа Т. Пино «A spiritual legacy for Holy Rus’: St. Gregory Palamas as archetype of deification in the writings of Patriarch Philotheos Kokkinos» 2015 г., перевод на русский язык которой мы представляем в приложении к нашей работе. Помимо прочего, в данном исследовании была обнаружена сноска, отсылающая читателя для подробного ознакомления с биографией свт. Филофея к монографии Д. Цендикопулоса «Φιλοθος Κκκινος, Βις κα ργο», которую мы рассмотрим ниже при обзоре монографий. До обнаружения монографии М. Митреа «A Late-Byzantine Hagiographer: Philotheos Kokkinos and His Vitae of Contemporary Saints» 2017 г. работу Д. Цендикопулоса мы считали единственным трудом, подробно изучающим биографию свт. Филофея (Коккина). На этом завершаем обзор исследовательских работ и переходим к обзору монографий. 1.3. Обзор монографий Сначала рассмотрим монографии на иностранных языках, таких монографий в нашей работы было использовано всего 2. Из них последней по времени публикации является диссертация М. Митреа «A Late-Byzantine Hagiographer: Philotheos Kokkinos and His Vitae of Contemporary Saints» (« Поздневизантийский агиограф: Филофей Коккин и написанные святителем жития современных ему святых») 2017 г. 140

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Во 2 пол. XX в. большой вклад по изучению сочинений свт. Филофея (Коккина) и письменных памятников его эпохи внес специалист по древнерусской и византийской литературам Г. М. Прохоров. Помимо уже указанной выше работы мы обнаружили еще 7 его трудов, так или иначе относящихся к нашей теме. Такого исследовательского интереса к предмету нашей работы мы не находим больше ни у одного из зарубежных и ни у одного из отечественных авторов вплоть до настоящего времени. Все указанные 8 публикаций Г. М. Прохорова относятся к материалам научного сборника «Труды Отдела древнерусской литературы» Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Самая ранняя из них – работа под названием «Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в.» 1968 г. 16 , где свт. Филофей (Коккин) рассматривается как представитель политического исихазма. Далее по времени публикации следуют 2 труда 1972 г.: «Прение Григория Паламы «с хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих» 17 и «К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина» 18 . Если «Прение…» не дает нам практически никакой информации о святителе, то в статье «К истории…» автор подробно изучает литургическое творчество свт. Филофея, в частности приводится классификация его гимнов и молитв по тематическому признаку. В 1979 г. были опубликованы также 2 исследования: «Сочинения Давида Дисипата в древнерусской литературе» 19 и «Филофей Коккин о пленении и освобождении ираклиотов» (см. выше) 20 . Ситуация здесь аналогична с предыдущими 2 работами 1972 г.: если «Сочинение Давида…» лишь косвенно упоминает свт. Филофея, то во втором труде подробно излагается история захвата г. Ираклеи, которая имела большое значение в жизни святителя, а также приводится молитва , составленная свт. Филофеем на основе этого исторического события. В 80-х гг. автор начинает изучать эпоху Куликовской битвы и поэтому выходит работа в 1983 г. под названием «Гимны на ратные темы эпохи Куликовской битвы» 21 , где рассматривает гимны и молитвы свт. Филофея (Коккина). Наконец, в 2000-х гг. мы находим еще 2 работы Г. М. Прохорова, посвященные уже непосредственно сочинениям свт. Филофея: это исследование под названием «Гимнографический триптих патриарха Филофея по греческим и древнерусским спискам и в современном переводе» 2008 г. 22 и работа «Канон-моление о дожде патриарха Филофея в греческом оригинале и древнерусском переводе (с приложением перевода на современный русский язык)» 2009 г. 23 Все эти работы за исключением труда «Исихазм и общественная мысль…» были совместно переизданы в научном издании «”Так возсияют праведники…”. Византийская литература XIV в. в Древней Руси» в 2009 г. 24 , которым мы и будем пользоваться в ходе нашей работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Таблица 1 Перечень работ в Библиографии А. Г. Дунаева, посвященные свт. Филофею (Коккину) Тематика работ Количество работ Издание Жития и Службы святителю Иконография Автографы и рукописи Работы с изданием сочинений святителя: Агиографические сочинения Литургические сочинения Догматические сочинения Аскетические сочинения Слова, речи и беседы Грамоты и документы Сочинения, приписываемые святителю Исследования Так как работы, в которых изданы сочинения свт. Филофея, имеют узкоспециализированный характер, т.е. направлены на изучение отдельных текстов, то обратимся к последнему пункту данного перечня, к исследованиям. Здесь из 21 исследовательской работы всего 3 работы написаны на русском языке, поэтому опишем их подробней, но представим их не в хронологическом порядке, а в порядке убывания значимости для цели нашей работы. Первая работа, которая непосредственно относится к нашей теме, – статья 1990 г. под названием «Филофей Коккин, патриарх Константинопольский» 11 для готовившегося, но не изданного Богословско-церковного словаря. В этой статье содержится очень краткая биографическая справка о святителе и кратко перечислена тематика его сочинений. Судя по всему, это был первый опыт целенаправленного составления биографии свт. Филофея (Коккина) на русском языке. Список литературы, использованный в работе, довольно скудный – всего 5 работ: статья о святителе в Богословском словаре Римо-католической церкви 1935 г., труд Георга Ниггла 1955 г. («Предварительные замечания к трудам константинопольского патриарха Филофея»), работа прот. И. Мейендорфа 1959 г. («Введение к исследованию о свт. Григории Паламе »). Из трудов на русском языке – исследования Г. М. Прохорова «К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина» 1972 г. и «Повесть о Митяе» 1978 г. 12 Приведенный список использованной литературы хорошо показывает низкий уровень научного интереса по нашей теме на протяжении XX в., особенно учитывая то, что информация собиралась для словарной статьи. Следующая по значимости работа – исследование Г. М. Прохорова 1979 г. «Филофей Коккин о пленении и освобождении ираклиотов» 13 . Несмотря на то, что это, по сути, филологическое исследование, которое посвящено одной из молитв свт. Филофея (Коккина), из статьи можно почерпнуть и сведения о жизни святителя в конкретный исторический период, который связан с захватом г. Ираклеи в 1351 г. Собственно, это единственная обнаруженная нами работа на русском языке, которая так подробно описывает это трагическое, как г. Ираклеи, так и для свт. Филофея, событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010